Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться? Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы опытного психолога Если ребенок не хочет учиться в.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Учеба многих вгоняет в уныние, но с каждым годом проблема нежелания посещать школу обостряется все больше. Даже первоклассники, которые еще 10 лет назад ждали, когда же начнутся уроки, сегодня напрочь отказываются посещать школу. В средних классах ученики без энтузиазма ходят на занятия, а старшеклассники впадают в ужас от слова ЕГЭ. У каждого ребенка, по мере его взросления, свои причины не любить школу. Способы преодоления этой проблемы различны и зависят от возраста, характера, и некоторых других особенностей, о которых мы расскажем в статье.

Из-за чего так происходит, а также консультации психологов, читайте в этом материале.

Истоки нежелания учиться

Психологи советуют сначала разобраться, почему ребенок не хочет заниматься, а затем только действовать. Необходимо наблюдать за школьником и его поведением, обсуждать ситуацию в теплом и дружеском ключе. Обвинения и ругань тут не помогут – взрослым надо четко осознавать, что их цель – мотивировать ребенка на активную учебу, а не выплеснуть свой праведный гнев. Поэтому, сначала разбираемся в истоках негативного отношения к учебе, а только потом ищем пути решения возникших сложностей.

Что делать если ребенок не хочет ходить в школу

Причины, :

  1. Особенности детского темперамента.
  2. Болезненность.
  3. Гиперактивность.
  4. Недостаточная мотивация.
  5. Трудности в общении с другими учениками или преподавателями, конфликты.
  6. Проблемы в семье.
  7. Неуверенность в себе.
  8. Недостаточный уровень ответственности.
  9. Умный, но одновременно ленивый.
  10. Сильная привязанность к развлечениям, гаджетам, играм.

Что делать ,

Чтобы окончательно разобраться в истоках отсутствия желания учиться, рассмотрим каждую из причин более подробно и найдем пути преодоления этой проблемы. Помните, что только конструктивные методы преодоления сложностей с учебой могут помочь – ругать детей бесполезно.


дети не хотят учиться в школе из-за недостаточной мотивации

1 причина, – это темперамент

Психологи давно выделяют 4 типа темперамента:

  1. Холерик – активный, нетерпимый и нервный, легко возбудимый.
  2. Сангвиник – общительный и живой, но вместе с тем усидчивый и работоспособный.
  3. Флегматик – уравновешенный и спокойный, легко справляется с любыми трудностями.
  4. Меланхолик – ранимые и обидчивые дети, подвержены стрессу и легко утомляются.

Из этих четырех детских типов темперамента учеба сложнее всего дается меланхоликам и холерикам, так как именно такие ребята наиболее эмоциональны. Легче всего получать знания дается сангвиникам и флегматикам. Если у школьников с сильной нервной системой есть сложности с учебой – то надо продолжать искать корень проблемы.

Ч то делать , если ребенок не хочет учиться , имея холерический или меланхолический темперамент:

  • Меланхолики.

Ребятам-меланхоликам учеба дается гораздо тяжелее, чем любым другим детям. Они близко к сердцу принимают малейшие неудачи или конфликты с учителями и соучениками. Меланхолики очень быстро устают, как физически, так и морально.

Такому ребенку необходимо делать перерывы для отдыха и восстановления организма и психики. Старайтесь подбирать темп учебы и выполнения домашнего задания, чтобы нагрузка повышалась постепенно. Так ваш юный школьник будет привыкать к большим объемам заданий легче и его самооценка будет расти, что важно для детей-меланхоликов.

  • Холерики.

Казалось бы, холерики сильно отличаются от ребят с меланхолическим темпераментом. Но и те, и те испытывают трудности с учебой. В случае детей-холериков сложность заключается в отсутствии терпения и в быстром угасании интереса. Перед родителями такого школьника стоит сложная задача – научиться дозировать его занятия таким образом, чтобы постоянно поддерживать интерес к учебе. Меняйте задания, например, 30 минут домашка по чтению, 30 минут – по математике. Давайте отдых своему холерику, пусть он в промежутках между домашними заданиями поиграет или даже посмотрит телевизор.


ребенок не хочет учиться – стоит обсудить эту проблему

2 причина , – болезненность

Дети, у которых есть какие-то проблемы со здоровьем, часто пропускают уроки. Из-за этого многие темы остаются недопонятыми, а нагнать пропущенный материал не так-то просто. К тому же, школьник может начать мухлевать и говорить о том, что у него якобы что-то болит, чтобы в очередной раз пропустить занятия. Преподаватели часто идут навстречу таким ученикам и ставят положительные оценки без соответствующих знаний.

Таких детей надо мягко привлекать к учебе, не ругать их, не сомневаться, что им действительно плохо.

3 причина , – гиперактивность

Синдром двигательной активности и отсутствия внимания (СДВГ) или гиперактивность – это заболевание нервной системы, которое нуждается в коррекции невролога. Это не значит, что ученикам с гиперактивностью и СДВГ нельзя посещать общеобразовательную школу – можно и нужно, ведь их интеллект не затронут.


ребенок не хочет учиться

4 причина , – недостаточная мотивация к получению знаний

Подача учебного материала разными педагогами может заметно отличаться. Какой-то учитель может заинтересовать своим предметом любого ученика, а на уроках другого преподавателя хочется зевать.

В таком случае необходимо заинтересовать школьника, объяснить, для чего необходим и как может пригодиться тот или иной предмет. Помогите вашему отпрыску понять, кем он хочет стать после окончания учебы и чем заниматься, тогда мотивация и заинтересованность в учебе появятся сами собой.

5 причина , – конфликт ные ситуации

Трудности в общении с другими учениками, негативное отношение к некоторым учителям случается очень часто. Мале нькому человеку пока сложно сосредотачиваться на главном – учебе, вместо решения и переживания конфликтов. Проблемы в общении с другими учениками или даже с учителями забирают все силы и время.

Родители в такой ситуации должны помочь в налаживании школьных отношений, а для этого выяснить причину конфликтов. Только решив проблему с межличностными отношениями своего чада можно перейти к главному – заинтересовать учебой.

Школьники пока не умеют разделять личность преподавателя и сам предмет. Если учитель не нашел подход к ученикам класса, то и уроки по этому предмету учить никто не любит. Как и в случае с отсутствием мотивации к обучению, психологи советуют постараться заинтересовать школьника, объяснить, насколько этот предмет интересен и необходим. Ближе к выпускным классам это сделать легче – объяснив своему чаду необходимость получения качественного образования и пройдя профориентацию в школе.

6 причина , – сложности в семье

Психологи считают, что негатив в семье отрицательно сказывается на развитии любого маленького человека. Страдает как здоровье, так и психика с умственной деятельностью.

Если в семье разлад, старайтесь не вмешивать своего отпрыска в негативные ситуации, ограждайте его от ссор и выяснений отношений между супругами.


ребенок не хочет учиться – конфликты

7 причина , – неуверенность в себе

Это одна из самых распространенных причин. Жизнь заставляет родителей ставить перед своим чадом глобальные и трудновыполнимые для него цели. А когда у малыша не получается, мама и папа корят его за это, показывая свою разочарованность в нем. Практически каждый родитель говорил своим детям такие слова, как: “А сын теть-Маши медалист, а ты у меня троечник!”, “Соседка Света и учиться на отлично успевает, и на балет ходит, а ты даже простых вещей не можешь!”.

Родители таким образом хотят всего лишь подстегнуть своего отпрыска на покорение новых вершин, но эффект получается обратным. Школьник думает, что ему никак не угнаться за балериной-медалисткой, а значит нечего и стараться.

8 причина , – недостаточный уровень ответственности

С самого раннего детства родители опекают кроху, контролируют каждое его действие – и это правильно на раннем этапе развития. Но чем старше становится ребенок, тем больше ему надо давать свободы и возможности самостоятельно принимать решения.

Если мама или папа собирают школьнику портфель, полностью контролируют распорядок дня и выполнение домашних заданий – это не правильно. Сын или дочка таких родителей не учится принимать решения самостоятельно, всегда надеется на кого-то другого. Зачем думать решать все самому, если за него это сделают родители?

Родительский контроль необходим, но до определенного предела. Если перегнуть палку – то вместо ответственного, замотивированного на учебу школьника есть высокий риск получить безынициативного лентяя.

9 причина , – умный , но ленивый

Бывают дети, которым учеба дается очень легко. Им достаточно пролистать учебник, чтобы понять предмет. Но загвоздка в том, что такому ученику становится неинтересно слушать преподавателя и выполнять задания. В итоге оценки оставляют желать лучшего, а в худшем случае – школьник пропускает новые темы, материал по которым потом трудно понять самому.


10 причина , – зависимости от игр, развлечений, гаджетов

Всевозможные зависимости – бич нашего времени. Доступных развлечений в виде компьютера и телефона стало слишком много, чтобы можно было этого избежать. Да школьные уроки все больше становятся связанными с компьютерными технологиями.

