Основные модели семейных отношений. Типичные модели отношений «родители - дети

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Психологи уверены, что наш характер, поведение и манера строить взаимоотношенияцеликом и полностью зависят от того, в каких условиях и атмосфере росли мы сами. Подсознательно, мы копируем модель семьи и распределение ролей в семье, где нас воспитывали. Даже если во взрослом возрасте мы отчаянно пытаемся избежать родительских ошибок, на деле оказывается, что мы выбираем партнеров и воспитываем детей с учетом опыта из прошлого. Рассмотрим, как это действует.



Как детство влияет на нашу жизнь во взрослом возрасте

Доказано, что наши отношения с матерью и отцом не только формируют наши личностные качества, но и влияют на то, какую модель мы выбираем для построения собственной семьи. Известны случаи, когда девушка подсознательно выбирает в мужья человека, обладающего характером и поведением, схожими с теми, что и у ее отца. Та же ситуация и с сыновьями, которые, сами того не подозревая, ищут в будущих супругах черты, присущие его матери. Психологи называют этот феномен теорией ментальных моделей.

Если у нас перед глазами был пример крепких и благополучных отношений родителей, то это способствует нашей уверенности в себе и стремлению образовать прочный семейный союз в будущем. Дети, росшие в любви и заботе, не боятся предательства и одиночества, поскольку получали максимум внимания и положительных эмоций.

Когда же ребенок растет в тревожной атмосфере, он перенимает ряд негативных программ, которые мешают ему чувствовать себя комфортно в романтических отношениях. Такие люди не уверены в своих силах, поступках, мнении и живут с оглядкой на других. Им свойственно недоверие к людям, боязнь разочарования и боли от эмоциональной привязки.

7 стандартных моделей построения семьи

В зависимости от того, в каком климате человек рос, он будет доволен своими семейными отношениями во взрослом возрасте или же наоборот – не удовлетворен. Мы перенимаем не только модель построения семьи из детства, но и эмоции, поведение, мировоззрение и ощущения, присущие тому или ному формату. Различают несколько рабочих моделей супружеских отношений.

1. Модель: ребенок и взрослый

В таком союзе один из супругов занимает позицию несмышленого подростка, который не привык брать на себя ответственность, следовать правилам, выполнять обязанности, самостоятельно принимать решения. Он может позволить себе капризы и легкомыслие, бунт, обиды, нежелание воспринимать действительность.

Другой же супруг вынужден стать единственным взрослым в этих отношениях, взвалив на себя все трудные решения, обязанность обеспечивать семью финансово, оказывать партнеру эмоциональную поддержку, учить его и делиться опытом.

Подобную модель отношений можно наблюдать в неравных браках, когда жена намного старше мужа или же наоборот.

2. Модель: диктатура

В семьях такого типа существует только одна главная личность (супруг или супруга), которая устанавливает правила для всех домочадцев. Именно диктатор диктует, как кому себя вести, что делать, что есть, на что тратить деньги, как одеваться и с кем общаться. Этому авторитету беспрекословно подчиняются все члены семьи. Семейный бюджет также находится в его распоряжении.

3. Модель: спасатель-утопающий

Подобная модель характерна для семей, в которых один из супругов имеет зависимость (от наркотиков, алкоголя, азартных игр, еды). Все семейные ресурсы (финансовые и эмоциональные) направлены на решение проблем, вызванных проблемой зависимого человека. Деньги тратятся на его долги, лечение, особые потребности. Домочадцы объединены одной общей бедой и стремлением спасти несчастного.

4. Модель: садо-мазо

Очень часто в семьях один из супругов намеренно или неосознанно терпит различные виды насилия. Это касается не только женщин, но и мужчин, поскольку насилие имеет различные формы: психологическое, сексуальное, финансовое и пр. Если в детстве один из партнеров видел, как в семье родителей имело место насилие, они могут копировать модель поведения жертвы, выбирая для себя такую роль сознательно. Таких примеров множество: жена гнобит мужа и отбирает все деньги, муж колотит жену за проступки или из-за ревности, супруга удовлетворяет сексуальные потребности мужа даже против своей воли и т.д. Спасти таких жертв невозможно, пока они сами не решатся на такой шаг.

