Правовая культура личности. Правовое воспитание и правовое обучение

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура - определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Проф. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения (насколько усвоены им правовые ценности), 2)развитие правовой деятельности (т.к. уровень правосознания м.б. зафиксирован лишь в правовом поведении, 3) степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества(законодательство, индивидуальные правоприменительные акты) Выделение элементов условно, т.к. они тесно взаимосвязаны.

В структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения

Правовая культура проявляется на трёх уровнях: обыденном, профессиональном (специальный) и теоретическом.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.


Правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.). Система мероприятий правового воспитания включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение – центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главная цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Правовая культура формируется в результате правового воспитания.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ »

Юридический факультет

Кафедра Теории государства и права

курсовая работа

на тему: «Правовое воспитание и правовая культура»

Выполнил студент 1 курса

Макушин Евгений Константинович

Проверил: Научный руководитель

кандидат юридических наук, доцент

Васильев Антон Александрович

Барнаул 2014

Введение

Глава 1. Правовая культура: понятие, структура, виды

1.1 Понятие правовой культуры

1.2 Структура правовой культуры

1.3 Виды правовой культуры

Глава 2.Правовое воспитание: понятие, формы, значение

2.1 Понятие правового воспитания

2.2 Формы правового воспитания

2.3 Значение правового воспитания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Вопросы правового воспитания и правовой культуры являются достаточно актуальными в наши дни, особенно в условиях построения в России правового государства. Одним из главных признаков такого государства всегда был и будет высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и других должностных лиц.

Очевидна значимость темы и с точки зрения теории права. Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, эталоны, к которым следует стремиться законодателю, гражданину правоприменителю и всему обществу в целом. Затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел в обществе, начать поиск пути и средств для достижения намеченных целей построения правового государства и общества.

Понятие правовой культуры неразрывно связано с понятием правого воспитания. В настоящее время проблемы правового воспитания, подъема его уровня приобретают характер первоочередных и требуют принятия кардинальных мер, от успешной реализации которых во многом зависит успех построения в России правового государства.

Однако как таковой, системы правого воспитания у нас еще не существует, её отсутствие негативно сказывается на состоянии законности и правопорядка в стране. В этих сложных условиях наблюдается рост числа преступности, в том числе и детской, очевидными причинами которой являются сложная экономическая ситуация, падение нравов в обществе, а также низкий уровень правового воспитания населения.

Правосознание основной массы россиян, особенно молодежи, сформировалось и формируется в момент кризиса. Следствием серьезных изменений, произошедших в политической и экономической системах общества стало существенное изменение качества жизни. Прямым результатом отсутствия правового воспитания является кризис ценностей, на которые ориентировалось общество. Растет ощущение неуверенности перед будущим. Наряду с этим меняется отношение граждан к существующей системе права. Возникает негативное отношение к издающимся законам, которые не в силах обеспечить правовую защищенность гражданина, его личности, достоинства, чести.

Именно поэтому я выбрал данную тему, как одну из основных во всей системе юридических знаний, на тему, которая касается каждого человека, являющегося частицей современного общества, независимо от сферы его деятельности. Мы имеем определённые права, свободы, обязанности и необходимо знать, как грамотно их осуществлять, использовать, исполнять и т.д.

Объектами данной работы являются правовое воспитание и правовая культура как комплексные категории.

Целью исследования является комплексная характеристика правовых категорий правовая культура и правовое воспитание.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых делится на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 . Правовая культура: понятие, структура, виды

1.1 Понятие правовой культуры

Понятие «культура» берет свое начало от латинского слова «cultura» («воспитание, возделывание, развитие, образование, выращивание, почитание, обрабатывание»), которое обозначало функцию, связанную с приобретением опыта, знаний, с целенаправленным воздействием человека на природу.

Понятие культуры неоднозначно и получить полное представление об этом явлении можно, только обобщив различные подходы. Социологический подход определяет понятие культуры как совокупность всех духовных ценностей. Согласно философскому подходу культура - это исторически сложившийся определенный уровень развития общества, способностей и творческих сил человека. С точки зрения антропологии культура выглядит как совокупность всех благ, созданных человеком, в отличие от того, что создала природа.

С позиции необходимости обобщения различных подходов представляется интересным определение, которое дает А.А. Радугин: «Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл, человеческой жизни в соотнесении его со смыслом сущего. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, профессиональную группу и т.д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей» Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001-304 c. .

Перейдем к рассмотрению непосредственно понятия правовой культуры. Так, Е.В. Аграновская представляла правовую культуру в виде «системы взглядов, оценок, убеждений, которые определяют правовое поведение». Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.-144 c. В.И. Каминская и А.Р. Ратинов под правовой культурой предлагали понимать «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей». В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. - М., 1974. - 202 с.

В.Д. Перевалов определяет понятие правовой культуры через перечисление факторов, влияющих на нее, и элементов, составляющих ее структуру: «Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека». Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

На мой взгляд, правовая культура занимает отдельное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (духовной, материальной, политической и т. д.), образуя своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Она находится в тесной связи с другими областями культуры - эстетической, этической, политической. В юридической науке, как и в культурологии, нет единого понимания ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры в частности.

Своеобразное отражение феномена «неопределяемости» и широты рассматриваемого понятия дает философия права. «Право как культурный феномен - часть общечеловеческой культуры. Правовая культура - это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей. Культура здесь как раз и состоит в способности и умении жить по этой форме, которой противостоит неоформленная (неопределенная, неупорядоченная, хаотичная, а потому и произвольная) фактичность...» - говорит B.C. Нерсесянц. Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - 656 с.

На основе изложенного выше, можно сделать вывод о том, что понятие правовой культуры можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную категорию и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития. Это позволяет оценить и охватить правовую жизнь в целом и основные ее сферы в отдельности.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как части общей культуры, которая представляет собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальностиданного общества: режиму законности и правопорядка, уровню правосознания, юридической практики, состояния законодательства.

Как вы уже поняли, добиться какого-либо точного определения понятия правовой культуры вряд ли возможно, да и,наверное, не столь важно потому, что это слишком большое по объему и неоднозначное понятие, чтобы быть конкретно определенным.

1.2 Структура правовой культуры

Для того чтобы понять сущность правовой культуры следует разобраться в её логической структуре.Однако следует отметить что в отечественной юридической литературе данная тема является дискуссионным и однозначного мнения по этому вопросу не существует.

Обычно в структуре правовой культуры принято выделять следующие, наиболее крупные составляющие:

1) право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю.

2) правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности.

3) правоотношения как систему общественных отношений, участники которых обладают взаимными правами и обязанностями.

4) правовые учреждения как систему общественных организаций и государственных органов, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

5) правовое поведение, уровень развития правовой деятельности.

Помимо названных структурных элементов правовой культуры некоторые авторы включают в нее также и законность и правопорядок, критерии политической оценки права и правового поведения, уровень развития всей системы юридических актов, правовую науку.

Суммируя все выделенные в литературе компоненты - получаем следующую структуру правовой культуры: 1) правосознание; 2) право; 3) законность и правопорядок; 4) правовые отношения; 5) государственно-правовые институты; 6) правомерная деятельность субъектов; 7) юридические акты; 8) юридическая наука.

Следует отметить, что именно правосознание должно находится на первом месте в данном перечне, так как оно является одним из главных элементов правовой культуры. Правосознание представляет собой результат и процесс отражения права в сознании людей. Оно воплощается в совокупности знаний и оценок как самого права, так и реальной практики правовых отношений, которые существуют в данном обществе.

правовой воспитание культура

1.3 Виды правовой культуры

Правовая культура общества не представляет собой единого целого. Она подразделяется на виды, которые выделяются на основе следующих критериев.

По носителям она подразделяется на правовую культуру личности, общества и группы. Правовая культура общества - это часть общей культуры, которая представляет собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: режиму законности и правопорядка, уровню правосознания, состоянию юридической практики, состоянию законодательства и т.д. Одним из показателей правового прогресса является высокий уровень правовой культуры. Культура общества является результатом социально-правовой активности отдельно взятой личности, коллективов и иных субъектов права; она выступает отправной точкой, основой для такого рода активности и в целом для правовой культуры личности.

Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества характер и степень прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность.

Правовая культура личности предполагает:

1. наличие правовой информации, правовых знаний. Информированность была и остаётся важным каналом формирования юридически зрелой личности.

2. превращение правовых знаний и накопленной информации в правовые привычки правомерного поведения, убеждения.

3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми убеждениями и правовыми знаниями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом: использовать свои права, соблюдать запреты, исполнять обязанности, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения.

Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества, степень усвоения и использования им правовых начал социальной и государственной жизни, Конституции и других законов. Правовая культура личности означает не только понимание и знание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Другими словами, правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих социальных качеств и способностей на основе правового опыта.

В правовую культуру личности входят:

1) Правосознание и правовое мышление, которое в свою очередь должно стать элементом культуры каждого человека.

2) правомерное поведение.

3) результаты правового мышления и правомерного поведения, правовой культуры личности.

В научной литературе весьма часто встречается указание ещё и на третий вид правовой культуры - правовую культуру социальной группы, которая характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем реального осуществления ею требований действующего права. Впрочем, учитывая, что характеристика правовой культуры общества в целом совпадает с характеристикой правовой культуры социальной группы, выделять правовую культуру социальной группы из правовой культуры общества целесообразно только при непосредственно изучении конкретной социальной группы, а не правовой культуры как таковой.

По степени появления правовых явлений и использования их в практической правовой деятельности выделяются обыденный уровень правовой культуры, профессиональный и теоретический. Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их контакте с правовыми явлениями. Данный вид культуры как бы «останавливается» на поверхности правовых явлений, ее обобщения неглубоки. С помощью такой культуры нельзя объективно оценить и осмыслить все стороны правовой практики. Однако будет ошибкой рассматривать ее как потенциально второразрядную, несовершенную.

Специфика обыденной правовой культуры такова, что она, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, проявляется на стадии здравого смысла, активно применяется людьми в их повседневной жизни при использовании субъективных прав, соблюдении юридических обязанностей и представляет собой огромный массив правомерного поведения.

Профессиональная правовая культура является одной из разновидностей форм культуры, которая свойственна общности людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, требующей специального образования и практической подготовки.

Профессиональной правовой культуре свойственна более высокая степень понимания правовых явлений и знаний в соответствующих областях профессиональной деятельности. Вместе с тем, каждая юридическая профессия имеет свою особенности, что обусловливает специфику правовой культуры различных ее представителей (судей, сотрудников органов внутренних дел, прокурорских работников, адвокатов, юрисконсультов и т.д.). Причем, уровень профессиональной культуры, например, сотрудников полиции различен. Различия наблюдаются в правовой культуре рядового и начальствующего состава, офицеров различных подразделений полиции: уголовной, общественной безопасности, транспортной, вневедомственной охраны, экономической безопасности и противодействия коррупции. Профессиональная культура работников автомобильной инспекции отличается от аналогичной культуры сотрудников подразделения уголовной полиции и т.д. Можно выделить следующую закономерность: уровень профессиональной культуры сотрудников полиции, как правило, тем выше, чем ближе они находятся к деятельности, осуществляемой в сфере права.

Главное в профессиональной правовой культуре - высокое место права, его верховенство и соответствующее этому положение дел в правовом поле государства: роль юридических служб во всех сферах государственной и общественной жизни, подготовка юридических кадров, положение суда, прокуратуры, адвокатуры, полиции, нотариата; эффективность работы юридических профессиональных общественных организаций, развитость научных юридических учреждений и т.д.

Теоретический уровень правовой культуры является подвидом профессиональной, с той лишь разницей, что ее приписывают не всем юристам, а лишь тем, кто имеет научные знания о природе, сущности, взаимодействии государственно-правовых явлений. Это, как правило, -- ученые-юристы, работники научно-исследовательских и учебных центров правового профиля. Именно здесь осуществляется целостное осмысление основных направлений развития права, его природы и сущности, структуры правовых институтов. На этом же уровне формируются основные юридические понятия, отражающие содержание правовой сферы.

Обыденный, профессиональный и теоретический уровни правовой культуры находится в постоянном взаимодействии. Они формируются в процессе правового воспитания, которым должны заниматься государство и все остальные институты политической системы общества (политические, религиозные, военные, профсоюзные и другие организации). Юридический опыт и знания должны передаваться из поколения в поколение. Сам процесс передачи опыта и знаний осуществляет воздействие на поведение и сознание человека, формирует у него позитивные представления, взгляды, ценностные ориентации, чувства, эмоции. Все это способствует воспитанию законопослушности, влияет на соблюдение, исполнение и использование индивидом юридических норм.

Глава 2 . Правовое воспитание: понятие, значение, формы

2 .1 Понятие и сущность правового воспитания

Без правового воспитания невозможно становление правосознания и правовой культуры человека и общества в целом. В настоящее время правовое воспитание является общегосударственной задачей, т.к. качество и показатели правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, развитие и построение в России правового государства.

Формирование правосознания личности предполагает создание таких условий, при которых у граждан складывается положительное отношение к праву. Правильное воспитание каждой отдельно взятой личности ведет к созданию социально-активного, культурного и законопослушного общества.

Существует два подхода к пониманию понятия правового воспитания - широкий и узкий. В первом случае речь идет, скорее о правовой социализации человека, когда он «воспитывается» окружающей его обстановкой в целом, поведением людей и всей юридической практикой должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. Под правовым воспитанием в узком смысле понимается целенаправленная деятельность, направленная на повышение правовой культуры человека, группы людей и всего общества.

А.А.Кваша определяет правовое воспитание через его составные элементы: «правовое воспитание состоит в передаче, накоплении и усвоении знаний принципов и норм права, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных, нужных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву. Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность соблюдать закон». Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. - 2002. 160 с.

7 Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

Под правовым воспитание в "Теории государства и права" под редакцией В.Д. Перевалова понимается «целенаправленная деятельность по трансляции (передаче) правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому» 7 .

Существует множество определений правового воспитания, но все они сводятся к необходимости формирования в человеке правовых идей, принципов, норм, которые представляют ценности национальной и мировой правовой культуры. На основе вышесказанного получаем, что правовое воспитание есть формирование уважительного отношения к закону, видение закона большой социальной ценностью, развитие чувства ответственности, непримиримости к коррупции, произволу и т.д.

Правовое воспитание тесно связано, и реализуется через правовое образование - непосредственное получение знаний. Воспитание не может происходить без обучения, а обучение, так или иначе, оказывает воспитательный эффект. Правовое обучение - это способ внешнего выражения и организации передачи правового теоретического материала объекту воспитания.

Главной целью правового обучения является формирование правовой культуры и теоретической основы правового сознания, развитии правовых чувств, интересов, правового мышления, формирование научного правового мировоззрения, обеспечение необходимого уровня систематизации знаний о праве.

С принятием Концепции модернизации образования право отнесено к числу наиважнейших дисциплин, которая обеспечивает социализацию учащихся, формирует основы правовой компетентности, необходимой для жизни в современном обществе. Тем не менее правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности. Это сложный процесс, связанный с осознанием положений основных действующих законов, прав и свобод человека и гражданина. Важно ознакомление граждан с образцами и идеалами, традициями и правовым опытом тех стран, где существует высокий уровень правовой культуры.

Таким образом, правовое воспитание есть управляемый, планомерный, систематический, организованный и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан нашей страны всего многообразия правовоспитательных форм, методов и средств, которые имеются в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и прочных правовых знаний, убеждений, ценностей, привычек, потребностей правомерного поведения. Воспитание плавно перетекает в сознание, формирует общую правовую культуру граждан.

Рассмотрим систему правового воспитания. Система правового воспитания - это совокупность основных элементов правовоспитательного процесса обеспечивающая его определенный порядок и организацию.

Систему правового воспитания составляют такие элементы:

1) субъекты - государственные органы, организации, специально уполномоченные государством лица, которые осуществляют правовоспитательную деятельность;

2) объекты - воспитуемые граждане или общественные группы;

3) совокупность правовоспитательных мероприятий, определенных способов и средств.

