Гуляния святки. Святки на Руси: история и традиции, как празднуют

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Святки - период народных зимних праздников. В 2020 году Святки начинаются 6 января (в Рождественский сочельник, с момента восхождения на небе первой звезды) и заканчиваются 18 января (в Крещенский сочельник, после освящения крещенской воды). Эти праздничные дни именуются у славян «от звезды до воды». Название «Святки» произошло от глагола «святить». Православные христиане в этот период святят (прославляют) Иисуса Христа.

Содержание статьи

История праздника

Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» - традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

Традиции и обряды праздника

На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

6 января. 6 января отмечается Рождественский сочельник. В этот день, после восхождения на небе первой звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, начинаются Святки.

Хозяйки готовят на праздничный ужин 12 постных блюд, которые олицетворяют 12 апостолов. Главным блюдом считается кутья (сочиво). Основной напиток праздничного стола - узвар из сухофруктов, шиповника и меда. Кутья и узвар символизируют вечную жизнь, рождение и смерть Иисуса Христа. Кутья - блюдо, которым поминают усопших, а узвар готовится в честь рождения детей.

После ужина верующие люди отправляются в храмы на всенощное бдение. На богослужениях в канун Рождества поются праздничные песнопения, освящаются хлеб, пшеница, вино и елей (масло). По окончанию службы проводится помазание прихожан.

Вечером 6 января молодежь устраивает колядования. Колядовщики наряжаются в шкуры, разрисовывают лица, ходят по домам и поют обрядовые песни, в которых прославляют Иисуса Христа, членов семьи хозяина дома. За это их одаривают сладостями и деньгами.

С вечера 6 января начинаются святочные гадания. В рождественскую ночь принято ворожить и загадывать желания.

7 января. 7 января отмечается Рождество. Утром в этот день люди возвращаются домой с ночных богослужений. Те, которые придерживались 40-дневного Рождественского поста, начинают разговение. Хозяйки накрывают праздничный стол, на котором присутствуют скоромные блюда (содержащие мясо и яйца). 7 января люди отдыхают, ходят в гости друг к другу.

13 января. 13 января отмечается Васильев вечер. В этот день люди читают молитвы Господу Иисусу Христу. Хозяйки готовят на праздничный ужин кутью, вареники, праздничные мясные и рыбные блюда, пекут блины, пироги, пирожки. В углу комнаты устанавливают сноп из колосьев соломы - дидух, который сжигают после святочных праздников. Среди молодежи распространена традиция щедровать (колядовать). Щедровальники ходят по домам и поют обрядовые песни. За это хозяева вознаграждают их деньгами и сладостями. В Васильев вечер молодые девушки собираются в компании и устраивают святочные гадания. В ночь на 14 января принято загадывать желания.

14 января. На 14 января приходится Старый Новый год. Утром в этот день молодые парни ходят по домам, посевают из рукавов зерно и поют посевальные песни. После 14 января люди убирают в домах елки и новогодние украшения.

18 января. 18 января отмечается Крещенский вечер. В этот праздник верующие люди посещают божественную литургию. В храмах проводится великое освящение воды, которую прихожане приносят домой, окропляют ею жилища и хранят весь год. В Крещенский вечер верующие люди придерживаются строгого поста. За пищу принимаются только после восхождения на небе первой звезды. На столах обязательно присутствуют сочиво и узвар.

Люди верят, что в ночь с 18 на 19 января на земле властвует нечистая сила. Чтобы уберечься от злых духов, они рисуют в этот день на дверях домов, сараев и воротах мелом кресты.

Гадания на Святки

Гадания - любимое развлечение в период Святок. При помощи магических ритуалов люди пытаются заглянуть в будущее и узнать, какие события стоит ожидать в ближайшем времени. Незамужние девушки стараются узнать дату свадьбы или имя будущего жениха. Для совершения обрядов они используют специальные атрибуты: воду, свечи, зеркала, кольца, иголки, предметы быта.

