Когда нужно начинать читать ребенку. Начинаем читать ребенку: когда и как? Как понять, что уже можно читать ребенку

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие ревнители чтения утверждают, что читать ребенку можно с момента рождения, а еще лучше начинать это благородное дело до рождения. На последних месяцах беременности сидишь, поглаживаешь животик и читаешь какого-нибудь «Винни-Пуха». И потом, как нам говорят, родившийся ребеночек эту книжку непременно «опознает» как знакомую.
Я ничего не имею против. Я только «за». Будущей маме очень полезно читать талантливые детские книжки, особенно такие как «Винни-Пух», потому что они обладают всеми «волшебными» качествами искусства, да еще и настраивают на ребенка, тонко и ненавязчиво рассказывают об особенностях его мировосприятия.
Я даже полагаю, что женщине вообще полезно читать - не только во время беременности, но и без нее. А «читающая мама», к тому же, - важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка. Что же касается малыша, то «опознает» он читанный ему в утробе текст или встретится с ним «на новеньких», не очень существенно. Существенно, чтобы встретился.
Но в результате оказывается, что рекомендация «начинайте читать до рождения» лишена всякого практического смысла, потому что не отвечает на вопрос, когда же начинать показывать ребенку книжки, в каком возрасте. И как это делать?

«Читающая мама» - важное обстоятельство для появления в будущем читающего ребенка.

Попробуем разобраться.
Что такое книжка? В первую очередь, это предмет. В отличие от камня или палки это предмет рукотворный, созданный для определенных, специфически человеческих надобностей. Как кастрюля создана, чтобы в ней варить, расческа - чтобы причесываться, стул - чтобы на нем сидеть, ложка - чтобы есть. Соответственно, существуют специальные правила употребления этого предмета.
Предмет «книга» адресован нашему воображению. Кроме действия по переворачиванию страниц он требует от нас еще и других, невидимых, внутренних действий.

Книга - это особый предмет, адресованный нашему воображению.

Вот эти два обстоятельства - специфическая «предметность» книги и способность ребенка к ее восприятию - определяют время книжного старта для самых маленьких.

* * *
Раз книжка - это «специфический предмет», значит, и его специфику ребенок сможет воспринять, когда достигнет определенной степени психической зрелости. Окружающие предметы начинают интересовать малыша довольно рано - когда он начинает тянуться к ним ручками. Но в течение некоторого времени (того, которое называется ранним детством) главная цель такого интереса - произвести над предметом какое-то действие: сунуть в рот, выкинуть из манежа, заставить издать какой-то звук. Восьмимесячного, годовалого и полуторагодовалого ребенка заботит не столько специфическое назначение предметов, сколько их свойства, проявляющиеся в ответ на действие.
Иными словами, если поставить перед ребенком кастрюлю с крышкой, он будет с удовольствием ее снимать и с шумом водворять на место. Но это манипулирование с крышкой еще не означает, что ребенок «постигает» истинное предназначение кастрюли. В данный момент он постигает принцип «входит-выходит». Как ослик Иа-Иа, получивший в подарок пустой горшок из-под меда. Если перед ребенком такого же возраста положить книжку - большую, красивую, с крепкими картонными страницами, он, скорее всего, обнаружит: страницы можно переворачивать. Это занятие - переворачивать страницы - и станет главным. Но оно пока имеет мало отношения к восприятию прекрасного, как бы мы ни убеждали себя, что все дело именно в магии прекрасного. Дело в толстом картоне и в объеме предмета. Переворачивание страниц для ребенка определенного возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли. Ничего плохого в этом нет. Это по-своему полезно - при условии, что книжка не рвется. Или если не происходит так, как у одной мамы: по совету прогрессивной подруги купила восьмимесячному сыночку дорогую модную книжку, а он ее грызет.
Так он в своем праве! Исследует окружающий мир доступными ему способами.

Переворачивание страниц книги для ребенка раннего возраста мало отличается от манипуляций с крышкой от кастрюли.

Первыми признаками того, что уже «пора», нужно показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению. К примеру, возить расческой по волосам (а не только пересчитывать ею появившиеся зубки). Или самостоятельно подносить ложку ко рту, пользоваться чашкой. Надевать на головку разные головные уборы - собственные и чужие, но именно на головку. Это сигнал к тому, что и книжка может быть воспринята в ее специфическом назначении - как предмет для особого действия.

Первыми признаками того, что уже настала пора показывать малышу книжки, могут служить его попытки использовать другие предметы по назначению.

