Костюм уральской казачки. Казачьи костюмы женские, мужские, детские

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тот или иной народ всегда узнают по национальному костюму. Одежда казачества, как и у любых народов, прошла долгий путь в развитии, во многом связана с историей, традициями и местными вкусами. В 16-17 веке костюм казаков формировался под влиянием нескольких культур, своего костюма у них долгое время не было. Наряд их состоял из элементов русской, татарской, турецкой и черкесской одежды, иногда очень странный по комбинации вещей и цветов. Отражением самобытности, культуры была одежда казаков, к ней относились с почтением, как ко второй коже. Поэтому нельзя было надевать чужую одежду, включая и убитого, без специальной церемонии очищения. Но к нашему времени женская одежда изменилась под влиянием европейской моды. Мужская же сменилась на обязательный военный костюм, который казаки должны были приобретать на свои деньги и после завершения службы ходили в ней дома.

В начале 16 века сформировался особый социальный слой – казачество. С каждым столетием одежда менялась, появлялись свои особенности:

  • 16 век – сорочка, штаны, кафтан, шапка, сапоги. Казаки любили показать себя с лучшей стороны, поэтому надевали бархатные кафтаны, опоясанные дорогими турецкими и персидскими кушаками и шалями. Развлекались казаки тем, что показывали одежду из своего гардероба;
  • Экипировка казаков 17 века и 18 – зипун, кафтан, рубашка, штаны, трухмянка (мужская одежда). Женщины носили: из нижней одежды – рубашку, шаровары, кубелёк, из верхней – овчинную шубу;
  • 19 век – рубашка, просторные брюки, лёгкая обувь, вязаные домашние носки, овчинный тулуп, фуражка. Женщины носили блузы, широкие холстяные юбки;
  • 20 век – защитная фуражка, гимнастёрка, мундир, шинель (одежда для мужчин). У женщин вошла в моду просторная кофта матине с застёжкой спереди. Девушки носили приталенную кофту на корсаже до бёдер;
  • 21 век – казачья форма одежды была вытеснена из быта, но ещё можно найти редкие образцы. Их отправляют в музеи как экспонаты.

Одни войска отличались от других определённым цветом формы. Мундиры, погоны, фуражки казаков, живших на Дону, были синие с красными полосами и ободом. Костюм казаков из Кубани состоял из черкески и штанов чёрного цвета, на штаны нашивались пурпурные полосы, на голову надевали папаху. Основу убранства терских казаков составлял чёрный мундир с голубыми погонами, фуражка также чёрная с голубым ободом. У казаков из Астрахани были синие мундиры с жёлтыми погонами, жёлтые полосы на штанах и синяя фуражка с жёлтым ободом. Костюм уральских казаков включал в себя синие мундиры с пурпурными погонами, фуражку синюю с пурпурным ободом, пурпурные полосы на штанах. Яицкий казак носил зелёный мундир (род чекменя) с голубыми погонами, серые штаны с голубыми полосами по бокам. Голову украшала зелёная фуражка с голубым ободом. Казаки из Сибири надевали зеленые мундиры и зеленую фуражку с красным ободом, а на брюки нашивали красные полосы.

Форма одежды казаков, проживающих на берегах Амура и на территории Забайкальского края, состояла из зелёного мундира, брюк с жёлтыми полосами по бокам, зелёной фуражки с жёлтым ободом. Волжские казаки носили синие мундиры, брюки с красными полосами, фуражку синюю с красным ободом. Основу убранства енисейских казаков составлял мундир зелёного цвета, на штаны нашивали красные полосы, зелёная фуражка с красным ободом. Костюм уссурийских казаков состоял из зелёного мундира с жёлтыми погонами, штанов с жёлтыми полосками. Голову украшала зелёная фуражка с жёлтым ободом.

Разновидности одежды:

  1. Торжественная – надевалась на парады, строевые смотры, церемонию военной присяги, в храмы, при погребении и возложении венков к памятникам и могилам. У кого-то выходной одеждой считался тонкий суконный халат. На голове носили шапки из мерлушки, на шее – платок из пуха или шерсти, на ногах – сапоги. Обязательная часть праздничного наряда – казакин, являющий собой короткий кафтан со стоячим воротничком;
  2. Полевая форма одежды казаков – гимнастёрка зелёного цвета, штаны с полосами по бокам, полевая фуражка. Надевалась на учения, спортивные состязания, на время уборки территорий храмов, кладбищ;
  3. Повседневная одежда – штаны без лампас, белая рубашка из холста, портки, военная фуражка. Надевалась в местах управления;
  4. Траурная – женщин хоронили в свадебных платьях или специальных юбке и кофте. Когда хоронили казаков, на них надевали бешмет, а черкеску отдавали близкому человеку.