Приметы и поверья

  • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
  • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
  • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
  • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
  • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

Во время Святок на земле царит атмосфера волшебства. В этот период сны и магические ритуалы приобретают особый смысл. Люди стараются провести весело каждый день Святок. В эти праздничные дни они катаются на санках и коньках, посещают праздничные ярмарки, ходят в гости друг к другу.

Какого числа Святки в 2021, 2022, 2023 году

2021 2022 2023
6 января Ср 6 января Чт 6 января Пт

Есть в христианской традиции особый праздник – отмечают его в период начиная с Рождественского Сочельника 6 января (канун Рождества Христова 7 января) до наступления дня включительно 19 января.

На период Святок приходятся три праздника — Сочельник (6 января), Рождество Христово (7 января), Крещение Господне (19 января). Эти две святочные недели относят к периоду веселья и отдыха, формы которых могут быть различными. А поскольку торжества длятся более одних суток, то и употребляют слово «Святки» лишь во множественном числе.

Об истоках традиций

История праздника восходит к глубокой древности. Упоминание о Святках есть в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в далеком 373 году, и в церковном уставе преподобного Саввы Освященного, почившего в 532 году. А в 567 году дни, следующие от Рождества Христова до торжества Богоявления, церковь официально причислила к праздничным.

Что делать на Святки

Верующим предписывалось славить Рождество и Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа, посещать богослужения – ведь не только же за накрытым столом проводить святые дни. Добропорядочный христианин во время святочных празднеств был обязан отстоять хотя бы одну службу в церкви. В эти дни чаще обычного раздавали подаяния беднякам, одаривали деток, помогали немощным старикам.

К Святкам, 6 января, заканчивается . В этот день, вечером, в Сочельник, готовятся к празднику , который отмечают 7 января.

В Сочельник накрывают постный стол из 12 блюд в сумерках до первой звезды. По традиции, даже в нерелигиозных семьях, в день Сочельника постились.

7 января празднуют Рождество и включают в застолье мясные блюда. Подробнее о том, что подают на стол в Сочельник и на Рождество читайте .

Л. Соломаткин. «Славильщицы», 1868 г.

Как отмечают Святки православные

Святочные колядования — один из основных обрядов праздничного периода. Время исполнения — первые три дня Рождества (включая Сочельник, но чаще — рано поутру на Рождество), а также в канун и первый день старого Нового года (ночь с 13 на 14 января); канун Крещения.

Колядование включает исполнение благожелательных песен — колядок , славящих Рождество Спасителя. Как правило, колядующие — чаще детвора — небольшими группами ходили из одной избы в другую. Они могли быть наряжены самым затейливым образом: медведем или козой, бродягой или коробейником, кикиморой или бесом. Ряженые пели поздравительные песни, а выступив – требовали угощений. Благодарили хозяев за дары тоже песнопениями.

Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются преимущественно на севере, в виде так называемого «виноградья», то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое».

Нередко во время ритуальных обходов домов исполняли и иной праздничный обряд – христославление . Он символизировал собой приход волхвов, возвещающих о Рождестве Иисуса Христа. Исполнители обряда (чаще всего это были дети либо молодежь) ходили группами до 15 человек. Славили Христа по обычаю в первый или второй день Рождества. Главным атрибутом шествия была рукотворная звездочка – символ Вифлеемской звезды. Славильщики песнями поздравляли хозяев, те же в свою очередь одаривали гостей пирогами, баранками, пряниками либо монетками.

Традиции Святок включают также церемонию посевания . Деревенская ребятня или пастухи ходили из дома в дом и носили с собой зерно в варежках. В горницах гости имитировали сев, приговаривая при этом ритуальные пожелания добра и привлекая будущий богатый урожай. По завершении обряда хозяева одаряли или угощали посевателей.

Ольга Кваша. Колядки. 1976 г.

В святочные дни во многих избах учиняли настоящие спектакли. Такое действо называли вертепом. По сути, это был мобильный кукольный театр, представлявший зрителям мистерию Рождества Христова. В качестве кукол выступали сделанные из глины или дерева ангелы, волхвы, несущие дары пастухи.

