Способы познания детей раннего и дошкольного возраста. Особенности познания детьми дошкольного возраста величины предметов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Светлана Шерстянова
Три способа познания.

Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребёнку в области познания и обучения , определив индивидуальные особенности ребёнка в ощущении окружающего мира. В жизни мы естественно используем все свои органы чувств (зрение, слух, осязание, но при этом бессознательно отдаём предпочтение одним, а не другим. Это врождённая особенность диктует нам, какой способ познания лучше выбрать – зрительный, слуховой или осязательный. Людей, которым свойственны те или иные способы познания называют : зрителями, слушателями и деятелями. Выяснив, каким способом , ребёнок усваивает информацию об окружающем мире, вы сможете в дальнейшем помочь избежать проблем в усвоении учебного материала.

Учитывая способ познания ребёнка нужно целенаправленно заниматься с ним, подбирая необходимые игры, прививая недостающие и развивая врождённые навыки.

Почему так важно развивать у ребёнка все способы познания ? Известно, что основную массу информации ребёнок получает посредствам тех органов чувств, которым отдаёт предпочтение. А детский сад, школа, общество апеллируют сразу ко всем органам чувств ребёнка. К примеру, звуки рассчитаны на слуховое восприятие, буквы и цифры – на зрительное, а ребёнок вынужденный получать информацию каким-то одним способом , неминуемо отстаёт в развитии от сверстника, у которого задействованы все способы познания .

И так, как определить к какому типу относится ребёнок, что характерно для разных способов познания ?

«Зрители» познают окружающий мир визуально, то есть при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения. Их внимание обращено на видимые признаки объектов цвет форма, размер. Большинство «зрителей» обладают значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру, например мускулатуру пальцев. «Зрители» -дети любят рассматривать картинки, им интереснее рассматривать иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они с удовольствием играют в кубики, складывают картинки из фрагментов (пазл, лепят, вырезают, все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук. Они быстро учатся рисовать и писать печатными буквами, с легкостью запоминают графику коротких слов. Но у них возникнуть проблемы языковых навыков, коммуникативности и общей физической координации.

«Слушатели» познают окружающий мир , воспринимая голоса и звуки, предпочитая слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, «слушатели» раньше, чем другие дети, начинают говорить и отличаются большим словарным запасом. Они любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, правильно и хорошо говорят. Они рано проявляют интерес к чтению и легко запоминают указания педагога. Предпочитают разговорные игры или игры с отгадыванием слов. «Слушатели» получают удовольствие от чтения, часто придумывают различные истории. Так как основное внимание «слушателей» приковано к языку, они могут отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительными и моторными (двигательными) восприятиями.

«Деятели» познают окружающий мир тактильным (или кинестетическим) способом , то есть непосредственного прикосновения или движения. Такой способ предполагает сильно развитую моторику, активное движение, а значит, активность крупной мускулатуры – плечей, рук, ног, стопы и тому подобное.

Большинство «деятелей» -младенцев не знают покоя. Они много двигаются сами и любят, когда их кружат или подбрасывают. Они раньше, чем другие дети, начинают ползать и ходить. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазанием, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах.

Основные проблемы, с которыми «деятелям» приходится сталкиваться уже в детском саду, связаны с их неспособностью на протяжении длительного времени оставаться в покое и концентрировать свое внимание на одном предмете. Их стиль – активные игры на открытом пространстве! В дальнейшем беспокойное поведение и невнимательность на уроках могут быть причиной плохой успеваемости, тогда как вне школы бесстрашные и сильные «деятели» неизменно завоевывают авторитет среди сверстников. В тоже время, неистовый темперамент большинства «деятелей» обуславливает такие черты характера, как раздражительность и ранимость. Они требуют немедленного исполнения желаний и не готовы бороться с трудностями. «Деятели» эмоционально неустойчивы – гнев и радость чередуются с непостижимой быстротой. Их явное предпочтение физического восприятия восприятиям зрительным и слуховым приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Конечно, часто встречаются дети, которым в той или иной степени присущи черты поведения нескольких типов познания . Тем не менее, основной способ познания определяется по ярко выраженным признакам.

Так как же развить и укрепить познавательные способности детей ?

