Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Белогорск школа № 200 с углубленным изучением отдельных предметов
Фольклорное развлечение в средней группе
Боровская Е.А. – воспитатель
Павлова Т.К. – музыкальный
руководитель высшей
г. Белогорск 2017г.
« Путешествие в мир русских народных игр»
Цель : Воспитывать у детей любовь и уважение к русским народным играм.
Задачи:
Приобщение детей к русской культуре;
Развитие эстетического восприятия, музыкальности у детей;
Развитие интереса к народным играм;
Вызвать эмоциональный отклик на происходящее;
Воспитание умений действовать в коллективе, выполнять правила в играх.
Оборудование: веретено, сумка, шапочка петуха, лента, мяч
Ход развлечения :
Ведущая: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!
Игры мы начинаем
Всем здоровья пожелаем!
Прими участие скорей! Да позови своих друзей!
Всем в дорогу нам пора! В гости нас зовёт игра!
(Слышится звук чихания.)
Ведущая : Ой, кто это?
Кузя. Это я, домовёнокКузя.
Ведущая : Что ты здесь делаешь?
Кузя : Мой дом сломался. Я пошёл искать новый дом. Услышал детские голоса и решил зайти к вам.
Ведущая : А ты вовремя зашёл, мы собрались играть в русские народные игры.
Кузя : Я очень люблю играть. Я пришёл не с пустыми руками. У меня в сумке есть шапочка петуха.
Ведущая : А мы знаем такую игру. Давайте поиграем, выберем ведущего по считалке:
Считалка :
« Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
1.Игра « Петух».
Все играющие встают в круг и берутся за руки.
Игроки идут по кругу, петух в кругу. Дети произносят потешку:
Ту-ру-рух!
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами, хвост с узорами.
Во дворе стоит, громче всех кричит!
Петух: Ку-ка-ре-ку!
Все разбегаются, петух ловит детей.
Пойманный становится ведущим.
Кузя : Хоть сума моя пуста,
С виду вроде бы пуста,
Ну-ка, Дима, подойди,
В сумку руку опусти.
(Ребенок достаёт веретено).
Ведущая : Нам и эта игра знакома.
2. Игра «Веретено».
Катись, катись веретено.
Катись, катись по кругу.
Передавай веретено друг другу.
Где его остановка выполняй движенья ловко.
Ведущая : Кузя, а мы знаем ещё одну игру «Дедушка Мазай». Ребята давайте научим Кузю этой игре.
3. Игра «Дедушка Мазай».
Дети идут в хороводе, водящий в центре.
Дети. Здравствуй дедушка Мазай из коробки вылезай.
Мазай (потягивается здравствуйте, дети, где вы были, что делали)
Дети . Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем!
Кузя: А можно мне побыть дедушкой Мазаем?
Ведущая и дети: Конечно, мы сейчас и тебе загадку покажем.
Кузя: Мне ваша игра очень понравилась.
Кузя : Теперь Алёна подойди,
В сумку руку опусти,
Всем ленточку покажи!
4. «Заря»:
Игроки встают в круг, руки держат за спиной, «заря» ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые-
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй.
Ведущая : Эй, подружки-хохотушки,
Развесёлые болтушки!
Эй, ребята-молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поиграть,
Свою ловкость показать!
5.Игра в подкиды .
Оля, Коля,
Дуб зелёный,
Ландыш белый,
Зайка серый,
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
Кузя: Вы меня очаровали!
Вы так дружно все играли!
Вы теперь мои друзья,
Поиграем вместе, да?
Ведущая: Давайте поиграем парами в быструю, но плавную игру «Ручеёк».
6. Игра «Ручеёк».
Ведущая: К сожаленью нам пора, вот закончилась игра.
Кузя, пойдём с нами, мы тебе покажем наш детский сад.
Ирина Сапрыкина
Дети заходят в группу под русскую народную песню. Воспитатель встречает их в русском национальном костюме.
Воспитатель. Детушки мои, проходите рядком, поговорим ладком.
Ребята,скажите, что такое потешки?
Дети. Потешки сочиняли давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть.
1 ребенок: Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла.
