Интегрированное занятие в средней группе по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему. Интегрированное занятие по развитию речи и культуре речевого общения для детей средней группы Разви

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Программное содержание:

Выявить уровень знаний детей;

Развивать связную речь детей;

Формировать грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за и наречиями: вверху - внизу, справа - слева;

Формировать умения образовывать «ласковые слова» (с уменьшительно-ласкательным суффиксом);

Формировать умения подбирать слова, подходящие по смыслу;

Формировать умение согласовывать существительное с прилагательным;

Развивать фонематический слух детей;

Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: Конверт с письмом, сундук,

билетики, коробочка, карточки с изображением самолета, паровоза, парохода, сюжетные картинки по сказке Колобок, цветок, бабочка, карточки с изображением предметов (РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА), мяч, карточки с написанными фразами, карточки с изображением предметов (КУБИК, МЯЧ, ШАРИК, ПЛАТЬЕ, ЦВЕТОК, ВЕДЕРКО, КРУЖКА), «Веселый мяч», фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер), мольберт, ватман с изображением дерева, клей, листочки, цветочки красного, голубого и желтого цветов, угощение.

Вхождение в день.
« Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!»2. Пальчиковая игра «Сосчитаем пальчики»

- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте с ними поиграем.

Один, два, три, четыре, пять.

Бер, ике, өч, дүрт, биш. –

Десять пальцев, пара рук –

Вот твое богатство друг»

Воспитатель: - Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно отправиться в путешествие в наш волшебный лес, но на каждой станции вас будет ждать задание. За его правильное выполнение вы получите ключ, с помощью которого в конце путешествия вы сможете открыть сундук, в котором волшебный элексир и сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство.

станция «Веселая бабочка»

Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?

Дети: - Бабочка!

Воспитатель: - Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас где она летает? А теперь перелетела куда? (дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)

Воспитатель: - А вот и ключик, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.

2 станция «Назови ласково»

Воспитатель бросает мяч ребенку и называет существительное, а ребенок возвращает воспитателю мяч и воспроизводит уменьшительно-ласкательную форму этого существительного. Например: Стол – столик

РЫБА, КНИГА, МЯЧ, ВЕДРО, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК, ФУТБОЛКА, ЛОЖКА.

Воспитатель: - Молодцы, ребята, справились! Получите ключик. Ребята, вы наверное уже устали? Давайте проведем физминутку.

Физминутка « Если нравится тебе, то делай так…»

Воспитатель: - Отдохнули, пора и в путь отправляться.

3 станция «Подскажи словечко»

На столе лежат карточки, где написаны незаконченные фразы. Ребенок, берет карточку, подает воспитателю, воспитатель читает, а остальные дети заканчивают фразу.

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей)

Скоро вечер, посмотри –

Загорелись... (фонари)

А рядом бегемотики

Схватились за... (животики)

Не послушал зайка папу –

Отдавили зайке... (лапу)

А возле этой елки

Бродили злые... (волки)

Долго, долго крокодил

Море синее... (тушил)

Солнце светит очень ярко

Бегемоту стало... (жарко)

Часто к озеру напиться

Ходит рыжая... (лисица)

Би-би-би! Гудит машина,

Не поеду без... (бензина)

Не будильник, а звонит.

Не приемник – говорит.

Угадайте, кто же он?

Ну конечно, ... (телефон)

Воспитатель: - Отлично справились с заданием!

4 станция «Каким цветом?»

Раскладываются карточки с изображением предметов. Ребенок выбирает себе карточку, а цвет выбирает при помощи «цветного кубика». Таким образом он согласует существительное с прилагательным. Например: - синий мяч, красный кубик.

Воспитатель: - Молодцы! Справились с заданием, получите ключик.

Звучит мелодия, путешествие продолжается.

5станция «Узнай, что звучит»

Звучит фонограмма различных звуков (идет дождь, шелестит листва, плещется вода, хрустит снег, дует ветер) дети слушают и отгадывают, что это за звуки.

Воспитатель:- Молодцы! Вот ключ, продолжаем наш путь.

Конечная станция «Волшебный лес»

Воспитатель: - Вот и приехали мы в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Давайте нашими ключами попробуем открыть сундук.и полем дерево волшебным элексиром. Посмотрите, рядом с деревом лежат листочки, может мы сами попробуем прикрипить их, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте приклеем листочки к дереву и посмотрим.

Дети приклеивают листочки. Звучит волшебная мелодия.

Воспитатель: - Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает медаль).

Рефлексия: Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Кому было сегодня интересно, возьмите цветочек красного цвета и приклейте его к волшебному дереву. Кому было не очень интересно, возьмите цветочек голубого цвета и приклейте его. И кому было сегодня скучно, приклейте цветочек желтого цвета.

Министерство образования и науки

Енбекшиказахский район

Село Шелек

ГККП Детский сад № 38»Гульдер»

Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы»

по развитию речи.

Тема: «Золотая осень»

Воспитатель: Нольфина Елена Григорьевна

Интегрированное занятие в средней русской группе «Непоседы» по развитию речи(+ознакомление с окружающим миром + лепка+ продуктивная деятельность)

Технологическая карта образовательной учебной деятельности.

Четверг____________________2013 год.

Образовательная область: коммуникация, познание, творчество.

Раздел: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, лепка, ФЭМП.

Тема: «Золотая осень»
Цель занятия: способствовать развитию речевой активности и самостоятельности детей, углублению представлений детей о живой природе. Уточнить и обобщить знания детей по теме «осень», закрепить приметы времени года «осень».

