Кабардино балкарский национальный костюм. Национальная одежда кабардинцев и балкарцев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ

Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, и послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды и есть следствие борьбы человека за свое существование.

Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом” древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника - “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам - для рук, и т.д.

Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и национальная одежда кабардинцев и балкарцев складывалась веками. В традиционной одежде кабардинцев и балкарцев наблюдалось большое сходство. Эта общность сложилась в течение длительного исторического периода. Имел значение также и общий воинский быт.

МУЖСКАЯ ОДЕЖДА

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей.

Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев являлись бешмет и особой формы штаны.

Короткий кафтан-бешмет надевали поверх рубахи. Бешмет туго охватывал фигуру, застегиваясь до пояса на сделанные из шнурка ручной работы пуговицы - узелки и петли. Он имел высокий стоячий воротник и длинные суживающиеся к кисти рукава, застегивающиеся внизу на такие же пуговки. Ниже талии бешмет плавно расширялся, подчеркивая стройность фигуры, на что кабардинцы и балкарцы обращали особое внимание, Длина бешмета была различной, но в большинстве случаев не достигала колен на 8-10 см. Правда, старики носили более длинные бешметы, чем молодые. Бешмет имел на груди нашивные карманы, а по бокам, ниже талии, вшитые боковые внутренние карманы. Шили его чаще всего из тканей черного, белого, коричневого цвета, а в горах - часто из домотканого сукна. Бешмет считался повседневной легкой верхней одеждой, его носили дома, в ней работали в поле. Для работы в холодную погоду его делали стеганым на тонком слое шерсти или ваты. Более зажиточные слои населения имели и праздничные бешметы, сшитые из атласа, шелка, шерстяной фабричной материи. При использовании бешмета в качестве выходной одежды его подпоясывали узким ремнем с металлическим набором: пряжкой, наконечником, бляшками, подвесками и т.д.

Изготовление бешмета было делом сложным, требовавшим определенного мастерства, поэтому его шили известные сельские мастерицы.

Штаны, шившиеся из домотканого сукна или плотной ткани фабричного производства, преимущественно темного цвета, состояли из прямых, слегка суженных книзу штанин. Между штанинами вшивался ромбовидный клин. Носили их на плетеном шнурке, заправляя штанины в ноговицы. Ноговицы плотно охватывали ногу от щиколотки до колена. Под коленом их подвязывали ремешками. В горных районах Балкарии штаны нередко шили из овечьих шкур.

Штаны у горцев были весьма удобные для быстрой ходьбы, бега, верховой езды.

Одежда, состоящая из бешмета, штанов и ноговиц, вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Все в ней было строго подобрано, она не стесняла движений, позволяла бесшумно ходить по любым тропам, лазить по скалам и т.п.

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

Черкеска плотно облегала фигуру до пояса и расширялась к низу, вместо воротника имела вырез на груди, из которого выглядывал бешмет. Она застегивалась у пояса на несколько (3-5) самодельных тесемочных пуговиц и петель. По обеим сторонам груди нашивались газырницы - карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали круглые деревянные или костяные трубочки с заготовленными в них зарядами для огнестрельного оружия. Количество газырей на одной стороне черкески кабардинцев колебалось от 8-ми до 10-ти, но обычно их было 8, что отличало кабардинские черкески от черкесок соседних народов, у которых число газырей доходило до 12-ти. Размеры их были различные. У бедных крестьян они были простые, деревянные с белыми костяными наконечниками, у богатых - из кости, нередко слоновой, с черненными серебряными или даже золотыми колпачками, соединенными в верхней части изящной цепочкой. В последствии газырницы утратили свое назначение и сохранились в качестве украшения. Черкеска не имела карманов. Ее прямые и широкие рукава спускались значительно ниже кистей рук, поэтому ее обычно отворачивали. По обычаю, отогнутые рукава опускались во время танцев.

Длина черкески не была определенной, но у кабардинцев и балкарцев она была удлинена и спускалась ниже колен на 15-20 см и была длиннее, чем у соседних народов. Особенно длинные черкески, доходившие чуть ли не до земли, носили муллы и их ученики.

Черкеску носили застегнутой или подпоясанной поясом. Только старики могли носить ее нараспашку. Пояс являлся необходимой принадлежностью мужского костюма у кабардинца и балкарца. Его снимали только ночью и в дни траура. Он состоял из хорошо обработанного кожаного ремешка черного цвета шириной 2-3,5 см и металлических или серебряных бляшек. Пояса делались различных видов. Одни из них имели только пряжку, продержку и наконечник. Другие - несколько поясных бляшек различной формы и два боковых наконечника, по одному на каждой стороне; такие пояса носило старшее поколение. Мужчины среднего возраста носили пояса с четырьмя боковыми наконечниками; молодые мужчины (и женатые, и холостяки) - с тремя боковыми наконечниками на каждой стороне.