Субъект правового воспитания может иметь правовоспитательную функцию в качестве основной или в качестве одной из многих (адвокатура, прокуратура, МВД, органы юстиции и др.).

Объект правового воспитания в ходе правовоспитательного процесса испытывает влияние двух факторов, от которых зависит эффективность правового воспитания:

а) объективный фактор - позитивные внешние условия способствующие правовоспитательной деятельности (защита прав личности, демократизация общества, успехи юридической практики, правотворческой деятельности и др.), или негативные условия, которые затрудняют правовоспитательную деятельность (неотработанность способов и средств правового воспитания, несовершенство законодательства и др.);

б) субъективный фактор - позитивное внутреннее духовно-правовое состояние личности (установка на правомерное поведение, её правовая воспитанность) или негативное (правовая установка на неправомерное поведение, одним из оснований которой является правовой нигилизм).

Сущностью правового воспитания можно назвать процесс выработки устойчивых принципов и правовых идей в правосознании воспитуемых

Рассматривая задачи правового воспитания, следует отметить, что они не сводятся к чисто утилитарным целям широкого ознакомления населения с существующими и действующими в обществе законами и их требованиями, правовой системой, ее структурой и сущностью, принципами и идеями, политической системой общества. Совершенно недостаточно только иметь определенный запас правовых знаний, недостаточно только знать нормы действующего законодательства, нужно понимать их требования, цели и назначение. Хочу особо подчеркнуть, что не существует способов насильственного воспитания, также так и нельзя заставить индивида познать содержание идеи права, в противном случае, воспитание остается сомнительным. Правовое воспитание станет действенным только при активном участии самого индивида, его потребности в праве и желании его познать.

С понятием правового воспитания тесно связано правосознание. В его структуре принято выделять две взаимосвязанные части: правовую идеологию и правовую психологию Правовая идеология - это совокупность правовых идей, взглядов, теорий, концепций, принципов права. В ней отражаются требования общества и социальных групп, предъявляемых к личности. В демократических обществах правовая идеология обладает большим нравственным потенциалом, который выражается в утверждении высокой ценности прав и свобод личности.

Правовая психология - это нерациональная часть правосознания, которая складывается из правовых чувств, эмоций, установок и стереотипов. Правовая психология формируется в результате ежедневной практики. Для неё свойственны стихийность, а также связь с личными ценностями и интересами. Обе части правосознания взаимодополняют друг друга и призваны решать общую задачу - перенесение юридически значимой информации во внутренний мир человека.

Получение правового воспитания и обучения - это процесс, реализация которого возможна, по моему мнению, только в определенный период жизни человека. При недостатке воспитания в отдельно взятом временном отрезке, дальнейшее его получение становится непростым процессом, который обусловлен возрастными особенностями, когда все психические процессы становятся менее восприимчивы к внешнему воздействия в форме воспитания.

Например. Если человек до 30-ти лет не получил соответствующего воспитания, в том числе и правового, то вряд ли он станет восприимчив к перевоспитанию его в том направлении, которого требует от него общество. Сформированные мнения и убеждения трудно изменить.

Поэтому в российском обществе среди людей без специального юридического образования старше 30-35 лет такой большой процент правовых нигилистов. До 30 лет больше правовых идеалистов и людей, относящихся к праву ровно и просто законопослушных - их психические и познавательные процессы (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) более приспособляемы к действительности, они более гибкие и достаточно легко реагируют на изменения в обществе, в том числе и правовой ситуации, им легче уследить за изменениями в законодательстве, которые касаются их социального статуса, их трудовой деятельности. После 30 лет все заметно труднее - укрепляются обыденные, не всегда верные понятия о праве, человек не стремится заниматься правовым самовоспитанием. Незнание права ведет к заблуждению в нашей сложной и разносторонней жизни.

Знание права поможет избежать «ошибок молодости», восстановить справедливость в отношениях с государственными органами, уберечь имущество. Только представьте, сколько правонарушений мы совершаем каждодневно, совершенно не замечая этого. Взять, к примеру, того же тридцатилетнего слабовоспитанного человека, то всплывет не один пример административных правонарушений (перебежал дорогу на красный свет, нарушал общественное спокойствие, не оплатил проезд в общественном транспорте). Более того, в жизни любого человека присутствуют и уголовные преступления (обманул кого-то, оскорбил кого-то, вынес с работы что-то).

2.2 Формы правового воспитания

Основными элементами механизма правового воспитания являются формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса. На уровне организации правового воспитания населения к ним относятся: пропаганда права, правовой всеобуч, средства СМИ, правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (например, выборы и т.д.)

Просвещение или правовое обучение обеспечивает усвоение учащимися определенной системы правовых знаний, развитие на этой основе их познавательных способностей, их формирование и подготовка к практической деятельности.

Правовая пропаганда - распространение и углубленное разъяснения правовых идей, знаний. Правовая пропаганда - это правовая осведомленность, наиболее конкретный вид правового воспитания, результаты которого легко проверяются и корректируются. Она включает в себя:

1. Ознакомление с действующим законодательством и его принципами;

2. Объяснение и пропаганду новых законодательных актов.

При этом молодежь важнее ознакомить со всей системой действующего законодательства, а в работе со старшими возрастными группами на первый план выступает разъяснение новых законов, их направления, причин принятия и т.д.

Среди наиболее распространенных форм этого вида воспитания - планомерные занятия с гражданами. Это могут быть устные лекции, сообщения в печати, по телевидению, радио.

В результате комплекса подобных действий у населения формируются знания о системе законодательства нашей страны. Важным является то, что подобные знания в меньшей степени подвержены искажению со стороны окружающей социальной среды.

Важную роль в формировании правосознания играет пропаганда неотвратимости наказания, дополненная широко доступной информацией о деятельности правоохранительных органов. Большое воспитательное значение имеет также работа по предупреждению преступлений, которая проводится правоохранительными органами совместно с общественными организациями.

Существенная роль в процессе правового воспитания принадлежит судебной практике и деятельности всей судебной системы в целом, которая должна быть реальным правосудием.

Следует также обратить внимание на такое средство, как самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следить правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа, правовой действительности в личной практике.

В основе применения всех указанных средств лежит осуществлении правовой информированности, которая предполагает передачу, восприятие, преобразование и использование информации о праве и практике его реализации.

Особое место здесь занимает проблема «правового минимума», некоего обязательного уровня знаний права, которым должен обладать каждый гражданин общества, независимо от его социального статуса. Предпосылкой эффективного управления этим процессом является четкое представление о системе источников правовой информации и их реальном использовании гражданами, а также коллективами, группами и слоями населения.

При выборе того или иного средства правового воспитания учитывается условное деление населения на 4-е основные группы: законопослушные граждане, осужденные, потенциальные и реальные правонарушители, юристы - профессионалы.

Занимаясь правовым воспитанием необходимо оказывать воздействие, как на разум, так и на эмоционально - волевую область воспитуемого, для чего можно использовать методы: убеждения и поощрения, угрозу принуждения и прямое принуждение, предусмотренные законодательством.

Выбор же первоочередной непосредственной области воздействия (рациональной или эмоциональной) зависит от особенностей психологии воспитуемого (-ых).

Соответственно дозируется правовая информация, определяется ее содержание, ведущий метод воздействия, последовательность применения существующих методов. Так, например, для воспитания юристов - профессионалов особенно эффективны практические упражнения, решение конкретных проблемных ситуаций. Их надо учить не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям на основе законодательства в различных ситуациях.

2.3 Значение правового воспитания

Для того чтобы увидеть, понять и осознать все преимущества правового государства необходимо проведение систематического, планомерного воспитания личности.

Причем политика по проведению правового воспитания должна стоять не на последнем месте в списке основных задач государства. Воспитание такого рода помогает сформировать у человека позитивные представления определенной направленности.

Кроме того роль правового воспитания заключается также в формировании необходимых важных жизненных установок, систем ценностей, которые направлены на соблюдение норм закона и морали.

Системе образования в вопросах создания идеальной модели должного поведения человека отводится особая роль. Именно в юном возрасте, когда человек лучше всего усваивает информацию важно правильно направить его по жизненному пути.