В таком случае необходимо четко разграничивать время на учебу и время отдыха. Стоит заключить со школьником договор, что играть на компьютере ему позволят только после выполнения домашки.

Что делать если ребенок не хочет учиться – общие рекомендации и советы психологов в зависимости от возраста детей


почему ребенок не хочет учиться в начальной школе

Что делать, если ребенок не хочет учиться в начальных классах

Наиболее распространенные причины, почему малыши отказываются ходить начальную школу – это нежелание рано просыпаться, делать уроки, боязнь грозного преподавателя. Также новый детский коллектив может внушать опасения.

  • В самом начале обучения поступайте с малышом как при адаптации в садике – вложите вашу общую фотографию в его портфель, разрешите взять любимую игрушку, чтобы поиграть с ней в перерывах.
  • Заранее познакомьтесь с учителем и посмотрите мультики и книги о распорядке дня школьника. Пусть юный ученик знает, что его ожидает во время занятий.
  • Прорепетируйте сборы в школу и уроки через игру. В качестве заданий к такой тренировке можно давать настоящие задания в тетрадях-прописях или в букваре. Во время игры меняйтесь ролями – пусть малыш побудет учителем, покомандует и почеркает в прописях красной пастой – это снизит страх перед плохими оценками и учительницей.
  • Не нужно ругать первоклассника за плохие отметки. Лучше сеть вместе и попытаться разобрать ошибки, показать правильные решения заданий.
  • В качестве поощрения в конце учебной недели можно ходить со школьником на развлекательные мероприятия – в кино или развлекательный центр для малышей. В более старших классах можно также поощрять ученика, но уже за хорошие оценки, а не просто за посещение занятий.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в средней школе

М н ение психологов о нежелании учиться детей в возрасте от девяти до двенадцати лет сводится к наличию конфликтных ситуаций с преподавателями или одноклассниками. В таком возрасте ребенок еще сильно зависит от мнения окружающих, но уже проявляет собственное “я” и характер.

В первую очередь, со школьником надо поговорить и выяснить, действительно ли речь идет о конфликтной ситуации. Отдельно стоит обсудить эту ситуацию с учителем, узнать его точку зрения и получить рекомендации о путях решения проблемы. Преподаватель может стать отличным помощником в воспитании, ведь у него гигантский практический опыт налаживания взаимоотношений с самыми разными школьниками.

Старайтесь ограждать своих отпрысков от домашних конфликтов. У любого человека, особенно маленького, должна быть уверенность в том, что родители всегда поймут, помогут и поддержат, что бы ни случилось.

Не забывайте о вознаграждениях за хорошую учебу – метод кнута и пряника никто не отменял, но очень часто родители забывают именно о вознаграждении, когда как наказания не заставляют себя ждать.

Те проблемы с социализацией, кажущиеся вам смешными и глупыми, крайне важны для юных школьников. Родители ни в коей мере не должны насмехаться и обесценивать переживания своего чада.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в подростковом возрасте после 12 лет

Хотя в таком возрасте межличностные коммуникативные проблемы со сверстниками приобретают наибольшую остроту, психологи выделяют другую основную причину отсутствия желания учиться – бессмысленные и неинтересные предметы.

В возрасте от 13 и до 17 лет ученики определяются с будущей профессией и получением образования. Они дополнительно занимаются по необходимым в будущем направлениям, родители оплачивают репетиторов. Поэтому те предметы, которые не пригодятся им в жизни и, самое главное, при поступлении в среднее или высшее учебное заведение, оказываются ненужны и неинтересны.

Но в этом возрасте уже можно объяснить детям, зачем им нужна учеба и непрофильные предметы. Подросток способен осознать, что без широкого кругозора, который дает изучение всех школьных предметов, сложно добиться успеха в жизни. Помимо этого в жизни может все кардинально меняться несколько раз, и тогда неинтересные сейчас уроки пригодятся.

Не нужно забывать о правильном стимулировании интереса к учебе. Поощряйте вашего ребенка за хорошие оценки – этот метод отлично работает.


Итоги

К сожалению, современная система образования построена таким образом, что основная доля сложностей в учебе и их преодоление ложится на плечи родителей. Если не вы, то никто не объяснит вашему отпрыску необходимость получения достойного образования. Никто, кроме вас, не заинтересует его учебой.

Доброго дня, уважаемые читатели! Недавно посетила родительское школьное собрание и ушла оттуда весьма озадаченной. Учительница моего сына-первоклассника заявила, что большинство современных детей не хотят и не умеют учиться. Виной всему она считает телефоны, планшеты и прочие «отвлекающие» манёвры. Упомянула и о нас, родителях, которые не хотят прививать своим чадам любовь к знаниям.

А как вы считаете, если ребёнок не хочет учиться, что делать? Кто в этом виноват? Ведь раньше мы учились добровольно, не из-под палки, были «хорошистами» и отличниками. Что же так испортило современных детишек. Давайте разбираться.

О лентяях и гениях в учебе

«За что мне это всё», — обречённо вздыхает мой 7-летний сын, когда я сажусь с ним за уроки. Вроде бы и любит школу, уже успел подружиться с одноклассниками, учится более-менее, но вот выполнение домашнего задания считает за повинность. Так и делаем русский язык с математикой под охи-вздохи и бесконечное: «Мам, я хочу спать, пить, я устал». У вас тоже происходит нечто подобное?

Психологи утверждают, что одной из причин неусидчивости и неспособности сосредоточиться и усердно делать уроки являются и у детей. Но есть и другие причины. Предлагаю рассмотреть сначала их, а уж потом узнаем, какие советы дают по этому поводу специалисты.

Папа решает, а Вася сдаёт . Этой строчкой из известного стихотворения можно обозначить первую причину. К сожалению, часто мы сами отучаем детей учиться тем, что делаем всё за них. Не зря среди современных родителей бытует шутка: «Первый класс - это соревнования родителей в лепке, рисовании, изготовлении поделок». Провозившись с ребёнком битый час, мы отчаиваемся и берём всё в свои руки. Получается, это у нас не хватает терпения и усидчивости, так откуда им взяться у наших детей?

Чрезмерная опека или тотальный контроль могут сыграть злую шутку. «Он у нас такой маленький, несмышлёный, он ничего не сумеет без помощи, или Над ним нужно стоять, как надсмотрщик, иначе уроки не сделает», — так часто объясняют родители своё поведение.

Между тем, эти крайности приводят к тому, что ребёнок либо привыкает к тому, что над ним стоят и отдают приказы, и без этого за задания даже не сядет; либо расслабляется, ведь мама всё сделает за него сама.

Сверспособности и сверхлень. Вот и ещё одна причина. В наше время рождается много весьма способных детишек, маленьких гениев, у которых , развито , а вот к учёбе нет ни малейшего интереса. Всё это выливается в плохие отметки и замечания учителя: «Ваш ребёнок не хочет учиться!» Чуть позже я расскажу, как правильно направлять умения ребёнка и преобразовывать их в знания.

А смысл? Часто малыши просто не нуждаются в том, чтобы узнавать что-то новое. Такое равнодушие к знаниям исходит из родительского попустительства. Это прямая противоположность опеке и чрезмерному контролю, о которых мы говорили выше. Мы должны всегда подавать пример, ведь кому как не на нас равняться нашим чадам?

А вместо того, чтобы пойти с ребёнком на прогулку, покормить птиц, собрать первые после зимы цветы, поговорить о том о сём, мы отмахиваемся, смотрим телевизор, а чадо предоставлено само себе. Наша с вами задача - развить у малыша интерес ко всему окружающему, помогать ему добывать новые знания, иначе в старших классах и в университете вас ждут проблемы, вплоть до отчисления.

Кругом враги . Приходя в новый коллектив, ребёнок должен в нём адаптироваться, «прижиться». Благоприятная «среда обитания» способствует хорошему обучению. Дружеские отношения с одноклассниками, тёплые - с учителем, как правило, способствуют успехам в учёбе. Конфликты, вражда, сложности отодвигают уроки на второй план. Идя в школу, малыш каждый раз переживает и не может сосредоточиться на знаниях.

Плохо сказывается на успеваемости и накалённая обстановка в семье. Ругань родителей делает ребёнка нервозным и рассеянным.

По болезни . У детишек с хроническими заболеваниями учёба «хромает» из-за прогулов в периоды обострения. Внимание и память при некоторых болезнях тоже снижаются. Вроде бы объективные причины, правда? Такие дети вынуждены иногда учиться дома, а это несколько расслабляет. Ведь оценки никто не ставит, да и мама по образованию не педагог.
Есть ещё одно «но»: болезненных детей часто жалеют, как родители, так и учителя. Оценки натягивают, дома жалеют, и у ребёнка «работоспособность» снижается.

Двойки - понятие двоякое: решение проблем

Основные причины мы рассмотрели. На деле их может быть ещё больше: от возможных комплексов из-за дефектов речи и внешности до вредных привычек в подростковом возрасте.

