Семейные ценности студенческой молодежи. «Проблема семейных ценностей в современном мире подростков Механизм реализации программы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Ключевые слова: семья, семейные ценности, молодежь, брак, факторы формирования семейных ценностей.

В современном обществе становится все больше проблем, связанных с молодежью. Одними из самых перспективных направлений для изучения в социологии являются исследования проблем института семьи и семейных ценностей, в которых, с изменением общества, происходят значимые перемены. В социологии молодежью принято считать поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий. Возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет .

Ценностями считают цели жизни человека, то к чему он стремится на протяжении всей жизни. Однако, определение ценностей имеет немного другой характер. Ценности − свойство и явления предметов реальной действительности, определяющее их значимость с точки зрения удовлетворения определенных потребностей личности, социальных групп общества . Ценностные ориентации человека являются важнейшей характеристикой его личности.

Помимо жизненных ценностей существуют ценности семейной жизни, такие как уважение, честность, умение прощать, щедрость, общение, ответственность, любовь, традиции и ритуалы, поддержка, забота, взаимопонимание и т. д. Эти ценности определяют уклад жизни семьи и являются основным средством воспитания нравственности.

С изменением общества трансформируется и характер социализация личности, Для анализа специфики современной молодежи целесообразным является рассмотрение факторов, которые влияют на формирование личности. Существует большое количество факторов, которые оказывают первостепенное влияние на формирование ценностей у современной молодежи. Однако, самыми важными факторами принято считать такие факторы как семья, друзья и круг общения, различные средства массовой коммуникации.

С целью анализа семейных ценностей современной молодежи весной 2015 года было проведено прикладное социологическое исследование методом анкетирования. В ходе исследования были опрошены учащиеся общеобразовательных школ г. Твери, студентов ВУЗа ТвГТУ с 1 по 5 курс. В опросе приняло участие 100 человек.

В анкете молодым людям предлагалось ответить на вопросы о том, какое место занимают семейные ценности в иерархии их жизненных ценностей, каковы основные причины и условия вступления в брак, каков оптимальный возраст для вступления в брак, какой тип семьи предпочтительнее, как должны распределяться обязанности в семье и т.д.

Опрос показал, что семья по-прежнему является важной ценностью, как в обществе, так и у современных молодых людей. Второе место, по значимости занимает любовь. Следует отметить, что для юношей второе место по степени значимости занимает. Девушки ответили иначе: третье место занимает образование, деньги – четвертое, пятое место – работа, шестое место – недвижимость, седьмое место – красота, восьмое – религия, девятое место – традиции. На 10-ом месте для всех ответивших – мода.

Можно сделать вывод о том, что мнение о ценностях у молодежи совпадают. Видно, что в структуре жизненных ценностей молодых людей преобладают такие ценности как семья, любовь и образование, вторую ступеньку в иерархии занимают деньги, работа. Недвижимость и красота на третьей ступени в иерархии ценностей, а такие ценности как религия традиции и мода не являются важными для большинства респондентов.

Так же, в ходе исследования выяснился оптимальный возраст для вступления в брак, по мнению респондентов – это 25 лет. Такого мнения придерживаются 33% ответивших. Кроме того, следует отметить, что в этом вопросе мнения юношей (30%) и девушек (43%) совпадают.

Такой мотив, как любовь остается основным мотивом для вступления в брак, его выбрали 92% опрошенных. Второе место занимает, желание создать семью. 82% девушек и 62% молодых людей ответили, что причиной является желания родить ребенка в семье.

Большая часть респондентов (88%) считают, что необходимым условием вступления в брак является желание обоих партнеров, 71% считают, веской причиной для создания семьи является любовь. 47% респондентов полагают, что наличие собственного жилья служит поводом для создания семьи, 48% считают, что это стабильная работа и постоянный доход. Однако, девушки (30%) одним из самых важных поводов для вступления в узаконенные отношения считают – любовь, а молодые люди первое место отдают желанию обоих партнеров (30%), а на второе место – работу и стабильный заработок (25%).

Очень важно, было узнать, сколько современные молодые люди планируют детей в будущем. 62% опрошенных выбрали ответ – «1-2» ребенка. Мнения юношей и девушек совпадает. Вариант ответа «не планирую детей» выбрало всего лишь 4% опрошенных. Таким образом, молодые люди не только представляют что такое семья, но и сами ориентированы на рождение более чем одного ребенка. Однако, скорее всего, это идеализация семьи в представлениях молодых людей. Юноши и девушки, столкнувшись с этой ситуацией в жизни, возможно, изменят свое отношение.

Анализ результатов проведенного прикладного социологического исследования позволил выделить 4 группы факторов, влияющих на формирование семейных ценностей: семья, школа, ВУЗ, организация, где работают молодые люди. Для более успешного формирования семейных ценностей был разработан ряд практических рекомендаций.

Для того что бы приобщать молодых людей к семейным ценностям через семью, необходимо:

  • организовывать семейные обеды или ужины, где каждый член семьи;
  • создать благоприятную атмосферу в семье для ребенка;
  • создать альбом или семейных архив.

Школа – социальный институт, от воздействия которого зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Педагогам можно рекомендовать:

  • проведение классных часов, посвященные различным темам: «моя семья»; «мои семейные традиции»; «из семейного альбома» и т.д.
  • приглашение родителей, на классные часы, где можно посвятить одной семье или объединить тематически истории нескольких семей, включающих фотографии, интересные и поучительные рассказы;
  • проведение репортажа: «С места работы родителей» – поможет сформировать у детей представления о профессиях и значимости каждой из них.
  • организация игровой деятельности:
  • введение элективных курсов и факультативов на тему: «Репродуктивное здоровье»;
  • организация для родителей лектория по теме «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении».
  • введение в рамках программы образования, в выших учебных заведениях, предмета «семьеведение»; «этика и эстетика»;
  • организация различных мероприятий и тренингов на тему «семейных отношений»; «добрачного поведения»; «воспитание детей»; и т.д..
  • проведение фотовыставок молодых семей на предприятии;
  • проведение конференций на тему репродуктивного здоровья, с приглашенными врачами, психологами;
  • организация семейного досуга, выделение путевок, билетов.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно заключить, что современная молодежь видит семью будущего следующим образом: официально зарегистрированная супружеская семья, члены которой любят и уважают друг друга, равны в своих правах и обязанностях, имеют образование и работу, вместе обеспечивают себя, решают все главные вопросы и проблемы, организовывают и проводят свой досуг.

Семья будущего – это семья, в которой царят поддержка, забота и взаимопонимание и эмоционально-психологический комфорт. Детей должно быть двое или трое, правда, скорее всего только в планах – сначала карьера для достижения материального благополучия и независимости от родителей.

Список использованных источников

1. Зубок, Ю.А. Социология молодежи. [Текст] / Ю.А. Зубок. − Энциклопедический словарь. – М.: ACADEMIA, 2008. – 680 с.
2. Лисовский, В.Т. Социология молодежи [Текст] / В.Т. Лисовский. – СПб.: С.- Петербургского университета, 1996. – 361 с.

