Дошкольный возраст: особенности развития и воспитания детей. Ранее развитие детей дошкольного возраста

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Речь

В дошкольном возрасте у детей завершается процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством мышления и общения ребенка. К этому возрасту происходит развитие звуковой стороны речи, когда дети начинают осознавать особенности произношения. В это время ребенок активно пополняет свой словарный запас. Если к 1,5 годам малыш использует около 100 слов, то в 3 года - уже 1000 слов, а к 6 годам в речи ребенка присутствует 2500-3000 слов. Наиболее важным фактором совершенствования речи в дошкольном возрасте является полноценное общение со сверстниками. При этом ребенок активно вступает в диалог с взрослыми, которых воспринимает как эрудитов, способных ответить на любой вопрос и объяснить все на свете. Речь малыша становится все более содержательной и осмысленной, он учится рассуждать и думать вслух.

Память

Дети дошкольного возраста обладают непроизвольной памятью. Ребенок не ставит цель что-то запомнить и не умеет пользоваться специальными способами запоминания. В сознании детей остаются только интересные события и образы. Словесный материал, вызывающий эмоциональный отклик, запоминается обычно легко и непроизвольно. Постепенно на протяжении дошкольного периода ребенок учится осмысливать информацию, что способствует повышению эффективности запоминания. К 7 годам происходит формирование механической памяти. Это позволяет малышу заучивать любой материал именно в той форме, в которой он воспринимался, не учитывая его смысловое содержание. Благодаря механической памяти детям становится проще запоминать новые слова. Именно с связана способность к рассуждению, появляющаяся в дошкольном периоде.

Восприятие

Развитие детей в этом периоде включает усложнение восприятия. Ребенок учится опираться на прошлый опыт, связывать объект с разнообразными явлениями и окружающими предметами, с которым малыш когда-то был знаком. Ребенок не просто получает знания и новую информацию, он начинает их осознавать. Детское восприятие окружающей действительности становится целенаправленным. Ребенок начинает анализировать, сознательно наблюдать, рассматривать и искать ответы на интересующие вопросы.

Мышление

В этом периоде мышление постепенно переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Ребенок учится представлять развитие ситуации, видеть предмет с нескольких точек зрения. Наглядно-образное мышление является основным в этом периоде, однако при этом начинает формироваться словесное мышление. Ребенок учится устанавливать связи между объектами с помощью логики. Этот этап является одним из важнейших в дальнейшем развитии у детей интеллекта.


Помогайте ребенку развивать воображение

Включает этап формирования воображения. В 2-3 года малыши начинают фантазировать. Они представляют себя героями любимых сказок или мультфильмов, придумывают себе воображаемых друзей. Чтобы активно развивать воображение ребенка, играйте с ним в сюжетно-ролевые игры. Пусть малыш самостоятельно выберет роль для себя и для Вас или придумает правила. Вместе с малышом Вы можете изготовить необходимые костюмы или атрибуты для игры.

Учите малыша говорить правильно

В развитии детей немаловажную роль играет формирование красивой грамотной речи. Дошкольники часто копируют поведение взрослых. Чтобы ребенок говорил правильно, старайтесь следить за своей речью. Больше разговаривайте с малышом, рассказывайте ему то, чего он еще не знает. Это поможет расширить его словарный запас и позволит приобрести навыки общения. Учите с ребенком стихи и песни, чтобы он запоминал новые слова, просите его пересказать сказку, мультфильм. Постарайтесь изолировать ребенка от просмотра фильмов и телешоу, в которых употребляются неприемлемые нормы языка.

Помогайте ребенку развивать мышление

В развитии детей дошкольного возраста особую роль играет этап формирования мышления. Постепенно ребенку требуются более сложные игрушки, например, головоломки и мозаики, заставляющие думать, фантазировать, решать какую-либо задачу. Для развития мышления прекрасно подходят логические игры, например, предложите малышу найти лишнюю картинку или слово в ряду.

