Фгос сюжетно ролевые игры 1 младшей группе. Конспект сюжетно-ролевых игр для детей первой младшей группы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 18 «Колокольчик» Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан

Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность.
В игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы и внутренний эмоциональный комфорт.
В игре развивается способность к воображению, образному мышлению.
Играя, ребенок примеряет на себя разные роли.
Осваивает правила взаимодействия и учится пояснять свои действия и согласовывать их с другими.

Значение игры для развития ребенка
Развивающие функции игры
Сюжетная игра строится как цепочка условных действий с предметами.
Сюжетная игра строится как цепочка специфических ролевых взаимодействий.

Сюжетная игра строится как последовательность разнообразных событий.
Цель педагогических воздействий
Формирование игровых умений,
обеспечивающих самостоятельную
творческую игру детей,
в которой они по собственному
желанию реализуют разнообразные
содержания, свободно вступая во
взаимодействие со сверстниками.
Принципы организации сюжетной игры
Воспитатель должен играть вместе с детьми (позиция «играющий партнер»)
Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства
На каждом этапе дошкольного детства формировать игровые умения, ориентируя ребенка на осуществление игрового действия и пояснение его смысла партнеру по игре.
Средство формирования игровых умений
Условия активизации самостоятельной игры
Формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми.
Создание условий для самостоятельной детской игры.

Организация игры в первой младшей группе
Формирование сюжетной игры
осуществляется на фоне постоянной
организации условий для
элементарного предметного
взаимодействия детей друг с другом.

Использование предметов
стимулирующих к зеркальным,
взаимоподражательным действиям,
направленным друг на друга.
(мяч, машинка, кубики)

РЕБЕНОК ВЗРОСЛЫЙ
РЕБЕНОК РЕБЕНОК

Формирование условного игрового действия
Что делает ребенок фактически
Что данное действие означает
Условное действие «кормления» с помощью сюжетной игрушки - копии настоящей вещи.
Условное действие «кормления» с помощью палочки – действовать предметом-заместителем.
Условное действие «кормления», осуществляя движения, напоминающие «кормление» ложкой, - действовать с воображаемым предметом
Задача педагога
Приемы руководства игрой
Игры – инсценировки
«Игра рядом»
Совместная игра взрослого с ребенком, где взрослый партнер и носитель формируемого способа игровой деятельности.
Резюме
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двучастным, состоящим из ситуации формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый – «играющий партнер», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Салон красоты
Дайте ножницы, расчёску,
Он вам сделает причёску.
Парикмахер непременно
Подстрижёт вас современно.

Больница
Мы пока еще ребята, Не умеем мы считать, Может знаний маловато, Но ведь можно помечтать! Я врачом, наверно, буду, Стану я лечить людей! Буду ездить я повсюду
И спасать больных детей!

Детское кафе
Семья
Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно!

Фруктовый рай
Покупатель поспеши, Мой товар скорей возьми, Рассмотри его получше, Не найдешь товара круче!
Пароход
Пароход построим сами!Простынь будет парусами.Две метелки - две трубыСразу встанут на дыбы.Будет корпусом кровать.Но сейчас нельза нам спать,Возьмем компас и тетрадь -Курс нам надо расчитать!
Благодарим за внимание

В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала (игрушек):

«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.д.)

«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например, белая шапочка врача, каска пожарника и т.п.

«Маркеры (знаки) игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т.п.)

Материалы для сюжетной игры

Для детей от 2 до 3 лет представляют собой прототипические имитации бытовых «орудий» - игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта - грузовики (деревянные и пластмассовые, в которых ребёнок может нагружать кубики, усесться сам), коляски для кукол, конь на колёсиках, тележки и т. п.

Все эти игрушки должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребёнку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребёнку и большим куклам (кроватка, стол, стулья) кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства («остов» автомобиля, автобуса с рулём и узнаваемым «фасадом»), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи занимают очень важное место, особенно куклы. В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребёнка (а не замещает активного партнёра по играм). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.) именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна «уметь» менять положение - стоять, сидеть, лежать, её можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большое значение для игры детей имеют мягкие игрушки-персонажи - подобия животных.