Одежда для тёплого и холодного времени года также различались. Летняя казачья форма одежды включала в себя зелёную фуражку, куртку и штаны из камуфляжной ткани, ботинки, пояс для оружия. Зимняя одежда включала в себя папаху, куртку камуфляжную утеплённую, штаны утеплённые камуфлированные, ботинки, пояс для оружия. Торжественная
Полевая
Повседневная
Траурная

Мужская

В старинных источниках мы находим следующее описание одежды:

  • Зипун – кафтан без ворота, сделанный из домашнего сукна ярких оттенков. В 20 веке его заменила венцерада – длинный плащ-накидка с капюшоном;
  • Шаровары – необходимая часть казачьей формы одежды, которую подвязывали узким ремешком, а за ним пришивался кошелек. Отсутствие пояса считалось позором. В будние дни носили синие штаны, а по праздникам и в дни свадеб — красные штаны;
  • Рубахи двух видов – бешмет и русская. Бешметы запахивались наглухо и доходили до колен, застёгивались на крючки. Особенностью бешмета были свободные рукава. В противоположность русским рубахам их носили навыпуск. Изготовляли рубашки из холщовой и шёлковой материи. На свадьбу мужчина надевал красиво вышитую рубашку;
  • Балахон – шерстяная накидка с капюшоном. Она не пропускала воду и в крепкие морозы не трескалась, как вещи из кожи.
  • Чекмень – открытый верхний кафтан из сукна у донских казаков со свободными рукавами;
  • Керея – верхний кафтан из сукна запорожских казаков;
  • Архалук – верхняя казачья одежда, напоминающая стёганый татарский халат;
  • Чембары – штаны из кожи, надевавшиеся на рыбалку;
  • Вязанный из шерсти балахон с капюшоном, натягивался на тулуп зимой или в ненастье;
  • В морозы на оголённое тело надевали полушубки. Когда шерсть тёрлась о тело, из-за чего появлялось электрическое поле и человек согревался. Если человек вспотел, то овчина не давала одежде впитать пот, спасая от обледенения;
  • Бурка – войлочная накидка без рукавов белого, чёрного или бурого цвета. Она могла защитить в любую непогоду. Во время ночлега использовалась как подстилка и одеяло. Бурка, размещённая на жердях, становилась палаткой. А если её накинуть на плечи, то прятала оружие и защищала от дождя.

Казаки очень ценили нижние рубашки, которые им шили матери или жёны. Они считали, что те сохраняют их в бою. На крестины шилась специальная рубаха крёстной матерью, эту рубаху сохраняли всю жизнь. Когда казак умирал, то рубаху сжигали. Этот обряд дожил и до наших времён.

Знаки отличия:

  1. Лампас – яркая полоска по бокам штанов, указывает, к какому войсковому сословию относится казак. Лампас для казаков – символ вольности, является необходимым элементом формы казака и в невоенное время;
  2. Знаки офицерских различий казаки носили всю жизнь;
  3. Серьги – указывали на место в роду. К примеру, если у женщины один сын, то он надевал серьгу в левое ухо, а если последний из детей, то надевал в правое ухо. Две серёжки говорили, что у родителей один ребёнок.

Лампасы – символ справедливости отношений у казаков. Позже они стали указывать, что человек освобождён от казённых податей. В Гражданскую войну казачья форма была упразднена. Из-за неудобства во время сражений казаки сменили обычную форму на военное обмундирование: гимнастёрку, шинель, фуражку. Старинный казачий костюм надевался лишь на парады.
Керея
Зипун Бешмет
Шаровары
Балахон
Чекмень
Архалук Мундир Бурка

Женская

Наряд казачек – это своеобразная стилизация одежды тюркского народа. В него входят:

  • Рубаха – основа женского наряда. Представляет собой длинное, почти до пят, одеяние, низ которого делался из грубого полотна, верх – из тонкого;
  • Кубелек – парадное платье казачек на Дону с V образным вырезом, на нём тесьмой выкладывали красивый узор;
  • Женщины, бывшие замужем, носили сукман (род сарафана), который изготовляли из четырёх полотен ткани. Он закрывал верхнюю часть тела – грудь и спину. Его характерной особенностью являлись достаточно короткие и узкие рукава. Понизу к сукману пришивали цветную шёлковую ленту, а по самому краю обшивали гарусском (род тесьмы, плетённый пальцами особым способом);
  • Кохта – верхняя казачья одежда для праздников;
  • Сарафан – платье на лямках, носился в паре с рубашкой. Их шили из холста или сукна домашней выделки, шёлка, парчи. Украшали лентами, полосами из ситца, бахромой. Донские казачки яркий сарафан из ситца называли кумашником;
  • Запон - белый передник. При уборке он не давал запачкаться одежде, на праздниках являлся дополнительным аксессуаром, который мог разнообразить и украсить костюм. Надевали его на рубаху или сарафан. Повседневный фартук делался из холста, а парадный – из богатой кружевной ткани;
  • Широкие или узкие шаровары. Шились они из хлопчатобумажной ткани, а видную нижнюю часть делали из шёлка для красоты и экономичности;
  • Жупейка – верхняя зимняя казачья одежда. Носили на Дону в 19-20 веке;
  • Кафтан – рубашка мужского фасона. Вне дома казачки носили каврак – кафтан, который застёгивался до пояса;
  • Длинная лисья шуба, без пуговиц, с продолговатыми рукавами, покрытая парчовой или атласной тканью;
  • Башлык - капюшон из сукна с двумя длинными концами, надеваемый поверх шапки. Женщины там даже детей носили;
  • Спидница – нижняя юбка, часто орнаментировалась вышивкой. В зимнее время года женщины надевали прошитые ватные юбки. Зажиточная казачка могла себе позволить надевать несколько юбок сразу;
  • Юбка-плахта служила хорошей защитой в студёную пору. Казачки из бедных семей надевали батистовые и ситцевые юбки.

Каждодневный наряд включал в себя рубаху с продолговатыми рукавами, кофты, ситцевой юбки. Парадный костюм – рубаха, кружевная юбка до пят, кираса – женская короткая кофточка. Необходимым элементом традиционной казачьей одежды был кружевной фартук с многочисленным оборками. Самой красивой считалась одежда из красной материи.

Лучшим по добротности ткани считался наряд девушек-невест. С 30 лет казачки носили более тёмную однотонную одежду простого покрова. Девочки носили одну рубаху, а пожилые надевали сверху юбку.

В конце 18 и начале 19 века на Нижнем Дону главной частью наряда являлось яркое платье – кубелёк. В 20 столетии на Дону часто стали надевать наряд из юбки и блузы, называемый «Парочка». В бедных семьях блуза с юбкой могла быть и свадебным костюмом.
Юбка-плахта
Шаровары Кубелек Башлык
Жулейка Спидница
Кубелек Сарафан Запон
Кафтан
Рубаха
Кохта

Отличие одежды кубанских от донских казаков

Из-за разных мест жительства в костюмах донских и кубанских казаков появились отличия. На экипировку кубанских казаков значительно повлияла одежда горцев. Донские казаки чаще всего надевали чекмени, тогда как кубанские обычно надевали черкески, которые распространены на Кавказе.

Исконный костюм казаков, живших на Дону, включал в себя папаху, шаровары с лампасами, сапоги, бешметы, пояса и портупеи, шерстяной башлык. Одежда кубанских казаков — шаровары, черкеска, бешмет, башлык, бурка, папаха и сапоги. Необходимым элементом была висящая на поясе сабля, позже – кинжал.

Зелёный китель и синие штаны – амуниция Донского войска. Костюм был на них всё время: и в сражениях, и дома. Экипировка Кубанского войска казаков включала в себя черкеску, бешмет, штаны. Она также носилась и в бою, и в мирное время.