Но сам малыш, без взрослого, еще не может совершать это специфическое действие. Оставлять маленького ребенка один на один с книжкой (даже если она из толстого картона) - это значит создавать условия для превращения книжки в предмет произвольных манипуляций, ставить ее в один ряд с кастрюлей или кубиками.
- Смотри-ка, Ксюшенька, кто это тут нарисован? Это котик. Видишь, какой котик? Ах ты, котенька-коток, котя, серенький лобок. Приди, котик, ночевать, нашу Ксюшеньку качать (слово «деточка» очень правильно заменяется именем малыша). Смотри, что котик делает? Колыбельку качает. Кто в колыбельке лежит? Ксюшечка. Вот она, моя Ксюшечка. Как я ее покачаю? Вот так…

В истинном своем назначении книжка выступает для ребенка лишь тогда, когда он общается по поводу нее с взрослым.

Можно ли назвать это чтением в чистом виде? Это скорее родительское «камлание» над книжкой.
Речевая импровизация, то и дело уходящая от написанного текста, постоянно апеллирующая к малышу, к его опыту, к взаимодействию с ним. Одна замечательная мама, которая очень рано начала показывать своей дочке книжки, так описывала этот процесс: «Как мы читаем? А вот как. Открываем книжку, смотрим на картинку. Я что-нибудь про эту картинку рассказываю. Показываю, где кто, как называется, что делает. И Ксюша мне показывает, где кто. Она хорошо запоминает, что здесь нарисовано, и ей очень нравится рассматривать картинки и слушать, как я в это время что-то рассказываю. А вот когда я начинаю читать то, что написано, она меня останавливает. Ей больше нравится слушать, как я выдумываю что-то свое».
Такое поведение характерно для еще не говорящих или только начинающих говорить детей. Оно обусловлено законами речевого развития ребенка.
Речь - важнейшее достижение малыша и его важнейший жизненный инструмент - вырастает из общения с взрослым, который в психологии называется «близким взрослым». Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь. Причем не речь вообще, не фоновую речь, а речь близкого взрослого, обращенную лично к нему.

Чтобы малыш к полутора годам заговорил, он с рождения должен слышать человеческую речь, обращенную лично к нему.

Наблюдения за малышами в домах малютки приводят к печальным выводам: на развитие младенцев не оказывает никакого влияния «техническая речь». Магнитофон может работать двадцать четыре часа в сутки - «петь» колыбельные и рассказывать потешки. Это никак не продвинет бессемейных детей в речевом развитии. Даже постоянно говорящие нянечки очень немногое могут изменить в ситуации. Их слишком мало на такое количество воспитанников. Они слишком редко обращают свои слова к конкретному ребенку. Так что младенцы-сироты испытывают дефицит общения вообще, и дефицит речевого общения в частности. Это одна из важнейших причин, по которой такие дети отстают в развитии от сверстников. Доктор психологических наук Елена Смирнова в своей книжке «Ползунки и ходунки» пишет, что к малышам раннего возраста (это дети в возрасте от года до трех), когда они, к примеру, находятся в детском саду, совершенно бесполезно обращаться словом «дети». Они попросту «не слышат», не относят к себе такого «собирательного» обращения. Каждого нужно назвать по имени.
Книжная речь - это обобщенное обращение. Ведь она писалась не для данного, конкретного ребенка. Чтобы ее воспринимать, ребенок должен научиться «слышать» слово «дети». Это происходит, как правило, в возрасте между двумя и тремя годами. Умение причислять себя к группе «дети» тесно связано с пробуждением индивидуального самосознания (чтобы причислять, нужно сначала научиться себя выделять). О том, что оно «пробудилось», мы узнаем по появлению в речи малыша местоимения «я», которое, как правило, знаменует собой важнейшее событие - «кризис трех лет». Понятно, что отметка «три» достаточно условна. Одни дети переживают кризис на полгода раньше, другие - на полгода позже. С точки зрения чтения главное - появление у ребенка нового самоощущения, связанного с «я».
С появлением «я» начинается новый этап социализации, т.е. возможно расширение круга общения, возможно установление новых отношений с самыми разными людьми - не только с близкими взрослыми. В расширяющийся круг общения, безусловно, попадают и такие «собеседники», как авторы детских книжек. Это и есть момент, знаменующий собой начало нового, «книжного» периода - когда способность малыша воспринимать тексты резко возрастает, количество доступных для понимания текстов сильно увеличивается.
Но читать малышу мы начинаем значительно раньше, ориентируясь на речевые возможности ребенка.

