Семинар-практикум на тему: «Вместе растим детей здоровыми. Беседа с родителями "укрепление здоровья детей при помощи закаливания" Беседа с дошкольниками о закаливании

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ольга Авгуль
Семинар-практикум на тему: «Вместе растим детей здоровыми»

Цель:

Познакомить детей с методами и приёмами закаливания детского организма.

Программные задачи:

1. Познакомить родителей со способами закаливания;

2. Закрепить способы закаливания;

3. Укреплять организм ребенка через закаливающие процедуры;

Предварительная работа:

гимнастика после сна, массаж в игровой форме, культурно-гигиенические навыки (диск, подборка литературы о закаливании.

Воспитатель выполняет роль ведущего, а родители слушателей.

Оборудование:

Рукавичка для массажа; магнитофон с аудиокассетой; мешочки со сборами трав; нетрадиционные корригирующие дорожки; фиточай

1. Беседа с родителями о закаливании детей в оздоровительной комнате.

Уважаемые мамы и папы! Сегодня мы здесь собрались с Вами на консультацию «Вместе растим детей закаленными».

Вы узнаете о роли закаливания в жизни наших детей, познакомитесь, как проводить закаливающие процедуры, поделитесь своими способами закаливания.

У нас в Детском саду есть оздоровительная комната. Мы приобрели люстру Чижевского и оздоравливаем наших детей ежедневно по 30 минут. Информацию об этой люстре можно прочесть на стендах. Она лечит от многих болезней.

В природном воздухе (в горном, морском) много витаминов воздуха, а в квартирах, домах их не хватает - это витамины без вкуса и запаха - отрицательные аэроины, которые образуются с помощью тихого разряда. Давайте пройдем в эту комнату и продолжим нашу консультацию, а заодно и полечимся.

Очень хорошо, если вы будете закаливаться с детьми дома, на отдыхе, во время путешествий.

Современные занятия помогут лучше понимать друг друга, доставят вам радость общения.

Чтобы предупредить простудные заболевания детей, надо постоянными и систематическими тренировками настолько укрепить их терморегулирующий аппарат, чтобы позволял организму переносить любые температурные колебания внешней среды. В этом состоит сущность закаливания.

Утро Л. Н. Толстого начиналось с обливания холодной водой. До глубокой осени он ходил босиком и, будучи уже преклонном возрасте, продолжал заниматься физическим трудом, сочетая литературную деятельность с далекими прогулками в любую погоду.

Знаменитый художник И. Репин круглый год спал с открытыми настежь окнами.

Великий физиолог И. Павлов чуть ли не до «белых мух» купался в Неве, а зимой ходил в легком пальто.

Все они отличались огромной работоспособностью и в пожилом возрасте сохраняли высокую бодрость духа.

При самом внимательном уходе оградить ребенка от всех неожиданным перемен температуры, внезапных сквозняков, открытых форточек, ветров, дождей, сырости. Но для изнеженного, привыкшего к постоянному теплу организма такое случайное охлаждение становится особенно опасным, так как его способность самостоятельно защищаться от холода уже ослабела.

2. Приемы закаливания

«Чем старательнее кутают ребенка, тем более он уязвим для простуд, чем чаще болеет», - писал педиатр академии Г. Н. Сперанский.

Единственное надежное средство закаливания - это тренировка, совершенствование, развитие врожденных защитных сил организма.

Нужно добиться их наилучшего действия.

Закаливание - образ жизни. Нельзя закалить ребенка раз и навсегда. Нельзя придумать таблетку или заварить траву, которая решит все проблемы. Значит, закаливать детей нужно постоянно и всем вместе - дома и в Детском саду.

О влияние закаливающих процедур на организм можно судить по таким показателям самочувствия, как крепкий сон, хороший аппетит, настроение.

Механизм защиты организма генетически предопределены. Это означает, что есть люди, изначально боле закаленные. Если мы будем ориентироваться на них, то них, то никогда не поможем ослабленным детям, тем более, что в Детский сад приходят, как правило, ранее не закаленные дети.

Закаливая своего ребенка, Вы повышаете его стрессоустойчивость.

Мы ходим на прогулки в зависимости от погоды (играем, расчищаем от снега дорожка). Выполняем в движении трудовые действия.

Лучше гулять утром, когда солнце изучает благотворные, ультрафиолетовые лучи. Выходить на прогулку в любую погоду, кроме сильного ветра или проливного дождя. Детям до 3-х лет нельзя гулять при температуре - 15*.

Одежда должна быть облегченной, не стеснять движений, не мешать бегать, резвиться.

В нашей группе некоторых детей сильно укутывают, ребенок не может порой согнуться, взять игрушку, идти, а это, в свою очередь, ведет к простудам.

Родителям следует знать, что переохлаждение способствует не только низкие температуры зимой, но и околонулевые весной и осенью, особенно при порывистом ветре.

С детьми нудно проводить закаливание:

Воздушные ванны для тела:

1. Дети ежедневно в любое время года 15-20 минут играю (В одних плавках) в простые игры, типа «Я на солнышке лежу», «Загораю».

2. Сухое растирание специальной рукавицей (салфеткой) рук, ног, плеч, груди самим ребенком.

