Братья-писатели - русская электронная библиотека. Стругацкие Российские писатели братья

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Борис Зайцев

ВОСПОМИНАНИЯ

Борис ЗАЙЦЕВ и его друзья

В богатом и разнообразном творческом наследии Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972)- прекрасного прозаика и драматурга "серебряного века" русской литературы- большое и важное место занимают воспоминания о писателях - ровесниках и современниках- спутниках на тернистом пути российского литератора XX века. Зайцев вошел в литературу в самом начале этого нашего "бурного" столетия и затем в течение семи десятилетий (пять из них он жил и работал во Франции) истово- как подлинный подвижник и хранитель ее гуманистических заветов- трудился на ниве отечественной словесности. Его благословили на литературное служение Н. Михайловский...

Дополнительная информация

  • Читать:
  • Скачать:

Случайный отрывок из книги:

Откуда бы это взялось в то время? Печаль и опасность для самого Блоха мало кто понимал, а на приманку шли охотно - был он как бы крысоловом, распевавшим на чудесной дудочке - над болотом.

16 августа 1912 года, свежим утром, на Мясницкой в кондитерской я встретил Блока - и запомнил встречу, потому что это был день важного события в моей семье - рождение нашей дочери. Радостно было встретить именно тогда Блока московского - спокойного, приветливого, дружески поздравившего и приславшего жене моей цветы и свои книги с очень ласковой надписью. Эти книги долго странствовали с нами, в разнообразных положениях страшной эпохи,- теперь развеяны по ветру.

А сам Блок надолго тогда ушел из поля зрения. Я жил в Москве, он в Петербурге - там и вел то сражение, которое есть - земной наш путь.

Ударила война. Он на нее как будто бы не отозвался (общее тогда явление в России). За нею революция, конец всего того и зыбкого и промежуточно-изящно-романтического, что и был наш склад душевный. Блок стал уже признанной звездой литературы. За это время написал "Розу и Крест" одно из самых тонких и возвышенных своих произведений, с удивительной песнью Гаэтана. Пьеса - в очень разреженном воздухе. Печаль ее неразрешима.

Затем, уж в революцию, шел "Соловьиный сад" - прощание с прежним, наконец - "Двенадцать".

Ясно помню вечер в одном литературном доме, когда подали мне серый лист газеты.

Вот, смотрите, что Блок написал.

Фельетоном была напечатана поэма. Блок на сером и унылом листе газеты. Но Блок иной. "Прекрасной Даме", "Розе и Кресту" шла готика. "Двенадцать" другой мир, уже клубившийся вокруг нас - шинелей и винтовок, и махорки, и мешочников, и крови. Ну, что же, взять его, не побояться, дать грозную его поэзию, вознести к высшему, разрешить... чем не задача?

"Наш, наш!" - завопили одни и кровавыми объятиями стали "обымать" Блок с нами, вон он как попа продернул, и буржуя, и длинноволосого интеллигента... Ну, понятно, у самого пережитки... в белом венчике из роз, впереди Исус Христос... старый словарь... Но это первые шаги, а там он разработается.

Другие отходили - некоторые резко, иные с грустью.

Блок стал большевиком! Такой поэт... и с ними!

Ни те, ни другие сполна правы не были, а основания имели. Действительно, двусмысленна поэма.

Появление Христа, ведущего своих двенадцать апостолов-убийц, Христа не только "в белом венчике из роз", но и с "кровавым флагом" - есть некоторое "да". Можно так рассуждать: идут двенадцать разрушителей старого (и грешного), тоже грешные, в крови, загаженные. Все же их ведет - хоть и слепых - какой-то дух истины. Сами-то они погибнут, но погибнут за великое дело, за освобождение "малых сих" - и Христос это благословляет. Он простит им кровь и убийства, как простил разбойника на кресте. Поэтому им "да", и "да" их делу.

Чем не мысль? И чем не тема для поэмы? А пожалуй, даже и мистерии? Какое грандиозное разрешение! Сам Христос, за мир свою кровь изливший. Сам омоет прегрешения?

Все это хорошо, но Блок такой поэмы не написал. Быть может, он хотел бы написать - не смог.

Он написал не поэму разрешения, а духоты. В "Двенадцати" нет воздуха, ни света и ни пафоса, ни искупления. Живое гибнет в ней, как в "Снежной маске" (но еще сильней) - ибо нет духа животворящего. "Скучно!" - так кончается восьмая глава. Как не быть скучно в атмосфере смерти?

"И сказал Иисусу: помяни мя. Господи, егда приидеши во царствие Твое!"