В большинстве случаев на ремешках, спускающихся по бокам, кроме наконечников, имелось по нескольку бляшек. Все они были украшены черненым орнаментом и позолотой. Металлические части пояса украшались гравировкой, чернью, филигранью с наружной стороны. Оборотная сторона оставлялась белой, на ней наносились инициалы мастера, различные изображения. На поясе обычно висели кинжал с прикинжальным ножом и изредка, по специальному разрешению, пистолет в кобуре.

С конца ХIХ в., когда кинжал из части оружия превратился в обязательную принадлежность, украшение горского костюма, его изготовлением стали заниматься ювелиры.

Теплая верхняя мужская одежда

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев являлась шуба, которую шили из овчины, а лучшие экземпляры - из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

Верхней одеждой являлась и бурка. “Без нее, - писал Б.Е.Хижняков, - немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти. Они имели лохматую поверхность, узкие плечи и широкий низ, что придавало им колоколообразную форму. Воротник бурки имел специальную застежку. Ходить пешком, пасти скот в длинных бурках было неудобно, поэтому для пастухов и чабанов шили войлочные пальто, специальные бурки, которые были не только короче, но и имели капюшон, хлястик и застегивались на несколько пуговиц.

Мужские головные уборы

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период - шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

Куклы в народных костюмах №90 (ранее обещали её в №92, но график изменился ).

Костюм кабардинки. (Кабардино-Балкария). Кабардинский женский костюм.

Кабарди́нцы - субэтнос адыгов, коренное население Кабардино-Балкарии, также проживают в Краснодарском и Ставропольском краях, в Карачаево-Черкесии, Адыгее и Северной Осетии.

Национальная женская одежда Кабардино-Балкарии - это черкесский женский костюм, в обычные дни носили платье, шаровары, туникообразную рубаху, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитую золотом шапочку, сафьяновые чувяки.

На талии платье стягивали поясом из широкой полосы галуна, декорированной серебряными пластинами с филигранью или гравировкой.

Золотая шапочка с высоким твердым околышем, украшенным золотным галуном. В вырезе платья национального костюма видны серебряные застежки кафтанчика.

Поверх шапочки молодые женщины надевали белый шелковый платок с бахромой, концы которого обматывали вокруг шеи.

В традиционной кабардинской вышивке чаще всего встречался треугольный рисунок, получивший название «узор для угла». Возможно, эта фигура могла символизировать баранью голову и выполнять роль оберега. Изображение бараньей головы с древности было амулетом у многих народов Кавказа.


4 фарфоровых куклы коллекций ДеАгостини.

Сложный по форме и количеству составных частей женский костюм ярко отражает социальные различия в кабардинском обществе.

Нательная одежда - это прямая длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани красного или оранжевого цвета. Под рубахой - шаровары. На девушек надевали короткий кожаный кафтанчик с массивными серебряными застёжками на груди. Они видны через разрез верхнего платья из шёлка или бархата, богато украшенного галунами и золотым шитьём. В торжественных случаях к рукавам платья прикрепляли подвески в виде широких и длинных лопастей.

Головной убор девушки до замужества и рождения первого ребёнка - "золотая шапочка" - покрывался платком и большой шалью.

Богатое парчовое платье, кожаный кафтанчик, равно как и обувь в виде высоких скамеечек, сделанных по форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями, свидетельствуют о принадлежности к высшему сословию. Такой богатый костюм надевали при торжественных выходах, а невесты - на свадьбу.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Особенностью современной жизни является глобализация, которая стремительно ведёт к стиранию самобытности в культуре у различных народов и наций. Происходит формирование общечеловеческой культуры. Невозможно найти ни одну этническую группу, которая бы не впитала в себя элементы со стороны других культур. В связи с этим очень важна задача приспособления культурных, этнических особенностей каждого народа к сегодняшним реалиям, новым формам социальной жизни, сохранения духовного облика и национальной целостности. Это поможет сохранить связь между прошлым, настоящим и будущим и будет формировать нашу историю. Каждый народ силён своими традициями, и не секрет, что национальный костюм - это важная и интересная часть мировой культуры и истории, яркий элемент культуры народа и синтез разных видов декоративного творчества. Именно эти моменты и делают данную тему актуальной сегодня.

Предметом нашего исследования является костюм как исторический источник. Объектом - наименования элементов кабардинского и балкарского костюмов, как отражение реалий действительности и источник изучения истории родного народа.

Главная цель настоящей работы - показать, как отразилось историческое развитие народов Кабардино-Балкарии на облике национального костюма, какова роль костюма в современном обществе и влияние на дальнейшее развитие национального самосознания и самобытности.

Изучить имеющиеся источники о кабардинском и балкарском национальных костюмах;

Выявить особенности кабардинского и балкарского национальных костюмов;

Изучить особенности и символику традиционного народного костюма.

