Считалки для школьников начальных классов. Детские считалки Детские считалочки для заучивания

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Считалки для детей: история считалки, виды считалок, считалки- жеребьевки, заумные считалки, считалки – числовки, считалки – заменки. Коллекция считалок для детей.

Считалки для детей

Во все времена дети играли. А в играх часто нужно было выбрать водящего, разделиться на две команды. Как это сделать, чтобы никому не было обидно? На помощь детям всегда приходили считалки.

Дети уже в 5-6 лет умеют отличать считалку от других жанров фольклора, могут ответить на вопрос: «Что я тебе прочитала – колыбельную или считалку? Загадку или считалку? Сказку или считалку? Почему ты так решил? Докажи, что это…». Выучите с детьми считалки (ребенку достаточно знать 5 разных считалок, которые понравятся именно Вашему малышу) и используйте их в своей обычной семейной жизни, чтобы никому не было обидно при распределении работы или выборе первого водящего в игре или при выборе того, кто первый сделает ход в игре. Дети всегда очень уважают сверстников, которые умеют играть, знают много игр и считалок.

Виды считалок

Первый вид считалок. Считалки — жеребьевки

Считалки – жеребьевки – это считалки для деления в игре на пары или команды.

Пара отходит в сторону и договаривается друг с другом. Например, так: «Я буду дуб, а ты береза». Среди всех ребят выбираются две «матки». Одна мать будет лидером одной команды, а другая – другой. Эту роль выполняют самые старшие или самые авторитетные ребята.

Договорившиеся в сторонке друг с другом игроки в паре идут ко всем ребятам и подходят к двум маткам: «Мать, мать, чего Вам дать: дуб или березу?» В зависимости от того, что выбрала мать в игре игроки из пары расходятся по командам. Следующая пара уже предлагает другие предметы или явления для выбора, например: «Мать, мать, чего Вам дать? Цепи рвать или колокол ломать?»

Считалки — жеребьевки: еще 14 вариантов:

-«Конь вороной или барабан заводной?

— Бочку с салом или казака с кинжалом?

— Шар тесать или по воде плясать?

— Шар катить или воду лить?

— Коней кормить или печи топить?

— С неба стрельца или с земли молодца?

— Дома быть или по морю плыть?

— Сольвья или воробья?

— Шапки или фуражки?

— Наливное яблочко или золотое яблочко?

— Сундук денег или золотой берег?

— Травки – муравки или золотой булавки?

— Лисицу в цветах или медведя в штанах?

— Золотую чашечку или серебряное блюдечко?»

При чтении считалок – жеребьевок Вы, наверняка, обратили внимание на то, что большинство жеребьевок произносятся в рифму. Это неспроста. Сочинение таких жеребьевок – очень веселое дело, которым интересно заняться на берегу реки или в дороге в электричке или в автобусе. Возьмите с собой листок бумаги и записывайте считалки, рифмуя разные слова. Можно специально сочинять абракадабру, словосочетания с юмором. Потом Вы всегда с радостью используете свои собственные считалки – жеребьевки, когда надо будет кого-то выбрать:). Такое занятие, как сочинение рифмы – жеребьевки, развивает чувство ритма и рифмы, поэтический слух ребенка.

Умение ребенка придумать свою интересную и красивую считалку – жеребьевку свидетельствует об уровне его интеллектуального и эстетического развития. Ведь способности малыша проявляются не в том, чтобы запомнить и повторить за взрослым заученную им информацию (как это часто предлагается в современных пособиях по «развитию» ребенка), а в том, чтобы ребенок создать новое из известного. Создать сам, причем с учетом закономерностей и правил, выявив их самостоятельно (в данном случае ребенку нужно подобрать слово в рифму, придумать сочетания с юмором или логическое сравнение двух предметов из одного ряда в одной жеребьевке).

Второй вид считалок. Заумные считалки.

В заумных считалках повторяются бессмысленные звукосочетания. Когда я читаю и слушаю эти тексты, то всегда улыбаюсь. Знаете, чему? Кое-кто говорит, что малыши не в состоянии сознательно выучить сложный текст и вообще речь им не интересна!!! А ведь такой заумный текст учат!!! И легко, потому что происходит это играючи! Да еще и сами такие тексты придумывают с большим удовольствием! И никто не заставляет. А это значит, что если у ребенка нет интереса к языку – то причина не в малыше, а в том, что взрослые не смогли такой интерес взрастить у малыша, не поняли вовремя, как нужны ему игры со словами.