Пастушку я отдала
На-ка, милый пастушок
Там коровка лежит, на теленка глядит,
А домой не идет, молочка не несет.
Надо кашу варить
Кашей Сашу кормить.
2 ребенок: Дили-дили, дили-дили
Колокольчики звонили,
Дили-дили, дили-дили
Колокольчики будили
Всех жуков, пауков и веселых мотыльков.
Динь-день! Динь-день!
Начинаем новый день.
Воспитатель. Люди с давних пор сочиняли не только веселые и смешные потешки, но и мудрые пословицы. Какие пословицы знаете вы?
Ответы детей:
1. Жизнь дана на добрые дела.
2. Вся семья вместе, так и душа на месте.
3. Любишь кататься- люби и саночки возить.
4. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
5. За всякое дело берись умело.
Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, сколько пословиц знаете.
А, теперь пришла пора заглянуть в наш домик и узнать кто же в нем живет?
Тук-тук, кто в домике живет?
Выходят бабушка и дедушка, друг на друга не смотрят.
Ой, кажется бабка с дедом поругались, ребята, давайте научим их мириться.
Выходят два ребенка:
Чем ругаться и дразниться
Лучше нам с тобой мириться
Очень скучно в ссоре жить
Потому давай дружить.
Воспитатель. Ну как, бабушка и дедушка, будете мириться? Не дело это быть в ссоре.
Бабка с дедом поворачиваются к друг другу и мирятся:
Мы дрались и обзывались,
Обижались и ругались.
Но решили помириться
Нам не трудно извиниться.
Руку дай, мирись, мирись
Друг прости и улыбнись!
Воспитатель. Вот совсем другое дело. А сейчас пришла пора поиграть.
Игра называется "Солнце", его мы выберем с помощью считалки:
Раз, два, три, четыре, пять
Собралися мы играть,
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Проводится игра "Солнце". Дети становятся вокруг солнца и говорят слова:
Гори, солнце, ярче
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Воспитатель. Помирили, мы бабушку с дедушкой. И решила бабушка испечь колобка, но.
Бабка. Как же быть, как же быть
Где муки на хлеб добыть?
Воспитатель. Ребята, давайте поможем бабушке испечь колобка.
Проводится пальчиковая игра-инценировка "Колобок"
Воспитатель. Вот какого колобка, мы с вами испекли для бабушки и дедушки.
Скажите, а вы много знаете сказок?
Дети. Да.
Воспитатель. Я буду загадывать загадку, а вы должны отгадать сказку. Слушайте внимательно.
Вот построили зверушки
Каждый по своей избушке,
А весной Лиса пришла
Дом Зайчишки заняла.
Как же сказку называют, где Зайчишка побеждает. ("Лиса и заяц")
По тропе шагая бодро
Сами воду тащат ведра.
Вымолвил словечко-
Покатилась печка. ("По щучьему велению")
Возле леса на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте, что за сказка? ("Три медведя")
А дорога-далека,
А корзина нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок. ("Маша и медведь")
Воспитатель. Молодцы, ребята. Много сказок знаете.
Ой, девчонки! Ой, мальчишки!
Становитесь в хоровод
Пришла пора петь и танцевать.
Дети поют и танцуют " Вдоль по улице метелица идет".
Воспитатель. Ребята, мы с вами сегодня вспомнили потешки, сказки, пословицы. А теперь скажите, почему все они называются народными.
Ответы детей
Воспитатель. Правильно. Все эти сказки, потешки придумал народ. А что еще входит в народное творчество.
Ответы детей
Воспитатель. Есть еще мирилки, дразнилки, заклички, песни, игры. Народное творчество полно мудрости, доброты.
Наше занятие подошло к концу.
Публикации по теме:
Цель: приобщать детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству, развивать речь детей средствами фольклора. Задачи: 1.
Добрый день уважаемые коллеги мне очень понравилось такая форма работы как интерактивная папка. Во-первых: представлен большой объём информации,.
Устное народное творчество как средство выразительности речи дошкольников Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».
Проект «Устное народное творчество (потешки, прибаутки, колыбельные песни») во второй младшей группе Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является недостаточное использование современными родителями потешек, прибауток.