С появлением «я» способность малыша воспринимать тексты резко возрастает.

Как только малыш начинает говорить предложениями (пусть коротенькими) и облекать свои желания в слова, он может уже не только участвовать в «камлании» над книжкой, но и слушать «жесткий», заданный книжный текст. Способность к восприятию книжного текста у каждого малыша развивается в своем темпе, как и его речь.
Но эта способность вырастает из речевого общения с близким взрослым, из общения вокруг книги, построенного на речевой импровизации. Чем меньше ребенок, тем более адекватным для него является речевое общение в форме рассказывания.
Так что «камлать» над книжками надо.

Марина Аромштам

Прекрасная статья, которую я бы рекомендовала всем читающим семьям. Ну так, на всякий случай, если кто еще не читал про то, с какого возраста ребенка можно знакомить с книжкой, с какого возраста лучше рассматривать и комментировать, а с какого - именно читать. Найти ее можно в журнале "Мама и малыш".

Как читать ребенку? Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой — весомый шаг к развитию его образного мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь к пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Александра Морозова, Ирина Александрова
Александра Морозова-дошкольный педагог; Ирина Александрова- филолог, преподаватель высшей категории.

От 0 до 5-6 месяцев

Знакомство с книгой возможно уже в самом нежном возрасте (от 0 до 5-6 месяцев), и начинать его лучше с детских стихов и песенок: младенцы очень хорошо чувствуют стихотворный и музыкальный ритм. Еще не понимая смысла слов, они уже способны адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса: если мамины слова звучат игриво и весело, кроха улыбается; если мама говорит серьезным голосом, он тоже становится серьезным. Так у малыша формируются жизненно важные эмоции.

От 6 месяцев до года

С 5-6 месяцев ребенок начинает активно пользоваться руками - ему нравится трогать различные предметы, трясти их, пробовать на вкус. Наступает время знакомства малыша с книжками-игрушками, помогающими развивать у него тактильную память и мелкую моторику, что в свою очередь стимулирует развитие речи. Ребенок может ощупывать такую книжку, изучая с помощью пальчиков материал, из которого она сделана, пробовать ее на вкус и рассматривать картинки. Так у малыша появляется первый опыт общения с книгой.

Иллюстрации в таких книжках должны быть крупные, яркие, лучше с различной текстурой и по возможности "говорящие". Например, корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собачка - гавкать. И мама должна помочь малышу научиться правильно с ними "общаться": возьмите малыша на руки, вместе перелистывайте книгу, рассматривайте ее, вместе нажимайте на звучащие приспособления и радуйтесь. Дети до года способны концентрировать внимание на книжке всего лишь в течение нескольких секунд, поэтому для ребенка этого возраста можно купить несколько ярких книг. Они должны находиться в зоне досягаемости малыша, тогда он с удовольствием будет тянуться от одной к другой. Если вы заметите, что интерес ребенка к книгам остыл, уберите их и предложите новые. Через какое-то время кроха с удовольствием будет снова рассматривать "старые" книги.

Книжки-игрушки могут быть с текстом и без него. Текст, в свою очередь, должен быть небольшим и ритмичным - например, в виде небольших певучих четверостиший. Читать их надо нараспев и с хорошо выраженной интонацией.

Сейчас на книжном рынке много таких книжек. Выбирая их, помимо всего прочего, нужно обращать внимание, соблюдаются ли предъявленные к таким изданиям гигиенические требования. В первую очередь посмотрите на материал, из которого они изготовлены, - он должен быть безопасным для ребенка, прочным и, желательно, моющимся.

От 1 до 2 лет

В возрасте от года до 2-х лет в лексиконе ребенка появляются все новые и новые слова. Малышу приходится их систематизировать, сопоставляя с конкретными объектами и запоминая по-своему. Чтобы в сознании ребенка образовалась прочная связь между предметом и его "именем", требуется многократное повторение этой цепочки: "предмет - его название". И здесь снова на помощь приходит умная, добрая книжка.

В этом возрасте многие дети особенно любят книжки про животных. Изучая их, ребенок может влюбиться, например, в кошку и какое-то время совсем не будет замечать изображенных в книжке других животных. Он будет вновь и вновь с радостью перелистывать страницы своих книг, выискивая в них именно кошек. Такую "любовь" можно использовать для расширения кругозора ребенка - например, рассказать, где живет кошечка, чем она питается, какие у нее привычки. Так у ребенка формируется первый осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

Годовалому ребенку уже пора осваивать и коротенькие простенькие сказки с бесконечными повторами - "Колобок" ("Я от бабушки ушел…"), "Репка" ("Тянем - потянем") и другие. Повторы помогают ребенку лучше представить картину происходящего и усвоить смысл услышанного.