Вот один из примеров заумных считалок – игры детей со словами:

«Эна деу рики факи,
Торба, орба, онба, смаки,
Деу-деу, косметеу,
Смаки бакас!»

Ну как Вам – понравилось? Очень часто я сейчас слышу на улице в ответ на такое бормотание ребенка: «Перестань говорить ерунду!». А ведь для малыша это не ерунда, а большая лингвистическая работа, которая очень нужна для его интеллектуального развития! И ведь дети сами сочиняют такие считалки и передают их друг другу, никто их не заставляет. Почему? Потому что в детстве у любого ребенка — период лингвистической одаренности, он спокойно и радостью как великий лингвист играет со звуками, слогами и словами. Играет без правил и без наших взрослых ограничений, с упоением и свободной фантазией! И развивает в таких играх своих лингвистические способности, которые нужны для освоения и родного, и иностранных языков. Попробуйте тоже почувствовать себя детьми и сочинить вот такую заумную считалку сами или вместе с малышами (у малышей получится даже лучше чем у Вас – по своему опыту знаю, и всегда очень радуюсь за детишек). Если сочините – поделитесь в комментариях, буду очень рада прочитать Ваше творчество.

8 заумных считалок для детей.

«Эны доны трынка нели,
Мисли масли кумпа тели,
Кумпа а
Кумпа бэ
Мисли масли
Кумпа те!»

«Эгэдэ пэгэдэ
Цугэдэ мэ.
Абэн фабэн
Домэнэ,
Икэ пикэ
Грамэникэ,
Дон зон,
Заяц вон!»

«Эники – беники,
Ели вареники,
Эники, беники,
Ба!»

«Лынзы, двинзы,
Тринзы, ланзы,
Пяту, лату,
Пыхтум, быхтум,
Девять, штык».

«Янзы, дванзы,
Три каланзы,
Пята, сота,
Ты красОта,
Стебень, дубень,
Маков крест».

«Эне-бене-рики-таки,
Тюль — буль-буль – калики – шваки,
Деу-деу-кишмадеу.
Бац!»

«Эне-бене – рез,
Финтер-финтер жес,
Эни-бени – раба,
Финтер-финтер жаба!»

Эту считалку я вспомнила, мы ее использовали в детстве в играх во дворе.

«Ази, двази,
Тризи, ризи,
Пята, лата,
Шуби, руби,
Дуби, крест».

История заумных считалок

Рассмотрим последнюю заумную считалку более подробно – она таит в себе загадку – секрет. Какую – сейчас узнаете.

Несмотря на то, что нам кажется, что смысла в этих считалках нет, смысл в них заложен очень и очень древний.

Откуда произошли заумные считалки? В книге «От былины до считалки» Владимир Бахтин предполагает, что в этих самых древних считалках отражены верования древних людей. Раньше считалось, что считать нельзя – нельзя считать гостей, добычу, предметы. Почему нельзя считать вслух? Чтобы духи леса, озера не рассердились на охотника. Существовал прямой запрет на пересчет добычи. А считать нужно было. Вот и считали такими зашифрованными словами: «ази» или «одинцы» – это один, «двази» — это два. И так до десяти. Десять в заумной считалке – это «крест». Крест не случаен. В давние времена при счете после каждой десятки делалась зарубка на особой дощечке. Наверное, Вы слышали выражение «заруби себе на носу», оно оттуда и произошло. Поэтому заумные считалки – это древний шифр, которые благодаря детским играм дошел до нас.

Вот как много интересного рассказали нам на первый взгляд непонятные считалки!

Третий вид считалок: считалки — числовки

Третий вид считалок – считалки – числовки, или считалки с числами . Считалки с числами существуют у детей в разных странах мира. Приведу в пример несколько таких считалок.

«Раз, два – голова,
Три, четыре – платье шили,
Пять, шесть – хлеб – соль есть,
Семь, восемь – сено косим,
Девять, десять — муку весить».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела».

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал!
Серый зайчик ускакал!»

Интересная история этой считалки: история считалки про зайчика. История этой считалки очень необычна. Ее автор – Ф. Миллер – педагог-словесник и поэт 19 века. Известные строчки «Раз, два, три, четыре, пять, вышел зайчик погулять» были написаны им в подписи к картинке. Но эти строчки так прижились, что до сих пор дети так и считаются. Только продолжение считалок очень разное! В каких-то вариантах зайчик выжил, в какие-то «повезли его в больницу», всё зависело от слов, додуманных детьми к началу считалки. Каких только вариантов считалки ни придумали дети: «Повезли его в больницу – там украл он рукавицу», «Привезли его в больницу – отказался он лечиться» и многие другие.

«Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли мышки погулять.
Раз, два, три, четыре,
Мышки дернули за гири.
Вдруг раздался страшный звон.
Убежали мышки вон»

А это тоже не совсем считалка. Это перевод С. Маршака к одной из английских песенок. Но слова стихов так полюбились детворе, что сейчас эти строчки бытуют среди детей как считалка или как слова к подвижной игре.

«Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь,
Восемь, девять, десять.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет,
Тот и прятаться пойдет».

«Раз, два – голова.
Три, четыре – прицепили.
Пять, шесть — сено везть,
Семь, восемь – сено косим.
Девять, десять – деньги весить.
Одиннадцать, двенадцать –
На улице бранятся, в избе ссорятся».

Четвертый вид считалок – считалки – заменки.

В считалках – заменках последняя строчка – это выход игрока из круга («Шишел – вышел, вон пошел!»). Это самые обычные известные всем нам считалки.

«Стакан, лимон-
Выйди вон!»

«Под горою у реки
Жили гномы – старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звенит:
Диги-диги-диги-дон!
Выходи скорее вон!»

«Аты-баты, шли солдаты.
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты – баты, три рубля.
Аты –баты, кто выходит?
Аты – баты, это я».

«Конь ретивый
С длинной гривой
Скачет-скачет по полям,
Тут и там,
Тут и там.
Где проскачет он-
Выходи из круга вон!»

«Яблочко катилось вокруг огорода.
Кто его поймал, тот воевода стал.
Слышал, вышел, вон повышел».

«Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди –
Кто не верит – выходи».

«Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес.
Выходи на букву С.
Буква С не подошла –
Выходи на букву А.
Буква А ушла в кино,
Выходи на букву О.
Буква О кончается –
Игры начинаются».

Часто в считалках предлагается выбрать из предложенного текста слово или цифру. И затем считалка говорится до выбранного слова. Например, считалка из моего детства:

«На златом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей».

Игрок выбирает, кто он (Например: «Портной»), и далее считалка говорится до его слова.

Очень историческое – из детства: «В гараже стоят машины – Волга, Лада, Жигули. От какой берешь ключи?» 🙂

«Ехал мужик по дороге,
Сломал колесо на пороге,
Сколько надо гвоздей?
Не задумывайся, говори поскорей»

Еще одна считалка, и тоже из моего детства:

«Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
Приходите все на чай!
Сколько чаек, отвечай».

Игрок быстро называет цифру до 10, например, 8. Далее все вместе считаем от 1 до этого числа. На каждый счет – показываем рукой на 1 игроке. На кого попадет данное число- число 8 – тот выходит из круга.

А в конце статьи — известная современная песенка — считалка «Мы делили апельсин». Приятного просмотра!

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Считалки для детей – одни из самых популярных стихотворения у детей разного возраста. «Я считаю до пяти, не могу до десяти», – помните эту веселую считалку? Какие же трогательные моменты сразу возникает в памяти. Прятки, догонялки, пятнашки, третий лишний – каким бы скучным было наше детство без этих игр. И все они начинались со считалки – коротенького стишка, который «помогал» распределить роли в игре: кто будет искать или ловить, а кто прятаться или убегать. «Сосчитать» – было целым ритуалом.

Считалки для детей очень понравятся любому ребенку, они ритмичны и легко запоминаются. Да и не удивительно, ведь этот бесценный материал пришел к нам из народного творчества и шлифовался веками.

Детские смешные считалочки

Какой ребенок не любит похохотать. Эти короткие, шуточные четверостишия подобраны для тех, кто не видит свою жизнь без смеха и веселья.

Сороконожка

У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки.

Считалка мышонка

Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.

Маленькая девочка

Я маленькая девочка
Я в школу не хожу.
Купите мне сандалики –
Я замуж выхожу!

Манжеты у жилета

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!

Мишка косолапый

Мишка косолапый по лесу идёт,
Шишки собирает, песенку поёт.
Шишка отлетела – прямо Мишке в лоб!
Мишка рассердился и ногою – топ!