Как же поступать нам, родителям? Ну уж точно не отчаиваться и не опускать руки. Ругать и тем более пороть тоже не советую. Это антипедагогично и бестолково. Вы только ещё больше настроите малыша против.
Итак, что делаем? Перво-наперво выясняем причину. Это уже половина успеха, как только вы сами поймёте, из-за чего ребёнок не учится, вы начнёте действовать в нужном направлении.

Если вы сильно опекаете своё чадо, прекратите это делать. Боитесь, что сын или дочь без вашего контроля сразу скатится на двойки и колы? Что ж, пусть. Дайте ему эту возможность, оказаться в «низах», в неуспевающей части класса. Ребёнок будет расстраиваться и даже злиться, но в конце концов преодолеет себя.

От вас требуется лишь поговорить и морально поддержать малыша, если он будет плакать из-за плохих оценок. Спокойно объясните, что теперь вы не будете решать задачки, читать и помогать писать буквы. Расскажите, как приятно добиваться всего своим трудом. Поверьте, получив первую, «честно заработанную» пятёрку, ваш ученик будет так гордиться собой, что самостоятельно и с энтузиазмом засядет за уроки.

С ребёнком одарённым, но ленивым, нужно работать над применением его способностей. Ум, даже если он неплохо развит с рождения, должен постоянно работать, чтобы развиваться. Не убеждайте дитя, что он и так умнее всех, иначе он расслабится и в итоге скатится на двойки. Гений- «двоешник» это, согласитесь, обидно и несправедливо. Направляйте, помогайте, организуйте своего школьника, и тогда он покажет прекрасные результаты не только в школе, но и в институте.

Как развить стремление к учёбе

Отсутствие интереса к учёбе не только вина безучастных родителей, которые и сами не стремятся учиться. Учитель тоже играет роль в развитии у детей тяги к знаниям. Поэтому перед тем, как отдать ребёнка в первый класс, узнайте, что за педагог будет вести уроки, посоветуйтесь с другими родителями.

Дома старайтесь больше общаться со своим чадом, не только на темы школы. Так вы больше узнаете о своём школяре, что ему больше нравится. Может, проблема в том, что вы по наитию отдали его в математический класс, а у вас растёт прирождённый гуманитарий, оттого и плохие отметки и спад интереса к занятиям?

При , из-за которых вы вынуждены прогуливать, в роли педагога дома выступаете вы. Берёте на себя роль не только «контролёра» выполненных заданий, но и преподавателя нового материала, рекомендованного учителем. Конечно, всё зависит от тяжести заболевания.

При незначительном обострении и банальном ОРВИ не нужно устраивать постельно-лежачий режим и чересчур жалеть ребёнка. Сильное отставание по учебной программе потом непременно скажется. Не позволяйте своему ученику манипулировать болезнью, занимайтесь регулярно, но в меру.

Сохраняйте дома максимально комфортную психологическую обстановку, не ссорьтесь с супругом (супругой) по мелочам. Стрессы способствуют снижению внимания и замедленного восприятия новых знаний.

Если учёба даётся тяжело, не нужно нагружать школьника, записывая его в драмкружок и кружок по фото, да еще и в спортивную секцию и на курсы итальянского языка. Помните: школа сейчас прежде всего.

Не завышайте и не снижайте чересчур планку. Придерживайтесь во всём золотой середины. Не делайте уроки за ребёнка, а лишь помогайте, направляйте его, приучая доводить начатое до конца.

Непременно хвалите за хорошие отметки. Я не говорю сейчас о финансовом поощрении. Считаю это не лучшим методом, несмотря на то, что среди родителей это сейчас модно. За плохие ругать и тем более давать «ремня» тоже считаю недопустимым. Просто побеседуйте с чадом, спросите, что именно ему непонятно, найдите похожие упражнения и сделайте работу над ошибками. Этот метод срабатывает куда эффективнее порки.

Подытожим

Стремление учиться, причём самостоятельно добывать новые знания, закладывается ещё в детском садике. Именно там детки получают первые азы ухода за собой, учат названия букв, начинают рисовать, считать, писать. Давайте своему крохе возможность выражать себя, быть самостоятельным, но в то же время развивайте чувство ответственности.

Умение себя организовать - это уже хорошее подспорье в дальнейшей учёбе.

Говорят, сидеть и делать уроки с ребёнком нужно только первые два класса, затем он приучится делать уроки сам. Скажу честно, у меня не всегда хватает времени сидеть, но сейчас, к концу первого класса, я уже вижу заметные успехи. Сын стал приносить хорошие оценки, дома с удовольствием декламирует мне стихи, которые учит сам, сверх программы, заполняет дневник. Для моего озорника это значительные достижения.

Поэтому «сидеть» с малышом, на мой взгляд можно, но, как я говорила выше, не строить из себя диктатора или няньку, а просто со стороны наблюдать и направлять. Остальное ребёнок, поверьте, сделает сам.

На этом наш с вами «урок» на сегодня завершён. Желаю вам не только хороших отметок, но и хороших крепких знаний и положительных впечатлений от учёбы. Чтобы школьные годы, как в песне, стали самыми чудесными, прежде чем обратятся в воспоминания. А 11 лет промчатся очень быстро, вот посмотрите.

Ребенок не хочет учиться, что делать, советы психолога в подобной ситуации звучат с одной стороны по-разному, но с другой весьма похоже. Под конкретный запрос можно найти точные рекомендации. И каждую ситуацию надо разбирать отдельно. Но есть общие для всех моменты.

  • 5 основных причин, по которым ребенок не хочет учиться
  • Заключение

5 основных причины по которым ребенок не хочет учиться

Причин по которым ребенок не хочет учиться может быть множество. В этой статье коснемся самых основных и распространенных.

Причина 1. Нет мотивации

Представьте, что на работе Вам начальник дает указание. Делать которое, по вашему мнению, бессмысленно. И ваш результат просто улетит в корзину. С каким настроением и мотивацией вы будете это делать? Также чувствует себя ребенок, когда ему предлагают выучить буквы.

«Мне это не нужно, мне это не интересно, мне это нигде не пригодится» — так он про себя думает. Он прекрасно живет без этих «бесполезных», по его мнению, знаний. Так зачем напрягаться?

Причина 2. Слишком большое задание

Вариант «трудно» – когда заданий очень много. Объем задания большой, наступает быстрое утомление. В деталях ребенок сделать может, но весь объем выполнить тяжело. Такое здание требует много сил и выносливости.

Также легко себе представить. Вам надо переносить картошку в подвал. Если картошки 5-10 мешков, это тяжело, но приемлемо. Если картошки 10 тонн, то тоже можно перетаскать, с перерывами, мешки поменьше сделать. Но в целом к вечеру руки будут волочиться по земле. Также и ребенок – он видит ВЕСЬ объем работы, которая предстоит. И у него сразу руки опускаются к земле…

Причина 3. Непонятное задания

Второй вариант, ребенок не хочет учиться потому что «трудно» – когда ребенок не понимает, как выполнить задание. Есть сложности с мышлением, с логикой рассуждений, либо с анализом задания, либо ему тяжело запоминать.

Когда задание не понимается ни по смыслу (что нужно сделать). Ни по содержанию (о чем вообще тут написано). Поэтому его выполнить просто «в лоб» у ребенка нет шансов. Как можно выполнить задание, если его даже не понимаешь.

Мне, например, сейчас напишут задание по программированию, со сленгом или профессиональной терминологией, какой-нибудь инженер-программист. Я слова смогу прочитать, даже, наверное, смысл каждого слова в отдельности пойму. Но всю задачу не пойму, и как ее выполнить для меня останется загадкой.

Причина 4. Трудности с удержанием внимания

Еще одна причина, по которой ребенок не хочет учиться, а родители не понимают, что делать, и часто требуется совет психолога. Это ситуации, когда у ребенка есть сложности с концентрацией внимания на одном действии или предмете.

Внимание постоянно переключается с одного на другое, постоянно скачет. Ребенок отвлекается, ему сложно сосредоточиться. Он бы и сам рад, но ему СЛОЖНО это сделать. Он сам устает от постоянного своего переключения внимания, от смены объектов внимания.

И он понимает это, он знает свою натуру. Знает, что будет отвлекаться, ошибаться и на него будут давить. Будут ждать от него, требовать, РАЗОЧАРОВЫВАТЬСЯ в нём. И потому сразу отказывается это делать.

Он думает, что результат ему заранее известен, и этот результат ему не нравится. Чтобы поставить себя на место ребенка, чтобы понять каково ему. Попробуйте вести ВАЖНЫЕ рабочие переговоры по телефону, находясь в средней группе детского сада. В игровой комнате, в игровое время, вместе с 15-20 сорванцами.

Под таким же давлением отвлекающих факторов находится и ребенок. Для нас обстановка кажется подходящей, спокойной, а для него — очень много отвлекающих моментов.

Причина 5. Конфликты с педагогом или родителями

Бывает так, что ребенок не хочет учиться потому, что не сложились отношения с учителем или есть проблемы в общении с родителями. В этом случае проблемы протестного характера. Когда нет контакта, а есть только взаимные претензии.

