Нашим деткам о Прощеном воскресеньи.
Б ыл и сейчас есть в России обычай, когда в последний день Масленицы просят прощения друг у друга. Ходят просить отпущения грехов у своих священников.
Перед исповедью, Корзухин
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".
Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест и просят прощения. Затем принято кланяться уже друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит ". Прощать надо человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца. В конце службы во многих храмах поются песнопения Пасхи («Воскресения день», оканчивающееся словами «простим вся воскресением»), напоминая о том, что пост - это путь к Пасхе, которая уже близко.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов.
Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска (с XVIII века - расположения расквартированных в столице полков), просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.
В семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом, дети испрашивали прощения у господ. Сами господА не только не считали за стыд в Прощеное воскресенье испросить прощения у своих слуг, но даже вменяли это в священный долг. Такой обычай был повсеместен в России.
Масленица. Прощеный день в крестьянской семье. Гравюра К. Крыжановского по рисунку Н.И. Соколова
Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе строго воздержанная жизнь.
Не всё коту масленица... , Величко Ольга.
С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла. Кончилась Масленица, впереди Великий пост и Пасха. Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом.
В этот день все православные просят друг у друга прощения, чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху, день Воскресения Христова.
Но прежде чем просить прощение друг у друга, мы должны просить прощения у Господа за то, что так мало любим Его и так часто огорчаем.
Воскресенье вновь прощенное-
Постарайся всех простить!
И обиды затаенные
Поскорее позабыть!
Так легко,светло и радостно
Станет все вокруг тебя!
И забьется сердце сладостно,
Всех прощая и любя!
Поспеши и сам покаяться
Перед Богом и людьми!
Все грехи тебе прощаются,
Только душу не томи!
Будьте, люди, милосердными,
Как Великий наш Отец!
И грехи все наши скверные
Нам простятся наконец!
Не всё коту масленица. . . . Бём Е. М.
Начинается Великий пост…
Прощеное воскресение – как мост, ведущий в первую седмицу Великого поста. Для того, чтобы на него вступить, нужно с масленицей расстаться. Тут, в канун или воскресное утро, уместен разговор с детьми о том, что было бы, если бы масленица всегда была и не кончалась.
Из диалогов с детьми на занятиях в Семейном центре «Рождество»:
– Как мы на масленичной неделе сладко пили, вкусно ели, весело играли. Кому понравилось?
– Может, кому-то не понравилось?
– Эх, была бы масленица всегда… Пусть всегда будет масленица!..
Но пятилетние дети не особенно ловятся на эту провокацию:
– Нет, немножко очень даже можно. А всегда – нельзя… пожалуй.
– Отчего ж нельзя? Не жизнь – а масленица! Чем плохо?
– А кто ж тогда посуду после блинов мыть будет? Все объедятся – и спать… а посуда? – говорит один мальчик.
– Да, да, вот и некому будет за порядком следить. В грязи зарастем, вот так прямо – по уши. И с дивана-то встать тяжело. Поешь, да поспишь, поешь, да поспишь, – фантазируют.
– Или растолстеешь, в дверь не влезешь, – озабоченно девочки подхватывают. – Будешь тако-о-ой толстый. Вширь будешь расти.
– А куда надо?
– Надо-то – вверх.
Замечательный православный педагог ХХ века София Куломзина предлагает такой ход, очень уместный в продолжение разговора о том, почему бы масленице не быть всегда. Она говорит о том, что очень важно сделать с детьми открытие, что человеку не всегда полезно делать то, что хочется. А иногда бывает полезно делать то, чего не хочется. И на конкретных примерах дети активно включаются, чтобы это обсудить.
На занятие просим принести на эту тему рисунки, чтобы вместе потом обсудить. Что на рисунках? Вот на столе в комнате – апельсин, к нему протянута рука девочки. Автор комментирует:
– Очень хочется апельсин. Вот, думаю, возьму и весь как съем!
– Апельсин – полезный. Там витамины. Ну и съешь.
– Да как это – съешь? Я и хочу съесть. А с Васькой не хочу делиться. Апельсин-то один. А Васька его пока не увидел.
– Тогда не ешь. Это неполезно будет. Витамины, витамины… А жадиной вырастешь…
– Ну, вот я и нарисовала, как не полезно одной апельсин, без Васи, есть.
На другом рисунке – мальчик завис над большим широким диваном. Диван – во весь лист. Мальчик, как мячик над ним.
– Это я не завис. Это я на диване прыгать люблю. Дай, думаю, попрыгаю на диване, пока мамы нет.
– Ой, и я прыгать на кровать люблю.
