Цветная мережка на платьях белых. Мережка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Хэндмэйд магазин UkrainArt создан для творческих людей, привыкших окружать себя яркими, неординарными поделками. Мы не приветствует серость, посредственность. Напротив, стараемся радовать клиентов все новыми стильными вещами с демократичными ценниками. Поэтому, если вам интересны хендмейд и товары ручной работы - добро пожаловать! В нашем каталоге вы обязательно найдете все необходимое.

Товары ручной работы

Образ, создаваемый одеждой и аксессуарами, наглядно иллюстрирует характер, увлечения человека. Домашняя обстановка является отражением его внутреннего мира, пристрастий. Поэтому, если хотите выглядеть эффектно, а дома отдыхать душой, обязательно загляните в наш каталог.

  • Украшения ручной работы различных стилей: бусы , ожерелья , галстуки-бабочки, браслеты , броши , многое другое.
  • Хендмейд игрушки: куклы , плюшевые звери, развивающие наборы.
  • Предметы интерьера: печатанные , рисованные картины , панно, иконы, статуэтки.
  • Средства для ухода: мыло ручной работы, натуральная косметика.
  • Идеи для оформления помещения, декорирования.
  • Handmade сумки , бытовые аксессуары (визитницы, обложки для документов , кошельки).
  • Одежда для взрослых и детей всех возрастов.
  • Изготовленная вручную обувь различных размеров, стилей.

Творческий потенциал хендмейд мастеров и дизайнеров неиссякаем. Как следствие, новинки в каталоге появляются с завидной регулярностью. Поэтому, если хотели бы порадовать близких (а может, и себя) оригинальными, полезными в быту вещами - мы найдем что предложить.

Магазин ручной работы UkrainArt: подарки для самых-самых

Приглашены на праздник? Хотите, чтобы ваш подарок выгодно выделялся на фоне остальных? Самое время задуматься над его оформлением. Открытки, подарочные коробки, декоративные элементы - у нашем магазине найдутся любые хендмейд вещи, что помогут в реализации креативной задумки. Ну а если времени на творчество катастрофически не хватает, мы сумеем помочь. Готовые хендмейд решения в каталоге тоже представлены.

АртБутик: талантливое воплощение оригинальных задумок

В отличие от других сайтов с хендмейдом, UkrainArt не занимается скупкой и перепродажей, а напрямую сотрудничает с талантливыми украинскими мастерами, дизайнерами, брендами.

У нас выставляются коллекции молодежной одежды, заработавшие признание и популярность не только на Украине, но и за ее пределами:

  • FOBERINI.
  • BAZENA.
  • ЕтноДіm.
  • 2KOLYORY.
  • Oliz.

Новые их работы в нашем магазине появляются быстрее, чем у других. Да и расценки порадуют. Для тех, кто решил обновить свой гардероб или порадовать близких стильной одеждой, решения лучше не найти.

АртДекор: новое слово в оформлении интерьера

Наш дом - наша крепость, место, где должно быть не только безопасно, но еще и приятно находиться. Типовые, лишенные индивидуальности интерьеры этому мало способствуют. Вычурные, «холодные», они отлично подходят для фотосессий, но не для жизни. Изменить это, добавить теплых красок, уюта призваны handmade изделия. Созданные вручную, они наполнены любовью, старанием автора, несут положительную энергетику.

Только взгляните на представленные у нас в каталоге:

  • Гобелены с живописными сюжетами, абстрактными узорами.
  • Лампы с имитацией под старину, хай-тек, постмодернизм.
  • Керамические хендмейд поделки разных форм, размеров: подсвечники, подвески, вазы, горшки, национальная посуда.
  • Куклы , елочные игрушки для детей и их родителей.
  • Настенные крепления, часы, обереги и прочие декоративные изделия.
  • Подушки , коврики ручной работы, оформленные в самых разных мотивах: от традиционных до отражающих модные тренды и направления.
  • Шкатулки ларцы, комоды, декорированные росписью, витражами, драгоценными, полудрагоценными камнями.
  • Круглые зеркала в расписной металлической оправе.

Все они созданы с любовью, отражают видение мира автора. Все они без проблем впишутся в любой интерьерный стиль, сделав его более уютным, индивидуальным, домашним.

Брендовые вещи по актуальным ценам

Купите несколько хэндмейд безделушек или изделий, используемых в быту, и квартира преобразится. Мы стремимся предложить клиентам лучшее, а потому сотрудничаем с «Шалений Арт», «KAANNI», другими известными мастерами и мастерскими. Число наших партнеров постоянно растет, как и ассортимент.

Практичный подход к креативному творчеству

UkrainArt - крупнейший интернет-магазин хендмейда на Украине. Ежедневно товары, представленные на сайте, отправляются в различные города страны, где радуют не только получателей, но и их окружение. Нам доверяют те, кому важны:

  • Качество. Мастера заботятся о своей репутации, а потому при изготовлении хендмейда используют лучшие, экологичные материалы, кропотливо прорабатывают каждый элемент изделия, совершенствуют свою технику, мастерство.
  • Оригинальность. Хендмейд вещи не встретишь в бытовых магазинах, а потому, преподнеся такой подарок, вы удивите даже того человека, у которого, казалось бы, есть абсолютно все.
  • Долговечность. Если масс-маркетный продукт теряет товарный вид через пару месяцев после покупки, то наши поделки верно служат владельцам десятилетиями.
  • Уникальность. В отличие от заводских, товары ручной работы неповторимы. Даже если автор изготовит еще один екземпляр по аналогичной технике, точной копией первой она не будет.
  • Комфорт. В нашем магазине купить хендмейд изделия можно всего за пару кликов. Доставка осуществляется оперативно, по всей Украине. Вы можете самостоятельно выбирать между несколькими вариантами оплаты, возврата.
  • Сервис. Столкнулись с трудностями при оформлении заказа? Никак не решите, какую именно авторскую вещь купить? Нужно больше информации по конкретному бренду, товару, мастеру? Наши мастера всегда на связи.
  • Выгода. Работая напрямую с мастерами, наш магазин продает ручные изделия по актуальным ценам, доступным каждому. Если хотите дополнительно сэкономить, обязательно загляните в раздел «Акции», где стоимость handmade товаров еще ниже.
  • Разнообразие. Новые позиции в каталог добавляются на регулярной основе. Если сегодня ни одно авторское изделие вам не приглянулось, завтра вы обязательно найдете искомое.

И это далеко не все преимущества, которые предлагает наш хендмейд интернет-магазин. Хотите знать больше? Приглянулась стильная вещь из какой-то коллекции? Готовы сделать заказ? Обращайтесь, нам найдется что предложить.

Давайте творить вместе

В нашем интернет-магазине хендмейда рады и клиентам, и мастерам. Если вы талантливы, но найти покупателей на свои изделия, вам никак никак не удается, UkrainArt поможет. Станьте нашим партнером, и ваши товары ежедневно будут на виду у тысяч людей, которые ценят авторский труд, готовы за него платить. Не важно, шьете ли вы вышиванки или мастерите кукол - наш магазин ручной работы будет рад каждому. Звоните, пишите, сделаем этот мир ярче вместе.

Строчевыми вышивками называют все разновидности ажурного (сквозного) шитья. Для выполнения большинства строчевых вышивок из ткани предварительно выдергивают нити основы или утка (иногда те и другие, образуя сетки). Простейшей формой строчевой вышивки являются всевозможные мережки.

Мережка

Мережкой называется узкая строчевая вышивка, для выполнения которой из ткани выдергивают три, пять и более нитей по основе или утку. На образовавшейся прореженной полосе выполняют ажурные узоры, соединяя нити ткани в пучки различными способами.

Мережки бывают самых разнообразных видов, от несложных узких строчек до сложных широких узоров, напоминающих кружево. Мережки широко распространены в вышивке многих районов нашей страны: в средней полосе РСФСР, на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике. Но чаще всего различные мережки встречаются в народных вышивках Архангельской, Вологодской, Горьковской, Новгородской, Рязанской областей.

Ажурные узоры мережек выполняются преимущественно белыми нитками, однако в рязанской, орловской вышивках встречаются и цветные нитки, с помощью которых создаются красивые узоры на ажурном фоне.

Мережками украшают самые различные изделия, салфетки, скатерти, блузки и т. д. Наиболее простые виды мережек - "кисточка" и "столбик".

Для вышивки мережки пригодны любые ткани полотняного переплетения - хлопчатобумажные, льняные и др. Все мережки вышивают в пяльцах катушечными нитками, иногда применяют мулине (настилы). Толщину нити выбирают в зависимости от фактуры ткани: для вышивки на тонких тканях, таких, как батист, маркизет, рекомендуется использовать нити № 80, 60, на полотне, льне, редине - № 50, 40. Ход работы при вышивании - слева направо.

Закрепление рабочей нитки . Для закрепления нитки перед началом вышивки иголку вводят между нитями будущих столбиков и вкалывают ее в ткань, отступив от края на две - три нити. Затем подхватывают иголкой несколько свободных нитей мережки, рабочая нитка ложится петлей справа налево, как показано на рисунке 9, и затягивают эту петлю, придерживая за свободный кончик нитки. Для прочности на этом месте делают обычно вторую петлю и лишний кончик нитки обрезают. В строчевой работе (имеется в виду сетка) для закрепления нитки прошивают швом "вперед иголку" по незашитым столбикам сетки (если нитка кончилась далеко от края), затем столбики обвивают - и пропущенная нитка закрывается вышивкой.