Общение не ладится, ребенок протестует, поскольку не знает, как другим образом разрешить эту ситуацию. На самом деле он просит помочь ему разрешить эту проблему. Ему самому не комфортно.

Ну кому нравится постоянно ругаться либо находится под давлением совести, родителей, учителя… Но он с трудом делает задания либо просто не делает их.

Внешняя или внутренняя мотивация — что движет в процессе обучения

Рассматривая мотивацию к обучению можно условно выделить два вида мотивации внешнюю, заданную из вне и внутреннюю, когда сам человек хочет внести изменения в свою жизнь.

Мне всегда приятнее работать с внутренней мотивацией. Это очень интересно поставить задачу так, чтобы ребенку самому хотелось ее решить. К сожалению, это не всегда легко сделать и приходиться создавать внешние стимулы, которые помогут сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

Стратегий как это решить может быть несколько. Если ребенок не хочет учиться, потому что ему не интересно — необходимо повышение мотивации или интереса.

Внешняя мотивация – внести что-то приятное в занятия, как поощрение за результат или усилия. Напишешь контрольную на 5, пойдем в кино, например.

Либо нахождение внутренней мотивации – найти интересное внутри неинтересного. Найти интересное внутри самих занятий. Внутренняя мотивация конечно предпочтительней. Поскольку внешняя мотивация имеет тенденцию к обесцениванию.

Найти внутреннюю мотивацию можно по-разному. Например, для детей старшего возраста можно найти связи между учебой и его интересной жизнью.

Ваш ребенок катается на скейте. А ему необходимо понять политическое устройство государства. Можно рассмотреть это на примере голосования горожан за открытие новой площадки для скейтбордистов:

  • рождение инициативы;
  • ее продвижение:
  • голосование:
  • планирование бюджета:
  • анализ трудностей и планирование реализации.

В том случае если ребенку трудно учиться, то для него подойдет стратегия «Безошибочное обучение». Задача организовать занятие так, чтобы задание выполнялось легко. Вот несколько идей для ее реализации:

  • разбить большой кусок на мелкие этапы, каждый из которых ребенок точно сможет выполнить;
  • подобрать время и условия, чтобы задание выполнялось легче. Кому-то лучше заниматься с утра, а кому-то наоборот вечером и т.д.;
  • оказывать много помощи, чтобы ребенок постоянно чувствовал свою успешность.

23 способа помочь ребенку поверить в себя

Следующая стратегия, на которой хочется остановиться — это помочь ребенку поверить в себя. Предлагаю несколько рекомендаций на эту тему:

  1. Задача родителей поощрять и поддерживать ребенка, когда он пытается решить сложные или новые для него задачи. Уверенный в себе ребенок будет спокойно браться за новые и сложные дела. Потому что не боится неудачи или разочарования других людей в нем. Уверенность подрывают разочарование и страх.
  2. Цените усилия ребенка по преодолению препятствий. Никто и никогда в этом мире не брал все вершины сходу. Всегда этому предшествует долгая работа и подготовка, где есть победы и поражения. Так же с ребенком – не всегда у него будет получаться с первого раза. Важно поддерживать его и хвалить за те усилия, что он прилагает. И в следующий раз он наберется достаточно опыта, чтобы решить задачу сходу.
  3. Поощряйте практику ребенка в тех сферах, что ему интересны. Хочет играть на гитаре – пусть играет. Хочет изучать программирование – помогите ему в этом. Практика – основа любого развития. Но не надо излишнего давления. Помните песню про птицу счастья – а в руки ее поймаешь, сразу же улетает….
  4. Дайте ребенку право на ошибку. Пусть он сам набьет свои шишки, сам получит этот опыт. Если вы делаете всю трудную работу за ребенка – вы отнимаете у него его победы. Тем разрушая его уверенность в своих силах. А когда нет уверенности, то и делать ничего не хочется. «Зачем, ведь я могу ошибиться» — думает ребенок. «По крайней мере, не буду выглядеть глупо, лучше вообще не стану этого делать…». Каково это ошибаться – он не знает, поскольку нет такого опыта…Он не знает, что ошибаться не страшно, что ошибаться это нормально, это путь к успеху. А ребенок его избегает. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос успешным человеком.
  5. Позвольте ребенку делать согласно его способностям и его возрасту. Не надо ожидать от него того же результата, как у взрослого. Рисунок ребенка и родителя будет серьезно отличаться. Но это не умоляет достижений ребенка. Он нарисовал этот рисунок, смог это сделать. Если ребенку ставить сразу планку высоко, это отобьет всякое желание. Пример со сбором портфеля в школу. Вначале ребенок учиться его собирать, есть много ошибок, часто забывает учебники и т.п. Со временем он научился это делать, пусть не так хорошо и не так быстро, как это сделает взрослый. Но позвольте ребенку быть неидеальным, пусть собирает так как может. Со временем он станет делать это быстрее и совсем без ошибок
  6. Поощряйте любопытство, хотя поток вопросов может быть утомительным. Это возможность детям обрести навык учиться – запрашивать и перенимать информацию у другого человека, у учителя. Задавать вопросы, формулировать цепочки взаимосвязей. Дети, таким образом, понимают и тот факт, что на свете есть много разных веще, о которых они не знают. И есть много чего, что им предстоит узнать. В дальнейшем эти навыки пригодятся им в школе. Помогайте развивать любопытство и любознательность. Отвечайте на вопросы детей.
  7. Регулярно расширяйте круг возможностей детей новыми задачами. Преодолевая, малые преграды они достигаю успеха, и так накопят свою историю побед. Например – научиться кататься на велосипеде без дополнительных колес по бокам, научиться мыть посуду, самому отремонтировать игрушку и т.п.
  8. Давайте вашим детям полезную обратную связь. Предложения, как можно улучшить, как сделать проще, быстрее. Но никогда не критикуйте их, не говорите, что они плохо работают.
  9. Если ваш ребенок боится потерпеть неудачу, потому что знает, что вы будете сердиться или разочаровываться. Он никогда не возьмется попробовать что-то новое и сложное на его взгляд. В будущем у такого ребенка будут сложности с проявлением инициативы и отстаиванием своих интересов. Не ругайте детей за их неудачи, хвалите за те усилия, что они проявляли в процессе.
  10. Критики родителей всегда снижает самооценку ребенка. Поддерживайте своего ребенка. Ведь вы его тыл, вы его броня. Вы для него источник силы и вдохновения. Без вашей поддержки ему просто негде взять энергии для новых открытий и движения вперед.
  11. Изучайте ошибки совместно. Это источник его уверенности в себе. Но работает только тогда, когда вы, как родитель, относитесь к ошибкам как к возможности учиться и расти.
  12. Не перегружайте своего ребенка. Позвольте им время от времени испортить что-то или ошибиться. Помогите им понять, как они могут лучше подойти к задаче в следующий раз.
  13. Моменты, когда у ребенка не получается, родители должны видеть, как возможность учить своих детей не бояться неудачи. Относитесь к ошибкам, как к строительным блокам его обучения. Каждая неудачная попытка, приближает к победе. А самый темный час – перед рассветом. Учите детей идти до победного конца, не останавливаться из-за временных трудностей.
  14. Откройте дверь для новых впечатлений. Вы, как родитель, несёте ответственность за увеличение жизненных рисков и опыта. Чтобы ребенок мог развивать свою уверенность в том, чтобы он может справляться с большим миром.
  15. Предлагайте детям осваивать новое в игровой форме. Так можно научить их, что новое и неизвестное, это всегда увлекательно и интересно. И они обязательно научаться с этим новым справляться.
  16. Вы герой своего ребенка — по крайней мере, пока он не подросток. Используйте эту силу, чтобы научить их. Как думать, действовать и говорить. Покажите хороший пример и станьте образцом для подражания. Наблюдение за вашим успехом поможет вашему ребенку. Он может быть более уверенным в том, что может сделать то же самое.
  17. Не говорите им, когда вы беспокоитесь о них. Родительское беспокойство часто может быть истолковано ребенком вотумом недоверия. Уверенность родителей порождает доверие ребенка.
  18. Хвалите их, когда они справляются с невзгодами. Жизнь несправедлива. Это трудно, и каждый ребенок должен будет узнать, это в какой-то момент. Когда они сталкиваются с трудностями, родители должны указать, как эти проблемы повысят их устойчивость. Важно напомнить вашему ребенку, что на каждом пути к успеху встречаются неудачи.
  19. Предложите свою помощь и поддержку, но не слишком много. Слишком много помощи или слишком рано может уменьшить способность ребенка к самостоятельности.
  20. Аплодируйте их мужеству, чтобы попробовать что-то новое. Если он попытается сыграть в баскетбольную команду или отправиться на свои первые соревнования /олимпиаду по математике, родители должны восхвалять своих детей за то, что они пробовали новые вещи. Можно сказать, даже что-то очень простое: «Ты смело поступил!». Мужество требуется, чтобы осмелиться сделать что-то новое, неизвестное.
  21. Радоваться самому процессу обучения. Когда вы росли, путешествие более важно, чем место назначения. Дети никогда не должны чувствовать смущение за попытку, независимо успешной она была или нет. В течение длительного времени, последовательно проводя попытки, ребенок достигает успеха и наращивает свою уверенность в собственных силах.
  22. Не позволяйте им избегать реальности, тратя все свое время в Интернете. Не позволяйте своему ребенку прятаться за экраном компьютера. Вместо этого поощряйте их взаимодействовать с реальными людьми в реальном мире. Уверенность в виртуальном мире (хотя и важная) — это не то же самое, что реальная уверенность. Уверенность в том, что ребенок может быть самостоятельным в реальном мире.
  23. Будьте авторитетными, но не слишком сильными или строгими. Когда родители слишком строги или требовательны, уверенность ребенка в собственных силах снижается.

