Тематическая неделя «Светлая Пасха». Планирование на неделю "Пасхальная неделька" (старшая и подготовительная группа) Календарный план пасха в старшей группе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Праздник Пасхи длится целую неделю и педагог, работая по программе под редакцией Н.Е. Веракса «От рождения до школы» планирует разнообразные виды деятельности, в ходе которых дошкольники познакомятся с историей праздника, народными традициями, способами украшения яиц, пасхальными играми и т.д. Итогом недели становится музыкально-литературный праздник «Светлая Пасха». Описание бесед, праздничных подвижных игр, стихи к празднику вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Светлая Пасха».

Социально-коммуникативное развитие

Дошкольники учатся говорить друг другу комплименты, контролировать свои эмоции, правильно вести себя в опасных ситуациях. Тематическая неделя «Светлая Пасха» способствует Социально-коммуникативному развитию, так как планируются беседы о празднике Пасха, о храбрости и смелости, а так же высадка деревьев на территории сада и заполнение календаря добрых дел.

Познавательное развитие

В области познавательного развития запланированы следующие мероприятия: беседа «Чем нюхает червяк», экспериментальная деятельность «Есть ли у растений органы дыхания?», измерение температуры жидкостей, рассматривание и сравнение корней деревьев и многое другое. Тематическая неделя «Светлая Пасха» позволит расширить знания детей о природе весной, поведении птиц и насекомых.

Речевое развитие

В играх «Цепочка слов», «Измени по образцу» происходит речевое развитие детей. Дошкольники продолжают работать со словарём, выясняют значение слова «писанка», разучивают стихи к празднику. Дети повторяют массажные упражнения ладоней с предметами, составляют рассказы «Как мы дома празднуем Пасху».

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития педагог планирует окрашивание и украшение яиц разными способами, аппликацию с использованием яичной скорлупы, повторение хороводных игр и конструирование пасхального зайчика из бумаги.

Физическое развитие

Продолжается работа по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей. Дошкольники вспоминают, в каких какие витамины, размышляют о богатырской силе и знакомятся с народными пасхальными играми, что способствует физическому развитию будущих первоклассников.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Игра «Комплимент». Цель: способствовать налаживанию положительного климата в группе. Беседа с детьми о празднике Пасха. Цель: расширять знания о народных праздниках и традициях. Д.и. «Составь слово». Цель: упражнять в составлении сложных слов. Аппликация «Пасхальный кулич». Цель: совершенствовать навыки работы с ножницами, развивать чувство композиции. Пасхальная игра «За двумя зайцами». Цель: познакомить с игрой.
Про-
гулка
С.р. игра «Готовимся к празднику». Цель: учить объединять в игре несколько сюжетов, распределять роли самостоятельно. Наблюдение за рябиной. Цель: закреплять знания о рябине, развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи. Игра «Опиши, я отгадаю» (составление загадок о яйцах). Цель: закрепить в речи названия декоративных узоров, активизировать речь. Игра по ТРИЗ «Что было бы, если…». Цель: способствовать развитию аналитического мышления, развивать умение просчитывать варианты событий. П.и. «Мяч водящему». Цель: совершенствовать слуховое внимание и реакцию на сигнал. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: закрепить правила игры. Пасхальные подвижные игры «Катание яиц друг другу», «Эстафета с яйцами». Цель: совершенствовать физические навыки.
ОД
2 п.д. Эвристическая беседа «Умение владеть собой». Цель: способствовать развитию самоконтроля. Рассматривание веточек вербы в увеличительное стекло. Цель: расширять знания о природе, о строении почки. Чтение стихотворения А. Плещеева «Христос Воскрес». Цель: познакомить с произведением. Оформление Пасхального дерева. Цель: привлечь детей к оформлению группы, развивать дизайнерские способности. Беседа «От куда взялись богатыри». Цель: продолжить формирование представлений о здоровом образе жизни.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Проблемная ситуация «Ты встретил незнакомца». Цель: формировать основы безопасного поведения. Игры с палочками Кюизенера. Цель: расширять математические представления. Д.и. «Измени по образцу». Цель: совершенствовать умение детей изменять слова (по теме недели). Слушание звона колоколов. Цель: развивать музыкальный слух, рассмотреть различные колокола, выяснить зависимость звука от размера колокола. Беседа «Чем полезны яйца». Цель: рассказать о витаминах и полезных веществах в яйцах, расширить знания детей о блюдах из яиц.
Про-
гулка
Посадка деревьев. Цель: вызвать желание сажать и растить деревья. Рассматривание саженцев деревьев. Цель: выяснить особенности корневой системы у разных деревьев. Д.и. «Цепочка слов». Цель: совершенствовать умение выделять первый и последний звук в слове. Самостоятельные театрализованные игры. Цель: создать условия для проявления творчества, инициативы. П.и. «Сильный удар». Цель: упражнять в приземлении на носки полусогнутые ноги. П.и. «Ловишка с лентами». Цель: усложнить игру введением второго ловишки. Эстафеты по выбору детей.
ОД