Полифункциональные материалы , которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг таких материалов невелик. Это небольшое количество надувных модулей, которые маленький ребёнок может свободно перемещать. Они используются для огораживания «домика», «автобуса» и пр. Кроме того, целесообразно иметь ёмкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Сюжетообразующие наборы материала и его размещение

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

В пространстве группового помещения достаточно иметь 3-4 таких целостных комплекса (традиционно в дошкольной педагогике их называют тематическими зонами). Это комплексы материалов (и часть пространства) для развёртывания бытовой тематики:

  • Шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола
  • Пара кукольных кроватей, шкафчик с «постельными принадлежностями», диванчик, на котором могут сидеть и куклы и дети.
  • Домик-теремок - ширма, со скамеечками и модулями внутри, где могут жить мягкие игрушки-звери, прятаться и устраивать свой дом дети; здесь же может развёртываться игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.
  • Тематический комплекс для разнообразных поездок: автобус-каркас с модулями сидений и рулём.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колёсах, пластмассовых ёмкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. Все материалы, находящиеся в поле зрения, должны быть доступны детям.

Примерный набор игровых материалов для первой младшей группы

Материалы для сюжетной игры

Тип материала Наименование Количество на группу
Игрушки-персонажи Куклы крупные (35-50 см.) 5 разные
Куклы средние (25-35 см.) 5 разные
Мягкие животные, крупные (35-50 см) и средние (25-35 см) 8 разные
Звери и птицы, объёмные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см) 15-20 разные
Звери надувные крупные 2-3 разные
Игрушки-предметы оперирования Набор чайной посуды (крупной) 2-3
Набор кухонной посуды (крупной) 2-3
Миски (тазики) 3
Молоток пластмассовый 1
Набор овощей и фруктов (объёмные-муляжи) 1
Комплект постельных принадлежностей для кукол 3
Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый) 2
Тележка-ящик (крупная) 2
Звери и птицы на колёсах (каталки с палочкой или шнурком) 5 разные
Автомобили с открытым верхом (крупные, средние) 5 разные
Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные) 2
Телефон 2
Ведёрки 5
Маркеры игрового пространства Кукольный стол (крупный) 1
Кукольный стул (крупный) 4
Кукольная кровать 2
Кукольный диванчик 1
Шкафчик для кукольного белья 1
Кухонный шкафчик (соразмерный ребёнку) 1
Кухонная плита (соразмерная ребёнку) 1
Ширма-остов домика 1
Складной остов автобуса (автомобиля) 1
Полифункциональные материалы Объёмные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды) 6
Ящик с мелкими предметами-заместителями

Организация сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе.

Предметно-развивающая среда в группах.

Сюжетно-ролевые игры. Учить детей проявлять интерес к игровым действиям сверстников; помогать играть рядом, не мешать друг другу.

Учить выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой; выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, объединенных сюжетной канвой. Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать игрушки и атрибуты для игры, использовать предметы-заместители.

Подводить детей к пониманию роли в игре. Формировать начальные навыки ролевого поведения; учить связывать сюжетные действия с ролью.

Развивать предпосылки творчества.

Игры с куклами:

– кормление кукол;

– купание;

– укладывание спать;

– куклы одеваются на прогулку;
– куклы на прогулке;

– обед для кукол;

– кукла заболела;

– комната для куклы;

– куклы идут в детский сад;

– куклы отдыхают (смотрят телевизор, читают, слушают музыку, идут в гости, на праздник, едут на дачу, на море).

Название игры, содержание ППРС

Группа №1

Группа №2

Группа№3

«Семья», «Готовим обед», «Угостим куклу чаем», «Принимаем гостей», «Помогаем куклам накрывать на стол», «У куклы Кати день рождение», «Поможем повару приготовить суп», «Матрёшка в гости к нам пришла», « У игрушек праздник»

Цель: Закреплять знание детей о столовой посуде, активизировать речь детей, воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Кукла Катя (Куклы: мягконабивные, пластмассовые; имитирующие ребенка 2–3 лет (40–50 см), с подвижными частями тела – мальчик, девочка; имитирующие ребенка-младенца (голыш),матрёшки, игрушки

Атрибутика для создания интерьера: полный сервиз столовой и чайной посуды, соразмерной по величине кукол, пластмассовые вазочки, телефон, часы, муляжи продуктов питания, овощей и фруктов.