3. Растирание ребенка сухой салфеткой с легким пощипыванием кожи и похлопыванием.

4. Игра «Я - массажист» (дети попарно делают массаж спины)

Мы с яслей это практикуем, приготавливая: «Рельсы-рельсы, шпалы- шпалы».

5. Влажное растирание - раздетого ребенка взрослые быстро обтираю влажным полотенцем, после чего ему предлагают побегать 10 минут (поиграть в «догонялки» - «обгонялки»). Через 10 минут процедура повторяется, а затем ребенок растирается сухим полотенцем.

Контрастные ванночки для рук и ног:

1. Ребенку предлагается постоять в горячей воде 36*С 7-8 секунд. Затем ребенок переходит в холодную ванночку с прохладной водой 18*С на 3-4 секунды. Процедура повторяется, после чего ноги растираются досуха и делается индивидуальный массаж ног и стоп ребенком или взрослым. В массаж стоп входят растирание, пощипывание, похлопывание с пожеланиями: «Будь здоровым, крепким и сильным!»

Постепенно температура холодной воды понижается.

2. В группы вносится снег (зимой) или охлажденная вода (летом). Дети снегом (водой) растирают руки до ощущения сильного тепла, после чего руки ополаскиваются, вытираются насухо и протираются сухим полотенцем.

3. Дети садятся на скамеечки, растирают стопы снегом. Первую неделю растирание производится воспитателем. После растирания ноги ополаскиваются, вытираются насухо и делается массаж стоп.

Древнегреческий способ закаливания - хождение босиком (по росе, по скошенной траве, по хвое и др.). Если в летний период дети бегают по лужам, попадут под дождь - это еще больше повысит устойчивость организма.

3. Как мы закаляемся

Опасно оставаться в мокрой одежде

В нашей группе мы проводим с детьми в утреннее время гимнастику и после сна – корригирующую гимнастику для укрепления осанки детей, профилактики плоскостопия (ходим без обуви по дорожкам по пуговицам, по шнуру, следочкам, массажным коврикам, ребристой доске, палкам). Дети с желанием ходят и даже в свободное от занятий время самостоятельно выполняют упражнения.

Практически здоровье дети могут начинать закаливающие полоскания (1 ч. л. Цветков календулы, листья мать-и-мачехи, трава зверобоя и шалфея по 2 ч. л.). Вместе с детьми поласкаем горло следующим образом: набираем в рот воды и делаем булькающие движения со звуком «а-а-а».

Закаливание мороженным в зимнее время лучше всего заниматься в домашних условиях.

К водным процедурам относится баня, которая благотворно влияет на все функции организма.

Следует оберегать детей от переохлаждающего действия контрастных температур, это может привести к заболеванию.

Примечание контрастного душа (попеременно используется теплая и холодная вода) 5-7 минут, а за тем, когда организм привык к охлаждениям, можно переходить к закаливанию с помощью ванн.

В садике дети умываются холодной водой из-под крана, и порой их не оттащить, потому что детям нравится закаливающие процедуры.

4. Итог

Закаливание детей требует и от воспитателей, и от родителей немалых усилий и упорства.

Только набравшись терпения, Вы добьетесь гармонии организма с природой, их благоприятного взаимодействия, а солнце, воздух и вода будут самыми верными друзьями Вашей семьи.

А сейчас с вами в целях оздоровления, укрепления нашего организма попьем витаминный чай.

Закаливание – это повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Закаленные дети не боятся переохлаждения, перепадов температуры воздуха, влияния ветра. У них резко снижается заболеваемость.

Сравнительная действенность воды и воздуха

Закаливание можно проводить различными способами, в том числе воздушными или водными процедурами. Вода обладает более сильным действием на организм, чем воздух. Так, действие воды с температурой около 26 градусов приравнивается к воздействию воздуха с температурой около 5 градусов

Как возникает простуда?

Что дает закаливание?

Если же ребенок приучен к холоду, то реакция сосудов меняется, вплоть до обратной: под влиянием холода сосуды закаленного человека вначале суживаются, а потом резко расширяются. В какой момент закаливания происходит такое изменение реакции сосудов – через месяц, полгода или неделю? У каждого ребенка это индивидуально.

Для достижения наибольшего эффекта закаливания необходима постоянность воздействия и постепенное (не резкое!) повышение его интенсивности. Если остановиться на одной и той же интенсивности нагрузки, например, поливать ребенка постоянно водой одной и той же температуры, не снижая ее, или проводить процедуры редко (несколько раз в месяц), то эффекта от такого закаливания не будет.

Самая трудная задача – установить первую нагрузку для малыша. Она не должна быть слабой, ибо тогда она не эффективна; она не должна быть чрезмерно сильной (стрессовой), так как известно, что стресс подавляет иммунитет, а перед нами стоит обратная задача – его усилить.

Что такое иммунитет?