Программное содержание :
Продолжать учить детей осваивать формы речи – рассуждения: объяснительную речь, речь – доказательство. Закреплять умения детей правильно составлять разные формы предложений (простые, сложные). Активизировать в речи детей слова, определяющие предметы природы, их качества и особенности. Продолжать учить правильно, образовывать слова, пользуясь суффиксами (детёныши животных). Упражнять в правильном звукопроизношении в процессе речевых высказываний.
Развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение. Углублять представления о сезонных изменениях в живой природе в осенний период.
Развивать мелкую моторику рук, интерес к продуктивным видам деятельности, творческое воображение.
Воспитывать культуру общения детей (со сверстниками, взрослыми). Воспитывать интерес к природе родного края.

закрепление элементарных навыков и умений, используемыми при лепке из соленого теста (тестопластике)

2. Коррекционно-развивающие: формирование творческой активности, художественного вкуса; развитие мелкой моторики; формирование чувства цвета.

3. Воспитательные: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро

Методические приемы, используемые в ходе занятия:

Просмотр презентации «На лугу живёт Ко… »;

Показ приёмов работы педагогом.

Дидактическое обеспечение:

1) Для педагога: презентация, готовая работа, тесто на всех участников занятия, салфетки, стеки, дощечка для лепки.

2) Для детей: тесто на каждого ребёнка, дощечки для лепки, стеки, салфетки.

Мультимедиа, слайды для презентации;

Овощи, фрукты (натуральные или муляжи) ;

Корзина;

Магнитная доска, мольберт;

Картина на тему «Осень»;

Картинки с изображением примет времён года (на каждого ребёнка) ;

Картинки с изображением овощей, фруктов (на каждого ребёнка)

Карта

Стрелки

Волшебный сундучок

Музыка

Цифры от 1 до 3

Бисер

Предварительная работа:

    Совместная деятельность: чтение художественных произведений об осени, рассматривание картин, отгадывание загадок, рисование «Осень», дидактические игры, составление гербариев, целевые прогулки.

    Самостоятельная деятельность: рассматривание открыток «Цветы», рассматривание энциклопедий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, и они не знают, как вас зовут.
Давайте представимся: друг другу улыбнёмся и назовём ласково по имени того, кто рядом стоит.

У нас нарядный зал, а вы помните, какой праздник у скоро будет здесь в этом зале?
Как вы думаете: осень - это хорошо или плохо? (Ответы детей )

Стук в дверь, влетает сорока

Я сорока-белобока,
Прилетела издалёка,
Весть из леса принесла.
Сказано мне строго было,
Чтоб ничего не позабыла.
Осень в память о себе
Вам сюрприз оставила,
А сюрприз тот в сундучке,
Ключик на тесёмочке.
Только где лежит – забыла:
В шкафу или на полочке.

Воспитатель: Ребята, сорока очень быстро все рассказала. Вы поняли, о чем она протараторила? … А как же мы найдём сюрприз? ...Где находится ключик?
Сорока: Вспомнила: было сказано вам передать - строго все правила соблюдать и задания выполнять (сорока отдаёт детям лист бумаги и улетает ).
Воспитатель: Что же это за лист бумаги? Как вы думаете? …Да это же карта, с помощью которой мы сможем отыскать ключик. Но тут написано, чтобы к ключику попасть, надо идти только по той дороге, которая указана на карте, и преодолеть все препятствия. Вы хотите отправиться в путешествие? (Воспитатель предлагает детям смотреть на карту и определять маршрут движения. ) Смотрим по стрелочкам, куда мы отправляемся.

Звучит музыка
Вот мы оказались в осеннем лесу. Вы чувствуете, как свеж и чист лесной воздух? Сделаем глубокий вдох, расправим плечи. А что вы слышите в осеннем лесу?
1 задание: «Убрать листья с тропинки», но сначала надо назвать - с какого дерева этот лист, и как он называется. (С берёзы – берёзовый лист, с осины – осиновый, с тополя – тополиный, с рябины – рябиновый лист, с дуба – дубовый, с клёна – кленовый). Затем идём по узенькой тропинке. (Воспитатель предлагает детям из теста сделать в подарок малышам)

Педагог: Ребята, посмотрите, что я сегодня утром нашла у нас в группе. Это письмо и оно прислано для вас. Хотите узнать, от кого оно и, что в нём написано?

Дети: Да!

Педагог: Итак, посмотрим. Это письмо из королевства «Цветов», а написала его… Ребята, здесь загадка. Отгадаем!

Дети: Да!

Педагог: Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… (Божья коровка) .

Дети: ответ.

Педагог: Ребята, а здесь не только письмо, но еще и диск. Божья коровка говорит, что на нем мы найдем что-то интересное. Посмотрим?

Дети: Да!

Педагог: Читает письмо от Божьей коровки и показывает презентацию.

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Коровка, Божья Коровка! Так как на улице уже холодно, я не смогла прилететь к вам сама и вот решила написать вам письмо. Мое письмо не простое, оно – познавательное. Я хочу посмотреть, что вы знаете и научить вас чему-то новому. Надеюсь, вам понравится! »

Педагог: Итак, ребята, вы готовы?

Дети: Да!

Педагог: Тогда начнем! (Читает письмо с заданиями)

«Я попрошу вас посмотреть на картинки и ответить, что вы на них видите (Слайд №3?

А знаете ли вы, как и где люди добывают соль? Вот на таких месторождениях каменной соли (соленые озера) люди с помощью специальных машин добывают соль (Слайд №4).

А знаете ли вы, для чего нам нужна соль? Конечно же, соль мы используем при приготовлении пищи, а так же она применяется людьми зимой на дорогах. Она разъедает снег и лёд и поэтому на дорогах становится не так скользко и более безопасно (Слайд №5) .