Заделка края мережки . Края мережек закрепляют петельным швом или гладким валиком. Чтобы валик был прочнее, его выполняют по предварительно проложенной нитке, захватывая от края две - три нити ткани и вкалывая иголку в каждый промежуток между нитями ткани. Получается прочный, плотный валик. Мережку "кисточку" или "столбик" надо начинать с заделки края левой стороны строчки (с его верхней части) и затем переходить к выполнению кисточек.

Мережка "кисточка" (рис. 10). Эта мережка по технике выполнения относится к самой простой. В ней обшивается только одна сторона, и получается как бы кисточка из нитей ткани. По принципу этой мережки вышивается много других, но только в два хода - с обеих сторон строчки - верхней и нижней.


Рис. 10. Мережка "кисточка"

Для выполнения мережки "кисточка" из ткани выдергивают две - три или большее число нитей ткани. Закрепив нитку у нижнего левого края разреженной ткани, подхватывают иглой слева направо вертикальные нити (три - четыре, в зависимости от плотности ткани) и обвивают их один раз справа налево, затем вкалывают иголку в ткань с изнаночной стороны, выводя ее на лицевую с правой стороны от образовавшейся кисточки. На изнанке под каждым стянутым столбиком образуется диагональный стежок.

Мережка "столбик" (рис. 11). Данная мережка может служить декоративным украшением узора (например, в вышивке блузки, платья), но чаще всего эту мережку, как и мережку "кисточка", используют при оформлении края изделий - салфеток, скатертей и т. д.


Рис. 11. Мережка "столбик"

Эта мережка выполняется так же, как и мережка "кисточка". Сначала стягивают нити ткани с одной стороны, образуя кисточку, затем стягивают те же нити с противоположной стороны - получаются столбики, стянутые с обеих сторон.


Рис. 12. Мережка "раскол"

Мережка "раскол" (рис. 12). Мережку вначале выполняют, как мережку "кисточка", при этом в пучок стягивают четное количество нитей. Затем на противоположной стороне подхватывают половину нитей первой кисточки и половину второй и стягивают их вместе. В результате они как бы раскалываются пополам.

Ажурная мережка скрещенных столбиков (рис. 13). Для выполнения этой мережки свободные нити ткани стягивают в тонкие столбики из трех - четырех нитей, образуя мережку "столбик". Затем закрепляют толстую крученую нить слева посредине на крае мережки и скрещивают по два столбика: подхватывают иголкой второй столбик и перемещают первый столбик на место второго. Затем иголку протаскивают, протягивая рабочую нитку. При этом нити второго столбика ложатся на нити первого.

Мережку можно выполнять и из четырех столбиков, при этом иголкой захватывают два следующих столбика, а два предыдущих перемещают.

Мережка "снопик" (рис. 14). Из ткани выдергивают нити, образуя прореженную полосу шириной 1 см. Делают мережку "столбик". Затем, закрепив катушечную нитку посредине с левого края мережки, стягивают по два-три столбика вместе, располагая рабочую нитку петлей над иголкой. Протащив иголку, петлю затягивают на середине образовавшегося снопика. Чтобы узелок не сдвигался, сразу же делают вторую петлю. От снопика к снопику переходят воздушными соединительными стежками.


Рис. 14. Мережка "снопик"

Мережка "снопик". Без связывающей средней нитки (рис. 15, а). Сначала выполняют мережку "столбик". Снопики можно выполнить по-разному: можно обшивать с одного края полосы или же попеременно то с нижнего, то с верхнего края.

В первом случае ниткой обхватывают первый пучок, затем обшивают два пучка. Нитка, оставшаяся под иголкой, стягивает петлей оба пучка посредине. Затем, обхватив второй пучок, рабочая нитка протягивается в ткань.

Снопики, закрепленные с обеих сторон полосы (рис. 15, б), особенно красивы. В этом случае рабочей ниткой обвивают один столбик, затем петлей стягивают два - три столбика вместе. После этого, обвивая последний столбик, протягивают нитку к противоположному краю, закрепляя ее в ткани так, чтобы не было заметно стежка. При образовании следующего снопика нитку возвращают назад.


Рис. 15. Мережка "снопик": а - без связывающей средней нитки; б - закрепленный с обеих сторон

Мережка "паучок" (рис. 16). Вначале выполняют мережку "столбик". Затем, закрепив нитку посредине левого края мережки, столбики по три стягивают в снопики. Рабочая нитка идет ровной линией до конца мережки, скрепляя снопики прочным узлом. Затем, зацепив рабочую нитку за середину мережки (краевого валика) с правой стороны, двигаются в обратном направлении, перевивая среднюю протянутую нитку.


Рис. 16. Мережка "паучок"

В центре каждого пучка образуют плотно перевитый кружочек. Рабочую нитку ведут по кругу, переплетая столбики. Обойдя круг по часовой стрелке, иголкой цепляют за последний столбик и поворачивают назад, переплетая столбики против часовой стрелки. Образовав таким образом кружок (паучок), этой же ниткой обвивают протянутую среднюю нить, переходя к следующему снопику.

Узор "паучок" можно использовать для заполнения пустых квадратиков, получившихся в результате выдергивания из ткани нитей в горизонтальном и вертикальном направлениях (рис. 17).


Рис. 17. Заполнение угла швом "паучок"

Для этого рабочую нитку протягивают с угла на угол квадрата по диагонали, а затем по горизонтали и вертикали. Натянутые нитки последовательно обвивают, последнюю до середины. В центре делают узелок, закрепляя все натянутые нитки в пучок, и обвивают по кругу сначала по часовой стрелке, затем против часовой, образуя пучок.

Сделав последний круг, закрепляют рабочую нитку на необвитой до середины нитке. Перевив ее, вкалывают иголку в ткань и обвивают края квадратика петельным швом или валиком.

Мережка "козлик" (рис. 18). Выполняют мережку "столбик". Рабочей ниткой стягивают узелками столбики в пучки попеременно в нижней и верхней частях.


Рис. 18. Мережка "козлик"

Мережка с воздушной петелькой - "ленточная" (рис. 19) . Сначала столбики мережки стягивают в пучки в верхней и нижней частях толстой крученой ниткой. Далее рабочую нитку закрепляют воздушной петелькой на проложенной крученой нитке, стягивающей пучки, при этом иголка выходит над ниткой, образующей петлю, и протягивают рабочую нитку к следующему пучку столбиков.


Рис. 19. Мережка с воздушной петелькой - "ленточная"

Мережка "панка" (рис. 20) . В ткани продергивают две полосы, между ними оставляют три - четыре невыдернутые нити, на которых с двух сторон одновременно делают кисточки. Закрепив нитку на средней полосе, первым стежком иголки забирают свободные нити ткани снизу и затягивают их. Переводя иголку снизу ткани по диагонали в верхнее положение, стягивают столько же нитей в верхней части. Снова переходят вертикальным стежком в нижнюю часть по лицевой стороне мережки.


Рис. 20. Мережка "панка"

Мережка "панка" часто служит оформлением более широких мережек, в этом случае ее располагают по краям и называют подстрочкой.


Рис. 21. Мережка "полотнянка"

Мережка "полотнянка" (рис. 21). В ткани продергивают полосу шириной 1 см. С двух сторон этой полосы оставляют две - четыре нити ткани невыдернутыми и затем продергивают еще по две - три нити с каждой стороны. Нити ткани стягивают в столбики, делают подстрочку способом "панка". Затем рабочую нитку закрепляют на подстрочке между столбиками и обвивают ею по нескольку столбиков. Захватив воздушной петлей два первых столбика с левой стороны, нитка идет вверх и воздушной петлей захватывает верхнюю подстрочку, переходит за два следующих столбика справа, затем делает воздушную петлю на нижней подстрочке. Далее передвигается по нижней линии подстрочки, обвивая ее до седьмого столбика. Между шестым и седьмым столбиками делают следующую воздушную петлю и т. д.

Мережка "настил" (рис. 22). Выдернутые из ткани нити стягивают в столбики, затем закрепляют рабочую нитку, протягивая ее таким образом, что первый столбик остается под ниткой, второй - сверху, третий - под ниткой, четвертый - сверху. Протащив нитку за четвертый столбик, обратным движением иглы перекрывают ниткой столбики в обратном порядке (как при штопке) - четвертый столбик - под ниткой, третий - сверху и т. Д. Так продолжают обвивать до середины высоты мережки, затем набирают новые четыре столбика и т. д. "Настилом" можно вышивать и на многорядной мережке. При этом несколько рядов выдернутых нитей собирают в столбики способом "панка", затем делают узор мережкой "настил".


Рис. 22. Мережка "настил"

Мережку "настил" выполняют нитками мулине. Нитку надо протягивать свободно, не стягивая столбиков.