Людмила Абраменко
Комплексно тематическое планирование в средней группе с 25–29 апреля по теме «Пасха»

Цели :. Формирование элементарных представлений у дошкольников о православном народном празднике Светлой Пасхи .

Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие с родителями

Социально-коммуникативное развитие Беседа «Что такое Пасха

С/р игра «Дом» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи )

Игры-забавы «Катание яиц» , «Пасхальное гнёздышко »

Игра – драматизация «Курочка ряба» , «Колобок»

С\р игра «Дочки-матери» - готовимся к приходу гостей

Хороводная игра «Ты по кругу пройди, себе друга найди»

Инсценировка «Печём куличи» .

Разговор – обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок. Оформить выставку сувенирных пасхальных яиц

пасхальную тему

Дидактическая игры «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты )

Оформить выставку сувенирных пасхальных яиц

Подобрать открытки, иллюстрации, репродукции на пасхальную тему

Внести шаблоны яиц для украшения

Диадемы для драматизации сказки «Колобок»

Настольный театр по сказке «Курочка ряба»

Дидактическая игры «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты ,

«Подбери по цвету» ,

«Большой - маленький» ,

«Найди отличия”

Консультация»

Как празднуют Пасху в разных уголках мира»

Консультация «Оригинальные способы окраски пасхальных яиц »

Познавательное развитие Рассматривание веточек вербы.

Рассматривание вариантов украшения яиц к празднику (драпанка, крашенка, писанка) .

Беседа : Пасхальные традиции . Почему на пасху красят и освящают яйца?»

Рассматривание о обсуждение картин о семейных пасхальных традициях : катание яиц, дети «чокаются» яйцами,

эксперименты с яйцом (свойства сырого и вареного яйца)

Просмотр презентации «Пасхальная неделя » , «Пасха »

Беседы на тему «Почему мы красим яйца?» «Что такое Пасха «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи

Речевое развитие Чтение и обсуждение рассказа «Самый лучший подарок» М. Терентьевой

Беседа «Как мы празднуем Пасху дома »

Заучивание стихотворения Е Шаломоновой «Распушила ветки верба» Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке

Л. Зилов ;

Чтение р. н. с. «Золотое веретено» , «Петушок и бобовое зернышко»

Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху

Художественно-эстетическое развитие Чтение «Легенда о Христовом жаворонке»

Лепка пасхальных яичек .

Инсценировка сказки «Курочка ряба»

Чтение А. Блок «Вербочки» , А. Плещеев «Христос воскрес!»

Создание коллажа «Пасхальные яйца »

Слушание музыкальных фрагментов : -Фонограмма «Колокольного звона»

«Ах ты, берёза» (русская народная мелодия)

Разукрашивание пасхальных рисунков

Нетрадиционный способ рисования пальчиками «Украсим пасхальное яйцо »

Рассматривание пасхальных открыток , картинок

Физическое развитие П/и : «Найди пару» , «Бездомный заяц» , «Зайцы и волк» .

Комплекс гимнастики №14

Прыжки с продвижением вперёд.

П\и «Солнечные зайчики» «Карусель» , «Золотые ворота»

Игра малой подвижности «Вышла курочка гулять…» .

