Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Чистый воздух. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Занятие по ознакомлению с окружающим подготовительная группа

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МБДОУ "Детский сад №160", г. Курган, Курганская область

Мухина Е.А. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей и подготовительной группе детского сада "Путешествие в прошлое телефона" // Совушка. 2016. №1..2016.n1-a/ZP15120114.html (дата обращения: 05.07.2019).

Цель занятия:
Обогащение представлений детей о мире окружающих предметов.
Задачи:

1. Познакомить детей с историей появления и развития телефона, расширять знания о средствах связи.
2. Закрепить знание номеров телефонов служб экстренной помощи: пожарной, милиции, скорой помощи..
3. Развивать внимание, воображение, память через дидактические игры и упражнения.
4.Обогатить словарный запас детей - сигнальный костёр, сигнальный колокол, дисковый телефон, телефон-автомат, мобильный телефон и др.

Литература:

Дыбина О.В. "Что было до…" (игры-путешествия в прошлое предметов). При разработке презентации использовались материалы с сайта http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2011/11/30/prezentatsiya-muzey-telefona
А также, фотоматериалы Интернет-ресурсов.

Вводная часть:
Слайд №1
Ребята, а вы знаете, кто такие изобретатели? (ответы детей). Правильно, эти люди очень наблюдательны, любознательны и стараются найти ответы на любые вопросы. А я знаю изобретателя, он изобрел очень нужный и важный аппарат. А что это за аппарат, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Слайд №2 Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам -
Скажешь здесь, а слышно там.
(Ответы детей: телефон)
Правильно, это телефон. А как же общались люди, когда не было телефонов? (предположения детей).
Вы хотели бы отправиться в прошлое? Я тоже решила побывать в роли изобретателя. Я придумала "маховик времени". Стоит лишь взмахнуть руками,как тут же мы сможем перенестись в древние времена. Давайте закроем глаза, РАЗ-ДВА-ТРИ - отправляемся в прошлое!

Основная часть:
Слайд №3
- Давным-давно, когда люди жили в пещерах и одевались в шкуры животных, они не умели говорить, но им приходилось общаться друг с другом. Как вы думаете, они общались без помощи телефона? А как они это делали? (Ответы детей: жестами, танцами, мимикой)
- Давайте, и мы попробуем.

Игра "Расскажи без слов".
Ребята, легко ли было так общаться? (ответ детей)
Ерунда какая-то получается. Давайте я вам помогу-буду подсказывать.

Физминутка.
“Веселая минутка”
- Как живёшь?
Вот так (показывают большой палец).
- Как идешь?
Вот так (дети маршируют).
- А бежишь?
Вот так (дети бегут на месте).
- Ночью спишь?
Вот так (руки под щеку).
- Как берешь?
Вот так (руками к себе).
- Как даёшь?
Вот так (руки протянуты вперед).
- Как шалишь?
Вот так (дети корчат рожицы).
- А грозишь?
Вот так (грозят пальчиками).

Воспитатель: Молодцы ребята!