Мережка "копеечка" (рис. 23). В ткани выдергивают полоску шириной в три нити, затем оставляют невыдернутую полоску 1 см, снова выдергивают три нити и т. д. Таким же образом выдергивают нити в вертикальном направлении. После этого ниткой мулине стягивают поочередно свободные нити, по три вокруг каждого квадратика, образовавшегося в результате продергивания, проходя всякий раз через его центр и образуя узор. После чего стягивают столбики по краю мережки.


Рис. 23. Мережка "копеечка"

Белая строчка

Кроме мережки, в народной вышивке большое распространение получила белая строчка. Ее выполняют по сетке, получаемой путем продергивания трех - четырех нитей основы и утка. Вертикальные и горизонтальные столбики сетки обвивают поочередно по диагонали белыми нитками. Перевитую сетку заполняют разнообразными узорами. К наиболее распространенным приемам заполнения сетки относятся плотный "настил", одинарная и двойная штопка, воздушная петля, "паучки" и т. д.

Строчевые вышивки характерны для многих районов нашей страны. В народных вышивках Калининской области часто встречается "стлань", выполняемая способом штопки, но по неперевитой сетке. "Стлань" выполняется сравнительно толстыми нитками. В Рязанской области в "стлань" вводили цветные нитки, которые позволяли создавать разнообразные и тонкие сочетания различных оттенков цветов.

При подготовке к вышивке намечают размеры сетки на ткани. Она может иметь форму прямоугольника, квадрата. Из ткани выдергивают несколько рядов нитей, по три - четыре нити по основе и утку. Если нити основы и утка одинаковые по толщине, то их выдергивают одинаковое количество и стороны сетки будут состоять из равного количества нитей (если намечен квадрат).

Разметив на ткани форму и размер сетки, подрезают по одной нити по краям квадрата и выдергивают их. По образовавшимся полоскам протаскивают цветную нитку швом "вперед иголку", при этом считают нити ткани, подхватываемые иголкой. Если клетка должна быть в три нити по основе и утку, то берут три на иголку, три пропускают и т. д. (рис. 24, а).

Если нити основы или утка неодинаковы по толщине, то для получения квадратных клеток на одной из сторон выдергивают несколько большее их количество.

Сделав расчет, ткань запяливают в пяльцы, подрезают с двух противоположных сторон нити, поднятые на цветную нитку, и выдергивают их. По краю квадрата с каждой стороны подрезают меньшее количество нитей, так как при заделке края вышивки валиком клетка увеличивается в размере.

После продергивания сетки края квадрата предварительно обметывают, а затем горизонтальные и вертикальные столбики поочередно обвивают в диагональном направлении (рис. 24, б).

Нить закрепляют в левом нижнем углу около первого нижнего столбика, затем обвивают столбики и переходят по диагонали под местом скрещения горизонтальных и вертикальных нитей к первому боковому столбику налево, обвив его, переходят по ткани ко второму диагональному ряду и т. д. Все стежки, обвивающие столбики, должны ложиться в одном направлении по лицевой стороне.

После обвива сетки края квадрата закрепляют петельным швом или валиком. Перевитую сетку заполняют различными строчевыми разделками. Ниже приведены наиболее распространенные из них.

Одинарная штопка . Рабочую нитку натягивают поверх столбиков сетки с одного края рисунка до другого. При обратном ходе нитка перевивает места пересечения ее с сеткой. Затем таким же образом заполняют клетки в другом направлении. Ход работы показан на рисунке 25, а. На рисунке 25, б изображен узор, вышитый одинарной штопкой.


Рис. 25. Последовательность заполнения строчевых узоров швом одинарная "штопка" (а), выполненный узор (б)

Двойная штопка . Выполняется так же, как и одинарная, с той лишь разницей, что рабочую нитку протягивают и обвивают по два раза в каждой клетке (рис. 26, а). На рисунке 26, б изображен узор, выполненный двойной штопкой.


Рис. 26. Последовательность заполнения строчевых узоров швом двойная "штопка" (а), выполненный узор (б)

"Настил". Настилом заполняют клеточки в зависимости от рисунка в одном направлений - горизонтальном или вертикальном Рабочую нитку поочередно протягивают через каждую клеточку. Она проходит то поверх столбиков сетки, то под ними; назад возвращается в обратной последовательности (см. рис. 22).

Выполнение воздушной петельки на сетке аналогично выполнению ее на мережке (см. рис. 19).

Крестецкая вышивка

Разновидностью ажурной вышивки является сновочная строчка. Крестецкая сновочная белая строчка - один из видов русского народного шитья, названная так по поселку Крестцы в Новгородской области - центру этого вышивального промысла, возникшего в XIX в. (60-е годы).

Для крестецкой вышивки характерны строгие композиции ажурных и плотноперевитых геометрических орнаментальных форм на сквозном фоне, отличающихся четкостью рисунка.

Сновочная строчка представляет собой комбинацию вышивки по крупной сетке с мотивами, выполненными по сновкам. Сновками называются нитки, которые прокладывают поверх сетки или в тех местах, где соответственно узору предварительно удаляется ткань в виде квадрата или прямоугольника.

Сновки закрепляют по краям строчевых мотивов в нужном направлении по горизонтали, вертикали или диагонали. По проложенным сновкам переплетением рабочей нити образуется ажурный узор геометрического характера.

К наиболее простым видам крестецкой строчки относится старинный гипюр , узоры которого строятся в восьмилепестковой ромашке, и рассыпной гипюр , где узоры образуются сочетанием сетчатых квадратиков, заполненных швом штопка, кружочков разного размера и перемычек, расположенных отдельно или собранных в звезды.

Рассыпной гипюр . Для выполнения крестецкой вышивки рассыпной Гипюр (рис. 27) из ткани выдергивают нити, образуя сетку с крупными ячейками (7x7 мм). Столбики сетки обвивают катушечными нитками, каждый столбик несколькими витками. В центре рисунок выполняется швом "решетка" (тройная штопка), натянутые нити обвивают. Углы рисунка и середину заполняют узором "паучок", обвивая середины пересекающихся сновок, т. е. дополнительно проложенных по диагонали ниток в клетках.

Для выполнения этого шва употребляют льняные нитки или мулине. Края сетки в крестецкой вышивке закрепляют мелким петельным швом.

Вологодское стекло . Среди различных видов крестецкой строчки особой красотой выделяется строчка вологодское стекло (рис. 28).

Эту вышивку выполняют тонкими катушечными нитками (№ 60, 80). Для выполнения ее на ткани намечают квадрат (прямоугольник), делят его на четыре маленьких квадратика, вырезают эти квадратики, оставляя между ними 6 - 8 нитей ткани (тоньки).

Вырезанные отверстия из угла в угол перекрещивают диагональными насновками. Затем тоньки и насновки переплетают настилом. Во всех образовавшихся пустых треугольниках натягивают дополнительные насновки, которые заделывают петельным швом в соответствии с рисунком.

Ниже дается описание других видов строчевой вышивки.

Горьковские гипюры . Эта традиционная строчевая вышивка издавна существует в Горьковской области. Вышивку выполняют по крупной сетке (размер ячеек 0,5 см). После обвива сетку заполняют по рисунку различными разделками. Техника выполнения показана на рисунке 29.


Рис. 29. Горьковские гипюры: а - обметка сетки и фестонов; б - выполнение плотной звездочки; в - выполнение "паучка" с воздушными петлями; г - выполнение уголка швом "в петлю"

Горьковские гипюры изобилуют выпуклыми длинными настилами.

Узоры этих настилов очень разнообразны и носят общее название - цветки. Встречаются и мотивы растительного характера - ветки с листьями, елочки, колосья. Узор на изделиях получается в результате объединения различных цветков.

Геометрические и растительные мотивы в сочетании с легкими разделками сетки в виде штопки, воздушных петелек образуют красивый ажурный рисунок (рис. 30). Крупные, цветки в форме ромба выполняются нитками мулине в виде длинных стежков, закрепленных на столбиках сетки. Клеточки вокруг цветка обычно оставляют незаполненными, поэтому цветы не сливаются с фоном.

Для горьковских гипюров и крестецкой строчки характерен край в виде фестонов. При их выполнении границы узора обводят швом "вперед иголку", используя для этого катушечную нитку, затем плотно обшивают петельным швом и вырезают.

Строчевая вышивка по вольному контуру (рис. 31). Вышивается по мелкой обвитой сетке. Контуры узоров выполняются ниткой мулине швом "настил". Внутри розетки узоры заполняются разнообразными приемами: штопка, "настил", воздушная петля.

Строчка по письму . В северных районах России, в Вологодской и Олонецкой областях распространены вышивки, техника выполнения которых носит название "шов по письму" или "тамбур по сетке" (рис. 32). Вологодский и олонецкий шов по письму сочетает приемы сквозного и глухого швов.

На ткань наносят рисунок, контур его обшивают тамбурным швом, затем выдергивают нити и обвивают сетку - фон рисунка. Рисунок на ткани расшивают различными геометрическими мотивами в виде квадратов, треугольников, ромбов и т. д. Эти геометрические фигурки выполняются гладью белой ниткой, они носят название атласников.

"Цветная перевить". Для Смоленской, Калужской, Рязанской, Тульской и других областей Центральной России характерен особый вид строчевой вышивки - "цветная перевить". Цветную перевить выполняют по выдернутой мелкой сетке цветными нитками мулине. Фигуры основного узора выполняются швом "стлань" или "штопка" по неперевитой сетке. Затем сетку вокруг узора плотно обвивают цветными нитками.