Степень изученности данного вопроса достаточно низкий. Одной из не многих, кто затронул эту тему была Ж.С. Тхазеплова в своей работе «Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций» Данная тема здесь не является основной и рассматривается лишь частично. Еще одним автором, который уделил этой теме внимание является З.В. Доде, в своем историческом очерке «Средневековый костюм народов Северного Кавказа».

Структура работы: Исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Национальный костюм народов Кавказа как отражение социально-экономического и политического устройства общества

Многовековое культурное развитие Северного Кавказа отличает от других регионов большое разнообразие. В то же время сформировался общий для всех народностей Северного Кавказа облик народного костюма, который является ярким показателем общего исторического пути, культурных и экономических связей основных этапов этнического развития.

Костюм означает одежду в общем или отличительный стиль в одежде, отражающий социальную, национальную, региональную принадлежность человека. Национальный костюм отражает индивидуальность народа, нации и характеризует её культуру, является предметом национальной гордости. Можно сказать, что костюм - это средство, с помощью которого можно познать тот или иной народ, его образ жизни, быт, культуру.

Национальный костюм является не только элементом культуры, но он так же может нести важную информацию об историческом развитии народа и других сферах жизни людей. Особенно большое значение имеет костюм для получения информации о том периоде истории, когда не было еще письменности и до наших дней не дошли сведения об этом периоде.

Исследование костюма (крой, цвет, использование различных тканей и материалов, аксессуаров, драгоценных металлов) дают нам информацию о природных и климатических условиях, экономическом и социальном устройстве, религиозном укладе, политической организации общества, а так же о художественном и эстетическом уровне людей.

Народы Кабардино-Балкарии являются представителями Северного Кавказа - одного из самых многонациональных регионов нашей страны. Национальные костюмы кабардинцев и балкарцев складывались веками, имеют общность с костюмами других народов Северного Кавказа, имеют так же и характерные именно для них черты. Связано это было с природно-климатическими особенностями, социальным устройством общества, экономическими связями.

Первые исторические упоминания о национальном костюме кабардинцев и балкарцев (рисунки и гравюры русских путешественников) относятся к началу XVIII века. К этому времени костюм явился результатом длительной эволюции, связанной с внутренним саморазвитием наших народов, а также различных заимствований у других народов.

Основными хозяйственными занятиями кабардинцев и балкарцев в эту эпоху было скотоводство и земледелие. Важную роль играла и охота. В результате появилось сырье для домашнего изготовления тканей, преимущественно шерстяных: валяли бурки, ткали холсты, делали кожу для обуви.

Глава 2. Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Историческая эволюция женского национального костюма кабардинцев и балкарцев. В женских костюмах представительниц богатого сословия присутствовали предметы роскоши (бархат, шелк, атлас, драгоценные камни, сафьян). Это говорит о том, что к этому времени исторического развития наших народов появились широкие торговые связи с другими регионами и странами (Крым, Турция, Персия и т.д.)

Женская одежда кабардинок и балкарок отражала существующие идеалы женской фигуры того времени (тонкая талия, плоская грудь). Для достижения этого эффекта девочкам надевали сафьяновые корсеты с деревянными планками и шнурками, плотно охватывающие тело. Поверх корсета надевалась нижняя рубашка из хлопчатобумажной ткани или шелка ярких цветов, как и мужская. С воротничком на пуговичках. У пожилых женщин рубахи были из белой или темной ткани, без украшений. Поверх рубашки надевалось распашное платье до пола, без воротника с открытой грудью и застежкой у пояса. Парадное платье шилось из шелка или бархата. Рукава у платья заканчивались округлой лопастью, закрывая кисть (у пожилых рукав был широкий до кисти), могли пришиваться подвески (это имело социальный смысл - женщина в таком платье имела возможность не работать). Характерен был стилизованный растительный орнамент с завитками, листиками и цветочками Важной частью женской одежды был кафтанчик из шелка, бархата, атласа, который надевали под платье поверх рубашки. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных или вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами орнаментов, но постепенно от кафтанчика остался нагрудник с застежками.

Важную роль играл в женском костюме пояс, надевавшийся поверх платья и стягивающий талию. Девушки носили серебряные пояса, изготовленные дагестанскими мастерами, а женские пояса были матерчатыми или шерстяными с металлической пряжкой. Серебряные пояса

считались большой ценностью и передавались из поколения в поколение (есть пояса, которым насчитывается 150 лет).

Верхней одежды у балкарских и кабардинских женщин особо не было, это поддерживалось духовенством для того, чтобы женщина не появлялась вне дома. Богатые женщины иногда носили бархатные шубки с элементами овчины, беличьего меха, шерсти.