Научная статья на тему “Семья в системе ценностных ориентаций современной молодежи: социологический анализ” обновлено: 7 марта, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Семейные традиции, духовность, воспитание молодежи, формирование позитивного общественного мнения о семье – общенациональная идея и основные задачи проекта.
Во все времена в любой стране, в любом государстве, при любой религии семья считается главным, что может быть у человека. В России сегодня этот институт нуждается в особой заботе.
В первую очередь считаем важным популяризировать институт семьи среди подростков и детей из неблагополучных семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программа делится на два основных блока: лекции, обсуждения и театральные постановки. В рамках лекционного блока профессиональные семейные психологи, искусствоведы и волонтеры проведут серию мастер-классов и лекций, направленных на изменение негативного или безразличного взгляда детей и подростков на семейные традиции и ценности.
Формирование мировоззрения - сложный процесс, влекущий за собой серьёзные личностные изменения как результат воздействия на психическую и когнитивную сущность человека. Поэтому лекциями проект не ограничивается. Театр представляет ценность для воспитания и формирования личности не только как одно из лучших средств воспроизведения действительности, но и как способ ее осмысления. Характеру юношей и девушек свойственны романтическая приподнятость, яркая эмоциональность. Эффективность психологического воздействия находится в прямой зависимости и от содержания спектакля, интересной темы и от умения заинтересовать аудиторию, найти с ней контакт и ненавязчиво способствовать формированию мировоззрения. Интеллектуальное развитие молодежи зачастую опережает эмоциональное. Спектакли помогают исправить эту ситуацию и способствуют формированию всесторонне развитой личности.
В рамках реализации проекта будет проведена серия лекций и мастер-классов на территории детских домов и интернатов, для детей из неблагополучных семей, для семейных подростков и молодых семей, поставлен и сыгран спектакль по сказу о Петре и Февронье. Зрителями станут более 1500 человек. Спектакль будет показан на благотворительной основе в городах России: Муром, Тула, Москва. После спектакля будут проведены обсуждения на тему традиционных семейных ценностей.

Цели

  1. Содействие укреплению института семьи и семейных ценностей

Задачи

  1. Формирование позитивного отношения у подростков и молодежи к семейным ценностям, конструктивного отношения к созданию семьи и ответственному родительству
  2. Пропаганда важности семейных традиций и ценностей

Обоснование социальной значимости

На формирование семейных ценностей у молодежи влияние оказывают многие негативные факторы: разрушение нравственных представлений о семье и браке, смещение традиционного понимания роли
родительства, снижение престижа материнства, утрата семейных традиций. Подготовка молодежи к семье - это такая же важная задача, как и подготовка к проф. деятельности, адаптация в обществе.
Для создания позитивного опыта в области семейных отношений усилий семьи не всегда бывает достаточно, поэтому возникает необходимость в просвещении молодежи в вопросах семейной жизни, активном участии в этой деятельности учреждений, которые оказывают социальные и образовательные услуги. Подростковый возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентации человека, в том числе ориентации на благополучную семью и ценности семейной жизни. Поэтому важно информировать молодежь о социальных ролях супругов при создании семьи, формировать позитивное отношение к семье и представлений о ней как социально - значимой ценности. Но делать это важно ненавязчиво и простым доступным языком. Таким как язык театра, например.
Художественные произведения на религиозные темы нередки в западных странах. В то время как в российском искусстве эта тема в силу ряда причин всегда обходилась стороной. Мы считаем это большим упущением, ведь русская культура как таковая, неотделима от православия.
В 90 - е годы российское кино и театральное искусство, получив в наследство огромный опыт советского периода, но не имея средств к достойному правоприемничеству, начало искать свой уникальный путь. К середине 2000 - х российское искусство окрепло и перестало копировать западных коллег. Сейчас тот этап, когда при помощи искусства в России можно формировать мировоззрение целых поколений. Проект "Петр + Февронья" направлен на формирования уникального и понятного в первую очередь российскому зрителю понимания Семьи, Любви и Верности. Акцент идет на молодого зрителя, тк театр тот вид искусства, который воспринимается молодежью с особым трепетом и доверием. Поэтому наш проект старается быть с этой аудиторией максимально честным и вывести зрителя на диалог. Проект направлен на решение социальной проблемы современного общества - несерьезное и скептическое отношение к семейным ценностям. "Петр + Февронья" не навязывает свое видение проблемы, а дает пищу для размышлений. После каждого показа спектакля будут проведены встречи с молодежью и обсуждение на тему: «Что такое семья, любовь и верность?».

География проекта

Москва, Тула, Муром – основные площадки, которые запланированы на срок реализации проекта. Санкт – Петербург, Тверь, Севастополь – города, в которых пройдет показ спектакля на благотворительной основе после окончания срока реализации проекта, указанного в проекте.

Целевые группы

  1. Дети и подростки
  2. Многодетные семьи
  3. Молодежь и студенты
  4. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

овладением нетрадиционными методами познавательной деятельности социокультурных проблем; информационную, включающую овладение социокультурной информацией, ее систематизацию и актуализацию; логико-гностическую, связанную с преемственностью и развитием познавательных способностей личности; развивающую, способствующую развитию сфер личности - интеллектуальной, эмоциональной, волевой и действенно-практической; интегративную, обеспечивающую целостность познавательного процесса, взаимосвязь принципов, комплексное развитие сфер личности; координирующую, связанную с регуляцией взаимодействия субъекта и объекта педагогического процесса, использования комплекса методов в соответствии с целью и задачами образовательной программы. Значимость вышеназванных принципов общенаучного уровня для организации электронного образования обусловлено следующим: так, принцип восхождения от абстрактного к конкретному как принцип научного познания требует анализа истории возникновения предмета рассмотрения проблемы и ее решения с помощью методов синтеза, индукции и дедукции; принцип единства исторического и логического связан с установлением логики исторического развития рассматриваемого явления; принцип детерминизма, причинной обусловленности, отражает взаимосвязь и взаимообусловленность процессов и явлений; принцип развития отражает необратимость развития, его поступательность и преемственность; принцип познаваемости выступает как высшая форма отражения в сознании человека реальной действительности, которая исторически обусловлена; связь теории и практики как общенаучный принцип отражает первичность практики, ее эмпирическую ценность в познавательной деятельности; в педагогическом плане исследование теории указывает на пути совершенствования практики. Вышеизложенные принципы и функции выступают в форме общенаучных методологических основ электронного обучения. Следует отметить, что дидактические принципы организации электронного образования в основе своей те же: это соответствие дидактического процесса закономерностям учения; принцип научности; единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения; коллективная работа и индивидуальный подход в обучении; наглядность в обучении; сознательность, активность и самостоятельность обучающихся; системность и систематичность в обучении; доступность. Однако реализация этих принципов обусловлена спецификой электронного обучения, возможностями телекоммуникаций и Интернет. Успешность электронного образования и обучения во многом зависит от эффективной организации и педагогического качества учебных материалов, разработки закономерностей и принципов содержания.

Литература

1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (редакция от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).- Режим доступа http://sudact.ru/law/ doc/ CxRPDd9gK3dX /002/.

