Проект по правовому воспитанию «Пути стимуляции правовой Активности личности в рамках Школьного социума. Проект в средней группе по правовому воспитанию Проекты по правовому воспитанию школьников

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

должность: социальный педагог

Муниципальное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная

школа №4 г. Болотного

Болотнинского района Новосибирской области

ПРОЕКТ по правовому воспитанию детей и молодежи

«Гражданином быть обязан..»


Среднее звено (5-9 классы)

«Закон и право»

«Осторожно, криминальная опасность»

«Преступником стать очень легко»

«Право на выбор»

« Я – гражданин»

Классные часы правовой направленности:

«Ребенок и закон»

«Преступление и наказание» «Действие и бездействие»

«Закон и подросток»

«Закон о наркотиках»

«Мои права – мои обязанности»

Классные руководители. Учителя-предметники

Информационная встреча с работниками отдела полиции г. Болотное

«Поступками славятся Герои!»

«На страже закона»

Классные руководители, соц.педагог

Конкурс сочинений

«Я – два полюса планеты» (Добро – зло)

Учителя-предметники

Правовая игра

«Юный детектив»

Дископрограмма

Презентация книжной выставки

«Моя правовая Страна!»

Работники библиотеки

Старшее звено (10-11 класс)

«Права человека – ваши права». «Дети – преступность – беда»

«Мое право»

«Алкоголизм и наркомания – путь к преступлению»

«Я в правовом Государстве»

Подготовка раздаточного материала на уроках информатики

Учителя-предметники, классный руководитель, соц.служба

Час размышлений

«Зло вырастает из добра?» (обсуждение проблемных статей из молодежной периодической печати)

Соц.служба

Презентация книжной выставки

«Моя правовая Страна!»

Работники библиотеки

Дископрограмма

Классные руководители, учителя-предметники, соц. служба

Правовой конкурс

С целью формирование правовой культуры родителей и ответственного родительства классным руководителям были предложены темы для бесед во время проведения родительских собраний

Социальной службой школы также были разработаны листовки-памятки для родителей

Также в рамках реализации проекта был оформлен информационный стенд «Каждый ребенок имеет право!»

Данный проект был реализован с 01.02 по 05.03. 2016 года.

Состав участников проекта:

1. Социальная служба: социальный педагог, педагоги –психологи

2. Учителя начальных классов – 10 человек

3. Учителя-предметники: информатика, история, обществознание, русский язык и литература - 2 человека

Общий преподавательский состав – 18 человек.

Состав школьников: начальное звено – 212 человек, среднее звено – 197 человек, старшее звено – 26 человек.

Все этапы проекта реализованы в полном объеме, учащиеся активно принимали участие в мероприятиях, старались проявить креативность, творчество, индивидуальность, активно высказывали свои точки зрения.

На заключительном этапе с целью оценки результатов реализации проекта социальной службой были разработаны и проведены опросники.

Полученные результаты:

В опросах участвовали: начальное звено – 200 человек, среднее звено – 182 человека, старшее звено 24 человека. Проанализировав ответы учащихся, получены следующие результаты:

«Приобретение новых знаний в области прав и обязанностей» - 92,3% учащихся

«Интересные и познавательные мероприятия» - 92%

«Понятность и доступная форма бесед, возможность выразить свою точку зрения» - 97%

«Возможность проявить себя творчески, пообщаться со сверстниками, расширить свой кругозор» - 89%

«Комфортность, моральная удовлетворенность деятельностью» - 94%.

Также продолжается работа по ведению мониторинга частоты проявления антиобщественного и антиправового поведения среди несовершеннолетних обучающихся школы, который показывает, что за время реализации проекта и по настоящее время наблюдается снижение частоты таких проявлений.

Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: все запланированные мероприятия были реализованы в полном объеме, что позволило обеспечить доступ участников образовательного процесса к правовой информации, а также способствовало формирование осознанного законопослушного поведения, формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения к закону, правоохранительным органам.

Задачи проекта реализованы, цель достигнута.

Наталья Михальченко
Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя»

Проект по правовому воспитанию в старшей группе

«Право ребёнка на имя » .

«Имя – тончайшая плоть,

посредством которой

объявляется духовная

сущность…

П. А. Флоренский

Актуальность и важность проблемы;

Человеческое достоинство-это источник прав и свобод , признание обществом социальной ценности, неповторимости, уникальности каждого человека. С самого раннего детства каждый ребенок-личность с индивидуальными чертами характера, способностями, желаниями, и всякая попытка грубого вмешательства в развития личности есть оскорбление самих основ породы.

Часто дети не получают того внимания, какое бы хотели получать от родителей, они бессильны изменить что-либо в этой ситуации. У детей появляется тревожность, агрессивность, неврозы, стремление к власти – любым способом привлечь к себе внимание взрослых.

Знание прав - это щит , прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны других людей и государства. Только обладание правами дает ребенку возможность само реализоваться, раскрыться как личность.

Каждый ребенок должен знать свои права , обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Изучение Конвенции о правах ребенка - один из путей, с чего следует начинать т. е со статьи №7.

Цель : формировать у детей старшего дошкольного возраста

представления о правах человека .

Объект исследования : дети (5-6 лет)

Задачи проекта :

Познакомить детей с понятием «право »

Дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;

Обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;

- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;

Развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;

Развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.

Проблемный вопрос : «Для чего необходимо знать свои права »

Гипотеза : Если знать свои права

Критерии оценки проекта :

1. Важность темы проекта ;

2. Полнота раскрытия темы;

3. Оригинальность решения проблемы;

4. Использование средств наглядности.

Ожидаемый результат проекта :

1. Активизация детской творческой активности.

2. Повышение компетентности детей, их родителей, участников педагогического процесса в вопросе «Права ребенка на имя » .

Тип проекта : познавательно-игровой.

Вид проекта : краткосрочный(1-неделя)

Участники проекта : дети (4-5лет, педагоги, родители.

План реализации проекта .

1 этап - подготовительный;

2 этап – основной (Совместная деятельность детей, родителей, воспитателя ) ;

3 этап – заключительный результат;

Этапы проекта :

1. Предварительная работа : ознакомление детей, родителей с Конвенцией о правах ребенка т . е. со статьёй №7.

2. Чтение художественной литературы детям.

3. Подбор наглядного и методического материала.

4. Составление перспективного плана проектной деятельности .

5. Реализация проекта .

6. Подведение итогов.

