Повелительные (побудительные) предложения в английском языке

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Повелительные (побудительные) предложения (Imperative Sentences )
Повелительные предложения выражают побуждение к действию с целью выполнения желания, приказания, просьбы, разрешения, совета говорящего. В отрицательной форме повелительные предложения могут выражать запрещение.
Повелительные предложения содержат глагол-сказуемое в повелительном наклонении. Эти предложения характеризуются отсутствием подлежащего. Приказания произносятся с понижающейся интонацией:
Со me here! - Иди сюда!
Don’t be silly! - Не будь глупой!
Let’s go at once. - Давайте пойдем сразу же.

Прибавление слова please в начале или конце предложения или краткого предложения will you ? won’ t you? в конце предложения смягчают приказание, превращая его в просьбу или приглашение. Слова will you ? won’ t you ? произносятся с повышающейся интонацией. Например:
Close the window, will you ? - Закройте, пожалуйста , окно.
Со and see me, won’t you ? - Заходите ко мне, пожалуйста .
Pass me the salt, please . - Передайте мне соль, пожалуйста .

Для усиления просьбы или приказания перед глаголом в повелительном наклонении употребляется вспомогательный глагол do :
Do write to me! - Пожалуйста , пишите мне!
Do be serious, George! - Будь же серьезным, Джордж!
Предложения с глаголом в повелительном наклонении с подлежащим you имеют дополнительный оттенок значения (раздражение, нетерпение):
You mind your own business! - А вы не вмешивайтесь не в свое дело!

В отрицательной форме подлежащее you обычно стоит после don’ t:
And don’t you forget it! - И смотри не забудь это!
Побуждение к действию, относящееся к 1-му или 3-му лицу, образуется при помощи глагола let и основы инфинитива вспомогательного глагола (подробнее см. пункт 13.3.1.2.):
Let him learn it by heart. - Пусть он выучит это на память.
Let us stay at home. - Давайте останемся дома.
Let’ s not quarrel . - Давайте не будем ссориться .

Побуждение к действию может быть выражено не только повелительными предложениями, но также и некоторыми типами вопросительных и повествовательных предложений. Например:
1) вопросительными предложениями (вежливые просьбы), произносящимися с понижающимся тоном:
Would you please shut the door? - Вы не закроете дверь?
Won’t you stay a little longer? - Вы не останетесь еще на чуть-чуть?
2) повествовательными предложениями:
You mustn’ t be late for school. - Ты не должен опаздывать в школу.
You should be more attentive. - Тебе следует быть более внимательным.
3) восклицательными предложениями:
Enough of this! Silence! - Достаточно! Тишина!

Восклицательные предложения (Exclamatory Sentences )

В восклицательных предложениях высказанная мысль сопровождается выражением каких-либо эмоций (удивления, восхищения, радости, негодования и т.п.). В восклицательных предложениях часто выделяется какой-либо член предложения при помощи инверсии:
What a pretty hat you’ve got! - Какая у тебя хорошенькая шляпка!
How well he speaks English! - Как хорошо он говорит по-английски!
What a clever girl she is! - Какая она умная девочка!

Восклицательные предложения могут быть и других типов (повествовательные, повелительные и вопросительные). Они имеют соответствую-щую эмфатическую интонацию и часто сопровождаются междометиями:
Why , it’ s him! - Б a, да ведь это же он!
Oh , it will be very interesting! - Ax , это будет очень интересно!
Why , isn’ t it funny? - Ну разве не смешно?

Специальные вопросы часто превращаются в восклицательные предложения путем постановки выражения on еart h после вопросительного слова (для вырaжения сильного удивления или раздражения). Употребляются только в фамильярной речи:
Where on earth is my pen? - Где, черт возьми , мoя ручка?
Why on earth did you come so late? - Почему, скажи на милость , ты пришел так поздно?