Утренняя гимнастика «Солнышко» ,

Итоговое мероприятие : Оформление выставки «Открытка на пасху » . развлечение “Пасха Красная”

Публикации по теме:

Комплексно-тематическое планирование психолого-педагогической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Моя малая родина».

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Рада приветствовать ВАС на моей страничке. Предлагаю вашему вниманию планирование одного тематического.

Познание Формировать представление детей о празднике Новый год, познакомить с традициями празднования Нового года, обычаями встречи новогоднего.

(средняя группа, март, 1-я неделя) Цель: формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье (маме, бабушке) и.

Развернутое комплексно-тематическое планирование

В апреле вся страна отмечает праздник светлой пасхи. Дети с большим удовольствием участвуют в развлечениях, украшают яйца и узнают об истории праздника. Для формирования праздничной культуры и расширения представлений о традициях России, педагог планирует в течение недели рассказы о празднике, разучивание стихов, инсценировку пасхальной сказки. Дети участвуют в украшении группы и рисуют церковь. Подробное описание текстов для заучивания, сценарий праздника, пасхальные игры, дидактические упражнения по теме вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Пасхальные чудеса».

Социально-коммуникативное развитие

Неделя начинается с рассказа о том, как дети провели выходные. Педагог вносит для рассматривания альбом «Пасхальные яйца», вспоминает о , создаёт ситуацию для формирования этикета телефонного разговора, что способствует социально-коммуникативному развитию.

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития воспитатель предлагает детям игры на закрепление , признаках весны и . Взрослый рассказывает детям о муравейнике и знакомит с народными приметами.

Речевое развитие

Речевое развитие происходит через обучение детей пересказу, игры «Напишем письмо», «Ассоциации», «Отгадай-ка». Старшие дошкольники вспоминают произведения о курице и описывают её образ в литературе.

Художественно-эстетическое развитие

Педагог вносит в группу морфологическую доску и показывает возможности её использования. Дети готовятся к инсценировке сказки «Пасхальное яичко», изготавливают пасхальные открытки и узнают о способах рисования отражения в воде, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Физическое развитие

Старшие дошкольники играют в народные игры «Катай каравай», «Катание яиц». «Перетягивание каната». Взрослый показывает детям массажные упражнения, развивает физические качества в подвижных играх, решая задачи физического развития.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ «Как я провёл выходные». Цель: узнать о том, как отдыхали дети, учить выступать перед коллективом детей. Рассказ воспитателя об истории празднования Пасхи на Руси. Цель: формировать праздничную культуру у детей. Игра «Напишем кукле письмо». Цель: научить определять количество слов в предложении, опираясь на вспомогательные средства. Внесение морфологической таблицы. Цель: объяснить детям возможность использования доски. Физминутка «В гости к Федосье». Цель: развлечь детей, вспомнить слова.
Про-
гулка
Рассматривание альбома «Пасхальные яйца». Цель: расширить представления о способах украшения яиц. Наблюдение за облаками. Цель: продолжить учить детей делать выводы. Игры с кольцами Луллия. Цель: продолжить формировать умение определять место звука в слове. Рассматривание картины «Церковь» С.В. Герасимов. Цель: рассмотреть особенности церкви, подготовиться к рисованию. Народная игра «Катай каравай». Цель: формировать координацию движений. Командная игра «Смени флажок». Цель: формировать умение играть в командах.
ОД
2 п.д. Чтение Т.А. Шорыгина «Трудолюбивый хомяк». Цель: воспитывать уважение к труду, расширять представления о трудолюбии. Рассказ воспитателя о муравейнике. Цель: расширять представления о жизни и труде насекомых. Чтение «Пасхальная сказка» О. Максимова. Цель: формировать умение пересказывать небольшие отрывки из произведения. Развивающее конструирование «Разные постройки». Цель: научить детей варьировать в воображении образы предметов. Массажное упражнение «Весенний дождь». Цель: способствовать укреплению защитных сил организма.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ из опыта «Что я видел по дороге в детский сад». Цель: вспомнить правила дорожного движения. Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: формировать умение передвигаться в заданном направлении и считать шаги. Упражнения с массажными мячиками. Цель: развивать моторику и речь. Игра — посиделки «Ладушки в гостях у бабушки». Цель: формировать у детей понятие о русском фольклоре: песнях, играх, потешках, воспитывать любовь к устному народному творчеству. Беседа «Как можно играть с мячом». Цель: обогащать знания детей о подвижных играх.
Про-
гулка
Подготовка грядок к посеву семян. Цель: формировать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. Наблюдение за трясогузкой. Цель: знакомить с трясогузкой, внешним видом, средой её обитания. Упражнение «Отгадай — ка». Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нём существенные признаки; по описанию узнавать предмет. Упражнение на морфологической доске «Посмотри вокруг». Цель: продолжить знакомство с работой на доске. П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8