Учите малыша письму и чтению

Развитие детей должно включать формирование навыков письма. В возрасте 5 лет ребенок начинает интересоваться буквами алфавита, запоминает их и отыскивает в словах. Покажите малышу, как нужно держать карандаш в руках и правильно писать буквы. Старайтесь не критиковать ребенка за ошибки, спокойно объясняйте, что он делает не так, и обязательно хвалите за успехи. Попробуйте вместе с малышом написать письмо Деду Морозу или создать книжку с рисунками и историями. Пусть малыш произносит буквы при написании, чтобы учиться складывать их в слоги, а затем в слова. Предложите ребенку самостоятельно составить предложение, написать его и затем прочитать.

Учите ребенка счету

Еще одним этапом развития ребенка в дошкольном возрасте является формирование навыков счета. Расскажите малышу о цифрах, зачем они нужны, в каком порядке идут. Попробуйте вместе посчитать пальчики на руках или игрушки. Расскажите ребенку о таких понятиях, как половина, часть, целое, мало, много. Обязательно научите малыша пользоваться измерительными приборами: часами, линейкой, весами и т.д.

Что и как можно развивать с детьми дошкольного возраста

Со взрослыми и школьниками все понятно - их надо вести в Advance, где мы покажем, как запоминать по 500–1000 иностранных слов или формул за один день.

А что делать с дошколятами?

Ведь не случайно психологи говорят, что именно первые годы жизни самые важные, что в них закладывается не только жизненный сценарий человека, но и многие другие вещи, тесно связанные с его интеллектуальным развитием.

Конечно, родителям и педагогам очень интересно узнать и почитать что-нибудь полезное, но правда в том, что узнавать и читать здесь надо достаточно много, а вот применять некоторые приемы в жизни можно уже практически сразу.

Именно поэтому в данной статье будет минимум теории, но будет несколько практических рекомендаций, которые можно сразу брать и делать.

Как построить игровой процесс:

Спокойствие, терпение, любовь и внимание. Основное, в чем нуждается ребенок, - это любовь и внимание. Именно эта потребность в значительной степени будет определять все, что будет делать ребенок. Не думайте, что ребенок маленький: он отлично понимает цену внимания - и здесь действует правило, что внимание - это ценность. Если не хватает позитивного внимания (положительных поглаживаний или плюс-подкреплений, как говорят психологи), то годится и негативное внимание. И если негативную оценку или даже наказание получить легко, а похвалу трудно, то ребенок с детства будет стремиться получать негативные поглаживания как более простые в добывании.

Основное, что должен получать ребенок в ходе игр с родителями, - это внимание. Играть с ребенком, залипая в смартфон или смотря одним глазом сериал, будет почти бессмысленно, потому что ребенок пусть и будет играть, но не будет получать то, ради чего он играет, - внимания родителя.

Из первого вытекает то, что следует избегать негативных оценок и тем более наказаний. Если вы задаетесь вопросом: «Как же так - не ругать его за баловство? А можно ли наказать, если он очень сильно балуется?» - подумайте о долгосрочных последствиях. И попробуйте все-таки воздержаться от наказания и даже просто от порицания. Если интересно, почему, почитайте в интернете про воспитание и тренировку дельфинов - интересная тема и очень полезная для любого родителя.

Итак, за баловство не ругаем и не хвалим. Периодически просто так говорим ребенку, что любим его, - не как вознаграждение за какие-то успехи, а просто так. И, естественно, хвалим за его успехи. При этом успехи надо оценивать не по шкале взрослого, а с точки зрения ребенка, когда он делает то, что раньше сделать не мог. Еще один важный момент: не ставьте ребенку сложных задач, всегда дробите задачу на более простые и хвалите за выполнение простых этапов.

Методики развития для дошколят:

По своему опыту, в качестве базовой методики для дошкольного развития ребенка рекомендую методику Монтессори, названную в честь автора и разработчика - итальянского педагога Марии Монтессори.

Суть методики в том, что, взаимодействуя с разными объектами, ребенок получает сигналы через свои органы восприятия, - и эти сигналы стимулируют его головной мозг.

