Традиционный костюм коми. Коми-пермяцкий национальный костюм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Традиционная одежда коми в основном сходна с одеждой северо-русского населения. Северные коми широко использовали одежду, заимствованную от ненцев: малича (глухая верхняя одежда мехом внутрь), совик (глухая верхняя одежда из оленьих шкур мехом наружу), пимы (меховые сапоги) и др. Народная одежда коми достаточно разнообразна и имеет целый ряд локальных вариантов или комплексов. При этом, если комплекс традиционного мужского костюма единообразен на всей территории, за исключением зимней одежды коми-ижемцев, то женский костюм имеет существенные различия, которые касаются техники кроя, использованных тканей, орнаментации. Исходя из этих различий, выделяют несколько локальных комплексов традиционной коми одежды: ижемский, печорский, удорский, вычегодский, сысольский и прилузский. Традиционную одежду (паськöм) и обувь (кöмкот) изготавляли из холста (дöра), сукна (ной), шерсти (вурун), меха (ку) и кожи (кучик).

Женская одежда отличалась значительным разнообразием. У женщин коми бытовал сарафанный комплекс одежды. Он состоял из рубахи (дöрöм) и косоклинного или прямого сарафана (сарапан), надевавшегося поверх ее. Верх рубахи (сос) — из пестряди, кумача, цветной ткани, низ (мыг) - из белого холста. Украшением рубахи служили вставки из ткани другого цвета или вышитый узор (пельпона кoрoма) на плечах, цветная кайма по вороту и оборки на рукавах. Поверх сарафана обязательно надевался передник (водздöра). Сарафан подпоясывался тканым и плетеным узорным поясом (вöнь). Верхней женской рабочей одеждой являлись дубник или шабур (домотканная одежда из холста), а зимой - овчинная шуба. В праздничные дни одевались наряды из лучших тканей (тонкого холста и сукна, шелковых покупных тканей), повсеместно носили одежду из более грубых домотканного холста и пестряди темных расцветок. Покупные ткани стали распространяться со второй половины ХIX в. Головные уборы женщин разнообразны. Девушки носили повязки (лента), обручи с лентами (головедец), платки, шали, замужние женщины - мягкие уборы (руска, сорока) и твердые сборники (сборник), кокошники (юртыр, треюк, ошувка). Свадебным головным убором служил юрной (очелье без дна на твердой основе, обтянутое красным сукном). После свадьбы женщины носили кокошник, сороку, сборник, а в старости повязывали голову темным платком.

Мужская одежда состояла из холщевой рубахи-косоворотки навыпуск, подпоясанной ремнем, холщевых штанов, заправленных в сапоги или узорные чулки (сера чувки). Верхней одеждой служили кафтан, зипуны (сукман, дукос). Верхней рабочей одеждой служили холщовые балахоны (дубник, шабур), зимой - овчинные шубы (пась, кузьпась), полушубки (дженьыд пась). Коми-ижемцы заимствовали ненецкий комплекс одежды. Охотники коми во время промысла использовали плечевую накидку (лузан, лаз). Головные уборы мужчин - шапки, шляпы и картузы.

Мужская и женская обувь мало отличались: почти повсеместно носили коты (низкая обувь из сыромятной кожи), бахилы или сапоги. Коты (кoтi, уледи) надевали на холщовые портянки или шерстяные чулки. Зимой носили валенки или обувь в виде валяных головок с суконными голенищами (тюни, упаки). На севере получили распространение меховые пимы (пiмi) и тобоки (тoбoк), заимствованные у ненцев. Специальная обувь была у охотников и рыбаков.

Подпоясывались плетеными или вязаными поясами. Одежда (особенно вязаные изделия) украшались традиционным геометрическим орнаментом.