Шло время, люди научились говорить, строили себе жилища, разводили хозяйство и продолжали искать новые способы передачи информации. Если необходимо было сообщить какую-то новость в другую деревню, люди забирались на высокую гору и разводили костер.
Слайд №4 Такой костёр называли "сигнальным".
Слайд №5 Позже использовали звуки барабанов, труб…
Слайд №6 Сигнального колокола. Все узнавали, что произошло какое-то событие, реагировали на это и приходили на общий сбор.Удобны ли были эти способы? Почему? (Ответы детей)
-Затем человек стал сам разносить новости. Выбирали самого быстрого и смелого или выбирали ему самого быстрого и выносливого коня.
Слайд №7 Такого человека называли "гонец". Он получал письмо или информацию, которую надо передать другому и отправлялся в путь.
-Вы помните Елисея из мультфильма?
-А маленького Мука ? Они оба были гонцами.
Слайд №8 Работа гонца была очень сложная. В любую погоду-в дождь и солнце, в зной и холод человек должен был во что бы то ни стало добраться из одного места в другое. Хорошо,если это два дома в одном городе, а если необходимо было передать важное сообщение в другой город или даже страну?!
-Тут на помощь человеку приходили птицы.
Слайд №9 Почтовые голуби .На лапках которых привязывалось письмо. Но вот удобно ли это было-передавать сообщение с гонцом или голубем? Почему? Действительно, человек мог заблудиться по дороге, а птица погибнуть или попасться хищнику.И сообщение так и не будет доставлено.
Слайд №10. Но время шло. И вот был изобретен аппарат для передачи данных на расстоянии. Американский ученый Александр Белл придумал телефон .Он представлял собой две трубки, похожие на воронки, которые соединялись между собой длинным проводом. Трубку по очереди подносили то к губам-говорили, то к уху-слушали ответ. Этот аппарат назвали "ТЕЛЕФОН". Слово "телефон" означает: первая часть "теле" - далеко, вторая часть - "фон" - звук. При помощи этого аппарата звук можно было услышать очень далеко. Но, признаться честно, звук был таким тихим, было много лишних шумов, что собеседника было очень плохо слышно. Изобретение требовало доработки.
Слайд №11 Но начало было положено и телефоны менялись. Люди изобретали всё более и более удобные телефоны. Для дома и работы. Настенные и настольные. Для соединения одного номера с другим даже была придумана особая профессия-"телефонистка".
Слайд №12 А сейчас я и вас попрошу поработать телефонистами. Вам необходимо разобраться в этом клубке проводов и определить с каким кружком-номером соединены все эти телефоны.

Зрительная гимнастика
Слайд №13 Со временем были изобретены телефоны с диском , для набора номера. Палец вставляли в отверстия на диске, помеченные цифрами и крутили диск. Это было не очень удобно: застревал палец, диск вращался медленно. Поэтому диск заменяли кнопками. У многих такие телефоны есть и сейчас, но таким аппаратом можно было пользоваться, находясь в помещении. А что делать, если нужно срочно позвонить, а ты находишься на улице?
Слайд №14 Был придуман уличный "телефон-автомат" . Находился он в специальной кабинке. Помните, как Заяц хотел позвонить, а его чуть не поймал в такой кабинке Волк?
Но и этот телефон был неудобен. С собой его взять нельзя. Почему? …Ученые снова стали думать, как телефон сделать удобным для общения и передачи информации.
Слайд №15 И вот изобрели "мобильный телефон" . Правда сначала он выглядел совсем не так, как у ваших мамы и папы. А некоторым необходима была постоянная подзарядка от батареи. И были они огромного размера. Такой не просто положить в карман!
Слайд №16 А сейчас телефоны выглядят примерно так…Почему люди во всем мире пользуются им? (Ответы детей) Потому что это-удобно. Действительно, мобильный - означает переносной его можно брать с собой и общаться, где бы ты не находился. В некоторые современные аппараты встроены автоответчики, если нас нет дома или мы не смогли ответить, человек, который вам звонил, может оставить сообщение для вас.
У каждого телефона есть свой номер. Это помогает нам позвонить именно тому человеку, которому нужно. А вы знаете номер телефона мамы, папы? (ответы детей: номер). А какие номера должен знать каждый человек в нашей стране? (Ответы детей: телефоны служб: пожарной, полиции, скорой помощи, газовой аварийной службы) . Проверим-помните ли вы их.
Слайд №17
Ну вот, кажется это всё, что я хотела вам рассказать о истории телефона. Нам пора воспользоваться маховиком времени и вернуться в детский сад. Закрываем глаза, произносим-РАЗ-ДВА-ТРИ и делаем взмах руками….Вот мы и вернулись. Никто не остался в прошлом?
Вы сегодня узнали так много. Что вам запомнилось больше всего? А столкнулись ли вы с трудностями на сегодняшнем занятии? Но трудности все преодолели? Я очень рада!

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе

Тема: «Что за чудесница-водица-волшебница»

Программное содержание: 1. Создать целостное представление о воде, как о природном

явлении. Уточнить представления детей о значимости воды

в жизни человека, в природе.

2. Познакомить детей с основными свойствами воды (текуча, без

запаха, без цвета, без вкуса, прозрачна, растворитель) и с процес-

сом очистки воды через бумажный фильтр.

3. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к

природе, к воде.

Интеграция: Коммуникация, Социализация, Познание, Труд, Безопасность, Физическая

культура, Чтение художественной литературы.