В возрасте до 2-х лет продолжают играть большую роль иллюстрации - зрительные образы и слова постепенно становятся для малыша одним целым, а это уже основа развития наглядно-образного мышления. Рисунки из первых книжек помогают формировать у ребенка точное представление о мире, в который он пришел. Вот почему книжки для этого возраста должны быть хорошо иллюстрированы. А взрослым необходимо помочь ребенку соединить картинку и текст воедино. При покупке самой книги или сборника сказок и стихов обратите внимание на их художественное оформление. Книги для малышей должны содержать минимум текста и максимум иллюстраций. Самое главное требование к рисункам в книгах для маленьких детей - чтобы картинка была крупной, красочной, живописной, а главное - понятной малышу. Если кроха не поймет, что изображено на иллюстрациях, он потеряет интерес к этой книге.

Например, когда мама или папа прочтут текст, они рассматривают иллюстрации к тексту и задают ребенку примерно такие вопросы: "Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?". Можно купить кукольный театр, тогда можно будет читать текст и одновременно показывать персонажи сказки. С этой же целью следует в первую библиотечку малыша добавить книжки с объемными картинками. Пока ушки малыша с лушают сказку, его подвижные пальчики открывают и закрывают дверь избушки, катят по дорожке колобка, гладят пушистую спинку лисички. Нужно только следить за тем, чтобы действия малыша соответствовали читаемому в этот момент тексту, - тогда кроха лучше усвоит содержание и не потеряет интерес к самому процессу чтения. Следите также за выражением его глаз и мимикой. Эмоции ребенка расскажут вам о многом: что его удивило, обрадовало, испугало. Наблюдательная мама после таких занятий сможет сделать кое-какие выводы о характере подрастающего человечка (насколько он чувствительный, боязливый, восприимчивый и т. д.).

Когда вы садитесь c ребенком читать книжку, не забудьте вначале создать соответствующую этому занятию атмосферу - ничто не должно отвлекать внимание малыша от чтения. Для усиления эмоционального восприятия текста иногда можно поставить негромкую классическую музыку - подберите ее заранее, чтобы она подошла по интонации к читаемому произведению.

Ребенок в возрасте от года до двух лет может рассматривать книгу 10-20 минут, но не заставляйте его это делать насильно, иначе вызовете отвращение к книгам.

От 2-х до 3-х лет

Двухлетний ребенок продолжает осваивать мир c помощью подражания, поэтому чтение в этом возрасте должно сопровождаться изображением действия, происходящего на страницах книги. Например, мама широко раскрывает ладони и шевелит пальцами, показывая, как прилетает бабочка, потом надувает важно щеки и растопыривает руки - неуклюжий Топтыгин ковыляет по лесу. Таким образом в сознании малыша выстраивается трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его изображение на рисунке и вдобавок с помощью маминых движений узнает, что такое неуклюжесть. После кроха сам попробует изобразить косолапого Мишку - в этом возрасте ему очень нравится быть "повторюшкой": попрыгать, как зайчик, махнуть хвостиком, как мышка, и разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой…

К трем годам малыш уже неплохо говорит и превращается в настоящего почемучку - вопросы сыплются из него, как из рога изобилия, в том числе и во время чтения. Читая книжку, объясняйте ребенку все непонятные слова и выражения, только не переусердствуйте. Есть веселый пример: мама, объяснявшая, ребенку, что такое "цокотуха", ушла в такие дебри, что ребенок уснул, не дождавшись любимой сказки. Читайте текст несколько раз - дети любят это. Когда вопросов будет меньше, появляется возможность поработать над содержанием прочитанного.

Книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст, повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, малыш будет делать попытки "читать" самостоятельно.

В этом же возрасте уместно объяснить ребенку, как устроена книга, - для чего нужны обложка, переплет, титульный лист. Можно рассказать, что у книги, как и у человека, есть свой паспорт - титульный лист, свой фасон одежды - формат, "говорящая обложка", которая рассказывает нам об авторе этой книги, о заглавии. Попросите ребенка описать словами, о чем рассказывает рисунок на обложке, и по нему предположить, о чем эта книга.

