Пенсии будущих пенсионеров. Современная пенсионная реформа в РФ это преступление в отношении будущих пенсионеров

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Для будущих пенсионеров - граждан предпенсионного возраста - государство разработает ряд законов, которые призваны их защитить в условиях увеличения пенсионного возраста в России.

Информация актуальна для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям:

Министерство труда активно разрабатывает для будущих пенсионеров пакет мер социальной защиты. Необходимость подобных действий со стороны государства продиктована ситуацией на рынке труда по отношению к пенсионерам. Ведь после повышения пенсионного возраста предпенсионерам, то есть тем, кому останется до выхода на пенсию 2 года, придётся столкнуться с более ранним увольнением по инициативе работодателей. Поэтому государство намерено принимать жёсткие ответные шаги.

Предпенсионеры, согласно ФЗ «О занятости населения» – это будущие пенсионеры, которым до выхода на пенсию останется 2 года. То есть на 2017 год - это граждане в возрасте 53 года (женщины) и 58 лет (мужчины). После повышения пенсионного возраста таковым возрастом будет считаться 62 года (для женщин) и 64 года (для мужчин).

За увольнение будущего пенсионера – уголовное наказание

Чтобы защитить предпенсионеров от необоснованного увольнения с работы по инициативе работодателя, законодатели готовы рассмотреть возможность уголовного наказания для таких работодателей. Такая инициатива поступила в Минтруд в ходе общественных обсуждений.

Иммунитет от увольнения не всегда приносит пользу: чувствуя свою безнаказанность такой работник может вести себя неадекватно, снижать производительность труда, ухудшать моральную обстановку в коллективе.

По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова данная мера только усугубит ситуацию на рынке труда. Работодатели из-за опасений будут увольнять под любым предлогом всех работников, кто близок к предпенсионному возрасту. То есть статья в уголовном кодексе спровоцирует дискриминацию по отношению к тем работникам, которым останется до пенсии не 2 года, а 3-5 лет.

Как Минтруд будет контролировать факты увольнения и трудоустройства граждан предпенсионного возраста?

Уже в октябре 2018 года заработает всероссийская программа содействия по трудоустройству граждан старшего возраста. Весной 2019 года Минтруд запустит онлайн-сервисы для трудящихся и работодателей. Также будет работать горячая линия, где трудящиеся смогут получить информационную поддержку по вопосу соблюдения трудового законодательства.

Согласно проекту закона, который представили члены партии «Едина Россия», все работодатели должны оповещать трудовую инспекцию о каждом увольнении сотрудника предпенсионного возраста по инициативе работодателя или по соглашению сторон. Такие поправки будут рассмотрены уже в ноябре 2018 года.

Также пенсионерам будут помогать открыть свой собственный бизнес. Подобная программа поддержки будет разработана к 2020 году.

Будущим пенсионерам увеличат пособие по безработице

Минтруд также готов повысить размер пособия по безработице для тех, граждан, кто относится к предпенсионерам. Если данная категория трудящихся потеряет работу и не сможет трудоустроиться, то им будут выплачивать пособие в повышенном размере. Эта норма будет обсуждаться в Правительстве осенью, и начнёт работать уже с 2019 года.

Размер пособия по безработице для будущих пенсионеров до и после изменений

Диспансеризация будущих пенсионеров (граждан предпенсионного возраста)

Минтруд совместо с Минфином рассмотрят вопрос о проведении ежегодной диспансеризации трудящихся предпенсионного возраста. Эта диспансеризация будет проходить за счет средств работодателя.

Курсы профессионального обучения для будущих пенсионеров

С 2019 года до 2034 года, когда пенсионная реформа полностью завершится, в России будут действовать программы профессионального обучения людей старшего возраста. Над этим проектом будут работать Министерство просвещения, Минпромторг, Министерство экономического развития и региональные власти.

На этих курсах переподготовки и повышения квалификации граждане смогут пройти краткосрочное обучение по востребованным специальностям в экономике региона. На развитие этого проекта государство намерено тратить до пяти млрд. рублей в год.

Для каждого региона будет создан банк востребованных профессий и специальностей, который будет постоянно актуализироваться. Ожидается, что особо востребованными граждане старшего возраста будут в сфере здравоохранения, образования, сельского хозяйства.