Современная одежда коми общеевропейского образца. Народный костюм вышел из употребления почти у всех групп, только у коми-ижемцев сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Юксеевская средняя общеобразовательная школа»

Элементы узоров коми – пермяцкого костюма

(учебно – исследовательская работа по искусству)

Исследовательская работа

выполнена: Андровым

Василием Алексеевичем

учеником 4 класса

Руководитель:

учитель начальных классов

Дозморова В.С.

Юксеево, 2015

Содержание

Введение _________________________________________________3

Глава 1. Национальный костюм, его составные части ____________5

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов____________________7

Глава 3. Мои исследования __________________________________8

Выводы __________________________________________________9

Заключение _______________________________________________11

Список используемой литературы ____________________________12

Приложения

Приложение №1. Презентация «Коми – пермяцкий орнамент»

Приложение №2. Вопросы «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде»

Приложение №3. Анкета «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

Введение

Во втором классе я участвовал в районном конкурсе «Коми – пермяцкий орнамент» в номинации «Рисунок». Когда готовился к конкурсу, думал, что обозначают эти символы - «крестик», «ромбик» и другие. Своим вопросом обратился к учительнице Валентине Семёновне. Она объяснила, что каждый узор имеет своё название. Ими коми – пермяки украшали свою одежду. К сожалению, у нас в доме не сохранилась национальная коми – пермяцкая одежда. Но коми-пермяцкие костюмы я видел на фестивале фино – угорских народов в Пармайлово. Выступающие с разных деревень были одеты в национальные коми-пермяцкие костюмы. Это очень ярко, красиво и привлекательно. Узоры на костюмах у групп артистов Большой-Кочи, Бачманово, Юксеево, Кудымкара, Сергеевского, артистов драматического театра были самые разные: и цветом, и фигурой, и символом. Мне стало интересно узнать, какие элементы узоров можно увидеть на коми – пермяцкой одежде и, какие названия имеют эти узоры.

Тема исследования : «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма».

Целью нашей работы является:

изучение особенностей узоров коми-пермяцкой национальной одежды на примере коми-пермяцкого сарафана, мужской рубашки и кушака.

Для достижения этой цели в работе мы решаем следующие задачи :

Изучить литературу по теме;

Проанализировать национальный костюм, его составные части;

Изучить элементы узоров коми – пермяцкого костюма;

Создать слайдовую презентацию и организовать в классе выставку « Коми – пермяцкий орнамент».

Объект исследования : национальный коми – пермяцкий костюм.

Предмет исследования : элементы узоров коми – пермяцкой одежды.

Методы исследования :

* теоретический анализ литературы;

* рассказ моей учительницы, моей бабушки;

* наблюдение;

* опрос – интервью;

* анкетирование учащихся.

Актуальность исследования заключается в том, что мы, современные школьники, мало знаем о национальной культуре коми-пермяков, об одежде наших предков, поэтому, считаю нужным, расширить знания учащихся по данной теме. Мы ведь живем в Коми-Пермяцком округе, значит, обязательно должны знать культуру своего народа, в том числе и коми-пермяцкие узоры, их назначение.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы на занятиях, при знакомстве с культурой моего народа, на уроках технологии, искусства, окружающего мира.

Гипотеза : Предполагаю, что данное исследование будет ниточкой связи между изучением прошлого, настоящей современной жизнью и будущим нашей малой Родины; связью между детьми и родителями, бабушками и внуками.

Степень изученности темы:

О коми – пермяцком национальном костюме писали многие. Так об истории коми – пермяцкого национального костюма в книге «Коми – пермяцкий национальный костюм» писали в соавторстве Г.Н.Чагин, В.В.Климов, Л.В.Караваева. В книге Г.Н.Климовой «Текстильный орнамент коми» освещаются вопросы типового состава орнамента. Все эти обстоятельства свидетельствуют о неподдельном и нарастающем интересе к коми – пермяцкой народной культуре, к коми – пермяцкому национальному костюму, в частности изучению орнамента костюма.

Глава 1. Национальный костюм, его составные части.