Дети этого возраста любят по несколько раз перечитывать любимые сказки. Каждый раз перед тем как малыш начнет читать, предлагайте другую сказку, даже если уверены в его отказе. В этом возрасте ребенка обуревает кризис противоречий, поэтому своей цели можно добиться методом от противного: не хочешь - не нужно, тогда я почитаю кукле или мишке. Через секунду ребенок скажет: "И мне тоже почитай!". Дети в возрасте до трех, а то и до четырех лет слушают в основном мелодику текста, стиха, они плохо воспроизводят сюжетную линию. А реагировать на текст учатся, глядя на вас. Поэтому проявляйте свои эмоции правильно и не бойтесь читать крохе "Тараканище" К. Чуковского: это вам, с высоты своего жизненного опыта, страшно. А для ребенка это стихотворение - не более чем веселое представление с бодрым ритмическим рисунком. Дети в этом возрасте не достраивают логическую цепочку и не задумываются, например, о том, что же будет с волками, если они друг друга съедят.

От 3-х до 6 лет

В период с 3-х до 6-ти лет ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним взрослеют и его книжки. Для этого возраста подойдут сказки Пушкина, Андерсена, Ершова, Волкова, Бажова, русские народные сказки. Чтобы малыш не заблудился в литературных событиях и образах, просите его пересказывать прочитанное - все по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Детская книга - это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний "читаемым". Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение только на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

  • сначала мама "глаза в глаза" читает ребенку текст и не показывает картинок;
  • дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;
  • обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;
  • демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;
  • соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги - с рисунком на обложке
  • следует выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Годам к 5-ти некоторые дети начинают читать сами, но форсировать это не стоит - в результате научных исследований доказано, что до 6-летнего возраста у ребенка в основном развивается правое полушарие, которое отвечает за эстетическое развитие, и только потом подключается левое (математическое), отвечающее, в том числе и за чтение.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие важные моменты.

Во-первых, следует учитывать психофизические особенности, присущие детям каждой возрастной группы.

В-третьих, прививайте ребенку бережное отношение к книге. Хорошо, если в семье изначально трепетно относятся к книгам. По крайней мере книги должны храниться в определенном месте. Малышу следует с самого раннего возраста внушать, что книгу нельзя рвать, ее нужно читать или рассматривать аккуратно, - она "живая", она рассказывает нам много увлекательных историй. Можно ввести дома традицию: каждую новую книгу "приглашайте" в дом как самого дорогого гостя, "усаживайте" на почетное место на книжной полке среди других книг-друзей. Посмотрите иллюстрации к новой книге, предположите, о ком или о чем в ней пойдет рассказ. Читать же новую книгу следует только тогда, когда ребенок эмоционально готов к В-четвертых, не читайте вместе с ребенком наспех, превратите чтение в некий ритуал. Ребенок может занять удобную для него позу - чаще всего малыши забираются к маме на колени. Посадите его так, чтобы видеть реакцию крохи. Первый раз читайте "глаза в глаза", не отвлекаясь на иллюстрации. Объясните малышу, что книга не любит, когда ее прерывают. Затем рассмотрите картинки и задайте малышу вопросы к ним, попытайтесь выяснить, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно. Обязательно объясните то, что ребенок не понял, и прочтите текст еще раз.

В-пятых, чтобы не отбить у ребенка желание читать, никогда не принуждайте его к чтению, И не смотрите на часы - руководствуйтесь только тем, заинтересован малыш или уже нет. Никогда не стыдите малыша (особенно в присутствии посторонних) за то, что он уже целую неделю не брал в руки книгу, - это может нанести ему психическую травму. Беспроигрышным вариантом, как и во многих других ситуациях, остается воспитание любовью: листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Принято выделять для книг категорию "от года до трёх". На мой взгляд, это неправильно. Между годовасиком и трехлеткой лежит огромный путь развития человека, поэтому и книги им нужны разные.

Давайте посмотрим на процесс развития малыша и разберем, когда же в нем появляется место для книг.

Иногда можно встретить советы читать малышу еще тогда, когда он находится у мамы в животике. Говорят, что ребенок лучше узнает эту книгу в будущем и т.д. Не знаю, как на счет узнавания книги, но совет хороший. Ну, во-первых, вообще хорошо, когда женщина читает. Читая, к примеру, Карлсона или Незнайку, она погружается в мир детства, который ее ждет. Настраивается на "детскую волну". Во-вторых, спокойный мамин голос, вибрации от него, приятны для малыша.