Пенсионная реформа вызывает опасения у налогоплательщиков

По мнению экспертов, такие меры являются попыткой переложить все бремя ответственности за пенсионную реформу на плечи бизнеса и работодателей. Предлагаемые меры носят насильственный характер. Это может привести к усилению трудовой дискриминации по возрасту. Компании будут просто вынуждать к увольнению трудящихся, которым останется 3-4 года до выхода на пенсию.

Рецепт успешной пенсионной реформы заключается в оздоровлении состояния экономики в целом. А чтобы улучшить состояние экономики нужно снизить налоговое бремя на бизнес. Это позволит предприятиям создавать новые рабочие места.

Другой составляющей этого рецепта является повышение производительности труда. С нынешним административным и налоговым давлением в условиях пенсионной реформы предприятия не смогут достичь повышения производительности труда.

Согласно действующему законодательству, каждый работающий гражданин РФ может рассчитывать в будущем на пенсионные выплаты, но какими они будут – для основной части населения остается тайной, покрытой мраком. Раньше главным при расчете пенсии был трудовой стаж, не имея которого, рассчитывать на пенсию не приходилось. Теперь минимальную пенсию можно получать, даже не проработав официально ни одного дня.

Виды пенсии

Чаще всего пенсию получают по возрасту, но это не единственный возможный вариант. Законодательно установлено 4 вида пенсий:

1. По старости: выплачивается мужчинам после достижения 60 лет, женщинам - после 55 лет.

2. За выслугу лет: пенсия назначается за определенный стаж военной или государственной службы без связи с возрастом. Стаж считается не только непрерывный - суммируются все периоды. В случае федеральной государственной службы он должен составлять 15 лет и в течение последних 12 месяцев быть непрерывным. У военнослужащих продолжительность необходимого для начисления пенсии срока службы зависит от звания, пола, наличия заболеваний и травм, полученных при исполнении обязанностей.

3. По инвалидности: выплачивается при установленной в законном порядке инвалидности и суммарном страховом стаже не менее 7 лет. По отдельному алгоритму рассчитывается пенсия по инвалидности военнослужащим, если травма или заболевание наступили во время службы.

4. По утрате кормильца: выплачивается всем лицам, которые находились не иждивении погибшего, а также тому члену семьи, который вынужден оставить работу, чтобы ухаживать за несовершеннолетними детьми или недееспособными родственниками.

Но большинство вопросов связано именно с пенсией по возрасту: как она рассчитывается, когда выплачивается и какой будет?

Как формируется пенсия?

Пенсионные сбережения формируются из взносов работодателя в системе обязательного пенсионного страхования и состоят из двух частей: страховой и накопительной, но только для родившихся после 1967 г. У тех, кто родился раньше, все взносы попадают в страховую часть.

Есть еще фиксированная выплата, так называемая, базовая, которую выплачивают, если у гражданина нет страховой и накопительной частей.

Страховая часть на сегодняшний день рассчитывается по специальной формуле, учитывающей стаж и размер пенсионных взносов за сотрудника работодателя. Это всегда ежемесячные выплаты, сумма которых ежегодно индексируется. Накопительная часть складывается из 6% от заработной платы, которые перечисляет работодатель, а также из взносов самого гражданина, если он участвует в программе софинансирования или просто вносит деньги на свой пенсионный вклад. Это актуально при отсутствии официального места работы или невысокой «белой» зарплате. Накопительную часть пенсии можно получить в виде единовременной или ежемесячной выплаты, для которых есть свои условия и правила. Ежемесячная выплата определяется из расчета ожидаемого периода выплат 228 месяцев.

С 2015 года от накопительной части пенсии можно отказаться – в этом случае страховая часть будет считаться по льготному коэффициенту.

Существует понятие страхового стажа – это суммарная продолжительность трудовой деятельности на территории РФ, в течение которой за гражданина уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Не надо путать общий трудовой стаж со страховым: сейчас учитываются только те годы, когда были отчисления в ПФ. С каждым годом необходимый для получения минимальный страховой стаж увеличивается на год. В 2016 г. он составляет 7 лет, а к 2025 и в последующие годы возрастет до 15 лет.