2.Муртазина Г.Х. Тенденции развития дистанционных образовательных технологий // Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств.- 2010.- № 2.

А.Н.Галеева

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ.

В статье рассматриваются аспекты формирования семейных ценностей молодежи. На сегодняшний день является общепризнанным, что формирование семейных духовно-нравственных ценностей, воспитание ценностного отношения к семье лежит в плоскости образования. Особое значение имеет процесс развития семейных ценностей молодежи, так как именно в это время происходит осознание и узнавание себя и других, становление жизненной позиции и основ мировоззрения.

Ключевые слова: семья, семейные ценности, традиции, молодежь, семейная педагогика, семейное воспитание, социально-культурная деятельность, фольклор, досуг.

Alexandra Galeeva FAMILY VALUES OF YOUTH.

The article discusses aspects of the formation of family values of youth. Nowadays it is widely accepted that the formation of family moral values, and raising of value relation to the family lies in the field of education. The process of family values development among youth has particular importance , because at this time there are an awareness and recognition of self and others, and formation of attitudes and the basics of the world.

Keywords: family, family values, traditions, youth, family pedagogy, family education, social and cultural activities, folklore, leisure.

Жизнь человека неразрывно связана с семьей. В ней происходит становление и реализация его личности. Именно поэтому формирование семейных ценностей у подрастающего поколения весьма

актуально. На разных стадиях жизненного цикла человека его функции и статус в семье постоянно меняются. Так, для ребёнка семья - это источник его интеллектуального, физического, психического, эмоционального развития. Для взрослого человека семья является местом удовлетворения ряда его потребностей, как физических, так и духовных.

В своём развитии семья проходит ряд последовательно сменяющих друг друга этапов: 1. вступление в брак; 2. рождение первого ребёнка; 3. окончание деторождения (последний ребёнок); 4. «пустое гнездо» - выпадение из семьи последнего ребёнка; 5. прекращение семьи со смертью одного из супругов. Семья обеспечивает своим членам физическую, экономическую и социальную безопасность, а также выступает важнейшим инструментом социализации личности. Благодаря ей происходит трансляция культурных, этнических, нравственных ценностей. Семья, таким образом, оставаясь наиболее устойчивым и консервативным элементом социума, развивается вместе с ним .

В научной литературе вопросы семьи и семейного воспитания, формирования ценностных отношений рассмотрены достаточно широко. Так, проблемой семьи, семейных ценностей занимались психологи Л.С.Выготский, Н.Д.Добрынина, В.В.Ильина, К.К.Платонова, Д.Н.Узнадзе. Педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье раскрывается в работах В.И.Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г.Харчена. Вопросами изменения роли семьи в жизни общества в результате глобальных социально-экономических процессов занимались И.С.Андреева, А.И.Антонов, М.Ю.Арутюнян, В.А Борисов, Э.К.Васильева, А.Г.Вишневский, Т.А.Гурко, О.М.Здравомыслова, О.В.Митина, З.А.Янкова. В работах Д.Олсона, О.Тоффлера, АФернхема, П.Хейвена, П.Штомпки проанализирован ряд вопросов эволюции семьи и брака, вскрыты сложные связи семьи и общества. Вопросы государственной семейной политики изучали многие российские исследователи. Среди них А.И.Антонов, Н.М.Римашевская, С.В.Дармодехин, Е.Б.Ереева, И.А.Зимняя, А.М.Нечаева, А.М.Панов, М.С.Мацковский, С.И.Голод, которые в первую очередь ставили своей целью отслеживать наметившиеся негативные тенденции и предложить методы их предотвращения.

Семейные ценности являются ценностями-нормами и выступают как идеальная основа ориентации, идеальные критерии, на базе которых оценивается действительность и совершается выбор поступка, действия. Н.А.Зелевская определила семейные ценности как социокультурные предпочтения в брачно-семейных сферах (сфере добрачного поведения, выбора брачного партнера, сфере ро-дительства, сфере брачно-семейных отношений, сфере брачно-семейных ролей, сфере супружества) . Семейные ценности в этом понимании связаны с ценностными ориентациями членов семьи и способны удовлетворять потребности индивидов, служить их интересам и целям. В понимании Ж.Н. Дюльдиной семейные ценности - это то, что должно быть личностно значимо для подростка, что ему дорого, интересно и что должно способствовать его позитивному представлению о мире семьи, взаимоотношениях между членами семьи, осознанию собственного места в мире семьи . По мнению В.А.Титаренко ценностные отношения представляют собой одновременно процесс восприятия и понимания мира через призму ценностей, результат этого процесса: отношения субъекта к определенным объектам как личностным ценностям .

Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является юношеский возраст, так как именно в это время происходит осознание и узнавание себя и других, становление жизненной позиции и основ мировоззрения. Формирование семейных ценностей молодого человека - противоречивый, закономерный процесс количественных и качественных изменений имеющегося у него уровня культуры под влиянием внешних факторов.

Большинство ученых, видных политических и общественных деятелей признают, что молодое поколение во всех странах является резервом для развития, положительных социальных перемен и технологических инноваций. Идеалы, энергичность и широта взглядов молодёжи играют центральную роль в процессе постоянного развития устойчивого общества.

Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории и в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: «весна» - от рождения до 20 лет, «лето» - от 20 до 40 лет - это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, с 12 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 25 лет. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В России к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции - 25) . Согласно классификации ООН, возраст молодежи составляет от 15 до 24 лет. В настоящее время это 1,2 миллиарда че-

ловек, то есть 18% мирового населения .

Как указывает Г.Олпорт, «Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей» .

По мнению В.А.Сластенина и И.Ф.Исаева, молодежь представляет собой достаточно неоднородную социальную общность, которую можно различать по возрасту, образованию, социальному происхождению . Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

14 - 19 лет (юноши и девушки) - группа молодёжи, материально зависящая от родительских семей и стоящая перед выбором профессии;

20 - 25 года (молодёжь в узком смысле слова) - молодёжная группа, интегрирующаяся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающая материальную и социальную самостоятельность;

26 - 29 лет (молодые взрослые) - социально-демографическая группа, заканчивающая обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства.

Обучение решает центральную задачу - развитие мышления молодежи, что обеспечивает социальную ориентацию в сфере познания. Познание протекает как в процессе обучения на уроке или лекции, так и во внеурочной работе. Л.Ю.Сироткин отмечает, что молодые люди ощущают дефицит навыков самообразования, испытывают затруднения в самостоятельной переработке научной и общественно-политической информации. В этом случае важна установка на самообразование, предполагающая наличие определенной направленности личности, состояние готовности к конкретной деятельности, способности удовлетворить возникшие потребности .

Указом Президента РФ от 01.01.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» объявлен безусловный приоритет семьи и семейных ценностей, предусмотрено развитие государственной семейной политики. Молодежь должна стать активной участницей реализации этих важнейших задач, направленных на возрождение и всемерное укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства. Кроме того, в приказе Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, в связи с утверждением ФГОС нового поколения, определены задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, в частности, в области формирования семейной культуры. К ним относятся: 1) формирование отношения к семье как основе российского общества; 2) формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; 3) формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; 4) знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. На этапе освоения образовательных программ личностные результаты включают, среди прочего, «осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи» и «ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценности семейной жизни» .