С малого возраста необходимо закладывать основы для формирования человека, который уважает закон. Конечно, многие моральные ценности закладываются в сознание человека в процессе его взаимоотношений с обществом.

Именно так он понимает, что такое хорошо, а что плохо. Роль правового воспитания заключается в том, чтобы донести до разума и чувств человека определенные общественные ценности, сделать их личными убеждениями и превратить в жизненный ориентир.

Кроме того, правовое воспитание повышает уровень самоосознания, гражданской культуры и ответственности человека. Это инструмент духовного воспитания развивающейся личности.

С помощью которого происходит становление моральных и правовых ценностей в сознании человека. Формируется стабильное убеждение в справедливости норм права. Человек начинает понимать, что необходимо следовать принципам законности и гуманизма, а несоблюдения же данных принципов влечет за собой ответственность, наказание.

Таким образом, правовое воспитание формирует культуру поведения человека в обществе, когда он осознает свою ответственность и взаимосвязь со всеми его членами.

Заключение

В заключении, подводя итог под вышеизложенным, можно сказать, что формирование правовой культуры является очень сложным и длительным процессом, который затрагивает все стороны общественной жизни. Основными формами развития и совершенствования правовой культуры являются пропаганда права, практическое укрепление законности, развитие у граждан юридических знаний, совершенствование системы правовых актов, которое достигается благодаря наличию в государстве демократичной, эффективной Конституции и высокому правовому и технико-юридическому качеству законов и подзаконных актов, наличию развитой юридической науки.

Большую роль в процессе формирования правовой культуры граждан принадлежит должностным лицам, которые участвуют в законодательной и правоприменительной деятельности.

Правовая культура -- необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения людей, предотвращению случаев насилия и произвола над личностью. Необходимо свести к минимуму такие ошибки, важно приучать население быть воспитанным.

Научно обоснованные правовые представления граждан служат предпосылками укрепления законности и правопорядка, без которых не представляется возможным построить гражданское общество и правовое государство. Безусловно, в настоящее время существует огромный комплекс проблем, которые необходимо решать.

Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, сложный процесс правотворчества, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов.

Для того чтобы избавится от всех этих и многих других проблем необходима целенаправленная политика государства на повышение уровня правовой культуры общества через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средств массовой информации, художественной литературы, кино и искусства.

Формирование позитивного отношения к праву, закону, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.

Список использованной литературы

1. Е. В. Аграновская Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред. Е.А. Лукашева. - М.: Наука,1988.-144 c.

2. Гранат Н.А. Правосознание и правовая культура//Юрист. 1998. № 11-12. С. 5-7.

3. Демко О.С. Правовая культура учащейся молодежи: состояние и технологии ее формирования: Дис. ... канд. социол. наук. - Белгород, 2006. - 160 с.

4. Кваша А.А. Правовые установки граждан: Дис.... канд. юрид. наук: 12.00.01/ А.А.Кваша - Волгоград. - 2002. 160 с.

5. В.И. Каминская, А.Р. Ратинов // Правовая культура и вопросы правового воспитания: сб. науч. тр. - М., 1974. - 202 с.

6. Ликас А.С. Культура правосудия. М.: Юрид. лит. 1990г. - 176 с.

7. Нерсесянц B.C. Философия права. - М.: Норма-Инфра-М, 1997. - 656 с.

8. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - 2е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012 - 415 с.

9. Культурология / Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001-304 c.

10. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие. М., 2007 г. - 140 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Важным признаком и обязательным условием правового государства является высокий уровень правовой культуры населения, профессиональной культуры сотрудников правоохранительных органов и должностных лиц. Правовая культура как феномен общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2008

    Понятие, структура, функции и виды правовой культуры. Правовое воспитание: понятие, методы, формы. Понятие, источники, формы выражения правового нигилизма. Взаимодействие права и правосознания. Основные черты, структура, функции и виды правосознания.

    реферат , добавлен 02.06.2015

    Изучение понятия, структуры, видов и функций правосознания. Деформация правосознания и формы правового нигилизма. Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания. Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 08.04.2016

    Понятие, структура, функции, виды правосознания и правовой культуры. Взаимодействие права и правосознания. Структурные элементы правовой культуры. Влияние правосознания на организацию общественной жизни. Правовое воспитание: понятие, методы, формы.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2016

    Концепция правового государства. Правосознание и правовая культура. Понятие, свойства и функции правосознания. Классификация видов правосознания и формы его деформации. Структура правосознания. Правовая культура и правовая активность.

    реферат , добавлен 07.06.2003

    Общая характеристика, понятие, структура, виды и функции правосознания, соотношение права и правосознания. Понятие правовой культуры и правового нигилизма. Место и роль правового воспитания населения в правой культуре, проблемы, стоящие перед обществом.

    курсовая работа , добавлен 13.08.2010

    Правосознание как важнейший элемент правовой культуры. Историческое формирование права и правосознания в России. Деформация правосознания как признак общества. Правовое воспитание и правовое информирование как средство повышения правовой культуры.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2014

    Понятие правосознания и его функции. Эффективность законодательства правоприменительной практики. Основные виды правосознания. Сущность, цели и принципы правового воспитания. Правовая культура как непременная составная часть общечеловеческой культуры.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Правосознание как юридическая категория. Ее специфика, элементы, разновидности, основные функции. Характер взаимодействия права и правосознания. Их отличительные черты. Понятие и структура правовой культуры. Методы и формы правового воспитания граждан.

Тема № 28

«Правовая культура и правовое воспитание»

Вопросы темы:

1. Правовая культура

2. Правовое воспитание

1. Правовая культура

Понятие правовой культуры

Правовая культура есть важная составляющая куль-туры вообще, то есть культуры в общесоциальном смысле. Последняя имеет множество определений, из кото-рых в контексте данной темы предпочтительным пред-ставляется понимание культуры как способа организа-ции жизни общества на том или ином отрезке истории. Культуру можно изучать на "макроуровне", то есть сквозь призму общества в целом, и на "микроуровне" как отражение культурной организации общества в со-знании человека.

Правовая культура "в целом" есть способ организа-ции правовой сферы жизни общества, сложившаяся социальная практика в этой облас-ти. Американский профессор Л. Фридмэн справедливо видит в правовой культуре то, "что движет правовым процессом". Он сравнивает ее с "общественной силой, которая определяет, как часто тот или иной закон при-меняется на практике, как его избегают или как им зло-употребляют".

Правовая культура имеет 4 уровня (аспекта) своего проявления:

» доктринально-философский - идеи, концепции, теории права;

» нормативный - совокупность действующих в обществе правовых норм;

» институционный - совокупность правотвор-ческих и правоприменительных институтов, с помощью которых создаются и применяются нор-мы;

» социологический - правоотношения, применение права, юридическая практика. На этом последнем уровне складывается своего рода "общий знаменатель" всех предшествующих элементов (сторон) правовой культуры.

Правовая культу-ра - это реализованная в повседневной жизни система знаний о праве и государстве, иначе говоря, это реали-зованное правосознание. Поэтому правосознание составляет как бы стержень, внутреннюю основу правовой культуры, как убеждения людей составляют сердцевину их поступков.

Правовую культуру определяют:

~ степень развитости правосознания населения;

~ уровень развития правовой деятельности;

~ степень совершенства всей системы правовых актов.

Правовая культура общества является условием обеспечения свободы, безопасности личности, прав человека, гарантом его правовой защищенности, гражданской активности. Она "заставляет" власть придать правовому статусу человека юридическую значимость, обеспеченность законом и судом.

Правовая культура личности - это компонент правовой культуры общества. Она отражает степень и характер ее прогрессивного развития, обеспечивающего социализацию личности и правомерную деятельность индивида.

Являясь частью общей культу-ры общества, правовая культура характеризуется следующими факторами:

♦ реальной потребностью в праве;

♦ состоянием законности и правопорядка в стране;

♦ степенью развитости в обществе юридической науки и юри-дического образования.

Структура, виды и функции правовой культуры

Структура правовой культуры - это право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура личности выражается в трех состояниях - в правовых культурных ориентациях, в творческой деятельности по их реализации и в результатах реализации этих ориентаций. Правовая культура личности является показателем социальной развитости человека: с точки зрения ее уровня и с точки зрения ее направленности (типа). В этой связи можно говорить о таких видах правовой культуры как: цивилистической (гражданско-правовой), криминалистической, административной и судебно-процессуальной.

Структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

≈ психологический элемент (правовая психология);

≈ идеологический элемент (правовая идеология);

≈ поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Структура правовой культуры общества имеет следующие уровни:

Уровень правосознания и правовой активности общества;

Уровень развития права (культура юридических текстов и т.п.);

Культура правотворческой, правоприменительной и правоох-ранительной деятельности.

Правовая культура на "микроуровне" отражает со-стояние правосознания индивида, то есть степень зна-ния им права и степень уважения к нему, а также соответствующие стереотипы поведения.

Правовая культура "в целом", понимаемая как сло-жившаяся практика в правовой сфере жизни обще-ства, есть синоним понятия "правовая система". Здесь термин "система" применяется к праву на наиболее высоком уровне абстракции. Понятие правовой сис-темы позволяет получить "многомерное" представле-ние о праве той или иной страны или эпохи. Право-вая система есть одна из подсистем общества (наряду с экономической, политической и т. д.). Поэтому она изучается в "связке" и во взаимодействии с "внеш-ней" средой. Если "внутриправовые" системные об-разования (система права, система законодательства) состоят из однородных элементов (правовых норм, нормативно-правовых актов), то правовая система включает в себя те самые разнородные элементы, ко-торые мы уже перечислили при рассмотрении правовой культуры.

Правовая система постоянно взаимодействует с "внешней" средой, прежде всего, путем обмена ин-формацией. Так, общество (его классы, социальные группы) "сигналит" о своих потребностях, требую-щих правового закрепления. Отражая эти потребнос-ти, правовая система "выдает" соответствующие правовые предписания. При этом каналом воздействия на нее является общественное правосознание, кото-рое - через, правотворчество - материализуется в нормах права. Последние, в свою очередь, через правоотношения, применение права и т. д. воплоща-ются в социальных отношениях. Эти отношения со временем изменяются, вновь требуют корректировки права - и процесс возобновляется. В итоге возникает своеобразный "круговорот" в сфере взаимодействия права и общества, в рамках которого происходит по-стоянное превращение социального в правовое, а пра-вового - в социальное.

Отмечаются также такие уровни (виды) правовой культуры как:

» обыденный,

» профессиональный (специальный),

» теоретический.

Обыденный уровень правовой культуры ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями. Специфика обыденной правовой культуры такова, что, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, она проявляется на уровне здравого смысла, активно используется людьми в их повседневной жизни при соблюдении, исполнении юридических обязанностей и использовании субъективных прав. Практически она представляет собой огромный массив цивилизованного каждодневного поведения.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у тех лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью, т.е. у юристов.

На теоретическом уровне правовая культура представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных направлений. Теория правовой культуры как форма концептуального осознания интересов и потребностей человека в правовом регулировании тех или иных сфер общественной жизни может и должна являться идейно-теоретическим источником права.

Правовая культура выполняет специфические функции :

познавательно-преобразовательную,

праворегулятивную,

ценностно-нормативную,

правосоциализаторскую,

к оммуникативную,

прогностическую.

Таким образом, правовая культура как социальная практика в правовой сфере жизни общества складыва-ется в рамках правовой системы.

В переходные исторические эпохи общество и пра-во могут утрачивать качество системности, что прояв-ляется обычно в кризисном состоянии правовой культуры. Пример тому - современная Россия, пережива-ющая именно такую полосу своей истории. С преодо-лением в ней кризисных явлений начнется процесс раз-вития правовой культуры на новых социальных осно-вах.

Взаимосвязь правосознания с правовой культурой и воспитанием

Связь правосознания с правовой культурой (как отмечалось выше) проявляется в том, что от ее определенного уровня зависит качество правосознания, которое может быть обы-денным или научным.

Так что же такое "правовая культура"?

В общем плане под термином "культура" принято понимать совокупность материаль-ных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, которые характеризуют определенный уровень его развития.

Правовую, в том числе профессионально-правовую, культуру юристов можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию и как содержательную. В первом случае она понимается как качественное состояние правовой жизни общества на каждом данном этапе его развития.

Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу принято считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состо-яния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприме-нительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияю-щих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Правовая культура функционирует во взаимодействии с други-ми областями или сферами культуры: политической, нравствен-ной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господству-ющей культуре данного общества, так и отдельным ее облас-тям. Обеспечение максимального взаимного соответствия меж-ду всеми элементами правовой культуры - главное направление укрепления в обществе законности и правопорядка.

Правовая культура, являясь частью общественной, приобретает ее основные свойства, но в то же время имеет ряд особенностей.

Правовая культура (в узком смысле этого слова) - это общее состояние законодатель-ства, работы правотворческих и правоприменительных органов, правосознания отдельных граждан и населения всей страны, выражающее уровень развития права, его место и роль в жизни общества.

Правовая культура в широком ее понимании представляет собой не просто надлежащий уровень правосознания. Как отмечает выдающийся теоретик права С. С. Алек-сеев "... главное в правовой культуре - высокое место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права и т. д.)".

Применительно к личности каждого гражданина в рассмат-риваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая культура - это глубокие, объем-ные и формализованные знания законов и подзаконных актов, а также источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное от-ношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами закон-ности, т. е. высокая степень владения правом в предметно-прак-тической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессий, уровень специальной подготовки.

Низкий уровень правовой культуры членов общества, а в особенности государственных служащих, оказывает пагубное воздействие на отношение населения страны к праву вообще и предписаниям законов в частности. Он является благодатной почвой для развития правово- го нигилизма, следствием которого является неуважение и нарушение правовых норм. Еще древние римляне понимали, что расшатать уважение к закону легко и просто, а вот восстано-вить его авторитет трудно и мучительно.

Естественно, определенный уровень правовой куль-туры приобретается человеком не с рождения. Он достигает его в процессе правового воспи-тания, которое осуществляется с помощью разнообразных средств и методов: самовоспита-ния, правовой пропаганды, обучения, юридической практики.

Правовая культура - это состояние правовой жиз-ни общества, выраженное в высоком уровне право-вой деятельности, юридических актов, правосознания, правового развития субъекта, а также степени гаран-тированности государством прав и свобод человека. Правовая культура личности - это знание и пони-мание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую обра-зованность человека, умение пользоваться правом, подчи-нять свое поведение требованиям юридических норм.

Высокий уровень правовой культуры населения явля-ется важнейшим признаком правового государства, обя-зательным условием его построения.

Как и правосознание, правовая культура подразделя-ется на общественную, групповую и индивидуальную. Высший уровень правовой культуры - правовая актив-ность. Она проявляется:

В готовности к активным, сознательным, творческим действиям как в сфере правового регулирования, так и в сфере реализации права;

В убеждении о необходимости служения закону как высшей ценности.

Социально-правовую активность следует отличать от право-мерного поведения. Не всякое правомерное поведение можно считать осуществлением такой активности. Критериями разгра-ничения здесь служат цель, средства ее достижения и общест-венно значимый результат деятельности в правовой сфере. Не следует относить к ней и просто инициативное исполнение своих обязанностей должностным лицом. Такая инициатива является прямым служебным долгом, в частности профессиональным долгом юриста, и заключается в обязанности безупречно слу-жить закону.

Правовая активность или, точнее, интеллектуальная актив-ность, согласно концепции Д. Б. Богоявленской, имеет три уровня:

1) если субъект права при самой добросовестной и энергичной работе остается в рамках заданного или первоначально найден-ного способа действия, его интеллектуальная активность отно-сится к пассивному уровню, что подчеркивает не отсутствие умственной деятельности вообще, а то, что эта деятельность каждый раз определяется действием какого-то внешнего сти-мула;

2) если субъект права, имея достаточно надежный способ решения своей задачи, продолжает анализировать состав, структуру своей деятельности, сопоставляет между собой цели и задачи, что приводит его к открытию новых, внешне более остроумных способов решения, к формулированию закономер-ности, то такой уровень интеллектуальной активности называется эвристическим. Этот уровень наиболее характерен для следова-телей и представителей других сходных профессий;

3) самый высокий уровень интеллектуальной активности носит название творческого. Здесь обнаруженная закономерность становится не эвристической - формальным приемом (спосо-бом) действия, а самостоятельной проблемой. Не стимулиро-ванная извне, самостоятельная постановка проблемы - качест-венная особенность личностей, обладающих этим уровнем ин-теллектуальной активности. Интеллектуальная активность, в том числе в правовой сфере, является интегративной характеристи-кой личности, объединяющей ее мыслительную и мотивационную сферы.