5. Модель: друзья

Со стороны эти семьи выглядят идеально: муж и жена понимают друг друга с полуслова, имеют общие взгляды на жизнь, схожие интересы и увлечения. В этом браке есть все, кроме истинной сексуальной страсти. Таких супругов можно расценивать скорее как брата и сестру, нежели влюбленную пару. Дружеский брак может распасться, как только кто-то из партнеров испытает влечение к другому объекту.

6. Модель: свободные отношения

Нередко супруги живут по строго установленным правилам, когда каждый из них имеет право на свободу, т.е. даже в выборе сексуального партнера. В целом, их союз выглядит как полноценная семья, ведущая совместный быт и воспитывающая детей, но при этом у каждого есть своя жизнь, на которую не в праве посягать партнер.

7. Модель: партнеры

К этой модели осознанно стремятся почти все супружеские пары. В ней оба супруга равноправны и готовы подставить плечо супругу, разделить его ношу и обязанности. Такой союз основан на полном взаимопонимании и уважении, но добиться этого в реальности крайне сложно и удается далеко не всем.

Особенности стилей воспитания детей

Различают несколько основных стилей воспитания детей, основанных на модели взаимоотношений и поведения родителей: авторитарный, демократический, с преобладанием гиперопеки и безразличия.
  • Родители-диктаторы склонны воспитывать своих детей в авторитарном стиле, предусматривающем полное и беспрекословное подчинение. В такой модели родительское слово – закон и не подлежит обсуждению. Желания и мнение самого ребенка в расчет не принимаются. Дети, получившие авторитарное воспитание, вырастают замкнутыми, иногда жестокими, не умеющими ладить с окружающими. Они всегда испытывают огромную потребность в любви.
  • Демократический стиль воспитания делает из ребенка сильную, организованную и самостоятельную личность, поскольку родители с ранних лет считаются с мнением детей, позволяют им принимать решения и требуют нести ответственность за слова и поступки.

  • Неблагоприятной считается стиль воспитания на основе бесконтрольности детей, т.е. полного равнодушия и безразличия со стороны родителей. Часто процесс развития ребенка и становления его как личности выходит из-под контроля, поскольку отсутствует элемент самого воспитания, учения, назидательства. Дети делают, что хотят, а это редко заканчивается чем-то хорошим.
  • Не приносит положительных плодов и гиперопека над ребенком, поскольку он растет в условиях полного контроля, заботы и отстранения от окружающего мира. Пытаясь оградить свое чадо от ошибок и негатива, родители взращивают в нем пассивность, апатию, несостоятельность и асоциальность. Яркий пример – маминькины сынки, которым трудно во взрослой жизни построить свою семью и полноценные отношения.

Видимо, правду говорят, что корень всех наших взрослых проблем кроется в глубоком детстве. Теперь вы можете взглянуть на свои семейные отношения, с учетом знаний о моделях и стилях воспитания. Возможно, это поможет вам скорректировать свое поведение и мировоззрение, а также манеру воспитания собственных детей.

Результаты специального изучения своеобразия семейных отношений последних лет позволили педагогам-исследователям выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми. Они были положены в основу соответствующей систематизации, отражающей те или иные системообразующие признаки. Это позволило сформировать достаточно широкий спектр научных подходов. Рассмотрим тот из них, где в качестве основания для систематизации выступает характер внутрисемейных отношений и его влияние на воспитание детей.

- Семьи, уважающие детей . Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит. Уважают их мнение, переживания, стремятся тактичным советом помочь и ободрить. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. Взаимоотношения родителей и детей характеризуются общей высоконравственной атмосферой семьи: порядочностью, откровенностью, взаимным доверием и равенством.

- Отзывчивые семьи . Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую родители и дети стараются не нарушать. В таких семьях родители чаще всего сами решают, что нужно детям, вникают в их заботы и интересы, а дети делятся с ними своими проблемами. Они растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но недостаточно инициативными. Часто дети в таких семьях с трудом могут сформировать и отстаивать собственное мнение, легко попадают в зависимость от других людей.

- Материально-ориентированные семьи. В таких семьях главное внимание уделяется материальному благополучию. Детей здесь с раннего детства приучают смотреть на жизнь прагматически. Духовный мир родителей и детей, как правило, обеднен. Такой вариант модели воспитания может сформироваться и при чрезмерной увлеченности родителей собой, своей работой или собственными отношениями.