Шла машина тёмным лесом

Шла машина темным лесом
За каким-то интересом,
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «эс».
Буква «эс» не подошла –
Выходи на букву «а».
Буква «а» не хороша –
Выходи на букву «ша»!

Считалки для школьников

Школьники очень любят проводить время со сверстниками и с радостью играют в подвижные игры. С помощью считалок они распределяют роли между игроками и раздают «обязанности». Увлеченный игрой малыш, осваивает устный счет и учится выговаривать сложные, заковыристые слова, коими просто изобилуют считалки.

Эне, бене, раба

Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!

Считалка с тигром

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел тигр погулять.
Запереть его забыли.
Раз, два, три, четыре.

Апельсинка

Катилась апельсинка
По имени Мальвинка,
Уроки не учила и
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять!

Считалка от 1 до 10

Раз, два, три, четыре, пять,
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?

Шесть – конфеты любим есть,
Семь – мы помогаем всем,
Восемь – мы друзей в беде не бросим.
Девять – учимся на пять,
Десять – кончили считать.

Бабка и дед

Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь –
Ходит бабка
С длинным носом,
А за нею дед.
Сколько деду лет?
Говори поскорей,
Не задерживай людей!

Котята

Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок – самый белый
Два котенок – самый смелый
Три котенок – самый умный
А четыре – самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!

Сколько?

Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить…
Сколько в комнате углов,
Сколько ног у воробьев,
Сколько пальцев на ногах,
Сколько в садике скамеек,
Сколько в пятачке копеек!

Детские стихотворения считалочки для малышей

Считалочки для самых маленьких – это красивые, очень простые, забавные четверостишия. Они развивают у малышей чувство ритма и фантазию, тренируют память и внимание.

Раз, два, три, четыре, пять

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф – паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его в больницу,
Он украл там рукавицу,
Привезли его в палату,
Он украл там шоколаду.
Привезли его на крышу,
Он украл там дядю Мишу.
Привезли его домой,
Оказался он живой.

Кони, кони

Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.

Тише, мыши, кот на крыше

Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.

Эники-беники

Эники-беники ели вареники
Эники-беники – клёц!
Вышел весёлый матрос.

Грибочки

Вот грибочки на лужочке
В красных шапочках стоят.
Два грибочка, три грибочка,
Сколько вместе будет? –
Пять.

Два медведя

Сидели
Два медведя
На тоненьком суку,
Мололи
Два медведя
На мельнице муку.
Раз – ку-ку,
Два – ку-ку,
Оба шлепнулись
В муку!

Одуванчик

Одуванчик,
Одуванчик!
Ты веселый
Одуванчик –
Только ветер
Налетит,
Одуванчик
Облетит!

Страшные считалочки

Детям постарше очень нравятся страшные истории. С блеском в глазах, шепотом они рассказывают их друг другу и звонко смеются над трусишками. Поклонникам ужастиков будут интересны страшные считалочки для детей.

Это не только слова

Раз, два
Это не только слова.
Три, четыре
Меня нету в этом мире.
Пять, шесть
У меня для вас есть весть.
Семь, восемь
Как наступит осень.
Девять, десять
Вас всех повесят.

Считалочка Фредди Крюгера

Раз, два, Фредди ждёт тебя,
Три, четыре, запирайте дверь в квартире,
Пять, шесть, Фредди хочет всех вас съесть,
Семь, восемь, Фредди к вам прийдёт без спросу,
Девять, десять, никогда не спите дети…

Кошка сдохла

Кошка сдохла – хвост облез.
Кто промолвит, тот и съест!
А кто засмеётся,
тот кошачей крови напьётся!

Ночная считалка

Раз- два- три- четыре- пять,
Шесть- семь- восемь- девять- десять.
Надо, надо, надо спать
И не надо куролесить.
Кто не спит, тот выйдет
Вон.
Кто уснул, увидит
Сон.

Считалки на выбывание

Считалки на выбывание предназначены исключительно для распределения ролей в игре. Дети становятся в круг и начинают считать. Участник, на котором остановились, выходит из круга, и так - до последнего участника. Тот, кто остался, играет выпавшую ему роль: ловит или ищет ребят.

Аты-баты

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Считалка гномов

Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!

На золотом крыльце сидели

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной –
Кто ты будешь такой?

Будем в прятки мы играть

Раз, два, три,четыре,пять,
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы
Ты пойди-ка поводи!