Предметы-заместители (счетные палочки вместо ложек, пластмассовые круги вместо тарелок и т. д.).

игровой уголок

«Едем в детский сад на машине», « Гараж», «Дети переходят улицу», «Игрушки проходят по дорожке», «Машина едет по длинной и по короткой дорожке», «Мы строители», Автомобили и светофор», «Поездка на автобусе»

Игры с машинами и другим транспортом:

– машина едет по улице;

– мойка машины;

– ремонт машины;

– заправка машины;

– легковая машина везет гостя; катает друзей;

– грузовая машина везет грузы (на стройку, в гараж)

Автобус везет пассажиров

Цель:

Различные машины, набор инструментов: гаечный ключ, молоточек, отвертки, насос, шланг, строительный набор, макет перекрестка, светофор, рули

«Магазин», «Дети пришли в магазин», «Магазин игрушек», «Магазин одежды», «Кукла Катя пошла в магазин»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

игрушки весы; баночки, бутылочки маленьких размеров

из пластика, картона, таблички с наборами продуктов; наборы овощей, фруктов, сумки, кошельки.

«Купание куклы Кати», «Постираем кукле Кате платье»

Цель: учить правильно называть предметы и принадлежности купания, воспитывать эмоциональную отзывчивость (приятные воспоминания о кукле)

Полотенце, ванночка

Мыло,кукла, прищепки, веревка

«Парикмахерская», «Делаем причёску кукле Кате»

Цель: Формировать начальные навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли.

Инструменты для игры в парикмахерскую (трюмо с зеркалом, расчески, щетки (из картона, фанеры, линолеума), игрушечные наборы для парикмахерских
(зеркало, ножницы, накидки, парфюмерные наборы))

«Помоги Мише собрать игрушки в детском саду», Помощники», «Поможем няне подмести пол», «Наведем порядок в кукольной комнате»,

Цель: Ориентирование в группе, активизация диалоговой речи детей, умение играть небольшими группами.

игрушка мишка, набор «хозяюшка»

«Покормим птичек», «Петушок и его семья»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Птички, петушок, курочка, цыплята

«Оденем куклу Катю на прогулку», «Куклы гуляют»

Цель: активизировать речь детей, воспитывать внимание к своему внешнему виду, заботливое отношение к кукле.

Набор одежды для куклы.

Прачечная: гладильная доска, утюжки.

Дидактическая кукла (40–50 см). Кукла, снабженная всеми предметами нижней и верхней одежды ребенка, используемой в разные сезоны, а также аксессуарами (носовые платки, бусы, ленты, броши и пр.).

Цель: Содействовать желанию детей самостоятельно подбирать атрибуты ля игры. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Инструменты для игры в парикмахерскую,

игрушка Зайка

«Домашние животные за заборчиком», «Строим заборчик для зверят»

Цель: Активизировать и развивать речь детей, раскрыть игровой замысел. Формировать начальные навыки ролевого поведения.

Фигурки домашних животных,

«Встреча с доктором»

Цель: Игра способствует развитию навыков общения, социальной адаптации.

Набор «Больничка»

кукла-доктор в профессиональной одежде с символом (медицина – красный крест)

« Детский сад»

Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредствам объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Куклы, игрушечная посуда, мебель, предметы-заместители