- Враждебные семьи. В таких семьях преобладает неуважение к детям, недоверие, слежка за ними и телесные наказания. В результате дети, как правило, растут скрытными, недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят между собой и со сверстниками, не любят школу и могут уйти из семьи.

- Антисоциальные семьи . Это скорее не семьи, а временное пристанище для детей, которых здесь не ждут, не любят и не приемлют. Родители в этих семьях, как правило, ведут аморальный образ жизни. Влияние таких родителей на детей крайне негативно.

Несомненно, что содержание и направленность каждой из представленных моделей семейных отношений формируются в результате взаимодействия многих факторов. Нам же важнее всего рассмотреть те из них, которые оказывают отрицательное влияние на формирование семейной воспитательной среды. Социальными педагогами выделено не­сколько наиболее часто встречающихся причин этого.



1. Педагогическая несостоятельность родителей. Воспитание де­тей принадлежит к самым трудным сферам человеческой деятельности. Однако значительное большинство родителей приступает к этому архислож­ному и архиответственному делу, не имея о нем сколько-нибудь педаго­гических представлений. Но поскольку родители сами воспитывались в семье, в детском саду, в школе, у них возникают иллюзии осведомленно­сти. Об этом парадоксе К.Д.Ушинский писал: «Искусство воспитания име­ет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понят­ным, а иногда даже делом легким - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком теоретически или практически».

2. Другая причина - жестокие, варварские методы «воспита­ния» в результате которых дети начинают бояться, ненавидеть, прези­рать родителей и любыми путями спасаются от них. Тут уже на смену (если когда-то и существовавшему) общению приходит полное отчуж­дение, вражда. В одной из центральных газет были опубликова­ны вполне современные - при всей их невероятности - результаты анкетирования семи тысяч школьников с третьего по десятый класс в пятнадцати городах страны. Оказалось, что 60 % родителей исполь­зуют физические наказания. В 9 % применяется стояние в углу на коленях, горохе, битых кирпичах, в 5 % - удары по лицу или по голове.

3. Следующая причина парадоксально противоположна только что обозначенной - сотворение в семье кумира обычно в лице единственного ребенка. Задобренного, зацелованного, заласканного. Капризного и плак­сивого. А в результате - эгоцентричного и бессовестно-равнодушного.

Тот или иной отрицательный вариант отношений в семье во­все не является непреодолимой фатальной доминантой. Если роди­тели смогут психологически и педагогически грамотно - сами или с помощью социального педагога (учителя) или психолога-консультанта - ра­зобраться в сложившейся ситуации отношений, то преодоление отри­цательных факторов возможно. И преобразование любой ущербной модели в благополучную тоже.

Сознательное отношение к благонравию в семье требуется и от детей. В воспитание входит постепенное развитие их ответственности за семейный микроклимат. В связи с этим А.С.Макаренко вполне правомерно отрицал жертвенность родителей и «авторитет» своеобразной тиранической любви со стороны родителей, когда те не требуют от детей духовного возмещения за свою родительскую са­моотверженность. Благополучие родителей столь же необходимо для нор­мального воспитания, как и детей. Именно это позволяет сформировать рациональные отношения в семье, положительно влияющие на эффективность семейного воспитания.

Нет универсального ответа на вопрос, как достигнуть семейного счастья. Одни супруги постоянно ссорятся из-за мелочей, а потом быстро мирятся. Другие же разводятся, столкнувшись с первыми трудностями в семейной жизни. Как появляется любовь и как она уходит навсегда? Какая модель отношений идеальна для вашей пары? Чего не хватает вашим отношениям? Что изменить, чтобы семейное счастье не скрылось за горизонтом? Послушаем советы профессионального психолога.

Каждый союз между мужчиной и женщиной индивидуален. Здесь сложно что-либо обобщить и выделить какие-либо закономерности. Однако психологи выделяют несколько основных стилей семейных отношений. Может быть, и вы узнаете свою семью в одной из предложенных моделей брачных союзов. В любом случае знакомство с данной классификацией не будет лишним. Вы поймете, как не следует себя вести, и поймете, кто играет главную скрипку в вашей паре.

Первая модель – классическая.