Формы и методы работы с детьми (реализации проекта ) :

1. Беседы по теме.

2. Использование сказочных персонажей.

3. Решение проблемных ситуаций.

4. Практическая деятельность.

5. Экскурсия в другие группы .

6. Ролевые, дидактические, настольные игры.

7. Самостоятельная детская деятельность.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка и т. д., конструктивная деятельность.

9. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций.

10. Развлечение, викторина.

Этапы проекта :

I этап – подготовительный :

1. Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала и пособий для детей; анкетирование родителей, анализ педагогических наблюдений.

2. Составление плана основного этапа проекта .

II этап – практический :

1. Организация работы по решению задач проекта .

2. Мотивация участников проекта к деятельности , формирование устойчивого интереса детей к тематике проекта .

3. Вовлечение родителей и детей в процесс реализации проекта .

IIIэтап – заключительный :

1. Презентация проекта .

2. Анализ и обобщение результатов работы.

Взаимодействие с родителями :

1. Беседа об актуальности данной проблемы (изучение мнений)

2. Наглядная агитация : папки-передвижки по темам, буклеты, презентации.

План перспективного планирования недели проекта

«Право ребенка на имя » .

Работа с детьми.

день Беседа по теме : «Что такое права человека » . Цели :познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребенка , формировать понимание того, что права принадлежат всем детям, они неотъемлемы и неделимы.

Малой подвижности игра : «Цепочка имён» .Цель :знакомство с детьми, сопоставление их имен с именами детей своей группы , воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и малышам.

день Дидактическая игра «Ласковое имя» . Цель : уточнить представления о семье и принадлежности к ней ребенка. Беседа по теме : «Какие права есть у вашего ребенка?» .

Целевая прогулка : «Какие есть имена?» цель : идентификация себя со своим именем; формирование позитивного отношения к своему «Я» ; развивать внимание, быструю реакцию.

день ООД по теме : «Ты и твоё имя» . Цели;познакомить детей с правом на имя , научить применять это право в жизни , способствовать социально нравственному развитию; уметь рассуждать, сопоставлять делать выводы, сопереживать; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим людям.

Лепка «Символ моего имени» . Цели : продолжать знакомить детей с правом на имя ; развитее творческих способностей.

день Игра – викторина :«Измени имя» .Цели : уточнить их представления о правах на имя , закрепить знания о том, у каждого человека есть имя и от имени можно образовывать производные; развивать мышление, внимание, умение рассуждать; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Чтение худ. лит-ры : Э. Успенский «Ты и твое имя» . Цели : побуждать детей к внимательному прослушиванию стихотворения; выучить наизусть, используя новую лексику; отвечать на вопросы к данному тексту; активизировать речь детей; воспитывать желание знать свои права .

Развлечение «У кого сегодня именины» .цели :закрепить знания детей о том, что у каждого человека есть права на имя ; развивать коммуникативные способности; способствовать сплочению группы .

Работа с родителями : беседа «Что такое права человека » ; анкетирование родителей «Какие вы знаете документы по правам ребенка ?";домашнее задание для родителей "Узнать историю имени своего ребёнка ";решение родителями проблемных ситуаций «Имя моего ребёнка » ;консультация для родителей «Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» .

Гипотеза подтвердилась : Если знать свои права , то можно ими оперировать в нужной ситуации.

ИТОГИ ПРОЕКТА :

1. Формирования у детей правовой компетентности ;

2. Дети познакомились со значениями слов : конвенция, право , прозвище, семья.

3. У детей развивается чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод .

4. У родителей развиты чувства ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей .

Дальнейшее развитие проекта

В дальнейшем можно продолжить работу в этом же направлении , разработка сценариев для проведения занятий, памяток для родителей и тд.

Список литературы

1. Астахов П. Я и семья. М. ,2009.

2. Давыдова О. И., Вялкова М. С. Беседы об ответственности и правах ребёнка «Творческий Центр» М. 2008.

4. Мои права . Информационно – деловое оснащение ДОУ. /ред. Ермолаев С. Д., Изд – во «ДЕТСТВО - ПРЕСС» .

5. Фесюкова Л. Б Моя семья : Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков : Изд – во «Ранок» ,2009.

6. Харитончик Т. А. Правовое воспитание – Волгоград : Изд- во «Учитель»

7. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка . Москва : Изд-во «Творческий Центр» , 2008

Проектная работа

«Правовое воспитание детей дошкольного возраста».

Старший воспитатель МБДОУ № 20 "Ёлочка" г. Зеленодольска РТ

Вахрамеева Ф.В.

1. Введение.

Человек должен знать свои права и уметь уважать права других людей, поэтому воспитание правовой культуры необходимо с дошкольного возраста. С детства нужно развивать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Практическая ценность проекта заключается в том, что он даст возможность формирования активной жизненной позиции у детей, пробудит желание к самосовершенствованию.

Цель: формирование правосознания ребенка.

Задачи:

    Познакомить детей с основными документами по защите прав человека;

    Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;

    Формировать чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);

    Разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
    активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора;

    Провести разъяснительную и информационную работу с педагогами и родителями по соблюдению прав ребенка.

Ожидаемые результаты:

Мы предполагаем, что в процессе реализации проекта:

    Повысится уровень правовой культуры родителей.

    Сформируется организационно-правовая основа взаимодействия родителей, детей и педагогов.

    Активизируются интересы детей и родителей в области прав и обязанностей.

Срок реализации: долгосрочный.

Участники: дети 4-7 лет, педагоги, родители.

Подходы педагогического коллектива: комплексный, средовой, интегрированный, информационный.

2. Этапы проекта.

Организационный этап.

Определены формы работы:

1. Анкетирование родителей.

2. Проведение обучающих семинаров для педагогов.

3. Организация работы с детьми на базе группы правовой направленности.

4. Принятие правового календаря.

5. Проведение групповых родительских собраний.

6. Освещение вопросов правовой культуры на сайте ДОУ.

Составлен перспективный план реализации проекта, включающий в себя:

Работу с воспитанниками,

Работу с родителями (законными представителями),

Работу с педагогами.

Изучена литература, пополнена библиотека педагогического кабинета по данному направлению:

Правовое воспитание. Старшая и подготовительная группы. Разработки занятий. Сост. Р.А.Жукова.- ИТД "Корифей". - 112 с.

Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 80 с.