Обувь также присутствовала в гардеробе женщин. Поверх чулок и носок надевались красиво расшитые сафьяновые чувяки и башмачки. В праздничные дни одевали высокие ходули, обшитые бархатом и украшенные серебряными накладками. В начале двадцатого века появилась обувь на каблуках благодаря всё больше расширяющимся связям с Россией.

Важнейшей частью одежды женщин являлся головной убор, в котором наиболее ярко видно возрастное различие и изменение семейного положения. С XX века мусульманское духовенство добилось того, чтобы девочки с 12 лет носили головной убор. Когда наступал период «созревания», девушки носили шапочки разных видов, украшенные серебряной или золотой нитью. Во II половине XIX века в шапочках появился новый элемент - длинная золотая кисть, заимствованный у соседних народов (осетин, крымских татар). После рождения первого ребенка шапочка сменялась на платок или повязку (женщина не имела право показывать волосы). Постепенно шапочка и парадное платье превратились в празднично-свадебные наряды. С начала XX века девушки из состоятельных семей стали носить газовые шарфики, кружевные косынки, вологодские шарфы. Всё это говорит о расширении торгово-экономических и культурных связей между народами Северного Кавказа и другими народами России.

Глава 3. Историческая эволюция мужского национального костюма кабардинцев и балкарцев

Основными деталями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и штаны особой формы. Короткий кафтан - бешмет, надевавшийся поверх рубахи, ниже талии расширялся. Подчеркивая стройность фигуры, застегивался до пояса. Шили его из домотканого сукна, более зажиточные - из шелка, атласа. Парадный вариант предусматривал ремень с металлическим набором. Штаны также шились из плотной ткани или домотканого сукна, заправлялись в ноговицы. Они были удобные, для быстрой ходьбы, бега, верховой езды. Надо отметить, что мужская одежда вполне отвечала условиям жизни воина, охотника, пастуха. Всё в ней было строго подобрано, не стесняло движений, позволяло лазать по скалам, бесшумно ходить.

Поверх бешмета надевалась черкеска, подпоясанная поясом, который снимался ночью или в дни траура. Теплая верхняя мужская одежда - шуба из овчины и бурка. Без бурки невозможно представить себе горца, ее могли носить в любое время года; делали из черной шерсти, надевали, отправляясь в поле, на базар, в другое селение.

Головной убор у кабардинцев и балкарцев соответствовал одежде. Летом носили войлочную шляпу с широкими полями, зимой и в осенне-зимний период - шапку из овчины и папаху. Дополнялся головной убор башлыком из белого или черного домотканого сукна, могли украшать галунами, золотым шитьем, кистями из серебряных и золотых нитей. Иногда башлыки представляли собой настоящие произведения искусства: их могли преподносить в качестве подарка родственниками невесты. Важным приложением к мужскому костюму был обязательный атрибут - оружие. Оно имело глубокий смысл, ассоциировалось с образом горца, который имел право носить оружие, был потенциальным воином.

В целом, одежда балкарцев и кабардинцев не только отвечала требованиям условий жизни, но и была украшением, а также отражением хорошего вкуса, изящества, традиций и принципов (строгость, сдержанность, элегантность, мужество).

Заключение

В заключение следует отметить, что национальный костюм, его изучение, сохранение, пропаганда имеют большое значение для сохранения культурно-исторического наследия, этнической самобытности, патриотического воспитания подрастающего поколения. Большой вклад в это дело призваны вносить этнографические музеи. В столице нашей Родины Москве находится Государственный музей этнографии народов СССР. В Нальчике, столице нашей республики, также есть этнографический музей, где представлены национальные костюмы кабардинцев и балкарцев, и мы можем окунуться в атмосферу историко-этнографического экскурса столетней давности. И чем чаще мы будем это делать, тем легче будет нам в эпоху унификации и глобализации не забыть, кто мы есть и как нам жить и развиваться дальше, что должны знать наши последующие поколения о своей истории, о своей национальной сущности.

Хочется отметить, что в наше время национальный костюм переживает возрождение, что связано с возрастающим интересом людей к национальной истории. Стало очень модно и престижно невесте в день, когда жених забирает её из родительского дома, надевать национальное платье. Причём такие платья часто шьют индивидуально у очень профессиональных модельеров. Они необычайно красивы и являются настоящими шедеврами. А невеста выглядит в них неотразимо.

Я думаю, это очень важно для того, чтобы мы знали и помнили наши корни, наше историческое развитие и национальную самобытность.

Очень радует и то, что большой популярностью пользуются национальные танцы, при исполнении которых танцоры надевают различные варианты мужского и женского костюма. Особенно приятно, когда в таких костюмах танцуют маленькие дети. Я думаю, что, кроме эстетического воздействия, это имеет большое воспитательное значение, способствует бережному отношению к национальному костюму как к части нашей истории и самобытности.

Очень часто в нашем городе (особенно в дни национальных праздников) можно увидеть всадников в бурках и папахах. Это очень зрелищно и необычно и лично у меня вызывает большую гордость за свою родину и нацию, а также уверенность в нашем будущем.