Правовая культура характеризуется состоянием пра-восудия, законности и правопорядка. В нее входят ценно-стные ориентации общества, социальных групп и слоев населения, а также индивидов, имеющие юридическое значение. Они концентрируются в правосознании. Наи-высшими среди них являются ориентация на общечело-веческие ценности, а их ядром - человеческая личность с ее естественными правами.

Правовая культура личности тесно связана с право-сознанием. В то же время она шире правосознания, по-скольку включает в себя помимо правовой психологии и правовой идеологии еще и юридически значимое пове- дение.

Не все, что относится к области права и правовой действитель-ности, можно считать ценностью в конкретных исторических условиях. И сама правовая культура представляет собой цен-ность в той мере, в какой позволяет людям пользоваться блага-ми свободы и справедливости, служит обеспечению достоинства личности, участвует в достижении достойного и достаточного уровня жизни.

2. Правовое воспитание

Понятие, формы и методы правового воспитания

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность го-сударственных органов и общественности по формированию у граж-дан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Основными направлениями правового воспитания в современном обществе можно считать:

» формирование правосознания и правовой культуры в семье;

» обучение основам права и воспитания правовой куль-туры в школе;

» профессиональная правовая подготовка в высших учеб-ных заведениях юридического (и родственного) профиля;

» самовоспитание;

» распространение правовых знаний средствами массо-вой информации;

» выпуск и распространение через розничную торговлю разнообразной юридической литературы;

» осуществление правовой пропаганды государственны-ми органами и их должностными лицами;

» создание компьютерных баз данных, распространение правовой информации через Интернет.

Право-вое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следую-щие составные части:

a) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие);

b) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы и т.д.);

c) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, опыту и т.д.);

d) методы воспитания (убеждение, поощрение, принуждение);

e) формы воспитания:

≈ профессиональное юридическое образование;

≈ правовое воспитание населения (лектории, общественные консультации и т.д.);

≈ правовое воспитание правонарушителей правоприменительны-ми (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятель-ность суда, прокуратуры, органов внутренних дел, юстиции, адвока-туры и т.д.).

Данный процесс осуществляется государственными ор-ганами, должностными лицами, учебными заведениями, обществом в целом.

Правовое воспитание граждан - это формирование в правосознании граждан России такой совокупности, которая включала бы:

♦ Знание системы основных правовых предписаний, правильное понимание и уяснение их содержания и значения.

♦ Глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку.

♦ Умение самостоятельно применять правовые знания на практике, согласовывать повседневное поведение и личное отношение к реальной действительности, свою практическую деятельность с полученными правовыми знаниями.

♦ Привычка поведения в точном соответствии с полученными правовыми знаниями.

♦ Прочный и устойчивый духовный правовой иммунитет (невосприимчивость) к совершению любых нарушений правовых норм.

Основные способы правового воспитания:

убежде-ние;

предупреждение;

поощрение;

принуждение;

наказание.

Таким образом, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан России всей совокупностью правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.

Истоки правового нигилизма и возможности его профилактики

Правовой нигилизм - на-правление общественно-политической мысли, отрицающей со-циальную и личностную ценность права и считающей его наиме-нее совершенным способом регулирования общественных от-ношений.

Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания, правовой нигилизм име-ет различные формы проявления: от равнодушного, безразлич-ного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилиз-ма относят:

» исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

» теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

» правовую систему, в которой господствовали админист-ративно-командные методы, секретные и полусекретные под- законные нормативно-правовые акты, а конституции и немного- численные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

» количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принима-емых законов, длительность процесса осуществления всех ре-форм, в том числе судебной. С одной стороны, от правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, а с дру-гой - стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. воз-ведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Теоретические предпосылки правового нигилизма в обществе находятся также в следующем:

~ ряд положений марксистско-ленинского учения, куль-тивируемого в советском обществе, отрицающих и иска-жающих роль и значение права;

~ отсутствие единых подходов к праву в отечественной правовой науке;

~ новейшие и старые правовые учения, разделяющие "писаное" и "неписаное" право;

~ ошибочное понимание права рядом теоретиков и лиц, осуществляющих преподавание права.

В юридической теории и практике отмечают следующие формы выражения правового нигилизма:

Правовой дилентантизм – неумелое использование правовых знаний, нежелание их углубить, поверхностное и часто неверное усвоение им понимание законов – вольное обращение с законом или с оценками юридический ситуаций.

Правовой скепсис – отношение к праву, которое основано на неверии в его возможности регулирования общественных отношений, обеспечения справедливости, равенства и свободы в обществе.

Правовой цинизм – откровенно-грубое игнорирование правовых требований, произвол и беззаконие.

Правовой экстремизм – характерен для националистических, террористических, иных подобных группировок и проявляется в использовании внеправового принуждения, откровенного насилия.

Правовой фетишизм – гипертрофированное представление о «магической» роли и значении юридических средств в решении социально-экономических, политических и других задач.

Правовой нигилизм - глубинная основа правовой демагогии. Правовая демагогия - это стиль и метод идеологического и организованно-управленческого воздействия на правосознание (чувства, предствления, действия) людей, заключающееся в стремлении должностных лиц либо различных объединений граждан (иностранцев) посредством правовой терминологии (путем ложного одностороннего либо грубо извращенного предствления правовой действительности) добиться достижения собственных корыстных целей, обычно скрываемых под видом "пользы народа" и "благосостояния государства"

В современном обществе формы правового нигилизма находят выражение в следующем практическом поведении отдельных групп и слоев населения:

» Прямое сознательное нарушение законов и подзакон-ных актов:

» Массовое неисполнение и нарушение правовых норм

» Распространение антиправовой психологии

» Нарушение законов и подзаконных актов в угоду "це-лесообразности"

» Массовое нарушение прав и свобод человека

Специальные средства сведения к минимуму право-вого нигилизма:

≈ обеспечение должного качест-ва принимаемых законов,

≈ упрочение законности,

≈ повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом,

≈ приведе-ние в соответствие с потребностями времени правового воспита-ния населения,

≈ профессиональное обучение и воспитание юри-стов, других должностных лиц.

Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня право-вой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

Признаками современного российского право-вого нигилизма являются:

широкая распространенность и повсеместность (а быту, среди различных классов и социальных групп - чиновни-ков, сотрудников правоохранительных органов и др.);

многообразие форм проявления (бытовые, на высшем государственном уровне, открыто, тайно);

высокая степень агрессивности и неподконтрольности;

соединение правового нигилизма с формами социаль-ного и иного протеста (особо жестокие антиправительст-венные выступления, перекрытие железных дорог);

усиление правового нигилизма нигилизмом иных сфер жизни (религиозным, нравственным и др.);

эстетизация (широкий и повсеместный показ правового нигилизма в кинофильмах, художественной литературе, печати, теленовостях как должного и имеющего свои преимущества явления).

Правовое воспитание тем важно, что в повседневной жизни сознание каждого индивида проявляется через его деятельность в различных сферах общественной жизни. Именно правосознание, господствующее в обществе, позволяет обеспечить наиболее благоприятные условия для развития как самого общества в целом, так и для каждого отдельного гражданина. В тоже время правовое воспитание позволяет исключить деформацию правосознания и правовой нигилизм, что особенно важно в отношении у специальной группы общества, выполняющей функции государственного управления.

Деформация профессионального сознания сотрудников правоохранительных органов:

Юридическая индифферентность (безразличие к проблемам установления в российском обществе режима законности, правового порядка, надежной охраны и защиты прав и свобод граждан; от юридического равнодушия, безразличия - один шаг до отрицания ценности права);

Правовой нигилизм (установка на правоохранительное бездействие, административный зуд, произвольное толкование закона, действие своих неписаных законов и др.);=

Перерождение профессионального правосознания в преступную форму (потеря нравственных, культурных, правовых ориентиров, замена их криминальными установками, предательство, измена).