Как отмечает Р.Ш.Ахмадиева, значительный педагогический потенциал оптимизации воспитательных функций современной семьи содержат этнокультурные традиции, в которых доминируют формы семейного досуга, значительное место занимает прикладное творчество, сочетающее отдых и освоение народных ремесел и промыслов, развита празднично-обрядовая культура, глубоко укоренен культ уважения к старшим, создающий благоприятные условия для преемственности поколений. В сегодняшней ситуации оптимальной формой приобщения семьи к историческому культурному наследию своего народа следует считать культурно-досуговые объединения - поисково-исследовательские группы, фольклорные коллективы и т.д. в этой связи актуальной педагогической задачей становится изучение педагогического потенциала народных традиций и определение условий его реализации в сфере оптимизации воспитательных функций современной семьи. По мнению автора, включение ребенка совместно с родителями в коллективное творчество позволит максимально эффективно решить весь комплекс педагогических задач - обеспечить общее знакомство с этнокультурными традициями, овладеть технологиями художественной деятельности, органично впитать нравственные ценности, лежащие в основе репертуара семейных ролей .

Подводя итог, следует отметить, что семья составляет основу социальной организации современного общества, в ней не только сохраняется культура и создаются условия для передачи традиций от поколения к поколению. Рассматривая семейные ценности как результат определенных социальных воздействий и как цель воспитания, образования и просвещения, педагогическая наука

исследует содержание, формы и методы, концентрирует свое внимание на выявлении методологических, психолого-педагогических основ, условий и принципов формирования ответственного отношения к семье. Изучение формирование семейных ценностей молодежи средствами социально-культурной деятельности позволит конкретизировать технологические подходы к формированию ценностных приоритетов семейного досуга.

Литература

1.Ахмадиева Р.Ш. Педагогический потенциал народных традиций в системе оптимизации семейного воспитания / / Вестник Казан. гос. ун-та культуры и искусств. - 2009. - №1. - С. 130-135.

2. Винокурова А.В., Шпак Е.С. Семейные ценности студенческой молодежи// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №10-2. - С.61-63.

3. Дюльдина Ж.Н. Проблема необходимости просвещения молодежи по вопросам семьи //Среднее профессиональное образование. - 2007. - №4 - С. 39-41.

4. Зелевская Н.А Ценностный подход к проблеме семейного воспитания // Образование. - 2004. - № 6. -С. 16-25.

5. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: теоретические вопросы.- М.: Социум, 1999. - С. 48-52.

6. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание.- М.: Академия, 1999. - 232 с.

7. Кудренко Т. В. Специфика ценностных приоритетов семьи в сфере досуга / / Проблемы и перспективы развития образования: мат.1У Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.). - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 149-150.

8. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков: учеб.-метод. пособие / С.С. Федорен-ко, Н.Н.Кислова, М.В.Мартынова и др.; под. ред. Е.В.Вергизовой, Т.С.Воробейковой, О.В.Эрлиха. - С.-Пб.: Свое издательство, 2014. - 403 с.

9. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М.: Смысл, 2002. - С. 166-216.

10. ООН и молодежь [официальный сайт]: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. un.org/ ru/documents/ (проверено 12.10.2015).

11. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: учеб. пособие / Самар. гос. пединститут. - Самара, 1991. - С. 114-117.

12. Сластенин В.А. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: Владос, 2003. - 256 с.

13. Шаваева О.А Трансформация системы семейных ценностей в современную эпоху // Политематический сетевой электронный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - №99. - С. 1-12.

УДК 008;379.85

Э.И.Минуллина

СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с социальной интеграцией молодежи средствами туристской деятельности. Изучаются мнения ведущих педагогов, психологов, социологов по данной проблематике.

Ключевые слова: молодежь, интеграция, социальная интеграция, туристская деятельность.

Minullina E.I. SOCIAL INTEGRATION OF YOUNG PEOPLE IN TORISMACTIVITIES

This article discusses issues related to the social integration of youth by means of tourist activity. We study the opinions of leading educators, psychologists, sociologists on this issue.The problem of social integration of young people to the changing conditions of the modern world is a hot topic in the sociological, cultural, and educational and socio-cultural sciences. Awareness of the need to understand the role of scientific tourist activity as a factor in the formation of the social integration of young people led to the expediency of the theoretical analysis, the purpose of which is the realization of socially oriented, kulturosozidayuschego, pedagogical potential tourist activity as a means to promote social and cultural activities of today"s youth and substantiation of the mechanism of realization of social integration. Youth tourism is inseparable from the process of cognition. It provides an opportunity to satisfy the traveler his direct interest in the new facts, entertaining events, the desire for a positive emotional experience associated with obtaining new information.

Keywords: youth, integration, social integration, tourism activity.

«Для эффективной работы системы воспитания молодого поколения, на которое оказывает сильное стихийное, чаще негативное социализирующее воздействие со стороны социокультурной среды и средств массовой информации, необходим комплекс мер, который бы смог повернуть нашу молодежную аудиторию лицом к культуре...» , которую и несет в себе современная туристская деятельность. Проблема социальной интеграции молодёжи к изменяющимся условиям современного мира является актуальной темой в социологической, культурологической, а также педагогической и социокультурной науках.

Осознание необходимости научно осмыслить роль туристкой деятельности как фактора формирования социальной интеграции молодежи обусловило целесообразность осуществления теоре-

МИНИСТЕРСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ И СПОРТА РЕСПУБЛИКИ ТУВА

ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Кафедра молодёжной политики и дополнительного образования

Формирование духовно-нравственных ценностей

Кызыл - 2013

Печатается по решению Учебно-методического Совета Тувинского государственного института переподготовки и повышения квалификации кадров (протокол №2).

Материал подготовлен:

– зав. кафедрой молодежной политики и дополнительного образования

в семейном воспитании детей и молодёжи ». – Кызыл: ТГИП и ПКК, 2013. – 23 с.

В данном пособии представлены теоретичекие и практико-ориентированные материалы по актуальным проблемам использования современных технологий в воспитании молодёжи. Рассмотрено понятие «нравственность», «мораль», «семья», «нравственное начало народа», «семейные ценности», «духовно – нравственные ценности». Раскрыты проблемы нравственного воспитания в семье. В приложении представлены рекомендации родителям по воспитанию духовно-нравственного гражданина современного общества.

В пособии использованы материалы с официальных Интернет-сайтов, а также учебников и учебных пособий российских авторов.

За основу взяты материалы,

© Тувинский государственный институт переподготовки

и повышения квалификации кадров, 2013

© Редакционно-издательский отдел, 2013

«Семья является одним из самых многогранных

явлений общественной жизни,

сопровождающих человечество

с древнейших времен и до наших дней»

Понятие нравственного воспитания очень содержательно. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. В настоящее время молодое поколение воспитывается в основном реалиями сегодняшнего дня. Какими будут наши дети в завтрашней жизни, зависит от того, научим ли мы их бережно относиться к семье как самой большой ценности для человека.