Чем угощают во время Рождественских Святок

Основная задача святочных угощений у православных христиан состояла не в насыщении – скорее, еда была символом праздника. На стол подавали и , а также традиционную (в Рождественский сочельник и Крещенский сочельник) — это блюдо обычно приготавливали из цельного зерна (пшеницы, ячменя, пшена) с добавлением лесных ягод и меда. Зажиточные семьи могли приготовить кутью с изюмом и орехами. А еще гостей угощали – напитком из сухофруктов с медом.

Январь – время, когда световой день начинает медленно увеличиваться. А потому в Святки обычно пекли блины, издревле считавшиеся символом света и солнца. Нередко перед Рождеством хозяюшки готовили печенье, называемое колядками. Форма у такой выпечки могла быть разная, но вот тесто всегда изготавливали пресное – из ржаной муки. Это угощение могли есть и с квасом, и с чаем, и со щами.

Зачастую к святочному столу, начиная с 7 января, подавали жареного поросенка – его почитали символом грядущего плодородия и благополучия. В праздник могли употреблять и другие мясные деликатесы: баранину, дичь, рябчиков, гуся или курицу.

Надежда Полуян-Внукова. Рождественский вечер

Как украшают дома

В убранстве домов накануне Рождества всегда присутствовали свечи – их свет символизировал самого Христа. К празднику готовились, запасаясь крупными восковыми свечками, горевшими почти сутки: огонь зажигали с наступлением темноты, а тушили к исходу следующего дня.

В период Святок крестьяне разбрасывали по полу изб солому, а в красный угол ставили сноп. Не забывали и об украшении садов: фруктовые деревья во дворе было принято обвязывать ленточками. Находившихся в хозяйстве кур кормили праздничной кутьей. Все это делали, дабы привлечь в дом счастье и достаток.

Константин Маковский. «Святочные гадания», 1890-ые

Святочные гадания

Церковь не одобряет святочные гадания. Гадальщицы считают карты всего лишь игрой

В пору Святок было принято гадать о будущем . То, что некогда было обрядом языческих жрецов, со временем стало девичьей забавой. И хотя церковь никогда не поощряла суеверие, сами гадальщицы относились к этому процессу как к игре. Девушки уединялись в каком-нибудь помещении – приступая к ворожбе, каждая из них распускала волосы, снимала с себя крест и обереги. Существовали разные способы гаданий: с использованием зеркала, по травам и цветам, по звукам и свечному воску. И пусть такая игра не открывала завесы будущего – в ней было много смеха и святочного снега, пения и надежды на счастье.

Окончание Святок 19 января

Заканчивались Рождественские Святки в день – 19 января (другие названия — Богоявление, Водосвятие, Водокрещи, Иорданов день). Православные приходили к замерзшим водоемам, дабы окунуться в студеную воду – для этого во льду проделывали крестообразную прорубь. Все окрест иордани украшали узорами из дерева и цветными лентами. Строгий пост, предшествующий Крещенскому сочельнику, а также окунание в освященную воду, помогали люду очиститься от всех грехов, случившихся на Святках – как вольных, так и невольных.

В ожидании Крестного хода на Богоявление. 1898 г. Автор неизвестен

Как отмечают праздник католики

Католической церковью этот период именуется Рождественским временем. Он длится от сочельника Рождества (вечер 24 декабря) до дня Крещения Господня (первое воскресенье после торжества Богоявления). Основу такого времени составляет Октава Рождества: она состоит из 8 дней и заканчивается 1 января – в день Торжества Пресвятой Богородицы.

Весь этот период считается очень торжественным: духовенство появляется на литургиях в кипенно-белых праздничных облачениях. В последний день Святок – 6 января – католики устраивают Карнавал. Его кульминация обычно приходится на три дня, предваряющие Великий пост. И хотя сроки этих торжеств строго регламентированы церковным календарем, по сути празднества тесно связаны с язычеством – с проводами зимушки-зимы и встречей долгожданной весны.

"Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20-градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого-нибудь ознаменования этого времени."(Л. Толстой. "Война и мир")

Приход ряженых взорвал этот тихий будничный вечер песнями, играми, скоморошьими переодеваниями, бешеной ночной санной скачкой.