Пенсионный коэффициент

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК, баллы) – нововведение 2015 г. Чтобы его рассчитать, нужно разделить сумму уплаченных за сотрудника работодателем страховых взносов на сумму страховых взносов с предельной величины заработной платы (в 2015 г. – 711 тыс. рублей), а затем умножить на повышающий коэффициент. При начислении пенсии ИПК определяется для каждого года жизни, а затем полученные цифры суммируются. Если гражданин не работал в каком-либо году, это не значит, что ИПК будет нулевым – предусмотрены коэффициенты для периодов ухода за детьми, больными родственниками, срочной службы и прочих ситуаций.

Чтобы получать страховую пенсию, гражданин должен достичь пенсионного возраста, иметь страховой стаж 15 лет и суммарный ИПК не менее 30. Эти цифры будут актуальны только начиная с 2025 г., а сейчас действует переходный период, в течение которого минимальный стаж и ИПК постепенно увеличиваются. В 2016 г. они составляют 7 лет и 9 баллов соответственно.

Если стажа и ИПК при достижении пенсионного возраста не хватает, страховая пенсия назначается позднее или же выплачивается социальная пенсия (женщинам – с 60 лет, мужчинам – с 65 лет).

Как рассчитать пенсию?

С 2015 г. страховая пенсия рассчитывается по следующей формуле:

СП = ИПК х СПК + ФВ
СП – страховая пенсия в году назначения пенсии;
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина и премиальных коэффициентов за стаж, в 2016 г. максимальный ИПК равен 7,83;
СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии, определяется ежегодно Федеральным законом, в 2016 году – 74,27 руб.;
ФВ – фиксированная выплата, определяемая ежегодно, с 1 февраля 2016 года – 4 383,59 руб.

Резюме: пенсия теперь будет начисляться в баллах, а стоимость балла ежегодно пересчитываться.

Приведем пример расчета годового пенсионного коэффициента (ГПК) в 2016 г.:

Заработная плата гражданина составляет 40 000 рублей в месяц. Сумма страховых взносов (16%), уплаченных работодателем в Пенсионный фонд, составит 40 000 руб. × 12 мес. × 0,16 = 76 800 руб. Максимальная взносооблагаемая заработная плата в этом году – 796 000 руб., то есть сумма максимальных страховых взносов – 127 360 руб. Считаем:
ГПК = 76 800 / 127 360 × 10 = 6,017 пенсионных баллов.

Таким образом рассчитываются ПК за каждый год и суммируются, то есть, чем больше стаж, тем выше ИПК. Допустим, ИПК к моменту выхода на пенсию в 2016 году с учетом всех конвертаций и перерасчетов составляет 80 баллов. В этом случае расчет страховой пенсии будет следующим:
СП = 80 х 74,27 + 4 383,59 = 10325,19 руб.

Если этот же гражданин откажется от получения пенсии, то при расчете будут применяться повышающие коэффициенты (они отличаются в зависимости от периода отказа). В качестве примера расчет пенсии при отказе от нее на 5 лет:
СП = 80 х 74,27 х 1,34 + 4 383,59 х 1,27 = 13528, 90 руб.

Повышающий коэффициент для ИПК – 1,34, для фиксированной выплаты – 1,27.

Государственный и негосударственные пенсионные фонды

Все пенсионные взносы автоматически попадают в государственный пенсионный фонд, но это не единственная возможность. Существует множество негосударственных фондов (НПФ), в которых сбережения растут быстрее, и каждый гражданин сам может выбрать, куда перечислять накопительную часть его будущей пенсии. От перехода в негосударственные фонды многих удерживает опасение, что фонд закроется, чего с государственным случиться не может.

Опасение это напрасное, так как все деньги в этом случае возвращаются владельцам.

Единственный риск – не получить никакой прибыли за период пребывания средств в НПФ.

Программы софинансирования

В 2014 году была запущена государственная программа софинансирования пенсий, прием заявлений на участие в которой закончился 31 декабря 2014 г. Суть программы заключалась в том, что государство удваивало каждый добровольный взнос участника программы в размере от 2 тыс., но не более 12 тыс. рублей в месяц. То есть, вносить ежемесячно больше было можно, но государство доплачивало все равно только 12 тыс. Это было особенно актуально, если не было официального трудоустройства или зарплата выплачивалась в конверте. Сейчас в Думе рассматриваются предложения о повторном запуске программы софинансирования в 2016 г. на еще более выгодных условиях, но точной информации пока нет.