Обвив сетки ведется по диагонали уступами, переходя от вертикального столбика к горизонтальному, и наоборот. При переходе от одного столбика к другому на перекрестке клеточек делается стежок по диагонали с лицевой стороны, чтобы не было просветов ткани под цветной ниткой. Каждый столбик сетки обвивают по нескольку раз. Края сетки обшивают гладевым валиком цветной ниткой (рис. 33).


Рис. 33. Выполнение шва "цветная перевить"

Стяги . К ажурным счетным вышивкам относятся стяги, которые, в отличие от строчевых вышивок, выполняют по целой ненарушенной ткани (рис. 34, а, б). Стяги обычно выполняют на тонких тканях - маркизете, батисте, редине, где хорошо видны нити ткани.

Ажурные узоры образуются в результате стягивания нитей ткани различными способами. Стягами часто украшают середины цветов, круглые лепестки, иногда и фон в вышивках белой гладью, что придает узорам особую красоту и выразительность.


Вышивание белым по белому приобрело широкое распространение во многих странах. Во второй половине XIX века эта гладь славилась в Великобритании, Франции, Бельгии, Германии, Швейцарии. В языке народной символики во многих странах цвету в одежде, а также и в вышивке, принадлежит главная роль. Например, белый цвет в России связывался издавна с представлением о свете, о небесном. Восприятие белого цвета соединялось со значением счастья, изобилия, чистоты, невинности и красоты.




Мстёрская гладь

Мстёрская гладь зародилась в посёлке Мстёра Владимирской губернии в середине XIX века. Она отличается своей изысканностью и миниатюрными растительными узорами белыми нитями на тонкой белой хлопчатобумажной ткани типа маркизета и батиста. Основной приём этой вышивки – двусторонняя гладь, которая выполняется тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива с лицевой и изнаночной стороны ткани. Обычно выполняется она тонкой иглой нитками мулине в 1-2 сложения. На рисунке, где требуется выпуклость, делается настил из тех же ниток.


Гладь сочетает в себе различные рельефные элементы с настилом и без настила, со штрихами, петельками и полупетельками, стебельчатым швом. Узоры дополняются ажурными решетками, стягами, дырочками, узелками и сетками. Всё это создаёт декоративность вышивки, выполненной в одном цвете. Более крупные лепестки вышивают «россыпью».


В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью. Дырочки получают путём прокола специальной костяной, деревянной или металлической палочкой с заострённым концом. Если дырочки большие, их делают с помощью ножниц, разрезая ткань в будущей дырочке по вертикали и горизонтали с двух сторон (прорезная гладь). Листья удлинённой формы иногда также выполняют прорезной гладью.


«Стяги» – один из самых декоративных элементов белой мстёрской глади, хотя и трудоёмкий. «Стяги» выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением. Игла стягивает квадратик ткани, в котором, к примеру, три нити основы переплетаются с тремя нитями утка. Прежде чем выполнить стяг на плотной ткани, необходимо одну или две нити основы и утка подрезать на краю рисунка и выдернуть. Иногда мстёрская гладь красиво сочетается с мережкой.


Мстёрской гладью украшают блузки, воротнички, носовые платки, ночные сорочки, постельное бельё, покрывала, и конечно, .



Английская белая гладь также принадлежит примерно к этому же роду вышивания, но здесь всё - таки в основном преобладают дырочки и фестоны. Почти все мотивы представляют собой веточки с листочками в виде дырочек, обшитых вокруг гладью. Называется эта гладь – английская белая работа - «whitework» или «Broderie Anglaise» - «Английская вышивка». Эта вышивка была необычайно популярна в Англии в XIX веке, хотя, как предполагают, возникла она в XVI веке в Восточной Европе.


Узоры вышивки представляют собой , листья, виноградные лозы, стебли, выполненные простыми вышивальными стежками. В основном это мелкие рисунки. Дырочки выполняются теми же способами, что и в мстёрской глади, но в некоторых случаях сначала вышивают рисунки на ткани, а затем ножницами вырезают дырочки.


С 1870-х годов Broderie Anglaise начали выполнять на швейцарской вышивальной машине. Сегодня Broderie Anglaise создаётся в основном машинным методом.


Когда-то Broderie Anglaise была популярна для женского нижнего белья и детской одежды. С середины 50-х годов ХХ-ого столетия английская вышивка стала использоваться не только для отделки нижнего белья, но и в женских платьях.


Сегодня и мстёрская гладь, и английская вышивка популярны во многих стилях одежды и прекрасно дополняют друг друга.


Лёгкие шёлковые платья на узеньких бретельках, напоминающие комбинации, или белые платьица с самым незамысловатым кроем, украшаются прекрасной декоративной вышивкой. Отделкой иногда служат оборки, вышитые в тон цвета ткани. Чаще всего это белые, бежевые и прочие пастельные цвета, однако чёрный цвет не отменяется.

Платье выполняем из редкой белой ткани, кокетку кроим по косой нити. Вначале на куске ткани, предназначенном для кокетки, выдергиваем нити. Отступив 7 см от края, вытягиваем 1 нить ткани, ко второй привязываем пасмо мулине синего цвета и осторожно втягиваем его в ткань. Через 2 нити ткани повторяем эту же операцию и продергиваем пасмо мулине серого цвета. Эту операцию повторяем через каждые 4 см до середины кокетки. В такой же последовательности продергиваем цветные нити на второй стороне кокетки и приступаем к выполнению зубчиков. Для этого в 3 см от края вытягиваем 10 нитей (ширина продернутой дорожки - 10 мм). Нижний край мережки обшиваем мережкой «кисточка» тонкой белой катушечной нитью, забирая в столбик по 6 нитей ткани.

Рис. 113. Платье для девочки, украшенное продернутыми цветными нитями и зубчиками

Верхний край мережки обшиваем пасмом мулине серого цвета декоративным швом (см. рис. 100). Начинаем работу справа. На 3 нити выше края мережки выводим иглу с рабочей нитью на лицевую сторону в точке 1; обхватив край мережки, вкалываем иглу на изнанку в точке 2. На лицевой стороне получается стежок 1-2. На изнаночной стороне вводим иглу через 5 нитей ткани выше точки 1 в точку 3, выходим вновь на лицевую сторону.

Движением слева направо подхватываем столбик мережки и вкалываем иглу в точку 6, которая отстоит от точки 3 на 6 нитей ткани и лежит вдоль той же горизонтальной нити. Протягиваем рабочую нить на изнанку, затягиваем крестиком третий, четвертый, пятый и шестой столбики мережки. Отсчитав по изнанке 5 нитей ткани, выводим иглу на лицевую сторону в точке 7 для выполнения следующего стежка.

Обработав наружные края кокетки, через 2 нити выше мережки протягиваем пасмо мулине синего цвета, а через 2 нити от него - серого цвета. Перегибаем мережку пополам так, чтобы столбики сместились (нижняя половинка каждого столбика должна совместиться с верхней половинкой соседнего столбика). Сметываем обе половинки мережки для закрепления в таком положении.

Приметываем кокетку к лифу и пристрачиваем на машине ровно по нитям ткани через 7 мм от верхней продернутой серой нити. Швом «вперед иголку» маскируем машинную строчку. Выполняем стежки длиной в 4 нити ткани пасмом мулине синего цвета от центра кокетки в стороны.

Платье для маленькой девочки (рис. 125)

Перед выкроен по косой нити. Чередующимися через 3 см полосами по долевой и поперечной линиям ткани выполнены продержки цветных нитей и мережки «кисточка» шириной 0,5-0,7 см.


Рис. 125. Детское платье, отделанное продернутыми цветными нитями и мережками

Край круглой кокетки подчеркнут строчкой, выполненной швом «вперед иголку» нитями того же цвета, что продернуты в ткань.

Платье на кокетке (рис. 114)

Платье выполняем из льняной ткани желтого цвета. На кокетке продергиваем коричневые и красные нити через каждые 4 см в такой последовательности.

Вытягиваем из ткани 2 соседние нити, к третьей привязываем пасмо коричневого мулине и втягиваем его в ткань. Через 4 нити ткани снова вытягиваем 2 нити, с помощью третьей протягиваем пасмо красного мулине. Опять 4 нити пропускаем, 2 выдергиваем, а третьей втягиваем пасмо коричневого мулине. Через 4 см от последней втянутой коричневой нити вновь продергиваем такую же группу нитей. Так оформляем кокетку горизонтальными полосками.


Рис. 114. Платье на кокетке, украшенной продернутыми нитями и кисточками

По вертикали работу выполняем несколько иначе. Намечаем линию края кокетки, справа по этой линии подрезаем 2 соседние нити ткани и вытягиваем их. Подрезав третью и немного ее подтянув, привязываем к ней пасмо коричневого мулине и продергиваем его в ткань, оставив снизу свободный конец длиной 6 см. Через 4 нити влево от первой проложенной нити снова подрезаем 2 соседние нити ткани и вытягиваем их. С помощью третьей подрезанной нити продергиваем пасмо мулине красного цвета, оставляя свободный конец также длиной 6 см. Еще через 4 нити влево аналогично продергиваем второе пасмо коричневого мулине. Выполняем такие группы продержек через каждые 4 см.