"Наряженные дворовые, медведи, турки, трактирщики, барыни, страшные и смешные, принеся с собою холод и веселье, сначала робко жались в передней; потом, прячась один за другого, вытеснялись в залу; и сначала застенчиво, а потом всё веселее и дружнее начались песни, пляски, хоровые и святочные игры..."

"Наташа первая дала тон святочного веселья, и это веселье, отражаясь от одного к другому, все более и более усиливалось и дошло до высшей степени в то время, когда все вышли на мороз и, переговариваясь, перекликаясь, смеясь и крича, расселись в сани..."

"...И только по усилившемуся как будто навстречу ветру и по подергиванью натягивающих и все прибавляющих скоку пристяжных заметно было, как шибко полетела тройка. Николай оглянулся назад. С криком и визгом, махая кнутами и заставляя скакать коренных, поспевали другие тройки. Коренной стойко поколыхивался под дугой, не думая сбивать и обещая еще и еще наддать, когда понадобится..."

Все смешалось у соседей, куда примчались в веселом святочном воодушевлении Ростовы: свои и чужие дворовые, господа...

"После русских плясок и хороводов Пелагея Даниловна соединила всех дворовых и господ вместе, в один большой круг; принесли кольцо, веревочку и рублик, и устроились общие игры."

А потом были гадания, веселые и страшные в бане. Под действием необычных святочных обстоятельств, Николай Ростов принял окончательное решение жениться на Соне (этому не суждено было сбыться).

Так Лев Толстой описывает святки в доме Ростовых, вплетая в ткань своего романа все традиционные святочные мотивы.

Святки - святые дни или святые вечера, 12 дней от праздника Рождества Христова до праздника Богоявления (Крещения) - с Рождественского сочельника до Крещенского сочельника - отмечаются в честь рождения и крещения Христа, совершавшихся, по церковному преданию, вечером или ночью.

Христианская традиция празднования святок также известна с древности. Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо праздновали две недели после Рождества (по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа). Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех: бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания о святках как об особом послерождественском торжестве можно встретить у Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.

Святки на Руси явление совершенно особое. " Никогда русская жизнь не является в таком раздолье, как на Святках: в эти дни все русские веселятся." (И.Снегирев. Песни русского народа)

Русские святки - это, во многом, наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом. Едва ли не зрительно ощутимый временной зазор между прошлым и будущим дает надежду на возможность попросить у судьбы лучшей доли вырвать тайну грядущего. Отсюда особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяющая святки из всего календарного года. Время тревожное, веселое и опасное поскольку существовало представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

В древности (а на Руси начало празднования святок уходит корнями в глубокую древность) с просьбами обращались к языческому Богу Святовиту. Святовит - одно из имен верховного бога Перуна. Славяне всячески старались этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды, которую специально для него бросали в печь.

А вот незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Правда, встреча с духами и нечистью была делом очень опасным, поэтому предполагалась некоторая маскировка. Духи должны были принять молодежь за "своих". Так появился обычай "рядиться", по зимним дорогам зашагали ряженые. Считалось, что под масками скрываются не молодые соседские парни и девушки, а духи умерших предков, спустившихся на землю, пришедших из зимы в лето.

Мы люд не простой - из далеких краёв.

Люди все бывалые, из-под самого рая.

Идём мы от пана Года,

Что носит бороду,

Ширóку, как лопату,

Сиву и мохнату.

Мы к лету идём,

Козу ведём и радость несём.

Широки ли стены, чтобы нам потанцевать?

Хороша ли хозяйка, чтобы нас угощать?

Парни "рядились" - солдатами, купцами, цыганами, стариками горбатыми, бабами, а «натуральные бабы и девицы» - птицами (журавлём, курицей), цыганками с ребёнком. Популярны были также костюмы животных - медведя, волка, козы, быка, кобылы. Ряженые «слонялись по всему селу».

Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нём деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивались попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи - парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.

Большим любителем святочных "маскарадов" был Петр Первый. Среди его ряженых были самые разнообразные персонажи: от животных до пап и кардиналов.