Можно ли оставить пенсию по наследству?

Если к моменту гибели гражданина на его лицевом счете осталась невыплаченная часть накопительной пенсии, ее может получить правопреемник – обычно ближайший родственник или лицо, указанное в завещании. Для получения денежных средств правопреемник должен обратиться в отделение ПФ по месту регистрации погибшего, и они будут выплачены ему наличными. На страховую часть пенсии право наследования не распространяется.

Это именно преступление и в отношении будущих пенсионеров и в отношении российской экономики со стороны государства. Сейчас разъясню почему. Кто видел 60 летних пенсионеров, которые проработали на заводе, вредном производстве, шахте, стройке. Они тютельку в тютельку попадали в момент, когда уже начинает сбоить организм и еще осталось немного сил, чтобы пожить для детей и внуков. Теперь дикий капитализм со стороны государства выпьет из будущего пенсионера уже все соки и выбросит на помойку - умирать. Кому нужен работник в 55-60 лет? А кому он нужен в 60-65 ???

Даже в 40 лет сегодня найти работу с хорошей оплатой практически невозможно (многие регионы находятся в депрессивном экономическом состоянии, кроме Москвы и небольшого ряда др городов и областей) . (Если нет связей или не открыть свой бизнес, который не прогорит, что тоже проблематично на сегодня). Получается государство приготовилось убивать стариков, прячась за красивые слова об улучшении качества жизни пенсионеров. Потому что это именно геноцид российских будущих пенсионеров, особенно проживающих в малых и средних городах и населенных пунктах, деревнях. где пенсионер являлся главным кормильцем в семье детей и внуков, где возникали проблемы с поиском работы и отсутствием оной (либо оплату за нее). А таких мест в РФ очень много, а не селе, деревне вообще повсеместно, где нет уже колхозов и др предприятий пенсионер чуть ли не пуп земли вокруг которого крутится экономика местного региона, села, деревни. И этот пуп хотят ликвидировать, закроются или станут нерентабельными сельские магазины, сократится число читающих газеты и журналы, покупающих лекарства. Мужчина в среднем живет около 67 лет в РФ, на пенсию выйдет в 65 и сколько денег ему вернут, тех что он вложил в ПФ? Обман!

Возьмем теперь эту бальную систему, это так же обман, так как с маленькой з\пл начисляется маленькая пенсия, а где в регионе взять хорошую зарплату??? (особенно в депрессивном, дотационном)??? Люди у нас получают, которые продолжают работать, 10 !!! тр пенсии, с хорошими стажами. Говорят невозможно на эти деньги прожить, зимой кварплата 5-6 тр за 1-2 комнатную квартиру и 7-8 т.р. за 3ю комнатную. Кому досталась в наследство от СССР.

Возьмем льготные категории вредное производство, завод, вредный стальцех, там на рабочих местах оптимизация, вместо бригады 12 человек работает 6-8 чел, работают как электровеники, плюс за других, кого оптимизировали, как скажется такая интенсивная работа в дыму и в жаре на человеке? Очень негативно, з\пл 25 тр, льготы конечно дают, право на 5 лет выйти раньше на пенсию по горячей сетке, в будущем это будет 60 лет, вместо 55. Но работник просто не доживет до пенсии, что и происходит и сегодня часто. Не доживают даже до 55, кто много там работает.

Возьмем силовиков, есть там разные категории, от блатных, что в 30 лет уже полковники, до тех кто воевал и заслужил льготы по праву, есть сотрудники с боевыми и пенсией в 50-60 тр. Друг вышел на пенсию в 45, майор мчс, пенсия 25, з\пл была недавно 45, особо ничего не делал, работа не бей лежачего была, плюс льготы за счет государства. Далее судья пенсия 160 тр, дипломат пенсия 90 тр., депутат госдумы, чиновники пенсия...... тоже не хилая. На лицо дисбаланс в пенсионной системе. Льготы-пенсии раздаются направо и налево, тем, кто не произвел прибавочной стоимости. Т.е. не создал материальных продуктов, что потом создают богатство страны. А именно деньги, льготы, преференции. Они их изымают из общего богатства страны, в том числе пенсионного котла, тем самым усугубляя ситуацию с пенсиями. Заставляя вначале придумывать пенсионные ваучеры - балы, а затем лишая и их, повышая возраст.