Таинственная земля – Парма. Она древняя и прекрасная и относиться к ней надо бережно, с пониманием. Особенным, уникальным является и наш национальный костюм. Национальные костюмы очень красивы и разнообразны. Каждый костюм рассказывает об индивидуальных особенностях его населения, его возрасте, социальном положении, характере, эстетических вкусах.

У мужчин и женщин большую роль играли рубахи. Делали их обычно дома, начиная от прядения и кончая вышивкой.

У коми – пермяков распространилась мужская рубаха – косоворотка туникообразного покроя с разрезом на правой стороне и невысоким стоячим воротником. Дополняли мужскую одежду штаны. Их кроили из прямых полотнищ. Носили рубаху навыпуск, поверх штанов, и подпоясывали узким поясом (Приложение №1, слайд №13).

Женская рубаха была длинной, иногда длина доходила до ступней. В 19 веке покрой женских рубах поменялся. Женская рубаха состояла из двух частей разного материала: верх – из красивой пестряди, тонкого холста или фабричных тканей, а низ – из грубого холста (Приложение №1, слайд №14).

Повседневной одеждой женщин были сарафаны. Первоначально их называли дубасами. В дальнейшем на смену сарафана приходит парочка – юбка и кофта. В 1920-е г.г. она стала основным видом женского костюма.

Женский костюм дополнялся ношением передника (запона, фартука). При этом применялись два вида передника – только до талии и с нагрудником. Праздничные передники украшались вышивкой и кружевами, пришитыми к подолу.

Священник с. Гайны Н.Попов рассказал в 1848 г. о том, что у мужчин и женщин бытовали два вида костюма – праздничный и будничный. Праздничный костюм выглядел более нарядно (Приложение №1, слайд №13).

Коми – пермяцкий костюм на протяжении многих веков был наиболее стойким, в нем отразились традиции и целесообразно объединенные художественные функции. Он поражает красотой и удобством ношения. Его художественная ценность так велика, что в наше время он необходим для фольклорных коллективов, театрализованных постановок, для познания духа и души народа. Ему, как символу народа, невозможно уйти в прошлое.

Глава 2. Названия орнаментальных мотивов.

Изучая книгу Галины Николаевной Климовой «Текстильный орнамент коми», я узнал, о названиях орнаментальных мотивов. Показывая свои вещи, женщины обязательно назовут узоры по имени. Приводим некоторые из них.

Узор «Грабли» (см. Приложение №1, презентация «Коми – пермяцкий орнамент»)

- «Крестик» - «Зубья пилы»

- «Перна» («Нательный крестик»)

- «Птица» - «Ягодка»

- «Бараньи рога» - «Сорочья нога»

- «Гребешок»
- «Круг»

По тому, какие понятия передают названия, мы выделили четыре основных групп.

    Названия, соотносящиеся с названиями орудий труда, предметов быта или их частей (грабли, зубья пилы, гребешок).

    Названия, отражающие существенный признак узора (крестик, круг).

    Названия, соотносящиеся с названиями представителей животного мира и их органов (сорочья нога, бараньи рога, птица).

    Названия, соотносящиеся с названиями растений и их частей (ягодка).

Вывод: коми – пермяцкий орнамент заключает в себе названия растений и животных, орудий труда.

Глава 3. Мои исследования.

С целью выявления отношения учащихся к коми – пермяцкой одежде был разработан опрос по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

Были опрошены учащиеся 1 и 4 классов, в количестве 23 человек. Ученики отвечали на 3 вопроса (см. Приложение №2).

Все результаты опроса внесли в таблицу и составили по каждому ответу диаграмму для сравнения.

    Имеется ли у вас в доме национальная коми – пермяцкая одежда?

1 класс

4 класс

Да, имеется

1 чел.

4 %

Нет, не имеется

10 чел.

12 чел.

96 %

    Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

1 класс

4 класс

Да, надевал

1 чел.

3 чел.

17 %

Нет, не надевал

9 чел.

10 чел.