К попытке молодежи "прикинуться" представителями нечистой силы можно отнести и обычай "баловства".

Дети и подростки собирались по ночам большими толпами и баловались как могли. Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение - ритуальное похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с шумом и песнями, а не тайком. Этот обычай дожил даже до советских времен, когда несмотря на все запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после праздников их возвращали на место.

  • Святки на Руси всегда были "праздником молодежи по преимуществу.. "(С. Максимов). Центральной фигурой на святках была - девушка. "Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели - к сближению суженых <...> Только в Святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь только на Святках." (И.Снегирев. Песни русского народа). Хотя девушки тоже иногда принимали участие в процессиях ряженых, их главной праздничной "темой" были гадания.

    Раз в крещенский вечерок

    Девушки гадали: За ворота башмачок,

    Сняв с ноги, бросали; Снег пололи; под окном

    Слушали; кормили Счетным курицу зерном;

    Ярый воск топили; В чашу с чистою водой Клали перстень золотой,

    Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад

    Песенки подблюдны.

    В. Жуковский.

    Гадали все... От мала до велика.

    Настали святки. То-то радость!
    Гадает ветреная младость,
    Которой ничего не жаль,
    Перед которой жизни даль
    Лежит светла, необозрима;
    Гадает старость сквозь очки
    У гробовой своей доски,

    Всё потеряв невозвратимо;
    И всё равно: надежда им
    Лжет детским лепетом своим.

    А. Пушкин.

    Если веселые посиделки проходили в святые вечера - в последюю неделю святок, то гадать полагалось в страшные - сразу после Рождества. Гадали юные крестьянки, гадали дворовые девушки, барышни чаще всего гадали в присутствии опытных нянюшек. Самая известная "гадающая барышня" в русской литературе, конечно, Татьяна Ларина.

    Татьяна любопытным взором
    На воск потопленный глядит:
    Он чудно вылитым узором
    Ей что-то чудное гласит;
    Из блюда, полного водою,
    Выходят кольца чередою;
    И вынулось колечко ей
    Под песенку старинных дней:
    «Там мужички-то всё богаты,
    Гребут лопатой серебро;
    Кому поем, тому добро
    И слава!»
    Но сулит утраты
    Сей песни жалостный напев;
    Милей кошурка сердцу дев.

    Морозна ночь, всё небо ясно;
    Светил небесных дивный хор
    Течет так тихо, так согласно...
    Татьяна на широкий двор
    В открытом платьице выходит,
    На месяц зеркало наводит;
    Но в темном зеркале одна
    Дрожит печальная луна...
    Чу... снег хрустит... прохожий; дева
    К нему на цыпочках летит
    И голосок ее звучит
    Нежней свирельного напева:
    Как ваше имя? Смотрит он
    И отвечает: Агафон.

    А. Пушкин.

    В "арсенале" Татьяны самые разные гадания, в том числе и страшное - с зеркалом на луну. Оно считалось самым верным, но самым опасным, так как зеркало представляло, по древними поверьям, границу между реальным миром и миром духов. Гадать с зеркалом следовало в бане или другом "нечистом" месте.

    Не менее тревожным было гадание на растопленном воске, который мог принять, застывая, любую форму - от свадебной кареты до гроба и очертаний могилы. Вместо воска можно было использовать жженую бумагу - будущее должна была предсказать тень, которую она отбрасывала на стену.

    Для гадания по волосам нужно было заблаговременно похитить у любимого волос и вместе со своим бросить в тарелку с водой: сплетутся волосы - быть скорой свадьбе, плавают на расстоянии - впереди разлука, утонувший волос предрекает "хозяину" болезнь или даже смерть. Таз с водой требовался и для гадания по скорлупе грецкого ореха. По "берегам" прикреплялись бумажки "свадьба", "помолвка", "болезнь", "разлука", а скорлупка-кораблик с именинной свечкой должен был выбрать судьбу своему капитану. Повеселее было гадание по полену: из поленницы в темноте, наугад вытаскивалось полено. Его вид становился точным портретом будущего мужа: полено гладкое с ровной гладкой кожей - муж красивый и молодой, кора толстая корявая - муж некрасивый, кора на полене ободрана - муж бедный, растрескавшееся полено - муж рябой и с физическими недостатками, большое полено - муж красивый и сильный, сучковатое полено - следует ожидать многочисленного потомства. А гадание с петухом проводилось целым девическим "коллективом": если петух склевывал все рассыпанные перед ним зерна, замуж выйдет их насыпавшая, если часть - замужество "грозит" той, "порядковый" номер которой совпадает с числом склеванных зерен, а если петух совсем отказался от угощения - ни одной свадьбы в этом году, увы, не будет. Это гадание тоже было скорее веселым, чем страшным.