Несколько идей, как оказывать помощь своему ребенку и что делать, если он часто ошибается

Когда ребенок просит помощи, помогайте ему только в том, что он просит, а не решайте задачу целиком

Если ваша дочь попросит вас связать определенный сложный узел для своего вязания, просто свяжите его. Не начинайте помогать с остальной частью или вносить предложения о том, как это сделать.

Она хочет сделать это сама, по-своему. В настоящий момент она хочет использовать вас как инструмент. Как узловязальную машину, и это все, что вам нужно. Она хочет сделать всё по-своему, и ей не нужны какие-либо советы о том, как это сделать. Это испортит вам обоим все веселье.

Если она почувствует, что ей приходится делать это так, как вам кажется правильным. Тогда то, что раньше было игрой, становится работой. И в следующий раз, когда ей нужно будет немного помочь, она не попросит вас.

На самом деле, она будет стараться оставаться, как можно дальше от вас. Когда она делает все, что хочет сделать сама.

Если ваш ребенок спрашивает вас о совете, о чем угодно. Будь то ее проект или как лучше поладить с другом или как решить какую-либо проблему с домашним заданием.

Будьте как можно более прямым в своем ответе. А также следите за ее выражением лица. И другими невербальными сигналами выражения интереса или скуки. Чтобы вы знали, когда остановиться, если ваше совместное обсуждение ее вопроса затянется.

Позвольте ей взять на себя инициативу или, по крайней мере, позвольте ей принять равную роль. Как только она приняла скучающий или недовольный вид, пусть дискуссия остановится. Прежде чем она превратится в скучную лекцию.

Другое дело, если ваш ребенок попросит присоединиться к вам в каком-то вашем деле. Например, если ваш сын хочет помочь вам поменять шины на автомобиле.

То вы имеете полное право сказать ему, что делать. Это принципиально ваш проект, а не его. И присоединяясь к вам, он говорит, по сути: «Научи меня, как это сделать».

Что делать, если ребенок часто ошибается

Прежде чем пытаться защитить своего ребенка от ошибок, подумайте о потенциальных преимуществах, а также о потенциальных издержках «ошибочного» поведения.

Многие популярные книги и статьи были написаны о том вреде, который мы причиняем детям, путем чрезмерной опеки. И они правы. Дети, в своей игре, естественно и адаптивно подвергают себя умеренным опасностям и совершают ошибки.

Ребенок, поднимающийся высоко на дереве, или скатывающийся с горки вниз, или ныряющий в реку, испытывает острые ощущения. Природа заставляет детей делать это. Потому что она знает, что они должны научиться противостоять опасностям и бороться с ними.

Если они хотят стать успешными взрослыми. Она наделила детей, как стремлением заниматься «опасной» игрой, так и здравым смыслом, чтобы знать свои пределы.

Дети совершают ошибки, и именно так они учатся справляться с проблемами. Которые будут возникать у них на протяжении всей жизни. Правильным будет дать возможность ребенку самому научиться преодолевать трудности или получить свой неудачный опыт.

Прежде чем запретить какую-то деятельность, потому что это опасно, или потому что вам кажется ребенок не справится, подумайте о том, так ли это на самом деле.

Подумайте какую пользу может получить ребенок от этой деятельности. В виде спортивной нагрузки, упражнений, развития навыков владения телом. Или уверенности в себе от того, что справился САМ, от тренировки собственного эмоционального контроля.

Не говоря уже о простом удовольствии от игры, которое ваш ребенок получает. И подумайте об ущербе, от постоянного навязывания вашему ребенку чувства беспомощности. Что он или она не в состоянии самостоятельно принимать решения или делать что-либо в одиночку, без опеки родителей.

Будьте на стороне вашего ребенка, а не противника.

Когда вы видите, что ваш ребенок с увлечением занят чем-то абсолютно неприемлемым, например, вырезает ножницами платье куклам из штор. Постарайтесь посмотреть на эту ситуацию с неожиданной стороны, глазами своего ребенка.

Послушайте своего ребенка. Попытайтесь понять, чего хочет ваш ребенок и почему он поступает таким образом. Не торопитесь делать выводы и обвинять его в неподобающем поведении. Будьте ему союзником, а не противником. Выслушайте и примите точку зрения вашего ребенка.

Вы можете помочь своему ребенку придумать, как ему получить то, что он или она хочет, приемлемым для всех способом. Или, может быть, ваш ребенок убедит вас, что это не так уж и опасно и страшно, в конце концов. И нет повода для ссоры и разбирательств.

Помните, что ваш ребенок не вы, и он не является вашим отражением.

Когда рождается ребенок, мы действительно не воспроизводим себя. Мы даже не производим что-то наподобие полутора с половиной нашего «Я» и нашего партнера.

Из-за генетических явлений скрещивания и случайного ассортимента генов. С каждым ребенком, на свет приходит совершенно новое и другое человеческое существо. Наша задача в качестве родителей - познать этого человека и помочь ему стать самим собой.

Мы делаем серьезную ошибку, если попытаемся сформировать наших детей в реплики самих себя. Или если мы будем рассматривать их, как возможность реализации своих планов и мечтаний.

Поскольку наши дети отличаются от нас, их потребности и приоритеты отличаются от наших. Любая помощь и советы, которые мы им даем, должны учитывать это. Если это реальная помощь и полезные советы.

Мы должны помочь им быть ими. А не пытаться превратить их в нас или в нечто, что, по нашему мнению, сделает нас хорошими родителями.

Хвалите детей и гордитесь ими, не только за результат, но и за приложенные усилия.

Мозг человека устроен очень хитро. Он постоянно сравнивает количество затраченных сил и ресурсов с полученным результатом. В тех случаях, когда результат превосходит потраченные усилия, такие модели поведения закрепляются. В тех случаях, когда ресурсы потрачены в пустую, такие модели исключаются.

На примере охоты лисы это выглядит так. Лиса погналась за кроликом в горку, устала, кролик убежал. Лиса получила отрицательный опыт – ресурсы потратила, результата нет. В следующий раз, встретив кролика в похожих условиях, она не будет даже пытаться его догнать, будет экономить ресурсы.

Также происходит с обучением детей. Ребенок осваивает новую деятельность. Это сложно, это тяжело, это сначала получается ПЛОХО. Внешне все выглядит, как у лисы в первый раз.

Но есть еще другой результат – радость родителей, поддержка близких, их эмоции и гордость за своего ребенка. Который делает, пусть и неуверенные, но первые шаги в этой области.

Если эти переживания, эмоции и поддержка перевесят его затраченные усилия. То ребенок будет учиться дальше.

Если же нет поддержки, нет никакой «прибыли» для ребенка от обучения, то какой ему смысл этим заниматься дальше? Только из страха наказания? Но мы с вами знаем, что негативная мотивация работает в несколько раз хуже, чем позитивная.

Поддерживайте ребенка в его начинаниях, хвалите за прилежание в освоении новой деятельности. Гордитесь его настойчивостью и вложенными усилиями, результат придет со временем.

Самое значительное и ценное влияние, которое вы можете оказать на своего ребенка, - это макроуправление окружающей средой, а не микроуправление поведением вашего ребенка.

Наша главная ответственность перед нашими детьми заключается не в том, чтобы подсказывать им, как действовать с каждым днем или изо дня в день. Скорее, наша главная обязанность - предоставить им безопасную и полезную среду для развития.

Среду, которая позволяет их инстинктам саморазвития действовать, поскольку они предназначены для работы. Вы определяете, где вы живете, в каких учебных заведениях учатся ваши дети, в каких кружках и секциях они занимаются.

И вы играете большую роль в установлении общей обстановки в семье. Это те задачи, о которых стоит подумать, если вы хотите помочь своим детям развиваться самым лучшим образом.

Один из лучших способов помочь вашим детям - работать с вашим окружением, чтобы у детей была возможность для безопасных игр и прогулок в вашем районе.

Чтобы они могли уйти от вас и научиться ладить с другими детьми без взрослых. Где они могут сами выбирать себе занятия с достаточным количеством риска.

Наверное, вряд ли найдется родитель, перед которым так или иначе не вставал бы этот вопрос. Действительно, что же делать?