Русские писатели братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях … Большой Энциклопедический словарь

СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) российские писатели. Братья. А.Н. японист, Б.Н. звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960 1980 х жанре… … Новейший философский словарь

СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (род. 1933). Проза в жанре социально философской научной фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в… … Русская история

Аркадий Натанович (1925, Батуми – 1991, Москва) и Борис Натанович (р. 1933, Ленинград), русские писатели, соавторы. А. Н. и Б. Н. Стругацкие Дети видного партийного работника, в 1937 г. за неортодоксальность взглядов исключённого из партии.… … Литературная энциклопедия

Русские писатели, братья, соавторы. Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в… … Энциклопедический словарь

Стругацкие - Аркадий Натанович Стругацкий. СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, братья, соавторы: Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (родился в 1933). Научно–фантастические рассказы и повести. Социально–философская фантастика, с элементами гротеска, о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949). Борис С. окончил механико… … Большая советская энциклопедия

Стругацкие - СТРУГÁЦКИЕ, рус. писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (р. 1933). Проза в жанре социально филос. науч. фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе:… … Биографический словарь

Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) видные прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, лидеры сов. НФ 1960 1980 х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов,… …

Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели фантасты за рубежом (на нач. 1991 х гг. 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр.… … Большая биографическая энциклопедия