Поскольку ребенок много ползает, то его ноги и ладони часто в контакте с полом, стенами и всякими мелкими объектами, которые он тянет себе в рот, стоит родителю отвернуться. Через стопы и руки идет стимуляция головного мозга, ведь на них находится множество высокочувствительных нервных рецепторов и биологически активных точек.

И если напольное покрытие разнородно - например, разные коврики разной степени шершавости/гладкости/ворсистости и т. д., - мозг ребенка получает множество разных сигналов.

Сигналы, стимулирующие нервную систему, ребенок получает и через визуальный (зрительный) канал. Именно поэтому так полезны для детей кенгурятники, в которых они могут путешествовать с родителями и видеть множество разных мест, - это развивает их мозг за счет обработки большого количества визуальной информации. По этой же причине способствуют развитию ребенка и конструкторы типа Лего, и все, что ребенок трогает, ощупывает и тянет в рот.

Говоря о моторике, нельзя не сказать про известную всем игру «сорока-белобока кашку варила», сопровождающуюся как раз касаниями внутренней стороны ладони и пальцев, - это тоже полезная развивающая игра. Она стимулирует нервную систему и головной мозг через тактильный контакт.

С малышами в «сороку-белобоку» можно играть и на их стопах, поскольку там тоже много нервных рецепторов и их стимуляция способствует интеллектуальному развитию.

При этом большое количество касаний (именно касаний, а не тисканья, ограничивающего подвижность ребенка) способствует развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Методические материалы для развития дошкольников

Есть масса полезных пособий, сделанных по принципу методики Монтессори.

Маленькому ребенку нужна игра, fun, процесс, а не лекция по когнитивной психологии, поэтому мы сразу перейдем к простым пособиям, по которым можно заниматься с детьми:

  1. Комплект из нескольких книг для развития моторной активности:
    Ссылка>>
  2. Развивающие доски относятся к аналогичным Монтессори методикам и развивают мелкую моторику. Отличный вариант такой доски:
    Ссылка>>
  3. Тетради Кумон. Развивают мелкую моторику и учат обращаться с пишущими принадлежностями. Они отлично работают с 2-х лет. Делать по одному заданию в день из разных тетрадей будет интересно и не будет надоедать ни ребенку, ни взрослому. Ниже ссылка на OZON, где их можно найти:

При работе с детьми, находящимися в дошкольном возрасте, педагогам следует учитывать большое количество самых разнообразных аспектов. Это поможет подготовить малыша к школе и позволит правильно сформировать черты его личности.

Учитывать все нюансы дошкольного возраста требуется и при воспитании деток. Причем обращать внимание на особенности развития маленького человека необходимо на всех этапах его подготовки к вхождению во взрослую жизнь.

Дошкольный период

Началом этого временного промежутка является тот момент, когда малышу исполняется 2 или 3 года. Это время, когда маленький человек начинает понимать, что он является частью социума. Длится дошкольный возраст до тех пор, пока малышу не исполнится 6-7 лет. То есть до того периода, когда ребенок способен начать обучение в учреждении образования. Вплоть до 5 лет детей считают младшими дошкольниками, позже, в 5-7 лет, – старшими.


Как видим, четких возрастных границ этот период не имеет. Дело в том, что значение придается вовсе не календарной дате. Здесь основную роль играют социальные факторы, а также индивидуальные особенности ребенка.

Максимально дошкольный возраст имеет протяженность от 2 до 7 лет. В это время у ребенка начинают закладываться:

  • основы его индивидуально-психологических особенностей;
  • фундамент социально-нравственного становления его личности.

Особенности дошкольного возраста

Жизненный период от 2 до 7 лет характеризуется следующими отличиями:

  • очень высоким значением и ролью семьи, от которой зависит материальное благополучие малыша, а также его познавательные интересы и духовность;
  • главенствующей ролью взрослых при удовлетворении основных жизненных нужд и потребностей детей;
  • неспособностью малышей самим защититься от неблагоприятного воздействия внешних факторов.