Оборудование: Картинки с изображением воды в природе, картинки-схемы свойств воды,

прозрачные стаканы, вода, молоко, чеснок, сахар, бумажные салфетки, глобус…

Ход занятия:

В.: Ребята, вы слышите, кто-то стучится?

(иду, открываю дверь, вношу Капельку)

В.: Ребята, смотрите, что за гость к нам пришёл! Капелька. Давайте с ней поздороваемся и посадим её на самое почётное место.

В.: А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки.

(звучит запись «Звуки воды»)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране…

В.: Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька, Называем их.

Д.: Ручей, река, море, озеро, океан.

В.: Значит, Капелька-это маленькая частичка чего?

В.: А кому же нужна вода? (дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин). Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку

В.: А может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода?

Д.: Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.

В.: Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.

В.: А сейчас ребята, пройдём и присядем за столы (девочки, затем мальчики).

Капелька хотела бы рассказать и даже показать волшебные свойства воды, для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы. Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?

Опыт 1. Текуча (демонстрирует воспитатель)

У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт) . (На доску вывешивается символ ).

(Во время выяснения какого-либо свойства, на доске появляются значки, помогающие детям запомнить свойство, при повторении назвать его).

Когда человек использует это свойство? (Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну…)

Опыт 2. Прозрачна (коллективная работа)

У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом - молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.

В стакане с молоком ложка видна? Нет

А в стакане с водой? Да видна

А почему её видно? Потому что вода прозрачна. (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Рассматривание камешек на дне, рыбок в аквариуме)

Опыт 3. Без запаха (коллективная работа)

Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?

Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (чеснок)

Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет?

Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха. (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Когда отличает одну жидкость от другой)

Опыт 4. Без вкуса (коллективная работа)

Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные).

А лимон, какой на вкус? (Кислый)

Попробуйте воду, она сладкая? кислая? солёная, может горькая? (нет, нет, нет)

Значит, у воды нет вкуса (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Когда готовит пищу)

Опыт 5. Без цвета (демонстрирует воспитатель)

Ребята, я возьму полоски цветного картона и приложу (каждую по очереди) к стакану с водой, а вы сравните цвет полосок и воды в стакане. Какого цвета вода?

Вывод: Вода бесцветная (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Готовим пищу, пьём воду)

Опыт 6. Вода-растворитель (коллективная работа)

Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой.

Видите вы сахар? (Да)

А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?

Сахар растворился?

А что его растворило? Это вода.

Вывод: Вода-растворитель (Символ)

Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т.д.)

Чтобы лучше запомнить основные свойства воды, давайте поиграем в игру « День-ночь». Закрыть глаза и, открыв их по команде, назвать свойство воды, на условное обозначение которого показывает воспитатель.

Ребята, а теперь хором (или кто-то индивидуально назовёт все свойства воды).

Физкультминутка «Беленькое облако»

Беленькое облако (округлённые руки перед собой)

Поднялось над крышей (поднять руки над головой)

Устремилось облако (руки тянем вверх, плавные покачивания руками над

Выше, выше, выше головой из стороны в сторону)

Ветер это облако (описать через стороны круг и опустить их, присесть)

Зацепил за кручу

Превратилось облако

В грозовую тучу.

Ребята, откуда берётся вода в кране. Ведь мы каждый день пользуемся этой водой, а она всё течёт и течёт, не кончается? (по трубам течёт с речки)

Правильно, вода в кране - это вода реки. Человек направил воду по трубам, и она проделала большой путь, пока попала к нам домой. Ребята, а можно пить воду непосредственно из реки? (Ответы детей)

Прежде, чем вода попадёт к нам в кран, она проходит очистку на специальных очистных сооружениях. В быту (у каждого дома) есть кувшины - фильтры и даже целая очистительная станция, только маленькая.

А как нам очистить вот эту воду? Для этого я возьму обыкновенную бумажную салфетку. Для удобства, чтобы не разлить воду, я положу салфетку в воронку и буду тихо лить воду. Смотрите, что с ней происходит. Где остаётся вся грязь? (на салфетке)

Пить нужно только чистую воду.

Обобщение:

Посмотрите, что у меня в руках?

Это глобус (модель Земли)

Какие цвета есть на глобусе?

Какого цвета больше?