Главным в развитии познавательных способностей является игра ;

Помните – ребенок должен получать удовольствие от игры с Вами;

Игры для развития тех или иных способностей Вы можете подбирать на свое усмотрение;

Только терпение и самодисциплина научат Вас понимать ребенка и помогать ему;

Для всестороннего развития ребенка иногда нужно уметь поступиться своими интересами;

Проявите настойчивость и помогите ребенку реализовать новые способности , которые так необходимы ему для сбалансированного развития.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК»)

Домашняя контрольная работа

по учебной дисциплине «Теория и методика математического развития»

Особенности познания детьми дошкольного возраста величины предметов

Выполнил:

Былина Ольга Ивановна

Слушатель курсов

профессиональной переподготовки

Проверил:

Захарова Г.Н., преподаватель

Томск - 2014

величина общеобразовательный глазомер дошкольный

Введение

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

В детском саду у детей закладываются элементарные математические представления и от того, насколько правильно они будут сформированы, зависят дальнейшие успехи детей в математике.

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики. Прежде при ознакомлении дошкольников с элементарными математическими понятиями число выступало результатом счета, в последнее время число воспринимается ещё и как результат измерения и уже у старших дошкольников происходит знакомство с функциональной зависимостью числа (результата счета) от величины мерки.

Понятие “величина” в математике рассматривается как основное. Величина - это и протяжённость, и объём, и скорость, и масса, и число и т.д. Говоря о проблеме развития представлений о величине предметов у дошкольников, мы сужаем понятие “величина” и характеризуем им размер предметов.

Определить величину предмета, так же как и любую другую математическую величину, можно лишь на основе сравнения. Пользуясь критериями сравнения предметов друг с другом, устанавливают соотношения равенства или неравенства их величин.

Характеристика величины предмета зависит также от расположения его в пространстве. Один и тот же предмет может характеризоваться то, как высокий (низкий), то, как длинный (короткий). Это зависит от того, в горизонтальном или вертикальном положении он находится.

Действительная величина предмета, независящая от расстояния, на котором находится данный предмет от воспринимающего.

Сравнительная величина предметов, расположенных на разных расстояниях от воспринимающего.

Сравнительная величина предметов, расположенных на одинаковом расстоянии от воспринимающего.

При определении величины предмета следует учитывать её свойства. Основным свойством величины является сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена количественная характеристика любой величины. Величина также характеризуется изменчивостью. Пример: изменение длины стола изменяет лишь его величину, но не меняет его содержания и качества, стол остаётся столом. Третье свойство величины - относительность. Величина любого предмета относительна, она зависит от того, относительно какой другой величины она рассматривается. В самом деле, один и тот же предмет может быть определён нами как больший или меньший в зависимости от того, с каким по величине предметом он сравнивается.

Восприятие величины происходит путем установления сложных систем связей, как внутрианализаторных (между мышечными и оптическими компонентами глаза), так и межанализаторных (между осязательным и двигательным, двигательным и зрительным анализаторами). Отсюда следует, что маленькие дети, не обладая достаточным опытом, нередко делают ложные заключения о величине предмета, так как судят о ней только по наличным изображениям на сетчатке.

Проблема восприятия величины должна рассматриваться и как проблема мышления. Между чувствами и разумом существует сложная диалектическая зависимость, которая находит конкретное проявление, например, в том, что процесс восприятия величины (как и других свойств) опосредуется мышлением путем сравнения, анализа, использования соответствующих понятий, суждений, умозаключений и т.д. Непременной мыслительной операцией, обеспечивающей оценку величины предметов, является сравнение.

Таким образом, следует отметить, что рассматриваемое понятие достаточно сложное для восприятия и осознания дошкольниками.

2. Особенности восприятия и познания величины дошкольниками

Для образования самых элементарных знаний о величине необходимо сформировать конкретные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения; подводит к пониманию величины как математического понятия; готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой -- опосредуется мышлением и речью. Чувственный опыт восприятия и оценки величины начинает складываться уже в раннем детстве в результате установления связей между зрительными, осязательными и двигательно-тактильными ощущениями от тех игрушек и предметов различных размеров, которыми оперирует малыш. Многократное восприятие объектов на разном расстоянии и в разном положении способствует развитию константности восприятия.