Ребята, а как вы считаете, что здесь изображено (Слайд №6? Ну конечно, это поле с рожью.

А кто из вас знает, что люди получают изо ржи? Итак, это мука (Слайд №7). Раньше люди, получали муку, перемалывая её на мельницах, теперь этот процесс проходит на заводах с использованием специальных машин. Всем вам известно, что из муки мы получаем? (Слайд № 8) .

А что же изображено на этом рисунке (Слайд №9? Правильно, это вода.

Для того чтобы к нам в квартиры поступала чистая вода, она проходит специальную обработку вот на таких очистительных станциях (Слайд №10).

Всем живым существам нужна вода (Слайд №11). Люди потребляют её в пищу. Так же она является одним из средств нашей личной гигиены. Используем её для полива растений и во многом другом.

Ребята, а как вы думаете, что получится, если мы возьмем соль, воду и муку и смешаем их вместе (Слайд №12?

Конечно же, это тесто (Слайд №13) .

А теперь подумайте, что мы можем делать с пластилином (Слайд №14? Правильно, из него мы лепим. Лепить мы можем так же и из глины.

А вот вы знали, что из специального «соленого» теста мы тоже можем лепить (Слайд №15? Посмотрите, какие красивые работы из него получаются.

Я предлагаю и вам попробовать полепить из теста. Мне очень хочется, чтобы вы слепили моих малышек-деток. Посмотрите, пожалуйста, какие разные коровки могут получиться из теста (Слайд №16) .

Это совсем не сложно, но очень интересно!

Сначала вы должны взять тесто и отрывая от большого куска маленькие кусочки наносить его на наше изображение. Дети заполняют изображение получая божью коровку (Слайд №17) .

Посмотрите на карту, куда мы направляемся дальше? (К болоту ). А по болоту мы сможем пройти? (Обходим вокруг )

2 задание: Звучат голоса птиц

А еще скажите мне -
Знаете вы птиц?
Как у них сейчас дела -
Воробьёв, синиц?

Посмотрите, сколько много птиц. Подумайте, как их можно разделить на две группы. Почему вы их именно так поделили?

Хотите поиграть в игру-шутку? Скажите, что тут неправильно? Почему?
Прилетели птицы : голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы : голуби, куницы, кукушки, уточки и мошки.
Прилетели птицы : голуби, лисицы, аисты, скворцы.
Прилетели птицы : голуби, синицы, чибисы, чижи, лебеди и утки
– И спасибо шутке.

3 задание: Разобрать камни, лежащие на дороге, чтобы пройти дальше. (На каждом камне изображение животного )

Много разных зверей
В лесу обитает.
Как детёнышей их звать?
Кто точно знает?

Словесная игра «Закончи предложение»

У волчицы родились ……(волчата )
У медведицы косолапые….(
медвежата )
У белки прыгают ……….(
бельчата )
У лисицы хитрые……...(
лисята )
У ежихи родились……….(
ежата )
У лосихи есть………(
лосята )
У оленихи красивые…….(
оленята )
У зайчихи пушистые……..(
зайчата )
(
Воспитатель раскладывает картинки животных в три обруча )

    Медведь, ёж (ложатся в спячку на зиму).

    Белка, заяц (меняют окраску).

    Волк, лиса, олень, лось (к зиме появляется тёплый подшёрсток)

Как вы думаете, почему животные поселились в разные домики?

Трудности все позади,
Что же будет впереди?

Нашли ключик и сундучок, а в сундучке семена разных растений (тыквы, подсолнечника, гороха и др. ).
Вы хотите сделать из семян цветы в память о сегодняшнем осеннем путешествии? Вы готовы? А пальчики ещё не готовы. Сначала сделают наши пальчики гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять, Дети поочерёдно загибают пальчики.
Будем листья собирать
Сжимают и разжимают кулачки.

Листья берёзы, листья рябины, Загибают пальчики, начиная с большого.
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Шагают по левой ладони средним и указательным пальцами правой руки.
Закройте глаза и подумайте, какое растение, вы хотели бы сделать. Может кто-то из вас хочет выполнять работу вместе с другом? Подумайте и договоритесь.
Дети выполняют работу, в это время звучит лёгкая спокойная музыка

Какие приметы осени вы знаете? (ответы детей)

Ребята, я приготовила картинки, но они все перепутались. Давайте выберем из них только то, что бывает осенью.

Дети подходят к мольберту. На мольберте висит картина на тему «осень». Педагог раздаёт детям картинки с изображением осенних листьев, грибов, дождя, снега, сугробов, яркого солнца и т. д. Дети помещают на мольберт только те картинки, изображение которых относится к приметам осени, например: «На моей картинке нарисован дождь. Осенью на улице идёт дождь». «На моей картинке нарисован снег. Снег бывает зимой» и т. д.

Молодцы, ребята, вы справились с заданием. Мы с вами вспомнили все приметы осени.

А сейчас поиграем в игру «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?» ( подвижная )

    Лист опадает?

    Грач прилетает?

    В речке тёплая вода?

    Новый Год придет когда?

    Медведь в берлогу спать ложится?

    Снежинка первая кружится

    День становится короче?

    Воробьи кричат всё громче?

    На юг все птицы улетают?

    В саду малина поспевает?

    На окнах ледяной узор?

    На берёзках золотой убор?

    Картофель все в садах копают?

    Под жарким солнцем загорают?

    Когда все вместе в первый раз вы пойдёте в первый класс?

Молодцы ребята вы хорошо сегодня поработали ну и наше осеннее путешествие подошло к концу.