Что такое иммунитет и какова его роль в организме? Иммунная система человека «распознает» все вредные и чужеродные вещества, проникающие в организм, и создает защиту против вирусов и бактерий, предупреждает развитие раковых клеток. Эта система начинает формироваться в основном на этапе внутриутробного развития и заканчивает свое формирование примерно на первом году жизни малыша. Если ребенок находится на естественном вскармливании, то через молоко матери он получает защитные вещества, и таким образом усиливается еще не совсем совершенный собственный иммунитет. Хуже, если малыш лишен материнского молока: он чаще и тяжелее болеет. Такие дети особенно нуждаются в закаливании.

Врожденные и приобретенные нарушения иммунитета

Существуют врожденные и приобретенные нарушения иммунитета. При первых может родиться ребенок с врожденным нарушением всей иммунной системы или ее частичным поражением. Такие дети уже с рождения беспрерывно болеют. В первые месяцы жизни их необходимо обследовать в специализированных клиниках. При вторых ребенок рождается здоровым, однако в дальнейшем болезни, психические травмы, любой стресс могут быть причиной поражения иммунной системы.

Позднее прикладывание к груди ослабляет иммунитет!

Считают, что у новорожденного возникает стресс при отрыве его от матери сразу после родов, при позднем прикладывании его к груди. В результате этого ребенок вырастает с низким уровнем иммунитета, подавленный, не способный к активной полноценной жизни и во взрослом состоянии более подверженный болезням цивилизации: раку, инфаркту, гипертонии и т.д.

Иммунитет и стресс

Какие изменения возникают в организме при стрессе? Один из крупнейших мировых физиологов Ганс Селье показал, что чем бы ни был вызван стресс, какая бы ни была его причина, реакция организма на него всегда однотипна. Она выражается в том, что вначале все силы организма мобилизуются, чтобы выжить, в том числе и иммунитет, а по прошествии времени наступает вторая фаза – фаза истощения (ее даже называют фазой повреждения). В этой фазе все защитные силы организма истощаются, и на этом фоне появляется множество различных заболеваний.

Осторожней с моржеванием и «проныриванием»!

Подобные реакции у детей я наблюдала иногда при моржевании и особенно часто при так называемом «проныривании». Эти реакции выражались в том, что дети были или очень беспокойны (кричали днем и ночью) или, наоборот, были пассивны (плохо или слабо контактировали с окружающими). Особенно же поражало состояние их пищеварительной системы. По-видимому, стресс в первую очередь снижал выработку ферментов, из-за чего наблюдались следующие симптомы: вздутие живота, дисфункция кишечника (запор или понос), как следствие – плохая прибавка в весе. Таким образом, имело место одновременное поражение нервной и пищеварительной систем. Не могу утверждать, что такие нарушения встречаются у всех детей, подвергшихся моржеванию и «проныриванию», но среди моих пациентов подобные факты не могли не остановить моего внимания.

Иммунологическая лаборатория Московского института педиатрии и детской хирургии под руководством доктора Д.В.Стефани начинала сотрудничество с группой, занимавшейся по системе клуба «Здоровая семья» и практиковавшей моржевание детей. Сотрудники лаборатории обследовали нескольких детей и обнаружили, что у некоторых из них показатели иммунитета ухудшались. По-видимому, моржевание являлось для этих детей мощным стрессовым фактором. К сожалению, не представилось возможности выяснить, какие именно особенности детей предопределили ухудшение. После получения первых же результатов группа прекратила сотрудничество с лабораторией.

Учение о стрессе И.А.Аршавского

Кроме стрессовых реакций, изучены реакции организма на более слабые раздражители. Оказывается, что если раздражитель не сильный, не стрессовый, то при постоянном воздействии и постепенном увеличении его силы иммунитет возрастает и совершенствуются все системы, обусловливающие хорошую устойчивость организма к вредным факторам. Такую реакцию ученый-физиолог И.А.Аршавский определяет как «физиологический стресс» в отличие от повреждающего «патологического стресса». Исходя из исследований лаборатории И.А.Аршавского, организм в момент рождения хорошо справляется с перепадом температур. На протяжении внутриутробного периода ребенок развивается при температуре человеческого тела (около 37 градусов), а в момент рождения он попадает в среду, где температура вряд ли превышает 2022 градуса. Несомненно, что тренировать в нем эту способность стоит и дальше. А мы нередко начинаем кутать ребенка.

Тугое пеленание вредно!

Полезно знать, что новорожденный способен сохранять температуру тела за счет повышения мышечного тонуса. Посмотрите, как он сгибает ножки, притягивает ручки к туловищу. Повышение тонуса мышц у новорожденного это полезная компенсаторная реакция. Вот почему вредно тугое пеленание и все упражнения, снижающие тонус сгибателей у новорожденного. С учетом этих возможностей новорожденного и строится система закаливания, которую мне хочется вам предложить.

Закаливание можно начинать с рождения

Закаливание можно начинать уже в первые дни после рождения. Надо только сначала показать ребенка врачу. Если малыш здоров и врач не находит у него никаких признаков поражения нервной системы, если он хорошо сосет и постоянно прибавляет в весе, то спокойно начинайте закаливание.

Итак, родился ребенок. Если роды прошли нормально и ребенок здоров, если за первые 4-5 дней потерял в весе не больше 200 г, и если в последующие дни идет прибавка в весе, то уже на 6-7-й день, после осмотра врачом, можно предложить разные варианты закаливания.