Проект «Устное народное творчество-загадки во второй младшей группе». Актуальность проекта: Сегодня одной из актуальных проблем является редкое использование родителями загадок в младшем дошкольном возрасте.
Вос- ль Глущенко Н.И. Дни недели Вторник «___» «____».
Ұйымдастырылған оқыту қызметінің технологиялық картасы.
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Білім саласы / образовательная область: Коммуникация, Познание, Творчество, Здоровье.
Оқу қызметін ұйымдастыру /ОУД: Развитие речи, Драма, Художественная литература, Физкультура, Музыка.
Тақырыбы / тема: Интегрированное занятие по художественной литературе с использованием фольклора.
«Путешествие по фольклорным дорожкам».
Мақсаты/ цели: обогащение знаний детей о народном фольклоре.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах народного творчества , учить эмоционально воспринимать и понимать содержание сказки.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения , развивать чувство эмпатии, образность речи, воображение.
Обогащать, расширять и активизировать словарный запас детей; формировать умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов; упражнять в согласовании существительных с прилагательным; учить чётко произно сить е звук и , слов а , предложени я .
Воспитательные: воспитывать чувство уважения к народной культуре , умение видеть красот у расписной деревянной посуды; воспитывать у детей доброжелательное отношение к героям сказки, положительное отношение к смелости, находчивости, удальству.
Материалы: игрушки лисы, кота, петуха, иллюстрации к сказкам «Жихарка», хохломская ложка, аудиозапись русской народной мелодии , картинк а «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10
Екітілдік компонент/ билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак, лиса- түлкі, кот-мысык, петух- әтеш.
Сөздік жұмыс/ словарная работа: фольклор, пословицы.
ТәсілдерКезеңдері
Этапы деятельности
Мұғалімнің іс- әрекеті
Управленческие действия педагога
Балалардың
іс-әрекеті
деятельность детей
1 этап
Мотивациялық
қозғаушы
мотивационно-побудительный
Воспитатель собирает детей вокруг себя
Предлагает поздороваться с гостями на казахском и русском языках.
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, я вас сегодня приглашаю на необычный, интересный разговор, но сначала вам нужно пройти в волшебные ворота
Воспитатель накидывает платок на плечи
Дети встают в круг.
Приветствуют гостей.
Д евочки накидывают на плечи платки, мальчики надевают фуражки и проходят в ворота.
2 этап
Іздену
ұйымдастырушы
проблемно-поисковый
В от теперь вы готовы гулять по фольклорным дорожкам. Что такое фольклор? Фольклор – это потешки, скороговорки, пословицы, считалочки, загадки, сказки, написанные народом. С чего нам начать наш путь, куда идти. Смотрите камень лежит. Что за камень? Как вы думаете? (Обращаю внимание на стрелки). На стрелках написано:
-«Прямо пойдешь – чудо дивное найдёшь».
-«Направо пойдёшь - на лесную полянку попадёшь».
-«Налево пойдёшь – в сказочный дом попадёшь».
Что будем делать, куда пойдем, к чуду хотите пойти ? Кто запомнил, какого цвета стрелочка нас к чуду приведет.
Что за диво дивное, чудо чудное, вот так ларец. Интересно кто в таком живет?
Заглянем в ларец? Не боитесь?
Никого нет, а вот записочка - кленовый листок лежит, да не простая, а с заданием:
- «Назовите пословицы и поговорки о Осени ». (называют с объяснением) Теплая осень - к долгой зиме .
До ждь мелко сеется, да долго тянется.
Холоден сентябрь, да сыт .
Упал с дерева один лист – жди осени .
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвёт, льёт и снег метёт.
Осень - запасиха, зима - подбериха.
- Д/и «Скажи какая?»
Осень какая ?
Билингвальный компонент: Күз- осень, листья – жапырак.
Листья какие? Погода какая осенью?
- Э ту дорожку мы с вами прошли на отлично . Возвращаемся к камню, чтоб веселее было идти пойдем как матрешки, дробным шагом.
Идем на право. Кто помнит куда попадем? На лесную полянку. Смотрите кто это ? (муравей)
Муравей, муравей дай задание скорей.
Читаю задание «Прочесть скороговорк и .» Веселое задание. Давайте поупражняем наши язычки.