83 %

1 класс

4 класс

Да, знаю

Нет, не знаю

10 чел.

13 чел.

100%

Выводы

На основании полученных результатов опроса сделали следующие выводы:

Из 23 учащихся только у одного в доме хранится национальный женский костюм и надевается во время традиционных праздников;

Надевали национальную одежду учащиеся во время инсценирования сказки на родном языке и в конкурсе чтецов произведений коми – пермяцких поэтов и писателей;

Никто из опрошенных учащихся не знает названия узоров коми – пермяцкого орнамента, но хотели бы узнать.

Далее среди учащихся начальных классов, в количестве 31 человек, провели анкетирование «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах», а среди учащихся средних классов, в количестве 29 человек, и учащихся старших классов, в количестве 13 человек, провели опрос (см. Приложение № 3). Им были предложены следующие вопросы:

    Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Нравятся

97 %

62,1 %

76 %

Не нравятся

3 %

37,9 %

24 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

32,3 %

55,2 %

7,7 %

Народы коми – пермяки

25,8 %

20,7 %

76,9 %

Женщина

41,9 %

24,1 %

15,4 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

Не знаю

12,9 %

Из – за интереса

9,7 %

10,3 %

Для украшения одежды

77,4 %

89,7 %

100 %

Начальные классы

(%)

Средние классы

(%)

Старшие классы

(%)

На празднике

58,1 %

79,3 %

53,8 %

В библиотеке

19,4 %

17,2 %

38,5 %

Дома

3,5 %

7,7 %

На уроке

22,5 %

все

На основании полученных результатов анкетирования сделали следующие выводы:

Коми – пермяцкие узоры нравятся своей красотой, привлекательностью;

Многие учащиеся не смогли назвать автора коми – пермяцких узоров;

Большинство видели коми – пермяцкий орнамент на одежде артистов во время праздника, а учащиеся средних классов узнали на уроках искусства.

Заключение

В процессе исследования мы пришли к выводам:

В узорах коми - пермяцкого орнамента присутствуют элементы животного и растительного происхождении и орудий труда.

Орнаменты служат не только для украшения одежды, но и являются оберегом.

В национальной одежде продолжает жить стремление коми - пермяцкого народа к красоте.

Закончив исследование, мы познакомили одноклассников с итогами нашей работы, оформили выставку работ «Коми – пермяцкий орнамент»

(Приложение №1, слайд №12). Ученики нашего класса узнали много интересного и нового о культуре коми – пермяков, а, значит, мы помогли сохранить ещё одну частичку культуры коренных народов коми – пермяков.

Если у кого из вас дома хранится коми – пермяцкая одежда, относитесь к ней бережно, аккуратно. Никогда нельзя забывать искусство наших бабушек и дедушек.

Данная работа мы надеемся, окажет неоценимую помощь для организации работы со школьниками.

Коми – пермяцкие орнаменты красивы –

В них все приметы родины моей.

Ты больше не найдёшь по всей России

Таких узоров и сказочных зверей.

Узоры на одежде и посуде

Красны, как солнце, и белы, как снег, –

На них сызмальства глядя, наши люди

С прекрасным не расстанутся навек.

Они явились в жизнь совсем не просто

Из – под иглы, и кисти, и резцы:

Ведь мастера по дереву

В них вкладывали души и сердца.

Список используемой литературы

1.Гуреев М.П. Радуга над Пармой.- Кудымкар: Коми-Перм. кн. изд., 1994.-51с.

2.Климова Г.Н. Текстильный орнамент коми. – Кудымкар: Коми – Перм. кн. изд., 1994. – 130 с.

3. Климов В.В., Чагин Г.Н. Круглый год праздников, обрядов и обычаев коми – пермяков. – Кудымкар: Коми – Пермяцкое кн. изд., 2005. – 256 с.

4. Чагин Г.Н., Климов В.В., Караваева Л.В. Коми- пермяцкий национальный костюм. - Коми-Перм. кн. изд.,2006; Пермь: Пермское кн. изд., 2006. – 88 с.