Список использованной литературы

1. Абаев, М.К. Балкария, исторический очерк. 1992 г.

2. Доде, З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа, исторический очерк. 2001 г.

3. Мамбетова, Г.Х. Традиционная культура кабардинцев и балкарцев, учебно-методическое пособие. 2008 г.

4. Тхазеплова, Ж.С. Национальная культура кабардинцев и балкарцев в условиях глобализации. Трансформация ценностных ориентаций, автореферат. 2010 г.

Археологические материалы, относящиеся к национальной одежде народов Кабардино-Балкарии позволяют судить о материалах, использовавшихся в одежде, и отчасти о женском костюме.

Женский головной убор представлял собой остроконечную войлочную шапочку с конической верхушкой из бронзы или серебра. Найдены также бронзовые пластинки в форме диадемы, украшенные штампованным точечным геометрическим орнаментом.

Материалы для изготовления одежды можно разделить на получаемые в своем хозяйстве и привозные. Источники получения последних были различны. Через Западный Кавказ издавна шли торговые пути, соединявшие страны Средней Азии с побережьем Черного моря и начинавшиеся порой в Китае. Источником местных материалов (овчины, кожи, овечья шерсть, из которой валяли войлоки и ткали сукна) служило скотоводство.

Кабардинские женщины были прекрасными ткачихами. Изготовленные ими сукна шли на шитье мужской одежды, а в более ранние периоды из них шили женские платья и шали. Для изготовления обуви использовались шкуры крупного рогатого скота и коз. Из овчин они шили шубы, шапки, иногда штаны, которые носили на кошах. Из шерсти валяли войлочные шляпы, высокие теплые чулки, ноговицы и обувь, а также бурки, и шили особую пастушью одежду - гебенек.

Одним из наиболее важнейших элементов женского костюма являлись платки, шали, позднее - шарфы. Они составляли основу женского головного убора, состоявшего из 1, 2, а иногда и 3-х платков; шали накидывались на плечи, заменяя пальто; платок или шаль пожилые женщины повязывали вместо пояса. Они входили в приданое и служили свадебными подарками. К общему наименованию платков и шалей прибавляли определяющее слово, характеризующее материал. Так, например, платок плетенный из шелковых ниток; из шелка, затканного рисунком; тонкие шелковые платки кустарной работы, украшенные набойкой.

Мужская одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески. В качестве теплой одежды носили овчинную или меховую шубу. Походной одеждой служила бурка. На голову надевали меховую папаху или войлочную шляпу, а в непогоду башлык. На ногах носили ноговицы из сукна, войлока или кожи, обувь со швом на подъеме или с подошвой, сплетенной из ремней. Известны были войлочные чулки, мягкие носки из сафьяна. Бытовал пояс из кожи с металлическим набором.

Основной одеждой кабардинцев, как и других народов Кавказа, в их повседневной обстановке был бешмет. Его носили дома, во время работы.

Черкеска была, в основном, выходной и праздничной одеждой, и ее имел не каждый. Ее шили из домотканого сукна естественных цветов шерсти - черного, белого, серого, бурого. Белая черкеска считалась более нарядной. Длина черкески изменялась согласно моде. Особенно длинную (до щиколотки) черкеску носили отдельные франты. Она была удобна только для всадника. Обычно черкеска была чуть выше или чуть ниже колен. Черкеску носили всегда застегнутой, подтянутой, с поясом. Пояс был обязателен для мужчины. Если он был без черкески, пояс надевали на бешмет. Пояс из узкого ремня с металлической пряжкой и наконечником украшали различной формы бляшками. На поясе подвешивался кинжал или нож, кресало, сальница, отвертка, мешочек для пуль и другие предметы, связанные с оружием и уходом за ним.

Необходимой одеждой для горцев - скотоводов, проводивших многие месяцы на горных пастбищах, была шуба - тон, сшитая из овчины. Покрой ее был близок к черкеске. Ее надевали на бешмет или черкеску, а иногда и под нее. Грудь была закрыта, застежка на пуговицы из шнурка; воротник из овчины - стоячий. Ее называли сборчатая шуба.

Дорожной одеждой всадника, обязательной принадлежностью табунщика служила бурка, изготовление которой было сложным делом. Бурка закрывала всадника целиком, а так же прикрывала и лошадь. Она защищала всадника от дождя, снега, ветра и солнца.

Мужская одежда кабардинцев отличалась значительной стабильностью.

Общий облик мужского костюма кабардинцев - подтянутый статный силуэт типичен для горцев Кавказа.

В своей основе женская одежда и по наименованиям и по покрою почти не отличалась от мужской, но благодаря характеру тканей, некоторым деталям отделки и украшений кажется непохожей на нее.