    Но все гадания - веселые и страшные, глупые и романтичные - не одобрялись Православной церковью. Порицанию подвергались и пляски и песни "ряженых". Во второй половине 18 века даже вышел императорский указ: «Запрещается в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни».

    Народ неохотно расставался со святочными традициями. Но и ряженые, и гадающие, безусловно, сознавали, что занимаются делами греховными. Хотя бы потому, что при гадании, например, нужно было убрать от себя все предметы, обладающие крестной силой: "Сняли с себя кресты, немытика (черта) помянули" (С. Максимов). Пушкин в сцене гадания Татьяны упоминает о поясе-обереге - "поясок шелковый сняла".

    Единственным способом "очиститься", смыть с себя грех после святочных "безобразий" в деревнях считалось купание в крещенской проруби-купели.

    Постепенно на корнях языческих традиций вырастали новые побеги. Святочное веселие наполнялось новым смыслом.

    Колядующие славили не только хозяев дома, но, в первую очередь, пели славу младенцу Христу. По улицам ходили детские процессии с самодельными вертепами, где разыгрывались библейские истории рождения Христа.

    Последним святочным вечером был Крещенский сочельник.

    По материалам сайта Liveinternet

    Святки — это 12 дней от Рождества до Крещения , называемые святыми вечерами в память рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

    Святки отмечались по всей России и считались молодежным зимним праздником. Святки празднуются обычно в вечернее и ночное время: дневное время отводилось для повседневной работы, и лишь с наступлением темноты крестьяне откладывали дела и принимали участие в развлечениях, совершали различного рода обряды.

    В народе так же считают, что период Святок с 7 января по 19 января , такое мнение не является ошибочным. В некоторых районах к святкам относят еще несколько дней после крещения.

    Первые упоминания о Святках относятся к IV веку. В этот период греческие христиане устраивали народные гуляния на протяжении двух недель после Рождества. На Руси после принятия христианства в святочный период сохранились языческие обряды ряженья, гаданий, плясок. Православная Церковь сначала не поддерживала славянские языческие ритуалы. Затем представители духовенства придумали «решение проблемы» – традицию окунания в прорубь на реке или озере в виде креста на Крещение. Такой обряд помогал смыть грехи, которые совершались на Святках.

    Святки – период народных зимних праздников

    Приметы и поверья на Святки

    • Если Вы на Рождество потеряете какую-либо вещь, это означает что вас могут ждать убытки в следующем году. А вот если найдёте вещь да ещё какое-нибудь ювелирное украшение, тогда к вам уже деньги мчатся на всех парусах!
    • Если Вы случайно за рождественским столом разлили чай или кофе (к спиртным это не относится), то это к приятным новостям и большому успеху для Всех ваших начинаний.
    • В сочельник (с 7 по 19 января) посмотрите на природу. Если небо чаще всего усыпано звездами, либо часто идет снег, либо на деревьях много инея – год будет богатым, сытным, прибыльным. Если в сам день Рождества идет снег – примета очень хорошая и сулит удачный год.
    • Если в Рождество на небе красуется молодой месяц – год будет крайне неудачным в финансовом плане.
    • Самая денежная примета Рождества – она же традиция. В пирог запекается монетка – и кому достанется кусочек с монеткой, того ждет большая денежная удача в Новом Году.
    • В святочный период охотникам следует воздерживаться от охоты, иначе может случиться несчастье.
    • С Рождественского сочельника (6 января) до Старого Нового года (14 января) хозяйкам нельзя выметать сор из избы. Затем необходимо смести в кучу весь мусор, вынести его во двор и сжечь, чтобы год прошел в мире и благополучии.
    • За ужином в Рождественский сочельник (6 января) необходимо отведать все блюда, которые имеются на столе, чтобы в доме был достаток и сытость.
    • Если на Рождество (7 января) стоит теплая погода, то весна будет холодной.
    • Если на Васильев вечер (13 января) хозяйке удалось приготовить рассыпчатую и вкусную кутью, то семью весь год будет сопровождать удача и счастье.