Восклицательные предложения нередко образуются при помощи вопросительных слов what, how, которые ставятся вместе с выделяемыми словами в начале предложения. Слово how употребляется с наречиями и прилагательными, а слово what - с существительными. После восклицательного слова what с исчисляемыми существительными в единственном числе употребляется неопределенный артикль. Артикль не употребляется перед неисчисляемыми существительными и перед исчисляемыми существительными во множественном числе. Такие предложения характеризуются прямым порядком слов (подлежащее + сказуемое) и эмфатической понижающейся интонацией:
What a pretty room this is! - Какая милая комната!
What silly mistakes you’ ve made! - Какие глупые ошибки ты наделал!
What wonderful news this is! - Какая чудесная новость!
How tall you’ ve grown! - Каким высоким ты стал!
How late it is! - Уже так поздно!

Наиболее типичными в разговорной речи являются слова и фразы-предложения, состоящие только из выделяемых слов с определениями и восклицательными словами или без них. Эти предложения часто сопровождаются междометиями:
How good of you to come! - Как хорошо, что вы пришли!
How awful! - Как ужасно!
Splendid! - Великолепно!

Отрицательные предложения (Negative Sentences)

Повествовательные, вопросительные и повелительные предложения приобретают отрицательное значение, если сказуемое выражено глаголом в отрицательной форме. Отрицательная форма глагола образуется при помощи частицы not , которая входит в состав сказуемого. Частица not занимает место:
1) после вспомогательного глагола. При сложной форме вспомогательного глагола частица not занимает место после первого вспомогательного глагола:
I don’ t remember when he was here last. - Я не помню , когда он был здесь в последний раз.
Without you he wouldn’ t have known what to do. Без тебя он не знал бы , что делать.

2) после модального глагола в составном глагольном сказуемом:
I can’ t live on my wages with prices as they are. - Я не могу жить на мою зарплату при нынешних ценах.

3) после глагола в составном именном сказуемом:
She isn’ t yet forty. - Ей еще нет и сорока.
He wasn’ t there. - Его там не было .

4) после глагола to be в обороте there is , если подлежащее сопровождается артиклем, местоимением или числительным:
There weren’t any lessons today. - Сегодня не было никаких уроков.
There isn’t a book there. - Там нет книги.
Thе re aren’t five pencils on the table. - На столе нет пяти карандашей.

5) после глагола to have - «иметь, обладать», если прямое дополнение к глаголу сопровождается артиклем, местоимением или числительным:
I haven’t (got) a red pencil. - У меня нет красного карандаша.
То m hasn’ t any money - У Тома нет денег.
He didn’t have the book last year.- У него не было этой книги в пpoшлом году.

В двух последних случаях отрицание может быть образовано при помощи отрицательного местоимения no .В этом случае артикль, числительные или местоимения нe употребляются:
I have no fountain pen. - У меня н авторучки.
There are no books on the table. - На столе нет книг.

Выражение сказуемого глаголом в отрицательной форме не является единственным средством образования отрицательных предложений. В английском языке предложение в целом приобретает отрицательный смысл, если в нем употребляется отрицательное местоимение (no, nobody, no one, none, nothing ), отрицательное наречие (never, nowhere ) или отрицательный союз neither… nor . Сказуемое в предложениях, содержащих одно из указанных отрицательных слов, выражается глаголом в утвердительной форме, поскольку в английском языке может быть только одно отрицательное слово в предложении. В русском языке возможны два и более отрицательных слова в предложении:
I’ ve never seen anything like that. - Я никогда не видел ничего подобного.
Nobody tells me anything. - Никто ничего мне не говорит.
Neither the war nor his months back in the mines had aged him. - Ни война, ни месяцы работы в шахтах не состарили его.

t think I’ ll ... . Прочитайте ситуацию и напишите ваше предложение.

Образец : It’s cold. You decide to close the window. I think I’ll close the window.

It’s raining. You decide not to go out. I don’t think I’ll go out.

1. You feel tired. You decide to go to bed. I ...

2. You were going to go swimming. Now you decide that you don’t want to go.

3. You are too tired to walk home. You decide to get a taxi.

XI. Перепишите предложения, используя повелительное наклонение.

Образец : You shouldn’t touch that. It’s very not.- Don’t touch that .

It’s a secret. You mustn’t tell anyone.- ... You mustn’t bother me now. I’m much too busy.- ... I’ll help you. - ... I think we should start now.- ...