2 сентября 2012, 16:57

Знаменитых братьев очень много. Но больше всего тех из них кто знаменит сам по себе. Но в этом посте речь пойдёт только о творческих братских союзах, оставивших след в истории и о наших современниках. БРАТЬЯ-ПИСАТЕЛИ. Якоб и Вильгельм Гримм Великих немецких сказочников - Якоба и Вильгельма Гримм - знает и любит весь мир. Родились они в немецком городе Ханау, Якоб - в 1785 году, а Вильгельм-в 1786. По семейной традиции братья Якоб и Вильгельм стали юристами. Но их влекла старинная народная поэзия, выразившаяся в стихах и сказках. Они изучали старинные легенды и предания, мифологию и выпускали научные книги. А ведь они были совсем мальчишки, когда начали собирать сказки: Вильгельму было тогда двадцать лет, а Якобу двадцать один. Но как это ни парадоксально, серьёзнейшие профессора приобрели популярность именно благодаря собранным и записанным ими сказкам. Это был грандиозный подарок детям на все времена! Аркадий и Борис Стругацкие Братья Стругацкие, работающие в соавторстве, несомненно, являются первопроходцами советской научной фантастики с 1958 года, когда они опубликовали свои первые произведения. Аркадий Стругацкий родился в 1925 году, и хорошо владея японским языком, работал в Институте технической информации. А с конца 1950-х - редактором в Государственном издательстве в Москве. Борис (родился в 1933 году) - астроном, работал в Пулковской обсерватории под Ленинградом. Заметное внимание критиков уделялось Стругацким в Советском Союзе, и, в некотором роде, за рубежом. Их работы находились практически в центре советских критических де6атов по научной фантастике. Львиная доля литературного наследия Аркадия Стругацкого была написана им в соавторстве со своим братом Борисом. Большинство их совместных произведений создано в жанре научной и социальной фантастики. В сочинениях часто затрагиваются темы утопии, антиутопии, проблемы взаимодействия с внеземными цивилизациями. Аркадий и Георгий Вайнеры
Аркадий Вайнер советский и российский писатель, сценарист, соавтор Георгия Вайнера родился 13 января 1931 года. Окончил юридический факультет МГУ. Работал следователем, возглавлял следственный отдел Московского Уголовного розыска. Георгий Вайнер советский, российский писатель и сценарист, соавтор Аркадия Вайнера родился 24 апреля 1938 года в Москве. В 1960 году он окончил заочный юридический институт. Работал инженером, журналистом ТАСС. Георгий Вайнер является автором 152 литературных произведений и сценариев к 22 кинофильмам, значительная часть которых была написана в соавторстве со старшим братом Аркадием. Братья Вайнеры – легендарный писательский дуэт. Именно по их роману и сценарию "Эра милосердия" был снят знаменитый телевизионный многосерийный фильм "Место встречи изменить нельзя". Также по их романам были сняты фильмы "Гонки по вертикали" и "Визит к Минотавру" Поклонники таланта братьев Вайнеров не раз задавались вопросом: как это – писать вдвоем? Загадка писательского феномена осталась неразгаданной – братья только отшучивались, что у них есть необычная пишущая машинка с двойной кареткой. Очевидно лишь одно – результат их работы не был просто механическим сложением огромного опыта работы Аркадия в МУРе в качестве следователя по особо важным делам и журналистского таланта Георгия. Братья мыслили и творили как две половинки единого целого. БРАТЬЯ-ИЗОБРЕТАТЕЛИ Жозеф и Этьен Монгольфье
Жозеф Мишель (1740–1810) и Жак Этьен (1745–1799), французские изобретатели теплового аэростата (воздушного шара). Построили в 1783 году аэростат, имевший форму шара, с оболочкой из льняного полотна, оклеенного изнутри и снаружи бумагой. Оболочка на земле наполнялась горячим воздухом, создававшим подъёмную силу. Первый полёт аэростата, названного «монгольфьер», состоялся 5 июня 1783 г. Шар достиг высоты 2000 м и за 10 минут пролетел около 2.5 км. В следующий раз в полёт отправился «экипаж» из барана, петуха и утки. Аэростат поднялся на 500 м и через 10 мин благополучно приземлился на расстоянии около 4 км от места старта. 21 ноября 1783 г. в Париже состоялся полёт монгольфьера с первыми аэронавтами (физик Ж. Пилатр де Розье и маркиз д’Арланд). Аэростат имел галерею для экипажа и топку, в которой сжигали солому, чтобы поддерживать температуру воздуха внутри оболочки. Аэронавты продержались в воздухе ок. 25 мин, пролетев почти 9 км. В последующие годы братья Монгольфье продолжили работы над конструкцией воздушных шаров. Луи Жан и Огюст Люмьер Есть в Голливуде интересная тенденция – снимать кино парой, то есть не просто с кем-то в дуэте, а в паре одной крови, в частности в братском тандеме. Но об этом речь пойдёт позже. Хотя началось все совсем не с Голливуда. Славный братский унисон впервые зазвучал в кино еще во времена братьев Люмьер и зарождения синематографа, во Франции. В далеком 1895 году Луи Жан Люмьер изобрел киноаппарат для съемки и проекции «движущихся фотографий». Устройство было запатентовано и получило название «кинематограф». Хоть первенство его изобретения, как стало известно, под сомнением, но запатентовать своё изобретение Луи Жан всё же успел первым. Таким образом, Луи Жан стал родоначальником кино, а его брат Огюст – первым в мире киноменеджером, то есть кинопродюсером. В конце того же года, 28 декабря, в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок состоялся первый публичный киносеанс, причем, заметьте, сразу платный. Уилбер и Орвилл Райт Вопрос кто на самом деле первым изобрёл самолёт является очень спорным, хоть теперь уже и документально доказано, что первый в мире самолёт был изобретён и построен в России Александром Фёдоровичем Можайским. Но как бы там ни было, американские изобретатели, авиаконструкторы и летчики Уилбер и Орвилл Райт вошли в историю авиации как братья Райт - братья, первыми совершившие полет на построенном ими же самолете. 17 декабря считается днем рождения авиации. Именно в этот день в 1903 г. состоялся первый полет самолета, пилотируемого Орвиллом Райтом. Воздушное судно продержалось в воздухе 12 секунд и, преодолев 40 м, упало на землю. Когда братья Уилбур и Орвилл Райт произвели свой успешный полёт, то они на самом деле лишь замыкали плеяду замечательных воздухоплавателей, в числе которых можно назвать французов Пено, Ле Бри и Татена, англичан Кейли, Стрингфеллоу и Хенсона, американцев Ченьютаи Ленгли, немца Отто Лилиенталя, австралийца Харгрейвса - каждый из них на какое-то время поднимал свою летательную машину в воздух. Единственное, на что, пожалуй, могли бы претендовать братья Райт, если речь идет о машинах тяжелее воздуха, - это на выполнение первого полета, длина которого была официально замерена. Но в сознании многих жителей нашей планеты они зафиксировались как первооткрыватели покорения воздушного пространства на пилотируемом аппарате.
Братья были очень дружны. Уилбур вспоминает, что они «вместе играли, работали и в конце концов думали. Мы всегда вместе обсуждали свои мысли и идеи, поэтому все, что сделано в нашей жизни, стало результатом разговоров, предложений и дискуссий, которые мы вели между собой». ЗНАМЕНИТЫЕ БРАТЬЯ ИЗ МИРА КИНО И ШОУБИЗНЕСА Братья Уорнеры
Warner Brothers начались с лошадки, которую братья Уорнеры заложили ради покупки старенького кинопроектора. Эта еврейская семья эмигрировала в США из Польши, которая в то время входила в состав Российской империи. Свое предприятие Уорнеры открыли в 1903 году, устроив кинозал в огромной палатке у себя во дворе, и начали с показа "Большого ограбления поезда", копия которого прилагалась к проектору.Потом они поехали по близлежащим городам с копией "Ограбления". Когда же разъезжать им надоело, они стали подумывать о стационарном театре. Позже Уорнеры начали производить собственные фильмы, так вскоре была открыта Warner Bros. Братья активно развивали искусство кинематографа. Именно они выпустили первый фильм со звуком и стали снимать полноцветные фильмы. Это позволило Warner Bros. обойти всех конкурентов и завоевать высокую популярность. Джоэл и Итэн Коэны – американские кинематографисты, известные под прозвищем "двухголовый режиссер".
Мастера «другого кино», как давно окрестили их критики. Братья всегда работают вместе, причем и как режиссеры, и как сценаристы и как продюсеры. Хотя в титрах это может быть и не указано. Например, до недавнего времени Джоэл во всех фильмах именовался как режиссер, а Итэн как продюсер. Братья выработали свой самобытный, ни с кем не сравнимый режиссерский стиль. Их сюжеты, зачастую наполненные глубоким философско-политическим подтекстом, скрытым в жанровой оболочке криминального боевика, всегда продуманы до самых мелочей. Интересно, что их сотрудничество на ниве кинематографа началось еще в детстве. Джоэл, подрабатывая "парикмахером" газонов, заработал на кинокамеру. И вместе они стали переснимать фильмы, которые видели по телевизору, используя в качестве актера соседского мальчика. Ларри и Энди Вачовски – создатели культовой "Матрицы", ставшей в свое время символом нового поколения оцифрованного кино и прорывом в экранном мире виртуальной реальности.
Как режиссеры Вачовски не были удостоены за свое творение никаких престижных наград, но первая "Матрица", вышедшая в 1999 году, получила четыре технических «Оскара», в том числе за монтаж и спецэффекты. Сами же ее создатели получили бесконечную любовь и признание зрителя, что доказала народная премия MTV за "Лучший фильм". Последующие две части трилогии уже, конечно, не имели такого оглушительного успеха. Интересно, что Ларри и Энди начали разрабатывать идею "Матрицы" еще после окончания колледжа, когда занялись строительным бизнесом. До того, как удача занесла их в Голливуд, братья трудились плотниками в Чикаго, а в свободное время создавали комиксы. Харви и Боб Вайнштейны – продюсерские воротилы Голливуда.
На счету этих почтенных акул кинобизнеса больше 200 фильмов. Их студия называется Weinstein Company. Свою независимую кинокомпанию братья основали после того, как в 2005 году покинули студию Miramax Films, которую сами же основали в 1979-м. Вайнштейны являются обладателями «Оскара» за продюсирование «Влюбленного Шекспира». Также на их счету «Криминальное чтиво», «Английский пациент», франшизы «Крик», «Очень страшное кино» и «Дети шпионов», «Умница Уилл Хантинг», «Малена», «Шоколад», «Властелин колец», «Банды Нью-Йорка», «Чикаго», «Убить Билла», «Холодная гора», «Фаренгейт 9/11», «Авиатор», «Бесславнее ублюдки» и многие-многие другие. Последними на сегодняшний день их работами, увидевшими свет, стали триумфатор «Оскара 2011» «Король говорит!» и номинант на эту же премию «Боец». Питер и Бобби Фаррелли – голливудские классики комедийного жанра, киты, что называется, «тупого американского юмора».
В 1994 году они дебютировали фильмом «Тупой и еще тупее» с Джимом Керри и Джеффом Дэниелсом. И буквально порвали зрительные залы. Лента собрала в прокате почти 250 миллионов при бюджете в 17, а со временем получила статус культовой комедии 90-х. В фильмографии братьев более десятка комедий, среди которых «Все без ума от Мэри», «Я, снова я и Ирэн», «Любовь зла», «Застрял в тебе», «Девушка моих кошмаров» и другие. Валерий и Константин Меладзе братья не только по крови. Их творческий тандем успешно существует вот уже на протяжении почти что двух десятилетий. В российском шоу-бизнесе братья Меладзе играют значительную роль. Валерий Меладзе является одним из самых признанных певцов российской эстрады, а его брат Константин является одним из самых успешных композиторов, автором аранжировок и текстов. Братья по сей день работают вместе и у них никогда не возникает проблем в личных отношениях. Борис и Константин Бурдаевы или группа "Братья Грим" История коллектива началась в 1998 году, когда братья-близнецы Борис и Константин Бурдаевы создали в Самаре собственную группу «Братья Грим». Группа была довольно популярна, но в 2009 году официально прекратила своё существование. Боря Грим и Костя Грим продолжают свой творческий путь отдельно друг от друга. Юрий и Сергей Торсуевы
Все мы помним замечательный детский фильм "Приключения Электроника", где эти братья-близнецы сыграли главные роли. Несмотря на то что в дальнейшем кинокарьера братьев не сложилась, они всем нам запомнились как самые знаменитые братья бывшего СССР. В этом качестве их до сих пор приглашают на всевозможные телешоу.