Вышел немец из тумана

Вышел немец из тумана
Вынул ножик из кармана
Буду резать, буду бить –
С кем останешься дружить?
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить –
Всё равно тебе водить!

Чайка

Подогрела чайка чайник,
Пригласила восемь чаек:
– Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!

Шалуны-балуны

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода.
А ты добрый молодец,
Становись в самый конец!

Космонавт

Чтоб лететь нам на планету.
Смастерили мы ракету.
Раз, два, три – Полетишь сегодня ты!

Кукушка

Шла кукушка мимо саду,
Поклевала всю рассаду.
И кричала ку-ку-мак,
Отжимай один кулак!

Шла кукушка мимо сети,
А за нею малы дети.
Все кричали – “Куку-мак!”
Убирай один кулак!

Мышка сушек насушила

Мышка сушек насушила,
Мышка мышек пригласила.
Мышки пили, мышки ели,
Только сушками хрустели.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик – чистый стол.
Этот резал, этот ел,
Ну а этот лишь глядел.

Шел баран

Шел баран
По крутым горам.
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет.

Считалки на английском

Не секрет, что детям легче дается изучение иностранных языков. Они легко запоминают новые слова и устойчивые выражения. Для юных полиглотов мы собрали онлайн детские стихотворения-считалочки на английском языке. Представленные ниже стишки помогут ребенку освоить счет и выучить новые слова.

Alphabet

A B C D E F G
come on out and play with me.
H I J
come and play.
K L M
come with them.
N O P
near the tree.
Q R S T U V
Oh, how happy we will be.
W X Y Z
Lot’s of fun for you and me.

One to ten

One for sorrow,
two for joy,
three for a girl,
four for a boy,
five for silver,
six for gold,
seven for a secret,
never to be told,
eight for a wish,
nine for a kiss,
ten for a time
of joyous bliss.

Five little bees

One little bee blew and flew.
He met a friend, and that made two.
Two little bees, busy as could be –
Along came another and that made three.
Three little bees, wanted one more,
Found one soon and that made four.
Four little bees, going to the hive.
Spied their little brother, and that made five.
Five little bees working every hour –
Buzz away, bees, and find another flower.

Eeny, meeny, miny, moe

Eeny, meeny, miny, moe,
Catch a tiger by the toe.
If he hollers, let him go,
Eeny, meeny, miny, moe.

Under the ocean

Under the ocean, green and deep
Lie the fishes fast asleep,
Under the arm and over the shoe,
Tap on the head, and out goes YOU!

Bee, a bee, a bumblebee
Stung a man upon his knee
And a hog upon his snout,
I’ll be dogged if you ain’t out!

One-have some fun,
Two-I like you,
Three-watch TV,
Four-run to the door,
Five-learn to drive
Six-learn to fix,
Seven-jump seven,
Eght-dont ‘be late,
Nine-feel fine,
Ten-say it again!

Как появились считалки?

Считалка – один из жанров мирового фольклора. Она пришла в детскую литературу из древности.

Существует две версии происхождения считалок.

  1. Согласно первой, она была способом распределения домашних обязанностей. В те времена людям приходилось много трудиться, чтобы добыть себе кусок хлеба. Работа была тяжелой, а порой – опасной, чтобы в семьях не возникало конфликтов по этому поводу, придумали считалку.
  2. Согласно второй версии считалка – это зашифрованный код, используя который наши предки общались между собой, собираясь на охоту. Они верили, будто животные понимают человеческую речь. Охотники придумали «тайные» слова, чтобы те не прознали об их планах.

Зачем учить считалки?

Помимо того, что считалка «помогает» организовать игру, она еще «обучает»: в процессе игры у ребенка тренируется память и координация движений, тренируется чувство ритма, стимулируется творческое мышление.

Но и это еще не все: кроме обучающей функции детские стихотворения-считалки онлайн имеют и воспитательную. Участвуя в игре, малыш понимает, что в коллективе есть определенные правила, которые он должен исполнять, если хочет быть его частью. Он осознает, что, выпавшая ему роль, требует от него исполнения определенных действий, исполнять которые он должен несмотря ни на что.

А еще, психологи утверждают, что дотрагиваясь до других детей во время считалки, ребенок учится доверять и выстраивать взаимоотношения.