Понравилось ли сегодняшнее путешествие и что именно запомнилось?

1. Развивать у детей чувство единства, сплоченности. Повышать уверенность в себе.
2. Создать положительный эмоциональный фон.
3. Совершенствовать координацию движений, развивать мелкую моторику, развивать память.
4. В мимических и логоритмических упражнениях, лексико-грамматических упражнениях «Подбери действия» , «Подбери признаки» -продолжать учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию.
5. Развивать у детей речевое дыхание и силу голоса.
6. Обогащать словарь детей прилагательными и глаголами.
7. Развивать речь, память, внимание, формировать привычки самоконтроля, воспитывать умение работать в коллективе.
8. В упражнении для координации зрения продолжать вырабатывать навык фиксации взгляда на объекте (снежинке).
9. Использовали массаж биологически активных зон « Снеговик» для профилактики простудных заболеваний.
10. Нетрадиционное ИЗО. Продолжать осваивать новые нетрадиционные техники рисования (поролоновыми тампончиками, ватными палочками, трафаретами из картошки.)

Ход занятия

1. Приветствие: Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Ира, я рада тебя видеть)

Цель: создание положительного эмоционального фона

2. Пальчиковая гимнастика

Давайте поиграем с пальчиками

1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять,
1, 2, 3, 4, 5 – в домик спрятались опять.

Цель: координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти.

3. Давайте и мы с вами отправимся гулять (звучит музыка)

Куда же нам, ребята, пойти?

Логоритмическое упражнение:

Ить – ить – ить – куда же нам пойти
(хлопают в ладоши),
Ать – ать – ать в лес отправимся гулять
(хлопают по коленям)

Ну что ж, беремся за руки, идем гулять змейкой.

4. Ребята, куда мы с вами пришли? (в лес)

(Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия», «Подбери признаки» – учить выполнять творческие задания, развивать творческое воображение, фантазию)

Лес какой? (зимний)

Почему? (Много снега)

Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)

Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)

Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)

Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)

Зима - веселое время года или грустное?

(ТРИЗ) - почему веселое? - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках.

почему грустное? – можно заболеть, и нам будет грустно.

5. Ребята, давайте порадуемся первому снегу – улыбаются друг другу.

Ежимся от холодного ветра (мимические упражнения)

6. Подул ветер, завыла вьюга: з-з-з (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: м-м-м (тихи, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: м-м-м (громко, низким голосом)

Шумят ели: ш-ш-ш

Стихает вьюга: с-с-с

7. Ой! Кто это? (Заяц)

Заяц - Ребята, я заблудился в лесу и не знаю дороги в царство Зимушки-Зимы. Помогите мне, пожалуйста, найти дорогу.

Ребята! Поможем зайчику? Нужно пройти все трудности и выполнить все задания. Готовы? Тогда в путь!

8. Ребята! Что это такое? (следы)

Чьи это следы? (животных)

Давайте отгадаем чьи это следы!

След лисы какой? (лисий)

След кабана? (кабаний)

След лося? (лосиный)

След зайца? (заячий)

След белки? (беличий)

Это чей след? (человека)

Значит он какой? (человеческий)

9. А вот и 1 задание:

Сели на стульчики.

Посмотрите, перед вами лежат картинки.

Я вам буду загадывать загадки, а вы будете находить отгадки.

Итак приготовились!

Кто скажет, когда это бывает? (Зимой)

Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло (Лед)

10. Упражнение для координации зрения – ребята пройдите сюда, посмотрите, как много снежинок. Возьмите по одной снежинке, и мы поработаем глазками.

Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.

(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).

Снежки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели

(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда).

Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели

(Отвести ее влево).

Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…

(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)

Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.

(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол).

Глазки закрываем

(Закрыть ладошками глаза).

Глазки отдыхают

(Дети складывают снежинки и садятся на места).

11. А вот, ребята, и 2-е задание – игра «Что неверно нарисовал художник?»

три картинки. Ребята, садитесь на коврик, зайчик говорит вам спасибо.

12. Массаж биологически активных зон «Снеговик». (для профилактики простудных заболеваний).

Ребята! Зайчик замер, давайте сделаем массаж лица и шеи.

Раз-рука, два-рука (вытянуть вперед одну, потом другую руку)
Лепим мы снеговика. (имитируют лепку снежков)
Три-четыре, три-четыре (погладить руками шею)
Нарисуем рот пошире,
Пять – найдем морковь для носа,
Угольки найдем для глаз. (кулачками растереть крылья носа).
Шесть – наденем шляпу косо,
Мы плясать его попросим. (погладить колени ладонями).
Ребята, о ком мы говорили сейчас? (о снеговике).

13.А вот и последнее задание. Давайте нарисуем снеговика и подарим его Зимушке-зиме. Чем будем рисовать:

  • тампонами из поролона (ими рисуем части тела, т.е. круги).
  • тампончиками кого будем рисовать? снеговика, а трафаретом – ведро.
  • а для чего нужны ватные палочки? глазки рисовать.
  • а глазки какого цвета? – черные.

Метлу, которую держит снеговик, прикладываю я.

Молодцы, выполнили задание.

14. А вот зайчик и Зимушка-зима (выходит зима из домика).

Она благодарит детей за то, что помогли зайчонку найти дорогу домой и дарит им елочку для праздника и красивую шкатулку.

Ребята, а какой близится праздник? (Новый год).

15. Пора, ребята, возвращаться в детский сад (идем змейкой между деревьями).

16. Итог занятия.

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Как вы думаете, что это может быть? (Цель: развитие эмпатии).