Конечно экономика страны не состоит из создания одного прибавочного продукта, создающего богатство страны, она состоит и в перераспределении его, накоплении, использовании для каких-либо целей. А вот именно здесь и зарыли собаку. Перераспределяют так, кто ближе к кормушке тому и кусок по жирнее, а кто дальше, тому ничего. Как долго может продержаться такая система? До тех пор, пока число приближенных не достигнет критической массы! А оно уже приближается к этому. Следующим шагом будет отказ в пенсии определенным категориям граждан. Почему это произойдет? И обязательно произойдет, если сегодняшняя экономика не трансформируется (причем не в электронную экономику, а непосредственно в эффективное производство и обслуживание). Причин несколько: 1) мировой тренд по росту производительности труда, роботизации, 2) сокращение рабочих мест и закрытие нерентабельных производств, 30 сокращение рынков сбыта из-за первых 2-х причин.

Фактически сегодня людей поделили на две касты "временно выживающих" и " обязательно умирающих". С учетом того что качественная медицина платная, работы для "пенсионеров" 60-65 летних не так много, это приведет к следующему:

1) Сокращению рабочих мест в стране, пенсионеры их будут придерживать пока не выйдут на пенсию еще на 5 лет позже.

2) Упадет и значительно покупательная способность населения (особенно в регионах), где пенсионеры играют не последнюю роль в стабильном спросе.

3) Вслед за этим сократится частично производство и торговля на тот кусок пирога, что изымет государство у пенсионеров.

5) Круг замкнулся, теперь и этих пенсионеров нечем кормить, нужно отказать в выплате.

Что лучше убить быстро или дать помучаться. Пока решили будущих пенсионеров убивать медленно.

Правительство предложило начать повышать пенсионный возраст с 2019 года

В правительстве предложили повысить НДС с 2019 года до 20%

http://www.interfax.ru/russia/...

Что теперь для других еще работающих категорий, увеличить налоги, сборы, акцизы. Уже решили повысить ндс до 20%.

Боюсь ВВП не досидит до следующих выборов, терпелка кончится.

Пенсионную реформу можно провести и другим способом не повышая возраст, а увеличивая экономические составляющие: производительность, рост ввп страны, снятие бюрократических ограничений, конкуренция на рынке, а не работа по блату для многих организаций, в том числе для Газпрома, убрать излишние давление со стороны государства на бизнес, сделать работающими законы для всех, а не только для "смертных", прекратить пропаганду на центральных каналах "соддом и гоммору", что разрушает понятие семья и сокращает число детей в браках. А далее ведет к старению населения.

Главное информационный фон выбрали грамотно для озвучки своих планов, чемпионат по футболу, а кому он нужен будет этот футбол, если зрителей не будет?

Госдума в среду, 26 сентября 2018 года, одобрила поправки президента России Владимира Путина к законопроекту об изменении пенсионной системы. Законом предусмотрена уголовная ответственность за безосновательное увольнение или отказ в приёме на работу лиц предпенсионного возраста. Установлен возраст выхода на пенсию для мужчин в 65 лет, для женщин - в 60 лет.

Парламентарии одобрили также поправку о праве на досрочный выход на пенсию для многодетных матерей.

Что касается ответственности за увольнение предпенсионеров, опрошенные Лайфом правоведы говорят, что эта норма позволит возрастным сотрудникам спокойно работать. За увольнение или отказ принять на работу людей предпенсионного возраста работодателям будут грозить обязательные работы на срок до 360 часов либо штраф в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 18 месяцев.

Юрист Алим Бишенов считает, что людям предпенсионного возраста следует более аккуратно оформлять свои отношения с работодателем.

Во-первых, людям предпенсионного возраста лучше всего все свои переговоры с потенциальным работодателем фиксировать на бумаге, чтобы было с чем идти в прокуратуру или трудовую инспекцию. А отказать могут якобы из-за недостаточного опыта работы, отсутствия требуемых навыков и по другим причинам, - объяснил специалист.

Юрист Илья Алексеев также считает, что людям предпенсионного возраста не следует особо доверять словам работодателя, а нужно всё фиксировать не только на бумаге, но и записывать разговор на телефон.