Все особенности дошкольного возраста в психологическом и физиологическом плане должны быть учтены родителями и педагогами при работе с малышами. Это позволит сделать процесс воспитания и обучения максимально эффективным. Задача взрослого человека состоит в том, чтобы помочь ребенку без особого труда включиться в социальный процесс, сформировав при этом самые хорошие общечеловеческие качества, с которыми он бы стал достойным гражданином.


Дошкольный возраст можно считать тем периодом в жизни ребенка, когда он практически ежедневно открывает для себя все новые горизонты и возможности. В это время малыш особенно активно познает окружающим мир с его многообразием человеческих отношений, явлений и деятельности взрослых. В этот период перед ним открывают новые горизонты. Он перестает рассматривать мир в рамках только своей семьи и постепенно вливается в общество.

Конечно, в деятельности детей дошкольного возраста еще весьма мало элементов, которые позволили бы им принимать активное участие во взрослой жизни. Однако малышам этого уже очень хочется. Этим и объясняется их стремление к самостоятельности, которое сопровождается пресловутой фразой «Я сам!», а также то неуемное любопытство, которое знакомо каждому родителю по вопросам «Почему?». Стремление детей к самостоятельности выражается и в активных попытках проявить инициативу. Примером тому может служить подражание взрослым в виде желания натереть морковку, помыть посуду и т.д.

Особенности развития дошкольников

В период с 2 до 7 лет у деток наиболее активно происходит совершенствование основ самосознания. Малыши начинают оценивать себя с самых различных точек зрения. Им важно понимать, насколько они добрые и внимательные друзья, способные и старательные люди, послушные дочки и сыновья и т.д. Вся информация перестает восприниматься детьми эмоционально. Она воспринимается ими более осознанно. Дети дошкольного возраста приступают к целенаправленному поиску тех или иных сведений, подвергая их после анализу.

На протяжении всего периода подготовки к школе у малышей происходит становление их наглядно-действенного мышления.


При этом происходит зарождение фундамента их логического и наглядно-образного направления. Одновременно с этим зарождается воображение, первые проявления которого можно наблюдать у детей младшего дошкольного возраста. К 3 годам у ребенка успевает накапливаться определенный жизненный опыт, благодаря которому малыш получает необходимый материал для фантазий.

Развитие мышления и воображения оказывают непосредственное влияние на формирование речи. И если к 3 годам малыш иногда только начинает говорить, то к семи он делает это уже достаточно хорошо.

Развитие речи непосредственно влияет на формирование произвольного внимания. Дети младшего дошкольного возраста, с которыми проводятся занятия по осознанному запоминанию слов, действий или предметов в форме поручений, игры или заданий по выполнению посильного домашнего труда, очень быстро обучаются этому.

Психическое совершенствование

Рассмотрим более подробно наиболее важные аспекты развития детей дошкольного возраста. И начнем с их психического становления, на которое оказывает влияние, прежде всего, наследственность, а также те близкие люди, которые окружают ребенка. В связи с этим в процессе подобного развития детей дошкольного возраста для пап и мам является весьма важным научиться понимать и принимать свое чадо, при этом максимально эффективно взаимодействуя с ним. Помочь в этом вопросе могут специальные тренинги, организующиеся на базе различных развивающих центров.

У детей дошкольного возраста происходит формирование произвольности таких ведущих психических характеристик:

  1. Восприятие. Дети дошкольного возраста любят рассматривать предметы окружающего мира, наблюдать за ними, а после анализировать полученную информацию. Они начинаю описывать вещи, указывая их размеры и форму, цвета и оттенки. При этом ими успешно осваивается система сенсорных признаков. Например, они могут указать, что тот или иной предмет круглый, словно мяч.
  2. Память. Еще в 3 года она у ребенка непроизвольна. Он способен зафиксировать в памяти только то, что вызвало у него эмоции. Но уже по мере приближения к старшему дошкольному возрасту (4-5 годам) он начинает запоминать осознанно, например, правила и элементы игры.
  3. Мышление. Оно у дошколят плавно переходит от формы наглядно-действенной к наглядно-образной. При этом начинает развиваться начальная форма логики и рассуждения. Так, в 4 года мышление основывается на предметных действиях. В 5 лет оно способно предвосхитить их. 6-7-летний ребенок может перенести мышление на схожие ситуации.