Попытки писать фантастическую прозу А. Н. Стругацкий предпринимал ещё до войны (по свидетельству Бориса Стругацкого, это была повесть «Находка майора Ковалёва», утраченная во время ленинградской блокады). Первое сохранившееся произведение Аркадия Стругацкого - рассказ «Как погиб Канг» - было закончено в 1946 году и опубликовано в 2001 году. Борис Натанович начал писать с начала 1950-х годов. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“». В январе 1958 года в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

В 1959 году вышла первая книга Стругацких - повесть «Страна багровых туч». По воспоминаниям, она была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной. Черновик был готов к 1957 году, но редакционные препоны задержали публикацию. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить.

Братья Стругацкие в течение многих лет оставались ведущими представителями советской фантастики, их разноплановые произведения отражали эволюцию мировоззрения авторов. Каждая новая книга становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». В одной из статей того времени Евгений Брандис и Владимир Дмитревский отмечали: «В отличие от героев Ефремова, вполне сознательно приподнимающего их над людьми нашего времени, Стругацкие наделяют людей будущего чертами наших лучших современников». Некоторые критики сравнивали мир Ефремова с грандиозными декорациями для некоей пьесы, которая, однако, никогда не будет поставлена, так как сценарий не написан, да и играть некому. Полдень Стругацких же, наоборот, представлял собой живой, настоящий мир. Правда, критик Наталья Иванова, утверждала, что если Стругацкие в наиболее известных своих произведениях, показывают - как жить не надо, то Иван Ефремов показывает как жить надо.

Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Произведения Стругацких написаны высокохудожественно, с юмором, героев отличает индивидуализация языка. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране и отразили тогдашнюю веру в светлое будущее и неуклонный прогресс в общественных отношениях. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962), крупными мазками начертавшая увлекательную перспективу будущего человечества, представители которого - светлые, умные люди, увлечённые покорители космоса, искатели, творческие личности.

Однако уже в повести «Далёкая Радуга» (1963) появляются тревожные нотки: катастрофа на далёкой планете в результате проводившихся учёными экспериментов вывела на первый план одну из основных тем дальнейшего творчества Стругацких - нравственный выбор человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этой же повести авторы впервые обозначили проблему: что будут делать и как себя будут чувствовать в светлом мире Полудня те, кто не способен жить творчески? Столкнуться с прошлым, задуматься о том, возможно ли скорое избавление от «палеолита в сознании», пришлось сначала героям повести «Попытка к бегству» (1962), а затем сотрудникам Института экспериментальной истории в повести «Трудно быть богом» (1964). В повести «Хищные вещи века» (1965) Стругацкие обращаются к актуальным проблемам современности, рисуют гротескную модель будущего общества потребления, которое и теперь представляется наиболее вероятной экстраполяцией развития сегодняшнего мира. Композиционно повесть является, по словам Войцеха Кайтоха, «специфически советской антиутопией», первой в русской литературе «антиутопией в утопии».

В то же самое время Стругацкие пишут несколько произведений, которые не укладываются в рамки стандартных или традиционных жанров. Искрящаяся юмором и оптимизмом «сказка для научных сотрудников младшего возраста» «Понедельник начинается в субботу» (1965) была продолжена произведением «Сказка о Тройке» (1968 - первоначальный вариант; 1989 - сокращённый переработанный вариант), в которой юмор уступает место жёсткой сатире на бюрократический казарменный социализм. Результаты не замедлили сказаться - опубликовавший произведение иркутский альманах «Ангара» перестал выходить[источник не указан 227 дней], а сама «Сказка о Тройке» на долгие годы стала недоступной читателям. Подобная участь ожидала и самую сложную в философском отношении повесть «Улитка на склоне» (публиковалась частями в 1966 и 1968; полностью - в 1988). Действие в повести происходит параллельно в двух соприкасающихся местах - в Лесу и в Управлении по делам Леса. Советская критика консервативного толка, ополчившись на узнаваемость бюрократической бестолковщины в Управлении, практически не увидела более глубокие мысли авторов о неумолимости прогресса, сметающего на своём пути всё, что не подходит для новой жизни. А ведь мир повести «соткан из самых разноречивых тенденций общественного бытия. Это невероятный мир. Это мир разного рода общественных потенций, порой весьма мрачных. Перед нами как бы эмбрионы тех или иных вероятностных феноменов будущего - того будущего, которое возможно, если дать этим эмбрионам развиться» (А. Лебедев, «Реалистическая фантастика и фантастическая реальность» - «Новый мир», № 11, 1968).

Сатирическая повесть «Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» (1967) также не вызвала восторга у ортодоксальных критиков; имена персонажей, позаимствованные у героев греческих мифов, не могли скрыть аллюзий на современность, а главный вопрос, заданный авторами: «Применимы ли понятия: честь, достоинство, гордость - ко всему человечеству? Позволительно ли ему променять „право первородства“ на чечевичную похлёбку?» - также остался практически незамеченным. Подобная проблема: готово ли человечество ко встрече с неизвестным, в частности, ко встрече с инопланетной цивилизацией, прозвучала и в повести «Отель „У Погибшего Альпиниста“» (1970), в ней же Стругацкие предприняли и рискованный эксперимент по созданию фантастического детектива.

Возвращаясь к Миру Полудня, Стругацкие пишут повести «Обитаемый остров» (1969, сокр.; 1971), «Малыш» (1971), «Парень из преисподней» (1974). На эти произведения было обращено пристальное внимание советской цензуры (при подготовке «Обитаемого острова» к публикации в первом собрании сочинений в 1991 году авторам пришлось восстановить более 900 изменений, внесённых в текст по требованиям цензуры), и в 1970-е у них практически не выходят книжные издания. Повесть «Пикник на обочине» (1972) после первой журнальной публикации восемь лет по различным причинам не издавалась и лишь в 1980 вышла в сборнике «Неназначенные встречи» в сокращенном виде. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 году по сценарию Стругацких, а после реальной Чернобыльской катастрофы - в компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R. и множестве литературных произведений по ней.