XII. Прочтите и переведите текст. Задайте 5 вопросов к тексту. Подготовьте словарь неизвестных слов.

The long-distance teacher

Mr. Frank Garret, 65, is a schoolteacher. He is English, but he lives inFrance, in theNormandyvillageofYerville. Mr. Garret lives inFrance, but he works inEngland.

Every Monday he leaves home at2.30 inthe morning and drives101 milesfrom his village toBoulogne, where he leaves his car and catches the ferry to Folkestone. Then he catches the train to Maidstone inKentand he arrives atManorSchoolat 8.25. He teaches French from9.00 inthe morning to3.30 inthe afternoon, and then leaves school. He arrives home at9.30 inthe evening. The journey there and back takes twelve hours and costs only f16!

Fortunately, Mr. Garret works inEnglandonly one day a week. And what does he do on the other days? He teaches English! He has a class of eighteen French students in Yerville.

«Yes, on Tuesdays I’m tired», he says, «but I love my job inEnglandand I love my home inFrance. I’m a happy man!»

The average British family:

A STEREOTYPE

The average British family lives in a semi-detached house with a garden in the south ofEngland. They own their house, which is situated in the suburbs of a large town. The house has three bedrooms. On average they have two children and a pet. The family drives a two-year-old Ford Cortina.

He works in the office of an engineering company for 40 hours a week and earns f200 week. He starts at9.00 inthe morning and finishes at5.30 inthe evening. He goes to work by car, it takes him 20 minutes. He doesn’t particularly like his job, but there are chances of promotion.

She works in a service industry for three days a week and earns f95. She works locally and goes there by bus. She quite likes her job as it gets her out of the house, she meets people, and it is close to the children’s school.

The children go to a state school which is a few miles from home. A special bus comes to pick them up every day. They are at school from 9.00 to 3.30.

The most popular evening entertainment is watching television or video, which the average person does for two and a half hours a day. After that, the next most popular activity is visiting friends, going to the cinema or a restaurant, or going to the pub. The most popular hobby is gardening and the most popular sports are fishing, football and tennis.

выписать в левый столбик номера предложений,содержащие повелительное наклонение, а в правый номера безличных предложений. 1.It is necessary to

boil water for our experiment.

2. It was not easy to define the properties of this solid.

3. Devide the line into three equal parts.

4. Don"t give her your pencil.

5. Let her illustrate my explanation with an example.

Помогите)) нужно составить предложения на английском. Вот 8 слов: save, rename, more, delete, copy, close, open, creat!! (К каждому слову нужно

составить по одному предложению) . Очень нужно, помогите))

V.​Составьте предложения, поставив глаголы в нужной форме:

1) (always/ early/ our manager/ arrive)?
2) (often/ we/ letters and faxes/ to/ send/ different firms).
3) (Kate/ finish/ early/ never/ her work).
4) (My boss/ meet/ seldom/ at his office/ customers).

VI.​Поставьте по одному общему вопросу к каждому предложению, используя
вспомогательные глаголы do или does:
1) Mr.Petrov lives in Moscow.
2) My sister"s friend works at an office.
3) This secretary always does her work well.
4) These engineers often send letters to our firm.
5) We always type letters on the computer.
VII.​Поставьте вопросы к подчеркнутым словам:
1) Our company is very 1 arge.
2) We"ve got offices in different cities.
3) Mr. Petrov meets customers every day.
4) Our managers usually come to the office at 9 in the morning.
5) We often stay in the office all day.

Подлежащие в таких предложениях отсутствует .

Усиленная форма. Вспомогательный глагол do может употребляться и в утвердительной форме повелительного наклонения для эмоционального усиления просьбы:

Употребление you. Предложение адресовано 2-му лицу. Хотя местоимение you , указывает на это лицо, обычно в побудительном предложении не упоминается; его наличие придает побудительному предложению оттенок эмоционального раздражения:

Если употребляются два глагола, то между ними ставится and :

Наречия always всегда и never никогда ставятся перед смысловым глаголом.

При выражении говорящим желания самому совершить действие после let употребляется местоимение me (хотя нужно отметить, что эта форма вообще не имеет повелительного значения):



Отрицательная форма образуется либо при помощи постановки отрицательной частицы not перед смысловым глаголом, либо при помощи do not (don’t) - тогда отрицание направлено на глагол let , который в этом случае полностью сохраняет свое значение как "разрешать, позволять ":


Упражнения

Упражнение 10.1

Выразите просьбу по модели: John, shut the door, please.