Сю-сю-сю,Су-су-су- не заблудимся в лесу.
Давайте попробуем сказать правильно и быстро.
Отлично, мы выполнили задание муравья.
Возвращаемся к камню, муравьи не очень любят когда их тревожат, давайте пойдем тихо, на носочках.
Кто помнит, в какую сторону теперь нам идти? Куда придем?
Идем. Ой, дети с моими ногами что-то непонятное происходит, ой помогайте мне.
На левой ножке поскачи - 1,2,3
На правой ножке поскачи - 1,2,3
На ладошки подыши - 1,2,3
Вокруг три раза обернись и друг другу поклонись.
Ну и чудеса, вот так дорожка. А вот и сказочный домик. Кто же там живет?
Воспитатель: Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Мальчик Я Жихарка
Дети из какой сказки этот мальчик? Предлагаю послушать Жихаркины загадки.
Загадывает загадку про петушка.
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?
(петушок - әтеш.)
Цель: уточнять представления детей о загадках; учить отгадывать описательные загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса) лиса- түлкі,
Воспитатель. Ребята посмотрите на лису. Какая она?
Цель: учить сравнивать внешний вид домашней птицы и .
- . Петух – птица, а лиса?
- Петух – домашняя птица, а лиса?
- У петуха тело покрыто перьями, а у лисы?
- У петуха две ноги, а у лисы?
- У петуха есть крылья, а у лисы?
- Вот следующая загадка от Жихарки .
Этот зверь живет лишь дома.все знакомы.
У него усы как спицы. Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится… Угадали? Это - кот-мысык.
- Чем вам нравится кот? Он какой?
. - Какие клички бывают у кота?
- Для чего коту усы?
- Дети , усы коту помогают ощущать запахи - нюхать.
Загадка:
Жихарка. Сама точеная, А ручка золоченая .
Предложить ребятам рассмотреть, обследовать, полюбоваться неповторимым узором ложки .
- Ребята, ложки у нас не простые, а музыкальные. Хотите на них поиграть?
Музыкальная игра с ложками .
- Ребята, не знаете ли вы, чья это ложка? Из какой сказки?
- Про него говорят: «Мал золотник, да дорог», «Мал, да удал», потому что он хоть и маленький, но очень сообразительный, смелый, находчивый. А кого он перехитрил, как проявил свою смекалку?
- Предлагаю описать героев сказки «Жихарка», какими они были.
Психогимнастические упражнения.
- Сейчас я попрошу вас показать, изобразить эмоции, движения героев сказки, как настоящие артисты.
- Покажите веселое, испуганное выражение лица Жихарки.
Покажите, как свернулась кольцом на лопате лиса.
Вот коварная лиса собирается поджарить Жихарку, а кот да петух в это время плачут. Как про это сказано в сказке?
- Какое у них было настроение?
- Расскажем, дети, Коту и петуху потешки , чтоб им не было грустно.
Потешки: (читают потешки)
Петух и котик благодарят детей за то что они их развесилили.
Ответы детей
Определяют куда лучше пойти.
Называют пословицы и поговорки.
Дети называют прилагательные к словам, произносят фразы, предложения.
Повторяют слова на казахском языке.
Узнают насекомое- муравья.
Произносят скороговорку, в медленном и быстром темпе, произносят четко звуки.
Возвращаются к камню на носочках.
Дети: В сказочный домик попадем.
Скачут на одной ножке.
Дети узнают знакомую сказку.
Отгадывают загадки
Дети собирают разрезную картинку «лиса» в трех вариантах (простой – 6, средний – 8, сложный – 10).
Сравнивают домашнюю птицу и дикого животного.
Отгадывают загадку и отвечают на вопросы.
Дети. Отгадывают загадку, воспитатель раскладывает ложки Дети выбирают правильную ложку из трех предложенных: металлическая, пластмассовая, деревянная.
З вучит русская народная песня, дети выходят в круг и играют на ложках в такт музыке. .
Дети. Рассказывают, что это ложка, из сказки Жихарка
Дети рассказывают
О Жихарке.
О сказке опираясь на иллюстрации к сказке.
Дети изображают эмоции, движения героев сказки.
Дети рассказывают потешки.