Вода, как мы только выяснили, не имеет цвета, а голубым её обозначают потому, что в воде отражается голубое небо, поэтому она и кажется голубой. Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду. И не только в океанах и морях, в реках и озёрах. Вода содержится и в земле. Возьмите любой камень с дороги - и в нём, в его мельчайших трещинах, есть вода.

Много воды и в живых организмах - в каждом растении, в каждом животном, в человеке. Человек на 2 /3 состоит из воды (по пояс). Вода помогает нам переваривать пищу, даёт клеткам питание, очищает организм, унося вредные вещества. В воздухе также находится вода.

Вода используется человеком в повседневной жизни для полива. Много воды требуется для промышленных производств. Ребята, как вы думаете, где живут капли воды в нашей группе?

Давайте совершим путешествие по группе, и каплями будем отмечать места, где расходуется вода.

  1. Дверь (туалет, умывальник)
  2. Раковина, где моют посуду
  3. Уголок природы
  4. Шкаф с кисточками и красками
  5. Шкаф с игрушками
  6. Чайник

(Показ с яблоком: отрезанный кусочек яблока - это пресная вода, остальная часть яблока - солёная). Поэтому водные богатства надо беречь. А как?

Не лить воду зря

Не пускать воду сильной струёй

Плотно закрывать кран с водой

Не засорять ручейки, реки и озёра

Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода - это наше богатство и его нужно беречь.

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без ВОДЫ!!!

Итог занятия: О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?

Тип занятия: по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования.

Вид: познавательное.

Тема: “Знакомство с огнем”.

Возраст: 6-7 лет.

Группа: подготовительная к школе группа.

Место проведения: групповое помещение.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей использования огня, свойствами, его ролью в жизни человека, пользой и опасностью.
  2. Через эксперименты с разными предметами учить детей понимать красоту, пользу огня и его опасность.
  3. Формировать у детей нормы поведения с огнем и знание правил пожарной безопасности в условиях дома и улицы.
  4. Воспитывать понимание того, что без взрослых с огнем действовать нельзя.

Словарная работа: сквозняк, холодно-теплее-горячо.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о пожаре, об электроприборах, чтение стихов и рассказов, заучивание пословиц и поговорок.

Индивидуальная работа: Активизировать детей в речи и действиях.

Оборудование: музыкальный центр, маленький столик, подушечки для детей, маленький стул для воспитателя

Материал:

Демонстрационный: свечи, подсвечник, кувшин с водой, таз с водой, колпачок для тушения огня, спички, аудиозапись звуков явлений природы и животных

Раздаточный: сухие и мокрые тряпочки, сухая и мокрая бумага, сухой и мокрый картон, гвоздики, металлические палочки, цепочки

Посадка детей: Сидят на полу, на подушечках, в центре обруч и маленький столик.

Литература: Программа “Школа 2100”. Журнал “Дошкольная педагогика/ апрель /2010год.

Рассказ Б. Жидкова “Дым”. Пословицы и поговорки о явлениях природы. Рассказы и стихи из серии “Чтобы не было беды”.

Ход занятия

(Дети садятся на пол вокруг “круга безопасности” (обруч). В центре круга, на маленьком столике располагается свеча (на подставке, в подсвечнике). Воспитатель обращает внимание на форму свечи, ее цвет, величину и т.д. Дети сравнивают ее со свечами, которые они уже видели, используя элементы припоминания, сравнивают свечи между собой, выделяя сходства и различия. Воспитатель зажигает свечу, комментируя свои действия, уточняя, можно ли детям самим брать спички).

Воспитатель: Мы зажгли свечку и будем смотреть на огонь. Капли воска стекают медленно и важно. Тонкий лепесток огня дрожит на сквозняке (легком дунавении ветра). Он живой – иначе, зачем ему так трепетать? В нем таится могучая сила. Он помнит о том, о чем уже забыли люди. И потому мы так любим смотреть на него.

Человек всегда думает, даже когда ни о чем не думает. И только тогда он может не думать, когда смотрит на огонь или на воду. В движении воды и в трепете огня течет само Время.

В воде и огне живет великая тайна рождения человечества, которое вышло из моря и уселось греться у костра. За миллионы лет, что прошли с тех пор, изменилось всё: змеи и птицы, звери и рыбы, цветы и деревья, изменился сам человек, изменилась земля и даже звезды! И только огонь и вода остались неизменны.