Считалочки - это прекрасный логопедический материал. По ритмичности им нет равных! В считалках главное не сюжет (потому-то они иногда и удивляют своей абсурдностью), а ритм, возможность проговорить или прокричать раздельно все слова, скандировать, В данном материале собраны популярные считалки, которые сослужат хорошую службу в развитии речи вашего малыша, помогут при отработке трудных для произношения звуков и автоматизации их в речи. Как известно, хороший результат достигается при многократном повторении. Что ещё, как не считалочки, лучше всего для этого подходят! Так или иначе, во время игры они часто повторяются, при этом довольно быстро запоминаются, благотворно влияя на развитие речевого аппарата и речевого дыхания ребёнка.

Легче, естественно, дети запоминают короткие считалочки, состоящие из нескольких слов, но со временем они запомнят новые, более длинные. Представляя яркие образы считалок, малыш развивает воображение и фантазию. А, может, захочет и сам стишок сочинить...

Нельзя не отметить и другую, не менее важную роль считалок. Считалки - незаменимые помощники в игре. Благодаря им устанавливается дисциплина, чёткое построение и соблюдение правил, решаются споры при определении ведущего. Кроме того, считалки помогают в решении многих бытовых ситуаций (кому убирать игрушки, мыть посуду, и т.п.), учат ребят общаться.

Во дворе ребёнок, знающий множество считалок, пользуется уважением других детей, так как именно он может грамотно и в шутливой форме распределить игроков по ролям.

Интересно, что корнями считалки уходят в далёкие языческие времена, когда многие виды работ были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то всё-таки надо было. Кого же назначить? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалочки. А ещё в древности охотники верили, что пересчёт убитой дичи принесёт неудачу в будущей охоте. Поэтому прямой счёт заменялся иносказательными формами. Отсюда и «эна-бэна-румарена...» Позже, когда человеческая жизнь изменилась и люди перестали бояться природы, считалочки стали распределять роли в детской игре, да так, чтобы всем было весело и никому не обидно, но что-то магическое в них всё-таки осталось:

Считалки одаривают ощущением выпавшей удачи, ведь на кого она укажет - тому и повезёт;

Считалки способствуют появлению дружеского расположения. При пересчитывании принято дотрагиваться рукой до груди маленьких игроков. Касание рукой несёт в себе заряд доверия;

Считалки учат детвору придерживаться правил игры, ведь выбирается водящий справедливо, без обмана. Это помогает вырабатывать такие качества, как честность и чувство товарищества.

Ваш ребёнок ещё не знает ни одной считалочки? Поиграйте с ним в прятки, и, прежде чем начать игру, возьмите нашу книжку и познакомьте малыша со считалочками.

Аты-баты - шли солдаты,

Аты-баты - на базар.

Аты-баты - что купили?

Аты-баты - самовар.

Аты-баты - сколько стоит?

Аты-баты - три рубля.

Аты-баты - кто выходит?

Аты-баты - ты и я.

(Выходит тот, на ком заканчивается счёт)

На золотом крыльце

Сидели: царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Скажи, пожалуйста,

Кто ты такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

(Давным-давно была такая ролевая игра. К сожалению, суть этой игры утеряна, и сейчас это просто считалка.)

Ехал мужик по дороге,

Сломал колесо на пороге.

Сколько нужно гвоздей?

Говори поскорей,

Не задерживай наших людей.

(Тот, на ком остановился счёт, говорит любое число, например: пять.)

(Счёт продолжается до названного числа.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Пятый выходит.)

Эники-беники

Ели вареники.

Эники-беники - клёц!

Вышел кудрявый матрос.

(Считаем по 2 кулака у каждого игрока.)

Шла кукушка мимо сети,

А за нею - малы дети.

Кук-мак, кук-мак,

Убирай один кулак.

(Водит тот, чей кулак остался.)

Катилася торба

С высокого горба.

В этой торбе: хлеб,

Соль, вода, пшеница.

С кем ты хочешь

Говори поскорей,

Не задерживай добрых

И честных людей.

(На кого выпадает счёт, остаётся, но указывает на одного из участников, и тот выходит. Затем счёт продолжается. Водит - последний!)

В речке водятся лещи,

Ты пойди их поищи.

Тяжело леща тащить,

Раз, два, три -

Тебе водить!

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашёл,

Сам заплакал и пошёл.

Начинается считалка.

На берёзу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь

Большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит -

Выйди вон!

Шла машина тёмным лесом

За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес -

Выходи на букву «С»,

Буква «С» нехороша,

Выходи на букву «Ша».

Трынцы-брынцы-бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Выходи скорее вон!