Ориентировка детей в величине предметов во многом определяется глазомером - важнейшей сенсорной способностью. Развитие глазомера непосредственно связано с овладением специальными способами сравнения предметов. Вначале сравнение предметов по длине, ширине, высоте детьми проводится практическим путем наложения и приложения, а затем на основе измерения. Глаз как бы обобщает практические действия руки. Выделяя то или иное конкретное измерение, ребенок стремится показать его (проводит пальчиком по длине, разведенными руками показывает ширину и т.п.). Эти действия обследования очень важны для более дифференцированного восприятия величины предмета.

Дошкольники прочно закрепляют признак величины за тем конкретным предметом, который им хорошо знаком: «Слон большой, а мышка маленькая». Если поставить перед ребенком 4--5 игрушек, постепенно уменьшающихся по размеру, например матрешки, и попросить показать самую большую, то он сделает это правильно. Если затем убрать ее и снова попросить указать на большую игрушку, то дети 3--4 лет, как правило, отвечают: «Теперь нет большой»

Дети трехлетнего возраста воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту.

Дети четырех лет уже дифференцированно подходят к выбору предметов по длине или ширине, но при условии, если длина предмета превосходит ширину. Для детей старшего дошкольного возраста требуется незначительный срок для овладения всех трех измерений.

Дети 5--6 лет знают, что для определения длины, ширины высоты предмета его надо измерить, и называют, с помощью каких предметов это можно сделать: линейкой, метром, сантиметром. Иногда средства измерения обозначаются ими не совсем точно: «палка», «выкройка», «клеёночка такая с цифрами, на ней всякие цифры нарисованы» и т.д.

Весьма приблизительно дети описывают процесс измерения своего роста, так как не знают, чем он измеряется, хотя измерение роста неоднократно производится в детском саду. Они рассказывают о тех способах, которые обычно применяются в семьях: «нужно поставить вместе, спиной друг к другу», «мерить головами»; «можно на стенке подчеркнуть» и т. д. Дошкольники стремятся пополнить свои знания об измерениях («Мне мама покажет, как измерять, я посмотрю, когда пойду с мамой в магазин»).

Таким образом, в младшем и среднем дошкольном возрасте дети определяют размеры предметов путем непосредственного их сравнения (приложения или наложения); в старшем - применяется и опосредованный способ сравнения (оценка размеров воспринимаемых предметов в сравнении с хорошо известными, встречающимися в опыте ребенка ранее, измерение условной меркой).

Любая программа предусматривает в математической подготовке обучение детей счету, развитие количественных представлений в пределах первого десятка, обучение решению и составлению простых арифметических задач. Программа каждой возрастной группы включает следующие разделы: «Количество и счет», «Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве», «Ориентировка во времени».

Типовая программа

1 младшая группа.

Сенсорное воспитание

Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название

2 младшая группа.

при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, широкий-узкий, высокий-низкий, большой-маленький.

Определять цвет, размер, форму предметов, геометрических фигур путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения.

Выделять и выбирать предмет с заданными свойствами из 2--4 разных предметов.)

использовать в собственной речи слова: такая же...; не такой... («Этот кирпичик такой же большой и красный»).

Средняя группа.

Учить сравнивать два предмета по толщине пользуясь приемами наложения и приложения; длинее-короче, шире-уже, выше-ниже, толще-тоньше или равные (одинаковые)по длине, ширине, высоте, толщине.

Учить соизмерять предметы по двум признакам величины (красная лента длиннее и шире зеленой); вводить в активную речь детей понятия «эта самая высокая, эта пониже, эта еще ниже, эта самая низкая»

Размер предметов: по длине (длинный, короткий); по высоте(высокий, низкий);по ширине(широкий, узкий); по толщине (толстый, тонкий); по весу (тяжелый, легкий); по глубине (глубокий, мелкий); по объему (большой, маленький). Структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.

Форма предметов: круглый, треугольный, квадратный

Старшая группа

Учить устанавливать размерные отношения между 5-10

предметами разной длины

(высоты, ширины, толщины): отражая в речи: (самая широкая, немного уже).

Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.

Самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры, предметы по размеру, форме с целью разносторонней характеристики; выделять и сосчитывать вершины, измерять и сравнивать стороны.

Называть все свойства,

присущие объектам

(маленькая, не красная,

не квадратная).

Подготовительная группа.

Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; находить части целого и целого по известным частям. Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. Давать представления о весе предметов и способах его измерения. Познакомить с весами.