Отогнув полученные кисточки внутрь, складываем лицевую сторону кокетки с лифом по линии края кокетки, сметываем и прострачиваем на машине так, чтобы линия пришива лежала на 1-2 нити дальше начала продержки цветных нитей. Вытянув наметку, раскладываем детали на лицевой стороне, распрямляем кисточки. На машине прокладываем по лицевой стороне строчку по цветным нитям по самому краю продержки для закрепления кисточек. И лишь после этого ровняем ножницами все кисточки до нужной длины.

Платье, украшенное мережкой «звездочка» (рис. 119)

На лифе платья и рукавах использованы одинаковые мережки. Рукава выкроены по косой нити, за счет чего рисунок смотрится по-другому.


Рис. 119. Платье, украшенное мережками «звездочка», «панка» и «кисточка»


Рис. 120. Схема вышивки

Выполняем из светло-серой льняной ткани. Звездочки вышиваем розовым мулине в 4 нити, панку и кисточку - светло-коричневым мулине в 2 нити.

На 4 см ниже выреза горловины подсечкой намечаем квадрат АВСД со стороной 8 см (рис. 120). Сторону АВ делим на три равные части в точках Е и Р. Выдергиваем по одной нити от точек Е и Р до линии ДС. То же самое выполняем по стороне АД.

Вправо и влево от внутренних линии вытягиваем по столько нитей, чтобы получились дорожки шириной 0,4 см. От точки А вверх на 2 см дополнительно вытягиваем крайнюю левую нить квадрата; точно так же удлиняем влево от точки А верхнюю нить квадрата. Из полученных точек, подсечкой вытянув по одной нити, строим квадратик 1. Аналогичные операции проделываем у остальных углов квадрата и получаем маленькие квадратики 1, 2, 3, 4.

После этого вниз от линии АВ, захватывая нити, лежащие непосредственно под нижними сторонами маленьких квадратиков 1 и 2, вытягиваем столько нитей, чтобы получилась продернутая полоска ткани шириной 0,4 см. Такие же дорожки делаем по трем другим сторонам большого квадрата. Образуется 13 маленьких квадратиков, разделенных между собой продернутыми полосками ткани шириной 0,4 см.

Мережкой «звездочка» вышиваем квадратики 1, 2, 3, 4 и 5. На 6-м квадратике вышиваем панку, забирая в первый нижний ряд нити, формирующие левый нижний боковой столбик мережки «звездочка» 5-го квадратика. Второй ряд панки вышиваем на нитях ткани, собранных в столбик звездочки, лежащий выше первого; третий ряд - нити третьего столбика и так до тех пор, пока не будет обработан весь 6-й квадратик. Если ткань очень плотная, для получения красивой и ровной подстрочки самую верхнюю нить каждого столбика звездочки нужно вытянуть, но только в пределах 6-го квадратика.

Выполнив подстрочку в 6-м квадратике, вышиваем звездочку в 7-м и 9-м квадратиках. Затем приступаем к выполнению подстрочки в 8-м квадратике. Здесь ряды панки формируют столбики правой стороны 9-го квадратика, а столбики первого и всех последующих рядов являются теми же, что и столбики верхней горизонтальной стороны 5-го квадратика. Аналогично ряды подстрочки 10-го квадратика соответствуют горизонтальным столбикам 9-то квадратика, а столбики подстрочки совпадают со столбиками 7-го квадратика (его верхней стороны). 11, 12 и 13-й квадратики выполняем последовательно один за другим. Оставшиеся необработанными края продернутых мережек обшиваем кисточкой и гладьевым валиком.

На рукавах мережку выполняем точно так же, но дополнительно кисточкой объединяем 1-й квадратик со 2-м и 4-м, 2-й с 3-м, 3-й с 4-м (см. пунктирную линию на рис. 120).

Обработав обычным способом вырез горловины и края рукавов, по подгибу выполняем петельным швом один ряд зубчиков коричневыми нитями. Величина одной бриды 7 мм. Посередине бриды делаем воздушную петельку.

Такой же мережкой можно отделать и сарафан (рис. 121).

На карманах выполняем мережку согласно описанию. По верху лифа и низу подола вышиваем дорожку мережкой «звездочка». Размер каждого квадратика 2х2 см, расстояние между квадратиками 2 см. На 0,5 см выше и ниже квадратиков выполняем полоски швом «набор». В этом случае звездочку вышиваем по непродернутой ткани.


Рис. 121. Сарафан, вышитый мережкой «звездочка»

Платье (рис. 122)

Мережкой «звездочка» оформлена половина переда лифа и подол.

Рис. 122. Платье, украшенное мережкой «звездочка»

Выдергиваем 1-2 нити ткани через каждые 4 см по всей длине одной половины переда лифа. Поперечные нити тоже вытягиваем через 4 см, но обязательно начинаем от центральной нити переда. Здесь мы подсекаем нужные нити и выдергиваем их, следя за тем, чтобы не образовались затяжки нитей на другой половине лифа. По готовой сетке в шахматном порядке выполняем мережку «звездочка».

По низу юбки вышиваем полоску из таких же квадратиков мережки. Ширина ее - 4-12 см, то есть 1-3 ряда. Располагаем квадратики на полосе тоже в шахматном порядке. В центре пустых квадратиков можно вышить розочки техникой «рококо».

Если выполнено из шерстяной ткани, для вышивки мережек специалисты ателье Mode Elegance рекомендуют взять шелковые нити в цвет ткани.

Платье, украшенное мережкой «шабак» (рис. 133)


Рис. 133. Платье, отделанное мережкой «шабак»

В этой модели мережкой оформлены линия проймы и подол.

Мережку для лифа выполняем на отдельной полоске ткани шириной 7,5 см. По середине полоски продергиваем дорожку шириной 3,5 см и на ней вышиваем 7 рядов мережки «шабак», используя половину узора, применявшегося для отделки предыдущей модели (см. рис. 132). Вышитую полоску приметываем к лифу и рукавам. По готовому платью вдоль мережки коричневой нитью вышиваем одиночные крестики 3х3 мм. Каждый крестик отстоит от другого на 1 см, а от мережки - на 0,5 см.

На юбке мережку выполняем шириной 6,5 см (13 рядов) по цельной ткани с учетом подгиба. На 0,7 см выше мережки вышиваем одиночные крестики с интервалом 1,2-1,5 см.

Платье, украшенное мережками и вышивкой стебельчатым швом (рис. 136)

Ширина отделочной полосы мережки 9 см. Вышиваем мулине в 4 нити.

Вдоль левой половины лифа продергиваем дорожку шириной 0,5 см, через 2,5 см - дорожку шириной 0,3 см, через 0,3 см еще дорожку шириной 0,3 см. Затем, оставив 0,7 см цельной ткани, вытягиваем полоску 0,3 см, через 0,3 см снова продергиваем 0,3 см и через 2,5 см последнюю полоску шириной 0,5 см.

Заправляем ткань в пяльцы, закрепляем рабочую нить на трех нитях ткани посередине первой мережки, образуя столбик, стянутый посередине. Дальше обвиваем следующие столбики, захватывая каждый раз по 6 нитей и выкалывая иглу обратно через 3 нити назад. Рабочая нить ложится на мережке свободно без узлов. Получаются наклонные стежки, заходящие друг за друга (стебельчатый шов по мережке). Наружные края мережки не обшиваем. По обе стороны мережки на расстоянии 3 нитей вышиваем полоску набором. На иглу подхватываем 3 нити, под иглу пропускаем тоже 3 нити (рис. 137).


Рис. 136. Платье, отделанное мережками и вышивкой стебельчатым швом


Рис. 137. Стебельчатый шов по мережке

На узеньких полосках (шириной 0,3 см) вышиваем мережку «панка», забирая в столбик по 4 нити ткани. Между двумя панками вышиваем крестики 4х4 нити. Вторую широкую мережку (0,5 см) выполняем стебельчатым швом, как и первую.

На правой половине лифа вышиваем веточку стебельчатым швом.

Платье, вышитое простыми мережками (рис. 139)

Горловину, рукава и низ платья обрабатываем фестонами петельным швом нитью оранжевого цвета. Стежки петельного шва кладем очень плотно друг к другу. Ширина каждого фестона 4 мм, длина 40 мм.


Рис. 139. Платье, вышитое простыми мережками

На лифе в 13 мм от линии фестонов, обрамляя разрез, вышиваем коричневым мулине мережку «столбик в раскол» шириной 5 мм. Через 10 мм от нее вышиваем мережку «фонарик» шириной 22 мм.

Для мережки «фонарик» выдергиваем нити в такой последовательности: 2 мм выдергиваем, 4 мм оставляем, 10 мм выдергиваем, 4 мм оставляем, 2 мм выдергиваем. На цельных полосках ткани вышиваем мережку «панка» оранжевой нитью. Наружные края мережки не обрабатываем, следовательно, в крайних узких дорожках шириной 2 мм после выполнения панки получаем мережку «кисточка». Все мережки вышиваем мулине в 2 нити. Фонарик выполняем коричневым мулине в 6 нитей. Через 10 мм от мережки «фонарик» вышиваем мережку «столбик в раскол» шириной 8 мм коричневым мулине. Эта мережка короче предыдущей на 10 мм.