На тело надевалась длинная рубаха туникообразного покроя с разрезом на груди и застежкой у ворота, с длинным, до кисти рукавом. Повседневные рубахи шили из бумажной ткани неброских цветов. Излюбленные цвета темно - красный, желтый, реже синий и белый. Очень любили шелк с отливом. У парадных рубах рукав книзу расширялся, часто обшивался галуном. Он достигал длины до колен и ниже и был виден из — под рукава платья.

Под рубашку надевались штаны. Внизу они заправлялись в сафьяновые носки или обувь.

С 10-12 лет на девушку надевали поверх рубахи, кафтанчик. Постепенно те части кафтанчика, которые не были видны из — под платья (спину, верхнюю часть рукавов), стали делать из более дешевой ткани, а потом кафтанчик распался на более дешевые части: воротник, нагрудник, полочки, висящие на пояске, и нарукавники от локтя до кисти.

Распадение кафтанчика повлекло за собой и изменения в форме застежек. Эти застежки, ранее по своей конструкции отвечали функции туго стягивать полы кафтанчика на груди. Когда же, в конце ХIХ в., вместо кафтанчика стали носить нагрудник, данная конструкция застежек оказалась неудачной, так как при отсутствии натяжения они самопроизвольно растегивались.

В связи с этим мастера - ювелиры изменили их устройство.

Поверх кафтанчика надевалась платье. Женское платье, в отличие от черкески, было очень длинным, почти до земли, но также имело спереди до пола разрез, открытую грудь, прилегающую талию своеобразный покрой спинки и другие черты, характерные для черкески.

Праздничное платье кабардинской девушки, особенно богатой и знатной, обильно украшалось галунами и золотым шитьем. Галунами обшивали борта, подол, низ рукавов. Вдоль разреза спереди, по подолу, иногда на груди располагалось золотое шитье. Таким же образом расшивались платья черкешенок, адыгеек и балкарок, но по характеру орнамента карачаевские и балкарские платья выделялись монументальностью и массивностью вышивки, преобладанием золотых нитей в шитье над серебряными. Нарядные платья шили чаще всего из бархата - темно - красного, или из плотного шелка - гладкого или с жаккардовым узором.

Типы поясов изменялись с течением времени, но появление нового типа пояса не вытесняла более старые формы, которые обычно оставались у старшего поколения. Наиболее старый тип пояса представлял собой ремень из сафьяна, на котором крепились девять «кусков»из серебра - небольшая пряжка, восемь блях - круглых, овальных, прямоугольных или фигурных. Второй тип - пояс целиком из серебра, составленный из прямоугольных пластинок, соединенных шарнирами, и фигурной пряжки, застегивающейся на крючок или стержень.

Для всех народов Северо-Западного и Центрального Кавказа характерно преобладание нашиваемых украшений. Но, пожалуй, наиболее их количество характерно для карачаевцев. Так на груди разреза иногда нашивали выпуклые, полые, овальные или миндалевидные серебряные подвески - зынгырла, прикрепляли серебряные треугольные футлярчики. К рукаву по шву от локтя до кисти иногда пришивали листовидные подвески, на рукавах же носили цепочки, соединенные у локтя и кисти бляшками.

Большой интерес представляет бунлукъ. Под этим названием известны обычные браслеты, носившиеся на запястье, а также браслет, надевавшийся или даже нашивавшийся на низ рукава платья или кафтанчика в виде обшлага.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОДЕЖДА КАБАРДИНЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ Завода Ольга Сергеевна Педагог допобразования МКОУ СОШ № 25 г. Нальчик

2 слайд

Описание слайда:

Кабардино-Балкария – многонациональная республика. На ее территории, составляющей 12,5 тыс. км2, проживают более 100 национальностей: кабардинцы, балкарцы, русские, осетины, украинцы, корейцы, татары, евреи и т.д. Население – 901 200 человек. В республике 165 населенных пунктов, в том числе 8 городов: Столица – Нальчик; Прохладный и Баксан – города республиканского подчинения; Чегем, Майский, Нарткала, Терек, Тырныауз – города районного подчинения; 10 районов: Баксанский, Зольский, Лескенский, Майский, Прохладненский, Терский, Урванский, Чегемский, Черекский, Эльбрусский. На протяжении веков наши народы жили на территории республики в дружбе и согласии. История нашей Кабардино-Балкарии полна как ярких страниц, связанных с ратными и трудовыми совершениями, так и драматических моментов, свидетельствующих о тяжелых и трагических испытаниях, через которые им доводилось пройти. Чтобы понять происходящее, необходимо знать прошлое, историю своего края, своего народа. Нас всех, как взрослых, так и детей, формирует прошлое и настоящее как нашего отечества, так и всего человечества. Каждому человеку важно установить свою причастность к роду, нации, человечеству, помнить, что он живет в мире, где прошлое ощутимо действует, косвенно влияя на настоящее.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Мужская одежда кабардинцев и балкарцев была в основном однотипна. В значительной степени изготовлялась она из местных материалов: овчины, кожи крупного рогатого скота, шерсть перерабатывалась на войлок, из которого делали шляпы, бурки, домотканое сукно. Шелк, бархат, хлопчатобумажные ткани кабардинцы и балкарцы получали за счет развитых торговых связей. Основными частями мужской одежды кабардинцев и балкарцев были бешмет и особой формы штаны.