Зрительно распознавать фигуры, величины, воспроизводить и воссоздавать их по представлению, описанию. Уметь пользоваться линейкой, шаблонами и трафаретами. Использовать слова: форма, размер, вес, геометрическая фигура -- для определения и характеристики свойств предметов, их наличия и отсутствия. Использовать слова: все, кроме..., некоторые из...

Программа «Детство» направлена на удовлетворение индивидуальных склонностей и интересов ребенка, на развития любознательности, познавательных способностей, Задачи раскрыты в разделе «Первые шаги в математику» по всем возрастным группам начиная со второй младшей группы.

Программа Воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой несет в себе задачи в отношении формирования представлений о величине предметов у детей дошкольного возраста, которые очень содержательны и объемны.

4. Выявление уровня представлений детей старшей группы о размерах предметов

Работу по развитию у детей элементарных математических представлений воспитатель организует на занятиях и вне занятий: утром, днем во время прогулок, вечером; 2-3 раза в неделю. Педагоги всех возрастных групп должны использовать все виды деятельности для закрепления у ребят математических знаний. Например, в процессе рисования, лепки, конструирования у детей закрепляются знания о геометрических фигурах их величине, числе и размере предметов, об их пространственном расположении; пространственные представления, счетные навыки, порядковый счет - на музыкальных и физкультурных занятиях, во время спортивных развлечений. В различных подвижных играх могут быть использованы знания детей об измерениях условными мерками величин предметов.

Для закрепления математических представлений воспитатели широко используют дидактические игры и игровые упражнения с использованием специального дидактического материала отдельно для каждой возрастной группы (см. приложение).

В старшей группе детей обучают измерять и определять с помощью условной меры величину предметов и объем жидких и сыпучих тел. Дети должны прочно усвоить правила измерения, так как на последующих занятиях они выполняют измерения самостоятельно от начала до конца. Важно, чтобы дети не только запомнили последовательность, но и правильно выполняли.

В результате этой деятельности у детей развивается глазомер, они могут определять на глаз величину предметов, проверяя затем правильность своего измерения с помощью выбранной условной мерки. Дети узнают, что разные виды количества измеряются разными мерками.

Заключение

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

В детском саду ребята овладевают несколькими видами измерения условной меркой. К первому виду следует отнести линейное измерение, когда дети с помощью полоски бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Второй вид измерения - определение с помощью условной мерки объема сыпучих веществ: дети учатся кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымерять количество крупы, сахарного песка в пакете. Третий вид - это измерение условной меркой жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов воды в графине и т.п.

Таким образом, в дошкольном образовательном учреждении измерительная деятельность носит элементарный, пропедевтический характер. Ребенок вначале учится измерять объекты условными мерками, и лишь в результате этого создаются предпосылки для овладения «настоящим» измерением.

Список литературы

Асмолов А.Г. «Психология личности» .-М.: Просвещение 1990 г.

Макарычев К.Л. Подготовка к школе //Дошкольное воспитание №9 2004 г.

Метлина, Л.С. Математика в детском саду [Текст] / Л.С. Метлина. - М.: Просвещение, 2004. - 246 с.

Михайлова З.А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. - СПб: «Детство-ПРЕСС», 2008.

Носова, Е.А. Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений [Текст] / Е.А. Носова. - Л.: Педагогика, 2000. - 235 с.

Силаева М.Н. Использование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду. - Л., 1990.

Фрейлах Н.И. Методика математического развития. - М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011.

Приложение

Знакомство с признаками: короткий - длинный

Игра на классификацию

На столе лежат сделанные из пластилина длинная и короткая колбаски. Обе колбаски одинаковой толщины и одного цвета. Педагог раздает детям пластилин и просит сделать такие же колбаски: одну длинную и одну короткую. В конце занятия дети рассматривают свою лепку, показывают. Какая колбаска длинная, а какая - короткая. Можно предложить детям соединить все колбаски и сделать длинную связку колбасок.

Игра на называние

Мы шагаем.

Дети ходят по комнате. При слове "короткий" они делают короткие шаги, а при слове "длинный" - очень длинные шаги. В эту игру можно внести дополнение. Например: дети делают (короткие) шаги на носочках. Можно использовать танец, в котором чередуются длинные и короткие шаги.

Закрепление материала в течение дня.

Во время постройки дети отбирают из строительного материала длинные и короткие бруски и строят мост сначала только из коротких, а затем только из длинных брусков.