Три варианта закаливания

Первый вариант закаливания. Мы купаем ребенка при обычной температуре человеческого тела – 36,6 градуса. Ему приятно и хорошо, он расслабляется, хорошо себя чувствует. В это время мы готовим ему первое обливание в кувшине или другом сосуде на десять градусов холоднее, т.е. примерно 26градусной водой. Ребенка вынимаем из ванночки, держим его на ладони спинкой кверху и сначала обливаем ему пятки, а потом льем прохладную воду по позвоночнику до головки. Затем, не вытирая, промокаем и закутываем в простую и байковую пеленки. Через 10-15 минут начинаем его одевать. Каждые три дня снижаем температуру обливания на один градус и доходим до температуры воды в кране. Такую процедуру дети обычно переносят хорошо. Вначале от неожиданности они могут закричать, но после согревания в пеленках быстро успокаиваются, хорошо сосут и спокойно засыпают.

Второй вариант закаливания. Во время туалета малыша (несколько раз в день) обмываем теплой водой ягодицы и ноги. При этом стараемся, чтобы ноги стали теплыми. Потом быстро обмывам их холодной водой из-под крана. Затем так же, не вытирая, заворачиваем ребенка в теплые пеленки.

Холодной водой надо обливать только теплого ребенка!

Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка. Я вспоминаю, как наблюдала закаливание детей «по инструкции» в детских яслях, где работала в первые годы своей врачебной практики. Детей приводили с прогулки и сразу же поливали им ножки, затем, в соответствии с инструкцией, температуру воды через определенное количество дней постепенно снижали. Однако дети непрерывно болели. В чем же было дело? Никто не обращал внимания на то, что после прогулки, особенно зимой, ноги почти у всех детей были холодные, так что их обливали практически теплой водой.

Как начать закаливание ребенка старше года?

Как быть, если ребенку уже больше года, а вы до сих пор не закаливали его? Начинать закаливание можно в любом возрасте. Для этого пригоден, например, контрастный душ. Сначала вы ставите малыша или, лучше, становитесь с ним сами под теплую воду, хорошенько разогреваетесь. Если ребенок требует горячей воды – пусть будет горячая. Вначале разогрейте ребенку ступни, ладони и спину. В первую очередь – воротниковую зону спины. Потом вы говорите малышу: «Ну, давай с тобой станем под дождик». Обливаете ступни, ладони и очень быстро – воротниковую зону холодной водой и – снова под горячий душ. Потом опять кратковременное холодное обливание. И так не менее трех раз. Всегда начинайте процедуру с согревания, а заканчивайте холодным обливанием. Если у вас есть время, делайте до семи контрастных смен температуры. После процедуры перед одеванием не вытирайте ребенка, а закутайте на несколько минут.

Ребенок не должен бояться!

Эта процедура возбуждает, поэтому ее лучше делать утром или после школы, часов в 6-7 вечера, но не непосредственно перед сном. Старайтесь, чтобы ребенку было приятно. Не пугайте его, не настаивайте, если ребенок боится, чтобы не превратить все это в стрессовую ситуацию. В таком случае контрастные обливания лучше проводить в форме игры.

Предлагаемая процедура может быть использована и в детском саду. Ставятся три-четыре таза с горячей водой и столько же с холодной. И дети перебегают от одних тазиков к другим. Принцип контраста температур надо выдерживать и здесь: сначала горячая, потом холодная вода.

Третий вариант закаливания. Ребенок вечером купается в ванне. Дайте ему посидеть в ванне столько времени, сколько он хочет, можно с игрушками. Пусть он согреется в теплой воде. Дети обычно любят расслабиться и полежать в ванне. Или пусть он греется под душем сколько хочет. А потом скажите ему: «Давай мы с тобой устроим холодный дождик или побегаем по лужам». И тут возможны такие игровые ситуации: или вы открываете холодную воду, и он подставляет пяточки и ладошки (достаточно на первый раз, а в последующие дни пробуйте облить холодной водой и спинку), или, если ребенок боится воздействия холодным душем, то можно вначале поставить тазик с холодной водой и сказать: «А ну, давай с тобой по лужам побегаем!» И вот из теплой ванны – в холодный таз (или «под дождик»), а потом – опять в ванну. Добавьте еще теплой воды, если вода в ванне остыла. И снова в холодную. И так не менее трех раз. После последнего холодового воздействия так же укутайте ребенка в простыню и в одеяло, подержите его, не вытирая, а промокая воду, потом оденьте его в ночную одежду и положите в кровать. Для лучшего эффекта закаливания процедуру надо постепенно изменять за счет увеличения времени холодовых воздействий. Впоследствии сам ребенок начинает требовать больше холодных обливаний, а нередко вообще отказывается от горячей воды.

Контрастные процедуры не следует прерывать и во время болезни!

Итак, лучше начинать с контрастных процедур. Их не стоит прерывать даже во время болезни малыша, так как они способствуют скорейшему выздоровлению.