Лучшие дня

Главная тема творчества Стругацких - тема выбора - стала основной для повести «За миллиард лет до конца света» (1976), герои которой поставлены перед жестокой необходимостью выбирать между возможностью творить под угрозой смерти, либо отказаться от своих убеждений ради спокойной жизни. Тогда же был написан роман «Град обреченный» (1972, опубл. в 1988-1989), в котором, по словам Марка Амусина, предпринята попытка «построить динамическую модель идеологизированного сознания, типичного для самых широких слоёв нашего общества, проследить его судьбу на фоне меняющейся социальной реальности, исследовать различные фазы его „жизненного цикла“, и в частности, драматического перехода думающих советских людей от позиции фанатичной веры в коммунистические идеалы к условиям идеологического вакуума, характерного для целого поколения». Сергей Чупринин писал: «Эти чуткие к требованиям дня писатели бьют в одну и ту же точку. Недаром доказывают, что недопустимы, нравственно преступны эксперименты над человеком и обществом, даже если экспериментаторы движимы самыми вроде бы добрыми побуждениями… Недаром, не боясь повториться, убеждают, что добро, породнившееся с насилием, неминуемо перерождается в зло - и тем более опасное, что оно-то по-прежнему считает себя добром…». Для этих произведений, как и для романа «Хромая судьба» (1982, опубл. в 1986) характерно наделение главных персонажей автобиографическими чертами. Роман «Хромая судьба», повествующий о жизни пожилого писателя, включает в себя повесть «Гадкие лебеди» (опубликована за рубежом без согласия авторов в 1967 году).

Очередное обращение к Миру Полудня - романы «Жук в муравейнике» (1979; премия «Аэлита» 1981 года) и «Волны гасят ветер» (1985) - подвело окончательный итог развитию утопической темы в творчестве Стругацких. Никакой технический прогресс не принесёт счастья человечеству, если основой его не станет Человек Воспитанный, который сможет избавиться от «внутренней обезьяны», - таков вывод многолетнего исследования возможного будущего. Тема воспитания стала ключевой для романа «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) - многопланового повествования, исследующего предназначение и рост сложности задач Учителя на примере двухтысячелетней истории. «Смысл всех этих экскурсов в прошлое видится вот в чём. Один Учитель (даже экстра-класса) не в состоянии одной лишь силой своего Знания, своей Убеждённости необратимо подвигнуть социум к прогрессу (в понимании Учителя) и при этом застраховать свою педагогическую концепцию от искажений во времени. Но и не пытаться сделать это он не может!» (Ф. Снегирев, «Время Учителей» - «Советская библиография», № 1, 1990).

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990) - предупреждение излишне горячим оптимистическим надеждам новейшего времени.

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев: бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-91, опубл. в 1993). Никита Воронцов попадает в кольцо времени и много раз проживает одну и ту же жизнь, но не в силах что-либо по-настоящему изменить в окружающем мире. Ким Волошин, пройдя муки ада в реальной жизни, становится могущественным «дьяволом среди людей», но также неспособен сделать этот мир хоть чуточку лучше.

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 году Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Публикации раздела Литература

Братья-писатели

Б ратья Достоевские вместе издавали журналы, Катаевы писали под разными фамилиями, Чеховы горячо обсуждали творчество друг друга, а Стругацкие работали в соавторстве. «Культура.РФ» рассказывает о творчестве известных братьев-литераторов.

Достоевские: Федор и Михаил

Федор Достоевский. Фотография: livelib.ru

Михаил Достоевский. Фотография: fedordostoevsky.ru

В семье Достоевских было семь детей. Особенно близки друг с другом оказались старшие - Михаил и Федор . Их младший брат Андрей писал в мемуарах: «Оба старшие брата были погодки, росли вместе и были чрезвычайно дружны между собою» .

Старшие дети Достоевских с детства много читали и оба хотели стать писателями. Федор вспоминал, что Михаил в юности с большим удовольствием сочинял стихи: «каждый день стихотворения по три» .

С середины 1840-х годов Михаил стал печататься в литературных журналах: вышли его повести «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей», комедия «Старшая и меньшая», переводы Гете и Шиллера. А Федор опубликовал свои ранние произведения: «Бедные люди» и «Двойник».

Михаил поддерживал брата в период его каторги за участие в антиправительственном кружке Петрашевского. Он занимался публикацией в «Отечественных записках» повести «Село Степанчиково и его обитатели», лично встречался с редактором Николаем Некрасовым и издателем Андреем Краевским, проверял корректуры, вносил правки, которые получал в письмах. «Повесть твоя мне нравится все более и более. Я не нахожу главу длинною. Она хорошо написана и читается приятно» , - делился мнением о прочитанном Михаил.

Позднее Достоевские вместе издавали журналы «Время» и «Эпоха» в Петербурге. В них Федор публиковал «Униженных и оскорбленных» и «Записки из мертвого дома», Михаил же взял на себя основную редакторскую работу: искал авторов, правил тексты, налаживал отношения с цензурными органами.

Старший брат всегда с большой симпатией относился к творчеству Федора: «Я уверен, что ты напишешь нечто, далеко выходящее из круга обыкновенных литературных явлений» , - писал Михаил в 1849 году.

Федор же почитал редакторский талант брата и уже после его смерти говорил: «Это был человек, с уважением относившийся к своему делу, всегда сам занимавшийся им, никому не доверявший даже на время своих редакторских обязанностей и работавший беспрерывно. Он был человек образованный, развитый, уважавший литературу и сам литератор, страстно любивший поэзию, и сам поэт» .