– И я! У нас уже одна ножка сломалась. Не у меня – у тахты. Это диван такой. Мы все там попрыгали – и вот…
– Да, а прыгать полезно. Даже специально некоторые прыгают – как спорт. На батуте. А на диване – не полезно. Он сломается. Всем
влетит. Папе работа – чинить.
– Нет, я не потому нарисовал. Я прыгаю, а мама в соседней комнате Катьку спать укладывает. А я на зло прыгаю… Ну, не знаю почему на зло. Так. Она не засыпает.
– Больше не прыгай тогда. Таким злым вырастешь… эгоистом.
– Нет, я понял уже кем. Врединой, врединой. Прыгаешь, прыгаешь… и допрыгаешься.
Вот затем и пост в нашей жизни, чтобы учиться расти человеком. Как говорит митрополит Антоний Сурожский о правилах поста:
«Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу».
Надо-то вверх.
Вообще, само слово «пост» после всех забав и поединков масленичной недели, задорного, дружеского бойцовского духа, очень хорошо прояснить детям в контексте образа часового, который встает на пост. Часовой встает на пост, чтобы не пропустить непрошеных гостей к тому, что он призван охранять. И мы как воины Христовы призваны быть начеку. Стоять на посту.
Что у нас за спиной? За спиной у нас все, что нам дорого, все, что мы готовы охранять. Что это дорогое? Добрые отношения в семье. Любовь. Радость игр и общения. Здоровье. Хорошее настроение. Совестливость. Молитва и вера… От чего охранять? От расхищения. От всяких непрошеных гостей: от раздора, от ссоры, от хитрости, от вранья, вредности, от потакания слабостям, от чревоугодия… И вот это все наши враги. Нам с ними надо побороться, быть внимательным, наблюдать себя, и как часовой на посту давать им отпор.
Пост – это время, когда мы должны не дремать, вслушаться в голос своей совести, как в голос Бога, и приобщиться достойно Его Святых даров. А это значит – «примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно» (митрополит Антоний Сурожский).
В Прощеное воскресение доедаются последние блины, заканчивается блинная трапеза.
Как пишет в воспоминаниях о своем детстве Иван Шмелев в книге «Лето Господне», блины в этот день раздавались убогим, «убогие блины» пеклись. В современной семье вряд ли это возможно. Но вся масленичная неделя может быть таким одариванием, щедростью, милостыней – через традицию гостеприимства, визитов со своим угощением к тем, у кого стол обычно не изобилен.
А в Прощеное воскресение домашняя трапеза, когда вся семья собирается за столом, сопровождается словом взрослого о том, что сегодня вечером в храме будет совершаться чин прощения и напомнить, что это такое. Да и само масленичное гуляние накануне Прощеного дня обычно заканчивается дружеским обниманием и испрашиванием прощения друг у друга.
Дети всегда обращают на это внимание. И искренне подражают взрослым. Домашний же чин прощения до сих пор принят в верующих семьях. Взрослые обращаются к детям, а дети – к родителям, а потом все вместе идут к старшему поколению семьи. И во многих благочестивых семьях по-прежнему, как это было и раньше, перед старшим поколением семьи мама, папа, дети встают на колени, испрашивая прощения и благословения.
Прощеное Воскресение
Этот день имеет разные названия Прощёное воскресе́нье, Сыропуст, Целовальник, Прощёный день, Заговенье, 7-е воскресенье перед Пасхой и т.д.
Последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, красивый,русский обычай. В этот день, перед строгими днями Великого поста,по установленному в древние времена обычаю, на Руси было принято очищать душу. Поклонившись друг другу из глубины наших сердец, повиниться, попросить прощения за взаимные обиды и согрешения.
В этот день мы должны в первую очередь спросить себя: кому я сам причинил боль, вольно и невольно? С кем у меня немирные отношения и что я могу сделать для изменения этого? И в первую очередь просить от сердца прощения сперва у родных, потом у друзей, у всего честного народа…
Надо от чистого сердца сказать Простите
, а не извините
— А что значит – простите? Что мы должны вкладывать в это понятие?
— Есть два разных слова: «прости» и «извини». Это почти синонимы в современном русском языке, однако, изначально это очень разные по смыслу слова.
Вы не замечали, что часто гораздо легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» – значит, выведи меня из вины, сделай меня невиновным, другими словами, давай будем считать, что я перед тобой не виноват. Так ребенок, который полез на стол за конфетами и разбил вазу, может сказать: «Мам, я вот тут разбил твою любимую вазочку, извини меня». Тем самым он хочет оправдаться: «Я не виноват, так получилось».