Во многих семьях наших родителей, бабушек и дедушек принято, что мужчина добивается успеха в карьере, а женщина является хранительницей домашнего очага. Как правило, такие союзы очень крепкие, так как партнеры – это не просто муж и жена, но и игроки, которые играют в одной команде.

Такие союзы возникают между людьми с похожими жизненными целями и интересами. Такие люди стараются все делать вместе. Супруги создают традиции и ритуалы, а главной их мечтой является – жить долго и счастливо. Муж и жена обычно исповедают одинаковые жизненные принципы и стараются все свободное время проводить вместе.

Сильные стороны.

В первую очередь, такие союзы отличаются постоянством и стабильностью. Обязанности распределены, семейная жизнь безмятежна и конфликты являются достаточно редким явлением. Супруги умеют находить компромиссы и стараются избегать противоречий.

Минусы.

С течением времени стабильность может приедаться и начинать казаться рутиной. Необходимо уметь освежать отношения и привносить в семейную жизнь толику непредсказуемости.

Совет психолога.

Не бойтесь делать глупые поступки. Помните барона Мюнхгаузена, который говорил, что все самые страшные ошибки совершаются с умным выражением лица. Оставьте мужу записку с признанием любви, пригласите его на свидание, пришлите красивую открытку по e-mail, пополните список семейных традиций новыми ритуалами. Пусть ваша совместная жизнь играет всеми цветами радуги!

Вторая модель – каждый сам за себя.

Бывают союзы, где оба супруга – самодостаточные и уверенные в себе личности. Оба супруга многого добились в жизни. Такие люди склонны воспринимать мужа или жену как равноправных партнеров.

Если вы и ваш муж стремитесь быть самодостаточными личностями и не зависеть друг от друга, возможно, это тип вашего брачного союза. Такая модель брака подходит для людей, которые даже в браке предпочитают сохранять определенную долю самостоятельности и хотят многого достичь в жизни.

Муж и жена в таких союзах не признают распределения обязанностей по половому признаку. Супруги никогда не откажутся от интересной работы ради семьи, оба с удовольствием готовят семейные ужины и не переживают по этому поводу. Супруги часто расстаются на время и нередко отправляются в путешествия поодиночке. И муж, и жена в таком браке уважают личное пространство друг друга.

Сильные стороны.

Вкушая все прелести семейной жизни, супруги не ущемляют и собственные интересы.

Минусы.

Такие люди весьма эгоистичны и превыше всего ценят независимость. Для того чтобы создать гармоничные семейные отношения, необходимо иногда уметь наступать на горло собственной песне и принимать решения, которые будут удовлетворять обе стороны. Нежелание поступиться собственными интересами часто приводит к краху семейных отношений.

Совет психолога.

Для того чтобы семейная жизнь была счастливой и безмятежной нужно учиться жить интересами друг друга. Если жена любит живопись, муж может составить ей компанию. Жена же может сходить со своим супругом на футбольный матч или поиграть с ним в бильярд.

Можно попробовать составить список дел, которые доставляют удовольствие обоим. Раз люди любят друг друга, значит, у них есть много общего. Нужно создавать семейные ритуалы, которые будут радовать и сближать членов семьи.

Третья модель – нет жизни без тебя.

Такой брачный союз соединяет людей, которые не представляют своей жизни друг без друга. Муж и жена живут интересами друг друга и верят, что будут жить счастливо до конца своих дней. Они создают семейный уют, особо не зацикливаясь на деталях, считая, что с любимым и в шалаше – настоящий рай. Смысл жизни для них заключен в заботе о близких, и, в первую очередь, друг о друге. Супруги оберегают свой мирок от внешних вторжений.

Эта модель семейных отношений подходит тем, кто считает самым главным в жизни - достичь спокойствия, укрывшись от жизненных неурядиц в уютной тиши собственного дома.

Партнеры все делают сообща и никогда не спорят о распределении обязанностей. Все бытовые вопросы решаются легко и без ссор. Главными ценностями в таких семьях являются взаимопонимание и любовь. Благосостояние и карьерный рост в данном случае не являются фетишем для мужчины и женщины, вступивших в брак. Гораздо больше удовольствия доставляет совместное времяпрепровождение, чем достижение каких бы то ни было высот вне семьи.