Во время изготовления поделок дети делают из соломки звезду, предварительно отсортировав длинные и короткие соломины.

Во время беседы воспитатель рассказывает о длинном и коротком пути в детский сад, о длинном и коротком отрезке времени (например, во время ожидания чего-то), просит детей рассказать о своих впечатлениях.

Во время физкультурных упражнений дети строятся, образуя длинные и короткие ряды. Можно построить длинный и короткий поезд.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста. Обучение решению задач-головоломок детей дошкольного возраста. Характеристика уровня развития представлений о форме предметов у детей подготовительной к школе группы.

    дипломная работа , добавлен 17.02.2010

    Понятие о величине, её свойства и признаки. Организация математического развития ребенка. Значение дидактических игр и упражнения в формировании представлений о размере. Исследование уровней сформированности восприятия величины предметов у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 02.11.2014

    Методические рекомендации по построению занятий, посвященных формированию представлений о величине у детей среднего дошкольного возраста в концепциях отечественных педагогов. Выявление уровня сформированности знаний о величине предметов у дошкольников.

    курсовая работа , добавлен 06.04.2016

    Психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста. Обучение дошкольников решению задач-головоломок. Организация опытно-экспериментальной работы по проблеме развития у старших дошкольников представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 13.08.2011

    Особенности нравственного развития детей в период дошкольного детства. Пути формирования нравственных представлений и качеств у детей старшего дошкольного возраста, выявление и оценка их эффективности на практике применительно к детям старшей группы.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2016

    Особенности восприятия детьми раннего возраста пространственного расположения предметов. Формирование у детей представлений о пространстве с помощью дидактических игр и упражнений. Обучение дошкольников ориентировкам на занятиях по физической культуре.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Психологические особенности восприятия геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Значение математических развлечений при ознакомлении дошкольников с ними. Выявление возможностей задач-головоломок в развитии представлений о форме предметов.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2014

    Анализ методики формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Исследование особенностей восприятия детьми массы предметов и этапов освоения данной величины. Описания основных различий между весом и массой предмета.

    реферат , добавлен 12.12.2011

    Исследование особенностей восприятия детьми формы предметов и геометрических фигур. Характеристика программного содержания по разделу "Форма". Описания комплекса дидактических игр и игровых упражнений по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2012

    Выявление уровня математического развития детей дошкольного возраста, дочисловой период формирования количественных представлений. Сравнительный анализ уровня формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста разных программ.

Учет способов познания окружающего мира детьми дошкольного возраста как условие использования современных технологий воспитания и обучения

Дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем. Они осваивают мир природы, вещей, человеческих отношений, начинают ориентироваться в разных сферах действительности.

Весь процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Он конструирует собственную картину мира путем переноса первоначальных впечатлений и ощущений на неизвестные предметы, т. е. метафорически. Познание мира как единства, отражается в речи, способствует развитию языкового чутья, прочувствованию богатства и красоты русского языка, осознанию важности точного и правильного употребления слов в собственной речи.

В процессе познания ребенок использует все свои органы чувств, но при этом бессознательно отдает предпочтение одним, перед другими. В связи с этим нам представляется необходимым обратить внимание на индивидуальные особенности восприятия информации детьми дошкольного возраста. Детей условно можно поделить на представителей аудиального, визуального и кинестетического типов, исходя из того, на какие индивидуальные особенности опирается ребенок в своем развитии.

Представители аудиального типа хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят петь, рассказывать стихи, задают множество вопросов, правильно и хорошо говорят. Как следствие - аудиалы хорошо успевают на занятиях по развитию речи, обучению грамоте. В работе с детьми-аудиалами особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т. д.). Целесообразно применение аудиотехники; практиковать «озвучивание» детьми устных объяснений педагога; повторение речевого материала вслух; сочинение, рифмовку слов; разучивание песенок, записывание и прослушивание собственного голоса на магнитофон. Для быстрого приобретения навыков следует предлагать ребенку комментировать то, что он делает.

Дети визуального типа перерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Стратегия педагогического сопровождения детей данной категории предполагает следующее: для детей с визуальным типом восприятия эффективнее на занятиях использовать цветные иллюстрации, готовые схемы и доску для подкрепления нового материала зрительными образами. Необходимо тренировать моментальное запоминание; раскрашивание картинок; угадывание предметов на ощупь.