Правовое воспитание. организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры / авт.-сост. Т.А.Харитончик. - Учитель, 2009. - 228 с.

Журнал "Дошкольная педагогика" - № 5 - 2011, № 9 - 2011.

Журнал " Воспитатель ДОУ" - № 6 - 2008, № 12 - 2012, № 1 - 2013, № 4 -2013, № 2 - 2014, № 7 - 2014.

Журнал "Дошкольное воспитание" - № 8 - 2014.

Журнал "Управление ДОУ" - № 6 - 2002, № 3 - 2005, № 3 -2010, № 6 -2013.

Журнал "Справочник старшего воспитателя" - № 6 - 2010, № 6 - 2012.

Продуктивный этап:

Примерный перспективный план

Консультация для воспитателей «Взаимодействие ДОУ и семьи по реализации прав ребенка»

Январь

Воспитатель

Обновление документов в приемных групп

Январь

Заведующий

Старший воспитатель

Оформление информационного стенда о проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО Российской Федерации» в фойе детского сада.

Февраль

Старший воспитатель

Республиканский семинар-практикум для старших воспитателей и воспитателей ДОУ ЗМР РТ по теме Правовое воспитание детей в условиях ДОУ» (из опта работы)

Апрель

Заведующий

Старший воспитатель

Педагоги

Анкетирование родителей по проблеме охраны прав ребенка в семье.

Май

Воспитатели группы

Газета МБДОУ «Ёлочка» на тему «Дети и их права»

Май

Воспитатели групп

Май

Музыкальные руководители, инструктор

воспитатели.

Проведение мероприятий, посвященных Дню защиты детей.

Июнь

Старший воспитатель

воспитатели групп, специалисты.

Реализация образовательной деятельности с детьми в группах.

Октябрь – май

Воспитатели средних, старших и подготовительных к школе групп.

Проведение конкурса «Лучший правовой уголок»

Ноябрь

Заведующий

Старший воспитатель

Члены комиссии

Оформление презентации об опыте работы ДОУ по правовому воспитанию детей.

Ноябрь

Воспитатели

Обновление страницы сайта детского сада о реализации проекта.

Декабрь

Старший воспитатель

Презентативный этап:

Материал обобщен:

на муниципальном семинаре Клуба молодых специалистов г.Зеленодольска,

материалы семинара размещены в сборнике МОиН РТ, УО ИК ЗМР РТ "Путь к мастерству",

на республиканском семинаре-практикуме для старших воспитателей и воспитателей ДОУ ЗМР РТ по теме Правовое воспитание детей в условиях ДОУ». Семинар был высоко оценен коллегами: старшими воспитателями, воспитателями, педагогами-психологами. Многие педагоги взяли на вооружение формы работы с родителями.

Заключительный этап:

За 2 года реализации проекта:

    Проведены консультации по темам:

    «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения».

    «Как познакомить детей дошкольного возраста с Конвенцией о правах ребенка» и другие.

    Проведен педагогический совет на тему «Гражданско-правовое воспитание детей дошкольного возраста».

    Семинары-практикумы по статьям Конвенции о правах ребенка.

    В педагогическом кабинете оформлен раздел методической литературы по правовому воспитанию дошкольников.

    С детьми проводились беседы «Моя семья», «Мое имя» и т.д.

    Ежегодные праздники в «День защиты детей», игровые занятия, посвященные «Всемирному Дню ребенка»

    Завершен проект «Корни каждого – в историях и традициях семьи»

    Реализован проект «Я - гражданин Зеленодольска».

    Оформлены «Правовые уголки» в приемных групп.

    Проведено анкетирование родителей «Защита прав ребенка в семье», «Воспитание у детей поликультурности». Обработав анкеты, выяснилось, что родители неравнодушны к данной проблеме. Родители осознают, что нарушение достоинства ребенка приводит к психологической травме.

    Подготовлены и проведены собрания на темы:

    «Родителям о правах детей»

    «Дети и их права»

    «Правовое воспитание детей»

    «Защита прав и достоинств ребенка».

    • В 2013 году создана профильная группа № 11.

    На сайте детского сада открыта проектная страница.

Заключение.

Образование в области прав человека предполагает не только овладение информацией о самих правах и способах их реализации. Чрезвычайно важно сформировать эти права. Задача педагогов – организовать работу в учреждении в соответствии с международными нормами прав ребенка, вести правовое просвещение родителей, выявлять группу семей риска, (мы регулярно проводим социальный опрос и оформляем социальные паспорта семей групп, есть уполномоченный по охране прав детства) в которых возможно или реально происходит нарушение прав ребенка, содействовать защите прав и достоинств детей.

Приложение:

Консультация для воспитателей

«Как познакомить детей дошкольного возраста

с Конвенцией о правах ребенка».

Знакомство с Конвенцией о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г., стало предметом пристального внимания педагогов буквально в последние несколько лет. Можно сказать, что в нашей стране и в системе дошкольного образования сделаны только первые шаги в этом направлении.

Знакомство самих детей с их правами это – сложная работа. Сложность связана, прежде всего, с трудностью осознания ребенком дошкольного возраста абстрактного понятия «право».

Работу можно построить на хорошо знакомой сказке А.Толстого «приключения Буратино», составив на ее основе «сказку на новый лад» - продолжение истории о Буратино, который пришел на помощь детям и куклам их Страны Дураков, в которой никто не имеет представления о правах человека, а тем более – о правах детей. Кроме того можно разработать серию демонстрационных плакатов, с помощью которых можно было бы обсудить и закрепить представления о каждом положении Конвенции. На плакатах изобразить сказочных антропоморфных животных (а не людей или детей), которые соблюдают (а не нарушают) права своих детенышей.

Детей нужно знакомить со следующими статьями:

    Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход.

    Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой воды.

    Дети имеют право на приемлемый уровень жизни.

    Дети имеют право на медицинский уход.

    Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

    Дети имеют право на отдых.

    Дети имеют право на бесплатное образование.

    Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению.

    Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

    Дети имеют право говорить на своем родном языке, исповедывать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

    Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов.

Главная цель : дать детям старшего дошкольного возраста элементарные знания и представления о Конвенции о правах ребенка, познакомить с основными правами ребенка.

Программу можно построить на блоках, органично связанных друг с другом:

    Билль о правах ребенка.

    Ребенок в мире взрослых.

    Быть здоровым – мое право.

    Ребенок и культура.

    Первые шаги в социальном мире.

Каждая тема преподносится детям в игровой форме.