А что такое «прости»? Это означает: я виноват, я признаю свою вину, но отпусти мне ее, прими меня таким, какой я есть, я постараюсь исправиться.
Поэтому и у Бога мы просим не извинить, а простить, а значит - принять. Принять виноватого, грешного, какого угодно - но принять.
— Точно так же и с людьми: мы просим их принять нас такими, какие мы есть?
Вечерня Прощеного воскресенья в храмах открывает время, когда начинаются длинные службы, земные поклоны, постная пища, чтение святоотеческих поучений. Начать новый день нужно с чистой совестью. Так же и начать Великий пост - очистив свою душу от груза обид, непонимания, размолвок с другими, чтобы можно было спокойно сосредоточиться на себе, своих отношениях с Богом.
После вечерни настоятель храма обращается к народу со словом, в конце которого первый просит прощения. Здесь в каждом храме могут быть свои традиции, но, как правило, священство храма выходит с крестами, и прихожане поочередно подходят сначала к ним, а потом друг ко другу со словами «Простите меня» и ответом «Бог простит, и я прощаю».
В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения.
Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения - чтобы быть примирённым и прощённым со всеми и - благодаря этому - с Самим Богом.
С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви.
Чин прощения повторяется Великим постом еще несколько раз: первые четыре дня первой седмицы, когда читается канон Андрея Критского, но не целиком, когда все просят прощения друг у друга, а кратко - настоятель храма в конце службы говорит: простите меня, отцы и братья, и делает земной поклон, на который верующие также отвечают земным поклоном. И еще раз в более полном варианте чин прощения повторяется в Великую среду перед последней этим Постом Литургией Преждеосвященных Даров - перед наступающим Великим четвергом, Тайной вечерей и страстными событиями Великой пятницы.
Нужно испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели и простить тех, кто нас обидел.
Не могу у каждого лично попросить прощения, поэтому обращаюсь ко всем:
ПРОСТИТЕ МЕНЯ!
В этом году Прощеное воскресение выпадает на 17 марта. В этот день принято испрашивать друг у друга прощенье, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со своими ближними.
— А, как попросить прощенье? – можете спросить вы.
Жил на земле преподобный Никон Оптинский, который говорил вот что: «Когда прощения просишь, то надо это делать от чистого сердца, с полной искренностью. Точно так же и прощать, говорить: «Бог тебя простит», - и в душе твоей в это время должно быть чувство искреннего прощения, чтобы уж потом и не поминать этого дела, чтобы мир и любовь установились между вами.
В сегодняшний день Церковь также вспоминает, как за непослушание Богу Адам с Евой были изгнаны из Рая и стали смертными. Тело человека должно умереть, так как приспособлено только для земной жизни с ее трехмерным измерением: длиной, шириной, высотой, да еще - временем.
А в жизни духовной это все не требуется, там нет времени — там Вечность. Для нее мы и должны готовить себя на земле. Это наша задача, для благополучного решения которой необходимо послушание родителям и пастырям Церкви.
Так давайте же, дорогие ребята, будем слушаться папу и маму, хорошо учиться и тогда встретим Пасху с чистой совестью и радостью!
– мост к Великому посту
Прощеное воскресение – как мост, ведущий в первую седмицу Великого поста. Для того, чтобы на него вступить, нужно с масленицей расстаться. Тут, в канун или воскресное утро, уместен разговор с детьми о том, что было бы, если бы масленица всегда была и не кончалась.
Из диалогов с детьми на занятиях в Семейном центре «Рождество»:
– Как мы на масленичной неделе сладко пили, вкусно ели, весело играли. Кому понравилось?
– Может, кому-то не понравилось?
– Эх, была бы масленица всегда… Пусть всегда будет масленица!..
Но пятилетние дети не особенно ловятся на эту провокацию:
– Нет, немножко очень даже можно. А всегда – нельзя… пожалуй.
– Отчего ж нельзя? Не жизнь – а масленица! Чем плохо?
– А кто ж тогда посуду после блинов мыть будет? Все объедятся – и спать… а посуда? – говорит один мальчик.
– Да, да, вот и некому будет за порядком следить. В грязи зарастем, вот так прямо – по уши. И с дивана-то встать тяжело. Поешь, да поспишь, поешь, да поспишь, – фантазируют.
– Или растолстеешь, в дверь не влезешь, – озабоченно девочки подхватывают. – Будешь тако-о-ой толстый. Вширь будешь расти.
– А куда надо?
– Надо-то – вверх.