Ох, ты, да это же конфетки. Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать всем людям, которые живут на Земле…

А – пусть они никогда не болеют;

А – пусть у всех будет дом;

А – пусть у всех будет еда;

А – пусть все хорошо живут;

А – пусть все будут счастливыми;

А – пусть никогда не умирают.

И я хочу, ребята, пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

И тогда все люди станут радостными!

Огромное вам спасибо! На этом наше занятие заканчивается.

Дети 4–5 лет посещают среднюю группу ДОУ. Это средний дошкольный возраст, а значит, ребята понемногу начинают готовиться к школьной жизни. Основными задачами в этот период являются развитие имеющихся способностей и пополнение накопленного багажа знаний. Для этого в детских садах проводят интегрированные и комплексные занятия.

Теоретические основы проведения интегрированных и комплексных занятий в средней группе ДОУ

Ребёнок 4–5 лет воспринимает окружающий мир как неделимый. Он не может вычленить отдельный объект и не рассматривает его в пределах лишь одной отрасли. Например, дошкольник не может сказать, что числа - это из математики, растения и животные - из ознакомления с окружающим миром, буквы - из чтения или письма и т. п. Поэтому необходимо проводить интегрированные и комплексные занятия, объединяющие материалы из нескольких областей, касающихся конкретного явления или понятия.

Интегрированные и комплексные занятие включают в себя приёмы, направленные на раскрытие сути определённой темы в различных видах деятельности, которые являются взаимопроникающими и взаимодополняющими. Основная особенность - тема раскрывается наиболее полно и глубоко, но по времени занятие длится, как обычное. В результате такой насыщенной деятельности у ребят повышается мотивация к занятию, кроме того, остаётся больше времени на прогулки или подвижные игры.

Комплексные и интегрированные занятия проходят динамично и включают различные виды деятельности воспитанников

Общие черты и основные отличия

Общими моментами интегрированного и комплексного занятия являются:

  • построение вокруг определённой тематики;
  • наличие межпредметных связей;
  • разнонаправленность действий;
  • сочетание нескольких видов деятельности (речевой, художественной, музыкальной, познавательной, физической).

Как в интегрированных, так и в комплексных занятиях воспитанники активно включаются в деятельность с помощью игровых моментов, ведь игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

Комплексное занятие может строиться вокруг основного персонажа, например, кота. Дети могут выполнять различные задания: познавательные (беседа с котом о вежливых словах), физические (подвижная игра с котом), счётные (посчитать, сколько усиков у кота) и т. п. Получается, что задания связывает одна тема, но каждое из них выполняет свою задачу. Любое из заданий может использоваться в виде конкурса или мини-игры. Выполнение таких действий не приводит к систематизации и расширению знаний, в отличие от заданий интегрированного занятия.

Основным отличием интегрированного занятия от комплексного является то, что его практически невозможно разделить на составляющие. Это занятие предполагает плавный переход от одного вида деятельности к другому посредством интеграции блоков из разных дисциплин. Например, занятие о весне может включать в себя задания по вспоминанию других времён года и их особенностей, а такие понятия, как цветы, животные, птицы, погода и т. д., будут включаться в тему постепенно. Получится целостное занятие, вычленить из которого отдельный блок очень сложно.

Цели и задачи

Общая цель как интегрированного, так и комплексного занятия заключается в раскрытии сути конкретной темы с помощью комбинации различных видов деятельности.

Задачи могут меняться в зависимости от темы занятия:

  • образовательные - закрепить знания детей о предметах или явлениях, расширить представления об их свойствах, активизировать и обогатить словарный запас, закрепить полученные ранее навыки;
  • развивающие - развить память, речь, внимание, координацию, мелкую моторику, умение выражать свои мысли;
  • воспитательные - воспитать доброжелательное отношение к людям, животным, бережное отношение к природе, умение сотрудничать.

Задачи занятия зависят от выбранной темы и изучаемых предметных областей

Приёмы

Для реализации поставленных задач можно использовать такие приёмы, актуальные для средней группы детского сада:

  • Приёмы постановки цели и мотивации воспитанников:
    • комментирование действий,
    • игровые методы.
  • Активизация:
    • беседа,
    • отгадывание загадок или ребусов,
    • постановка проблемных вопросов («как ты это понял?», «объясни», «докажи» и т. п.),
    • анализ деятельности и выводы.
  • Организация практической деятельности детей:
    • показ картинок,
    • прослушивание аудиозаписей,
    • самостоятельное выполнение заданий детьми.
  • Поддержание интереса:
    • предложение выбора,
    • физкультминутка,
    • музыкальное сопровождение,
    • чередование видов деятельности.
  • Приёмы оценки:
    • похвала,
    • совместное обсуждение результатов занятия,
    • взаимопомощь детей.

На занятиях с дошкольниками важную роль играет наглядность

Методическими приёмами организации комплексного или интегрированного занятия также могут выступить: психологический настрой, сюрпризный момент, поощрение, объяснение, указание, художественное слово и др.

Как провести интегрированное и комплексное занятие в средней группе

Отличия проведения интегрированного и комплексного занятия начинают выявляться уже на стадии подготовки. Если суть темы можно раскрыть посредством сменяющих друг друга видов деятельности, то следует выбрать комплексное занятие. Чтобы подготовить его, потребуется:

  1. Выбрать общую тему, основанную на уже знакомом детям материале, например, «Весна».
  2. Выбрать более узкую тему (или конкретного персонажа) для организации вокруг неё/него деятельности дошкольников. В рамках темы о весне это могут быть занятия «Пробуждение мишки», «Приключения подснежника» или «Весёлые игры на весенней полянке» и т. п.
  3. Придумать задания по организации деятельности ребят, объединённой выбранной темой. Например, если выбрана тема «Приключения подснежника», то можно включить в занятие такие виды заданий, как просмотр картин, где изображено это растение, или предложить детям нарисовать цветок самостоятельно, игру «Кто быстрее», в ходе которой они собирают подснежники из бумаги в корзинки, или изучение маленькой песенки.