Юбка состоит из трех воланов. При раскрое нижний край воланов отрезаем по прямой нити, а верхний делаем немного вогнутым.

На верхнем волане в 3 см от соединительного шва выполняем одну полоску мережки «столбик в раскол» шириной 8 мм нитями коричневого цвета. На среднем волане, отступив 3 см от нижнего соединительного шва, выполняем мережку «фонарик» и на 13 мм выше - «столбик в раскол». На нижнем волане и рукавах мережки располагаем одинаково. На 20 мм выше фестонов вышиваем мережку «столбик в раскол» шириной 8 мм коричневым мулине. Через 13 мм от нее выполняем мережку «фонарик» шириной 22 мм, причем панку вышиваем оранжевой нитью, а фонарик - коричневой. На 13 мм выше от фонарика выполняем последнюю мережку - «столбик в раскол» шириной 8 мм коричневым мулине.

Вырез горловины заканчиваем узенькой стоечкой, в которую продергиваем шнурок, сплетенный из коричневых нитей. На концах шнурка выполняем кисточки.

Пояс также выполняем из коричневых нитей.

Платье, отделанное соединительными мережками (рис. 143)

Такое платье можно выполнить из льняной ткани трех цветов, например белого, серого и синего. При раскрое необходимо следить, чтобы края соединений лежали по долевой нити ткани.


Рис. 143. Платье, отделанное соединительными мережками

Рукава с лифом соединяем следующим образом: по изнанке детали сшиваем на машине или вручную стежками «через край», захватывая по несколько нитей ткани каждой детали. Отступив 4 мм, по обе стороны шва продергиваем дорожки шириной 3-4 мм для мережек. Соединительный шов маскируем швом «восьмерка», или бархатным, разъединяя при этом нити продернутой ткани на столбики мережки. Если рукава синие, а лиф белый, маскировочный шов выполняем серыми нитями. Верхний и нижний края мережек обшиваем пасмом мулине или одной нитью ириса мережкой «кисточка», делая не наклонные стежки, а вертикальные высотой 5 мм. По белой ткани кисточку выполняем синими нитями, а по синей ткани - белыми нитями.

Верхнюю (белую) и среднюю (серую) части юбки сшиваем также через край. Отступив 0,5 см по обе стороны шва, выдергиваем дорожки шириной 0,4 см, через 0,5 см - еще по одной дорожке шириной 0,4 см. Сначала на непродернутых дорожках вышиваем мережку «панка» тонкой нитью в цвет ткани. Внешние стороны мережек обшиваем петельным швом нитями контрастных цветов: по белому - серыми, по серому - белыми. Соединительный шов маскируем швом «восьмерка» толстыми нитями синего цвета. Поверх шва «восьмерка» еще более толстыми нитями белого цвета швом «полукрест» выполняем зигзагообразную линию, стежки которой в три раза меньше стежков бархатного шва.

Затем сшиваем среднюю и нижнюю (синюю) часть юбки. На расстоянии 0,5 см от шва по обе стороны продергиваем дорожки в такой последовательности: 0,4 см выдергиваем, 0,5 см оставляем, 0,4 см выдергиваем, 1 см оставляем, 0,5 см выдергиваем. Образуется шесть продернутых дорожек: три на серой ткани и три - на синей. Соединительный шов маскируем швом «восьмерка» нитями серого цвета.

По нему белыми нитями вышиваем зигзагообразную линию. На первых от шва полосках (шириной 0,5 см) вышиваем панку тонкими нитями в цвет ткани. На полосках шириной 1 см выполняем бархатный шов толстыми нитями: на серой ткани - синими, на синей ткани - серыми. При выполнении шва объединяем в столбики мережки нити крайней продернутой дорожки. Наружные края последних мережек обшиваем белыми нитями петельным швом, захватывая столбики, сформированные при выполнении бархатного шва. Величина вертикального стежка - 5 мм.

Низ рукава и горловину обрабатываем зубчиками. Вышиваем мережку «простой столбик», по ней выполняем снопики без центральной нити. Перегибаем мережку по центру снопиков и подшиваем.

Из серых и синих нитей можно сплести шнур с кистями на концах.

Летнее платье, отделанное крестецкой строчкой и мережками (рис. 156)

Это платье можно сшить из льняной ткани. Для вышивки взять нити в тон ткани.

По центру лифа выполняем квадрат сетки со стороной 6,5 см. Нити из ткани выдергиваем в такой последовательности: 0,5 см удаляем, 1 см оставляем, 0,5 см удаляем 1 см оставляем, 0,5 см удаляем, 1 см оставляем, 0,5 см удаляем, 1 см оставляем, 0,5 см удаляем. На продернутых полосках выполняем сетку.


Рис. 156. Платье, отделанное крестецкой строчкой и мережками

Над квадратом на расстоянии 1,8 см по центру вышиваем мережку «жучок» шириной 0,8 см, длиной 7 см. На каждом втором жучке делаем паучок. По обе стороны мережки «жучок» на расстоянии 1,6 см выполняем мережки «столбик в раскол» шириной 0,5 см. Через 1 см от мережек «столбик в раскол» выполняем прямоугольники сетки 5х6,5 см. По короткой стороне продергиваем 4 дорожки, по длинной - 5 дорожек. На 1 см выше от прямоугольников сетки симметрично вышиваем две полоски мережки «столбик в раскол» шириной 0,5 см.

По низу платья выполняем по очередности прямоугольники сетки и в два ряда мережку «столбик в раскол». По широкой стороне сетки продергиваем 8 полосок, по узкой - 3 полоски.

Короткий втачной рукав заканчиваем зубчиками, выполненными мережкой «жучок» без центральной нити. На 2 см выше зубчиков вышиваем такую же сетку как и по низу платья, а над нею мережки «жучок» и «столбик в раскол».

Платье из льняной ткани (рис. 158)

На расстоянии 15 см от плечевого шва продергиваем треугольную сетку 115х65 мм (вертикальных продернутых дорожек - 12, горизонтальных - 7). Ширина продернутых дорожек 0,5 см. Размеры самой нижней ступеньки сетки даны на рис. 158, б.

Рис. 158. Платье, оформленное крестецкой сеткой и мережками: а - общий вид; б - схема нижней ступени сетки

По обе стороны выреза на расстоянии 1 см от сетки выполняем мережку «гречка» шириной 1 см (высота столбиков - 0,7 см), на некотором расстоянии от нее - более короткую мережку «одинарная гречка» шириной 0,8 см (высота столбика 0,5 см).

По подолу вышивку располагаем в горизонтальном направлении. По центру от сетки выполняем полоску мережки шириной 1 см, боковые - 0,8 см.

Вырез горловины и края цельнокроеных коротких рукавов отделываем зубчиками. Отрезаем поперечную полоску ткани шириной 3,5 см; на расстоянии 1,2 см от края удаляем нити в такой последовательности: 2 мм выдергиваем, 1 мм оставляем, 6 мм выдергиваем, 1 мм оставляем, 2 мм выдергиваем. Выполняем мережку «одинарная гречка» нитями в тон ткани. Полоску с мережкой приметываем лицевой стороной к платью по линии выреза горловины и пришиваем на машине на расстоянии 1-2 мм от края.

Отгибаем полоску по линии пришива, складываем мережку пополам так, чтобы обе половинки столбиков гречки совместились и над ними образовались дырочки, подгибаем внутрь на 5 мм второй край полоски, приметываем к изделию и пристрачиваем на машине. Затем косой гладью плотными стежками маскируем машинную строчку и закрепляем зубчики. Аналогично выполняем зубчики на рукавах.

Платье, украшенное вологодской строчкой по письму (рис. 161)

Для платья берем ткань с полотняным переплетением. Лиф кроим по долевой нити. Вышивку выполняем на вставке шириной 21 см (в готовом виде). Размеры вышитых элементов: ширина вверху - 20 см, ширина внизу - 8 см, высота - 10 см.


Рис. 161. Платье, украшенное вологодской строчкой по письму

Сначала вышиваем цветок (см. рис. 50).


Рис. 50. Вологодская строчка по письму

Бордовым мулине в целое пасмо выполняем крючком тамбурный шов. Величина стежка тамбурного шва 2-3 мм. Начинаем работу с вышивки внутренних частей цветка. Обшив все лепестки тамбурным швом, делаем накладную сетку в центре. Нити для сетки кладем под острым углом друг к другу. Прикрепляем их к ткани одним горизонтальным стежком длиной 3 мм.

Затем выполняем атласники «шашечки» в четырех боковых лепестках. В каждой шашечке 4 стежка длиной 5 мм. Верхний лепесток цветка заполняем мелкой сеткой, располагая нити строго перпендикулярно друг другу. Их пересечения прикрепляем к ткани наклонными стежками длиной 2 мм. Прокалываем три дырочки и обшиваем их гладьевым валиком. Внутри цветка вышиваем полоску двусторонней гладью.