Такая бдительность позволит сотруднику остаться в строю, потому что зафиксированная информация позволит доказать следствию и суду дискриминацию работника в 55–60 лет, поможет осудить нерадивого работодателя, - пояснил он.

По словам председателя Государственной думы Вячеслава Володина, особенно в переходный период, когда вносятся изменения в пенсионную систему, необходимо сделать всё, чтобы человек труда, гражданин предпенсионного возраста был защищён.

Как пояснила ранее вице-премьер правительства Татьяна Голикова, принятый закон аналогичен нормам, содержащимся в статье 145-й УК РФ ("Необоснованный отказ в приёме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трёх лет").

Татьяна Голикова отметила, что уголовная ответственность - это "крайний случай". В 2017 году по статье 145-й УК РФ было зафиксировано 2 тысячи обращений, но при этом только по двум было принято решение об уголовном наказании.

Выступая 29 августа 2018 года с телеобращением, президент России Владимир Путин предложил установить возраст выхода на пенсию для женщин в 60 лет, а для мужчин - в 65 лет. Кроме того, повысить с 2019 года пособие по безработице для лиц предпенсионного возраста в два раза, ввести льготный режим выхода на пенсию для многодетных матерей (в 50–57 лет), а также выступил за сохранение льгот по налогам на землю и недвижимость для граждан, достигших нынешнего пенсионного возраста. При этом глава государства отметил необходимость введения ответственности работодателя (вплоть до уголовной) за безосновательное увольнение или отказ в приёме на работу лиц предпенсионного возраста.

Очередная перетряска пенсионной системы может оказаться самой серьезной за многие годы. Для начала решено не платить пособия по старости работающим пенсионерам-миллионерам. Следующим, похоже, будет решен вопрос о повышении пенсионного возраста. Велики шансы и на гораздо более радикальные реформы - вплоть до полного отказа от государственной части пенсии.

220 тыс. человек, возможно, лишатся пенсии в ближайшем будущем. Стольким работающим пенсионерам, по подсчетам главы Минтруда Максима Топилина, могут быть остановлены выплаты с 2016 или 2017 года. Мера коснется граждан с годовым доходом свыше 1 млн руб. "Это 83 тыс. руб. в месяц" - можно было бы и без министра подсчитать, но, видимо, правительству так понятнее.

С учетом того что всего пенсионеров в России более 41 млн (работающих пенсионеров - 14,3 млн), "счастливчиков" немного. Основной удар придется по москвичам (около 200 тыс. работающих из 2,8 млн пенсионеров). Именно в столице максимальная концентрация высокооплачиваемых пенсионеров. Средний заработок в Москве почти вдвое выше, чем по России (61 тыс. против 32 тыс. руб. на ноябрь 2014 года). При этом многие подходят к пенсионному возрасту на пике доходов или чуть ниже, почему и продолжают работать.

У этого плана практически стопроцентные шансы стать реальностью: Минфин, МЭР и представители обеих палат парламента его поддерживают. "Если решение в итоге пройдет и не вызовет протестов, то сумму, скорее всего, начнут двигать вниз или оставят на месте, но со временем миллион будет не очень крупной суммой за счет инфляции",- замечает попросивший об анонимности информированный собеседник "Денег". А "Деньги", в свою очередь, собираются следить за конкретными законопроектами: вероятность, что из-под этой инициативы будут выведены пенсии силовиков и чиновников, тоже близка к 100%.

Кроме того, Минфин предлагает ввести дополнительный взнос 1% зарплаты в бюджет ПФ. Таким образом, налоговая нагрузка на работающих граждан вырастет до 14% (1% плюс 13% НДФЛ). Это может дать бюджету около 170-200 млрд руб. в год, чего явно недостаточно для покрытия дефицита бюджета ПФР (623 млрд руб.). Шансы у этого предложения не столь велики, в декабре 2014 года президент Путин предложил ввести мораторий на повышение налогов на ближайшие четыре года. Однако, если речь идет о скоропалительной, без серьезного общественного и экспертного обсуждения, корректировке только что проведенной пенсионной реформы, можно предположить, что теперь возможно и это.