Приложение №2

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Ваше отношение к коми – пермяцкой одежде».

1.Имеется ли у вас в доме коми – пермяцкая одежда?

а) Да, имеется

б) Нет, не имеется

2.Кто из вас надевал (хоть 1 раз) национальную коми – пермяцкую одежду?

а) Да, надевал

б) Нет, не надевал

3.Знаете ли вы, что означают узоры?

а) Да, знаю

б) Нет, не знаю

Приложение №3

Социологический опрос

Уважаемые ученики! В связи с проведением научно – практической работы и в рамках исследования «Элементы узоров коми – пермяцкого костюма», просим Вас ответить на наши вопросы по теме «Что вы знаете о коми – пермяцких узорах»

1.Нравятся ли вам коми – пермяцкие узоры?

Нравятся ______

Не нравятся ________

2.Кто придумал коми – пермяцкие узоры?

Не знаю_____

Народы коми – пермяки_____

Женщина ________

3.Как вы думаете, почему женщина придумывала коми – пермяцкие узоры?

Не знаю _____

Из – за интереса________

Для украшения одежды______

4.Где вы видели коми – пермяцкие узоры?

На празднике ____

В библиотеке _____

Дома _____

На уроке_____

Другое (указать)_____________________

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №44» г.Воркуты

Национальный костюм

северных коми

ученик 2 класса

Хозяинов Арсений

ученик 2 класса

МОУ «СОШ №44» г.Воркуты

Руководитель: Перепелова Екатерина Семёновна,

учитель начальных классов

г. Воркута

2012 г.

Оглавление

    Ведение

    Основная часть

    Заключение

    Список использованных источников

    Приложения

Проблема: Народный национальный костюм должен быть отражением традиций нашей малой родины. Стареют мастерицы, национальные костюмы ветшают, лежат в сундуках как реликвия.

Целью нашей работы является

    сохранение коми народных традиций, воспитание уважения к традиционной культуре.

    развивать и способствовать умение работать со справочной литературой, умение вести диалог, анализировать, развивать критическое мышление.

    пропагандировать национальные ценности.

Фольклор коми – сказания и легенды, сказки и песни, пословицы поговорки – дает представление об основных этических и моральных норм народа. Народный костюм - это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками

Традиционная одежда коми, проживающих на северо-востоке республики, сходна с одеждой северорусского населения, ненцев и коми-ижемцев.

Женская и девичья одежда очень хороша своей красочностью, мягким и плавным силуэтом. На Севере, в неярком свете дней и белых ночей, особенное значение имело праздничное узорочье костюма. Разнообразные по цвету и фактуре, но прекрасно подобранные друг к другу детали создавали наряд, который как бы дополнял суровую природу края, расцвечивал ее яркими красками.

Так как у местного населения основное занятие оленеводство, то и в одежде сохраняется традиционная одежда из оленьих шкур.

Традиционной женской одеждой северных коми считается сарафан с кофтой, т.е. сарафанный комплекс одежды.

Рубаха является основным элементом женской одежды. Издавна использовали домотканые холсты, парчу, сатин, атлас, альпак, сукно, шелк.

Рубаха украшается вставками из контрастной ткани. Ворот, подол и кромка рукавов вышивается узором. Народы коми живут в условиях северной природы, поэтому и орнамент включает в себя растительные

окраски.

Поверх рубахи надевался сарафан. По покрою сарафаны различают косоклинные и прямые.

Косоклинный сарафан в основе своей имел три прямых полотнища: два спереди и одно сзади, и 4 клина, вставленных по 2 в бока. Поддерживался сарафан с помощью лямок, которые сзади делали вырезными, а спереди пришивными.