муниципального образования "Город Донецк"

«Светлая Пасха»

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «3 «Лесная полянка»

ВОСПИТАТЕЛИ: СТЕПАНЕНКО Д.В
МАСТЕРОВИЧ О.А

Донецк 2017 год

Проект: краткосрочный, познавательно – творческий.

Время реализации проекта: 25.04.2016г. – 29.04.2016г.

Направление проекта: русские народные праздники.

Участники: дети подготовительной группы, родители,воспитатели

Актуальность проекта:

Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом.

Детям дошкольного возраста недоступны многие обряды, окончательный их смысл они не понимают и воспринимают только внешнюю сторону вопроса, а глубинная сущность и тот смысл, который придавался нашими предками, для них остаются закрытыми, и они часто истолковывают их по – своему.

Цель проекта: Знакомство детей с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.

Задачи:

    Познакомить детей с православным праздником «Светлое Воскресение Христово» с его историей.

    Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.

    Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасха.

    Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

    Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.

Проблемные вопросы:

1. Как появился праздник Пасхи?

2. Как возник обычай красить и дарить яйца?

Ожидаемые результаты:
- Формирование представления с существующими традициями и обычаями русского народа праздника «Пасха».
-Развитие у детей инициативы, активности, самостоятельности.
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей.
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами.
-самореализация.

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный

    Выявление проблемы.

    Определение целей и задач проекта.

    Организация работы над проектом:

    • Подбор детской художественной литературы для чтения.

      Подбор презентаций для просмотра.

      Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

      Разучивание с детьми пасхальных игр, стихов.

      Подбор материала для детского творчества.

2 этап. Основной.

1. Беседа на тему «Что такое Пасха?», «Праздник Пасха», «Почему мы красим яйца?», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»

2.Чтение пасхальной сказки «Красная шапочка» в обработке, чтение стихотворения А. Плещеева «Христос Воскрес».

3. Пасхальные игры «Катание яиц», «За двумя зайцами», Игра «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?», хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», «Эстафета с яйцами», сюжетно-ролевая игра «Праздник».

4. Просмотр презентации «Пасха Христова!»

5. Просмотр мультфильма «Обетование Пасхи»

6. Продуктивный вид деятельности (разукрашивание пасхальных яиц).

3 этап. Заключительный.

    Знание песен, стихов, игр к празднику

    Выставка «Пасхальное яйцо»

    Участие во всероссийском конкурсе поделок «Пасха красная».

Работа с родителями.

    Консультация для родителей «Православный праздник Пасха»

    Информационный материал «Окраска пасхальных яиц»

Итоговое мероприятие: ВЫСТАВКА «Светлая Пасха»

Беседа на тему «Что такое пасха?»

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

1 мая мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына- Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха.

Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов), Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа), Великая Суббота (день печали), и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью.

Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи.

Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы.

Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.

Беседа «Почему мы красим яйца?»

«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.

    Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей).

    Призадумалось яйцо:

    Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? -

    А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?

    Красный цвет – это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьѐй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям.

Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.

Игры:

Игра «Найди яйцо»: воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.

Игра «Катание яиц»: воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.

Пасхальная игра «Катание яиц» всегда была любимой игрой в Светлый праздник Пасхи на Руси. Специально для этой игры взрослые мастерили Пасхальную горку с бортиками, по которой скатывали Пасхальные яйца.

Горку или «желобок» можно соорудить из дерева или картона, а чтобы она была наклонной – с одной стороны горки сделать подставку. Горку устанавливают на ровной, желательно гладкой, поверхности.