Дети-кинестетики перерабатывают и хранят информацию, основываясь на ощущениях. Основной вид памяти кинестетиков - мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения, такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры (рук, плеч, ног). При общении такие дети постоянно ищут тактильного контакта, их речь изобилует жестами, объятиями, поцелуями. В дошкольном возрасте они предпочитают активные игры, связанные с прыжками, лазаньем, бегом, любят кубики и движущиеся игрушки на колесах, кинестетики наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа.

Как видим, дети с разными типами восприятия, имеют существенные различия в поведении, речи, в способах восприятия информации и т. д. Здесь следует отметить, что данное деление на типы, в определенном смысле, условно. Достаточно часто мы наблюдаем детей со смешанным типом восприятия.

В связи со сказанным, необходимо иметь ввиду, что для успешного развития детей дошкольного возраста необходимо изучать и учитывать репрезентативную систему каждого ребенка, а следовательно моя задача подобрать подходящую технологию воспитания и обучения. В настоящее время существуют дидактические системы, которые позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям с разным типом восприятия, например, методика Марии Монтесоории, которая заключается в создании специальной развивающей среды (Монтессори-материалов) вокруг ребенка, который самостоятельно, но с подсказками и помощью взрослого, совершенствует свои физические навыки, развивает сенсорную память и тактильные ощущения, выбирая тот типе восприятия, который ближе ребенку.

Меня, как педагога, интересует проблема познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. Поэтому, в своей педагогической практике я обратила внимание на идею изучения способов познания начиная с младшего дошкольного возраста.

Анализ способов познания (диагностика репрезентативной системы) детей моей группы, позволил мне остановить свой выбор на технологии воспитания и обучения Зайцева Н. А.

Где при обучении детям предлагаются кубики разного цвета, размера, веса, и по-разному звучащие, а также наглядные таблицы. В методической основе кубиков Зайцева лежит природная потребность детей в игре. Дети много двигаются: переходят от таблиц к кубикам, от кубиков к доске, прыгают, хлопают в ладоши, топают ногами. И все это выполняется с азартом, воодушевлением. Ребенок овладевает знаниями, исследуя предметы всеми возможными способами: он их нюхает, пробует, слушает, разглядывает, бросает, трогает.

Таким образом, я предполагаю, что использование современных технологий воспитания и обучения с учетом индивидуальных способов познания окружающего мира позволит значительно повысить уровень познавательно-речевой активности детей моей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»

Педагогический проект на тему: "Развитие патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста в процессе подготовки и проведения праздника "Масленица"....

Проект на тему:«Современные технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста с нарушением зрения».Система российского образования на современном этапе вызвана серьезными и значимыми с...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

Организацию и решение познавательных задач;

Применение экспериментирования в работе ДОО;

Использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Используемая литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.

4. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте

Основными способами познания таких свойств, как форма, размер и количество, которые ребёнок осваивает уже в дошкольном возрасте, является сравнение, сериация и классификация. В познание свойств и отношений входит - познание формы, размера, количества в процессе сравнения.

Сравнение - первый способ познания свойств и отношений, который осваивают дети дошкольного возраста и один из основных логических приемов познания внешнего мира.

Познание любого предмета начинается с того, что мы его отличаем от всех других и в то же время находим его сходство с другими объектами. Установления различий выявляются свойства предметов. Каждый предмет связан со специфическими познавательными действиями. Так, установление сходства и различий по цвету, форме, размеру, количеству происходит на основе зрительного, осязательно - двигательного, тактильного обследования объектов.

В результате сравнения дети обнаруживают, что среди предметов, которые их окружают, есть разные, не похожие друг на друга, а есть одинаковые. Дети выделяют различия, которые делают предметы внешне не похожими друг на друга. Эта непохожесть может быть обусловлена цветом, формой, размером, пространственным расположением частей, вкусовыми, температурными, тактильными и другими свойствами. Чем больше ребенок находит различий между объектами, тем больше свойств он обнаруживает и тем более дифференцированным становится его восприятие.

Успешность познания количества и количественных отношений групп предметов зависит от овладения приемами сравнения. Сравнивать предметы можно "на глаз". Более эффективными являются приемы непосредственного сравнения {наложение, приложение, соединение линиями) и опосредованного сравнения с помощью предмета-посредника. В основе этих приемов лежит установление взаимнооднозначного соответствия между элементами двух множеств. В результате дети образуют пары из предметов разных групп. К более сложным и точным опосредованным приемам сравнения по количеству и размеру относятся счет и измерение условной меркой.