Картотека сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе
Игры в больницу.
Игра-ситуация. « Зайка заболел» №1
Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (игрушка).
В р а ч. Больница открывается. Я - врач. Кто пришел ко мне на прием?
Пациент-зайчик (жалобно).Я - доктор.
В ра ч. Садитесь, больной. Что у вас болит?
Пациент. У меня кашель, болят ушки.
Врач. Давайте я вас послушаю. Дышите глубже. (Слушает больного трубкой.) Вы сильно кашляете. Покажите уши. Уши воспалились. А теперь надо измерить температуру. Возьмите градусник. Температура высокая. Вам надо пить лекарство. Вот это. (дает флакон.) Наливайте в ложечку и пейте каждый день. Вы поняли?
Пациент. Да. Я буду пить лекарство, как вы велели. Спасибо, доктор. Досвидания.
Игры в больницу.
Игра-ситуация «К нам приехал доктор» №2
Воспитатель показывает на сидящие, на диване игрушки - зайку, мишку, куклу, ежика и говорит: Какая очередь в больнице! Зверята, вы все заболели? Но доктор уехал к больным, а больше врачей нет. Что делать? Нам срочно нужен доктор. Кто будет лечить больных? Лена, ты будешь доктором? Полечишь больных зверюшек? Надевай халат. Теперь ты доктор. Зови больных в кабинета.
(доктор слушает больных, смотрит горло, дает лекарства)
Воспитатель: Доктор, у нас в больнице есть кабинет, где греют ушки, носик. Я - медсестра, делаю уколы. Ваши больные будут приходить ко мне.
Проводится прием больных. Медсестра помогает врачу: выписывает рецепт, греет приборами уши, нос, делает уколы.
Воспитатель говорит: Я должна уйти домой, моя работа закончилась. Кто будет медсестрой? Оля, иди работать за меня. Приводите к Оле кукол лечиться. Она делает уколы хорошо, совсем не больно.
Игра продолжается.
Игры в магазин
Игра-ситуация «делаем Покупки» №1
Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить муки. В магазине очередь. Что продают? Муку сахар. Вот кукла Рита. Рита, что ты хочешь купить? Муку? Я встану в очередь за тобой. Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.) Лиза, ты сегодня продавец? Мы с Ритой пришли в твой магазин».
Покупатель (воспитатель): Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужна мука, дайте мне один пакет муки.
Продавец (ребенок). Вот, берите.
П окупател ь. Мне еще нужно что-нибудь для начинки. Я люблю пироги с капустой. Капуста есть?
Продавец: Есть.
Покупател ь: Дайте кочан капусты. А теперь мне нужен творог, я напеку ватрушек. Люблю ватрушки с изюмом. У вас есть творог и изюм? Продавец. Есть.
Покупатель.:А пряники есть? Они мятные или шоколадные? Продавец. Мятные.
Покупатель: Возьму пряников. Спасибо. Моя дочка будет довольна. Она любит пирожки и прянички. До свидания!
Игры в магазин
Игра-ситуация « Что надеть на ножки?№2
Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком: Катя, почему у тебя босые ножки? Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама? Оля, это не твоя дочка бегает босиком? Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. (Оля подходит к кукле и берет ее на руки.) Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем, подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.
Воспитатель и девочка идут в магазин.
Продавец (воспитатель):В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?
Покупатель (ребенок):да.
Продавец: Вам больше нравятся красные или белые ботинки?
Покупатель: Красные.
Продавец:Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?
Покупатель (примеряет кукле ботинки): Подошли.
Продавец: Спасибо за покупку. Вы довольны?
Покупатель: Да. Спасибо
Игры в парикмахерскую
Игра-ситуация Модная прическа№1