Подготовка интегрированного занятия займёт больше времени. Чтобы организовать его, нужно выбрать тему, о которой дети уже имеют представление, и детально продумать схему занятия. Для этого можно использовать интеллектуальную карту. Это схема, в которой содержатся все аспекты изучения темы. В центре располагается ключевое понятие. Все другие понятия по теме - это ответвления от центрального термина. С помощью такой карты становится проще смоделировать и провести занятие.

Например, для интегрированного занятия по теме «Зима» основное понятие и будет «Зима», оно располагается в центре. Ответвлениями станут слова, раскрывающие суть времени года, например, тёплая одежда, снеговик, снежинки, Новый год и т. д. Схему можно дополнять до бесконечности, однако нужно помнить о том, что занятие не должно быть продолжительным. Часто интегрированные занятия, объединённые общей темой, проходят серией. Можно подготовить необходимый материал и составить такую интеллектуальную карту в конце занятия вместе с детьми.

Предварительно составленная интеллектуальная карта поможет систематизировать информацию по теме

В возрасте 4–5 лет дошкольники проявляют особую любознательность ко всему, что их окружает, учатся взаимодействовать с окружающим миром. Комплексные и интегрированные занятия в средней группе позволяют расширять круг знаний ребят о предметах, узнавать об их назначении и признаках и включают в себя игры, упражнения и задания, способствующие развитию у дошкольников речевых, мыслительных и творческих способностей.

Темы интегрированных и комплексных занятий по разным предметам

Интегрированные и комплексные занятия могут проводиться по самым разным предметам:

  • В ходе математического занятия под названием «Зайки вышли на лужайку» можно повторить с детьми понятия «много» и «мало», посчитать ушки, лапки и другие части тела животных. Занятие «Строим дом» познакомит детей с новыми геометрическими фигурами. Интересное интегрированное занятие может получиться по мотивам известных сказок, например «Курочка Ряба», где все герои состоят из геометрических фигур и наглядно демонстрируются.
  • Развитие речи происходит на занятиях, где изучаются и сравниваются части тела людей и животных («Лапки и ручки»), описание предметов и действий («Мой день»).
  • На занятиях по окружающему миру можно изучать фрукты и ягоды («Варим варенье») или виды животных («Поход в зоопарк»), растений («Прогулка по лесу»).
  • Музыкальные интегрированные и комплексные занятия могут быть посвящены подготовке к празднику, причём не обязательно это всем известный Новый Год или 8 Марта, можно провести занятие, посвящённое Дню пап или Дню сладкоежек.

На занятии дети могут знакомиться с самыми разными областями человеческой деятельности

Временной план и структура занятия

Дети 4–5 лет могут удерживать внимание не более 15–20 минут, это нужно учитывать при подготовке и проведении занятия. В случае интегрированных и комплексных занятий, где виды деятельности постоянно сменяют друг друга, общее время проведения может укладываться во временные рамки 30–35 минут.

Комплексное занятие по математике может иметь следующую структуру:

  1. Приветствие, настрой на работу, повторение пройденного ранее материала, например, игра «Что изменилось» на сравнение ширины и длины предметов (от 3 до 5 минут).
  2. Знакомство с новой темой, например, измерение длины и ширины прямоугольного предмета с помощью разноцветных ленточек (в дальнейшем можно усложнить до линейки или измерительной ленты) (5–7 минут).
  3. Самостоятельное выполнение детьми аналогичного задания (7–10 минут).
  4. Обобщение усвоенного материала в ходе игры «Кто длиннее» (5–7 минут).
  5. Подведение итогов (3–5 минут).

Важную роль в проведении занятия играет настрой детей на работу

Структура интегрированного занятия о времени года по структуре может быть такой:

  1. Настрой на работу (игра на сравнение выбранного с тремя другими временами года) (3–5 минут).
  2. Чтение сказки про время года (5–7 минут).
  3. Игра по мотивам прочитанной сказки (3–5 минут).
  4. Подведение итогов, обсуждение героев, составление коллажа на тему «Зима» и т. п. (5–7 минут).

Конспект занятия

В конспекте занятия должна найти отражение следующая информация:

  • цели занятия;
  • задачи;
  • необходимые материалы;
  • ход занятия.

Самая внушительная составляющая - ход занятия. В ней описываются 3 части, из которых состоит любое занятие:

  1. Вводная - настраивает на работу, обозначается тема и цель занятия.
  2. Основная - содержит основные задания, в ходе которых выполняются поставленные цели и задачи.
  3. Заключительная - подводится итог деятельности.

Вводная часть (3–5 минут) включает в себя 3 момента:

  • организационный (привлечение внимания детей, напоминание о правилах дисциплины и т. п.);
  • заинтересовывающий (появление сказочного персонажа, отгадывание загадки и т. п.);
  • сообщение цели занятия.

Основная часть (20–25 минут) состоит из игр и заданий на определённую тематику.

Если воспитатель заметил, что дети устали, можно включить в ход занятия физкультминутку по соответствующей теме.

Итоговая часть (3–5 минут) включает:

  • обобщение, вспоминание и обсуждение заданий;
  • оценка детей в общем и поимённо (в младшем дошкольном возрасте указываем только положительные моменты);
  • создание благоприятной обстановки, вызывающей желание прийти на такое занятие снова (игра или песня, советы, рекомендации и т. п.);
  • переход к другой деятельности.