Я знаю одну замечательную маму. Она начала закаливать малыша с рождения. Он очень редко болел. Однажды она позвонила мне и спросила, что надо делать с ребенком: у него появилась небольшая температура, насморк. Она хотела сделать контрастные обливания, а он отказывается от них и требует только холодные. Значит, нагрузка для него была уже недостаточной. Дети начинают это чувствовать и сами проявляют инициативу. В этом случае мы с мамой решили сделать так, как просит ребенок. Мальчик достаточно быстро выздоровел и в последующем при заболеваниях сам обливался холодной водой.

Полагаю, что для успешного закаливания не стоит останавливаться на одних контрастах. Для некоторых детей можно предложить следующий вариант: перед пробуждением ребенка в ванну заранее наливается холодная вода. Как только ребенок просыпается, он из постели, теплый, окунается в ванну, затем закутывается в простыню, сразу одевается и приступает к остальным гигиеническим процедурам. При контрастных процедурах существенно улучшается кровоток в носоглоточной области. Поэтому при разрастании аденоидов и хронических тонзиллитах показаны контрастные процедуры в сочетании с питанием, которое рекомендовано в предыдущих беседах.

Бегание по снегу

Если ребенок привык к обливанию ступней холодной водой, то в зимний период можно усилить закаливающий эффект беганием босиком по снегу. Бегать надо только в тех местах, где снег чистый, при этом под снегом должна быть земля, но не бетон и не асфальтированная дорожка. Естественно, не следует стоять на снегу на балконе. Как лучше проводить эту процедуру? Ребенка надо одеть так, чтобы обувь легко снималась и надевалась. Лучше надеть, например, спортивный костюм, шерстяные носки и валенки.

Итак, вы выходите на улицу. Сначала немного побегайте – ребенок разогреется. Если ваш малыш разрумянится, можно быть уверенным, что ноги у него не холодные. Тогда можно снять валенки и встать на снег, вначале буквально на секунды. Потом быстро вытирайте ноги от снега какой-нибудь тряпочкой и обувайтесь начиная с той ноги, которую первой поставили на снег. И снова побегайте в валенках. Продолжительность стояния на снегу, вначале очень короткая, потом может увеличиваться.

Почему холодовое воздействие на стопы закаливает?

Почему же ребенок перестает болеть после таких процедур? Происходит следующее: сосуды стоп под влиянием холода суживаются и обязательно одномоментно суживаются сосуды носоглоточной области. Если человек не закален – возникает острое респираторное заболевание (вирус внедряется в клетки носоглоточной области). А у закаленного человека – наоборот, в ответ на холод происходит вначале сужение, а потом резкое расширение мелких сосудов стоп и, рефлекторно, – сосудов верхних дыхательных путей. Уверена, что эта процедура доставит вам огромное наслаждение. Особенно, если вы будете выполнять ее всей семьей. Необязательно делать ее каждый день. Можно два раза в неделю, но с удовольствием, с радостью. Не удивляйтесь, что через некоторое время, глядя на падающий снег, вы ощутите огромное желание выйти на улицу и постоять на снегу. Особенно если у вас неприятности или плохое самочувствие.

О солнечных ваннах

В начале беседы я умышленно не упомянула еще один фактор закаливания – солнечные ванны. Раньше солнечные и воздушные ванны широко использовали для закаливания детей. Теперь, после Чернобыля и возможного увеличения радиации во многих местностях, к солнечным ваннам нужно относиться более осторожно. Но все же летом надо как можно больше раздевать детей, оставляя покрытой только головку.

Водные процедуры на природе

Очень хорошо дать возможность бегать босиком, особенно утром. Замечательным эффектом закаливания обладает хождение босиком по росе. Как можно больше разрешайте ребенку бегать по воде на речке, на озере, на пруду. Не надо специально загорать; лучше раздеть малыша, и пусть он бегает, попадая то в тень, то на солнце. На речке не заставляйте его сразу купаться. Дети очень любят играть на песке около воды, они сами заходят в воду, стоят в ней. Дайте им самим проявить желание искупаться. Тогда они не боятся воды и с удовольствием купаются.

Можно обливать детей прямо на улице. Хорошо рано утром поставить ванну с холодной водой (лучше из колодца) на солнце, затем днем, перед обедом, дать малышу поплескаться в ней, а потом облить его холодной водой, завернуть в пеленки и унести в дом. Для детей раннего возраста, страдающих рахитом, хорошо сделать песочницу и расположить ее так, чтобы рано утром она была на солнце, а попозже, когда ребенок выйдет на улицу, оказалась в тени. Ребенку очень полезно сидеть и играть на теплом песке в тени. Спать летом в саду хорошо всем маленьким детям, но только не на ярком солнце, а в кружевной тени деревьев.

О пользе бани

В заключение нашей беседы я хотела бы предложить вашей семье сделать регулярными посещения бани. Баня – замечательная закаливающая и лечебная процедура. Очень хороша баня при тяжелых диатезах, аллергических заболеваниях дыхательной системы. Противопоказания для бани – гипертония высокой степени или гипотония, тяжелое поражение почек, нервной системы, особенно повышенное внутричерепное давление, болезни сердца.

Когда можно в первый раз в баню?

Первый раз можно повести малыша в баню в 7-8 месяцев. Есть два варианта бани: сухая (финская) и парная (русская). Определите, что вы переносите лучше, и придерживайтесь своего выбора. Дети, как правило, лучше переносят парную.