Формирование семейных ценностей очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание , внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций .

Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у молодёжи является базовой основой формирования готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству), интеграции в современное инновационное общество, что способствует решению таких социальных проблем, как преодоление демографического кризиса, социального сиротства, асоциального поведения детей и молодежи, распада семьи.

В современном обществе проблемы семьи всем очевидны. Они перестали быть внутрисемейными и приобрели характер социально-психологического, экономического, демографического, педагогического и правового бедствия в масштабах государства. Пьянство, наркомания, агрессивность и жестокость все более вторгаются в пространство семьи, разлагают семейную жизнь изнутри, поражая общество социальными недугами.

Следует отметить, что среди благополучных семей имеют место семьи из «группы риска», малообеспеченные, многодетные, неполные, злоупотребляющие алкоголь, опекаемые, состоящие на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних.

Инструментальной основой решения этих важных проблем является комплекс социально-демографических технологий, направленных на укрепление института семьи, повышение рождаемости и обеспечение демографической безопасности страны. Базовой основой этой стратегии является формирование у детей и молодежи семейных духовно-нравственных ценностей.

Человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал – в семье своих отца и матери. Родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родственники становятся теми людьми, которые закладывают основы общения, прививают первые трудовые навыки, сопровождают человека в жизни долгое время, определяют особенности мировосприятия. Естественной школой творческого самопожертвования, умения относиться к ближним с почтением и пониманием, поддерживать духовно-нравственную, отечественную традицию может стать семья. Дома человеку впервые открывается, что такое любовь, нежность и забота о близких. Здесь он узнает цену доброте и бескорыстию . Здесь учится любить и сопереживать.

Семейное воспитание – это педагогика будней, педагогика каждого дня, это творчество, труд. Дети получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, учатся делать людям приятное, радостное, доброе. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, любовь, помощь и забота. Если дети видят хорошие отношения в семье , то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь родителям. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать.

История вопроса о влиянии семьи на воспитание ребенка уходит своими корнями в глубокую древность. Не считая педагогов, он волновал умы многих выдающихся людей разных эпох и народов. Семейному воспитанию уделяли в своих трудах внимание Тацит, Петроний, Вергилий, Конфуций, Кант, Гегель, Екатерина Великая, Жан Жак Руссо… Список поистине неисчерпаем. Ни один известный мыслитель, политик, государственный деятель не обошёл эту тему своим вниманием. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. Русский писатель и просветитель Николай Николаевич Новиков в 1783 г. в трактате «О воспитании и наставлении детей» писал: «Воспитывай детей твоих счастливыми людьми и полезными гражданами… Вторая главная часть воспитания, имеющая предметом образование сердца и называется учёными нравственным воспитанием .

В современном обществе понятие «духовно-нравственное воспитание» не имеет однозначного толкования, прежде всего, вследствие разных подходов к определению духовности. Общим в многочисленных определениях духовности является разграничение материальных и нематериальных потребностей, устремлений человека. Поэтому духовность рассматривается как совокупность двух потребностей человека: идеальной (познание смысла жизни) и социальной (служение людям). С этих позиций духовность можно представить как фактор самостроительства личности , способности человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. А значит, духовно-нравственное воспитание – процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

1. нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, патриотизма);

2. нравственного облика (терпения, милосердия, кротости);

3. нравственной позиции (способности к различению добра и зла, про явлению любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);

4. нравственного поведения (готовности служения людям и стране, проявления духовной рассудительности, послушания и доброй воли).

При таком подходе к духовно-нравственному воспитанию отчетливо прослеживается традиция, передающаяся из поколения в поколение, а именно: бережное отношение к себе, окружающим людям, их творениям, природе, т. е. к миру в целом.

Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, следуя определенным образцам деятельности, без которых немыслимо само ее развитие. Передаваясь из поколения в поколение, традиции помогают сохранять и воспроизводить ценности, проверенные и утвержденные в культурно-историческом процессе общественных отношений. Традиции непосредственно связаны с духовно-нравственным воспитанием, регулируют и стабилизируют отношения между членами семьи, подготавливают ребенка к жизни в обществе.

Семья – это целостная структура , в которой каждый ее член связан невидимыми эмоциональными и традиционными узами друг с другом. Эти связи помогают ребенку осознать свою принадлежность к роду. Семья является богатейшей хранительницей исторического опыта человечества. Каждая семья имеет свою историю, к которой вольно или невольно приобщает ребенка. Через призму истории родных людей, предков в сознание ребенка входят первые исторические представления о войне и мире, особенностях труда, быта, культуры разных поколений.

Семья обладает потенциалом нравственно-духовного воспитания детей. Но практика воспитания, тревожные статистические данные о росте числа детей, бродяжничающих, скитающихся по вокзалам, подвалам, избитых и изувеченных собственными родителями, коротающих свой век в учреждениях для сирот, говорят об обратном.

Духовно-нравственное воспитание ребенка испокон веков строилось на основе семейных ценностей. Причем первоосновой считалось единство таких ценностей, как супружество, родительство и родство . В этом триединстве, как писал историк, философ B. C. Соловьев, коренится «нравственное начало народа» : преемственность поколений в воспитательной деятельности, почитание старших, особое внимание к малым, воздание чести дому, труду, приобщение детей к истории семьи и семейным традициям, помогающим подрастающему поколению осознать свою роль наследников отечественных ценностей.

Современные глобальные социально-экономические преобразования, обновление общественных отношений неизбежно повлекли за собой изменение нравственных ориентиров, ценностей, всех форм общественного сознания. Поэтому наши современники, особенно молодежь, считают традиционный идеал семьи анахронизмом . При этом упускают из своего внимания те нравственные ключевые принципы семейного взаимодействия, на которых он основывался: любовь, соучастие, верность, взаимопомощь , преданность, почитание родителей, предков. В результате, общественное мнение стало терпимо относиться к распаду традиционного набора семейных ролевых позиций – супружества, родительства, родства, оправдывает и одобряет супружество без детей, родство без наличия братьев и сестер и родительство вне брака, воспитание детей без участия старших родственников и т. д. А это привело к утратам в области духовно-нравственного воспитания детей. Негативно влияет на качество духовно-нравственного воспитания в семье перестановка акцентов в целях воспитания, признание в обществе принципа первичности интересов индивида по отношению к государству, обществу порождает в семейном воспитании ориентации на индивидуализм, примат личных интересов. В результате возникает угроза утраты понимания интересов общества, государства, гражданских обязанностей. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья. Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети… Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества.

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Сущность нравственного воспитания молодёжи.

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

Мораль - правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание ?

отмечает, что воспитание - это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями. По определению, суть процесса морального воспитания состоит в том, что моральные идеи становятся достоянием каждого воспитанника, превращаются в нормы и правила поведения. Основным содержанием нравственного воспитания считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, благородство и умение управлять собой.