Прямой сарафан представлял собой юбку с неширокими пришивными лямками, сшитые из 5-6 полотнищ ткани. Носили прямой сарафан значительно ниже, чем косоклинный, но также всегда подпоясывали ткаными или плетеными ремешками. Ширина сарафана в подоле достигала 4 метров. Для пышности под сарафан надевают несколько юбок.

Поверх сарафана или юбки женщины надевали передник без нагрудничка с вышивкой и кружевами.



Ж

енский головной убор различают по возрастному принципу. У девушки головные уборы оставляли неприкрытыми часть волос. У молодых может быть венчик в виде ленточки, а также ободок из бересты. Замужняя женщина заплетала волосы в две косы, укладывая их вокруг головы, и покрывала голову специальным чепцом – «волосник», при гостях поверх волосника одевался платок. Головных уборов у женщин было много, иногда одевался на голову поверх волос сборник на твердой основе, кокошник, ситка.

В костюмах северянок преобладают зеленые и фиолетовые тона. Когда приходила старость, женщина повязывала голову темным платком, избегала носить яркие одежды.




Ношение традиционной одежды неразрывно связано с соблюдением определенных последовательностей одевания, строгое соблюдение запретов, связанных с ношением и хранением. Так, например, не разрешалось снимать юбку через ноги, так снимают только с покойника. На головном уборе одна из частей крепилась вокруг головы, а впереди образовывался крест на крест, это служило оберегом для женщины. Одежда хранилась в не вывернутом наизнанку состоянии, в недоступном от посторонних глаз месте.

Верхняя одежда у северных коми близка к мужской - малица, заимствованная у ненцев. Она отличается от мужской, только отделкой по подолу орнаментом, украшениями из различных кусочков меха и сукна, а также меховой опушкой- оборкой.

В холодные дни одевался поверх совик, аналогичный малице, сшитый из сукна.

Из обуви северные коми летом и осенью носили поршни сшитые из сыромятной кожи, стягиваемые ремешком у щиколотки; коты- кожаная обувь с невысоким суконным голенищем. Надевали такую обувь с холщовыми портянками или длинными шерстяными чулками, связанными яркими нитками с национальным орнаментом.

Зимой носили пимы (сапоги из оленьего меха (камыса) ворсом наружу). Украшали переднюю часть пим кусочками меха или цветного сукна, бисером.

Р
усскоязычная письменность, пасы – знаки заменяли слова и целые предложения. До сих пор пасы можно встретить как элемент коми орнамента в оформлении костюмов

В орнаменте женской одежды встречается «половинка ошейника »

восходящее солнце, пожелание благополучия в делах и любых начинаниях.

«Зубья пилы » или домики символизируют единство людей в быту и работе, пожелание успеха в делах.

Одежда наших бабушек с течением времени ветшает, залеживается в сундуках. Чтобы сохранить традиции, старинной одежды северных коми, мы должны не только изучать ее, но и знать секреты ее изготовления и ношения.

С самого раннего возраста меня привлекла одежда коми бабушек. Во время праздников всегда у бабушек была красивая яркая одежда. Позднее я шила для кукол одежду. Всегда поражали меня растительные орнаменты, напоминающие крестики, ромбики, полукруги, рога оленя. Повзрослев, стала интересоваться и изучать таинственные орнаменты, собирала материал о народном костюме.

Я считаю, что каждый живущий в нашей республике должен не только знать, но сохранять культуру народа коми.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

    Статья Е.В.Картовщиковой «Изучение народного костюма коми». Научно-методический журнал «Школа и производство» 2006 г. №6

    Г. Климова «текстильный орнамент коми». Сыктывкар Коми книжное издательство 1984 г.

Хранителями традиционного народного костюма являются старики и в особенности старухи, хотя с каждым годом и они все чаще заменяют самодельный материал фабричным и одеваются так, как ходят в рабочих поселках и городах - Ку- дымкаре, Перми и др.