А потом малыш рождается. И ему не до книжек совсем. Ему нужна мама, ее тепло, забота и еда. В это время обычно даже те мамы, которые раньше никак не обнаруживали в себе способности петь, начинают-таки напевать малышу песенки, потешки, прибаутки... Те самые, которые пели нам наши мамы. Сейчас выпускаются книги, где собраны потешки и песенки, накопленные поколениями мам и бабушек. Они помогут разнообразить репертуар мамы.

В качестве примера, назову книгу "Чижик знает песенку". В ней собраны русские народные потешки в сказочном воплощении Васнецова – это детская классика на века. Позже, когда малыш чуть подрастет, ее можно будет читать вместе с ним - книга прекрасно иллюстрирована.
Такая книга станет отличным подарком маме на рождение малыша.

Приходит время и маленький человек начинает исследовать мир. Он учится брать предметы в руки, трогать, грызть, совершать с ними какие-то действия. Малыша интересует не истинное назначение предметов, а что с этим предметом можно сделать.

К примеру, если мы поставим перед малышом кастрюлю с крышкой. Он скорее всего попробует крышку на вкус, постучит этой крышкой по кастрюле - весело же! И его совершенно не заботит, для чего эта кастрюля нужна на самом деле.

Так же и с книжкой. Ага, ее можно листать, грызть опять же, бабахнуть об пол...

На этом этапе уже можно предлагать малышу книги. Пусть это будут книги с толстыми картонными страницами. Но не расстраивайтесь, если он не окажет им внимания.

Вот это - самый лучший момент для знакомства с книгами, т.к. книга интересна именно из-за содержания, а не как предмет.

В первых книжках обязательно должен быть элемент игры. Тут кто-то прячется, тут выдвигается, тут отковырять можно, тут на ощупь что-то новое.

Хорошим способом познакомить ребенка с книгой будет мягкая тканевая книга . В ней элементы выпуклые, есть пищалки-шуршалки. Можно, к примеру, взять пчелку, полетать-полетать-и посадить снова на цветочек.

Не держите книгу в корзине с игрушками, даже если она игровая. Старайтесь выделить для книг отдельное место. Так малышу будет проще понять, что книга - не игрушка, что у нее другое назначение (и что грызть ее - не самая лучшая идея).

Здесь хотелось бы более подробно остановится именно на процессе общения с книгой.

Я употребила термин "общение с книгой" , а не "чтение" поскольку как такового чтения еще нет. Есть процесс рассматривания-взаимодействия с книгой вместе с родителем. Взрослый показывает картинку и рассказывает о ней. Важно делать это вместе с ребенком и не оставлять малыша с книгой наедине, т.к в последнем случае велика вероятность, что ребенок придумает книге другое применение и будет играть с ней по-своему. Взрослый же мягко направляет малыша, показывает, "как играть с книгой правильно".

Про картинки:

Знакомясь с картинками в книге, малыш учится понимать язык знаков. Что это значит? Рисунок кошки в книге - это не сама кошка, это ее знак. Вы показывали ребенку кошку на улице, она другая. Понимание знаков - важный навык, т.к. влияет на обучение чтению в будущем. Буквы - знаки звуков.
Поэтому важно, чтобы рисунки были, с одной стороны, понятными, а с другой - реалистичными . Стилизованное существо в розовом платье и шляпе, в котором и вы то с трудом узнаете кошку, - не лучший вариант.

Это не значит, что нужно показывать ребенку только знакомые предметы, нет. Вот крокодила ребенок вряд-ли видел, показывайте его в книжке. Только пусть это будет для начала не крокодил Гена в пиджаке и шляпе, а кто-то зеленый с большим ртом и хвостом и на четырех лапах.

Еще хорошо бы, чтобы картинки изображали какое-то действие . Кошечка играет с клубком, курочка клюет зерно... Ребенок познает мир через движение. Если движение есть на картинке - проговариваете его, так понятнее.

Хорошим примером правильных иллюстраций служит книга "Лис и мышонок" .

Про текст:

В книгах для малышей как правило очень мало текста. И это правильно. Потому, как основная нагрузка по звуковому сопровождению книги ложится на взрослого. Он фантазирует и проговаривает текст языком, понятным ребенку. Чтение готового текста, без адресации ребенку, пока вряд-ли будет интересно. Интерес именно к сюжету просыпается годам к 2-3.

Исключение составляют стихи. Короткие звонкие четверостишия, в сопровождении качественной картинки, имеют большой успех у малышей. Но опять же: прочитали стишок, и можно обсудить, что на картинке нарисовано.