Писатель и педагог пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт - пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно. Нравственность - граница дозволяемого совестью. А верхней границы нет, вверх - духовность, она бесконечна… У человека любые выборы, кроме тех, которые связаны с затруднениями для другого человека… Будет нравственное воспитание - ребёнок воспримет правила культурного поведения из среды, его окружающей, возьмёт пример с родителей… Будет нравственность, почти наверняка будет и духовность; не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания». Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья - это особого рода коллектив , играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

«Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине» См.: Ильин ребёнка. // Очаг№9., - писал в 1962 году философ.

Исследователь проблемы нравственного воспитания детей в семье отмечает, что «среди многих ценных человеческих качеств доброта - главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё - понятия нравственности.

«Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?» - задаётся вопросом и приводит такую классификацию.

«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

мотивационно-побудительный;

эмоционально-чувственный;

рациональный, или умственный.

Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Эмоции необходимо облагораживать, окультуривать одним словом - воспитывать. Нравственные чувства - отзывчивость, сочувствие, сострадание, сопереживание, жалость - непосредственно связаны с эмоциями.

«Рациональный, или умственный, уровень содержит моральные знания - понятия о смысле жизни и счастье, добре и зле, чести, достоинстве, долге. Кроме понятий, к моральным знаниям относятся также принципы, идеалы, нормы поведения, моральные оценки.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности - самые благородные и человечные - не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении - хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации - такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.

Все элементы нравственных потребностей максимально насыщены чувствами и эмоциями.

Для воспитания у ребёнка нравственных потребностей нужно знать, из каких элементов они состоят.

Нравственные потребности начинаются

с отзывчивости, которую мы понимаем как способность человека понять затруднительное положение или состояние другого.

Отзывчивого человека обычно называют чутким, сердечным. Отзывчивость - это целый спектр чувств - сочувствие, сострадание, сопереживание. Воспитывать отзывчивость в ребёнке нужно ещё до того, как у него сложатся представления о добре, зле, долге и других понятиях.

Другой важнейший элемент нравственных потребностей - нравственная установка, которую можно сформулировать так: «Не вредить никому, а приносить максимум пользы». Её нужно формировать в сознании ребёнка с того времени, когда он начинает говорить. Благодаря этой установке ребёнок всегда будет стремиться к добру, в нём преодолевается врождённый эгоизм или эгоцентризм.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму» См.: Варюхина доброты. - Минск, 1987.

также отмечает, что одно из центральных понятий нравственного мира человека - совесть. «Совесть - это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда. Следующий этап формирования совести должен совпасть с развитием таких понятий, как моральный долг и ответственность. Моральный долг, ответственность и совесть роднит одно качество человека - чувство вины, в случае невыполнения каких-либо обязательств.

Осознание ребёнком сущности понятия «совесть» подготавливается совокупностью нравственного семейного воспитания. И важную роль здесь играют нравственные потребности, так как особенно остро угрызения совести проявляются при несправедливости по отношению к человеку, при осознании того, что ты кому-то причинил зло, вред, что человеку плохо и ты тому виной.

Первейшая задача родителей - воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира. Таковы элементы нравственных потребностей. Знание их поможет родителям воспитать детей добрыми счастливыми людьми, приносящими благо обществу.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие…

Воспитать развитые нравственные потребности - главнейшая задача родителей. Проблемы нравственного воспитания в семье.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста - развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. В этом возрасте для ребёнка особенно велика опасность стать жертвой неправильного воспитания. Обратимся к реальным ситуациям. Исследователь приводит такой пример. Мать воспитывает дочь Инну одна, отец ушёл, когда девочке было 3 года. Мать активно настраивала Инну против отца, который приезжал к дочери: «Он человек отвратительный. Он тебя бросил, он тебя не любит, и ты с ним даже не здоровайся!..» Далее пишет: «Я вызвала Иннину мать. Пыталась ей объяснить, что нельзя в девочке убивать уважение к отцу. Оно посмотрела на меня поверх очков и чётко произнесла:

Я сама знаю, что можно и что нет. Он негодяй, и дочь должна знать это. Я её мать, я её люблю, я одна сделаю её счастливой.

Ни учителя, ни родительская общественность не могли убедить Иннину мать, что она неправильно воспитывает дочь.

Инна - это единственное, что у меня есть в жизни. Я всё отдала ей… Я работаю день и ночь…

И на самом деле было так. Инна занималась с учителем английского языка , для уроков музыки мать приглашала ей лучших преподавателей. Девочка ни в чём не знала отказа. Всё свободное время мать отдавала ей: они вместе ходили по музеям, смотрели фильмы, читали книги, и казалось, что лучших друзей, чем мать и дочь не найти.

Но это всё только казалось. Инна росла вздорной и эгоистичной. В классе её не любили». Подтверждением непозволительного поведения девочки было множество инцидентов. И вот наступил день, когда мать прибежала в школу и в отчаянии воскликнула, обращаясь к учителям (!): «Кого вы воспитали из моей дочери? Я жаловаться на вас пойду!» «Женщина залилась слезами. Было трудно, но пришлось сказать ей всю правду:

Вас об этом предупреждали не один раз. Вы сами подрубили ветку, на которой сидели. Вам хотелось построить свой авторитет за счёт крушения всех авторитетов вокруг. Но вы не подумали о себе самой. Инна не может любить и уважать вас, потому что она вообще никого не любит и не уважает» См.: Карклина семейного воспитания. - М., 1983. - С.10-13..

Это яркий пример совершенно безнравственного (несмотря на походы в музеи и театры) воспитания.

У подростков часто не ладятся отношения не только с родителями, но и со сверстниками, с учителями, с собой, наконец.

Основные пути и условия формирования нравственности ребёнка в семье

Опираясь на труды педагогов, М. Климовой-Фюгнеровой и других исследователей, выделим следующие методы и условия формирования нравственных потребностей (нравственного воспитания ребёнка в семье).

Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей. Американский психолог Джеймс Добсон отмечает: «Все мы очень нуждаемся в том, чтобы не только принадлежать к отдельной группе людей, занятых своими делами и проживающими в одном доме, но и чувствовать близость родных людей, дышать общей атмосферой семьи, которая осознаёт свою индивидуальность и неповторимость, свой особый характер, свои традиции». При этом П. Лесгафт утверждал, что слепая неразумная материнская любовь «забивая ребёнка хуже, чем розги», делает человека безнравственным потребителем.

Атмосфера искренности . «Родители… не должны лгать детям ни в каких важных, значительных обстоятельствах жизни. Всякую ложь, всякий обман, всякую симуляцию… ребёнок подмечает с чрезвычайной остротой и быстротой; и, подметив, впадает в смущение, соблазн и подозрительность. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью. И не следует говорить так: «Это тебе рано знать», или «Это ты всё равно не поймёшь»; такие ответы только раздражают в душе ребёнка любопытство и самолюбие. Лучше отвечать так: «Я не имею право сказать тебе это; каждый человек обязан хранить известные секреты, а допытываться о чужих секретах неделикатно и нескромно». Этим не нарушается прямота и искренность, и даётся конкретный урок долга, дисциплины и деликатности…».

отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску. Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие. Воспитатель должен своевременно перейти от конкретных фактов, событий, явлений к раскрытию обобщенных истин, принципов поведения. Подростки любят рассуждать, но родители часто пресекают эти рассуждения, подчёркивая их незрелость, объясняя её тем, что они ещё малы, а потому им рано высказывать свои мнения. Но именно в ходе этих рассуждений подростки постигают нравственные понятия.

Как правильно говорить с ребёнком? Всё дело в том, что необходимо знать, что сказать и как сказать.

Во-первых, не надо говорить ребёнку или подростку то, что он очень хорошо знает без нас. Это бессмысленно.

Во-вторых, надо задумываться над тоном, манерой нашего разговора, чтобы избежать «отчитываний» и «скучных проповедей». Ни то, ни другое не западает в душу ребёнка.

В-третьих, надо продумывать, как связать нашу беседу с жизнью, какого практического результата мы хотим добиться.

И содержание, и тон, и место, и время разговора - всё важно. Словом мы убеждаем, но убеждение не может существовать без его реализации. В том и заключается мастерство воспитателя (родителя), чтобы разговор с ребёнком вызвал у последнего отзвук собственных мыслей, переживаний, побуждая к активной деятельности. «Богатство духовной жизни начинается там, где благородная мысль и моральное чувство, сливаясь воедино, живут в высоконравственном поступке», - писал.

Детей разного возраста нужно убеждать по-разному. Младшие школьники требуют убедительных примеров из жизни, из книг. Подростка убеждает глубокая вера в слово взрослых. С ребятами старшего школьного возраста советует размышлять вслух, делиться с ними сомнениями, обращаться за советом. Такая непринуждённость утверждает доверие, чистосердечность, искренность, сближает взрослого и ребёнка, открывает путь в его духовный мир.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Одни упрекают ребенка в том, что он уже большой, но плохо учится, другие ставят в упрек и возраст, и физическую силу. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Крайней мерой воздействия считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Порицание. Воспитательная сила порицания зависит от моральных качеств, тактичности воспитателя. Надо суметь, не оскорбляя ребёнка, дать справедливую, хотя, может быть, и резкую оценку его действиям. Искусство порицания состоит в мудром сочетании строгости и доброты. Очень важно, чтобы ребёнок в порицании взрослого почувствовал не только строгость, но и заботу о себе.

Очень важным методом в воспитании считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям. Желаний у детей и подростков очень много, но их все невозможно и не нужно удовлетворять. «Если старшие стремятся удовлетворять любое желание ребёнка вырастает капризное существо, раб прихотей и тиран ближних. Воспитание желаний - тончайшая филигранная работа «садовода» - воспитателя, мудрого и решительного, чуткого и безжалостного». С детства надо учить человека управлять своими желаниями, правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя . Таким образом потворство родителей действует очень вредно. «… искусство повеления и запрета … даётся нелегко. Но в здоровых и счастливых семьях оно цветёт всегда».

Необходимо воспитывать чувства. Это значит и словом и делом вызывать переживания, пробуждать чувства, умышленно создавая соответствующую ситуацию или используя естественную обстановку.

Суть эмоциональной ситуации как средства воспитания состоит в том, что в связи с каким-либо событием, поступком человек ощущает тончайшие переживания другого и отвечает на них своими собственными. Чувства не навязываются, а пробуждаются, и пробудить их можно не искусственно, а искренними переживаниями.

Регулярный труд в присутствии ребёнка. Постоянно наблюдая за работой взрослых, ребёнок начинает, имитировать это в игре, а затем и сам включается в процесс труда как помощник, и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя.

Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми. Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей. Воспроизвёл - значит освоил. Только к 7-и годам ребёнок вырабатывает свои собственные нравственные основания и может оценивать поведение и поступки окружающих людей. Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения.

Родителям необходимо обращать внимание на целомудрие семейных отношений и в связи этим:

а) остерегаться слишком чувственной «обезьяньей» любви к ребёнку, которого они то и дело волнуют всевозможными неумеренными физическими ласками;

б) контролировать проявление взаимной любви в присутствии детей. «Супружеская ложе родителей должно быть прикрыто для детей целомудренной тайной, хранимой естественно и неподчеркнуто», - писал.

Духовно – нравственные ценности , ориентиры и убеждения личности заключаются в семье.

Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Сегодня мы достаточно хорошо понимаем, что основы нравственности, первые уроки «нельзя» и «можно», первые проявления тепла и участия, жестокости и безразличия, безусловно, формируются в семье.

Воспитать развитые духовно-нравственные потребности – главнейшая задача родителей . Задача вполне выполнимая. Что же нужно для её успешного решения?

Во-первых , родители должны осознавать важность духовно-нравственного воспитания детей в семье.

Во-вторых , родители должны развивать сами в себе нравственные потребности.

В-третьих , родители, которые хотят воспитать своего ребёнка не стихийно, а осознанно, должны начать анализ воспитания своего ребёнка с анализа самих себя, с анализа особенностей собственной личности.

В-четвёртых , они должны осознавать важность этой задачи для самих себя, а также чётко представлять себе, как и какими методами формировать в детях нравственные качества.

Семья - это первая инстанция на пути ребёнка в жизнь.

Семья воспринимает и передаёт своим воспитанникам культурные и моральные ценности. «Семья есть первичное лоно человеческой духовности; а потому и всей духовной культуры, и прежде всего - Родины».

Родители составляют первую общественную среду ребёнка. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека.

Цель и мотив воспитания ребёнка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям, а значит нравственно богатая, жизнь этого ребёнка. На созидание такой жизни и должно быть направлено семейное воспитание.

Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психического мира человека, возможно воспитание нравственного поведения.

Нравственность ребёнка - это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности.

Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования у ребёнка нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле.

Родителям, нужно понимать, что их педагогическая грамотность зависит прежде всего от них самих, от их желания разобраться в сложном и трудном процессе становления и развития личности; указать пути и условия формирования нравственности ребёнка.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Советы родителям

1. Убеждайте Ваших детей в жизненной важности успешного чтения в школе,

2. Находите больше возможностей привлекать детей к труду: дома, вне дома, в помощь школе.

3. Ежедневно осведомляйтесь у детей об их успехах в учебе помогайте им преодолевать отставание.

4. Воспитывайте у детей интерес к книге - источнику знаний. Следите за тем. что и как читают дети, обсуждайте с ними прочитанные книги.

5. Создавайте детям условия для прилежного и самостоятельного выполнения домашнего задания.

6. Используйте свободное время вместе с детьми для их духовного обогащения, воспитания любви и бережного отношения к природе, приучения к труду, расширения познавательных и эстетических интересов.

7. Помните, что Вы являетесь первым примером для своих детей, в Вас они хотят находить лучшие человеческие качества

8. Не давайте детям повода для неприятных переживаний, никогда не ссорьтесь в их присутствии. будьте тактичны

9. Уважайте личность ребенка, его мысли, переживания, интересы, добивайтесь взаимного понимания, искренности и доверия.

10. Заведите хорошие традиции в семье: чем больше хороших традиций, тем содержательнее, радостнее атмосфера, в которой живет семья.