6 слайд

Описание слайда:

Полный костюм горца включал в себя черкеску, которая надевалась поверх бешмета. Свое наименование черкеска получила от русских, которые впервые увидели ее на адыгах-черкесах. Она служила в какой-то мере нарядной одеждой и ее надевали, отправляясь в общественные места (мечеть, сельские сходы, правление), в гости, на танцы и т.д. Обычай не разрешал бывать в этих местах в одном бешмете, “недоодетым”, и такое появление могло быть расценено как неуважение к обществу, существующему этикету. Черкеску шили из домотканого сукна высшего качества, обычно серого, белого и черного цветов.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Теплой верхней одеждой у кабардинцев и балкарцев была шуба, которую шили из овчины, а лучшие – из шкуры баранчиков и даже ягнят. Такие шубы назывались шубами из курпея. По покрою шуба отличалась от черкески только тем, что ее кроили без грудного выреза. Она имела небольшой стоячий воротник, который, как и полы, и рукава, оторачивался снаружи узкой меховой полоской из овчины молодого барашка. Шуба, как и черкеска, бешмет, застегивалась на 5-6 тесемочных пуговиц и петель. У нее был большой запах.

11 слайд

Описание слайда:

Верхней одеждой была и бурка. “Без нее, – писал Б.Е.Хижняков, – немыслимо представить себе горца-мужчину”. Бурку надевали в любое время года, отправляясь в поле, на базар, в другое селение и т.д. Она заменяла непромокаемый плащ во время дождя, защищала от летней жары и холодного ветра, служила постелью в степи и на пастбище. Она укрывала и всадника, и его лошадь от дождя, легко переворачивалась задом наперед и защищала всадника и седло. В хорошую погоду ее свертывали валиком и привязывали к седлу. Бурки делались из черной шерсти.

12 слайд

Описание слайда:

Головной убор кабардинцев и балкарцев, в основном, соответствовал их одежде. Летом они носили войлочную шляпу с широкими полями, а зимой и в осенне-весенний период – шапку из овчины, папаху. Балкарцы носили папаху и летом.

13 слайд

Описание слайда:

Значительным разнообразием отличалась обувь кабардинцев и балкарцев. Ее можно разделить на две части: паголенки и собственно обувь. Паголенки делали из сукна, войлока и сафьяна без носков, со штрипками, и каждый их вид имел свое название, подчеркивающее, из какого материала они сделаны (сафьяновые, войлочные, суконные). Наиболее распространенными были черные паголенки, но встречались темно-серые и темно-коричневые. Края их обшивали тесьмой или кожей. Обшивку кожей делали с таким расчетом, чтобы войлок не протирался при ходьбе и верховой езде. Такая обшивка делала паголенки не только прочными, но и украшала их. Наряду с паголенками широкое распространение получили ноговицы. Это те же паголенки, изготовленные из тех же материалов, но, в отличие от них, имели пришитые носки. Их носили, в основном, зажиточные слои населения. Паголенки и ноговицы должны были плотно облегать ноги. Их носили, натянув на ноги и заправив в них штаны, а также завязав ниже колен специальными ремешками. Носили их все взрослые мужчины зимой, весной, осенью, а балкарцы в горах – круглый год. Летом носили суконные паголенки. Широко распространенным видом обуви у пожилых людей были войлочные и сафьяновые носки.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Женская одежда кабардинок и балкарок имела много общего с мужской, что свидетельствует о единстве их первоосновы. Имелись, конечно, и существенные различия. Одежда женщин была изящной, удобной, разноцветной, в отличие от мужской. Дело в том, что мужчины вовсе не носили одежды с красным цветом. Идеалом женской красоты на Кавказе считались тонкая талия и плоская грудь. С раннего детства вырабатывалась правильная, стройная фигура. Для этой цели использовались всевозможные приспособления и средства. При этом учитывались физиологические особенности и физические возможности каждой девочки, нисколько не влияя на ее здоровье. В частности, девушка до ее замужества не имела права спать в мягкой постели, питание было ограничено. Исключались фактически из рациона ее питания те продукты, которые способствовали ожирению. Кстати сказать, этого придерживались и мужчины.