В заключении хочется сказать, что как всегда, для каждого человечка все индивидуально. Если ребенок в 4 месяца внимательно слушает Хармса - отлично. Если в год отношения с книгами еще не сложились - тоже не беда. Всему свое время.

Вовсе не обязательно делать все "по науке". Делайте так, как считаете нужным. Это ваш ребенок. Вы знаете и чувствуете его лучше чем любой другой.

Главное, искренне хотеть и стараться показать малышу удивительный мир книг.

Каждая мама читает своему любимому малышу. Будь то сказки, детские книжки, или просто глянцевый журнал – малышу нравится слушать все. Главное для него, не столько содержание услышанного, сколько любимый мамин голос, обращённый к нему с чтением.

У каждого свой подход, я же поделюсь с вами своим.

Глебовы книжки

Читать Глебу я начала ещё будучи беременной. Вроде, ему нравилось – активно толкался и бил по почкам. Старалась все то, что читала в те месяцы — читать вслух. Из детских книжек читала только любимого мною Винни-Пуха, а все остальное — то, что интересовало меня. Таким образом, мой ребёнок знаком с основами квантовой механики, выпечкой в аэрогриле и шедеврами Франсуазы Саган.

Книги нам дарили родственники и друзья, иногда покупала сама. Таким образом, на данный момент, у нас собралась неплохая коллекция – у Глеба уже есть целая собственная книжная полка. Там есть и детские книжки-развивалки, и сказки, и обучающие материалы. Есть ещё мои детские книжки, которые бережно сохранила моя мама, а также мягкие плюшевые книжки и прорезиненные книги для купания.

Глебу книжки нравятся очень . Во-первых: их можно погрызть, обсосать и облизать, во-вторых: с ними можно весело играть – класть одну книжку на другую, собирать из них пирамидки, в-третьих: мама, глядя в них, начинает весело что-то рассказывать (это, конечно, не так интересно, как предыдущие два достоинства книг, но тоже неплохо). Слушать в моем исполнении Глеб любит Корнея Чуковского («Телефон», «Мойдодыр» и «Тараканище») и Пушкина (собрание сказок) — сын любит классику. Думаю, такая любовь обусловлена ритмичностью стихов, так как содержание он вряд ли ещё понимает.

Недавно в коллекции появились «Рукавичка», «Гадкий утёнок» и «Кошкин дом», подаренные бабушкой. Там очень замечательные яркие иллюстрации, привлекающие детское внимание всецело и надолго.

Найди героя

Как-то во время чтения очередной книжки, мне в голову пришла идея новой развивающей игры для сына. Назвали мы её «найди героя» . Суть её, как вы уже догадались по названию, заключается в поиске определённого героя книжки. Работает это так: показываем на обложке малому, например, в книжке о гадком утёнке главного героя – непосредственно самого утёнка, а потом просим малыша найти утёнка на других страницах.

Желательно выбрать такого героя, чтоб он встречался на каждой странице книжечки, тогда интереснее получается процесс поисков. Благодаря этой игре мы во-первых: учимся самостоятельно переворачивать странички (надо же и дальше находить утёнка), во-вторых: развиваем наблюдательность (ищем утёнка среди остальных героев), в- третьих: учим новые слова (само слово «утёнок», а также параллельно – названия всех остальных героев, с которыми сынуля, поначалу, путает утёнка).

Игра очень забавная и развивающая, у сына — восторг полнейший, когда наконец-то, заветные утёнок или котёнок оказываются найденными. Можно совмещать с параллельным чтением книги, тогда задействуется и слуховое восприятие. В общем, в этой игре есть огромное поле для совершенствования.

В заключение

Читать или не читать малышу? Судя по моему опыту — однозначно читать! Это отличное времяпрепровождения и для ребёнка и для его родителей, весёлое и полезное. И не важно, когда начинать читать своему чаду: ещё во время беременности, или когда малышу исполнится год. Важно мамино и папино внимание и совместное весёлое времяпрепровождение, которое легко может обеспечить чтение. Нет ничего лучшего для ребёнка, нежели родительская любовь и ласка! Читайте на здоровье!

Хорошего вам чтения и времяпрепровождения!

Каждый человек помнит, как родители или воспитатели читали им в детстве сказки. Сказка - это общение с малышом на волшебном, хорошо понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни. Маленькие дети отождествляют себя с главным героем сказки и живут вместе с ними, учатся на его ошибках. С помощью рассказов сказок родители учат ребенка, как вести себя в разных жизненных ситуациях. Сказки учат малыша сочувствию и состраданию, слушая сказки, они становятся более внимательными и усидчивыми.