Штаны синего цвета Донские казаки надевали в повседневные дни, а в церковь или на праздник – багряного оттенка. Также цвет выбирался, исходя из возраста человека. Ткань и цвет штанов Кубанских казаков подбирали согласно воинскому званию и времени года.
Кубанские
Донские

Обувь

Сапог было много, так как в них было удобно ездить верхом и долго ходить. Обычно они были татарского образца красного, зелёного или жёлтого оттенка. Особенно казаки любили мягкие сапоги с низким каблуком или без него. Ичиги – сапоги с длинными голенищами, без каблуков. Шились в основном из прочной бычьей кожи. Чирики – кожаные галоши с твёрдой подошвой, которые надевали на мягкие ичиги. Валенки – род сапог, свалянных из шерсти. Их носили взрослые из богатых семей. Валенки с обрезанными голенищами назывались валёнками, их носили в избе, а высокие надевали в поездку. Посталы (поршни) – самая незатейливая обувь из кожи. Надевали их на работу. Воротяшки – лёгкая обувь, сделанная так, чтобы мех был вовнутрь. Карпетки – тапочки, сделанные из жёстких ниток.

У женщин было много обуви как для повседневной носки, так и на праздники:

  1. Гусарики – яркие парадные сапоги на каблуке со шнуровкой;
  2. Ичиги – обувь из красной кожи, которую украшал рисунок;
  3. Чевяки – мягкие открытые туфли без каблуков;
  4. Башмаки – кожаная обувь с ремешками;
  5. Чедыги – заострённые сапоги астраханского кроя на высоком каблуке;
  6. Гетры – обувь с длинными голенищами, которые застёгивались сбоку;
  7. Баретки – узконосые полуботинки на низеньком каблучке.

В начале 20 века стали модными резиновые галоши. Под них надевали носки из белой пряжи. Они не вышли из употребления до сей поры.

Головные уборы

Считаются особенным элементом костюмов. С шапкой и фуражкой связаны многие легенды, предания и приметы. Казак никогда не расставался с шапкой, считая её частью себя. В шапку пришивали иконы и записанные детьми молитвы. Главное качество – головной убор был многофункциональным. Мех спасал глаза от пыли и ветра, с его помощью можно было быстро попасть в своё жилище, не засыпав волосы и глаза землёй. Также его использовали как подушку для сна.

Если с головы сбивалась шапка, то это было вызовом на бой. Фуражку убитого казака должны были привезти домой и положить на полку возле иконки. Если казачка во второй раз выходила замуж, то её новый муж опускал в воду шапку прежнего хозяина, тем самым давая обещания заботиться о семье.

Башлык - накидка на голову из тонкой ткани. Делался в виде капюшона с длинными ушами, которыми обматывали шею. Первоначально введён в роли элемента военной формы одежды казаков, потом стал модным у многих жителей России и Европы.

По тому, как завязан башлык, можно было многое узнать о казаке: если башлык завязан на груди, то это значит, что он прошёл военную службу. Если перекрещён на груди – сейчас на службе, а если видно, что концы заброшены за спину – значит казак отдыхает.

Ширинки – хлопчатобумажные головные платки прямоугольной формы, надевавшиеся только на рыбалку. Папаха – мужской головной убор из овчины или каракуля. За отворот папахи можно было положить важную бумагу, где содержалось секретное сообщение. Это было самое надёжное место, ведь казаки не теряли папаху. Папахи делали разного покроя: низкие - с плоской верхушкой или высокие - с конусообразной верхушкой.

Незамужним девушкам разрешалось выходить с открытой головой и со спущенной на спину косой. Таркич – девичий платок на голову. Казимирка – небольшой узорчатый платок. Завязывалась как бандана, закрывая лоб. Файшонка – косынка из шёлка с кружевами. У неё были длинные концы, которые завязывались в виде банта. Носились молодыми девушками на праздники. Кокошник – парадный головной убор. Порой в хуторе был только один кокошник. Хозяева отдавали его на обряд венчания невесте за определённую цену.

Дополнение к наряду замужней женщины являлся шёлковый полушалок. Шлычка – небольшая тканевая шапочка замужних женщин, которая надевалась на косу и покрывалась сзади платком. Такую шапочку носили на Кубани и Дону. Наколка – овальный шёлковый головной убор замужних молодых женщин с подкладкой из ситца, сделанный на прочной основе из картона. Украшением для него служили ленты, банты, кружева. В 19 столетии в верховьях Дона набирал популярность головной убор - колпак. Это чулок в форме клина, с кисточкой наверху. Одевался замужними женщинами на собранные в узелок волосы. Кубелёк хорошо сочетался с повойником. Повойник – яркая шапочка, под которую прятались волосы. Женщине разрешалось ходить простоволосой только перед мужем. Мог быть парчовым, шёлковым, хлопковым. Сверху прикреплялись цветы или перья. Женская казачья одежда всегда носилась в комплекте с головным убором. На шлычку накидывалась казимирка, а на казимирку – шаль.