Традиционный комплекс народной одежды коми-пермячек состоял из холщовой рубахи йбрнбс - белой или чаще цветной, с прямыми вставками на плечах, так называемыми поликами, с длинными рукавами и круглым воротом в сборку на обшивке. Рубаха, как правило, составная. Нижняя часть ее пришивалась по талии к верхней и состояла обычно из трех прямых полотнищ и четырех раскошенных боковых клиньев. Иногда верхнюю часть рубахи шили из ситца, а нижнюю из холстины. Эти рубахи уже не с прямыми поликами, а на кокетке, со стоячим воротником и разрезом посредине груди, застегиваемым на пуговицы.

Поверх рубахи надевался косоклинный сарафан дубас из набойки или синего холста.

В настоящее время, если кто и продолжает носить дубас, то шьют его из фабричной ткани, прямой, в виде юбки со сборками, на лямках, и называется он уже не дубасом, а сарафаном.

Дубас и сарафан подпоясывают плетенным из разноцветных ниток пояском (покром) с бахромой на концах. Поверх сарафана надевают цветной или чаще белый «запон» - фартук с вышивкой на подоле. Такой наряд является в настоящее время праздничным национальным костюмом; в нем обычно выступают девушки на вечерах художественной самодеятельности, фестивалях и праздниках песни.

Исчезнувшие ныне традиционные головные уборы замужних коми- пермячек были в основном двух видов: самгиура в южных районах и кокошник - в северных. Самшура - своеобразный чепец с твердым дном г обшитый кумачом, украшенный несложной вышивкой и полосками позумента. Кокошник тоже имеет вид чепца, но с твердым полуовальным очельем, зашитым мелкими пуговицами, блестками или бисером. Кокошник, как и самшура, удерживается на голове шнурками, продернутыми в нижнюю часть убора.

Дома женщины ходили в кокошнике или самшуре без платка, а при выходе из дома покрывались платком.

Старинные девичьи повязки не сохранились. Теперь самый распространенный головной убор девушек и замужних - платок. Некоторые пожилые женщины еще носят под платком матерчатый чепец (моршенъ) типа повойника. Так ходят обычно дома. Выходя на улицу, поверх платка или моршеня повязывают второй, более плотный платок или шерстяной полушалок, завязывая концы его под подбородком.

Мужской традиционный костюм имел и в прошлом еще меньше своеобразных черт, чем женский, а в наши дни совсем не отличается от костюма русского колхозного крестьянства соседних районов.

Старинную мужскую рубаху шили из белого холста или пестряди, туникообразного покроя, длиннее современной. Ворот, рукава и подол рубахи украшали ткаными красными полосами, вместо пуговиц к вороту пришивали завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая ее узким плетеным пояском или кожаным ремнем. На пояс, как и коми, вешали небольшую кожаную сумочку (биеа), в которой хранили иголку, нитки, трут и кремень для высекания огня.

Штаны (вешъян) носили из грубого сурового холста или синей в белую полоску пестряди; зимой поверх холщовых штанов надевали еще суконные.

Головные уборы мужчин уже давно утратили свои традиционные особенности. Валяные шерстяные колпаки, в которых ходили прежде, можно встретить очень редко. Мужчины носят разнообразные фуражки, картузы, зимой - меховые мерлушковые шапки.

Рабочей одеждой мужчин и женщин служат «запон» - закрытый передник с рукавами и глухая туникообразного покроя рубаха с длинными рукавами и круглым вырезом ворота, длиной почти до колен, сшитая из грубого холста, крашеного или сурового. Рубаху подпоясывают ременным поясом.

Традиционные формы верхней летней и зимней одежды у мужчин и женщин были почти одинаковы. Летом те и другие носили шабур - кафтан из синего или небеленого холста, отрезной в талии, с [большим количеством сбор на спине, длиной до колен. Более теплой одеждой был попыток - тоже своего рода кафтан, но длинней шабура, из полушерстяной ткани домашней выделки, сшитый в талию со вставными клиньями по бокам.