Таблица: пример конспекта комплексного занятия в средней группе

Название «Путешествие в волшебный мир эмоций»
Цель Познакомить детей с видами эмоций и научить их различать.
Задачи
  • Развивающие:
    • развить умение использования выразительных средств: интонации, мимики, жестов;
    • развить воображение.
  • Образовательные:
    • расширить словарный запас;
    • закрепить знания об интонациях.
  • Воспитательные:
    • научить детей быть отзывчивыми;
    • воспитать чувство сопереживания;
    • привить навыки межличностного общения.
Необходимые материалы
  • Аудиозаписи;
  • обои и фломастеры;
  • картинка цветка с двумя эмоциями (грусть и радость), изображёнными на разных сторонах;
  • игрушки;
  • карточки с изображением различных эмоций (радость, злость, спокойствие и др.).
Ход занятия Воспитатель здоровается с ребятами:
  • Здравствуйте, детишки,
    Девчонки и мальчики.
    Какие все красивые,
    Умные и сильные!
    Ну-ка, сядьте все в кружок,
    На зелёный наш лужок.
    На соседей поглядите,
    С ними вы поговорите.
    Кто же здесь хорошенький?
    Кто же здесь пригоженький?
    Все у нас хорошенькие,
    Все у нас пригоженькие!

В.: Сегодня мы с вами совершим путешествие по волшебной стране эмоций. Все будут вести себя хорошо? Никто не будет кричать, громко топать, хлопать и плакать? Тогда давайте поедем! А полетим мы в волшебную страну на этом ковре-самолёте. Но как туда добраться, я не знаю, поэтому сейчас к нам придёт добрый гном, он и покажет нам дорогу.
Появляется гном, приветствует детей, усаживает всех на ковёр, а сам садится впереди.
Включается аудиозапись.
В.: Мы уже приближаемся к стране эмоций. Смотрите, ребята, мы приземляемся на полянку «Смешинка». На этой полянке все улыбаются и веселятся. Вот так. (Показывает картинку с весёлым смайликом).
А теперь встаём все в кружок, берёмся за ручки и смотрим вверх на солнышко. Улыбнёмся все вместе солнышку! Солнышко-солнышко, к нам скорее прилетай, наши щёчки поласкай.
Гном: Молодцы, ребята, мне теперь тоже захотелось веселиться с вами.
В.: Как нам хорошо, весело и радостно. Но, кажется, не всем.
Подходят к ежу.
В.: Ой, какой сердитый ёж. Вот такой. (Показывает сердитый смайлик).

  • Жил да был сердитый ёж,
    Всех пугал иголками,
    Он ни с кем не дружил,
    И сидел под ёлкою.
    Так он злился - фыр-фыр-фыр!
    И сердился - фыр-фыр-фыр!
    Он ворчал - пшш-пшш-пшш!
    И кричал - пшш-пшш-пшш!
    Как ужасно - р-р-р!
    Успокойся, милый ёж,
    Так друзей ты не найдешь.
    Крепче кулачки сжимай,
    Злость скорее прогоняй!
    Если очень рассердился,
    На кого-то разозлился,
    Ручки сжать, глaза закрыть, (дети сжимают кулаки)
    И тихонько говорить:
    «Я спокоен, не кричу,
    И ногами не стучу.
    И не буду я сердиться -
    Злость совсем не пригодится!» (разжимают кулаки, дуют)
    Дружно до пяти считаем,
    И спокойно отдыхаем:
    Раз, два, три, четыре, пять!
    Нужно тихо полежать.

Гном и дети ложатся на коврик.
В.:

  • Все спокойно полежали,
    Отдохнули, подремали.
    Но пришла пора проснуться,
    Встать на ножки, улыбнуться!
  • Мишка грустный сидит на поляне,
    Мишка устал, мишке хочется к маме.
    Мишка, мишка, не скучай,
    Лучше с нами поиграй!

Гном: Давайте споём вместе песенку про мишку?
Поют песню «Мишка косолапый», делают движения.
Гном: Ура, мишка развеселился! Но посмотрите, вот цветочек. Он тоже грустит. Цветочек, почему ты грустишь? Он говорит, что грустит, потому что у него нет друзей.
В.: Давайте его развеселим? Нарисуем ему весёлых друзей?
Все садятся на пол и рисуют цветы с улыбками на большом куске обоев.
Гном: Посмотрите, ребята, цветочек теперь весёлый.
Полетели дальше по стране Эмоций.
Все садятся на ковёр, Гном впереди.
Включается музыка.
В.: Ребята, мы прилетели. Посмотрите на нашего гномика, какой он спокойный. Вот такой (показывает спокойный смайлик).

  • Наш гном сегодня рано встал,
    И сладко потянулся.
    В спокойном настроении,
    Наверно, он проснулся:
    Ему спокойно на душе,
    Легко ему шагается,
    Ему, конечно, хорошо,
    Хоть он не улыбается.
    Нам рядом с гномом быть приятно,
    Мы любим с ним поговорить,
    Нам так не хочется обратно,
    Из этой сказки уходить.

В.: Гномик остаётся здесь, в сказочной стране эмоций, а нам пора лететь домой. Садитесь на наш ковёр-самолёт.
Включается музыка, дети садятся на ковёр.
В.: Ну, а пока мы летим на ковре, давайте ещё раз вспомним эмоции, с которыми мы сегодня познакомились. Давайте покажем все (показывают).
Как здорово, что мы помогли и мишке, и цветочку, и ёжику, а ещё познакомились с гномом, правда? Все такие молодцы. (Выделяет самых активных).
Ну, вот и всё.