Костюм и в современном мире указывает на положение человека среди людей. В сравнении с другими народами для казаков, живших в суровых условиях и вынужденных носить военную форму, имели значение мелкие детали: серьги в ухе, по-особенному завязанный башлык. По ним, как по открытой книге, можно было многое узнать о собрате. Чтобы сохранить традиционный казачий наряд для следующих поколений, нужно регулярно проводить презентацию костюмов.

Видео

Фото

Знакомимся с нашими современниками, собирающими, сохраняющими и ретранслирующими казачью культуру и историю, узнаем их интересные и обоснованные мнения на наболевшие и острые темы!
  • Спецтема Проливаем свет на связанные с казачьей культурой, историей и землёй современные нам и исторические события и явления и пытаемся разобраться в них!
  • Книжный дозор Знакомимся с новыми и выдержавшими проверку временем книгами о казачьей культуре и истории!
  • Культура
  • Духовная культура
    • Казачьи традиции Раскрываем традиции казаков, что было, а чего не было!
  • Материальная культура
    • Вкус станиц Готовим блюда казачьей кухни, пробуем и делимся рецептами!
    • Казачий костюм Рассказываем и показываем, как одевались казаки, у каждого костюма своя история!
  • Художественная культура
    • Любо петь! Рассказываем о казачьих песнях и поём их!
    • Казаки пишут… Читаем стихотворения, написанные казаками до революции или в эмиграции, знакомясь при этом с авторами, интересными не менее, чем их произведения.
  • История
  • Военная история
    • Путь полка Прослеживаем славные боевой путь казачьих воинских подразделений, оставивших свой след в истории!
    • Битвы с казаками Реконструируем битвы, прославившие казачье оружие. Перенеситесь вместе с нами на поле битвы с казаками!
    • Оружейка казака Рассказываем, с чем в руках и на чём казаки защищали отечество.
  • История в лицах
    (микроистория)
    • Вот это казаки! Рассказываем о казаках, глядя на боевые подвиги которых, можно однозначно сказать: «Вот это казаки!»
    • Казаки — не только воины Казаки - воины, но не только! Если надо, могут и Академию наук возглавлять, и кино снимать, и новые земли открывать, да что угодно могут… В советское время о казачьем происхождении этих знаменитых личностей, одержавших победы на гражданском поприще, часто умалчивалось по понятным причинам… А мы расскажем Вам о них в этой рубрике!
    • Командир хороший, атаман удалый! Рассказываем о прославленных атаманах и командирах, водивших казаков в бой на защиту отечества и разделявших с ними лавры победы, словом о тех, о ком можно, перефразировав слова известной казачьей песни, сказать: «Командир хороший, атаман удалый!»
  • Открытый университет
  • Библиотека
  • Спецпроекты
  • для слабовидящих
  • Переключить навигацию

    ГОСТ:
    Низкодуб, Н. С. Об одежде казачек Урала и Оренбуржья, или как влюбиться в «хвост» и «усы»… сарафана! [Электронный ресурс] / Н. С. Низкодуб // Свет станиц. 2018. № 8 (9). ISSN 2619-1539.. (дата обращения: 30.06.2019)

    «…а она вышла к нему обряжена как следует, в азарбатном сарафане, в жемчужной поднизке, с монистами и жемчугами на шее, в черевичках, золотом расшитых - как следует девице хорошего отца-матери».

    Казалось бы, 21 век окончательно избаловал нас выбором. Кажется, что можно подобрать что угодно и на любой вкус. Мы надеваем модное, дизайнерское, особенное, при этом резонно хотим оставаться собой. Но ещё чуть больше 100 лет назад всё это уже было? Или нет? Давайте, разберёмся.

    Как и сейчас, на рубеже 19 и 20 веков казачки Урала и Оренбуржья хотели следовать моде. Хотя вера – многие из казаков этого региона были старообрядцами – напрямую влияла на сохранение в первую очередь традиционного вида женской одежды. Однако, трансформация деталей, материалов, добавление элементов городской моды шли неумолимо.