Основные направления борьбы с правовым нигилизмом относятся:

» укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми государственными органами, должностными лица-ми, гражданами Конституции РФ, законов и подзаконных актов);

» реальное обеспечение верховенства Конституции РФ и законов;

» гарантированность прав и свобод человека;

» совершенствование правовой системы;

» обеспечение в стране правопорядка;

» правовое воспитание.

Правовой идеализм: причины, формы и пути его преодоления

Правовой идеализм - это переоценка права и его возможностей.

Основными формами проявления правового идеа-лизма являются:

~ нереалистичное отношение к праву со стороны ученых-правоведов, восприятие права как абстракции, оторван-ной от жизни (в том числе противопоставление "писано-го" и "неписаного" права);

~ слепая вера граждан в "хорошие законы", которые спо-собны быстро изменить жизнь;

~ буквальное восприятие права как средства регулирова-ния общественных отношений, игнорирование того факта, что в реальной действительности общественные отноше-ния регулируются не только правом;

~ идеалистическое отношение к праву со стороны зако-нодателей (например, неучет законодателями обстоятельств реальной действительности при разработке и принятии нормативно-правовых актов, слабое знание жизни, непо-нимание связи между содержанием нормативно-правового акта и интересами народа, непредусмотрение механизма реализации норм правового акта, вера в то, что принятие закона автоматически решает жизненные проблемы);

~ неадекватное понимание должностными лицами и го-сударственными органами возможностей закона (их силь-ное преувеличение), а также пределов правового воздей-ствия (не все общественные отношения можно отрегули-ровать правом, не все сферы жизни находятся "в поле зрения" правовых норм, например: личные, семейные, отно-шения в детском коллективе, учреждениях исполнения уголовных наказаний, отдаленных районах тайги и Крайнего Севера, горных поселениях некоторых народностей Кав-каза и т. д.);

~ увлечение формальной стороной права (например, при рассмотрении многих судебных дел).

Причины распространения правового идеа-лизма в российском обществе относятся:

особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых де-мократических традиций;

историческое всемогущество государства (и вместе с ним подчиненного ему права) - запрещение царскими указами ношения бороды, введение новых привычек (европейская одежда, парики), отмена крепостного права, провозгла-шение победы пролетарской революции и установление социалистического строя, быстрое и практическое осуще-ствление многих государственных замыслов - строитель-ство громадных сооружений, рытье каналов, переселение народов, идеи поворота северных рек, перестройка и от-мена социализма сверху;

культивируемый десятилетиями и столетиями "право-вой голод";

идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;

неразвитое и деформированное правосознание;

юридическое невежество;

дефицит политико-правовой культуры.

Основными путями борьбы с правовым идеа- лизмом являются:

Укрепление режима законности в стране;

Гарантированность прав и свобод граждан;

Уменьшение частоты принятия и количества норматив-но-правовых актов, улучшение их качества;

Уделение законодателем внимания реальности, близо-сти к жизни принимаемых, им актов;

Усиление реалистичности юридический науки;

Создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;

Правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм - родственные, взаимно связанные явления.

Рано или поздно правовой идеализм превращается в пра-вовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает пра-вовой идеализм.

Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо синхронно и с пра вовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

Это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее утверждение и развитие права как социальной ценности.

Иными словами, правовая культура представляет собой своего рода «юридическое богатство», достигнутый уровень воплощения в жизни социалистического общества социально полезных свойств права, тех черт и особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре.

Правовая культура принадлежит к той части духовной культуры нашего общества, которая имеет прикладную, практическую направленность (она в общем находится в том же самом ряду, что и «культура управления», «культура работы государственного аппарата» и т. д.). Вместе с тем наиболее важная черта правовой культуры состоит в том, что она реально выражает социальную ценность социалистического права.

Правовая культура складывается из ряда взаимосвязанных элементов. К основным из них относятся:

1) уровень правосознания, который выражает знание и пони

мание права, сознание необходимости строгого выполнения тре

бований законности, развитое чувство права и законности.

Таким образом, правовая культура - это не только более широ

кое, чем правосознание, правовое явление, но и явление более

«качественно насыщенное». Правовая культура всегда связы

вается с оценкой уровня знания и понимания права, степенью

«веры в право», развитостью чувства права и законности.

Важным показателем правовой культуры являются уровень массового обыденного правосознания, объем и интенсивность общего правового воспитания. Не менее существенны и такие показатели, как масштабы и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки, правового мышления.

Правовая культура социалистического общества, вобравшая прогрессивные элементы культуры прошлого, характеризуется марксистско-ленинским, подлинно научным пониманием права, осознанной необходимостью последовательного выполнения всех требований социалистической законности;

2) уровень законности, который характеризуется степенью

развертывания всех его требований, реальностью их осуществле

ния (прочностью правопорядка). Состояние законности - это

вообще одно из важнейших проявлений культуры общества. Пра

вовая же культура невозможна, немыслима без строжайшей

законности. Причем уровень юридической культуры в рассматриваемой плоскости в значительной степени зависит и от того, с каким уважением законодатель относится к издаваемым им; нормам;

3) уровень совершенства законодательства. Культура законо

дательства выражает его совершенство с точки зрения со

держания и формы. Она предполагает подлинно научное

построение законодательства, нахождение наиболее оптималь

ных методов регулирования данных отношений, строгое соблю

дение правотворческой процедуры, максимальное использование

передовых средств и приемов юридической техники и т. п.;

4) уровень совершенства юридической практики. Культура

работы суда, прокуратуры, милиции и других органов, приме

няющих право, также выражает степень использования передо

вых приемов, правил НОТ и др.

Значение правовой культуры в социалистическом обществе выходит за сферу права, юридической практики.

Правовая культура представляет собой неотъемлемую часть социалистической культуры в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население - это значит намного поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такую ценностную ориентацию людей, которая затрагивает важнейшие стороны общественной жизни - высокую организованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, последовательную справедливость, гарантиро-ванность прав личности. А все эти, как и многие другие моменты правовой культуры, включаются в общую культуру поведения людей и, несомненно, сыграют существенную роль в формировании культуры коммунистического общества.

Вопросы правовой культуры в последние годы привлекают все большее внимание советских ученых (Л. С. Галесник, Е. А. Лукашева, О. А. Красавчиков, И. Ф. Рябко и др.). Причем, если первоначально определения правовой культуры были сориентированы главным образом на «чисто» субъективные элементы (уровень знания и понимания права и т. д.; подобного мнения в. свое время придерживался и автор этих строк), то ныне центр тяжести переносится на характеристику правовой культуры как определенного «состояния». Высказано даже мнение, что она представляет собой «идейноправовое состояние общества» 17. Конечно, определение правовой культуры должно быть достаточно широким, чтобы охватывать и ее «материализованные» проявления (такие как культура законодательства и юридической практики). Но все же, думается, приведенная выше формулировка слишком широка: она в сущности обнимает все правовые явления. Главное же состоит в том, что без ссылки на ценностный критерий характеристика правовой культуры лишается необходимой определенности по содержанию 18.

И еще: Сопоставляя (по объему) такие категории, как «право», «правосознание», «правовая культура», необходимо видеть, что ни одна из них не является по отношению к другим обобщающей (генерализующей). Назрела, видимо, необходимость введения в науку и других, более широких понятий - «правовая жизнь общества», «правовая организация общества». Вполне обоснована также в связи с характеристикой правовой культуры постановка вопроса (предложенная М. П. Рабиновичем) об использовании понятия «правовой прогресс».

Правовое воспитание

Это система организационно-идеологического воздействия, направленного на обеспечение высокой юридической культуры, развитие правосознания, подготовку кадров юристов, правовую пропаганду.