Замечательный православный педагог ХХ века предлагает такой ход, очень уместный в продолжение разговора о том, почему бы масленице не быть всегда. Она говорит о том, что очень важно сделать с детьми открытие, что человеку не всегда полезно делать то, что хочется. А иногда бывает полезно делать то, чего не хочется. И на конкретных примерах дети активно включаются, чтобы это обсудить.
На занятие просим принести на эту тему рисунки, чтобы вместе потом обсудить. Что на рисунках? Вот на столе в комнате – апельсин, к нему протянута рука девочки. Автор комментирует:
– Очень хочется апельсин. Вот, думаю, возьму и весь как съем!
– Апельсин – полезный. Там витамины. Ну и съешь.
– Да как это – съешь? Я и хочу съесть. А с Васькой не хочу делиться. Апельсин-то один. А Васька его пока не увидел.
– Тогда не ешь. Это неполезно будет. Витамины, витамины… А жадиной вырастешь…
– Ну, вот я и нарисовала, как не полезно одной апельсин, без Васи, есть.
На другом рисунке – мальчик завис над большим широким диваном. Диван – во весь лист. Мальчик, как мячик над ним.
– Это я не завис. Это я на диване прыгать люблю. Дай, думаю, попрыгаю на диване, пока мамы нет.
– Ой, и я прыгать на кровать люблю.
– И я! У нас уже одна ножка сломалась. Не у меня – у тахты. Это диван такой. Мы все там попрыгали – и вот…
– Да, а прыгать полезно. Даже специально некоторые прыгают – как спорт. На батуте. А на диване – не полезно. Он сломается. Всем влетит. Папе работа – чинить.
– Нет, я не потому нарисовал. Я прыгаю, а мама в соседней комнате Катьку спать укладывает. А я назло прыгаю… Ну, не знаю, почему назло. Так. Она не засыпает.
– Больше не прыгай тогда. Таким злым вырастешь… эгоистом.
– Нет, я понял уже, кем. Врединой, врединой. Прыгаешь, прыгаешь… и допрыгаешься.
Вот затем и пост в нашей жизни, чтобы учиться расти человеком. Как говорит о правилах поста:
«Они рассчитаны на то, чтобы помочь нам стряхнуть расслабленность и потворство своим слабостям, пробудить в нас чуткость и бодрость, не дать нам закоснеть в нашей приземленности, которая мешает нам воспарить к Богу».
Надо-то вверх.
Вообще, само слово «пост» после всех забав и поединков масленичной недели, задорного, дружеского бойцовского духа, очень хорошо прояснить детям в контексте образа часового, который встает на пост. Часовой встает на пост, чтобы не пропустить непрошеных гостей к тому, что он призван охранять. И мы как воины Христовы призваны быть начеку. Стоять на посту.
Что у нас за спиной? За спиной у нас все, что нам дорого, все, что мы готовы охранять. Что это дорогое? Добрые отношения в семье. Любовь. Радость игр и общения. Здоровье. Хорошее настроение. Совестливость. Молитва и вера… От чего охранять? От расхищения. От всяких непрошеных гостей: от раздора, от ссоры, от хитрости, от вранья, вредности, от потакания слабостям, от чревоугодия… И вот это все наши враги. Нам с ними надо побороться, быть внимательным, наблюдать себя, и как часовой на посту давать им отпор.
Пост – это время, когда мы должны не дремать, вслушаться в голос своей совести, как в голос Бога, и приобщиться достойно Его Святых даров. А это значит –
«примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям – и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно» (митрополит Антоний Сурожский).
Доедаются последние блины, заканчивается блинная трапеза.
Как пишет в воспоминаниях о своем детстве в книге «Лето Господне», блины в этот день раздавались убогим, «убогие блины» пеклись. В современной семье вряд ли это возможно. Но вся масленичная неделя может быть таким одариванием, щедростью, милостыней – через традицию гостеприимства, визитов со своим угощением к тем, у кого стол обычно не изобилен.
А в Прощеное воскресение домашняя трапеза, когда вся семья собирается за столом, сопровождается словом взрослого о том, что сегодня вечером в храме будет совершаться чин прощения, и напоминанием, что это такое. Да и само масленичное гуляние накануне Прощеного дня обычно заканчивается дружеским обниманием и испрашиванием прощения друг у друга.
Дети всегда обращают на это внимание. И искренне подражают взрослым. Домашний же чин прощения до сих пор принят в верующих семьях. Взрослые обращаются к детям, а дети – к родителям, а потом все вместе идут к старшему поколению семьи. И во многих благочестивых семьях по-прежнему, как это было и раньше, перед старшим поколением семьи мама, папа, дети встают на колени, испрашивая прощения и благословения.