Вариант 1. Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу. Кукла отвечает, что ходила в парикмахерскую. Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.
Воспитатель: Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.) Прическа готова. Посмотри в зеркало. Нравится? до свидания. Кто ко мне следующий? Здравствуй, Петя. Тебя постричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? Приходи еще.
Вариант 2 Воспитатель говорит: Я - парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной? Лена, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.
Лена работает, подражая педагогу, дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.
Воспитател ь: Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Леной?
Приходит новый парикмахер-Лиза, и принимает клиентов.
Игры в почту №1
Игра-ситуация « Почтальон приносит телеграмму»
Воспитатель играет роль почтальона. Он стучится в дверь и говорит: «Откройте дверь почтальону! Лена, открой мне дверь, пожалуйста. Здравствуйте, дети, я - почтальон, вы меня узнали? У меня есть фуражка, сумка на ремне. Я приношу почту. Вам пришло письмо:,Дорогие дети, поздравляю вас с Новым годом, ваш дедушка Мороз”. Вы знаете, кто такой дедушка Мороз? Он приносит подарки детям. А вот еще одно письмо. Его написала Катина бабушка. Она приглашает Катю в деревню, в гости. Катя, прочитай письмо. Кто хочет написать бабушке письмо? Пишите, я отправлю письмо по почте.
Игры в почту №2
Игра-ситуация «Пришла посылка».
Воспитатель приносит посылку и сообщает детям, что она пришла (от мамы Козы. Говорит: «Коза любит своих козляток, поит их молоком, охраняет от волка. Коза прислала детям свежей сметаны. Что мы козочке пошлем? давайте пошлем ей яблоки в посылке, дети берут шарики и кладут в посылку) Козочка обрадуется, угостит своих козлят».Воспитатель отдает детям посылку и они играют самостоятельно:
кладут в нее разные подарки (для бабушки, для мамы, для кукол).
Игры с игрушечными животными
Игра-ситуация «Игры с Жучкой»№1
Воспитатель подходит к игрушечной собачке и обращается к играющим детям: «Возле нашего детского сада гуляет собачка. Как ее зовут, я не знаю. Кто ее хозяин? Миша, ты? Что же ты так далеко ушел, твоя собачка испугалась. Смотри, она прижала ушки, испуганно смотрит по сторонам. (Ребенок берет собачку.) Собачка, ты любишь своего хозяина? А ты, Миша, любишь свою собачку? Давайте, ребятки, спросим у хозяина собачки, как ее зовут. (Ребенок называет имя собачки.) Ее зовут Жучка. А что она умеет делать? Жучка, ты умеешь прыгать? Прыгай через палочку (Мальчик держит палочку, а воспитатель берет собачку и собачка «перескакивает через барьер».) Ай да молодец, Жучка. Еще раз, еще раз. Ты хочешь кушать, Жучка? Скоро хозяин покормит тебя. Где твоя миска? (Ребенок дает собачке «корм», она «ест».) Смотри, Мишенька, твоя собачка виляет хвостиком, радостно скулит, ластится. Она наелась и повеселела. А теперь, Жучка, можешь идти спать. Где твое место? На коврике? А где коврик?» (Ребенок показывает.)
Далее дети играют с собачкой самостоятельно.
Игры с игрушечными животными
Игра-ситуация «Цирк зверей»№2
Воспитатель вешает на доску афишу на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк. В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите!
В цирке веселые зверята: Обезьяна, лев, тигрята. «Дорогие зрители, Купить билеты, не хотите ли?»
Воспитатель раздает детям «билеты в цирк» и сообщает: «Первым выступает лев. Он умеет прыгать: ап! Еще раз: ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через перекладину) Молодец! Давайте похлопаем.