Прием наложения позволяет обнаружить сходство и различие по количеству, размеру, форме, цвету и другим признакам. Для сравнения двух групп предметов по количеству каждый предмет одной группы дети поэлементно накладывают на предметы другой группы, узнать, поровну ли предметов или одинаковы ли полоски по ширине и длине.

Приложение -- сложный прием сравнения. Сущность заключается в пространственном приближении сравниваемых предметов друг к другу. В этом случае ребенку сложнее обнаружить сходство или различие между группами предметов.

В ситуациях, когда сравниваемые предметы нельзя пространственно приблизить друг к другу, используются приемы соединения их линиями или предметы-посредники.

Сравнение с помощью предметов-посредников имеет место в случаях, когда вышеперечисленные приемы применить нельзя. Для того чтобы узнать, одинаковые ли длины имеют предмет, используют третий предмет -- посредник (веревку, палку, ленту). Посредник должен быть длиннее обоих сравниваемых предметов или равным по длине большему предмету. Ребенок поочередно прикладывает предмет-посредник к сравниваемым протяженностям и фиксирует на нем карандашом или фломастером длину каждого предмета.

Самые сложные способы сравнения, которыми овладевают дети дошкольного возраста, -- это счет и измерение. Они относятся к опосредованным способам сравнения. При их использовании выводы об отношениях между сравниваемыми объектами делаются на основе сравнения чисел, выражающих размер или количество объектов.

Сериация как способ познания размера, количества, чисел

Сериация (упорядочивание множества) осуществляется на основе выявления некоторого признака предметов и их распределения в соответствии с этим признаком. Сериационные ряды строятся в соответствии с правилами. Правило определяет, который элемент из двух (произвольно взятых) предшествует другому элементу. Основными характеристиками упорядоченного ряда являются неизменность и равномерность направления нарастания (или убывания значения) признака, на основе которого строится ряд.

Например, если из двух объектов меньший всегда должен предшествовать большему, то множество упорядочивается в направлении от самого меньшего к самому большому элементу. Так, ленты раскладывают от самой короткой к самой длинной.

Сериация как способ познания свойств и отношений позволяет:

выявить отношения порядка;

установить последовательные взаимосвязи: каждый следующий объект больше предыдущего, каждый предыдущий -- меньше следующего (или наоборот: каждый следующий объект меньше предыдущего, каждый предыдущий -- больше следующего);

установить взаимнообратные отношения: любой объект упорядоченного ряда больше предыдущего и меньше следующего (любой объект упорядоченного ряда меньше предыдущего и больше следующего);

открыть закономерности следования и порядка.

Дети дошкольного возраста осваивают сериацию в процессе выстраивания по порядку конкретных предметов. Исходным условием для овладения сериацией является освоенность сравнения.

В практике используются различные сериационные дидактические материалы: рамки-вкладыши, игрушки-вкладыши (матрешки, кубы, бочонки и др.), сериационные наборы М. Монтессори для упорядочивания предметов по разным признакам (цвету, запаху, размеру, различным протяженностям и др.).

Палочки Кюизенера (цветные числа) и цветные полоски, которые различаются не только длиной, но и цветом. При этом все палочки одинаковой длины имеют одинаковый цвет. Количество палочек в наборе таково, что позволяет строить два разнонаправленных ряда.

Дети осваивают сериацию через систему следующих игровых упражнений:

· построение сериационного ряда по образцу;

· продолжение начатого ряда;

· построение сериационных рядов по правилу с заданными крайними элементами;

· построение рядов по правилу от начальной точки;

· построение по правилу с самостоятельным определением начальной точки ряда;

· построение ряда от любого элемента;

· поиск пропущенных элементов ряда.

С помощью анализа, дети выявляют ошибки, допущенные ими в момент выполнения задания. Таким образом, подтверждением действенности логических операций у детей является умение выделить и назвать общее свойство образованных классов.

5. Понятие и содержание математических представлений у дошкольников

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций: сравнение, обобщение, классификация.

Формирование элементарных математических представлений - это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Его основная цель - успешное овладение математикой в школе, на базе детского сада и всестороннее развитие личности ребёнка. .

По мнению Щербаковой Е. И. под математическим развитием дошкольников и следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. .

Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников понимают, как правило, качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Анализ научных исследований педагогического опыта таких как: А.М.Леушина, Н.И.Непомнящая, А.А.Столяр и многие другие, убеждает в том, что рационально организованное обучение дошкольников математике обеспечивает общее умственное развитие детей. Рационально организованное -- это своевременное, соответствующее возрасту и интересам детей обучение, при этом важное значение имеет педагогическое руководство со стороны взрослого (воспитателя или родителей). Дети приобретают элементарные знания о множестве, числе, величине и форме предметов, учатся ориентироваться во времени и пространстве. Они овладевают счетом и измерениями линейных и объемных объектов с помощью условных и общепринятых мер, устанавливают количественные отношения между величинами, целым и частями.

В программе "Воспитания и обучения в детском саду" под редакцией Васильевой М.А. и другие с формированы общие задачи к развитию элементарных математических представлений, к концу дошкольного возраста ребёнка важно научить понимать, различать и производить различные операции с цифрами, совершенствовать умения счёта, познакомить с числами второго пятка единиц, находить предыдущее и последующее число; измерять, сравнивать, длину, ширину, высоту предметов; одной из немало важных задач является умения ребенка ориентироваться на листе бумаги в клетку. Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, т.е. умения делать простейшие обобщения, сравнения, выводы, доказывать правильность тех или иных суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи .

Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:

· Приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основы математического развития;

· Формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношений окружающей действительности;

· Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

· Овладение математической терминологией;

Развитие познавательных интересов и способностей логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребёнка.

Взаимодействие с животными как фактор формирования гуманности у дошкольников

Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Еще в 20-х - 30-х годах ХХ века Ж.Пиаже установил...

Влияние игры на формирование личности дошкольников в семейном воспитании

Рассмотрим развитие эмоциональной сферы в дошкольный период. В данном случае для дошкольника характерна спокойная эмоциональность, а также отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам...

Воспитание в детских дошкольных учреждениях

Все родители на вопрос о том, каким бы они хотели видеть своего ребенка, обычно отвечают: «Честным», «До-брым», «Умным», «Хорошим человеком» и т. д. Что же нужно сделать для того, чтобы ребенок вырос таким? Прежде всего -- нужно его любить...

Гендерный аспект в социализации детей младшего дошкольного возраста посредством игры

Пол - комплекс репродуктивных, телесных, поведенческих и социальных признаков, определяющих индивида как мужчину (мальчика) или женщину (девочку) (В.Е. Каган)...

Диагностика межличностных отношений в подростковом возрасте

Дидактическая игра как средство развития воображения у старших дошкольников

Воображение, подобно мышлению, является познавательным процессом, в котором опосредованно отражается действительность. В качестве опосредующих материалов отражения здесь выступают образы восприятия, представления памяти. Подобно мышлению...

Использование методики Глена Домана в работе социального педагога с глухонемыми детьми дошкольного возраста

Говоря о процессе социализации, многие эксперты заостряют свое внимание на условиях включения в общество, эффективности социализации, ее отдельных инструментов. В это время упускается главный субъект социализации - человек...

Мотивы игры и учения

Особенности развития наглядно-образного мышления в старшем дошкольном возрасте

Изучение истории умственного развития ребенка представляет, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его развития...

Особенности самооценки старших школьников с разными типами межличностных отношений в классе

Проблеме межличностных отношений в отечественной и зарубежной психологии посвящены работы многих ученых. В отечественной психологии эта проблема разрабатывалась в работах Р.Акоффа, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, Б.Ф. Ломова, А.М. Матюшкина, Н.Н...

Развитие воображения у старших дошкольников посредством природного материала на занятиях кружка "Природа и фантазия"

Личность ребёнка возникает в дошкольном возрасте - после 3 лет, когда дошкольник становится субъектом сознательной деятельности. Возникновение личности ребёнка связано, прежде всего с тем...

Развитие речи в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека...

Руководство воспитателя театрализованными играми в старшем дошкольном возрасте

Способы действия, восприятия и понимания детьми количественных отношений

Средняя группа Закрепление навыков счета требует большого количества упражнений. Упражнения в счете должны быть почти на каждом занятии до конца учебного года. Однако, обучая счету...

Эстетическое воспитание средствами искусства

Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то ожив-ляясь и радуясь в зависимости от характера музыки...

Рассказать друзьям