Во-первых, следует подумать об этом без лишних эмоций. Наилучшим образом возникшие сложности решаются в спокойном и уравновешенном состоянии. Вы хотите видеть своего ребенка спокойным и уверенным? Здесь все взаимно — ребенку нужен спокойный и уверенный родитель. В первую очередь, родитель, уверенный в успехе своего ребенка.

Во-вторых, необходимо задать себе вопрос: почему не хочет?

Обратите внимание на следующие два момента:

1) не было ли ссоры одноклассниками;

2) не возникало ли конфликта с кем-либо из педагогов.

Хотя не исключено, что причина резкого снижения интереса к учебе лежит вне школы - это тоже необходимо прояснить. Однако здесь важно быть тактичным и деликатным. Прямые вопросы типа: «С кем ты поссорился? Ну-ка расскажи!» нежелательны - любая ссора и без того болезненна для ребенка, и рассказать о ней непросто. Здесь лучше выждать момент, когда подросток больше «расположен» к такому рассказу. В беседе не оценивайте его действий и не давайте советов. Просто посочувствуйте ему:

- А он мне как врежет! Ни за что! Просто так!
- Ты растерялся - не понял за что так с тобой. «Просто так» - тебе казалось…
- Да! Именно! Ну я, конечно, тоже …сдачи дал … и обозвал…
- Ты пытался себя защитить…

В-третьих, снижение учебной мотивации наверняка распространяется не на все учебные предметы.

Какой предмет вызывает особенно неприятные чувства? Почему? Из-за учителя? Какой предмет нравится? Почему?

Не исключено, что этот предмет когда-то нравился (а возможно, и продолжает нравиться) вам. Попробуйте изучать вместе, причем для начала лучше использовать игровую мотивацию — вместе рисуйте, запоминайте (кто больше?), придумывайте - используйте любую игру. Чем больше смеха и удовольствия (особенно для вас) - тем лучше для ребенка. Возможно, через какое-то время вы, к своему удивлению, увлечетесь… Ваша увлеченность и желание - залог успеха. Кстати, ничто не делает семью такой дружной, как совместные занятия, приносящие удовольствие.

А что делать, если учебный материал сильно запущен, и эта пресловутая учебная мотивация отсутствует уже давно?

Эта ситуация сложнее - восстанавливать всегда труднее, чем строить с нуля. Горы учебного материала, который предстоит заново освоить, слишком велики, а репетиторы дороги. Делайте ставку на вновь изучаемые (биология, химия, история) и «легкие» (технология, МХК) предметы. И помните - необходимо ваше живое участие. Без вас ребенок с запущенным учебным материалом вряд ли начнет учиться сам.

Сходите в школу, поговорите с преподавателем. Толковый педагог, возможно, не только увидит у ребенка способности (например, в биологии), но, скорее всего, охотно его поддержит - даст задание подготовить интересный доклад, поддержит, похвалит. А это отличный стимул развить интерес к предмету и не только. Также — почувствовать себя знающим, оцененным, нужным, умным, компетентным, т.е. повысить самооценку. Ребенок с таким ощущением, безусловно, хочет чаще бывать там, где оно, это ощущение, возникает, в данном случае таким местом является школа.

Кстати, тестирование показывает, что довольно часто подросток с запущенным учебным материалом оценивает себя по позиции «ум» (в его понимании сумма знаний) гораздо ниже своих одноклассников, однако по позиции «способности» — выше. Такая самооценка является ресурсной - ваш ребенок правильно видит, что он способный и талантливый. Сложность в том, что ему хочется сразу, без усилий, в мгновение ока стать таким же «умным», т.е. знающим, как и его сверстники. В этой ситуации родитель должен а) вместе с ребенком составить пошаговый план действий (задача - что делаю - какой получаю результат); б) подтягивать только один выбранный ребенком предмет; в) оказывать помощь и контролировать выполнение; г) поощрять каждый, пусть даже незначительный, успех ребенка. Здесь родителю потребуется все его мужество, силы, терпение - конечно, продвижение может быть медленным, также могут быть срывы, неудачи.

Главное, не опускайте руки. В вашей жизни бывали и более сложные ситуации, с которыми вы успешно справились (Как вам это удалось? Какие методы вам тогда помогли? Сколько времени вы на это затратили?). Не стоит его, времени, жалеть, и все, что вы вкладываете в детскую душу, воздастся сторицей …

Татьяна Щербакова

Мой ребенок не хочет учиться!
- Как заставить ребенка делать уроки?
- Ребенок не хочет ходить в школу!
и т.д.

С наступление осени, подобные вопросы стали приходить к нам на сайт в большом количестве.

Что делать родителям? Как замотивировать ребенка на учебу?

Начинать надо бы с самого рождения ребенка. Приходит малыш в этот мир не игрушкой в руках родителей, а человеком мыслящим. Ребенок обучается с первых дней своей жизни:

  • Реагирует на температуру, теплые и холодные пальцы, теплую и холодную воду.
  • Распознает лицо матери.
  • Узнает голос матери. Сосредотачивается на звуке 10-15 сек с 18-20 дня и начинает удерживать в поле зрения неподвижный предмет.
  • Ребенок обучается разговорной речи в том окружении, в котором он растет.

У младенца огромный потенциал для зарождения любознательности.

Как развивать ребенка с первых дней жизни, есть масса материала в интернете. И стоит это делать вовсе не для того, что бы растить вундеркинда. Развивающие занятия с младенцем дают толчок его познавательной активности, которая в старшем дошкольном возрасте превращается в учебную мотивацию, в желание стать учеником и познавать новое.

На каждом этапе развития дошкольника можно развивать все познавательные процессы и учебную мотивацию. В этом родителям могут помочь детские психологи .

Доверительное отношение с родителями, увлекательные развивающие и домашние семейные игры, семейные путешествия, чтение книг ребенку, ответы на его многочисленные вопросы - все это дает толчок к развитию эрудиции и любознательности малыша. И тогда школа - естественный процесс ученья с увлечением.

Если ребенок не хочет учиться, прежде всего необходимо выявить причину этого нежелания. У каждого ребенка она индивидуальна. Может не нравиться учитель, атмосфера в школе, могут быть проблемными отношения с одноклассниками и т.д. Если не установлены доверительные отношения с ребенком, он не расскажет, почему не хочет учиться. Кто из родителей не смог в свое время успешно осуществить это наипервейшее правило взаимоотношений с ребенком, в начальной школе и в более старших классах пожинают соответствующие плоды. Что делать? Исправлять упущения, целенаправленно, день за днем менять установившуюся поведенческую модель взаимоотношений, строить новую. И хвалить, почаще хвалить ребенка. Это одна из главных мотиваций на учебу.

Наверно, большинству детей осенью, когда на улице еще тепло, не очень хочется идти в школу.И это вполне нормально. Постепенно нежелание уходит и ребенок привыкает учиться. На желание ребенка учиться влияет семья . Если в семье нет ценности учебы и образования в целом, то и ребенок не будет хотеть учиться. Если в доме взрослые постоянно тянутся к знаниям и новой информации, то ребенок будет делать то же самое и все будет нормально.

Если же ребенок очень редко просит разрешить ему сегодня не пойти в школу, лучше ему это позволить.

Если ребенок не хочет учиться, узнавайте причину у самого ребенка, он сам все Вам расскажет. Только спрашивать надо не в раздраженно-назидательном тоне, а дружелюбно, с сочувствием, беседовать на равных. На его ответы согласиться, сказав "да, может быть ты прав..., давай вместе подумаем, что будет, если ты перестанешь учить уроки?" И слушайте молча, внимательно. Предложите сделать что-то вместе, что хочет ребенок, то есть снять напряжение после его ответов о нежелании учиться. Сделать перерыв. И тот предмет или тему преподнести так, чтобы он захотел найти ответ на Ваш вопрос или просьбу. Включать свой ум и воображение.

Если нежелание учиться зависит от личного неприятия кого-то из учителей, было бы полезным посетить уроки этого учителя, Вы как родитель имеете право. Отношения со сверстниками в классе тоже могут быть причиной, поэтому доверительные отношения с Вами будут отдушиной для ребенка от его проблем в классе. Самая лучшая линия поведения для родителей быть старшим другом - наставником, понимающим, интересующимся, поддерживающим и любящим несмотря на его успеваемость.

В собственном развитии ребенка все должно быть последовательно. Семь лет-новая ступень взрослости,на которой ребенок принимает ответственность за новый этап взросления.И эту ответственность он примет должным образом, если предыдущие этапы его развития проходили безболезненно для него.

Пример в виде метафоры. Например, ребенок гуляет на улице-это его желание. Но,чтобы он пообедал, мама его специально зовет за стол. Пообедать-его обязанность. По тому, с какой пользой он погулял, он будет поглощать обед (выполнять обязанность). Если родитель его на улице контролировал, запрещал, оберегал, он ограничивал его радость быть самим собой. Такой ребенок после прогулки будет вялым и сдержанным. Обедать он будет также вяло и безразлично. Если же, на прогулке он был предоставлен самому себе, играл и исследовал мир, как ему хотелось, он придет довольный, эмоциональный, боевой, и с аппетитом сделает то, что должен - пообедать.