Как действовать в парилке и после нее?

Если вы решили зайти в парилку русской бани, приготовьте заранее два-три тазика холодной воды. Наденьте на голову себе и малышу толстые шерстяные шапочки и занесите его в парилку. Ребенок должен быть сухим. Лучше внести его тогда, когда там немного людей, потому что шум и крик вообще плохо действуют на детей. С первого же раза не стоит забираться на полки. И вообще, не надо вести его наверх насильно. Может быть, после нескольких раз он сам поднимется повыше. Если же у вас грудной малыш, то не торопитесь: при его крике или испуге тут же покиньте парилку. Выйдя оттуда, надо сразу же облить и ребенка, и себя холодной водой из приготовленных тазиков. Потом заверните его в простынку и отдохните. Дайте ему питье: отвар шиповника, компот, воду с ягодами и т.п. Процедуру повторите три раза. Только после этого можно вымыть ребенка.

Посещение бани должно быть радостью для малыша. Во время отдыха побольше общайтесь с ним. Не заставляйте его насильно идти в парилку, не пугайте его – только тогда вы добьетесь эффекта от данной процедуры.

Используйте для закаливания все возможности!

Хорошо закалить городского ребенка можно и летом, и зимой. Используйте для этого все возможности, в том числе – зимние и летние походы в лес, на речку, на рыбалку. Чем больше будет малыш общаться с природой, тем спокойнее и здоровее он будет себя ощущать.

«Закаливание детей летом»

(консультация для родителей).

Лето - замечательное время года! Можно в полной мере использовать неисчерпаемые возможности природных факторов: свежего воздуха, солнечных лучей и воды. Закаливание прекрасное и доступное средство профилактики заболеваний и укрепления здоровья.

Оно оказывает общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус центральной нервной системы, устойчивость к воздействию постоянно изменяющихся условий внешней среды, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его важнейшая профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только жару и холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые способны ослабить защитные силы организма. Закаливать своего ребенка, значит не только дать возможность избежать в дальнейшем ему простудных заболеваний, но и значительно укрепить иммунитет. Наиглавнейшие помощники в этом деле естественные факторы окружающей среды - вода, воздух и солнечные лучи.

В связи с этим в летнее время выделяют следующие процедуры закаливания:

водные процедуры;

воздушные ванны;

солнечные ванны.

Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю жизнь. Важно только правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Закаливание детей летом необходимо начинать с воздушных ванн. Закаливание воздухом повышает устойчивость организма к длительным воздействиям низких температур.

Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети.

Для принятия воздушных процедур лучшее время утром, после сна в сочетании с утренней гимнастикой и до обеда. Прекрасным местом для прогулок с малышом являются парки, сады, скверы. И очень хорошо, если родители каждое утро вместе с ребенком будут выполнять гимнастические упражнения, придав им характер игры.

При закаливании воздухом ни в коем случае нельзя доводить организм до озноба. Одно из эффективных средств закаливания - дневной сон на свежем воздухе.

Старайтесь, чтобы ребенок, особенно летом, как можно больше времени проводил на воздухе. Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок. Помните, что день без прогулки - потерянный день!

Следующим этапом комплексного закаливания детей летом считается закаливание водой.

Водные процедуры можно легко дозировать. При обливании водой, купании в открытых водоемах на тело человека оказывает влияние не только температура, но и давление воды, а при приеме солевых, хвойных ванн, купании в море, лечебных источниках - еще и химический ее состав. Обтирание кожи после любой водной процедуры сухим, полотенцем обеспечивает хороший ее массаж, способствует лучшему кровенаполнению, а следовательно, и питанию. Так как водные процедуры являются возбуждающим и тонизирующим средством, их следует проводить после утреннего или дневного сна.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью - самый доступный вид закаливания водой.

После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания, они способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой против плоскостопия.

Морские купания являются наиболее сильным и комплексным закаливающим средством. При купании в море на организм ребенка действует не только температура воды, но и ее давление, химический состав (соли хлористого натрия и др.) . Ввиду такого сильного воздействия купание в море детей до двух лет нежелательно. Теплые ванны из морской воды в условиях помещения полезны детям любого возраста.

Температура, наиболее подходящая для первого купания, составляет 22 градуса, время нахождения в воде неокрепшего ребенка должно быть примерно семь минут. Ежедневно совершенно необходимо постепенное увеличение времени пребывания в водоеме.

Если малыш боится воды, не следует заставлять его купаться. Такого ребенка надо приучать к воде постепенно, через игры, до тех пор, пока он не поверит в свои силы и сам не захочет войти в воду.

Длительность купания с 2-3 мин может быть постепенно увеличена до 10 минут при условии активного поведения ребенка в воде (плавание, игра в мяч). Перед купанием малыш должен отдохнуть в тени под навесом. После купания его надо вытереть махровым полотенцем, сменить трусики на сухие и вновь увести в тень.

Нельзя допускать и их длительных игр на берегу на холодном мокром песке или в воде у берега, когда ноги охлаждаются, а тело подвергается солнечному облучению.

Полоскание горла.