Вышив цветок, выполняем боковые лепестки, украшая их по полю швом «зигзаг» и прямой гладью. В последнюю очередь вышиваем листья и стебель. Внутри стебля и маленьких листьев выполняем дорожки косой гладью, большие листья расшиваем бархатным швом.

Петельным швом с перевивом или плотным гладьевым валиком обшиваем контуры трапеций. По верхней горизонтальной стороне подрезаем нити для сетки из расчета: 3 мм вырезаем, 2 мм отставляем на столбик. Вытягиваем их до пересечения с контуром цветка или с нижней и боковыми сторонами сетки и отрезаем.

Так же подрезаем и удаляем нити по одной из боковых сторон. Готовую сетку обвиваем нитями в тон ткани.

Таким же образом выполняем два других элемента вставки.

Лиф и спинку по плечам соединяем тремя бретельками шириной 3 см.

На рис. 162 дан другой вариант применения вологодской строчки по письму. Вместо трапеции можно сделать вышивку в сегменте, на плечах выполнить овальные вырезы.


Рис. 162. Платье, украшенное вологодской строчкой по письму

Платье, отделанное цветной перевитью (рис. 166)

Для этой модели подойдет сине-серая льняная ткань, для вышивки - белое, серое, синее и красное мулине. Орнамент (рис. 167) выполняем на лифе, по обе стороны от разреза, и на рукавах. Готовую сетку обрамляем швом «роспись» и крестиками белыми нитями. Таким же образом подчеркиваем линию проймы.


Рис. 166. Платье, отделанное цветной перевитью


Рис. 167. Схема орнамента для вышивки цветной перевитью

Прежде чем приступать к вышивке, переносим рисунок полностью на бумагу в клеточку цветными карандашами или фломастерами - отдельно для переда лифа и рукавов. Длину вышивки на рукаве рассчитываем по ширине рукава. Половинки орнамента переда рисуем с промежутком в одну клеточку. Здесь будет линия разреза.

А теперь приступаем к вышивке на переде лифа. Вначале намечаем прямоугольник будущей сетки и обрабатываем его белым мулине гладьевым валиком. Затем продергиваем сетку (величина клеточки равна 3х3 мм) и по рисунку обвиваем столбики. Фон сетки обвиваем серыми нитями. Контур обвитой сетки обрамляем швом «роспись» и крестиками белым мулине. Горловину и столбики сетки, вдоль которых будет сделан разрез по переду лифа, плотно обшиваем петельным швом мулине белого цвета.

Выполнив орнамент на рукавах, сшиваем детали платья. После этого обрабатываем горловину платья до конца, продолжая шов «роспись» по спинке, украшаем этим же швом проймы и делаем аккуратный разрез по центру лифа вдоль петельного шва.

Нарядное платье, украшенное цветной перевитью (рис. 168)

Такое платье, сшитое из очень тонкой легкой ткани, подойдет стройным женщинам. Для пояса и вышитой вставки на плечах берем более плотную ткань с полотняным переплетением нитей. Ширина пояса - 10 см, вставки - 6 см.


Рис. 168. Нарядное платье, украшенное цветной перевитью

Для вышивки можно использовать любой узор, выполненный крестиком, переработав его для техники цветной перевити.

На рисунке для крестика обводим цветными фломастерами границы клеточек, заполненных орнаментом. Вертикальные стороны клеточки орнамента соответствуют вертикальным столбикам вышивки, а горизонтальные стороны - горизонтальным столбикам. На границе двух цветов получается, что один и тот же столбик надо рисовать двумя разными цветами. В этом случае отдаем предпочтение одному цвету, стараясь не исказить орнамент. Необходимо также помнить, что вышивать одиночные столбики другим цветом трудно, поскольку приходится дважды закреплять рабочую нить - в начале и в конце работы. Цветная перевить не допускает никаких прыжков рабочей нити по изнанке, как в глухой вышивке, ее нельзя упрятать в готовую часть орнамента, как в настиле.

Вышитая вставка , заканчивающаяся бахромой. Вышивка выполнена мулине бордового, желтого и зеленого цветов.

На отрезе ткани с учетом бахромы вышиваем орнамент (величина клеточки 3х3 мм). Пришиваем вставку по линии плечевого шва. Верхний край лифа, чтобы не просвечивал через сетку, подворачиваем на 1,5-2 см на изнанку, приметываем под бахромой к вставке и пристрачиваем сетку на машине по самой кромке. Затем обычным порядком обрабатываем пройму, вырез горловины украшаем оборкой.

Вышивка – неотъемлемая часть украинской одежды и предметов быта, которая с давних времен стала украшением, настоящим брендом, который вызывает интерес во всем мире. Она прошла через века и до сих пор не утратила своей актуальности. Это любимый вид народного искусства.

Существует множество видов и техник вышивки, каждая из которых индивидуальна, отличается стилем исполнения и назначением. Один из древнейших, самых интересных и самых простых способов вышивки – мережка, который издавна был достаточно известным и популярным видом рукоделия в разных регионах Украины. Ажурная и очень изящная вышивка выглядит очень изысканно, а изделия, на которых она была сделана, праздничными и элегантными.

На фото работа Леси Демчук

Мережкой вышивают женские и мужские сорочки, юбки, детские вещи, рушники, салфетки, постельное белье, скатерти, ею соединяют вместо швов различные части одежды. Шьют мережки преимущественно белыми или светлыми цветными нитками (серыми, розовыми, голубыми) по белой ткани, и близкими к тону, если ткань цветная.

Сегодня вышивка не просто вернулась в нашу жизнь, стала модным украшением, но и нашла своих сторонников среди людей любого возраста и пола. И многие пытаются овладеть интересной техникой шитья мережки. Тем более, что украшенные мережкой вещи, всегда актуальны.

Если вы терпеливый, усидчивый и аккуратный человек, то мережка у вас непременно получится красивой.

Виды мережек

Вышивается мережка на ткани, из которой обычно в одну сторону (горизонтально или вертикально) извлекаются нити, а невытянутые нити объединяют между собой различными способами в пучки, которые создают узоры. Делают мережки как узкими и простыми, так и очень сложными, что превращает их почти в тонкое кружево.

В зависимости от того, какая именно мережка вышивается, определяют различные ее виды по технике, размеру и сложности исполнения.

Односторонняя и двусторонняя мережка

Односторонняя – мережка, в которой полосы ткани, из которой вытянуты нитки, обработаны только с одной стороны. Такой вышивкой обычно обрабатывают низ одежды.

Двусторонняя – полосы ткани, из которой вытянуты нитки, обрабатываются с противоположных сторон. Бывает двух видов: столбики (вышитые с двух сторон одинаково) и в раскол (шьется в шахматном порядке). Может шиться также и с перестановкой столбцов, которые перевиваются в различных вариациях. Могут использоваться как самостоятельные украшения изделия, и как составная часть других мережек.

Простая и сложная мережка

Простая мережка выполняется одним техническим приемом и берется за основу для всех видов сетки.

Сложная вышивается на двух или нескольких полосах ткани, из которой вытянуты нити, и между которыми находится ткань с невытянутыми нитями. В сложной мережке могут сочетаться несколько её видов.

Узкая и широкая мережка

Узкая – это простая мережка до двух сантиметров в ширину, для вышивки которой вытягиваются от трех до пяти нитей.

Широкая может быть шириной до трех сантиметров. Обычно их выполняют на больших пяльцах или рамках, сделанных из четырех реек.

Подготовительный этап

А начинать надо, конечно же, с выбора изделия, которое вы хотите украсить мережкой, и ткани, из которой изделие будете шить. Поскольку мережка выполняется путем выдергивания нитей, то и ткань надо выбирать такую, из которой они легко извлекаются. Ткани с замысловатым плетением для мережки не подходят. Лучше всего остановить свой выбор на гладких тканях, таких как лен, батист, хлопок, шелк. Учиться можно и на канве или мешковине.

В зависимости от плотности выбранной ткани надо выбирать нитки. Наши прабабушки использовали нити, которые выдёргивали из полотна, на котором вышивали. Современные рукодельницы для мережки берут хлопчатобумажные нитки, ирис, лен, шелк или мулине (мулине, составленное из двух, трех или четырех нитей, в зависимости от толщины полотна, подходит лучше всего). Шьют также и обычными нитками на катушках (для тонких полотен берут нити с высокими номерами 60-80, для грубых – со средними). Цвет ниток можно выбирать на свой вкус, но наиболее эффектно выглядит узор, когда вышивка близка по цвету к ткани.

А еще надо иметь гобеленовую иглу с большим ушком и затупленным кончиком, небольшие, но острые, ножницы для подрезания нитей на ткани и пяльцы, особенно если вы собираетесь делать широкие мережки.

Начало работы

Прежде, чем вытягивать нити с полотна для мережки, надо наметить место, на котором она будет размещаться, и ее размер по ширине и длине. Нитки, которые надо выдернуть, подрезать, кончики завернуть наизнанку и закрепить.

«Закрепки» делаются двумя способами – качалочками или разрезанием и восстановлением нитей ткани.

Качалочки – это столбики, которые вышиваются от трех до пяти нитей в ширину, через одну нить ткани, по всей высоте мережки. Зашиваются качалочками обе стороны мережки. Нити, закрепленные качалочками и осторожно подрезанные, вытягиваются, а обрезанные концы с помощью иглы загибаются в сторону основной ткани.