Тики-тики, тики-таки,

Ходят в нашей речке раки.

Ходят задом наперёд!

Ищут раки в речке брод.

Стали раки воду пить.

Выходи! Тебе водить!

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван,

А в диване спрятан слон,

Кто не верит -

Выйди вон!

Вышли мыши как-то раз

Поглядеть, который час.

Раз-два-три-четыре,

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался

Страшный звон -

Убежали мышки вон.

Шишел-Мышел

Сел на крышу.

Шишел-Мышел

Взял и вышел.

Шёл крокодил,

Трубку курил.

Трубка упала и написала:

Эни-бэни-рики-таки,

Турба-урба-синтибряки,

Део-део-краснодео. Бац!

Вышел немец из тумана,

Вынул ножик из кармана:

Буду резать, буду бить,

Всё равно тебе водить.

Эна-бена-румарена,

Цукер-букер,

Повар-тена,

Аз-баз-рубабас -

И выходит кислый квас.

Энэ-бэнэ-рэц,

Квинтер-минтер-жец,

Энэ-бэнэ-раба,

Квэнтэр-мэнтэр-жаба.

Бабка Ежка и Кощей

Наварили в роще щей.

И давай всех угощать.

Ты - ведущий.

Нам - играть!

Раз, два, три, четыре, пять!

Нужно нам чижа искать.

Где живёшь ты,

Жёлтый чиж?

Выходи из круга. Кыш!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф!

Ой-ой-ой!

Умирает зайчик мой.

Привезли его в больницу,

Он украл там рукавицу.

Привезли его в палату,

Он украл там шоколаду.

Привезли его домой,

Оказался он живой.

Фа-соль-ля-си!

Села кошка на такси,

А котята прицепились

И бесплатно прокатились!

Подогрела чайка чайник,

Пригласила восемь чаек:

Приходите все на чай!

Сколько чаек?

Раз, и два, и три, четыре.

Только по столу скакать.

Я скакала да скакала,

Себе ноженьку сломала.

Меня мама увидала

И верёвкой отхлестала.

Меня папа увидал

И за доктором послал.

Доктор едет на коне,

Балалайка на спине,

А гитара на носу:

Доктор любит колбасу.

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как же вора наказать?

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шёл, шёл, шёл

И корзиночку нашёл.

В этой маленькой корзинке

Есть помада и духи,

Ленты, кружева, ботинки -

Что угодно для души.

Но ведь заставить малыша спокойно сесть и выучить цифры невозможно, ему хочется играть и забавляться весь день напролет.

Выход из этой ситуации простой - используйте считалки для детей . Краткие стишки ознакомят его с правилами счета. Ребенок будет с удовольствием учить детские считалочки, чтобы применять их для выбора ролей между друзьями в различных коллективных играх.

Дети сами нередко фантазируют изменяя различные строки считалок, это интересно, весело и весьма полезно для детского ума. Но измененная считалка для детей никогда не потеряет своей сути - она помогает деткам ознакомиться с математикой , сделать первые шаги на пути к познанию этой науки.

Популярные считалки для детей младшего возраста:

###
Раз, два, три, четыре,
Кто у нас живет в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я -
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех начну считать опять.

###
Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет -
Тот уйди!

###
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто-куда!

###
- Мышка, мышка,
Длинный хвостик,
Ты не прячься глубоко.
Приглашает кошка в гости
Пить парное молоко.

Мышка в норке пропищала:
- Честь, конечно, велика,
Только я достала сала,
Обойдусь без молока.

Ты не бойся нас, глупышка,
Вылезай из норки вон!
Поиграем в кошки-мышки.
Мышка – ТЫ!
А кошка – ОН!

###
Родились у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять,
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок - самый белый
Два котенок - самый смелый
Три котенок - самый умный
А четыре - самый шумный
Пять похож на три и два
Теже хвост и голова
Тоже пятнышко на спинке
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята
Раз-два-три-четыре-пять
Приходите к нам, ребята
Посмотреть и посчитать!

Считалка является одним из жанров устного творчества народа. Ее применяют для развития памяти у детей,считалка незаменима в играх с несколькими участниками, даже когда их только двое, например дитя и мама. Легко запоминающийся стишок с веселым контекстом показывает ребенку принципы элементарных математических действий, чтобы заинтересовать малыша. Информация такого типа усваивается дошколятами очень хорошо. Плюс тренируются детская память и логическое мышление.