Давайте возьмемся за руки и полюбуемся огнем. (Звучит тихая музыка. Дети любуются огнем)

А теперь сощурим глаза и посмотрим на огонь. (Дети выполняют. Повторяют несколько раз).

– Какие у вас ощущения, что вы увидели? (Дети обмениваются: кто видит солнечные лучики, кто радугу, кто-то лучики огня. Воспитатель тушит свечу, задув ее.)

Упражнение “Ветерок”:

– Ребята, а как еще можно затушить свечу? (Дети отвечают: закрыть колпачком, залить водой. Воспитатель демонстрирует способы. Затем предлагает детям задуть свечу. Дети по очереди задувают свечу, совершая вдох носом, выдох ртом)

– Почему не все смогли сразу потушить огонь? Дети отвечают)

Правильно, для этого необходим резкий и сильный выдох. Давайте подуем на огонь так, чтобы пламя не гасло, а только колыхалось. (Дети дуют)

Ребята, вы увидели и почувствовали результаты разной силы выдоха. И чтобы потушить огонь, нужен сильный выдох.

Продолжим наше знакомство с огнем.

Пламя нашей свечи помнит о самом первом огне, у которого согрелись первые люди. Может быть, это молния зажгла сухое дерево, а может, сами собой загорелись в лесу прелые листья. Тогда еще люди не умели добывать огонь, и они бережно хранили его в ямах с угольками. Какое горе приносил ливень, отнимающий огонь! Пламя нашей свечи помнит о первом огне, зажженном самим человеком. Тот огонь родился из палочек, трущихся друг о друга, или из искры, высеченной одним камнем из другого. Но все равно это было очень трудно – заставить кусочек дерева подарить огонь.

Потом люди научились заимствовать огонь у Солнца. Пропускали его лучи сквозь стеклянные круглые сосуды, наполненные водой, через отшлифованные прозрачные кристаллы кварца и специальные зажигательные стекла.

А чем зажжена наша свеча? Спичкой. Они появились не так давно, чуть больше 150 лет назад, и были поначалу стеклянными, с головками из белого фарфора. Теперь спички делают из дерева.

Огонь очень давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит в быту людям.

– Кто мне скажет, как используют огонь люди? (Дети отвечают)

Огонь стал таким привычным, обыкновенным. А раньше к нему относились по-другому. Люди видели, каким он бывает разным: то добрым другом и помощником, а то грозной стихией, уничтожающей всё на своем пути. Огонь дарил жизнь, но он же и отнимал ее. Его уважали и боялись, любили и почитали.

Знают взрослые, знают дети
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели, -
Всемогущий горячий огонь.
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издревле до нашего века
Он – помощник и друг человека.

Упражнение “Горячо-холодно”: (Воспитатель опускает (приближает) свою ладошку к горящей свече, комментируя свои впечатления: высоко ладошка от огня – холодно, ниже – теплее, низко – горячо.)

– Кто хочет “потрогать” огонек? (Если не находятся желающие, воспитатель берет ладошку ребенка в свою ладонь и вместе проделывает действия. Дети комментируют выполняемы действия и на собственном опыте убеждаются, что огонь горячий и трогать его нельзя).

– Но давайте посмотрим, что может произойти, если слишком близко подойти к огню.

(Воспитатель показывает детям, что есть невидимое пламя и оно тоже опасно. Подносит бумагу к пламени свечи на расстоянии нескольких сантиметров, не касаясь видимой части пламени. Через несколько секунд лист задымится, появится коричневое пятно, затем пламя)

Нельзя близко подходить к огню, можно обжечься. Нельзя близко подносит к огню предметы, они могут воспламениться и нанести вред человеку или стать причиной пожара.

Физминутка: Дети под музыку имитируют пламя костра.

Сила у огня большая-пребольшая. И если с этой силой обращаться неумело и неосторожно, то огонь может стать страшным и коварным. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Горят дома, больницы, поля, заводы, сады, поезда. Гибнут люди.

Люди силу и мощь ощутили
С той поры, как огонь приручили!
Но бывает огонь и другим -
Но согрет ладошек он ваших,
Превращает все в пепел и дым,
И жесток он, и грозен, и страшен.
Будьте с огнем осторожны, дети,
Твердо запомните правила эти.