«Как у нашего кота»
«Петушок петушок золотой гребешок»
3 этап
Рефлексивті коррекциялаушы
Рефлексивно-корректирующий
Ну вот дети пора и нам домой возвращаться.
Ну вот и кончилось наше путешествие по фольклорным дорожкам Что мы делали на занятии?
Грустных мы развеселили, загадки отгадали, язычок наш научился правильно говорить. Ребята какое у вас настроение.
Как в народе говорят: Кончил дело – гуляй смело!
Преодолевая препятствия вы вспомнили, что такое фольклор, вспомнили потешки, чистоговорки, научились отгадывать загадки.
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
Проходят через ворота, снимают фуражки, платки.
Дети рассказывают, что они делали на занятии.
Показывают своё настроение.
Принимают угощение.
Күткен нәтеже/ ожидаемый результат:
Жаңғыртады/ воспроизводит: знани я о народном фольклоре.
Түсінеді/ понимает: умение подбирать слова обозначающие качества, признаки и свойства предметов Қолданады/ применяет: навыки в согласовании существительных с прилагательным , знания о осени., о сказке, изображают эмоции, движения героев сказки.
Конспект открытого интегрированного занятия с элементами фольклора и нетрадиционными методами ИЗО «Во дворе у бабушки».
Цели:
- Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.
- Активизировать словарный запас детей.
- Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.
- Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
- Совершенствовать Здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)
- Развивать внимание, память, мышление, творческие способности,
- Познакомить с новым видом аппликации.
Ход занятия
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к бабушке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок: почистим зубки, «расчешем» язычки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):
С добрым утром, глазки!
-Вы проснулись»?
-С добрым утром, ушки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ручки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ножки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, солнце!
-Мы проснулись!
Вот мы и готовы отправиться в путь.
Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас- детеныш лошади (дети- жеребята).Садимся и скачем по дорожке(цокая язычком):
По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок-
Скачет резвый табунок.
Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:
Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко - нарядись!
Красное – покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки
(Появилось солнышко). Что мы с вами делали? Закликали солнышко.
Вот и домик бабушки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, Я ухожу за домик и одеваю платок и юбку)
Здравствуйте, детушки- малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они:
Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый.(свинья)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком
Мяу! Как мне часто снится
Блюдечко с молоком. (кошка)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком.. (собака).
4. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу
Грива вьется на ветру. (конь).
Хорошо вы умеете отгадывать загадки. А теперь вставайте в круг и скажите, что умеет делать: кошка, корова, собака, свинья? Молодцы. Пока мы с вами играли мои, домашние животные спрятались. Помогите мне их найти.
Игра « Путаница» – найди, какие животные здесь спрятались.
У меня во дворе живут кот Васька и щенок Шарик (показать игрушки), они все время ссорятся, рычат друг на друга. Как мы можем им помочь помириться? Кто знает мирилку? (Дети рассказывают мирилку: Мирись, мирись, мирись,
И больше не дерись ….
Теперь они будут жить дружно.
Ой, ребята, а вот бычок и жеребенок очень хотят играть в прятки, а кто будет водить – решить не могут. Чтобы не обидно было надо их посчитать. Кто может посчитать друзей?
Считалка: Мы собрались поиграть,
Ну, кому же начинать?
Раз, два, три, Начинаешь ты!
Вот и хорошо, мы нашли ведущего. А теперь давайте и мы поиграем. Я знаю веселую потешку, давайте ее покажем:
Шел старик дорогою, нашел козу безрогую.
Давай коза попрыгаем, ножками подрыгаем,
Глазками похлопаем, ножками потопаем.
А коза бодается, а старик ругается.
Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? (Это то, чего не бывает). Послушайте, бывает такое или нет:
У меня есть утенок, у него синие лапы, зеленый клюв, красивый хвост.
Моя корова Ночка очень громко хрюкает.
А вчера кошка Мурка начала бодаться.
Конь рогатый на лугу летом прыгает в снегу, быстро дайте мне ответ это правда или нет.