Каждому игроку выдается крашеное Пасхальное яйцо, с которым он будет принимать участие в игре. Участники игры по одному подходили к горке и скатывали каждый свой Пасхальное яйцо. Выигрывает тот, чье Пасхальное яйцо укатилось дальше.

Игра «За двумя зайцами»: воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.

Хороводная игра «Солнышко-ведрышко».

Выбирается водящий – солнце.

Остальные дети стоят в хороводе.

Они поют:

Гори, солнце, ярче.

Лето будет жарче.

А зима теплее,

А весна милее.

На первые две строчки дети идут хороводом, на последние две строчки – поворачиваются лицом друг к другу и делают поклон. Затем все близко подходят к «солнцу». «Солнце» говорит: «Горячо, горячо! », и догоняет детей. До кого «солнце» дотронулось – выбывает из игры.

Консультация для родителей:

«Пасха - главный православный праздник года»

Праздник Светлого Христова Воскресения - Пасха -самый большой православный праздник Слово «Пасха» пришло к нам с греческого языка и означает «прихождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства дьяволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово- это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Начинают праздник Пасхи со слов: «Христос воскрес» и отвечают: «Воистину воскрес».

На Пасху муж с женой при всех не христосуются - это к разлуке. Родители и дети могут трижды поцеловаться.

Если при первом ударе колокола на церкви перекреститься и сказать: «Христос воскрес, а рабу (имя) здоровье», - выздоравливает даже тяжело больной человек. Девушки на выданье и вдовицы говорили: «Христос воскрес, а ко мне женихи. Аминь».

Убранству стола и кушаньям именно в праздник Пасхи уделяется особое внимание. Как будто сама весна, радостная, со звоном колоколов и щебетаньем птиц, накрывает праздничные столы. Богатый пасхальный стол является символом небесной радости.

С давних времен хранится обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе! » начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресшение Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Пасхальный кулич- это церковно-обрядовая пища. По благословению и освящению христианских пасок и куличей, верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая гавение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

Праздник Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева - икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

В пасхальной корзинке обязательно должны присутствовать символы Пасхи: кулич, который символизирует Христа, и крашенки - символ воскресения.

Освятить можно продукты, которые будут на праздничном столе. Обратите внимание! Православная церковь не приветствует освящения спиртных напитков. Даже церковное вино - кагор - лучше оставить дома.

Конечно, если вы не будете строго соблюдать все правила, то это не является смертельным грехом, но постарайтесь все их придерживаться. Ведь священнослужители прекрасно понимают, что прихожане далеко не все люди, разбирающиеся в тонкостях веры, зачастую, в церкви появляющиеся только раз, на Пасху. Но корзиночки свои приносят искренне, поэтому никаких особых запретов церковь не ставит, чтобы каждый почувствовал себя ближе к Христу, чтобы в его сердце зародилась вера.

А. Плещеева

"Христос воскрес!"

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит.

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Вот просыпается земля,

И одеваются поля...

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

ПАСХАЛЬНАЯ СКАЗКА

«Красная Шапочка»

Участники постановки:

Ведущая

Красная Шапочка

Волк

2 Птенца

Заяц

Белочка

Лиса

Медведь

Мышь

Бабушка

Ведущая.

В день радостный Пасхи Христовой

Для взрослых всех и ребят

Про Красную Шапочку снова

Расскажем на новый лад.

Красная Шапочка.

Что за денек сегодня! Благодать!

И ни единой тучки не видать.

На сердце радость. Солнышко играет,

И даже ветерок мне помогает

Быстрей шагать, чтоб с бабушкой моей

Нам разговляться поскорей.

В корзинке вот - яиц пасхальных шесть,

Кулич и сыр, конечно, тоже есть.

Серый Волк.

А вот и я! Как голоден и зол!

И маковой росинки не нашел!

Уж с вечера живот мне подвело,

Поднялся я- еще не рассвело,

И не пойму, чему природа рада?

Скорее брюхо бы набить - вот что мне надо!

А вот и Шапка Красная идет.

Ну что же, и она не пропадет.

Девчонкой я на месте закушу,

А шапку её - после поношу.

Да там еще корзинка! Что же в ней?