Сильные стороны.

На супруга можно положиться в любом начинании. От близкого человека всегда можно ожидать поддержки, ободрения, понимания. И муж, и жена в подобных союзах готовы пойти на любые жертвы ради счастья партнера.

Минусы.

Не всегда стоит зацикливаться друг на друге. Вокруг масса интересных вещей, знакомство с которыми может доставить удовольствие как всей паре, так и каждому супругу в отдельности. Чтобы не надоесть друг другу, очень важно иметь собственные интересы и увлечения. Растворяясь в партнере, мы нередко теряем себя как личность. С течением времени, когда пылкие чувства отходят на второй план, накопившиеся проблемы в состоянии разрушить даже самые крепкие отношения.

Совет психолога.

Тем, кто относит свои семейные отношения к данному типу, необходимо помнить о необходимости сохранения собственных интересов и устремлений. Проникаясь интересами друг друга, не забывайте о том, что вы – самодостаточная личность. В такой модели отношений как ни в одной другой важна творческая и карьерная реализация супругов. Если карьера не прельщает вас, можно попробовать посещать тренинги личностного роста или найти себе увлечение по душе. Стоит попробовать добиться чего-либо без помощи супруга, и вы увидите, как это приятно - гордиться своими достижениями. Не стоит ревновать друг друга к увлечениям и интересам. Лучшее средство от скуки и однообразия в семейных отношениях – умение находить себе интересные занятия, наслаждаться которыми можно и в одиночестве. Для ощущения счастья в браке просто необходимо одновременно ощущать и собственную личную свободу.

Четвертая модель – равноправные партнеры.

В таком союзе у партнеров есть собственные интересы, которые они ценят превыше всего. Их интересы практически не пересекаются. Со стороны кажется, что они и живут вместе по необходимости. Каждый сам решает свои проблемы, а обсуждаются лишь те вопросы, от решения которых зависит совместная жизнь.

Супруги четко расписывают обязанности по хозяйству, редко устраивают вечеринки, практически никогда не ездят вместе в отпуск.

Сильные стороны.

Сильными сторонами такого брака являются порядок и отсутствие сильных потрясений. Такие союзы отличаются стабильностью и редко распадаются, не смотря на отсутствие сильных чувств. В таком браке сантименты и чувства с успехом заменяются здоровым прагматизмом. Однако стоит отметить, что бывает и так, что партнеры расстаются как только меняется привычный уклад их жизни.

Совет психолога.

Если и мужа и жену устраивают предсказуемость и стабильность в семейных отношениях, возможно и не стоит что-либо менять. “От добра добра не ищут”. Вот если такие отношения приелись и наскучили, наверняка стоит поискать способы для их улучшения.

Такие семьи очень часто живут душа в душу. Нужно лишь уметь взглянуть на своего супруга по-новому, и вызвать у него неподдельный интерес к своей персоне. Попробуйте устроить второй медовый месяц. Продумайте все до мелочей и обольстите собственного мужа. Постарайтесь начать жизнь с чистого листа, забыв прожитые по негласной договоренности годы. Впустите в вашу жизнь романтику и спонтанность.

Пятая модель – муж и жена – одна сатана.

Данная модель является самым гармоничным типом брачных союзов. Партнеры нацелены на долгосрочные отношения, все проблемы решают вместе. Они создают уютное семейное гнездышко, в котором им обоим удобно существовать и развиваться как личностям.

Супруги имеют общие цели в жизни, одинаковые приоритеты и взгляды на жизнь. Сильные стороны такого брака - свобода от стереотипов и отсутствие предсказуемости.

Партнеры в таких браках распределяют обязанности, но часто заменяют друг друга при их исполнении. Правила и традиции существуют, но часто изменяются и усовершенствуются. На первом плане всегда интересы семьи, а уж потом личные цели. Ради общего дела оба супруга готовы поступиться собственными интересами. Супруги, выбирающие подобную модель отношений, как правило, активные и яркие личности. Они часто устраивают вечеринки и торжества по разным поводам.

Сильные стороны.

Эти отношения можно назвать близкими к идеальным. Крепкие семьи строятся именно на стремлении заботиться друг о друге, открытости внешнему миру, способности поддержать партнера в трудную минуту. В таких семьях царят хорошее настроение и положительные эмоции.