Мой кот Васька устал играть с Шариком и чтобы ему быстрее уснуть споем ему колыбельную песенку. Кто знает красивую колыбельную? Как ее надо петь? (Тихо, ласково, нежно). Поют:
Котя, котинька, коток,
Котя, серенький хвосток,
Приди, котя, ночевать
Мою детоньку качать,
Уж как я тебе коту
За работу заплачу:
Дам кусок пирога, да кувшин молока.
Вот котик и уснул. Давайте и мы отдохнем. (Дети садятся на пол в свободную позу, закрывают глаза и слушают музыку)- релаксация.
Вот мы и отдохнули. Пока мы отдыхали мои проказники кот Васька и щенок Шарик расшалились и стерли своими лапками мои рисунки. Помогите дорисовать, чего здесь не хватает. (Дети дорисовывают усы кошке, хвост собаке, рога корове, хвост поросенку, гриву лошади.). Молодцы. А теперь давайте поиграем в «добавлялки»:
Ок-ок-ок- стоит в поле….(теремок)
Су-су-су- петушок поймал ….(лису)
Цо- цо- цо – снесла курочка ….(яйцо)
Ек- ек- ек- не садись на ….(пенек).
Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы их можем развеселить, потешить? Потешной, а еще частушкой.
1 ребенок:
Я сидела на рябине,меня кошки теребили,
Маленьки котяточки, царапали за пяточки.
2 ребенок:
У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы - женихи.
3 ребенок:
Пошла плясать бабушка Лукерья,
Нет волос на голове, нацепила перья!
Вот мы сами развеселились и гостей потешили. Молодцы.
Ребята, у меня есть мечта - я хочу развести овечек. Помогите мне- пройдите к столам и сделайте овечек из шерстяных ниток. Дети выполняют аппликацию нетрадиционным способом- на шаблон в виде барашка дети наклеивают мелко нарезанные шерстяные нитки.
А теперь пришла пора прощаться: скажем « До свидания» бабушке.(Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок.
Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг и скажите- вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?
А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.
На этом мы заканчиваем наше занятие.
Цель:
- учить детей слушать и слышать музыку;
- сформировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора;
- развить творческие способности детей.
Задачи:
- формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;
- развить активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;
- воспитывать любовь к русской народной сказке. Способствовать развитию творческих произведений.
Музыкальный материал:
- «Теремок» - слушание, исполнение.
- «Со вьюном я хожу» - исполнение, пение с движением.
- «Уж, как шла лиса» - разучивание, исценирование.
- Плясовые наигрыши.
- Приложение: «Слайды»
Оформление:
Зал оформляется атрибутами русского народного быта. Ведущая в русском костюме играет роль сказочницы. Сказка читается в былинном стиле немного на распев. Хорошо использовать в качестве музыкального фона «Былинные наигрыши» на гуслях.
Ход занятия
I Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необыкновенное музыкальное занятие. Сегодня мы побываем в гостях у сказки.
«Приложение: Слайд - №2»
На море океане,
На острове Буяне
Стоит дуб зеленый
Под ним стол золоченный.
На столе бык печенный
Садись кушай
Мою сказку слушай.
Это еще не сказка - это присказка. Откуда пришли к нам волшебные сказки? Какую долгую жизнь они прожили до встречи с нами? (Берет книгу) Посмотрите, как скучно им на страницах книжки. Вслушайтесь в слова «сказки» (выделяет интонацией). Сказка - сказывается. Рассказывается. Передавали сказки бабушки своим внукам, а те вырастали и рассказывали своим внукам. Так и становились сказки народными.
Любит народ своих героев. В сказке происходят самые невероятные чудеса; разговаривает река, деревья, звери лесные, а если беда случиться - помогут Солнце, Ветер, Месяц.
Вот как это было в одной старинной сказке.
II. Основная часть занятия:
1. Введение в тему:
«Приложение слайд №3, «Теремок».
Кто же помнит, как начинается сказка?
(Дети рассказывают, как начинается сказка)
А теперь послушайте. Как можно спеть основные слова сказки, «Стоит в поле теремок».
2. Слушание и разучивание песни « Теремок ».
Разучивание начинается с запева, проходит по фразам, с соблюдением последовательности разучивание песни. Обращаем внимание на дикцию.