    Исходя из анализов музейных и фотоматериалов, а так же благодаря описаниям современников и этнографов, можно утверждать, что в нашем регионе бытовали три разновидности комплексов женской одежды:

    (нажмите на комплекс одежды, чтобы перейти к нему)

    Комплекс женской одежды с сарафаном

    Безусловно, самым древним из них был уральский сарафан. Часто в литературе и музейных описаниях этот тип сарафана называют косоклинным, но это не правильно: по крою данный сарафан не имеет клиньев вовсе.

    Шился он чаще всего из дорогих шёлковых материалов: парчи, жаккарда и прочих. Особенностью, а так же визуальным отличием от сарафанки, являлось наличие широких позументов или галунов, которые вертикально расположены от шеи до подола. Галуны, нашитые спереди на подол сарафана, назывались «усами», а небольшой (или вполне приличных размеров, в зависимости от достатка хозяйки) шлейф позади – «хвостом». Сарафан со шлейфом так же назывался «сарафан с таском».

    Семейное фото, г. Уральск.

    Помимо позумента, уральский сарафан украшался дорогими пуговицами, что делало его еще наряднее.

    Слева пуговицы украшенные зернью, справа двуцветный позумент с сарафанов уральских и оренбургских казачек.

    Позумент изготавливался из металлизированной золотой или серебряной нити с применением бити (тонких металлических полосок). Из них же нередко делался и роскошный пояс для сарафана.

    На уральской казачке традиционный золотный пояс.

    Сарафан на рубеже 19 и 20 веков стал уже исключительно праздничной одеждой, которую надевали в самые важные даты: свадьбу, первопрестольные праздники.

    Комплекс женской одежды с сарафанкой

    В отличие от сарафана, сарафанка могла быть и праздничной, и обиходной. Её отличал крой и простота материалов, а так же отсутствие галуна. Однако, праздничные сарафанки часто шились из шёлка.

    Для того, чтобы сразу понять отличие, можно взглянуть на фото семьи Санковых Сакмарского района Оренбургской области: женщина справа в традиционном уральском сарафане, остальные в сарафанках.

    Семья Санковых, Сакмарский район, Оренбургская область. Фото начала 20 века.

    Праздничные сарафанки часто обшивались кружевом несколько выше подола и красиво вышивались машинной стёжкой на спинке.

    Сарафанка из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

    Оба комплекса одежды объединяли так называемые «рукава», которые надевались под сарафан или сарафанку.

    Праздничные шились из нарядных шелков и украшались полосой позумента. Но основная часть – «станушка», скрытая одеждой – всегда была из простых тканей, чаще всего хлопка.

    Рукава из Оренбургского Губернаторского Историко-Краеведческого музея.

    «Городская мода»

    Даже «городская мода», различного вида парочки, кофты и юбки претерпели изменения согласно местному вкусу. Чаще всего они в праздничных вариантах шёлковые и яркие. Юбки дополнены полосами кружев как на сарафанках. Надеты аксессуары, которые используются только на Урале и в Оренбуржье (кардонки с ширинками, вышитые манжеты и прочее)

    Россия - многонациональная страна с давней историей и культурой. Обычаи каждого народа бережно сохраняются и передаются молодежи. Особый интерес вызывает история и традиции казачества. Это делает актуальным вопрос о создании казачьего костюма для детских выступлений.

    Но купить костюм для ребенка, занимающегося народным искусством, - не такая уж простая задача. И тут на выручку придет умение держать в руках иголку. Сшить костюм своими руками не так уж и сложно. И мы вам в этом поможем.

    Работа проводится поэтапно.

    Подготовка к изготовлению костюма казака

    Чтобы изготовить мужской костюм, вам потребуется создать выкройку и приобрести необходимые материалы и инструменты.

    Для выкройки можно использовать базовый чертеж , изменив его по своим размерам.

    Вам понадобится ткань разных расцветок. Это должна быть гладкая блестящая материя: атлас или креп-сатин.

    Приготовьте также ножницы, нитки в тон ткани, портняжный мелок, английские булавки, бумагу для построения выкройки и швейную машину.