К нетрадиционным методам закаливания относится полоскание горла прохладной водой. Как правило, его используют для профилактики заболеваний горла и верхних дыхательных путей. Полоскание горла можно проводить с 2, 5—3 лет, предварительно необходимо получить разрешение врача. Начинают полоскать горло водой температурой +40°С, затем постепенно, каждые 2—3 дня ее снижают на 1°С и доводят до +18—20°С. Для большей эффективности закаливания горла лучше использовать настои лекарственных трав: ромашки, календулы, тысячелистника, шалфея. Можно полоскать горло минеральной водой, солевым раствором (0, 5 чл. поваренной соли и 0, 5 чл. питьевой соды на стакан воды) .

Закаливание рук.

Игры с водой - одни из любимых детских забав и неудивительно, ведь игры с водой полезны не только для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода развивает различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка!

В летний период с целью закаливания можно использовать душ. Душ действует сильнее, чем, например, обливание или обтирание, так как здесь к температурному фактору присоединяется эффект давления струи. Вода, льющаяся из душа под напором, оказывает массирующее действие. Вода из душа ощущается как более теплая, чем вода той же температуры при обливании или обтирании. Это поднимает тонус мышечной системы, увеличивает работоспособность, придает бодрость, способствует подъему энергии.

Закаливание солнцем - эффективное средство оздоровления и стимулирование роста ребёнка.

Обладающие высокой биологической активностью ультрафиолетовые лучи, воздействуя на человека через кожу, повышают устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды, болезнетворным микробам, повышают иммунитет, снижают риск заболеваний.

Нахождение на солнце прекрасно укрепляет иммунитет и позволяет получить необходимое количество витамина D. Изменяется и общее состояние организма, улучшаются настроение, сон, аппетит, повышаются работоспособность и общая сопротивляемость организма к заболеваниям.

Летнее закаливание детей при правильном походе к существующей проблеме - исключительно важное занятие, направленное на положительный результат. Ребенок, совершенно независимо от возраста закалившись в летнее время, прекрасно адаптируется в период зимних вирусных инфекций, и в дальнейшем будет доставлять меньше хлопот своим родителям.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Все эти результаты свидетельствуют о положительном действии закаливающих процедур.

Цель: Познакомить с методами закаливания, развивать интерес к здоровому образу жизни.

1. Вступительное слово.

Кто знает, что такое закаливание? Закаливание - это активный процесс повышения устойчивости организма человека к холоду; это система закаливающих мероприятий в режиме дня, а не только какая-либо одна закаливающая процедура.

Закаливание предполагает намеренное использование искусственно созданных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма При закаливании повышается неспецифический иммунитет.

2. Виды закаливания:

1. Пассивное - проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается.

2. Активное - систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. Сюда относятся все специальные закаливающие процедуры (солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.).

Закаливание может быть общим или местным.

При общем закаливании температурный раздражитель действует на всю поверхность тела, например при солнечных ваннах, купании, душе, обливании. При местном закаливании температурному воздействию подвергается лишь ограниченный участок поверхности тела, например ножные ванны, обтирание шеи и т. д. Оно используется для закаливания наиболее холодоуязвимых участков тела или когда общее закаливание невозможно по каким-либо причинам.

3. Формы закаливания.

Формы закаливания могут быть различными: ванны - солнечные, воздушные, световоздушные; они могут быть общими и местными. Вода используется в форме влажных укутываний, обтираний, обмываний, обливаний, ванн, душей, купаний. Эффективными формами закаливания являются хождение босиком, особенно после дождей и по росе, а также банная процедура.

Факторы закаливания:

4. Основными принципами закаливания являются:

1. систематическое и последовательное проведение закаливающих процедур (ежедневно и без перерывов);

2. постепенное увеличение интенсивности закаливающих процедур;

3. проведение закаливающих процедур с учетом состояния здоровья ребенка;

4. учет индивидуальных особенностей ребенка, недопустимость проведения процедур при отрицательном эмоциональном отношении к ним ребенка;

5. возобновление закаливающих процедур после перерывов следует начинать с тех степеней воздействия, которые были вначале закаливания, но с более быстрым их нарастанием.

5. Специальные закаливающие процедуры.

Солнечные ванны.

При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Нельзя злоупотреблять солнечными лучами.

Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения в организме - солнечный и тепловой удары, ожоги и т.п.

Противопоказаниями для приема солнечных ванн являются: острые инфекционные заболевания, обострения хронических неинфекционных заболеваний, декомпенсированные пороки сердца, онкологические заболевания, истощение, психические заболевания, фотодерматозы и др.

Воздушные ванны.

Применение воздушных ванн требует выполнения определенных правил:

Они принимаются не позже чем за 1 час до и не раньше чем через 1,5 часа после еды; нельзя принимать их натощак.

Водные процедуры.

Закаливание носоглотки .

Носоглотка - одно из холодоуязвимых мест. Для ее закаливания надо использовать полоскание горла прохладной, а затем холодной водой.

Обливание стоп.

Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания - 25-30 сек. Температура воды вначале 28-27 градусов, через каждые 10 дней ее снижают на 1-2 градуса; конечная температура не должна быть ниже 10 градусов Цельсия. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуют проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну.