Бунины: Иван и Юлий

Иван Бунин. Фотография: pskovlib.ru

Юлий Бунин. Фотография: az.lib.ru

Юлий Бунин был на 13 лет старше брата Ивана . Он стал известен как редактор журналов «Начало» и «Вестник воспитания», автор публицистических очерков в журналах «Русская мысль», «Вестник Европы», «Русские ведомости». В своих работах он развивал идеи социализма и народничества, критикуя власть и монархический строй.

В Москве Юлий распространял запрещенную литературу, призывал крестьян к восстанию, участвовал в студенческих беспорядках, за что был выслан из города в родовое имение Озёрки. Его поразила необразованность Ивана, и он занялся воспитанием брата. Вера Муромцева-Бунина, жена Бунина-младшего, вспоминала: «Юлий Алексеевич рассказывал мне: «Я застал Ваню еще совсем неразвитым мальчиком, но я сразу увидел его одаренность. Не прошло и года, как он так умственно вырос, что я уже мог с ним почти как с равным вести беседы на многие темы» .

Благодаря занятиям с братом Иван приобрел широчайший кругозор. Сам Юлий говорил: «Ваня самостоятельно оценивал ту или другую статью, то или иное произведение литературы. Я старался не подавлять его авторитетом, заставляя его развивать мысль для доказательства правоты своих суждений и вкуса» .

Юлий был первым из окружения Ивана, кто разглядел его поэтический дар. Он поощрял увлечение брата творчеством и убедил его отправить стихотворение «Деревенский нищий» в журнал «Родина». Так состоялась первая публикация Ивана Бунина.

Юлий ввел будущего классика в литературный мир столицы. Братья вместе работали в журналах, где старший публиковал журналистские очерки, а младший - рассказы и стихи. До революции они оба состояли в литературном кружке «Среда», куда также входили Максим Горький , Александр Куприн , Викентий Вересаев , Леонид Андреев . До конца своей жизни Юлий оставался для брата соратником и авторитетом. Бунин-младший с горечью писал в своем дневнике о смерти Юлия: «Каждый день по сто раз мысль вроде такой: вот я написал три новых рассказа, но теперь Юлий уже никогда не узнает их - он, знавший всегда мою новую строчку, начиная с самых первых озёрских» .

Чеховы: Александр, Антон и Михаил

Михаил Чехов. Фотография: livelib.ru

Антон Чехов. Фотография: wikimedia.org

Александр Чехов. Фотография: chekhov-yalta.org

Братья Антона Чехова Александр и Михаил писали прозу и часто издавали свои произведения. Александра литературный труд заинтересовал как возможность неплохого заработка. Еще будучи студентом Московского университета , он стал подрабатывать в столичных журналах «Зритель», «Москва», «Будильник», «Осколки», «Стрекоза». В письмах Александр делился впечатлениями о ранних текстах Антона, которого тоже привлек к журналистике: «Анекдоты твои пойдут. Сегодня я отправлю в «Будильник» по почте две твоих остроты: «Какой пол преимущественно красится» и «Бог дал» (детей)». Александр советует Антону сосредоточиться на литературе малых форм: «Присылай поболее коротеньких и острых. Длинные бесцветны» .

Александр и Антон были очень дружны. Их переписка всегда была полна шуток и взаимных уколов. Александр обращался к брату «Отъче Антоние!» и «Фурор производящий брат мой Антон!», а Антон отвечал ему: «Уловляющий контрабандистов-человеков-вселенную, таможенный брат мой, краснейший из людей, Александр Павлыч!»

В письмах Чеховы постоянно обсуждали, как заработать и в каких журналах выгоднее публиковаться. «Зритель» выходит. Денег много. Будешь получать... Пиши 100-120-150 строк. Цена 8 коп. со строки. В «Будильник» не советую писать» , - сообщал Антон брату.

Позже уже Антон стал авторитетом для Александра и критиковал его работы: «Храни бог от общих мест, лучше всего избегать описывать душевное состояние героев; не нужно гоняться за изобилием действующих лиц» . Однажды в шутку он писал брату о восторженных впечатлениях от его нового рассказа: «Кто б мог предположить, что из нужника выйдет такой гений? Твой последний рассказ «На маяке» прекрасен и чуден. Вероятно, ты украл его у какого-нибудь великого писателя» .

Михаил Чехов тоже был известен в литературных кругах. Он создавал юмористические рассказы, статьи, очерки, переводил Джека Лондона и Льюиса Кэрролла, работал редактором журнала «Европейская библиотека».

Михаил и Антон не были близки, но Антон оказал немалое влияние на младшего брата. «Он поощрял меня к чтению, указывал, какие книги мне следовало бы прочесть» , - вспоминал тот.

Михаилу не суждено было стать великим писателем: как и Александр, он оставался в тени Антона Чехова, но именно он стал его первым биографом. «Судьбе угодно было сделать так, что именно я, и только я один, смог (и должен был бы) писать монографии и примечания об Антоне» , - вспоминал Михаил в конце жизни.