    Могут пригодиться некоторые декоративные элементы: атласные ленты, узорная тесьма.

    Справка! Вместо мела для переноса выкройки на материю можно использовать кусочек мыла.

    Рубаха

    Создать казачью рубаху для наряда можно двумя способами: задекорировав покупную белую сорочку или пошить эту вещь.

    • В первом варианте ворот и передняя часть расшиваются узорной тесьмой.
    • Для второго способа приобретается ткань и предмет шьется самостоятельно. Вам нужно снять мерки и внести по ним коррективы в базовый чертеж.

    Выкройка

    Выполнение работы

    • Перенести детали на ткань и раскроить ее.
    • Выполнить швы.
    • Пришить застежку (молнию или пуговицу).
    • Если надо, украсить предмет с помощью декоративной отделки.

    Штаны

    Данный элемент костюма также можно создать на основе готовой вещи или сшить.

    В первом случае потребуются черные брюки и красная атласная лента. Ее пришиваем по бокам брюк в виде лампаса.

    Для самостоятельного изготовления следуйте нижеизложенному порядку действий.

    • Приобретите ткань и снимите мерки.
    • Затем внесите изменения в базовый чертеж.

    Выкройка

    • Выкроите необходимые детали.
    • Выполните швы.
    • Пришейте лампасы.

    Папаха

    Этот головной убор является неотъемлемым атрибутом данного наряда. Для его изготовления вам понадобится следующее.

    • Для основной части : каракуль или черная ткань. Лучше использовать бархат или замшу.
    • Для донышка : немного красной ткани.
    • Нитки в тон .

    Базовая выкройка

    • Выкроите части папахи, сколите их булавками и выполните швы.

    Внимание! Дополнением к мужскому казачьему костюму служит яркий синий или красный длинный кушак, который повязывается на талию.

    Изготовление казачьего костюма для девочки

    Для девочки существует своя вариация данного костюма. В ней штаны заменены на юбку, а вместо папахи могут использоваться другие головные уборы. В частности. на эту роль замечательно подойдет яркий платок или украинский венок с лентами.

    Для его создания вам потребуются следующие материалы.

    • Атласные ленты разных цветов.
    • Искусственные цветы.
    • Широкая узорная тесьма.

    Отрезаете тесьму по обхвату головы. Сшиваете ее в кольцо. Сверху нашиваете цветы, а с боков и задней части пришиваете ленты.

    Кофта

    Кофта казачки отличается от мужской рубахи. Она может быть выполнена из любой подходящей ткани яркой расцветки. При этом необязательно использовать материю однородного окраса.

    Выполнение работы

    • Внесите в базовую выкройку изменения по вашим размерам.

    Образец выкройки

    • Перенесите элементы на ткань.
    • Выполните швы.
    • Пришейте застежки.
    • Если требуется, задекорируйте изделие при помощи вышивки или декоративной тесьмы.

    Юбка

    При изготовлении данного элемента костюма следует быть внимательным к деталям.

    Первое, на что нужно обратить внимание, это длина изделия. Она может доходить только до колена или спускаться значительно ниже.

    Второе - это модель. В основном используется юбка-солнце с оборкой по краю подола. Но иногда применяется клинообразный вариант .

    Юбка солнце

    Вариант с клиньями

    Декором этот предмет не украшается.

    Как вы убедились, изготовить нарядный казачий костюм самостоятельно не такая уж сложная задача. Творческих вам успехов!

    гуглила. выдает в осн музеи и исторические статьи(((без кроя.

    вот,первое попавшееся по поисковику "казачья одежда"(пользуюсь Яндексом,гугл не нравится):

    ..."Юбку с кофтой девушки начинали носить с 15 лет. Если в семье было 2 – 3 сестры, то младшие сестры до просватания не имели права надевать юбку с кофтой, а ходили как девочки в платьях, хотя им уже могло быть значительно больше 15 лет. «Чтобы не посадить под корыто старшую сестру»,— говорили в семье.
    Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Покрой был довольно сложный. Застежка на мелкие пуговицы шла сбоку по пройме и по плечу. Небольшой стоячий воротник также застегивался сбоку. Длинный присборенный у плеча рукав, широкий до локтя, сужался к кисти. Кофту украшали кружевом и прошивками, которые казачки называли батистовками, также жемчугом, бисером, лентами и пуговицами.