Теперь выходит тигр. Он тоже умеет высоко прыгать через обруч. (Демонстрирует прыжок игрушечного тигра.) Красиво прыгал, ловко! Похлопаем ему тоже. Проворная обезьянка умеет качаться на качелях:
вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки.) А вот и попугай, он умеет петь куплеты:
Я попугай, сижу на ветке,
Распеваю песни в клетке.
Билет берите
И приходите!
Выступление зверей-артистов окончено. До свидания!» Звери выходят на поклон, дети аплодируют. Примечание. Через 1-2 дня игру можно повторить, а затем оставить оборудование в группе для самостоятельной игры детей.
Игры с куклами
Игра-ситуация «Знакомство с куклами» №1
Куклы сидят на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу и говорит сидящим куклам, вызывал любопытство играющих рядом детей: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Вера. Вы хотите с ней познакомиться?« Кукла Вера знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Верой. Педагог дает детям разные поручения: предложить кукле Оле чай, пересадить куклу Катю поближе к окну, угостить куклу Настю пирогом. Таким образом, дети запоминают имена кукол и называют их в ходе игры, отвечая на вопросы педагога: »Кто сидит ближе к окну? Кто пьет чай? Кому дали пирог?»
Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.
Игры с куклами
Игра-ситуация У куклы Веры новый шкаф №2
Воспитатель везет на игрушечной машине шкаф. Останавливает
машину рядом с уголком для кукол и объявляет: «Из мебельного магазина на грузовой машине привезли новый шкаф. Куда выгружать?»Дети подбегают к машине, воспитатель просит мальчиков помочь с разгрузкой, а девочек- выбрать место для шкафа. Хвалит покупку обсуждает с детьми, хороший ли шкаф привезли куклам. Дети вместе с педагогом рассматривают его, открывают дверцы, обсуждают, что можно положить в шкаф.
Воспитатель (куклам). Куколки, мы купили в магазине шкаф для вашей новой подружки. Теперь Вера может хранить там свои наряды. Вера, у тебя много помощников, они соберут твою одежду (Обращается к детям.) Поможем Вере? Коля, что положим на полочку? Шапку? Вот, Вера, у Коли на полочке шапка лежит, и у тебя теперь тоже. Лена, обувь куда поставить? Помоги нам, пожалуйста, принеси сапожки. А куртку куда? Повесим на вешалку. Смотри, Вера, все на своих местах: и одежда, и обувь в шкафу. Можешь собираться на прогулку
Вариант игры. Воспитатель обращается к детям: «Мамы, а у ваших дочек одежда в порядке?» дети сами раскладывают одежду своих кукол.
Игры с куклами
Игра-ситуация «Наводим чистоту в комнате»№3
Воспитатель говорит детям: Вера наконец-то поправилась. Можно всем вместе наводить порядок. Кто возьмет пылесос? Бери, Галя. Кто тряпку? Бери, Валя. Миша, принесика нам воды. Начнем, пожалуй. Вера у нас такая чистюля. Она любит, чтобы в комнате было чисто, красиво. Вера подметает, Валя моет пол, Галя вытирает пыль. Миша, помоги отодвинуть стулья. Ловко у вас, ребята, получается. Пол блестит, пыли нет. Вместе получается быстро: раз-два и - готово! Посмотрите вокруг - чистота! Хорошая у нас хозяйка Вера. И вы, ребята, молодцы - старались. Теперь отдыхайте, труженики».
Игры с куклами
Игра – ситуация «Новая кукла знакомится с игровым уголком».№4
Воспитатель приносит в группу новую куклу и сообщает, что ее зовут Кристина. Дети рассматривают куклу. Педагог начинает показывать кукле игровой уголок: кухню, спальную комнату и т.д. дети помогают кукле освоиться: показывают кухонную посуду, содержимое шкафов для одежды, принадлежности для купания и др.
Вариант игры (для детей старше 2,5 лет). детям предоставляется
большая самостоятельность: они могут называть и показывать предметы по своей инициативе.
Игра-ситуация Новая кукла знакомится с игровым уголком