1) Bob to give you a call after five.

2) Ask Mary to buy her a present.

3) Tell Nelly to take the book to the library.

4) Tell the secretary to type papers today.

5) Ask Peter to buy some bread to me.

Упражнение 10.2

Раскрывая скобки, поставьте местоимения в нужном падеже:

1.Let (we) discuss these questions this morning.

2. Let (he) translate the letters from German into Russian.

3. Let (I) go to see him after classes this evening.

4. Let (they) give the books to the library in time.

5. Let (she) revise all the words from Lesson Two.

6. Let (we) read a book about our city.

Упражнение 10.3

Переведите на английский язык:

1) Не ешь столько мороженого.

2) Не выходи на улицу без шапки.

3) Останься посмотреть телепрограмму с на­ми.

4) Попроси Ника принести словарь.

5) Пригласи их в гости.

6) Переходите улицу только на перекрестке.

7) Проводи меня домой.

8) Не ссорься с родителями.

9) Не перебивай меня.

Контрольные упражнения и тесты

Упражнение 10.4

Дайте ответные реплики по образцу: "Your friend wants to come at five today". "Let him come. "

1. He would like to read this book.

2. Your son wants to go to the cinema today.

3. Your daughter wants to watch TV tonight.

4. My son"s friends want to play chess at my place.

5. Your children want to go to the country for the week-end.

Упражнение 10.5

Составьте предложения согласно образцу, используя данные слова:

Образец: Let"s go for a walk, shall we?

to open, to close, to go to the seaside, to go by bus olley-bus), to have a game of chess, to ring up, to go the cinema (theatre, country), to have a look at

Упражнение 10.6

Выразите просьбу:

1) Ask Nick not to speak so loudly.

2) Ask your mother not to get up early tomorrow.

3) Tell Ann not to read at lunch.

4) Tell not to send him a telegram.

5) Tell Susie not to e so late.

6) Ask Janet not to waste money on sweets.

Упражнение 10.7

Переведите предложения на английский язык:

1) Вели ей подать кофе.

2) По­проси ее перевести письмо.

3) Спроси полицейского, где почта.

4) Подумайте, прежде чем отвечать.

5) Не ешьте много на ночь.

6) Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

Упражнение 10.8

1) Давайте откроем окно в комнате.

2) Пусть он расскажет своим английским друзьям о России.

3) Разрешите мне помочь вам с переводом телеграммы.

4) Пусть они прочитают и обсудят эту книгу.

5) Пусть дети тоже проведут следующую субботу и воскресенье за городом.

6) Давайте возьмем такси (taxi), хорошо?

7) Пусть он встретит делегацию (delegation).

8) Давайте не пойдем на лекцию по немецкой литературе сегодня вечером.

9) Разрешите мне взять свои книги.

Test – минимум 10

1. Сделайте высказывания отрицательными:

1) Let him read !

2) Call up John!

4) Let them play the game!

5) Answer the phone!

6) Go to school!

8) Let her choose the code!

2) Let’s press the key !

1) Пусть она покажет шефу свой доклад.

2) Прочитайте детям эту книгу.

3) Принесите мне эту игру.

4) Давайте пошлем им это сообщение.

5) Купите ей пирожное.

6) Пусть они приедут позже.

Тест 10

1. Замените местоимения, используя подсказку в скобках:

1) Let"s buy a cake (she)

2) Let"s write a letter (he)

3) Let"s choose a code (they)

4) Let"s go to the library (she)

5) Let"s help him (I)

2. Переведите на английский язык:

1) Позвони маме.

2) Пусть он разбудит нас рано утром.

3) Да­вайте сходим куда-нибудь сегодня вечером.

4) Разрешите мне взять мою ручку.

5) Давай купим новую машину.

6) Давайте возьмем такси.

7) Иди сюда.

8) Пусть он принесет хлеб.

9) Давайте открое окно в комнате.

10) Пусть Саша пойдет в магазин.

11) Пусть мой брат расскажет эту историю.

12) Не пей холодный сок.

Рассказать друзьям