Параллельно должна вестись работа с родителями: анкетирование, которое позволит выявить отношение родителей к нарушению прав ребенка, юридическую и психолого-педагогическую грамотность и компетентность. Проведение проектов по проблеме защиты прав ребенка. Организовать дискуссионные, интеллектуальные клубы и гостиные для родителей по обсуждению статей Конвенции, метолов и приемов доступного преподнесения материала ребенку.

Планируется и проводится работа с детьми вне основных проблемных занятий, включающая в себя предварительную (предшествующую) и последующую работу. Предварительная работа включает в себя чтение литературных произведений, раскрывающих смысл некоторых статей, постановку спектаклей, экскурсии и т.п. А последующая работа – подготовку и презентацию проектов, оформление «своей» Конвенции о защите прав ребенка и т.п.

Тезис: Дети имеют право на медицинский уход.

Занятие «Если что у вас болит, вам поможет Айболит».

Задачи: сформировать у детей представления об условиях сохранения и укрепления здоровья.

Художники

Композиторы, музыканты, певцы

Сочиняют и исполняют музыку, которая успокаивает и приносит пользу для здоровья

Клоуны, актеры

Создают хорошее настроение

Физкультурники, тренеры

Проводят физкультурные занятия и спортивные тренировки, позволяющие сохранить здоровье.

Тезис: Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение.

Занятие «Цветик-самоцветик».

Задачи: помочь детям научиться сопереживать, замечать боль других, совершать добрые поступки по собственной воле в отношении детей-инвалидов (по сказке «Цветик-семицветик»).

Дети вместе с педагогом заполняют волшебные лепестки и собирают Цветик-семицветик:

2-й лепесток – делиться игрушками;

3-й лепесток – относиться с уважением, не смеяться, не убегать, не дразнить;

4-й лепесток – помогать передвигаться (в коляске или переводить через дорогу);

5-й лепесток – помогать одеваться;

6-й лепесток – рассказывать смешные истории;

7-й лепесток – делать подарки.

ПРАВОВОЙ ЛИСТОК

Календарь правовых дат:

XXI век – Век ребенка

В числе первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н.Вентцель и Януш Корчак, активно боровшиеся против насилия над личностью ребенка. К.Н.Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Примечательно, что много позже провозглашенные им идеи, права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека. «Декларация о правах ребенка» принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года. Декларация – это заявление от имени государства, правительства, организации, торжественное провозглашение основных принципов, а так же документов, в котором они изложены.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «мировой конституции прав ребенка» - «Конвенции о правах ребенка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах ребенка была подписана 61 страной. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка 13 июня 1990 г., а 14 июля того же года она вступила в силу для Российской Федерации. Международный год ребенка, отмечавшийся в 1979 г., способствовал созданию документа на основе более прочных юридических гарантий и норм. Таким документом стала Конвенция ООН о правах ребенка, на разработку и принятие которой потребовалось целых 10 лет.

24 июля 1998 г. в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Принят Государственной Думой 3 июля 1998 года. Одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года. К моменту его принятия отдельные права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции РФ, в гражданском и Семейном Кодексах РФ.

Анкета для родителей детей 6-7 лет

«Воспитание у детей поликультурности»

Уважаемые родители просим Вас ответить на вопросы анкеты:

    Считаете ли Вы важным и необходимым рассказывать ребенку о стране, в которой он живет?

    Считаете ли Вы важным и необходимым говорить ребенку о его национальной принадлежности?

    В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о своей национальной принадлежности?

____________________________________________________________

    В каком возрасте Ваш ребенок впервые узнал о других национальностях?

________________________________________________________________

    Как вы понимает е термин «поликультурность»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кому принадлежит ведущая роль в воспитании поликультурности у детей? ____________________________________________________________

    Считаете ли Вы возможным пребывание в одной группе детского сада с Вашим ребенком воспитанников разных рас, национальностей, вероисповедания?

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

"Права ребенка"

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалость не корите.

Ни родитель и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра. Права детей сегодня – это «модная» тема.

Сейчас выпускается множество книг, затрагивающих тему о правах ребенка. Но это мало способствует изменению правовой культуры, которой наше государство, к сожалению, не может похвастаться. Изменить эту ситуацию могут только реальные дела.

И этим реальным делом в нашем детском саду является проектная работа в рамках проекта ЮНЕСКО «Правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста». Сегодняшнее время ставит конкретные задачи перед сотрудниками дошкольных образовательных учреждений, которые обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и, конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя с правами человека.

Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как государство заботится о своем подрастающем поколении, зависит завтрашний день общества.

«Дети не будущие личности: они уже личности. Дети – существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» (Януш Корчак).

Календарь правовых дат

21 век – Век ребенка

В числе первых, кто поставил вопрос о правах ребенка, были такие известные педагоги, как К.Н.Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка. Януш Корчак, польский детский писатель, публицист, врач и общественный деятель. Вентцель в одной из первых в мировой практике «Декларации прав ребенка» (1917) провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы, в частности на воспитание и образование, развитие своих способностей, свободное выражение мыслей, жизнь без наказаний и пр. Примечательно, что много позже провозглашенные им идеи, права нашли отражение в Конвенции ООН о правах человека.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «мировой конституции прав ребенка». А 26 января 1990 г. Конвенция о правах ребенка была подписана 61 страной. Верховный Совет СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка 13 июня 1990 г., а 14 июля того же года она вступила в силу для Российской Федерации. Международный год ребенка, отмечавшийся в 1979 г., способствовал созданию документа на основе более прочных юридических гарантий и норм. Таким документом стала Конвенция ООН о правах ребенка, на разработку и принятие которой потребовалось целых 10 лет.

Следует обсудить, чем Конвенция отличается от Декларации.

Характеризуя Конвенцию о правах ребенка, надо иметь в виду:

    Ее уникальность. Ведь это первый официально утвержденный международный документ, регулирующий взаимоотношения взрослых и детей. Конвенция максимально защищает ребенка, утверждает приоритетность его интересов в обществе, провозглашает равные права детей со взрослыми.

Документ содержит 4 основных документа, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

    Ее социально-нравственное значение. Этот документ базируется на примате общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, на исключении дискриминации личности по любым признакам.

    Ее педагогическая роль. Документ признает ребенка полноценной и полноправной личностью, выступает против авторитаризма педагогов и родителей в отношении к детям. Призывает взрослых и детей строить свои взаимоотношения на основе уважения и доброжелательности.