Это основная тема сегодня будет звучать несколько раз, а именно, перед каждым повелением нового персонажа. Итак, начинаем сказывать сказку, сядьте как исполнители.
(Дети поют выученный запев, муз. руководитель, продолжает; «Как по полю – полю муха летит, у дверей остановилась и стучит»)
«Приложение: Слайд- №3»
Муз.руководитель, продолжает; « Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет? »
Никто не ответил мухе и стала она жить в теремочке одна.
3. Дети опять начинают петь основные слова: « Стоит в поле теремок, теремок Он не низок, не высок, не высок » муз. руководитель, продолжает,
«Приложение: Слайд -№3»
Дружно жили муха с комаром, веселые песни пели, хороводы водили. Вот сейчас и мы выучим песню про муху и комара, а называется она «.Как у наших у ворот ».
4. Слушание и разучивание песни « Как у наших у ворот ».
Песня разучивается по фразам (метод музыкального эхо)
«Приложение: Слайд - №4»
1- й куплет Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай люли, у ворот,
Ай люли, у ворот.
2 - й куплет Муха песенки поет,
Муха песенки поет,
Ай люли, вот поет,
Ай люли, вот поет,
3- й куплет Комар муху ведет,
Комар муху ведет.
Ай люли, вот ведет,
Ай люли, вот ведет.
А сейчас попробуем спеть эту песню в движении, в хороводе.
(Дети выходят в центр зала, образуют хоровод, поют)
5. Продолжаем путешествие в сказку «Теремок».
А тем временем к нашему теремку еще кто – то приближается:
(Дети садятся на стульчики, исполняют запев: «Стоит в поле теремок, теремок». Муз. руководитель, поет о том, что к теремку прибежала мышка.
«Приложение: Слайд- №5»
Так же к теремку прискакала лягушка.
«Приложение: Слайд - №5»
Мышка и лягушка – большие затейницы, мастерицы придумывать игры, забавы, загадывать загадки. Вот и сегодня каждая из них приготовила для вас по загадке. Но загадки будут не простые, а музыкальные.
6. Музыкальные загадки:
«Приложение: Слайд - №6»
(Муз. руководитель, поет музыкальную загадку про балалайку. Дети отгадывают. Затем исполняется загадка про гармошку.)
А как звучит гармошка, мы с вами сейчас прослушаем.
В аудиозаписи дети слушают «Плясовые наигрыши» исполняемые на саратовской гармошке.
Анализируют прослушанную музыку.
Какой характер музыки?
Почему вы решили, что музыка танцевальная? (быстрый темп, танцевальный ритм)
Что особенного вы услышали в игре этой музыки, только ли гармошка исполняет эти наигрыши? (Слышно и другой инструмент, похожий на колокольчики.)
Совершенно верно. Это звучала саратовская гармошка, это своеобразный вид гармошки с колокольчиками.
7. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, поет, о том, что к теремку прискакал заяц.)
«Приложение: Слайд - №7»
Вспомните, какую песню про веселого зайца - музыканта мы учили. («Веселый музыкант»)
На каких инструментах играл заяц? (на скрипке, на балалайке, на барабане)
«Приложение: Слайд - №8»
А теперь исполним эту песню, но будем не просто петь, но показывать движением игру зайца - музыканта.
Исполнение песни. Двигательная импровизация детей - имитация игры на скрипке, барабане, балалайке.
8. Возвращение к сказке «Теремок».
(Дети поют выученный запев: «Стоит в поле теремок, теремок».
Муз. руководитель, отвечает пением Последней в теремке появляется лиса.)
«Приложение: Слайд - №9»
Разучивание попевки: «Уж как шла лиса».
С ее появлением дети разучивают попевку: «Уж как шла лиса».
Дети самостоятельно определяют, что вся попевка построена на двух звуках.
(Разучивая попевку, Муз. руководитель, следит за четкой дикцией)
Выученную попевку исполняют с инсценировкой.
III. Творческая работа: «Расскажи окончание сказки».
Какую сказку мы сегодня вместе рассказали с помощью музыки?
Какие песни помогли совершить путешествие в сказку «Теремок»?
С какими новыми музыкальными инструментами мы сегодня познакомились?
В чем его особенности?
К работе прилагается презентация, которую можно .