Правовое воспитание является неотъемлемой частью коммунистического воспитания трудящихся. Значение правового воспитания подчеркнуто XXIV съездом КПСС, обратившим внимание на важность мер по «воспитанию граждан в духе соблюдения законов и правил социалистического общежития»20. В процессе правового воспитания происходит формирование таких качеств гражданина - строителя коммунизма, как стремление к высокой организованности, чувство дисциплины и ответственности и др. В процессе осуществления коммунистического воспитания важную роль играет также утверждение «правовых начал» - справедливости, законности, юридического равенства, нетерпимости к малейшему произволу и беззаконию, - всего того, что для коммунистов, сторонников самых гуманных идеалов, является делом принципа.

Главная задача правового воспитания - это превращение уважения к праву, к закону в личное убеждение каждого человека. «Уважение к праву, к закону должно стать личным убеждением каждого человека», - говорится в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду. А это, по сути дела, означает воспитание чувства права и законности. Иными словами, правовое вос-шитание в современных условиях должно быть настолько глубоким, чтобы оно не только способствовало формированию стойкой правовой ценностной ориентации у каждого человека, но и затронуло его эмоциональную сферу, его чувства.

Мощным фактором воспитания юридической культуры всего населения является сама жизнь социалистического общества, активное участие в ней граждан. Благотворное влияние на формирование социалистической правовой культуры оказывают политическая активность граждан, их участие в народных дружинах по охране общественного порядка, в товарищеских судах, в комиссиях местных Советов, в органах народного контроля, в народных судах в качестве народных заседателей и др.

Необходимость подъема юридической культуры требует проведения и особых мер правового воспитания.

Специальным правовым воспитанием (образованием) охватываются работники государственного аппарата и прежде всего юридические работники - судьи, прокуроры, работники юридической службы и другие, призванные участвовать в процессе применения норм права.

Общее правовое воспитание граждан осуществляется путем лекционной пропаганды, публикации статей и материалов на юридические темы, издания популярной юридической литературы, консультаций по юридическим вопросам, преподавания юридических дисциплин в общеобразовательных школах, техникумах, экономических и технических вузах.

Основу специального и общего правового воспитания образует марксистско-ленинская юридическая наука. Вырабатываемые ею данные являются необходимым материалом в области юридического образования и правовой пропаганды, а кадры ученых-юристов (вместе с юристами-практиками) - одним из основных отрядов в осуществлении практической работы по правовому воспитанию.

Юрист в социалистическом обществе должен помнить, что успех его работы зависит не только от того, насколько успешно и качественно он выполняет свои должностные обязанности, но и от того, насколько его деятельность (в том числе и общественная) способствует правовому воспитанию, подъему юридической культуры в стране.

Правовая культура и правовое воспитание одна из первоочередных задач российской системы образования. Детей учат законопослушности, правильному использованию законов в своей жизни, рассказывают о необходимости построения гражданского общества.

Правовая культура – это общий уровень отношения общества к праву и нормам закона . Формируется правовая культура в процессе воспитания и обучения.

Основными целями правового воспитания учащихся являются следующие действия:

  1. Предоставление знаний о правах человека , обязанностях граждан России, формирование базового понятия о законодательстве.
  2. Формирование уважительного отношения к законам , умение применять их в повседневных жизненных ситуациях.
  3. Формирование личности , готовой отвечать в юридическом плане за свои поступки.
  4. Создание позиции , согласно которой человек будет активно включаться в работу по созданию гражданского общества.

Если правильно организовать правовое воспитание молодежи, то это станет весомым вкладом в строительство демократического, правового государства в России.

Формирование правосознания учащихся должно проходить не только на уроках правоведения, воспитывать законопослушного Гражданина с большой буквы обязаны все педагоги. На любом уроке можно время от времени проводить пятиминутки, на которых в доступной форме рассказывать о необходимости законного образа жизни, внося вклад в формирование правовой культуры учащихся. Лучше делать это на конкретных примерах, их можно брать из новостей.

Предоставление базовых знаний о правах человека

Для учащихся младшей и средней школы можно ограничиться простыми примерами о том, что каждый имеет право на жизнь, выбор места проживания, свободу передвижения, на жильё, медицинскую помощь. Рекомендуется рассказывать про права на простых примерах. Например, что никто не может заставить семью ребенка жить в определенном городе, родителей – работать принудительно, а в случае болезни государство обязано предоставить медицинскую помощь.

В старших классах можно рассказать про ООН и Конвенцию прав человека. Стоит упомянуть про право вступать в брак, создавать семью, рожать детей. Можно и нужно подкреплять рассказы интересными примерами. Родители не могут запретить своим детям жениться, выходить замуж, также все люди являются равными вне зависимости от достатка, можно свободно верить в любую религию или оставаться атеистом.

Вместе с правами есть и обязанности , без них сложно привить правильную правовую культуру. Например, право на бесплатную медицину тесно связано с необходимостью уплаты налогов. С зарплаты каждого человека удерживаются налоги, которые идут на финансирование медицины. Нужно показать учащимся взаимосвязь между правами и обязанностями. Без обязанности платить налоги будет сложно реализовать право на бесплатную медицину.

Формирование уважительного отношения к законам

Нужно по возможности изучать имеющиеся в государстве законы, не переступать через них. Рассказать об этом можно на примере перехода улицы на зеленый сигнал светофора. Даже если нет машин и пустая дорога, то все равно нужно соблюдать правила, дождаться зеленого сигнала для пешеходов. Это и есть правовая культура в идеале . Но при соблюдении законов должен быть здравый смысл: если светофор не работает, то переходить дорогу можно, когда захочется, но на переходе.

Даже если закон является абсурдным по своему содержанию, то его все равно нужно выполнять. Абсурдность – это оценочная категория, которая зависит от общей культуры, восприятия действительности.

Привычка жить по законам должна быть сформирована с раннего детства – учителя и родители своим примером показывают полное соблюдение и уважение правил, установленных в государстве.

Формирование личности, готовой нести юридическую ответственность за свои поступки

Около половины школьников не понимают в полном плане, что значит отвечать за свои поступки юридически. Для многих юридическая ответственность ассоциируется с убийством, воровством и другими преступлениями, за которые нужно нести наказание перед законом.

Отвечать нужно не только за преступления , но и за мелкие проступки. Проезд в трамвае без билета – это незначительное по степени общественного вреда административное правонарушение, но оно прокладывает путь к другим, более опасным поступкам. Сегодня проехал бесплатно в трамвае, завтра – нарвал чужих яблок у соседа без спроса, послезавтра украл из супермаркета шоколадку. Безнаказанность и молчаливое поощрение общества приведет ребенка на скользкую дорогу преступного образа жизни.

Дети в своем большинстве не знают, где находится грань между проступком и правонарушением. Для формирования правовой культуры важно рассказать, что что за проступок в тюрьму не посадят, но все равно не стоит поступать не по правилам. Нужно четко объяснять детям, жить нужно как по юридическим законам, так и по человеческим. Если научиться жить по человеческим законам и морали общества, то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю.

Формирование правовой культуры тесно связано с интересом к законам. Перед тем, как что-то сделать, нужно оценить поступок с точки зрения законодательства.

Активное участие в создании гражданского общества

Пассивное соблюдение законов – это хорошо, но нужно проявлять активность и гражданскую позицию для улучшения жизни всего общества. Например, если поломался светофор, то нужно не просто перейти дорогу и забыть о неисправности, а позвонить в органы власти и сообщить о неполадках. Возможно, что это предотвратит аварию и спасет чью-то жизнь.

Нужно учить детей, особенно старшеклассников, чувствовать себя хозяевами своей земли, ее ресурсов, средств производства. С помощью общественных объединений следует заставлять органы государственной власти считаться с интересами людей.

Яркий пример такого участия – это создание общественного объединения по защите окружающей среды. Нужно выявлять предприятия-загрязнители воды и атмосферы, чтобы потом законным путем заставлять их уменьшить выбросы вредных веществ. Участие в такой деятельности должно быть добровольным, только тогда можно говорить об активной гражданской позиции. Правовая культура – это формирование осознания, что государство и чиновники нужны для служения народу России, но никак не наоборот.

Целенаправленное формирование правовой культуры у школьников – это важная часть личной безопасности. Ребенок обязательно должен знать свои права, обязанности и уметь пользоваться ими в случае необходимости .

Рассказать друзьям