Перед тем, как закрепить нити разрезанием и восстановлением необходимо в середине места, где будет вышиваться мережка, разрезать две нити. С помощью иглы вытянуть одну из них на 2,5 сантиметра дальше, чем у вас запланирован край мережки, выводя нить наизнанку. Вторая нить вытягивается до предела мережки, продевается в иглу и проводится через отверстие от первой нити и далее по ее пути. Нити, которые остаются, надо осторожно обрезать.

Мережку всегда вышивают, двигаясь с левой стороны в правую, работа при этом находится на указательном пальце. Средним и большим пальцами левой руки натягивают вертикальные нити мережки. Узелки на рабочей нити не используются, конец нити затягивается в мережку.

Когда рабочая нить заканчивается во время вышивания, ее закрепляют, выведя на обратную сторону, и пропускают под стежками мережки.

Техники вышивания мережки

Существует много узоров для вышивки мережки. Различия в технике исполнения швов и даже в названиях связаны с регионом, в котором они получили распространение, с мастерицами, вносившими свои коррективы в уже существующие виды вышивки, тем самым обогащавшими их новыми видами и техниками.

Наиболее распространенные и простые в исполнении техники вышивки мережки – прутики, настил, столбики, гречка, ляховка, паучок, козлик, жучок, панка и тому подобное. Но все они базируются на простой технике – «одинарный прутик» (кисточка).

«Одинарный прутик»


В этом виде вышивки мережка, из которой на ширину до пяти миллиметров вытянуты нити, обрабатывается только с одной стороны. Иглой с закрепленной рабочей нитью подхватываются на ткани от трех до пяти нитей (не более трех миллиметров), под которыми она и протягивается. После этого игла вкалывается справа от подхваченных нитей и выводится на лицо по диагонали через несколько нитей под рабочую нить. Все подхваченные нити затягиваются. Остальные столбики делаются аналогично. Необходимо следить за тем, чтобы в каждом прутике количество нитей, наклон и длина были по всей мережке одинаковыми, что сделает узор аккуратным.

«Двойной прутик» (двусторонний, обычный, лесенка)


Это одинарный прутик, выполняется он с двух сторон мережки. После вышивки одной стороны, полотно поворачивается и вышивается так же с другой, образуя вертикально прутики. Эта мережка подходит под основу для других узоров.

«Разделенный прутик» (раздвоенный, решетка, червячок, зигзаг, змейка)


Мережка, в которой каждый прутик делятся снизу пополам. Выполняются, когда количество нитей в прутиках парная. После выполнения одностороннего прутика работа поворачивается, как для двойного, но соединяются вместе половина нитей одного прутика с половиной нитей другого. Используется как дополнение в орнаментах сложных мережек и для подрубки изделий.

«Скрещенные прутики» (перевитый)


Это разновидность двойного прутика, в нём соседние прутики переплетаются между собой. После выполнения двойного прутика рабочая нить закрепляется посередине качалочки справа, а игла вводится над первым прутиком под второй и прокручивается против часовой стрелки справа налево. Нить протягивается посередине, перекручивая столбики между собой. Этот декоративный шов имеет различные вариации и степени сложности.

«Настил»


Более широкая мережка, которая выполняется по уже готовой мережке с двойным прутиком, для чего из полотна вытягивается, в зависимости он необходимой ширины, от десяти до двадцати нитей. Вышивается нитками в тон полотна – «безсчетная сетка» или разноцветными нитками – «шабак».

Прутики соединяются по три-четыре штуки в столбики, на них настилается белая или цветная нить, образуя узор. Настил может делаться в виде квадратов, зигзагов, ромбов. Рабочая нить проходит справа налево, один столбик собирается на иглу, а второй пропускается под ней. При движении в другом направлении делаем наоборот.

«Столбики»


Выполняется для дополнения основного орнамента и является базовой для всех более сложных вышивок. В большинстве регионов Украины столбики вышивают нитками по цвету ткани или красными нитками.

При подготовке полотна для мережки нитки вытягиваются попеременно: три нитки вытягиваются, две остаются, три или четыре вытягиваются, две остаются, три вытягиваются. В зависимости от узора в мережке, будет изменяться и соотношение вытянутых и оставленных ниток. Ширина мережки будет зависеть от плотности ткани.





Мережка шьется тремя рядками: одинарный прутик, столбик, двойной прутик. Начинается вышивка с одинарного прутика, в котором количество ниток в столбике должно равняется числу извлеченных ниток (в нашем примере их будет три). Второй рядок мережки вышивается столбиками: игла вводится у первого прутика и проходит за ним. Нить протягивается и образует из двух прутиков настил. После этого игла идет над настилом и выходит за вторым прутиком справа налево. Далее повторяется то же самое, пока настилы не придут к нитям ткани, а столбики не получатся плотным. Все последующие столбики шьются по той же схеме, при этом количество настилов в каждой колонке должно быть одинаковым. В третьем рядке вышиваются верх и низ одинарным прутиком.

«Двойной столбик» (гречка, гречечка)


Мережка, которой оформляются полосы с орнаментом. Последовательность вытягивания нитей такая же, как и в обычном столбике, но во втором рядке из шитья извлекается большее количество ниток (четыре – пять).

Первый рядок вышивается одинарным прутиком. Во втором рядке столбики вышиваются ровно до середины ряда. После этого работа поворачивается на 180 градусов так, что столбики, которые уже вышиты, находятся сверху. Столбики шьются справа налево, для этого сначала работы захватывается качалочка и первый прутик. Все остальные столбики делят уже вышитые пополам. Третий ряд вышивается вновь одинарным прутиком.

«Козлик» (складчатая мережка)

Очень распространенный вид мережки, у которого известно большое количество разновидностей. Используется как самостоятельный вид орнамента, так и между другими видами мережки для дополнения рисунка. Для ее выполнения вытягивается десять нитей, которые объединяются сначала пучками в столбики, а затем по два столбика вместе в два рядка. Рабочая нить сначала стягивает два столбика узлом, а затем спускается вниз и стягивает узлом еще два, объединяя один столбик из первого пучка с еще одним из следующего. Все остальные выполняются так же.

«Панка» (подстрочка)


Вышивается для стягивания столбиков двух соседних мережек или для оформления подгона изделия.

Перед выполнением панки вытягиваются два раза по пять нитей. Между этими рядами остаются невытянутыми от двух до пяти нитей, на которых она и будет вышиваться. С двух сторон от невытянутого рядка делаются кисточки, а рабочая нить выполняет стежок снизу-вверх вокруг этого ряда. На обратной стороне делается диагональный стежок в правый бок и вниз, а игла выводится на лицевую сторону через несколько ниток первого стежка. Далее с начала стежка делается стежок по диагонали вверх, и затягивается кисточка.

«Жучок»

Ажурная мережка, которая шьется на основе двойных прутиков.

Закрепленная рабочая нить обвивает один или два раза первый прутик в средней части мережки по направлению справа налево так, чтобы нить проходила под прутиком. Далее выполняется шов «вперед иголкой»: два прутика захватываются под иглой, один над иглой. Все три прутика стягиваются двумя узелками вместе. Нить, при переходе к следующему жучка, всегда находится снизу.

«Паучок»


Такая мережка выполняется на собранных в пучок прутиках.

Сначала прутики собираются вместе в виде буквы «Ж», после чего, путем переборки с помощью иглы, вокруг центра делается два круга: прутик на иглу, прутик под иглу. К другому узелку переход делается из нижней части предыдущего.

Этот вид мережки также используется, чтобы заполнить пустые квадратики, когда нитки в узоре выдергиваются одновременно в горизонтальном и вертикальном направлении. Нить по диагонали протягивается из одного угла в другой, в горизонтальном и вертикальном направлениях. Эти нити обвиваются по кругу в центре сначала по направлению стрелки часов, а затем – против.

«Ляховка»


Такой вид используется в орнаментах, чаще всего, как линия ограничение и располагается снизу и сверху мережки.

Выполняется ляховка на вытянутых последовательно нитях: сначала три вытягиваются, следующие три остаются, после этого извлекается широкая полоса до десяти нитей, и снова повторяется рисунок – три остаются, три вытягиваются. Узкие мережки обшиваются одинарными прутиками. В центральной части рабочей нитью обкручиваются два прутика, после чего слева направо под иглу берутся два других – образуется петля. Между четырьмя прутиками захватываются нитки ткани и два прутика справа, и все обкручивается рабочей нитью. На вытянутую иголку берется рабочая нить, которая оказалась под двумя нитями ткани. В центре, между прутиками, образуется ромбик (ляховка). Следующий фрагмент узора создается из двух прутиков первой ляховки и двух других прутиков.

В украинских изделиях, вышитых мережкой, часто встречается многорядная ляховка. В ней узор ведется в шахматном порядке.

Мы познакомили вас с основными техниками традиционной украинской мережки: от простейшей тоненькой – к более сложной многорядной. Надеемся, что наши советы помогут вам овладеть этим удивительным видом вышивки и придадут уверенности в работе. А творческое сочетание в одном орнаменте различных техник сделает вышитые вами изделия неповторимыми.

Рассказать друзьям