Игра-ситуация «Машина едет по улице»№1
Воспитатель подходит к ребенку, везущему игрушечный автомобиль, в спрашивает, что он делает, куда едет его машина. Если ребенок затрудняется, подсказывает ему игровую ситуацию: машина едет но городу, потом в гараж. Воспитатель с помощью показа, советов помогает ребенку разнообразить игровые действия: катать машину туда-обратно, везти ее с поворотами, препятствиями (объезжал их), к конкретному месту, объекту. Помогает ребенку ощутить себя водителем, который может планировать свои действия «Я поеду в гараж», «Мне надо на дачу..» Примечание. К З годам ребенок постепенно вживается в роль, называет себя шофером, то есть принимает эту роль на себя.
Игры с машинами и другим транспортом
Игра-ситуация «Мойка машин» №2
Воспитатель подходит к детям, играющим в машинки, и говорит:
«Хорошо ездит твоя машина, Женя, но, по-моему, она немного запылилась. У меня есть шланг, можно полить ее водой, помыть. Машина любит, когда ее моют, ухаживают за ней. Тебе нужна тряпочка или мочалка? Намочи тряпочку, протри дверцы, кузов, стекла. Машина высохла, засияла. Вот какой у нее заботливый водитель!»
Игры с машинами и другим транспортом
Игра-ситуация «Машина хочет быть чистой»№3
Воспитатель подходит к ряду игрушечных машин и, ненавязчиво привлекая внимание детей, говорит удивленным тоном: «Много скопилось машин! Саша, ты не знаешь, почему выстроилась очередь? Машины торопятся на мойку. Все машины любят быть чистыми. А кто у нас работает на мойке? Ты, Алеша? Тогда иди скорее, машины ждут. Грязные машины не должны ездить по городу. Вот одна машина помыта, теперь еще одна. Нам нужны мойщики машин. Кто еще у нас будет мойщиками? Женя, Сережа идут к нам. Берите шланги, тряпки, ведра. Мойте машины. Ловко получается! Раз-два, окна заблестели! Три-четыре, дверцы стали чистыми! Колеса тоже надо мыть. Все машины помыли. Послушайте, что говорит Алешина машина.
Теперь я стала чистою.
и солнышко лучистое
Отсвечивает искрами,
Светлее лес и луг.
Сквозь стекла запыленные
Была лужайка темною,
Теперь и лес, и улица
Зазеленели вдруг.
Можно ехать дальше. Кто куда едет? Может, нам по пути? Я - в гараж. Ты, Саша, куда едешь? (В город.) А ты, Женя? (На дачу.) Поехали!»
Игры с машинами и другим транспортом
Игра-ситуация «Медвежонок чинит автомобиль» №4
Воспитатель начинает игру: берет медвежонка и ставит возле машинки.
М едвежонок. Сегодня я поеду в гости, меня приглашал к себе зайка. Заведу мотор. Рр-р... Ой, что-то он не заводится. В чем дело? Попробую еще раз. Р-р-р... Опять заглох. Что делать? Почему не заводится моя машина? Она сломалась? (Плачет.)
Воспитатель (говорит сам с собой). Медвежонку сегодня не везет. Машина не слушается его, не заводится. (Обращается к ребятам.) Водители, у вас есть инструменты для ремонта? Саша, дай мне гаечный ключ. Спасибо. Вот, медвежонок, гаечный ключ. Я покажу тебе, как надо крутить. Саша, помоги ему подкрутить гайку. Хорошо получается. А еще надо вот здесь постучать. Женя, дай-ка молоточек. Стучи. А медвежонок пока возьмет машинное масло и смажет детали. Все, готово. Саша, заводи мотор. Медвежонок, подтолкни машину. Р-р-р... Р-р-р... Мотор зарычал, загудел, зафырчал: р-р-р... Р-р-р... У-у-у.. Фыр-р-р... Медвежонок вас благодарит. Спасибо, ребята.
Медвежонок. Я поехал в гости! До свидания! (Поет.)
Ты гуди сильней, мотор. Я - умелый шофер. Надо - влево руль кручу, Надо- гайку подкручу, дам сигналу погудеть- должен все шофер уметь.
Игры со строительным материалом №1
Игра-ситуация «Построим башенку для принцессы»
Воспитатель приносит в группу красивую куклу-принцессу, сажает ее на стульчик и говорит ей: «Принцесса, скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позовука я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза, вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома.) Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, все, что нужно для стройки. А что нам нужно? (дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) дети, ВЫ будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню.
Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручные материалы. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом - башня. Вы довольны, принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома.»Игры со строительным материалом
Игра-ситуация «Строим забор» №2
Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: «Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? домик. А у тебя, Галя? Тоже домик? Я вижу, на стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить заборы, дети, вам хочется, чтобы домик был с заборчиком? У Сашиного домика будет забор и у Галиного домика тоже будет забор. Тогда начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.
Мы решили строить дом
Для своих зверюшек.
Дом построен, и теперь
Нам заборчик нужен.
Доски обтесали,
Крепко прибивали.
Тук-тук, перестук,
Доски обтесали.
Тук-тук, перестук,
Крепко прибивали.
Хорошие заборы получаются. Вот заборы готовы. К Сашиному забору подошла киска, мурлычет. Давайте пустим ее в дом. На Галин забор взлетел петушок: «Ку-ка-ре-ку!» Получилась настоящая деревня».