    Традиции на Святки

    На Святки люди ходят в храмы на богослужения, совершают таинство причащения. В эти дни принято проявлять милосердие: посещать больницы и детские дома, подавать милостыню малоимущим, делать благотворительные взносы. Для молодежи этот период ассоциируется с народными гуляниями. В сельской местности чтят древние традиции: колядуют, гадают на будущее и суженого.

    Одна из традиций праздника — переодевание в праздничные одежды, или ряженье (обычно это толкуется как образ обновления природы). Молодые люди переодевались в праздничные одежды, плясали и веселились. Среди ряженых были традиционные персонажи: барыня, горничная, цыган, цыганка, нищий, различные звероподобные маски, Баба-Яга. С ряженьем связано и пение колядок — праздничных песен. Колядования — пожелание счастья, богатства и хорошего урожая.

    Одним из значимых действий праздника было гадание. Заглянуть в будущее, узнать свою судьбу — самые любимые и интересные забавы для молодежи. Святочные гадания дошли до нас еще с языческих времен. Да и сегодня они претерпели незначительные изменения.
    В старые времена святки очень своеобразно делились: первая неделя называлась «святой», вторая — «страшной». Люди верили, что это время перехода — когда старый год уже закончился, а новый еще не начался. Считалось, что на землю приходят духи умерших, и не только их — в некоторых местах Руси бытовало поверье, будто бы Бог открывал ворота ада, чтобы демоны с чертами могли порадоваться Рождеству. Молодежь и старшие активно гадали о будущем — считалось, что в это время гадать легче всего.
    У предков святки являлись своего рода энергетическим импульсом, дающим начало очередному витку жизни природы, в том числе и каждого отдельного человека как части природы. Помимо этого, две святочные недели представляли собой важнейший период, в пределах которого в максимально концентрированной форме происходила «передача» знаний от старших поколений младшим.

    7 Семь благ Рождества

    Число семь считается сакральным. Существует поверье, что сделавший семь благ в православное Рождество будет счастливо жить весь год и даже имеет право попросить у ангелов исполнения самого заветного желания. В этот день принято подавать семь милостынь ради счастья в грядущем году. Обычно это 7 одинаковых монет, подавать которые нужно тому, кто вызывает в душе искреннюю симпатию, сопровождая подаяние произнесенной про себя молитвой. Можно также вручить семь полезных подарков. Как правило, это были полотенца, отдавая которые, дарящий обязательно произносил слова: «Полотенца дарю, умирать погожу, добром зло исправлю, к счастью род мой (семью мою) направлю». В Рождество мы приветствуем друг друга словами: «Христос родился!» и отвечаем на эти слова: «Славим Его!».

    Ритуал на Святки

    На Рождество издавна проводили множество самых разных ритуалов, но, чтобы вас совсем уж не обвинили в мракобесии, сделайте самые симпатичные и не привязанные к магии - неважно, будет она черной или белой. Например, начиная с 7 января, в течение сорока дней (этот период называется мир - наши предки верили, что в это время людям во всех делах помогают ангелы), каждое утро, просыпаясь, загадывайте новое желание - представляете, сколько хорошего войдет в вашу жизнь.

    Пословицы и поговорки на Святки

    • На Святки только волки женятся.
    • От Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится.
    • Одна кутья на людей, другая на скотину, а третья на урожай.
    • Прошли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина - кататься.
    • Мокрые святки - мало урожая.
    • Ясные святки - полные амбары.
Рассказать друзьям