Упражнение “Горит – не горит”: (Воспитатель предлагает детям ряд предметов: сухую и мокрую бумагу, сухую и мокрую ткань, тонкий и толстый картон, металлическую палочку, цепочку.)

Посмотрите на эти предметы, потрогайте их.

– Кто назовет, что у него в руке? (Дети называют название предмета и его состояние) -Как вы думаете, предмет который у вас в руке, будет гореть или нет? (ответы детей)

А теперь проверим…

(Воспитатель пытается зажечь все эти предметы над тазом с водой. При этом, все загоревшиеся предметы тушатся в емкости с водой. Воспитатель поясняет, что от плохо затушенных предметов, может разгореться пожар и потушить его способом задувания будет невозможно)

– Какие предметы быстро загораются? (ответы детей)

– Какие не могут гореть совсем? (ответы детей)

– Что надо делать, если предмет горит, чем тушить, если горят большие предметы? (ответы детей)

– А теперь, кто сможет мне назвать пословицу или поговорку об огне?

Царь – огонь, царица – вода.
От искры пожар рождается.
С огнем не шути, с водой не дружи, ветру не верь.
С огнем, да водой не поспоришь.
Не имей привычки носить в кармане спички.
Человеку друг огонь, только ты его не тронь.
Пожар слезами не зальешь.
Маленькая спичка сжигает большой лес.
Умному, огонь – тепло, глупому – ожог.
Не трогай огня – не обожжешь руку.
Кто с огнем играет, тот в огне сгорает.
“От маленькой искорки – большое горе”,
“Коробка спичек хоть и мала, много может причинить зла”.

Воспитатель: Молодцы. Много поговорок и пословиц об огне знаете.

– А кто ответит, почему возникает пожар? (Ответы детей: это могут быть спички, электроприборы, электрические розетки, печь, бенгальские огни, свечи, папиросы, газ)

Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть пожарным позвонить
О пожаре сообщить.

– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? (Ответ: набрать номер 01, У нас в доме пожар. Адрес: Юности, дом.21, квартира 6) .

– Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия? (ответ: попытаться потушить пожар набросив одеяло, ковер, пальто или любое тяжелое покрывало, чтобы прекратить доступ воздуха, взять любой сосуд: ведро, кастрюлю, ковшик, бутылку, наполнить его водой и залить огонь, позвонить 01, позвать на помощь взрослых, если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение)

Не важно, чем тушить огонь – сухим песком или мокрой водой. Главное перекрыть доступ кислорода.

– Ребята, а если много дыма, как можно выйти из помещения? (Нужно дышать через мокрую ткань внизу пола и выйти из помещения).

Кто с огнем не осторожен,
У того пожар возможен.
Дети, помните о том,
Что нельзя шутить с огнем.

Еще раз послушайте правила, которые нужно не только знать, но и выполнять:

  • не играй со спичками
  • выключай электроприборы
  • не зажигай газ

Итог занятия: Подведем итог нашему занятию. О чем мы сегодня с вами говорили? Чем полезен огонь для человека и в быту? Чем опасен огонь? Куда звонить, если пожар? Какие правила нужно знать и выполнять?

Ольга Витальевна Дыбина

Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Введение

Данное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр.

Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой.

Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009).

Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя:

– ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.);

– перегружать детей большим количеством вопросов;

– сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий.

Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным.

В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами:

– включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей);

– увеличение количества путешествий;

– изменение числа команд и участников в каждой команде;

– включение заданий на рисование предметов и т. д.

Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира.

Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).

В пособии представлен дополнительный материал: варианты игр-занятий, игр, упражнений, предназначенных для использования в работе с детьми вне занятий, на прогулке.

На ознакомление детей подготовительной к школе группы с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) отводится 2 занятия в месяц.

В разработке и апробации занятий по ознакомлению с трудом взрослых участвовал педагогический коллектив детского сада №179 «Подснежник» АНО ДО «Планета детства „Лада“» города Тольятти, заведующая – Паленова Надежда Петровна, методист – Кузнецова Наталья Григорьевна.