18 февраля на совещании у премьер-министра Медведева обсуждались и другие планы. Минтруд предложил постепенно повысить минимальный стаж для выхода на пенсию учителям, врачам и творческим работникам. Сегодня стаж педагогов - 25 лет, медработников - 25 и 30 лет при работе на селе и в городе соответственно. С 2016 года планируется повышать его с шагом три месяца за год. Это может затронуть около 20 тыс. человек в год. Шансы на принятие высокие, считает собеседник "Денег": "Решение по педагогам и медикам, скорее всего, съедят - льготные пенсии для них все-таки пережиток прошлого".

Тема продления заморозки пенсионных накоплений тоже рассматривалась на совещании, но пока решения нет, заявил Топилин. Крайне отрицательно об этой идее ранее высказывался глава Минэкономики Алексей Улюкаев. Заморозка накопительной части пенсии - это де-факто повышение налогов с целью снизить дефицит ПФР. Деньги, которые шли на персональный счет работника, пойдут в общую кубышку на оплату текущих расходов по выплате пенсий. Первое решение о заморозке пенсионных накоплений было принято осенью 2013 года и стало абсолютной неожиданностью. Тогда чиновники заверяли, что это временная мера, теперь, говорят циники, "она стала еще более временной".

Однако оптимисты пока не сдаются. "От создания полноценной системы пенсионных накоплений уклониться не удастся,- считает директор по региональным рейтингам агентства "Рус-Рейтинг" Антон Табах.- Сбережения из нынешней системы могут стать основой для добровольных накоплений, стимулированных налоговыми льготами и для работников, и для работодателей, типа британского NEST или новозеландского KiwiSaver".

Дело в возрасте

Главная проблема пенсионной системы другая - низкий пенсионный возраст. Президент Путин поручил изучить вопрос о его повышении на экспертном уровне, а затем перенести "на уровень рабочих форматов правительства", рассказал журналистам экс-министр финансов, глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин, участвовавший в антикризисном совещании с главой государства 13 февраля. И это прорыв: раньше глава государства категорически отвергал идею.

Сторонники повышения говорят о постепенных реформах. Алексей Улюкаев и глава Минфина Антон Силуанов предлагают британскую схему постепенного перехода. "Режим, когда для новых будущих пенсионеров устанавливается график примерно полгода увеличения пенсионного возраста за год, является разумным. То есть относительно лет за десять--пятнадцать прийти из нынешнего состояния в то гипотетическое новое состояние",- считает Улюкаев. Таким образом, срок выхода на пенсию у мужчин в 63 года будет установлен не ранее 2021 года, а для женщин - не ранее 2031-го (сейчас пенсионный возраст в России - 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин).

Смягчают позиции и противники реформы. Например, Минтруд, ранее не поддерживавший инициативу Минфина и МЭР. "Нужно сравнивать это с продолжительностью жизни, сравнивать это с тем возрастом, сколько люди живут в нашей стране после пенсионного возраста, сколько в других странах",- сказал Топилин. Председатель Совфеда Валентина Матвиенко (по наблюдениям "Денег", ее можно считать опережающим индикатором официальной позиции Кремля) раньше была против повышения пенсионного возраста, а теперь, судя по сообщению "РИА Новости", солидаризовалась с Улюкаевым и Силуановым.

Бодания с демографией

Стабильность пенсионного обеспечения не только в РФ, но и в мире находится под угрозой негативных демографических трендов, а именно старения населения. В 1950 году в развитых странах, по данным ОЭСР, на одного пенсионера приходилось более семи человек в работоспособном возрасте, в 1963-м - шесть, в 1976-м - пять, а в наше время - четыре. Старение населения продолжается, и, начиная с 2023 года, это соотношение упадет до трех к одному, а с 2047-го - до двух к одному.

В 2000-х на Западе осознали, что стареющее население можно прокормить, только повышая пенсионный возраст. Его дно в странах ОЭСР было достигнуто в 1999 году и составило для мужчин чуть меньше 62 лет и 60,5 года для женщин. В течение 15 лет там плавно повышают возраст выхода на пенсию и будут продолжать и далее. В 2000 году средний пенсионный возраст в странах ОЭСР составлял 60,5 года для женщин и 61,8 для мужчин, а в 2013-м - уже 64 и 65 лет соответственно.