  • На ковре мы полетали,
    Все эмоции узнали.
    Ай-да детки, молодцы,
    Удальцы и храбрецы!

Фотогалерея: карточки с изображениями эмоций

Спокойный смайлик демонстрирует ровный эмоциональный фон
Злой смайлик выражает отрицательные эмоции
Смайлик грустит, потому что у него нет друзей Весёлый смайлик демонстрирует радость и удовольствие

Как провести итоговое интегрированное и комплексное занятие

Итоговое интегрированное или комплексное занятие проводится в конце учебного года. Главной задачей такого занятия должно быть обобщение и закрепление знаний, полученных детьми за весь год. Эта задача очень обширная, поэтому в занятие включается большое количество видов деятельности. Итоговое занятие по длительности не должно превышать обычное. Не должна ничем отличаться и его структура, и уровень сложности.

Итоговое комплексное занятие удобнее организовывать в форме путешествия по станциям, где детям будут даны различные задания (например, «Волшебное путешествие в лес»). Итоговое интегрированное занятие можно провести в виде игры в известную детям сказку, героями которой они на время станут, а затем помогут персонажам выполнить задания (например, «В поисках волшебного сундучка»).

Приход в группу сказочного персонажа поможет поддерживать интерес детей в течение всего занятия

Помимо всего прочего, итоговые занятия развивают чувство единства воспитанников группы, сплочённости, учат детей действовать согласованно.

Видеоматериалы по теме

Педагогу, готовящему комплексное или интегрированное занятие, желательно ознакомиться с опытом коллег в данном направлении. В этом помогут представленные видеоролики.

Видео: интегрированное занятие по развитию познавательной активности в средней группе

Видео: интегрированное занятие по развитию речи в средней группе

Видео: комплексное занятие по формированию математических представлений в средней группе

Видео: комплексное музыкальное занятие в средней группе

Форма проведения комплексных и интегрированных занятий может быть различной, но в любой из них можно раскрыть потенциал детей и сформировать у них необходимые умения. Тщательная подготовка педагога к занятию гарантирует стойкий интерес дошкольников к разработанному материалу, положительную мотивацию и доверительное отношение к воспитателю.

Комплексное занятие по развитию речи в средней группе (д /с 104)

Тема: 1. Урок вежливости «Письмо доброго сказочника»

2. Математическая игра: «Узнай, чего больше»

3. Рисование «Укрась красиво блюдечко»

Цель: 1) раскрыть детям значение слова «нельзя», учить детей участвовать в беседе.

2) учить детей сравнивать количество предметов, расположенных попарно, отбирать необходимое число предметов.

3) учить детей создавать узор на круге, располагая элементы по краю и в середине.

Использовать мазки, точки, дуги.

Материал: конвертики разного цвета; лист бумаги с нарисованными на нем двумя

группами значков, образец росписи по кругу, краски, круг из бумаги, диаметром 18 см.

1. Воспитатель: «Сергей любит свою бабушку, но жалуется на то, что она часто произносит слово «нельзя». Услышал жалобы добрый сказочник и написал всем ребятам письма – рассказы о том, что такое «нельзя» и что такое «можно». Вот и к нам пришли такие письма (показывает конверты) Что в них написано?

Письмо первое:

Илья и Саша вышли во двор погулять и куда-то пропали. Бабушка, мама беспокоятся, ищут мальчиков. Мама чуть не плачет. Куда они ушли? Что с ними случилось? Оказалось, что они увидели новый автобус возле дома и побежали на другую остановку еще посмотреть на него.

Воспитатель: «Что бы вы сказали о мальчиках?» (Дети высказывают свое мнение).

Воспитатель: «Нельзя куда-либо уходить или что-либо делать, не предупредив старших. Это тревожит и огорчает их.»

Письмо второе:

Мальчик получил в подарок игрушку-машину. Он принес ее в детский сад, показать ребятам, но играть не давал. «Моя машина!»

Воспитатель: «Что бы вы подумали или сказали о таком мальчике?»

Сказочник говорит: «Нельзя хвастаться перед товарищами тем, что имеешь ты один.»

Письмо третье:

Маша увидела в детском саду новую маленькую куклу. Она так понравилась девочке, что та захотела взять ее домой, показать маме. Скоро девочки стали искать куколку, но Маша молчала о том, что она решила унести ее домой.

Воспитатель: «Правильно ли поступила Маша?»

Дети: «Нельзя брать себе без предупреждения то, что принадлежит всем детям. Нельзя, даже если очень хочется.»

Воспитатель: «Слово «нельзя» – это мудрое запрещающее и предупреждающее слово. Оно учит, как нельзя, не надо поступать, делать. Затем детям предлагается поиграть в игру: «Узнай, чего больше?»

2. Детям показывают лист бумаги с нарисованными на нем двумя группами значков, расположенных попарно: в каждой паре по одному значку из каждой группы, например, кружок – крестик, кружок-крестик, кружок.

Взрослый объясняет, что кружок – это как будто лодки, а крестики – спортсмены.

Чего больше, лодок или спортсменов?

Всем ли спортсменам хватает лодок?

После ответов на эти вопросы можно предложить отобрать из набора столько лодок и спортсменов, сколько нарисовано кружков и крестиков.

На рисовании дети украшают блюдечко в подарок волшебнику.

Сначала рассматривается образец.

Уточняется расположение узора, составляющие его элементы и цвет. Намечается последовательность его выполнения. Затем дети рисуют такой же узор. Ребята дарят волшебнику красивое блюдечко.

Воспитатель анализирует работу детей на занятии. Дает установку на последующую деятельность.

Рассказать друзьям