В нашей метафоре обязанность пообедать-это обязанность ходить в школу и учиться. А за прогулку мы приняли детско-родительский период заботы и принятия ребенка в возрасте до семи лет. Итак, если детство ребенка будет наполнено лаской, любовью, теплом, вниманием, ощущением безопасности, доверчивым ожиданием родительской близости и тотальной доступности родителей, детская жизнь ребенка будет проходить полновесно. Полноценно. Отталкиваясь от родительского тепла и заботы, как базального, бесценного капитала, ребенок, чувствуя себя свободным от чрезмерных запретов, будет познавать мир с постоянным любопытством, так как его любопытству взрослые позволяют быть реализованным. Этим любопытство стимулируется. Когда приходит время идти в первый класс, этот этап ребенок воспринимает с новым любопытством и интересом,не замечая особенно,что это его обязанность.Интерес к новому подогревает его к готовности сносить лишения и неудобства в учебном процессе. Он может позволять терпеть временный отказ от детских игр, забав во имя обязанности учиться. Он получил до этого много заботы, имел богатую историю игр и готов терпеть некоторое напряжение,связанное с отказом от желаемого,детского,присущего ребенку. Он будет усидчив на рабочем месте,хорошо слушать материал,качественно его впитывать,быстро и легко понимать,так как ничем другим не будет озабочен.

Тот ребенок, который ел борщ без аппетита, не получил желаемого родительского тепла, заботы и ласки. Безопасности и надежности в принятии себя, как достаточно любимого ребенка. Родители им часто пренебрегали, разрешая собственные конфликты, по долгу его не замечали, радовались, что он не путается под ногами и ничего не просит.Такой ребенок часто мешает родителям в их эгоцентричном отношении к себе. Он не может похвалиться перед ровесниками на улице-как он любим, так как любовь к нему сдержанная. Его сильно ограничивают в развитии собственных интересов. Ставят на его пути запреты и плотины. Контролируют поведение. Проявляют насилие, грубость, частую нелюбовь в разных формах. Ребенку мешают быть самим собой и развивать собственное любопытство к окружающему миру.Так как он хорошо понимает, что удовлетворить любопытство ему не дадут. Любопытным и интересующимся ему быть не выгодно. Ему приходится думать о своей безопасности, выживаемости, самостоятельности, чтобы противостоять опасному детству без упущенной для него родительской заботы, эмоционального отклика, соучастия, поддержки, простого одобрения. И в свои семь лет, в детстве ему пришлось побыть значительно меньше. Он не дополучил базовой любви и безусловного принятия своими родителями. С более скромным багажом он приходит в первый класс. В детские игры он не доиграл, ощущение безопасности недополучил, безусловную любовь - тоже. А ему предстоит обязанность учиться. В нашем сравнении он без аппетита ел борщ, а теперь будет без аппетита учиться. Когда надо сосредоточиться на теме-он будет иметь желание убежать и играть в игры, сама способность к ответственности за учебный процесс очень слаба, так как ребенок получил представление, что он не очень хорош, чтобы отвечать за что-то. Уверенный, что он хуже других, он будет отставать в развитии,в учебе, в отношениях, в проявлении своего любопытства к предметам и в своем желании о чем-то мечтать и кем-то быть. Школьный процесс будет мукой и скукой. А критика и порицание его учителями и родителями за плохие оценки будут лишь укреплять чувство о его неполноценности и плохости.

Большое количество школьников находится между этими двумя полюсами психологического ресурса школьников. Кто-то плохо учится уже в первом классе, кто-то, начиная с пятого, кто-то -с восьмого, а наиболее успешные -тянут весь учебный процесс.

Вопрос неуспеваемости-сложный вопрос. Додать ребенку то, что не додали в детстве-часто непосильная задача. Работа школьных комитетов, собрания, выговора в дневник, вызовы к директору-не приносят ощутимой пользы. Учеников приходится просто тянуть. Психологическая работа в школе с такими учениками могла бы иметь свои положительные результаты. Чтобы узнать-какие, государству нужно приложить определенные усилия в этом направлении.

С таким обращением, который можно назвать «криком родительской души» к нам часто обращаются родители. И ответить на их вопрос «Почему?» не всегда бывает легко. Часто мы слышим от родителей и учителей такую фразу: «Он способный, но ленится!». Тогда мы задаем им вопрос: «А что лежит в основе лени, почему он ленится? Ведь не лень же ему делать то, что ему интересно: играть в компьютерную игру, гонять с мальчишками мяч во дворе и т.д. Там ведь тоже бывает трудно. Иногда дети по нескольку часов могут изучать правила новой игры, ошибаются, и берутся вновь… Почему же с учебой в школе так не происходит?» Значит, не интересно, или трудно, или не видит цели, зачем ему нужно преодолевать препятствия?

Человек - существо разумное, и познавать новое для нас - естественно, иначе мы не были бы такими, как сейчас, не общались бы посредством интернета. То есть познавательная потребность есть у каждого человека. И мы всю жизнь этим занимаемся. Так почему же родители констатируют факт, что их ребенок не хочет учиться? Значит, школа не удовлетворяет эту естественную потребность человека в новых знаниях? А может быть, есть очень большие препятствия на этом пути, и правильнее было бы сказать, что ребенок не не хочет , а не може т учиться?

Ответить на все эти вопросы однозначно не получается. Ведь каждый человек уникален и неповторим, и, несмотря на то, что проблемы похожи, у каждого ребенка это происходит по-своему. Поэтому и стратегия помощи каждому ребенку разная. Думаю, что в рамках данного круглого стола нет возможности и необходимости подробно останавливаться на каждой конкретной причине, перечислим лишь те, с которыми нам приходилось работать:

  • Недостаточное развитие основных интеллектуальных функций (мышления, памяти, внимания, восприятия, познавательных способностей и др.)
  • Низкая стрессоустойчивость, которая зависит от индивидуального латерального профиля (индивидуального сочетания ведущего полушария мозга и ведущих модальностей: глаз, ухо, рука, нога)
  • Особенности темперамента
  • Наличие хронических соматических заболеваний
  • Наличие психических или неврологических заболеваний
  • Дислексия, дисграфия и дискалькулия
  • Особенности ведущей репрезентативной системы
  • Конфликтные отношения в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик»
  • Недостаточная учебная мотивация

Конечно, этот список еще можно продолжать и продолжать, и каждый практикующий психолог может с легкостью это сделать. Но суть не в этом. Думаю, что родители, которым доведется читать материалы этого круглого стола, поймут, что причины слабой успеваемости в школе их ребенка или нежелание учиться - это не просто от лени, что проблема бывает гораздо глубже, и не всегда лежит на поверхности. И разобраться с этим, и, самое главное, помочь ребенку, можно в компании со специалистом - психологом. Но, к сожалению, не многие родители это понимают, и упускают время, нанимая репетиторов уже в начальной школе. Тем временем, существует такое понятие как «сензитивный период развития», т.е. наиболее восприимчивый к развитию той или иной функции. Упуская этот период, мы теряем возможность быстро и легко устранить проблему.

Нам часто приходится сталкиваться с тем, что обращаются с этой проблемой родители подростков, уже прошедшие ни одного репетитора, а воз и ныне там. Да, и подростками можно помочь, но работать уже надо дольше и интенсивнее, чем с ребенком начальной школы. Поэтому, пользуясь случаем, призываю родителей: не тяните время, если видите, что ваш ребенок учится с трудом или не хочет учиться. Обращайтесь к психологу, прежде, чем нанимать репетитора, ведь сначала нужно выяснить все причины данного явления, а не только бороться со следствием.

Сейчас очень много литературы по поводу мотивации к учебе и вообще психологии школьника. Думаю, ищущие родители всегда найдут. Мотивация к учебе должна быть уже сформирована к 1 классу. Если ее нет в 7 лет, ищите причину в садике - не сформировали в дошкольном учреждении. Если мотивация была, но пропала уже в начальных классах - причина родителях и учителях, которые не поддерживали ее. Если мотивация к учебе связана с отношениями в школе - это уже вопрос нежелания идти в школу, а не учиться. Конечно, важно разбираться. Каждый случай - уникален. Но главное одно - просто так, без причины, лень и снижение мотивации к учебе не возникают!

При снижении мотивации, конечно, родители самостоятельно могут ее повысить, но, как показывает опыт, делают они это по-своему, иногда по-старинке - через ремень. Я критично отношусь к таким методам. Силовые методы в семье всегда говорят о преобладании основного качества насильника - БЕССИЛИЕ. Поэтому очень важно решать проблему мотивации вместе с психологом .