Если вы можете отнести свой брак к данной модели супружеского союза, вам можно только позавидовать. Такие семьи очень редко распадаются и не нуждаются практически ни в каких рекомендациях.

Совет психолога.

Посоветовать здесь можно разве что более внимательно присматриваться к друг другу для того, чтобы отношения не стали поверхностными. Не позволяйте активной общественной жизни и светским вечеринкам вытеснить из вашей жизни самое главное – человека, который рядом с вами.

В заключении хочется сказать. Что идеальной модели отношений не существует, как, впрочем, и идеальных людей. Однако это не значит, что не стоит стремиться к идеалу. Пусть он далек и недостижим, но он помогает нам делать отношения с окружающими нас людьми более гармоничными и счастливыми.

Самое главное – стараться найти такую модель отношений, которая устраивала бы обоих супругов. То, что подходит одним, может быть противопоказано другим. Нет универсальных рецептов семейного счастья. Всегда надо искать компромиссные варианты. Избегайте недоговоренностей, обсуждайте все проблемы, достигайте решений конфликтов, которые устраивают обе стороны. Если люди любят друг друга и хотят быть вместе, им нипочем никакие перипетии семейной жизни.

Гендерные отношения между супругами

Проявляются в:

1. Дифференциации ролей мужчин и женщин в семье

2. Иерархичности статусов (проблемы доминирования и власти)

3. Особенности общения (модели отношений в семье)

4. Личностных особенностях супругов (социально-психологические качества супругов).

Дифференциация ролей в семье

Распределение ролей в семье задает тип семьи:

1. Традиционные семьи

2. Эгалитарные семьи

3. Семьи промежуточного типа

(от себя: все это схлопывание размерности жизни, сведение к деньгам или чему-то еще, упрощает манипулирование, что ли? Не пойму, отчего такая одержимость подобной хренью)

Экономические причины ролевой дифференциации в семье

Теория ресурсов. Ресурс семьи - свободное время. Домашняя работа требует вложения свободного времени, женщины менее востребованы на рынке труда и обладают большим ресурсом свободного времени.

Новая домашняя экономика. Ресурс семьи - деньги. Мужчина больше зарабатывает, поэтому вы-годно, чтобы именно жена работала дома (и наоборот, если наоборот).

Теория относительной производительности. Важны заработок и карьерное продвижение - произво-дительность на рынке труда выше у мужчины.

Социально-психологические причины ролевой дифференциации в семье

1. Теория половых ролей Т.Парсонса

2. Теория социализации (опыт первичной социализации не позволяет мужчинам выполнять до-машнюю работу)

3. Теории легитимизации поведенческих образцов (доминирование мужчин в обществе транс-лируется на уровень семьи)

4. Символическое значение распределения ролей (семья как модель проявления заботы и стату-са)

Иерархичность статусов

В системе супружеских отношений муж и жена могут занимать:

Равноправные статусы

Неравноправные статусы

Если в паре у одного из супругов выражена ориентация на доминирование, а у другого на подчине-ние, - комплементарные отношения.

Если для обоих супругов характерна ориентация на доминирование или же подчинение - некомпле-ментарные отношения, характеризующиеся конфликтностью в семье.

Позиция доминирования предполагает принятие социальной ответственности за тех, кто подчиня-ется:

Обеспечение безопасности

Координация действий

Определение перспектив и развитие участников семейных отношений

Показатели доминирования в семье

1. Распоряжается деньгами семьи

2. Организует свободное время

3. Решает хозяйственные вопросы

4. Определяет воспитание ребенка

5. Имеет решающее слово при обсуждении важных для семьи вопросов

Модели отношений в семье

В системе межличностного взаимодействия супругов гендерные отношения находят отражение в двух моделях:


Партнерская модель

Доминантно-зависимая модель

(от себя: мне кажется, если оба принимают зависимо-доминантную модель, то это такое вот парт-нерство)

Партнерская модель отношений в семье

1. Кооперативное использование власти

2. Взаимозаменяемость ролей в семье

3. Конструктивный способ решения конфликтов

4. Уважение и признание ценностей и личных дел другой стороны

5. Восприятие семьи как безопасного убежища

6. Открытость семейной жизни для социума

7. В воспитании - расширение автономности ребенка, признание его права голоса в решении семейных вопросов