Екатерина Подковенко
Значение сюжетно-ролевых игр в 1 младшей группе

Сюжетно -ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры : эмоциональная насыщенность и увлеченность детей,

самостоятельность, активность, творчество.

Основным источником, питающим сюжетно -ролевую игру ребенка,- является окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно -ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей . Сюжет игры - это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры . Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает , что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.) . Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.

В сюжете дети используют два вида действий : оперативные и изобразительные - «как будто» . Наиболее общий мотив сюжетно -ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре : в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения. Своеобразие содержания сюжетно -ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей. Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. Игра имеет значение личности

людьми : во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. Игра оказывает важное воздействие на эмоциональное развитие ребенка. Дети привносят в не то, что они знают о жизни : свои знания и заблуждения, свои страхи и пожелания, а порой болезненные воспоминания, с которыми они пытаются совладать. Маленькие дети, языковые возможности которых ограничены, часто используют игру как средство осознания своего мира. Благодаря игре у детей повышается понимание своих сильных и слабых сторон, своих привязанностей и антипатий, способности лидировать и убеждать или же подчиняться, может быть согласовывать интересы. Все это способствует развитию самосознания. Сюжетно -ролевая игра - занятие в значительной мере умственное . Дети используют память : они вспоминают о людях и событиях и затем воспроизводят их. Они апробируют идеи, планируют и реализуют свои планы, формируют представление о прошлом, настоящем и будущем.

В игре дети творят, используя материалы и игрушки совершенно новыми способами. Кроме того, они совершенствуют разговорные навыки, что чрезвычайно важно для мышления и способности обмениваться информацией. Игра является не только средством формирования абстрактного мышления, но и фактором расширения знаний о предметных областях. В процессе сюжетно -ролевой игры происходит развитие многих математических представлений. В игре ребенок сталкивается с различными группами и подгруппами материалов и вещей . Дети обучаются классифицировать предметы, используют понятия типа «больше - меньше» , «шире - уже» , «тяжелее - легче» . Обогащение словаря и развитие понятий - важная предпосылка успешного чтения и понимания. Общаясь в игре, дети используют родной язык, увеличивая гибкость речи, расширяя словарь, осваивая новые понятия. Приведение в порядок материалов и предметов в соответствии с их сходствами и различиями обостряет способность наблюдения. Выявления сходства и различия крайне важно для опознавания букв и слов при чтении. Обыгрывание какой-либо темы заставляет детей организовывать свои представления. В дальнейшем это облегчает им понимание текстов, где следует учитывать логическую последовательность событий. Сюжетно -ролевая игра почти всегда предполагает участие нескольких детей, поэтому она является важнейшим фактором социального развития ребенка. Игра часто включает элементы совместного планирования и кооперации. Игра обеспечивает практику разрешения конфликтов. Дети могут спорить и огорчаться, но они привыкают иметь дело с интересами других. По мере того, как им приходится материалами и снаряжением, у них развивается эмпатийное отношение к людям. Одновременно они начинают понимать, что играть и заниматься со сверстниками интересно и приятно.

Дети обычно начинают играть, не задумываясь. Выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием другим детям. Цель возникает в процессе игры (приготовить кукле обед, поехать на машине) . Дети начинают ставить цель сначала в строительных играх, а затем в играх с игрушками. В конце 3-го года жизни дети начинают готовить условия для игр, обозначать замысел игры . Игровые замыслы начинают адресоваться группе детей .

Основное содержание игры -действие с предметами. К концу 3-го года жизни, научившись действовать с предметами, дети переходят к отображению простейших взаимоотношений между персонажами. Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. В конце 3-го года жизни дети начинают объединять в игре 2-3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды сказок. Бытовые сюжеты преобладают , но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок

В конце 3-го года жизни некоторые дети начинают обозначать роль словом . Дети часто

разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнеров переносится

на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов – заместителей. Дети переходят к играм вдвоём, а затем к групповым играм .

К концу 3-го года жизни дети принимают от взрослого и выполняют действия с предметами-

заместителями, сообщают другим предполагаемое содержание своих действий с ними. Они воспринимают воображаемую ситуацию, играют с воображаемыми предметами, переходят к активной замене хорошо освоенных действий словом («Куклы уже поели» ). Им становится доступна условность игры («это понарошку» ). Дети переходят к обобщенным действиям. В совместных играх они сначала выполняют одинаковые действия, затем функции играющих разделяются (один причесывает другого, к 3-му году появляются первые подлинно коллективные игры.

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребёнка дошкольного возраста; в ней развиваются действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации.

Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Её привлекательность объясняется тем, что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто» , «понарошку» .

Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме» ).

Игра имеет значение не только для умственного развития ребёнка, но и для развития его личности : принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми.

Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми : во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми.

Однако свои развивающие функции игра выполняет в полной мере, если с возрастом она всё более усложняется, и не только по своему тематическому содержанию.

Рассказать друзьям