Конвенция – это правовой документ высокого международного стандарта.

24 июля 1998 г. в России принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». К моменту его принятия отдельные права ребенка как гражданина уже были закреплены в Конституции РФ, в гражданском и Семейном Кодексах РФ.

Значение Конвенции состоит и в том, что в 54 ее статьях впервые собраны воедино 38 прав ребенка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям права.

По извилистой дорожке

Шли по миру чьи-то ножки.

Вдаль смотря широкими глазами,

Шел малыш знакомиться с правами.

Рядом мама крепко за руку держала,

В путь – дорогу умницу свою сопровождала.

Знать должны и взрослые, и дети

О правах, что защищают их на свете.

Задания для педагогов:

    Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка:

а) Федору Михайловичу Достоевскому

б) Антону Павловичу Чехову

в) Максиму Горькому

    В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

б) в 1959 г.

    В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

в) в 1989 г.

    Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?

а) таких различий нет (ст. 2)

б) национальная принадлежность

в) состояние здоровья

    Кто несет основную ответственность за воспитание ребенка?

а) педагоги

б) родители

в) члены правительства

    На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми, оказавшимися в сложных жизненных ситуациях?

а) на благотворительные организации

б) на иностранных спонсоров

в) на государство (ст. 20)

7. Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая:

а) не указана в официальных справочниках

б) может мешать образованию и вредить здоровью (ст. 32)

в) которая не соответствует интересам и склонностям ребенка

    Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка:

а) чувства страха перед наказанием

б) осторожности в реализации своих желаний

в) чувства достоинства и значимости (ст. 40)

9.ООН считает ребенком человеческое существо от рождения до:

б) 18 лет (ст. 1)

10.Правомерно говорить, что:

а) есть такие права ребенка, которые важнее других

б) права ребенка неделимы

в) права взаимодействуют и подкрепляют друг друга.

11.Право ребенка на сохранение своей индивидуальности включает:

а) предпочтение определенного рода занятий;

б) гражданство (ст. 8)

в) имя и семейные связи

12. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если:

а) материальное благополучие семейной пары из другой страны несравненно выше, чем достаток семьи, которая могла бы обеспечить воспитание ребенка в стране его происхождения;

б) обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным (ст. 21).

13. Каждый ребенок имеет право на:

а) самый высокий уровень жизни в стране

б) уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27)

в) карманные расходы.

Анастасия Павловна Романченко
Проект по правовому воспитанию «Большие права-маленьким детям»

Актуальность: последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Цель: способствовать формированию правового сознания детьми старшего дошкольного возраста

Задачи:

1. провести ряд мероприятий с родителями и детьми по развитию правового мировоззрения и нравственных представлений

2. развивать коммуникативные навыки детей, познакомить их с правами, совершенствовать знания детей о социальных нормах

3. закрепить знания родителей о правах детей, сформировать индивидуальную воспитательную родительскую позицию, ответственность и инициативу

4. воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к себе и окружающим людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели, помощники воспитателей, музыкальный руководитель

Срок проведения: сентябрь - май

Режим проведения мероприятий: согласно составленного плана

Средства и формы организации: занятия, игры, беседы с детьми и родителями, консультации для родителей, родительские собрания, совместные праздники

Ожидаемые результаты:

1. Формирование правового сознания детьми старшего дошкольного возраста

2. Восполнение знаний родителей о правах своих детей

3. Разработка конспектов занятий

План проведения мероприятий для детей старшей группы

Сентябрь

1. Занятие «Ты и твое имя»

Цель: познакомить детей с правом на имя, научить применять это право в жизни, способствовать социально-нравственному развитию.

2. Чтение стихов на правовую тематику

Цель: познакомить детей со стихами на правовую тематику. Научить детей рассуждать и анализировать услышанные стихи.

3. Игры «Я имею право», «Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение. Работать над выразительностью речи.

4. Оформление папки-передвижки на тему «Права ребенка»

Цель: познакомить родителей с правами детей в наглядной форме.

Октябрь

1. Занятие «Моя семья»

Цель: воспитывать уважительное отношение к членам семьи. Рассказать о том, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения. Познакомить с правом ребенка воспитываться в семье.

3. Игры-ситуации

Цель: развивать связную, логическую речь. Помочь распознать ошибки. Беседа по услышанным ситуациям

4. Игры «Я должен», «Кукольный детский сад»

Цель: научить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу». Поддерживать стремление детей подражать работникам детского учреждения – их заботливому отношению к воспитанникам, умение находить выход из сложных ситуаций.

5. Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Цель: выяснить насколько полным является представление родителей о себе как о родителях, помочь сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей.

Ноябрь

1. Занятие «Право на любовь»

Цель: познакомить детей с правом на любовь и заботу. Способствовать социально-нравственному развитию. Развивать умение рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать, воспитывать в детях доброту, заботу, внимание к людям

2. Конкурс рисунков «Мама, папа, я – счастливая семья»

Цель: сделать выставку, сравнить работу, провести беседу по выставке

3. Чтение стихов о семье

Цель: научить детей анализировать услышанные стихи, выделять основную мысль.

4. Игры «Цепочка имен», «Взрослое имя»

Цель: способствовать социально-нравственному развитию, воспитывать чувство самоуважения к другим людям.

Декабрь

1. Занятие «Право ребенка на охрану здоровья»

Цель: рассказать детям о том, что каждый из них имеет право на охрану своего здоровья.

2. Чтение художественного произведения «Доверчивые глаза детей» Цель: познакомить детей с новым художественным произведением, научить их выделять основную мысль.

3. Игра «Колобок»

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

4. Консультация родителей на тему «Семья глазами ребенка» Цель: дать родителям понять о том, что их дети воспринимают и переживают по поводу всего, что происходит у них в семье. Показать рисунки детей, объяснить родителям, что они обозначают.

Январь

1. Занятие «Право ребенка на образование»

Цель: довести до сознания детей необходимость и значение образования для каждого человека. Познакомить детей с содержанием статей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующих право на образование.

2. Беседа на тему «Если чужой стучится в дверь»

Цель: учить детей открывать дверь, когда они одни только тем людям, которые живут с ними в одной квартире.

3. Чтение художественных произведений «Нет, уйду я насовсем!», «Мы на свет родились, чтобы радостно жить»

Цель: познакомить в новыми произведениями, проанализировать их, сравнить.