Доминантно-зависимая модель семейных отношений

1. Неравное распределение власти

2. Жесткое распределение ролей в семье

3. Деструктивный способ решения конфликтов

4. Отсутствие уважения к личным делам другой стороны

5. Ощущение незащищенности

6. Закрытость семейной жизни для социума

7. Воспитание детей в условиях гиперконтроля и подчиненности

Социально-психологические качества супругов

Самопринятие, самоуважение, адекватная самооценка

Способность учитывать свой прошлый опыт и соотносить его с планами на будущее

Готовность принять ответственность за себя и за близких

Проявлять участие и оказывать помощь супругу

Гуманистические установки в общении (принятие другого, открытость и уважение другого)

Эгалитарные гендерные установки

РОЛЬ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ. «СКРЫТЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН».

ШКОЛА как институт социализации, важный для развития гендерной идентичности

В России существует единая школьная система с едиными общими требованиями к знаниям и пове-дению мальчиков и девочек

Однако существуют значительные различия в предлагаемых в школьной литературе образцах пове-дения для мальчиков и девочек, а также в конкретном отношении педагогов к представителям двух полов.

Школа диктует мужские и женские статусные позиции, определяет гендерную идентичность, пси-хологические и личностные особенности мальчиков и девочек посредством "скрытого учебного плана".

Скрытый учебный план

1. Организация работы самого учебного заведения, включая особенности руководства, отноше-ния на работе, гендерную стратификацию профессии учителя.

2. Стиль преподавания и воспитания (и отношения к школьникам разного пола)

Школа - как образовательное учреждение отражает, как правило, гендерную стратификацию обще-ства и культуры - неравный статус у женщин и мужчин.

Учителя и обслуживающий персонал - женщины (90%). администрация (директор) - мужчина.

Предметы в школе ассоциированы с мужскими и женскими профессиями (спорт, физика, математи-ка - учителя мужчины, язык - учителя женщины)

Исследования, проведенные в школах разных стран, показали, что мальчикам уделяется больше внимания со стороны педагогов. Учителя в среднем отводят девочкам на 20% времени меньше, чем мальчикам: мальчиков чаще привлекают к демонстрации различных опытов в классе, девочек же обычно сажают писать протокол.

Учителя ожидают от мальчиков большего ожидают и более высоко оценивают их работы.

Различны реакции учителей в ситуациях нарушения дисциплины. Известно, что мальчики создают больше проблем с дисциплиной, чем девочки. Даже в нормальной обстановке учителя чаще делают замечания мальчикам.

Однако замечено, что мелкие нарушения дисциплины, допускаемые девочками, вызывают активное неприятие учителей, в том время как мальчикам такое "сходит с рук".

В одном из американских исследований, 4-5 класс. 90% всех поощрений, предназначенных мальчи-кам - это за успешную интеллектуальную деятельность.

Девочки таких поощрений получили меньше 80%. В то же время негативная обратная связь за не-удачи в интеллектуальной деятельности составила 30% у мальчиков и 75% у девочек.

Учителя по-разному объясняют плохие успехи учащихся разного пола: неуспех девочек - отсутстви-ем способностей, неуспех мальчиков - недостатком трудолюбия, усилий.

В статье Л.Поповой и Н.Орешкиной, проанализировавших в 1995 г. российские учебники для начальной школы, был обнаружено:

в подавляющем числе иллюстраций, рассказов...

В математике мужские образы встречаются в 1,8 раза чаще.

В русском языке 4,2 чаще встречаются женские образы.

Таким образом, уже на начальном этапе исследования в содержании учебников была выявлена ген-дерная асимметрия.

За и против раздельного обучения

За раздельное обучение

1. Позволяет учитывать полнее психологические особенности мальчиков и девочек

2. Снижается роль гендерных стереотипов со стороны учителя к ученикам

3. Снижается страх оценки со стороны противоположного пола

4. Совпадение уровней притязаний и уровней возможностей у учеников

Против раздельного обучения

1. Недостаток общения с противоположным полом

2. Ориентация на гендерные автостереотипы

3. Ограниченность в усвоении совмещении мужских и женских ролей

4. Акцентируется неравенство возможностей в обучении

Рассказать друзьям