По поводу учебной мотивации есть замечательная книга и специальная заключительная глава в ней - "Как общаться с ребенком?", "Общаться с ребенком...Так" Ю.Б.Гиппенрейтер. Преимущество этой книги в том, что она показывает наглядно на примере подростка и его бабушки, что мотивация к учебе может восстановиться, если во взрослом человеке есть ЛЮБОВЬ , ТЕРПЕНИЕ, НАСТОЙЧИВОСТЬ и ЦЕЛЬ.

Я желаю всем родителям преумножить в себе эти качества и пользоваться ими не только в учебное время.

Не редко беспокойство родителей за состояние собственных детей имеет корни не в реальных проблемах детей, а в страхах самих родителей. Порой родители бояться неуспехов ребенка больше чем он сам, поскольку бояться за свою репутацию. Нет ничего страшного в том, если ребенок вдруг потерял интерес к учебе, гораздо важнее то как к этому относятся родители. Если родители паникуют, стараются заставить, уговорить ребенка учиться то скорее всего это мало поможет, после таких уговоров ребенок может возьмется за учебу под влиянием авторитета родителей, но будет делать это без желания, и с ощущением бессмысленности. Именно в этом и заключается, на мой взгляд, основная проблема - родители могут быть обеспокоены тем ходит ли ребенок в школу, какие оценки получает, что о нем говорят учителя - но не уделять внимания с какими чувствами он в эту школу ходит. Важно было бы понять, что для конкретного ребенка значит школа, как ему там.

Кроме того нельзя забывать что ребенок не замыкается на школе, все чему он учиться он учиться в первую очередь в семье , и если родители привыкли обесценивать и демонстрировать нелюбовь к собственной работе, то не будет удивительным если дети будут обесценивать свою учебу. К тому же нежелание учиться может быть единственным способом ребенка привлечь внимание к себе.

Проблема отказа ребенка от посещения школы и от получения знаний в стенах данного заведения стара как мир. В своей жизни каждый, я не преувеличиваю, именно каждый сталкивался с этой проблемой в том или ином статусе, то ли в роле ученика-мученика, то ли специалиста работающего с данной проблемой клиента, то ли родителя уставшего искать новые способы мотивации ребенка к учению, то ли учителя не знающего как вовлечь ребенка в процесс обучения. Самое интересное, что став взрослыми, мы в той или иной мере пытаемся решить тот же самый вопрос, но уже в другом контексте в контексте работы. В идеале работу мы хотим какую, ой я даже улыбаюсь когда пишу эти строки,наверно вы тоже, все правильно мы хотим, чтобы работа была интересной, хорошо оплачиваемой, чтобы все нам удавалось, все складывалось самым наилучшим образом для нас, чтобы нас ценили и уважали и так далее. А реальность иногда, увы и ах, не успевает за нашими потребностями и желаниями, наверно каждый с кем это случилось задавался вопросом,а почему так? Мы будучи взрослыми зачастую решаем данные проблемы с помощью "волшебного пенделя"- "надо", который заменяет все виды мотиваций. Как часто мы слышим от родственников и знакомых "хвалебные оды" про работу и взаимоотношения на работе, горестные рассказы о сложностях и трудностях с которыми они там столкнулись и невозможности решить их наилучшим для них образом, здесь каждый даст свой ответ, согласно наличия у него своего личного опыта общения и своего окружения. Дело в том, что учиться и получать знания мы начинаем с момента появления на свет и делаем это согласно тех анатомофизиологических и психофизиологических особенностей которые даны нам при рождении. Если развитие идет гармонично, согласно учета этих особенностей, то и получаемый опыт положительный, а если нет, то опыт становится негативным или условно положительным. Любое решение проблемы как известно начинается с признания наличия этой самой проблемы и желания разрешить её, дабы улучшить качество своей жизни, жизни своего ребенка, своего ближайшего окружения. Причем совершенно не имеет значения сколько лет вам и вашему ребенку, первоклашка это или ученик одиннадцатого класса. Любой негативный опыт включает в человеке защитные механизмы цель которых сохранить свое Я и снизить уровень тревоги по поводу происходящего, проще говоря избежать дополнительного стресса, ведь страх боли, не имеет значения физической или душевной, страшнее самой боли. Найдя истинную причину и разрешив её, мы выключаем механизм защиты и даем возможность ребенку получать дальнейший опыт легко, свободно, не принужденно, согласно его возрастной психофизиологии.

Я уже долгое время помогаю детям разрешать проблемы с обучением.

И пришла к убеждению, которое с опытом только крепнет. Это убеждение выглядит так: "Все дети хотят учиться хорошо". (Честное слово, я не встречала еще ни одного ребенка, который мечтал бы о "двойке" по математике, например...)

Но важно еще уметь учиться хорошо. А умеют - не все. А учиться плохо - кому же хочется! Вряд ли и взрослому захотелось бы ходить на работу, где у него все получается хуже других, где он чувствует себя некомпетентным, где его день изо дня (пусть даже справедливо!) ругают или высмеивают...

Что бывает причиной неумения хорошо учиться? Я как раз и занимаюсь выявлением и коррекцией таких причин. Назову наиболее часто встречающиеся (хочется быть краткой).

1. Недостаточное развитие психических функций (память, внимание, логическое мышление, контроль над эмоциями и поведением). Помогают специальные занятия по "доразвитию" до адекватного уровня.

2. Отношение к ребенку не как к субъекту, а как к объекту обучения. Такой ребенок чувствует себя в школе неуверенно, ситуация ему кажется непредсказуемой, он не знает, что может управлять своим обучением, ему кажется, что от него ничего не зависит. Помогают занятия по формированию собственных учебных целей и умения их достигать на практике.

3. Протестные реакции ребенка на что-то происходящее в семье . Некоторые дети на дисгармоничную семейную обстановку реагируют болезнями, некоторые - асоциальным поведением, некоторые - потерей интереса к учебе. Помогают изменения в семейных отношениях и занятия с ребенком по формированию его собственных целей в учебе.

4. Недостаточная сформированность простых учебных умений и навыков. Она может быть незаметной, потому что всем (и ребенку в том числе) кажется, что "он это умеет, это же само собой разумеется". Примеры таких "скрытых ям": счет через десяток, навык выделения главного в тексте, чтение с пониманием, организация выполнения домашних заданий. Помогает - работа по определению несформированных умений и навыков и доразвитие их до адекватного состояния.

Есть и другие причины: низкая самооценка, конфликтные отношения с учителями, конфликтные отношения в классе, несоответствие учебных требований реальным возможностям ученика (например, в ситуации болезни)...

Всегда очень помогают любовь и терпение, разумная (соответствующая реальности) требовательность и вера в ребенка и в его возможности. И, конечно, специалисты.

Очень разносторонняя тема. На самом деле, все дошкольники хотят идти в школу. Они к этому стремятся, их к этому готовят, мотивируют на желание посещать школу. Первый класс практически не выявляет нежелания учиться. Отбивает охоту школа в основном со второго класса и далее. Причин много и в основном они уже все изучены и относительно понятны. Главное с умом и не торопясь выбрать специалиста, который в индивидуальном порядке определит причину нежелания посещать школу именно этого ребёнка и поможет справиться с проблемой. На мой взгляд, корни идут ещё и от "рамок", в которых вынуждены находиться наши свободолюбивые дети. Урок, который длиться определённое количество времени, учитель, которого не перебить и по большому счёту не отвлечь, уроки, которые необходимо делать и которые проверяют, сложность задания и отсутствие помогающей стороны (иногда сами родители затрудняются в решении, либо у обоих родителя разное мнение по поводу правильного решения) ...... В таких случаях родителям просто нужно вспомнить, как они оставляли своих детей первое время в детском саду: спокойно, уверенно, настойчиво, без тени сомнения и сожаления. И, если уж вы помогаете, то не опускайте руки, как бы не было тяжело вам самим.

Думаю, что проблема этого вопроса начинается уже с искаженного в наше время самого понятия "школа". С греческого языка слово schole (схола) обозначает - "досуг, занятие в свободные часы, чтение, беседа"*, вот только в наше время это понятие абсолютно не соответствует своему названию. И все вытекающие последствия как для детей и для родителей начинаются именно с этого слова. В Древней Греции "схолой" называли отдых, место встречи учителя с учениками в тени деревьев афинских храмов, где учитель вёл неторопливую беседу делясь своим мастерством. Нет такого ребенка который бы не хотел учится, он хочет учится и хочет он учиться не тому, чему учат в сегодняшней школе и не так, как учат учителя и родители. Он покорно должен проглатывать то, что вливают в него родители и учителя в школе, не имея при этом возможности возразить. Никого не волнуют потребности ребенка ни самих родителей, не учителей ни саму систему образования. Поэтому ребенок не хочет учится так, как выгодно взрослым и таким образом выражает протест против насилия над собой. Если бы школа и воспитание родителей было похоже на обучение в греческой школе, то наверное бы у детей был бы интерес учиться, а если бы была возможность учиться тому, что интересно и иметь право выбора предметов, то скорее всего такой проблемы бы не существовало или возможно она была бы не такой острой.
*Яндекс. Словари

Рассказать друзьям