Кроме того, считалки для детей отменно развивают речевой аппарат и дикцию, что необходимо человеку для самовыражения. Детям считалочка показывает эстетику звучания рифмованных строк и родной речи, что в дальнейшем вызывает интерес к литературе и русскому языку, которые изучаются в школе. У малышей появляется ощущение ритма, они создают собственные рифмованные строки. Придуманных народом считалок много, самые интересные собраны в данном разделе нашего сайта.

Один ребенок выучил считалочку , рассказал ее в начале игры своим сверстникам, которые тут же ее запомнили. С памятью нужно работать с ранних лет и считалка в этом случае - хороший тренер. Педагоги в младших классах, нянечки, воспитатели и родители должны знать считалки для детей, которые помогут привлечь ребенка к игре , а ведь для малыша игрой можно назвать абсолютно любой процесс.

Считалка помогает распределить роли в играх. Дети становятся в круг и один из них громко и выразительно читает ее, показывая при каждом слове одного из участников коллектива, на ком завершится счет, тот и получит роль. Приучите ребенка к различным интонациям. В 5-6 лет дитя уже чувствует наличие лишнего звука, либо его недостаток. Развивайте дикцию своего чада, кроме считалок для этих целей подойдут и загадки.

Лучшие считалки для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Следующая статья:

Добрый день,
Представлю вашему вниманию мною собранный сборник считалок для детских садов и начальных классов , который может пригодиться в педагогической деятельности любого преподавателя. Но сначала давайте узнаем, что такое считалки , и какую роль они занимают в жизни детей.

Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. По силе эстетического воздействия на ребят они не знают себе равных.

Считалками принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для определения ролей в игре. Главная особенность считалки – чёткий ритм, возможность кричать раздельно все слова.

Считалки это исстари придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости . Как бы сама судьба, а не авторитет взрослого распоряжается распределением ролей. Соревнование в сказании считалок развивает у детей память, обучает детскому артистизму, а само произведение в хорошем исполнении, а в атмосфере детской романтической увлечённости игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, в танце, в работе.

Звуковая организация считалок пленяет своей красотой, производит незабываемое впечатление.

Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».

Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон

Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
К ним повадился сам-друг,
Крестовик – большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука мы просим
Ты, обжора, не ходи!
Ну-ка, Мишенька, води.

Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты пойди-ка поводи!

Ахи, ахи, ахи – ох,
Баба сеяла горох.
Уродился он густой,
Мы помчимся, ты постой!

Дора, Дора, помидора,
Мы в саду поймали вора.
Стали думать и гадать,
Как же вора наказать.
Мы связали руки, ноги,
И пустили по дороге.
Вор шёл, шёл, шёл
И корзиночку нашёл.
В этой маленькой корзинке
Есть рисунки и картинки,
Раз, два, три!
Кому хочешь – дари!

Раз, два, три, четыре –
Меня грамоте учили:
Не считать, не писать,
Только по полу скакать.
Я скакала, я скакала,
Себе ноженьку сломала.
Стала ноженька болеть,
Стала маменька жалеть.
Пожалела, поругала
И за доктором послала.
Доктор едет на быке
С балалаечкой в руке.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты есть такой?
Говори поскорей, не задерживай
Добрых и честных людей!

Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы.
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода из народа,
Выходи из хоровода
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец!

Тады-рады, тынка,
Где же наша свинка?
Тады-рады, толки,
Съели свинку волки.
Тады-рады, тынка,
Ты бы их дубинкой.
Тады-рады, тутки,
С волком плохи шутки.
Тады-рады, тишка,
Выходи, трусишка!

Шёл баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Сел на лавку,
Кто её возьмёт –
Тот и вон пойдёт.

Раз, два, три,
Четыре, пять —
Тебе в космос улетать!

Ёжик, ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать –
Нам водилку выбирать!

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой
Привезли его в больницу –
Он украл там рукавицу.
Привезли его в буфет —
Он украл кулёк конфет.
Привезли его домой —
Оказался он живой.

Раз, два, три,
Четыре, пять,
Нам ракету запускать!
Кто к отлёту опоздал,
Тот в ракету не попал.
Я вчера летал в ракете,
На далёкой был планете,
Там обедал в синеве,
А под вечер был в Москве.
Из ракеты той, друзья,
Самым первым вышел я.

За морями, за горами,
За дремучими лесами.
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.

Рассказать друзьям