Катаевы: Валентин и Евгений (Петров)

Валентин Катаев. Фотография: chtobi-pomnili.net

Евгений Петров. Фотография: peoples.ru

Катаевы - популярные советские писатели - вошли в историю под разными фамилиями. Старший из братьев Валентин Катаев стал известен как романист, автор романа «Белеет парус одинокий». Младший взял псевдоним и прославился как Евгений Петров, соавтор Ильи Ильфа по романам «12 стульев» и «Золотой теленок» . Евгений специально работал под вымышленной фамилией, чтобы его не путали с популярным братом.

Валентин Катаев всегда хотел быть писателем. Живя в Одессе, он посещал литературный кружок и творческие поэтические вечера. Приехав в Москву, стал сотрудничать с журналами, публиковал очерки о Гражданской войне и юмористические статьи.

Евгений тоже с детства сочинял рассказы, но о профессии писателя не думал. Он стал младшим следователем в уголовном розыске в Одессе, чем шокировал Валентина. «Я понимал, что в любую минуту он может погибнуть от пули из бандитского обреза» - вспоминал старший Катаев. Он уговорил Евгения переехать в Москву, но тот и в столице нашел не менее опасную работу, устроившись надзирателем в Бутырскую тюрьму. «Я ужаснулся… мой родной брат, мальчик из интеллигентной семьи, сын преподавателя… этот юноша, почти еще мальчик, должен будет за двадцать рублей в месяц служить в Бутырках!» - сокрушался Валентин. Он решил сделать из Евгения журналиста, пообещав приличный заработок, в разы превышавший жалованье надсмотрщика. Несмотря на отказы брата, который утверждал, что «не умеет писать», Катаев-старший все же убедил его сочинить первый рассказ. Из него получился «отличный очерк, полный юмора и наблюдательности». С этого момента началась карьера Евгения Петрова - журналиста и писателя.

Катаев следил за тем, чтобы младший брат не ленился и продолжал работу. Его жена вспоминала: «Каждое утро он начинал со звонка ему - Женя вставал поздно, принимался ругаться, что его разбудили… «Ладно, ругайся дальше», - говорил Валя и вешал трубку» .

В журнале «Гудок», где работали братья, Петров познакомился с будущим соавтором - Ильей Ильфом. Именно Валентин Катаев предложил двум молодым журналистам работать вместе. «Я представил себе их обоих - таких разных и таких ярких - и понял, что они созданы для того, чтобы дополнять друг друга» , - записал Катаев в своих мемуарах. Идея первой книги Ильфа и Петрова «12 стульев» тоже принадлежала Валентину Катаеву, который предложил им идею сатирического романа о сокровищах, спрятанных в стуле.

Стругацкие: Аркадий и Борис

Борис Стругацкий. Фотография: ruspekh.ru

Аркадий Стругацкий. Фотография: litfund.ru

Советские писатели братья Стругацкие работали как соавторы и прославились своими фантастическими романами. В детстве Аркадий любил изучать космос, мастерил самодельные телескопы и издавал рукописный журнал. К своим увлечениям он привлекал и младшего брата Бориса.

Аркадий шутил: «Фантастику мы стали вместе писать очень рано. Мне было 9 лет, а Борису - три года. Вернее, не писать, а рисовать. Мы делали вместе целые рассказы в картинках» .

После войны Аркадий опубликовал несколько произведений под именем С. Ярославцев, над созданием собственной повести работал и Борис. Но самые популярные произведения - «Трудно быть богом», «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», «Полдень, XXII век» - Стругацкие создали в соавторстве.

Первую общую книгу, «Страна багровых туч», братья написали, поспорив с женой Аркадия на бутылку коньяка. В течение всей жизни Стругацкие жили в разных городах: Аркадий - в Москве, а Борис - в Ленинграде, и идеи романов обсуждали в письмах и во время встреч на нейтральной территории. В одном из газетных интервью они пошутили, что встречаются на станции Бологое, где открыли кафе «У Бори и Аркаши». «После из Бологого жалоба пришла, что в горкоме от писем прохода нет: читатели пытаются узнать адрес кафе «У Бори и Аркаши» , - вспоминал Аркадий Стругацкий.

Он рассказывал, что поначалу братья пробовали писать порознь. Сначала планировали будущий роман, идею, сюжет, композицию, потом разъезжались и работали каждый над своей частью по отдельности или параллельно над одним и тем же куском, а после объединяли, убирая лишнее. «Но впоследствии убедились, что это не самый рациональный метод. Теперь работаем за одним письменным столом, пробуем друг на друге каждое слово, каждый поворот темы...» - говорил Аркадий.

Аркадий писал и отдельно от Бориса: его перу принадлежат повести «Дьявол среди людей», «Подробности жизни Никиты Воронцова». После смерти брата Борис также опубликовал два романа собственного авторства: «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» и «Бессильные мира сего».

Рассказать друзьям