В пособии предлагается примерное распределение материала на учебный год. Педагог может распределять материал по-своему, в соответствии с праздниками месяца (октябрь – День учителя; февраль – День защитника Отечества, апрель – День Космонавтики и т. д.) или в зависимости от доступности материала.

Распределение материала на учебный год

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Продолжение таблицы.

Примерные конспекты занятий

Сентябрь

1. Предметы-помощники

Программное содержание. Формировать представления детей о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять, что эти предметы могут улучшать качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять изделия.

Материал. Картинки с изображением различных предметов, в том числе предметов, облегчающих труд человека на производстве (например, станок, компьютер, робот, швейная машина и др.); фишки, алгоритм описания предмета, посылка, письмо от Незнайки.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям о полученной посылке от Незнайки. В посылке находятся предметные картинка и письмо с заданиями: Незнайка просит ребят выполнить все задания и сообщить ему в письме об их выполнении.

Задание 1. Воспитатель раскладывает все предметные картинки на столе и предлагает детям выбрать картинки с изображением предметов, помогающих людям на производстве. Дети по очереди берут по одной картинке, называют предмет и рассказывают, для чего он служит человеку. Ребенок, правильно назвавший предмет и рассказавший, как он используется, получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

Задание 2. Воспитатель раскладывает на столе отобранные ребятами картинки с изображением предметов, облегчающих труд на производстве. Педагог описывает один из предметов по алгоритму. Ребенок, первым отгадавший и назвавший предмет, получает фишку. Ведущим может быть и ребенок.

Задание 3. Дети делятся на две команды. На столе лежат предметные картинки. По сигналу воспитателя одна команда отбирает картинки с изображением предметов, улучшающих качество и скорость изготовления изделий на производстве, другая команда – картинки с изображением предметов, выполняющих сложные действия и изменяющих изделие. Выигрывает команда, которая быстро и правильно набрала картинки и объяснила свой выбор.

Задание 4. Воспитатель по одной показывает детям картинки с изображением робота, компьютера, калькулятора, пишущей машинки, станка. Дети называют каждый предмет, рассказывают о нем, по необходимости опираясь на алгоритм описания, отмечая, что все эти предметы относятся к рукотворному миру. Вместе с воспитателем уточняют, что эти предметы облегчают труд на производстве, улучшают качество изделий, ускоряют трудовой процесс, слаженно действуют и могут изменить другой предмет.

2. Дружная семья

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о семье (люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге). Расширять представления о родовых корнях семьи; активизировать познавательный интерес к семье, к близким; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Материал. Кукла Незнайка; выставка «Моя семья» – фотографии членов семей воспитанников, их любимые предметы; материал для поделок (цветная бумага, ножницы, клей, природный материал и т. д.).

Предварительная работа. Создание выставки «Моя семья». Беседы: «Профессии моих родителей», «Как мы отдыхаем», «Мне хорошо, когда…», «Наши домашние любимцы» и др. Заучивание пословиц о семье. Рисование на тему «Моя семья». Рассматривание репродукций картин художников на тему семьи; семейных альбомов.

Ход занятия

Воспитатель произносит пословицу и предлагает детям угадать, о чем в ней говорится: «Вместе тесно, а врозь скучно».

Дети. Эта пословица о семье.

Воспитатель. Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о семье. А что такое семья? (Ответы детей.) Я пригласила к нам в гости Незнайку. (Показывает куклу.) Он очень хочет посмотреть нашу выставку «Моя семья». Расскажите ему о своих семьях.

Дети (по желанию) подходят к фотографиям членов своей семьи, рассказывают, кто на них изображен, в каком месте фотографировалась семья и т. д.

Незнайка. Ребята, я заметил, что вы все, когда рассказывали о своих семях, улыбались. Почему? (Любим всех в своей семье. Приятно вспоминать тот день, когда все вместе фотографировались, и т. д.)

Воспитатель. А вы всех любите одинаково или есть в семье кто-то, кого вы любите больше других? Кто хочет рассказать нам об этом человеке? Какой он? (Рассказы детей – по желанию.) А теперь покажите и расскажите Незнайке о любимых предметах членов своей семьи, которые вы принесли. (Рассказы детей.) В семье родители и дети чем-то радуют друг друга. Как вы думаете, чем дети радуют родителей? (Тем, что они растут, учатся чему-то новому, стремятся помогать взрослым и т. д.) А чем родители радуют детей? (Тем, что заботятся о них, любят, защищают и т. д.) А теперь разложите фотографии членов семьи от самого младшего до самого старшего.

Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группах по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Путешествие в лес"

Интегрированное занятие включает в себя разделы:

  • познавательная деятельность (экология; ознакомление с окружающим) ;
  • речевое развитие
  • художественно-эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие) .

Задачи:

  1. Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.
  2. Закрепить обобщающее понятие "деревья".
  3. Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе;
  5. Обогащать словарный запас детей;
  6. Развивать воображение, мышление;
  7. Учить слушать музыку; выполнять под музыку движения;
  8. Закреплять умение рисовать акварельными красками, правильно держать в руке кисть, учить рисовать осенний лес.

Ход занятия

I. Предварительная работа. Беседа с детьми.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.

А какие деревья вы знаете?

Где растёт много деревьев?

Что происходит с деревьями осенью, зимой?

Поставить детям музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года» (вопросы по музыкальному произведению: ребята, вам понравилась музыка? Как вы думаете, как называется это произведение? Какая была музыка: весёлая, грустная, тревожная, громкая, тихая, медленная, быстрая? И тд.)

II. Знакомство с темой.

Музыкальная разминка Е.Железнова «Автобус» . Дети сидят на стульях и под музыку выполняют движения, имитирующие поездку в автобусе.

Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображен лес.

Вопрос: Ребята, посмотрите внимательно, куда мы с вами приехали? Ответы детей. Правильно, в лес. А что вы знаете про лес? Что такое лес? Посмотрите и послушайте.

Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.

Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.

Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.

Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад. А какие деревья зимой, посмотрите внимательно. Иллюстрации зимнего леса.

Деревья бывают лиственными.

Почему их так называют?

Назовите лиственные деревья.

Бывают и хвойные деревья.

Почему их так называют?

Назовите хвойные деревья (.Воспитатель показывает иллюстрации)

Посмотрите на деревья.

Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?.

Для чего дереву нужны корни? (Воспитатель показывает иллюстрации)

Для чего нужна кора на стволе? Воспитатель показывает иллюстрации)

Воспитатель: Ребята, скажите, а что нельзя делать в лесу? Ответы детей. А можно в лесу играть в мяч? Можно. Давайте поиграем.

III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист? ” (игра на развитие речи)

Лист берёзы – берёзовый лист.

Лист дуба – дубовый лист.

Лист липы – липовый лист.

Лист осины – осиновый лист.

Лист клёна – кленовый лист.

Лист тополя – тополиный лист.

Лист рябины – рябиновый лист.

Хвоя ели – еловая хвоя.

Хвоя сосны – сосновая хвоя.

Молодцы, все хорошо справились с заданием. А у меня есть для вас еще одно задание. Проверим запомнили ли вы какие бывают деревья. Слушайте внимательно загадки.

IV. Загадки

  1. Весной роняет слёзы белая (берёза) .
  2. Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа) .
  3. Если дует ветерок, задрожит её листок (осина) .
  4. В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёное и колкое оно зовётся (елкой) .
  5. Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красные ягоды клюют (рябина) .
  6. Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель) .
  7. Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево) .

Ребята, как хорошо вы умеете разгадывать загадки. Молодцы.

Сюрпризный момент.

Посмотрите, что я нашла под елью в нашем волшебном лесу. Показывает коробку перевязанную лентой. А что же там? Показывает коробку с игрой. Давайте поиграем?

V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”

Клён, рябина, ель, тюльпан.

Берёза, дуб, шиповник, тополь.

Ель, смородина, рябина, дуб.

Осина, липа, ель, клубника.

Малина, клён, сосна, тополь.

VI. Заключение. Муз. разминка Е.Железнова «Автобус» . Возвращаемся домой из леса.

Ребята, вот мы с вами и вернулись обратно в детский сад. Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были, о чём говорили, что видели? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Когда деревья скидывают листья и зачем? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?

На столах детей лежат листы бумаги, баночки с водой, акварельные краски, кисти, салфетки. Ребята, мы побывали с вами в осеннем лесу, вы сейчас превратитесь в художников и нарисуете свой осенний лес. Дети рисуют. Воспитатель помогает. Выставка детских работ.

Рассказать друзьям