В России из-за низкого пенсионного возраста дела хуже. По среднему варианту демографического прогноза ООН для России до 2050 года, к концу периода доля населения пенсионного возраста увеличится в 1,5 раза, в то время как доля населения трудоспособного возраста значительно сократится. В результате соотношение численности лиц пенсионного и трудоспособного возраста вырастет почти вдвое, с нынешних 32% до 61% к 2050 году.

Вопросы эмансипации

Традиционный аргумент противников повышения пенсионного возраста - низкая средняя продолжительность жизни в РФ. Она действительно намного ниже, чем в среднем по странам ОЭСР (70,7 года против 80 лет). "Да, у нас каждый год растет продолжительность жизни, но пока этот показатель, особенно продолжительность жизни мужчин, к повышению пенсионного возраста не подталкивает",- цитировало "Эхо Москвы" Матвиенко в сентябре 2014 года.

Ключевое слово здесь - "мужчин". В возрасте выхода на пенсию есть гендерный разрыв: женщины выходят на пенсию раньше мужчин. При этом продолжительность жизни женщин больше, чем продолжительность жизни мужчин. Соответственно, женщины проводят на пенсии гораздо больше времени, чем мужчины: в среднем в странах ОЭСР мужчины проводят на пенсии 16 лет, а женщины - 21 год. Развитые страны пошли по пути признания равенства полов и постепенно сокращают гендерный разрыв (сейчас в среднем всего год, а в большинстве стран у мужчин и женщин один и тот же пенсионный возраст).

В России же не только один из самых низких в мире пенсионных возрастов, но и огромный гендерный разрыв - пять лет. Ситуацию усугубляет разница в продолжительности жизни мужчин (65,1 года) и женщин (76,3): она в России самая высокая в мире - более 11 лет. В итоге ожидаемое время пребывания на пенсии (продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста) для доживающих до него российских мужчин составляет примерно 13 лет (ниже среднего уровня по ОЭСР на три года), для женщин - более 23 лет (выше среднего уровня по ОЭСР почти на три года).

Соответственно, пенсионеров-женщин в России втрое больше, чем пенсионеров-мужчин. По данным Росстата, мужчин в пенсионном возрасте на начало 2014 года было 9,7 млн, а женщин - 24,1 млн (в 2011-м мужчин было 8,9 млн, а женщин - 22,8 млн). То есть, несмотря на меньшую продолжительность жизни с момента рождения, российские женщины проводят на пенсии значительно большую часть жизни, чем женщины в развитых странах, ведь продолжительность жизни с момента наступления пенсионного возраста у них давно уже выше среднего уровня стран ОЭСР. Сейчас на одну женщину в пенсионном возрасте в России приходится всего 1,7 женщины в трудоспособном возрасте, а на одного мужчину в пенсионном возрасте - 4,6 в трудоспособном.

Скрытый ход

"Возраст выхода на пенсию в России оставался неизменным с начала 1930-х,- отмечает замдиректора Независимого института социальной политики Оксана Синявская.- С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат".

Впрочем, возможно, официально увеличивать эту границу не будут и сейчас. Ведь можно сделать это в скрытой форме, что уже отчасти осуществлено с введением балльной системы. "План Минфина не учитывает политической составляющей и, скорее всего, был вброшен, чтобы все ахнули и сказали: ну то, что приняли, не страшно. Вопрос могут подвесить, например введут какой-нибудь возраст для повышенной пенсии, 62 года или 65 лет, а пенсии с 55 и 60 просто не будут индексировать. Инфляция быстро их обесценит",- замечает собеседник "Денег", попросивший об анонимности.

Еще одна возможность - введение проверки нуждаемости для выплаты пенсий. Это западный вариант государственной пенсии для бедных, принятый, например, в Великобритании. Претендент на пенсию должен будет доказать, что он в ней нуждается. Ввести новый порядок можно с тех же 55 и 60 лет, а потом, если все пройдет гладко, и далее по старшим возрастам.

В этом случае пенсия превращается в пособие по бедности в старшем возрасте - сначала не для всех. Затем логичен следующий шаг - превращение государственной части пенсии в "социальное пособие по нетрудоспособности, ориентированное по размеру на минимальный прожиточный уровень пенсионера". Напомним, именно к такому выводу пришел тогда еще первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев ровно три года назад (см. "Деньги" от 19 марта 2012 года).

Рассказать друзьям