4. Игра «Поводырь»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, воспитывать доверительное отношение друг к другу.

5. Деловая игра для родителей «Знаем ли мы права своих детей» Цель: проверить, уровень знания родителей прав своих детей.

Февраль

1. Занятие «Права и обязанности ребенка»

Цель: формирование понимания взаимозависимости между правами и обязанностями человека.

2. Чтение художественного произведения «Когда я буду взрослым» Цель: познакомить детей с новым произведением А. Кушнера. Провести беседу на эту тему, дать детям возможность представить себя взрослыми.

3. Индивидуальная работа с карточками, на которых изображены предметы опасные для жизни.

Цель: сформировать знание о том, что каждый ребенок имеет право на жизнь.

4. Родительское собрание «Воспитание ненасилием в семье» Цель: провести беседу с родителями по данной теме, дать родителям понять, как сказываются наказания на психике ребенка.

Март

1. Занятие «Право на защиту»

Цель: довести до сознания детей, что никто не имеет права обижать, бить, оскорблять другого человека, все люди равны в своих правах. Познакомить детей с содержанием статьи Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей детям право на защиту.

2. Чтение художественного произведения «Не отнимешь у ребенка» Познакомить с новым произведением, сравнить с тем, которое изучалось ранее, проанализировать его.

3. Игра «Все имеют равные права»

Цель: сформировать представление о правовом равенстве

4. Анкета для родителей на тему «Наказания в воспитании» Цель: выяснить какими принципами руководствуются родители, воспитывая своего ребенка.

Апрель

1. Занятие «Право на жилье и неприкосновенность жилища»

Цель: познакомить детей с содержанием статей Конвенции о правах ребенка, гарантирующих право на жилье и неприкосновенность жилища.

2. Чтение художественного произведения «Как хорошо, что есть права!»

Цель: познакомить с новым произведением, научить анализировать его.

3. Индивидуальная работа по карточкам «Кто, где живет?»

Цель: закрепить в индивидуальной работе знания о праве на жилье.

4. Ознакомление родителей с документацией по правам ребенка Цель: познакомить родителей с документами по правам ребенка

Май

1. Занятие «Право на свободу»

Цель: познакомить детей со статьей Конвенции ООН о правах ребенка, гарантирующей право на свободу; объяснить, что такое рабство; формировать понимание значимости свободы для человека.

2. Чтение художественного произведения «Закон пошел бродить по белу свету»

Цель: познакомить с новым художественным произведением, учить понимать его основную мысль. Анализ и синтез произведения. 3. Игра «Помоги себе сам»

Цель: обучать детей приемам, помогающим снять эмоциональное напряжение.

4. Викторина для проверки ЗУНов по правовому образованию Цель: проверить знания, умения и навыки у детей по правовому образованию.

5. Итоговое мероприятие

Цель: демонстрация детьми знания своих прав и обязанностей.

Республика Саха (Якутия)

МР «Жиганский национальный эвенкийский район»

МОУ «Жиганская средняя общеобразовательная школа»

«Правовое просвещение учащихся»

Утвержден

с. Жиганск

Актуальность проблемы

Эффективность становления и развития правового государства и гражданского общества тесно связана с вовлечением в этот процесс широких слоев населения. Прослеживается зависимость успешности развития данных процессов от уровня осведомленности граждан в области права, а также от сложившейся практики обращений людей к правовым способам регулирования взаимоотношений в самых разных сферах их жизнедеятельности.

На уровне семьи и личности можно констатировать все возрастающую заинтересованность в формировании правовой компетенций всей семьи и каждого ее члена в отдельности, т. е. способности защищать свои права, осознавать ответственность за выполнение обязанностей, выстраивать свое поведение в соответствии с существующими в обществе нормами права и морали. Однако в связи с тем, что в стране происходит непрерывный процесс нормотворчества, обновления законодательства, накопления правоприменительной практики, разрыв между современным демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения становится все заметнее. Отсутствие опыта выстраивания модели собственного поведения в условиях постоянного обновляющейся нормативно-правовой базы усложняет формирование правого сознания подростков и детей младшего школьного возраста. Родители не могут передать подрастающему поколению свой правовой опыт, им самим сложно разобраться в огромном массе создающихся и исчезающих законов и подзаконных актов - не хватает базовой подготовки, включающей, главным образом, основы знаний по праву, навыки работы со специфической правовой информацией и ее практическим применением. Поэтому то, что в странах с длительной правовой традицией закладывается в семье, в наших условиях должно иметь поддержку извне, стать предметом целенаправленной работы существующих и заинтересованных в этом государственных и общественных институтов.

Учитывая то обстоятельство, что воспитание подрастающего поколения все чаще и большей степени передается образовательным учреждениям, реализацией данного направления должна заниматься именно школа, привлекая к сотрудничеству ОВД, КДН и общественные организации.

Однако было бы неверным связывать системное правовое образование и просвещение исключительно с введением новых курсов, появлением в школах учебников по праву или реализацией отдельных проектов. Очевидно, что за всеми этими действиями должна быть серьезная поддержка проводимой работы со стороны семьи, социума, юридических и юридических организаций.

В ходе определения актуальности и значимости программы по правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения, которая рассчитана на учащихся всех ступеней школьного обучения – младшей (начальная школа – 1-4 классы), средней (основная школа – 5-9 классы) и старшей (средняя школа – 10-11 классы), их родителей.

Нормативно-правовая основа:

Одним из важнейших условий обеспечения эффективности реализации программы в образовательном учреждении можно считать наличие открытого доступа педагогов, учащихся и родителей к постоянно обновляющимся правовым базам, таким как: «Гарант», «Консультант», а также к правовой литературе, содержащей в библиотечных фондах, и Интернет – ресурсам.

Цель: правовое просвещение учащихся, и формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

1. Формирование гражданско-правовой культуры школьников

2. Правовое просвещение детей «группы риска» и их родителей.

Работа с учащимися начальная школа

Знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;

Понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т. д.);

Приобретение первоначального опыта регулирования детских отношений, отношений с взрослыми, старшими;

Знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в особенности правил дорожного движения): этические правила и нормы (например, правила поведения в общественных местах, в образовательном учреждении, транспорте); правила регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;

Получения первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу).

Предлагаемые модули

Предлагаемые темы

Правила вокруг нас

Зачем нужны правила? Правила, которые нас окружают. Правила дома, правила в школе. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка – документ, который тебя защищает.