Эмоциональное становление

Дошкольный возраст – это период, когда у малышей начинают активно развиваться социальные переживания и нравственные чувства, которые основаны на проявлении новых мотивов, потребностей и интересов. И если ранее детки сами были объектами эмоций, которые изливали на них взрослые, то несколько позднее маленький человек уже сам становится субъектом подобных отношений. Это выражается в его сопереживании другим.

Эмоции у индивида дошкольного возраста помогают ему осознать действительность, а также реагировать на нее. Базовый набор чувств в этот период значительно расширяется. Если ранее это были лишь радость и страх, то дошколята способны ревновать и сердиться, грустить и т.д. В данный период дети осваивают язык взглядов, движений и жестов, посредством которого нередко передают окружающим свои эмоции. Используют они и различные интонации голоса.

Исходя из того, что гармоничное развитие в дошкольном возрасте становится возможным только благодаря окружению ребенка, взрослым важно наполнить мир малыша эмоциональными переживаниями и яркими событиями, специально организованными музыкальными занятиями, театральными постановками, играми. Значительная роль в этом случае отводится общению со сверстниками, а также трудовой деятельности.

Познавательное развитие

Подобное направление у детей является врожденным. Природа не зря наделяет детей этой чертой. Ведь с ее помощью малыши легче адаптируются в жизни. Но в дошкольном возрасте познавательное направление перерастает в познавательную активность. Таким образом, ребенок формирует первичный образ мира.

Познавательная активность у дошкольников прослеживается в виде:

  • воображения, мышления, внимания, восприятия и памяти;
  • получения информации, а также ее анализа;
  • эмоциональной реакции на события, людей, явления или предметы.

Все вышеперечисленные компоненты обладают неразрывной связью. Именно поэтому проведение работы по познавательному развитию детей дошкольного возраста должно осуществляться с каждым из этих элементов. Взрослым при этом важно следить за тем, чтобы детки получали информацию, находящуюся в соответствии с их познавательными способностями. Причем брать ее необходимо только из достоверных источников.

Речевое развитие

Насколько рано ребенок начнет разговаривать, зависит от многих факторов, в числе которых и психологические особенности как малыша, так и его окружения. Но, как правило, дети старшего дошкольного возраста пользуются языком не только как средством общения, но и применяют его при мышлении. Словарный запас ребенка к 6 годам увеличивается до 3-3,5 тыс. слов, то есть становится приблизительно в 3-3,5 раза больше, чем в три года. Старший дошкольник показывает хорошее владение всеми видами устной речи и может общаться, используя развернутые сообщения, в том числе монологи и рассказы.

При освоении родного языка дети подражают окружающим. Именно поэтому залог успешного развития речи дошкольников кроется в общении со сверстниками, родственниками и другими людьми. При этом важно, чтобы взрослые общались с малышами без сюсюканий, не подстраиваясь под их произношение слов. Для того чтобы способствовать развитию речи дошкольника, родители и воспитатели должны выслушивать его, задавать наводящие вопросы, дружелюбно и терпеливо отвечать ребенку на все его «почему». Желание ребенка «поболтать» взрослые должны поощрять непременно.

Физическое становление

В дошкольный период у ребенка проходит интенсивный процесс формирования важнейших систем организма, окостеневает скелет, развиваются системы кровообращения, дыхания и т.д.


Именно поэтому совершенствование малыша в этом возрасте в физическом плане является не менее важным, чем в психоэмоциональном. К тому же двигательная активность дошкольников с умеренными спортивными нагрузками является прекрасным стимулом для его эмоционального и умственного развития.

Воспитание дошкольника

Процесс становления маленького человека как личности можно условно разделить на две части:

  • подготовка к школе;
  • развитие личностных характеристик ребенка.