Желательно, чтоб было повкусней...

Ведущая.

Крадется Волк стыдливо меж кустов,

Ведь совесть может мучить и волков.

Она тихонько шепчет: «Ай-ай-ай, ты попроси, но все не отбирай!»

Решился Волк смиренно попросить.

Волк.

Ты не могла меня бы угостить?

Я голоден, ну просто дикий зверь!

Я зла тебе не сделаю, поверь!

Красная Шапочка (делится с Волком).

Конечно, милый! Ведь всегда – давать

Полезней для души, чем принимать.

Волк.

Благодарю. Ой, вкусно очень,

Не ожидал я, между прочим,

Что попросить совсем не сложно,

Вместе в путь с тобою можно?

Красная Шапочка.

Да, смотри, смотри, смотри скорей сюда!

Птенцы? Вы выпали из гнезда?

Птенчики.

Чив-чив, чив-чив!

Красная Шапочка.

Хотите кушать, клювики открыты?

Поклюйте крошки кулича.

(Подаёт на ладошке)

Ну вот, и сыты.

Птенчики.

Возьмите в добрый путь и нас,

Прославить Светлой Пасхи час!

Волк.

Я вас немножко понесу,

Хоть и боятся все меня в лесу.

Но в день такой обидеть - страшный грех.

И пусть сегодня буду другом я для всех.

Ведущая.

А вот зайчонок маленький,

Он, маму потерял,

И долго ничего не ел, в лесу петлял.

Красная Шапочка.

Зайчонок, милый, ты куда бежишь,

От страха каждый раз ты зря дрожишь.

Волк.

Быть может, нам малютку угостить

И к бабушке на праздник пригласить?

Красная Шапочка.

Конечно, с радостью!

Бог дарит праздник всем.

Зайчонок.

Ой, я боюсь…

Волк.

Нет, я тебя не съем!

(Угощают Зайчонка)

Зайчонок.

А вот и Белочка!

Привет тебе!

Белочка.

Красная Шапочка.

Ну, как дела?

Белочка.

Не мил мне белый свет!

Запасы бурундук погрыз мне все…

Красная Шапочка.

Ну, не горюй! В корзинке

Угощений хватит всем!

(Угощают Белочку)

Белочка.

Смотрите, рыжий хвост

Мелькнул в кустах!

Зайчонок.

Я лучше спрячусь,

На меня лиса наводит страх!

(Прячется за Красной Шапочкой)

Лиса.

Здоров, Волчище, что, богат улов?

Птенцы, зайчатина, ну

Просто нету слов!

Волк.

Ш-ш-ш, ты, плутовка,

Я теперь другой,

Я никого не трону!

Лиса.

Ой! Святой!..

Волк.

Ты ничего не смыслишь!

Видишь, дом?

Мы к Шапочкиной бабушке идём!

И к Пасхе угощение несём!

Красная Шапочка.

Возьми и ты у нас, Лисичка

Вот это красное яичко!

(Лиса берёт яйцо)

(Появляется Медведь)

Лиса.

Михал Потапыч! Низкий Вам поклон!

Медведь

Поклон? Спасибо, но на что мне он!

Я после спячки вышел из берлоги.

Живот подтянут, еле ходят ноги!

Лиса.

Ну, так и быть,

Я тоже изменюсь.

Потапыч, я с тобою поделюсь

(Лиса протягивает Медведю яйцо)

Но помни, что когда-нибудь ты тоже

В беде моей мне чем-нибудь поможешь.

Ведущая.

Корзиночка пустеет, легче стала

Осталась в ней съестного очень мало.

Зато прибавилось так много доброты

Что распустились первые цветы.

Красная Шапочка.

Весенние на Пасху первоцветы

Мы соберем для бабушки букеты.

Забудем обо всём хоть на мгновенье,

Ведь главное – Христово Воскресенье!

Красная Шапочка.

Тук-тук-тук-тук! Христос Воскресе!

Мы, бабушка, к тебе, нас много

Каждый рад и весел!

Бабушка.

Воистину Воскресе, мои чада!

Я припасла гостинцев сколько надо!

И внученьке моей и её друзьям

Идите в дом, я всё сейчас подам!