Ножные ванны.

Ноги погружают в таз с водой. Начальная температура воды - 30-28 градусов, конечная - 15-13 градусов; она снижается через каждые 10 дней на 1-2 градуса. Длительность первых ванн - не более 1 минуты, а в конце - до 5 минут; она возрастает постепенно.

Хождение босиком.

Обтирание.

Оно проводится махровой рукавицей или полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина.

Обливание туловища.

Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20-25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30 градусов, летом - не ниже 28 градусов, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18 градусов.

Купание в открытых водоемах.

Очень эффективное средство закаливания (и укрепления здоровья), так как при этом на организм одновременно воздействуют солнце, воздух и вода. Его преимущество еще и в том, что оно предполагает овладение школьниками жизненно важным умением плавать.

6. Подведение итогов.

Что нового для себя вы узнали из нашей беседы?

Беседа о ЗОЖ в начальном звене

Тема: Если хочешь быть здоров - закаляйся!


Бестик Ирина Викторовна, воспитатель КГУ "Областная специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с нарушениями слуха", Казахстан, СКО, г. Петропавловск.
Описание: Данная методическая разработка будет полезна учителям и воспитателям начального звена. Закрепляет знания младших школьников о закаливании и формирует навыки здорового образа жизни.
Цель: закрепление знаний учащихся о закаливании организма.
Задачи:
Образовательная : закрепить знания учащихся о закаливании и его значении для организма человека.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Коррекционно-развивающая: развивать логическое мышление, память, познавательный интерес, расширять кругозор учащихся, развивать речь учащихся во время занятия.
Оборудование: презентация, карточки, таблички.
Речевой материал: закаливание, организм, здоровье, простуда.
Ход занятия:
Воспитатель:
В детстве часто я болел,
И всегда таблетки ел.
А потом стал закаляться,
Водой холодной обливаться.
И сразу стал здоровым я,
И счастлива моя семья!


Ребята, как вы думаете, почему люди простужаются и болеют?
Ответы детей.
Воспитатель: Кожа человека гораздо чувствительнее к холоду, чем к теплу, поэтому даже маленький сквозняк может привести к насморку, чиханью и к более серьезным последствиям. В результате охлаждения, защитные силы нашего организма ослабевают, и болезнетворные микробы начинают проявлять свои вредные свойства, в результате чего появляется насморк, кашель или ангина. Возникает общая реакция организма, которая называется простудой. Чтобы этого не происходило, необходимо тренировать свое тело к холодным воздействиям.
Я хочу предложить вам небольшой блиц-опрос «Насколько вы здоровы?»

Блиц-опрос «Насколько вы здоровы?»
1) Как часто в этом году у вас была простуда?
0. Ни разу;
1. От 1 до 4 раз;
2. Более 4 раз.
2) Есть ли у вас хронические заболевания органов дыхания (бронхит, гайморит, ангина, ринит, тонзиллит)?
0. Нет;
1. Одно заболевание;
2. Комплекс заболеваний.
3) Бывают ли у вас дни общего недомогания (вялость, упадок сил, сонливость, слабые головные боли и т.д.)?
0. Крайне редко;
1. Часто;
2. Очень часто.
Если вы набрали 0-1 балл, то ваше здоровье в порядке, 2-4 балла – вы в группе риска, 5-6 баллов – ваш организм ослаблен.
- Что же нужно делать, чтобы меньше болеть?
Дети: Нужно закаляться.


Воспитатель: Правильно ребята. Закаливание – это комплекс мер, направленных на повышение устойчивости организма человека к условиям окружающей среды и укрепления здоровья. Закаливание повышает защитные механизмы и устойчивость организма к различным заболеваниям.
Какие средства закаливания вы знаете?
Дети: Солнце, воздух, вода.
Воспитатель:
Солнце, воздух и вода -
Наши лучшие друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.
А приведите примеры общих закаливающих процедур.
Дети: Душ, купание, загорание.



Воспитатель: Ребята, запомните: закаляться нужно постепенно, последовательно и систематически. Можно начать закаливание, не выходя из своей комнаты – принимать солнечные и воздушные ванны при открытом окне.
Мы на солнце загораем,
Организм свой закаляем.
Лучи солнца шлют тепло,
И свое лечебное добро.
По утрам можно умываться холодной водой, а еще можно делать ножные ванны и ходить босиком по земле.
По утрам ты закаляйся,
Водой холодной обливайся.
Будешь ты всегда здоров.
Тут не нужно лишних слов.
И ваш организм постепенно будет крепнуть. Вы будете реже болеть, повыситься работоспособность и улучшиться настроение.


Я предлагаю вам поделиться на три группы: 1 группа – закаливание воздухом, 2 группа – закаливание водой и 3 группа – закаливание солнцем. Каждая группа должна выполнить в течение 15 минут задание. Вы должны будете рассказать о принципе данного закаливания, о положительном воздействии на организм и нарисовать рисунок.
Выступление групп.
Подведение итогов.
Воспитатель:
Чтоб здоровье раздобыть,
Не надо далеко ходить.
Нужно нам самим стараться,
И всё будет получаться.
Рассказать друзьям