Можно с уверенностью говорить о том, что дошкольники, посещающие детские сады и осваивающие в них образовательные программы, в данный период своей жизни получают необходимое им образование полностью.

Ребенок в семье

Что необходимо знать о воспитании в дошкольном возрасте родителям? Папам и мамам важно иметь представление о простых правилах и неукоснительно их соблюдать. Воспитывать своих детей родители должны на личном примере. Забывать об этом не следует. Ведь в ребенке словно в зеркале впоследствии отразится весь негатив, существующий в семье – грубость и ссоры, неопрятность и невнимание к близкому человеку, а также дурные привычки.

Родителям рекомендуется чаще обнимать своего сына или дочь. При этом ребенок будет чувствовать защиту и любовь. Дошкольники остро нуждаются в тактильных к контактах. Их в течение дня, по утверждениям исследователей, должно быть не менее восьми.


Кроме того, ребенка нужно хвалить. Сколько раз в день? Чем это будет делаться чаще, тем лучше для воспитания. Но не стоит при этом проявлять излишний фанатизм и льстить малышу. Фальшь он почувствует тут же. А вот похвала непременно повысит самооценку маленького человека, мотивируя на самосовершенствование и добрые дела.

Малыши в дошкольном возрасте должны непременно быть оптимистами. Для этого необходимо научить их воспринимать тот мир, который окружает их, только позитивно.

Родители должны много говорить со своими детьми. Ведь всякое образование начинается именно со слов. Малыш должен учиться слышать взрослых, а также быть способным высказать свои проблемы.

Папам и мамам важно интересоваться, чем живет их ребенок, расспрашивать его о том, что происходит с ним вне дома, каковы его взаимоотношения со сверстниками. Малыш должен доверять родителям. Бонусом подобного направления воспитания явится обучение ребенка общению и умению вести диалог.

Также родители должны прививать своему чаду чувство ответственности. Ведь дошкольник еще не всегда осознает то, что с него могут спросить за его поступки, а также за то, что было ему поручено взрослым. Его этому следует научить. Каким способом можно получить хороший результат? Только показывая свой собственный пример. Так, если папа помогает маме накрыть на стол, а после обеда или ужина моет посуду, то сын начнет понимать, что мужчина должен помогать женщине. Какую деятельность в дошкольном возрасте можно доверить малышу дома? Это уборка своих вещей, уход за любимым животным и т.д. Подрастая, ребенок начнет понимать, что любой человек в жизни за что-то должен нести ответственность.

Родителям важно постоянно развивать у своего чада стремление к знаниям, к изучению нового. Для этого понадобится обеспечить ребенка развивающими играми, организовать просмотр энциклопедий, чтение сказок и т.д.

У деток дошкольного возраста следует вырабатывать усидчивость. Это будет необходимо тогда, когда они сядут за парту.

Ребенок в ДОУ

В детских садах весь процесс обучения воспитатели осуществляют в форме занятий. При их проведении педагоги взаимодействуют с дошкольниками, формируя у них спортивные и трудовые навыки, а также способствуя эстетическому и умственному развитию детей.


При этом имеют место определенные методы обучения, среди которых:

  1. Словесные. Они предполагают ведение диалога с малышами, ответ на их вопросы и устное разъяснение задания.
  2. Наглядные. Данный метод предполагает использование картинок и предметов, дидактических материалов и иллюстраций.
  3. Практические. На таких занятиях полученные навыки малыши используют в реальной жизни. Совершенствование практических умений производится посредством выполнения специальных упражнений, включенных в учебные программы.
  4. Игровые. Данная методика подразумевает моделирование жизненных ситуаций посредством игры. При этом стоит отметить, что такое воспитание дошкольников является самым эффективным. Образовательные программы для ДОУ чаще всего включают в себя обучающие дидактические игры, которые предлагают детям несколько вариантов ответа. Такой подход позволяет развить у дошкольников логику, просчитывая последствия своего выбора.
Рассказать друзьям