    В начале XX в. распространилась кофта матене — свободного покроя немного ниже талии, распашная с застежкой спереди, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.
    Молодые казачки любили носить кофточки до бедер, плотно облегающие фигуру с небольшой баской. Такие кофточки с узкими длинными, присборенными у плеча рукавами и с воротничком-стойкой, застегивались спереди на множество мелких пуговиц. Назывались они «кираса».
    В Государственном музее-заповеднике М. А. Шолохова есть фотографии, коллекции собранной казачьей одежды конца XIX – начала XX века. Женская одежда, находящаяся в фондах музея, 46–48 размеров. Это свидетельствует о том, что казачки соблюдали посты и имели красивые фигуры. Простые казачки после революции сохраняли особенности своей одежды вплоть до первой трети XX в..."
    ..............................

    Крой: любой журнал мод с кроем блузки с рельефными швами.Отрезаете по талии и делаете баску дополнительно
    Вот,забиваю в поисковик:
    "построение блузки с рельефными швами":
    получила первое что выдал мне Яндекс:
    "Блузка с баской и юбка – шьем шикарный костюм": http://korfiati.ru/2013/01/bluzka-s-baskoy/

    Или заходите здесь на форуме в раздел построения выкроек и Вам любой (кто посвободнее)объяснит что и как делать.

    В портняцком деле ни к чему привыкать не рекомендую,плииизззз...
    Простой народный крой был в основном -МУЖСКОЙ.Да и то те же шубы и казакины уже были с рельефами по спине.
    А насчет женского кроя - это вообще разговор особый. Любая верхняя рубаха(блузка,кофта-все это одевалось ПОВЕРХ нательного белья с ПРОСТЫМ кроем) - уже были у женщин и с рельефами и со складками и приталенные и...любые.
    Т.е. крой уже УСЛОЖНЯЛСЯ.
    Просто помните,что женская одежда СИЛЬНО отличается от мужской.
    ну,хотя бы потому,что женщина во все времена должна привлечь мужчину и в одежде показать,что она принесет хорошее потомство.
    И в этом женщинам во все времена помогала верхняя одежда.Начиная с кофточек,и заканчивая бальными платьями.

    Куклы в народных костюмах №97. Праздничный костюм уральской казачки.

    Основные виды женского костюма уральских казачек в XIX – начала XX вв. следующие: сарафан с рубахой, юбка с кофтой и платье.

    Шилась женская одежда обычно из покупных тканей: ситца, сатина, бязи, бархата, шерсти, сукна.

    Рубаха состояла из двух частей – «рукавов» и «стана» («полустанка»). Нарядные рукава шились из дорогих тканей, более яркой расцветки, чем сарафан.

    Сарафан был основным видом одежды уральских казачек в XVII – первой половины XIX вв. Старинные сарафаны имели своеобразный покрой – в виде полукруга из трёх горизонтально сшитых полотнищ («круглый сарафан»). Верх спинки сарафана («горб») собирался в несколько круглых складок – «боров». Проймы, горловина, передние полы и застёжка обшивались позументом. Такие сарафаны передавались по наследству и до сих пор они хранятся как семейная реликвия.

    Другой вид сарафана – косоклинный. Уральцы-старообрядцы считали «подходящим к закону» лишь косоклинный сарафан.

    В первой четверти XX в. получили распространение «сарафанка» и «юбка с лифом» (отрезная «сарафанка»).

    Комплекс «юбка с кофтой» появился под влиянием городской моды в начале XX века.

    Платье в это время было менее распространено, носили его молодые горожанки.

    Основным головным убором девушки-казачки была «перевязка» – широкая лента или шарф, которые обвязывались вокруг головы. Ее украшали позументом, бисером, вышивкой золотой битью.

    «Перевязка» молодой замужней женщины крепилась на голове особым способом, оставляя часть волос открытой. Её носили с «волосником» или «кардонкой» – невысоким обручем из плотного картона, обшитого тканью.

    Женский головной убор представлял собой сложный комплекс из «кокошника» (разновидности повойника) и подкокошника (кички). Кокошник называли «сорокой».

    В конце XIX в. женский головной убор претерпел сильные изменения под влиянием городской моды. Терминология основных частей головного убора совпадает с названиями, известными у русского населения смежных районов.

    Рассказать друзьям