Начинать читать сказки можно практически с пеленок, только хорошо воспринимать их научится не раньше 4 лет. Малышу, которому нет еще полтора годика, необходимо читать сказки "Репка", "Колобок", "Курочка Ряба" и сказочки в стихах. В этих сказках присутствуют животные и незначительные переживания за судьбу персонажей сказок, переносимые для малыша. Главная задача родителей при чтении сказок малышам ясельного возраста учит их слушать. Пусть ребенок садиться к маме или папе на колени и слушает пока непонятные ему фразы и слова.

Если родители читают сказку с мягкой интонацией и спокойным голосом, то малыш ощущает как из книги, которую они держат на руках, идет тепло и радость. Негативные впечатления от услышанной печальной сказки могут вызвать у ребенка чувство страха. А если переживания сказки стрессовые, то малыш инстинктивно защищается от них и стремиться добраться поскорее до счастливого конца. Поэтому не следует читать малышам до 4 летнего возраста сказки Корнея Чуковского "Тараканище" и "Муху-Цокотуху", хоть у этих сказок и хорошая рифма.

Смысловые выражения , такие как "проглотили", "порвали", "растоптали", "испугались", могут произвести травму психики ребенка. Аналогичные сказки других авторов, где есть подобные фразы, не надо читать малышам, пусть он немного подрастет и когда ему будет понятен сюжет сказки, можно ознакомить с этими всемирно известными детскими произведениями. Для самых маленьких детей лучше читать сказки В.Г.Сутеева, стихи и сказки В.М.Степанова, стихи Маршака, Агния Барто, Михалкова, Благиной и другие. Родителям необходимо тщательно фильтровать сказки, прежде чем читать их маленькому ребенку. Покупая книжку для своего малыша, обратите внимание на то, с какого возраста рекомендуется их читать детям. Если такой информации на книжке нет, то перелистайте ее сами.

Иллюстраций и картинок на книге должно быть каждый раз, как только вы открыли новую страничку. Они помогают лучше воспринимать сюжет сказки. Страшных изображений на обложке и внутри книжки не должно быть, многие дети боятся их. Маленьким детям лучше купить картонные книжки, чтобы они не могли рвать их листочки. Внимательно прочитайте сюжет сказки или стихотворения. Детская сказка малышам должна быть короткой и простой, со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Если вы считаете, что там присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от покупки этой книжки.

Чтобы малыш запомнил сказку лучше, психологи советуют не читать, а рассказывать их. Дело в том, что когда человек рассказывает сказку у него голос более доверительный и теплый. При рассказе малыш больше чувствует отношение самого родителя к герою сказок и легче понимает, осуждает он героя или восхищается им. Однако не стоит перестараться и слишком увлекаться, рассказывая сказку страшным голосом и рыдая, жестикулируя руками и показывая сцены из сказки. Задача родителей не испугать, а передать состояние героя тихим и спокойным голосом. Показывайте малышу иллюстрации, дети надолго запоминают то, что увидели. Задавайте малышу вопросы, хотя он еще не умеет на них отвечать. Вопросы заставляют его задуматься и побуждают в нем желание самому спрашивать вас об интересующих его моментах сказки.


Читать сказки необходимо в соответствии с возрастом ребенка . Начиная с двухлетнего возраста можно прочесть ребенку сказки с более сложным сюжетом. Например, Заяц и лиса", "Теремок", Зайка-зазнайка" и тому подобные. Детям старше 3-х лет рассказывайте сказки, где наряду с животными присутствуют люди. Это сказки "Маша и медведь", "Кот в сапогах", "Гуси-лебеди", "Раковая шейка" и другие. Сказки, где присутствуют персонажи волшебники и колдуны, лучше начинать читать после 5-летнего возраста.

У детей до пяти лет преобладает логическое мышление, они действительно верят в чудеса. Для детей старше пяти лет полезны сказки "Снежная королева", "Русалочка", "Дюймовочка", "Двенадцать месяцев", "Щелкунчик" и другие.

Маленьким детям лучше читать русские народные сказки , так как они учат ребенка доброте и сочувствию. Если даже сказка не русская, надо учесть, чтобы она заканчивалась хорошо. Какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро обязательно должно победить.

- Вернуться в оглавление раздела " "

Рассказать друзьям