Мой класс и мои друзья

Права учащихся в нашей школе и в нашем классе. Ответственность. Разработка правил поведения в классе.

Азбука пешехода

Участники дорожного движения. Виды пешеходных пешеходов. Сигналы и виды светофора. Виды транспорта. Дорожные знаки. Мы пассажиры. Безопасные места для детей. Встреча с работником ГИБДД .

Конкурсы:

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Наша школа

Право на образование. Знакомство с внутренним распорядком школы. Устав школы – основной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся. Знакомство с администрацией образовательного учреждения.

Дом, в котором я живу

Право детей на жизнь в семье. Права и обязанностей членов семьи. Права ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «Если ты оказался в трудной ситуации.. . .» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь детям , оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Дом, в котором я живу. Мой двор. Мои соседи.

Мой друг Светофорик

Движение пешехода и их обязанности. Правила пешехода дороги. Дорожные знаки. Маршрутные транспортные средства. Безопасность пассажиров. Встреча с работником ГИБДД.

Конкурсы:

1. Конкурс рисунков «Мой класс»

2. Конкурс рисунков «Я на улице»

3. Конкурс проектов «Наша школа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав ребенка

Документы, защищающие права ребенка. Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ребенка в школе. Составление памятка «Кто может меня защитить?». Встреча с членом КНД и ЗП, инспектором ПДН

Российская Федерация. Власть в нашей стране

Государство. Гражданство. Федеральные органы власти. Для чего нужны органы местного самоуправления Органы власти, в чьи обязанности входит защита прав ребенка. Памятка для учащихся: «Куда обратится, если мои права нарушены. . .»

Берегись автомобиля

У каждой машины своя работа. Когда ты становишься водителем. Безопасность пешеходов и пассажиров. Тормозной путь транспортных средств. Встреча с работником ГИБДД

Конкурсы:

1. Конкурс проектов «Моя Россия» (Места, которые мне дороги. . .)

2. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

3. Конкурс рисунков «Я на улице» (по правилам дорожного движения)

Конкурс сочинений «С чего начинается Родина. . .»

Основная школа

Формирование отношение к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной жизни;

Знание и грамотное использование в речи элементарных правовых понятий (таких, как «закон», «права человека», «права ребенка», «норма права », «правонарушение» и др.);

Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил;

Формирование способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами ;

Умение выделять правовое содержание жизненных ситуаций и обращаться к источникам права экспертам за помощью в их разрешении;

Накопление опыта разработки собственных правил и норм (на примере – правил для учащихся);

Получение знаний об основных отраслях права, наиболее важных источниках права и умение их использовать для решения практических задач;

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Школьное самоуправление

Право ребенка на участие в управлении образовательным учреждениям. Кто управляет нашей школой? Что такое самоуправление и для чего оно нужно? Устав школы о школьном самоуправлении. Положении о школьном Ученическом Совете. Проект «Самоуправление в нашей школе: каким оно должно быть?». Встреча с представителями школьного органа самоуправления и заместителем директора по воспитательной работе .

Что такое закон и для чего он нужен

Отличие законов от правил. Как создаются законы в нашей стране. Законы о защите прав ребенка. Создание законов (на примере закона выдуманного государства)

Уговор дороже денег

Что такое конфликт и почему он возникает? Способы выхода из конфликта. Неписанные правила во взаимоотношениях людей. Учимся договариваться: разработка правил неконфликтного поведения (на примере своего класс)

1.Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2.Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3.Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Право и свобода

Что такое свода? Свободы ребенка, закрепленные в Конвенции о защите прав ребенка. Свобода мысли, совести и религии. Свобода ассоциаций и мирных собраний. Право ребенка на сводное выражение своих взглядов и мнений. Причины ограничений прав и свобод по закону.

Право и здоровье

Конвенция о правах ребенка о праве на пользованием наиболее совершенными услугами здравоохранения. Здоровый образ жизни. Полезный досуг. Вредные привычки и как им противостоять. Что говорит о вредных привычках закон? Встреча с приверженцами здорового образа жизни (врачи, наркологи)

Нарушение закона

Государство на страже закона (правоохранительные органы). Кто может нарушить закон? Нарушения прав ребенка. Правонарушения подростков и их возможные последствия. Встреча с представителями правоохранительных органов. Памятка «как не стать соучастником преступления?»

2. Конкурс сочинений «Если бы я был директором школы»

3. Конкурс сказок «Сказка о правах человека»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Имею права и могу им воспользоваться

Конвенция о правах ребенка. Правоспособность и дееспособность. Частичная дееспособность подростка. Встреча с представителями юридического сообщества (КДН и ЗП). Составление памяток: «Имею право и могу им воспользоваться.. . » и «Несу ответственность по закону.. . ».

Мое право на образование

Конвенция о правах ребенка о праве на качественное образование. Понятие качества. Право на выбор образовательного учреждения. Возможности получения дополнительного образования . Встреча с администрацией школы, работниками учреждений дополнительного и профессионального образования .

Обязанности и ответственность

Конституционные обязанности. Ответственность и ее виды. Юридическая ответственность несовершеннолетних. Встречи с представителями правоохранительных органов.

Торжественное вручение паспортов школьникам, достигшим 14 лет

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права», «Я имею право»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .»

3. Конкурс плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс сочинений «Права человека и будущее России»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мои первые документы

Свидетельство о рождении. Паспорт гражданина РФ. Другие важные документы в жизни человека. Как поступить в случае потери (утраты) документов?

Как не стать жертвой преступления

Преступления против личности и собственности. Подозрительные ситуации. Встреча с работниками правоохранительными органов. Составление общих правил безопасности.

Моя семья

Конвенция о правах ребенка о праве на семейную жизнь. Для чего нужна семья?

Организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Организация тематических кинопоказов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся.

1. Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

2. Конкурс сочинений «Мое будущее. . .», «Права человека и будущее России»

3. плакатов «Мое право на образование»

4. Конкурс рефератов «Что значит законопослушный гражданин»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Защита прав собственности

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Что нужно знать, чтобы стать предпринимателем

Собственность. Виды собственности. Наследство. Предпринимательство. Может ли подросток заниматься предпринимательской деятельностью ? Виды коммерческих организаций . Договоры, основные правила их заключения и ответственность по договорам. Риски предпринимательской деятельности.

Выборы в демократическом государстве.