11. Способствуйте развитию у Ваших детей гуманных, товарищеских и дружеских взаимоотношений , культурного поведения

12. Готовьте Вашего ребенка к тому, чтобы он принимал активное участие в жизни школы.

13. Приучайте детей к здоровому режиму дня. рациональном) питанию, добивайтесь того, чтобы дети делали утреннюю гимнастику, занимались спортом, бывали на свежем воздухе.

14. Учите своего ребенка дружить с другими детьми, не обрекайте его на одиночество.

15. Любой ребенок - отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля - может быть другом вашему ребенку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.

16. Цените друзей своего ребенка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребенку. Всякая ценность человека в нем самом.

17. Собственным отношением к друзьям учите своего ребенка ценить друзей.

18. Старайтесь показать своему ребенку достоинства его друзей, а не недостатки.

19. Хвалите своего ребенка за проявление его достоинств в дружбе.

20. Приглашайте друзей своего ребенка в дом, общайтесь с ними.

21. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.

22. Учите своего ребенка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.

23. Учитесь быть своему ребенку другом.

24. Если ваш ребенок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.

25. Критикуйте, не унижая, а поддерживая.

26. Поддерживайте в своем ребенке желание делать друзьям приятное.

27. Не допускайте предательства ребенка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Советы родителям как наладить отношения с детьми

Помните, что дети часто не разговаривают с вами, ориентируясь на план "ваше время для разговора". Важно взаимодействовать с детьми различными способами. Вы можете заметить, что ваши дети будут говорить об инциденте в школе, который произошел несколько дней или месяцев назад, одновременно помогая вам готовить, убирать квартиру, по пути домой с футбола или с танцевально кружка.
Когда ваш ребенок делится чем-то важным для них, просто замолчите и внимательно слушайте.
Легко разорвать связи, если вы постоянно перебиваете ребенка (даже если вы знаете, о чем идет речь) или предлагаете ему совет прежде, чем он закончит детальный рассказ. Поймите, что придет и ваша очередь.

Пожалуйста, не давайте "хорошие советы" на протяжении часовой лекции.

Дети не станут делиться с вами, если они будут знать, что в конце им придется выслушать длинную и скучную для них лекцию о том, что надо и не надо делать в жизни.

Будьте кратки, точны и благодарны за то, что они поделились с вами.
Наказание должно соответствовать проступку. Гарантированный способ испортить и даже прекратить общение с ребенком заключается в чувстве страха, что в их рассказе проскользнет что-то, что может обернуться жестким наказанием. Родители должны быть внимательны и должны понимать, что дети совершают ошибки и, как родители, мы должны учить, беречь, защищать, направлять и любить их. Несправедливые наказания за маленькие проступки ухудшают общение и подрывают авторитет родителей. Будьте внимательны в отношении дисциплины.

Старайтесь понять их "культуру". Иногда мы забываем, что когда-то тоже были детьми; носили странную одежду, слушали музыку, которую ненавидели наши родители и даже создавали язык, понятный только для наших друзей. Как родители, мы должны всегда считаться их мнением, при этом повторяя себе, что все это "тоже пройдет". Если мы будем постоянно критиковать детей, то они могут замкнуться в себе.

Введите традицию, по которой вся семья, по крайней мере, раз в неделю будет собираться вместе. Совместные "посиделки" за одним столом - это замечательный способ насладиться компанией друг друга и поговорить друг о друге. Совместно прочитать книгу - еще один хороший способ провести время вместе. Так что придумайте себе традицию и старайтесь ее поддерживать.

Самое важное для неродных родителей - это наладить общение с детьми. Являетесь ли вы женатой парой или одиноким родителем, дети, так или иначе, будут наблюдать за тем, как вы общаетесь с другими взрослыми.

Памятка родителям.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Прописные истины

1. Семья - это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота и уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, он вырастает эгоистом с завышенной самооценкой, он считает, что «все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он зачастую отплачивает злом - пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к ребенку.

2. Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится обо всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

3. Воспитание ребенка в семье - это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка - это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова - вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления работу по дому для себя, для всей семьи.

4. Развитие ребенка - это развитие его самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научится делать все то, что умеете вы. Не страшно, если он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробовать себя в разных делах, чтобы определить свои способности, интересы и склонности.

5. Основа поведения ребенка - это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникали дурные.

Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, свою семью, добрых людей, свой край.

Важнейшей привычкой для него должно стать соблюдение режима дня. Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

6. Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с нашими требованиями или они вам непонятны, придите к нам, и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

7. Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка , формирование его личности в большой степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль - это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, когда относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль над поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

8. Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке; с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, подготовка счастливого супружества.

9. Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его заботиться самому о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что за годы обучения в школе ребенок переживает (в той или иной форме) возрастные кризисы: кризис в 6-7 лет (когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний), кризис полового созревания (проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков) и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного периода к другому.

10. Семья - это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте и обновлении. Не забудьте время от времени проверять, не нуждается ли ваш семейный дом в обновлении и ремонте.

Памятка родителю от ребёнка.

Не балуйте меня, вы меня портите. Я очень хорошо знаю, что мне не обязательно представлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твёрдым со мной. Это позволяет мне определить своё место.

Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

Не давайте обещаний, которые не можете исполнить: это ослабит мою веру в вас.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле, иначе можно стать «плаксой» и «нытиком».

Не заставляйте меня чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте. – Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Иначе я вообще перестану задавать вопросы и буду искать информацию на стороне.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям, тогда я тоже стану вашим другом.

Список литературы:

1. Урбанович основы семьи и брака. Система работы со старшеклассниками и родителями: методические рекомендации , разработки занятий, тесты, анкеты, психологические практикумы. Методическое пособие с электронным приложением. – М.: Глобус, 2009. – 256 с. – (Воспитательная работа).

2. Формирование семейных ценностей: игры и тренинги для учащихся и родителей / сост. . – Волгоград: Учитель, 2011. – 183 с.

1. Евмений, игумен.. Аномалии родительской любви. Изд. 2-е. «Свет православия», 2008.

2. Культура семьи: Учебное пособие / Сост. , . – Кострома, 2005.

3. Кураев религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010 (урок 27. Христианская семья).

4. Половинкин духовная культура. – М., ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003.

5. Шишова ребенок не был трудным. Воспитание детей от 4 до 14 лет. – Клин, «Христианская жизнь», 2007.

6. Янушкявичене воспитание: история и современность. – М.: ПРО-ПРЕСС, 2008.

7. , Янушкявичене нравственности. Учебное пособие для школьников и студентов.– М., 2000.

Тувинский государственный институт переподготовки

и повышения квалификации кадров

E-mail: *****@***ru

Кафедра молодежной политики и

дополнительного образования

«Формирование духовно-нравственных ценностей

в семейном воспитании детей и молодёжи»

Материал подготовлензаведующей кафедры МПиДО

Подписано в печать…….

Бумага писчая. Формат 60х84 1/16. Физ. печ. л.2,56

Тираж 50 экз. Заказ № 000

Рассказать друзьям