Охотники здесь давеча пришли

Они вам шоколадки принесли.

(Появляются охотники)

Ведущая.

А вот и Мышь-помощница бежит!

Мышка.

Добро пожаловать, для каждого наш дом открыт!

Мир дому вашему!

Мышка.

Всех с миром принимаем,

К пасхальному столу

Всех приглашаем!

I .

Мы рады видеть всех!

II .

Нас много, каждый весел!

III .

И скажем всем: «Христос Воскресе!»

(Все делают поклон)

Образцы пасхальных яиц для разукрашивания

Оксана Солодкова

Цель : Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике - Светлая

Пасха

Задачи :

1. Продолжить знакомство детей с праздником – «Святая Пасха » , ее традициями,

обычаями, познакомить со значением новых слов.

2. Продолжать учить детей проявлять свою фантазию и воображение в придумывании

узора и нанесении его на силуэт яйца.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к традициям русского народа, интерес к

православным праздникам; развивать эмоциональную сферу, чувство

сопричастности к всенародным праздникам.

4. Развивать художественный вкус, эстетические чувства, развивать творческие

способности.

5. Воспитывать желание увидеть конечный результат работы, старание, усердие, радость от получившегося изделия.

6. Развивать мелкую моторику рук.

7. Закреплять умения и навыки работы с ножницами, бумагой и картоном,

шаблонами, вырезать части круглой и овальной формы; закрепить умение

аккуратно наклеивать детали аппликации, создавать из отдельных элементов

гармоничную композицию; научить изготавливать поделку из бросового

материала.

1. Двигательная активность :

Проводится физкультминутка

(дети выполняют движения согласно тексту)

Озорной цыпленок жил, (Наклоняют голову вперед и назад)

Головой весь день кружил : (Крутят головой)

Влево, вправо повернул, (Поворачивают голову влево, вправо)

Ножку левую согнул, (Сгибают и поднимают левую ногу)

Потом правую поднял (Сгибают и поднимают правую ногу)

И на обе снова встал. (Встают на две ноги)

Начал крыльями махать :

(Поднимать и опускать)

Вверх, вниз, вверх, вниз! (Поднимают и опускают руки)

Повернулся влево, вправо (Поворачивают туловище влево, вправо)

Хорошо на свете, право! (Поднимают две руки вверх)

А потом гулять пошел-

Червячка себе нашел!

(Шагают на месте)

2. Динамическая пауза :

Я буду называть вам различные праздничные традиции, а вы, когда услышите Пасхальные , один раз хлопните в ладоши.

Начинаем :

1. Украшение ёлки

2. Надувание воздушных шаров

3. Изготовление творожной Пасхи

4. Пение песни «Каравай»

5. Задувание свечей на торте

6. Крашение яиц

7. Освящение куличей в церкви

3. «Игры с яйцом»

1. Катание яиц с горки.


2. Донеси яичко в ложке.


4. Совместная деятельность с семьей

Досуг в семье : «Выходные дни празднования Пасхи в семье » (освящение яиц, куличей, посещение храма)

Подготовка к выставке : «СВЯТАЯ ПАСХА »

5. Познавательно-исследовательская деятельность

Беседа «Православный праздник Пасха »

Беседа «Традиции праздника Пасха »

Составление описательных рассказов по картинам о Пасхе .

Рассматривание картин по теме. Чтение познавательной литературы.

6. Игровая деятельность

Дидактическая игра «Раскрась пасхальное яичко »

7. Продуктивная деятельность

Рисование :«Пасхальная открытка »


Лепка : «Пасхальный цыпленок »



Аппликация : Коллективная работа – «Петушок и курочка»


8. Чтение художественной литературы

Чтение стихов посвящённых Пасхе . Знакомство с пословицами, поговорками и приметами на Пасху . Чтение «Легенда о христовом жаворонке» Зилов Л. «Первое красное яичко» Левкодимова Г. Е.

Рассматривание иллюстраций. «Яичко» Вагнер Н.

9. Развитие речи

Развитие речи. «Составление рассказов о Пасхе . ЗКР – звук [с]»

10. Оформление выставки : «СВЯТАЯ ПАСХА »

Рассказать друзьям