Права и свободы граждан, без реализации которых невозможно проведение свободных выборов. Кого мы выбираем? Право выбирать и быть избранным.

Профессиональное образование

Право на получение профессионального образования. Государственные и негосударственные образовательные учреждения. Бесплатное профессиональное образование. Платные образовательные услуги. Памятка «Выбирая профессиональное образование. . .»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

1.«Мое дело»

2 «Моя предвыборная программа»

Предлагаемые модули:

Предлагаемые темы

Мое жилье

Кто в доме хозяин? Приобретение жилья в собственность. Права и обязанности собственников жилья. Налоги, которые платит собственник жилья. Что такое ТСЖ, зачем и как создают?

Служба в армии: право и обязанность

Конституция РФ и федеральные законы о срочной службе (службе по призыву). Альтернативная служба. Служба по контракту. Защита прав призывника. Встреча с работниками военных комиссариатов , действующими офицерами.

Думать о пенсии никогда не рано

Что такое пенсия? Виды пенсионного обеспечения в России. Пенсионные фонды: разновидности, способы формирования и основные функции. Преимущества и риски размещения средств в негосударственных управляющих кампаниях.

Организация курсов «права человека», «Человек и общество», «конституции – основной закон нашей жизни», «политика и право»

Участие во всероссийской акции «Я – гражданин России»

Проведение научно-практической конференции с учащимися «Я и закон»

Встреча с прокурором Жиганского района, следователем следственного комитета

1. Конкурс сочинений «права человека и будущее России»

2. Конкурс рефератов «что значит законопослушный гражданин»

Работа с учащимися «группы риска» и их родителями

Задачи:

1. Формирование отношения к праву, как социальной ценности, и понимания необходимости правовых знаний общественной;

2. Способствующих восприятию ЗОЖ и адекватного поведения

3. Выявления интересов, способностей и склонностей ребенка для дальнейшего профессионального самоопределения

4. Приобретение готовности и способности разрешать конфликты мирным путем, в том числе с использованием различных норм и правил

5. Воспитание уважения к закону, развитие гражданской ответственности к общественным ценностям

6. Оказание помощи семье в решение проблем воспитания, развитие социально - психологического просвещения родителей, усиление их в воспитании детей.

Основные направления работы

1. Профилактика правонарушений и наркомании

2. Профессиональная ориентация и самоопределение

3. Культурно-творческая деятельность

4. Привлечение учащихся к занятиям в кружках, секциях, объединениях блока, дополнительного образования

5. Просветительская работа

6. Работа с родителями.

1. Профилактика правонарушений и наркомании

· составление социальных паспортов классов и школы;

· работа школьного Совета по профилактике правонарушений;

· сотрудничество с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекций по делам несовершеннолетних;

· организация правовой информированности учащихся, родителей, педагогов;

· работа педагога - психолога по обучению навыкам эффективного общения, ответственного принятия решений;

правовое просвещение учащихся;

2. Профессиональная ориентация и самоопределение:

проф. диагностика (анкетирование);

проф. Просвещение (беседы, встречи, экскурсии);

проф. Консультирование (работа с педагогом – психологом, педагогами)

3. Культурно- творческая деятельность:

участие в общешкольных массовых мероприятиях, предметных неделях;

музейно - экскурсионная работа;

каникулярный отдых

4. Блок дополнительного образования:

привлечение учащихся «группы риска» в занятиях дополнительного образования

5. Просветительская деятельность:

формирование у учащихся отрицательного отношения к наркогенным веществам и последствиям их употребления;

социально- педагогическая диагностика различных категорий детей;

проведении веществ с привлечением специалистов.

6. Работа с родителями:

сбор и накопление информации о детях из многодетных и социально незащищенных семей, детях- инвалидах;

консультирование с целью оказания помощи в решении социальных, юридических, социально - психологических вопросов;

родительский лекторий по программе «Роль родителей в воспитании детей».

Тематический план родительского лектория:

Предлагаемые темы

Основы семейного законодательства

Семейный кодекс РФ. Обязанности супругов. Обязанности родителей. Права родителей.

Типы семейного воспитания

Гиперсоциальное. Эгоцентричное. Тревожно - мнительное и без любви.

Ошибки воспитания

Ошибки воспитания являются составляющими следующих типов воспитания: гиперсоциальное воспитание: эгоцентричное или все для ребенка; воспитание без любви; тревожно - мнительное воспитание. Советы родителям, нашедшим у себя что-то из выше перечисленного. Памятка для родителей.

Положение ребенка в семье и отношения с родителями

Проблема взаимоотношений с родителями. Подростковый возраст. Пути решения проблемы.

Типы конфликтов и способы их преодоления

Конфликт неустойчивого родительского восприятия. Диктатура родителей. Мирное сосуществование – скрытый конфликт. Конфликт опеки.

Работа с родителями

Задачи:

Формирование позитивного отношения родителей к социальным нормам, правилам, праву и их использованию на практике;

Выработке общего, совместного с ребенком языка общения, основанного на существующих в обществе моральных и правовых нормах;

Знакомству с наиболее важными правами ребенка и способами их защиты, а также формированию умений их использования на практике;

Обеспечению безопасности ребенка в разных жизненных ситуациях, регулируемых правом;

Приобретению опыта разработки собственных правил и норм (например, защиты своих потребительских прав и др.)

Умению выделять правовое содержание жизненных ситуации и обращаться к источникам права или экспертам за помощью в их разрешении;

Формированию способности к реальным действиям в ситуациях, регулируемых правовыми нормами.

Особенностями работы с родителями заключается в их правовом просвещении. С этой целью проводится лекторий по ознакомлению родителей с правовыми нормами.

Тематический план

Предлагаемые темы

Правовые нормы

Виды правовых норм. Конституция РФ. Федеральные законы. Правовые акты субъектов РФ. Устав школы.

Права и обязанностей детей и родителей

Конституция РФ. Всеобщая декларация прав человека. Конвенция о правах ребенка. Семейное законодательство РФ. Взаимоотношения в семье. Стили семейного воспитания. Памятка родителям.

Преступление и наказание

Обязанности граждан РФ. Ответственность несовершеннолетних. Обязанности родителей по воспитанию и обучению детей.

На родительских собраниях родителям необходимая информация об изменениях в законодательстве, касающиеся процесса обучения и воспитания их детей. С этой целью приглашаются сотрудники ОВД, КНД, и ЗП, органы опеки и попечительства.

Рассказать друзьям