16 слайд

Описание слайда:

В воспитании девушек, в отличие от юношей, соблюдался принцип социальной принадлежности. Как писал И. Бларамберг в своей работе “Кавказская рукопись”: “Чтобы сохранить у девушки фигуру, в княжеских и дворянских семьях в возрасте от 10 лет одевают на бюст корсет, который остается на ней до первой брачной ночи, когда ее избранник вспарывает его кинжалом. Корсет делают из кожи или сафьяна, он снабжен двумя деревянными дощечками на груди, которые своим давлением на грудные железы мешают им развиваться; считается, что эта часть тела – атрибут материнства, и молодой девушке зазорно позволять видеть его. Корсет также сжимает очень плотно весь стан от ключиц до пояса благодаря веревке, которая проходит через дырочки в корсете (иногда для этих целей используются серебряные крючки); девушки носят этот корсет даже ночью и снимают его только тогда, когда он износится, и то лишь для того, чтобы немедленно заменить его новым, таким же тесным. Таким образом, получается, что девушка в день свадьбы имеет такой же бюст, какой она имела в возрасте десяти лет; в остальном прекрасная фигура сохраняется благодаря скромной жизни и частым упражнениям на воздухе, так что даже крестьянские девушки сохраняют стройную фигуру, хотя они вовсе и не носят кожаных корсетов”. Бларамберг также отмечал, что “девушки имели право пользоваться своеобразной косметикой. В частности, они могли красить себе ногти темно-красной краской, которую черкесы добывали из цветка”. Этой “свободы” в ухаживании за своим внешним видом, которая была в далеком прошлом у кавказских девушек, не было у многих народов, в том числе в Европе. При этом надо иметь в виду, что это имело место тогда, когда мировая цивилизация не достигла таких высот в косметике. Тот же Бларамберг отмечал, что “первый вид одежды более легок и красив, поскольку он обрисовывает стройную и гибкую фигуру и соблазнительные формы, которыми так гордятся девушки”.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Важной частью женской одежды был кафтанчик, который надевали под платье поверх рубашки. Его носили лет с 10-12-ти до самой старости. Кафтанчик делался коротким и туго стягивал фигуру. Покрой его совпадал с бешметом, застежка находилась спереди и шла от шеи до пояса, иногда имелся стоячий воротник. Узкий рукав кончался у кисти. Для украшения на груди нашивали несколько пар серебряных застежек, иногда вызолоченных, украшенных бирюзой или цветными стеклами, с орнаментом, нанесенным гравировкой, чернью или филигранью. Шили его из нарядных плотных тканей – тяжелого шелка, бархата, сукна, атласа. Из-под платья была видна грудь кафтанчика с застежками. Но происходила эволюция кафтанчика: постепенно от него остался нагрудник с застежками, со стоячим воротником. Его также надевали под платье.

19 слайд

Описание слайда:

Старухи носили рубахи из хлопчатобумажной ткани белого или несколько темноватых расцветок, тогда как молодые женщины шили их из темно-красного, синего, коричневого цветов и др. Рубашки женщин старшего возраста не имели украшений, вышивок.

20 слайд

Описание слайда:

Парадное платье шили обычно из бархата или тяжелого шелка, из такого же материала делали подвеску. Существовал и иной вариант платья: к короткому, выше локтя, узкому рукаву пришивалась оборка из той же ткани, закрывавшая руку почти до кисти. Такое платье носили молодые девушки и женщины. Пожилые женщины носили платье с длинным широким рукавом до кисти.

21 слайд

Описание слайда:

Нарукавные подвески, длинные рукава были характерны для одежды знатных женщин и имели определенный социальный смысл: подчеркивая их возможность не работать.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

Весьма важную роль в одежде кабардинок и балкарок играл пояс. Его надевали поверх платья, стягивая талию. У женщин старшего поколения пояс был просто матерчатым, шерстяным или просто широким тесемочным, но обязательно с металлической пряжкой. Женщины средних лет носили пояса, состоявшие наполовину из бархатной или широкой галунной полосы, а наполовину – из серебра, с пряжками различных видов.

24 слайд

Описание слайда:

Девушки носили пояса из серебряных пластинок, украшенных позолотой, гравировкой, филигранью. Их изготавливали как местные, так и пришлые (дагестанские) мастера. Серебряный пояс был большой ценностью и вместе с нагрудными застежками переходил из поколения в поколение. Многие сохранившиеся до сих пор пояса насчитывают 100-150 лет. Помимо пояса в числе женских украшений входили серьги, браслеты, кольца, часы на длинной цепочке.

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Традиционный национальный костюм кабардинок и балкарок, как и мужской, – не случайный набора отдельных вещей. Каждая часть костюма строго подбиралась по покрою, украшениям и особенно цвету. Вполне понятно, что мужская одежда была строже, скромнее женской. Женская одежда – более живописна. Основной упор делался на линию узора, обычно светлого на темном фоне. В орнаменте вышивки и ювелирных изделий много общего, для него характерно чувство формы вещи.

28 слайд

Рассказать друзьям