В северных районах округа более теплой верхней одеждой была гу- ня - одежда типа русской поддевки, сшитая из домашнего сукна коричневого или белого цвета, со сборами или фалдами на спине. Зимой носили шубу (пась) из желтых или черных овчин, прямого покроя и со сборами: иногда пась крыли сукном или холстом, выкрашенным в синий цвет.

В наши дни почти все покупают готовую верхнюю одежду в магазине, а если некоторые коми-пермяки и шьют ее дома или в пошивочной мастерской, то уже из фабричных тканей и по современным фасонам.

В 1940-х годах еще сохранялись отдельные виды традиционной обуви. Некоторые коми-пермяки, мужчины и женщины, продолжали носить в качестве рабочей обуви лапти (нинкдм), сплетенные из липового лыка и бересты; по форме они не отличались от русских лаптей. Верхние края (чаще всего у женских лаптей) обшивали цветным холстом, поэтому они и назывались «лапти с опушнем». Ноги обертывали белыми холщовыми онучами. Женщины зачастую вниз надевали чулки и обматывали ноги онучами только до половины икр. Обычно женщины, в особенности молодые, носили онучи с шерстяными красными оборами, мужчины - с черными или плетенными из лыка. В северных районах округа и на Язьве и в прошлом мало кто ходил в лаптях, там чаще носили самодельные кожаные коты типа кожаных галош с красными шерстяными оборами. В этих районах были распространены шерстяные чулки с пестрыми узорами, как и у коми.

Теперь на работу многие мужчины и женщины ходят в кожаных сапогах. Специальные высокие сапоги - бродни с мягкой подошвой надевают, идя в лес и на рыбную ловлю. Зимой носят валяную обувь: валенки и ишим- валяные головки с пришитыми к ним суконными голенищами. Повсеместно распространены различные виды фабричной обуви.

Несколько больше традиционных особенностей сохраняет охотничий костюм, который бытует в настоящее время только в северных районах округа и отчасти у язьвинских коми-пермяков. Он очень похож на охотничий костюм коми. В него входят: холщовая или суконная безрукавка лузан, обшитая по краям кожей, четырехугольная на околыше самодельная суконная шапка, белая гуня и специальная охотничья обувь ком из сыромятной кожи, с очень толстой подошвой, загнутым носком и суконными или меховыми голенищами.

Пища

В дореволюционное время питание коми-пермяков было весьма скудным. Основу его составлял хлеб из ячменной или ржаной муки с добавлением в него различных суррогатов: толченой лебеды, пихтовой коры, муки из сушеных ягод черемухи. Овощей ели очень мало, молоко чаще всего пили квашеным; мясо бывало на коми-пермяцком столе главным образом в большие праздники. Подспорьем в питании служили сушеные и соленые грибы, а также ягоды, которые тоже сушили и замачивали на зиму.

Вместе с тем можно отметить сравнительное разнообразие традиционной кухни коми-пермяков. Она включает много различных мучных кушаний: оладьи, блины, шаньги, пироги с разной начинкой; из жидких блюд, кроме кислых щей (тома шыд),- мясной суп (ля шыд), суп из ячневой крупы (туся шыд), гороховый суп (анъкытша шыд), кислый гороховый или ягодный кисель.

В наше время питание коми-пермяков стало несравненно лучше и обильнее. Хлеб теперь пекут из чистой ржаной муки, без примесей. Много используют пшеничной муки и кондитерских изделий.

Увеличился ассортимент круп. Наряду с овсяной и ячневой едят манную, рисовую и другие каши. Возросло потребление гороха, стали употреблять в пищу фасоль и кукурузу. В местных магазинах продаются макаронные изделия, которых ранее коми-пермяки почти совсем не знали.

Рыба, как и в дореволюционное время, занимает существенное место в питании коми-пермяков. Ее едят в самом разнообразном виде - соленую, жареную, варят из нее уху, но в особенности любят пироги черинянь с запеченной в них, как и у коми, целой рыбой. Пироги с рыбой являются праздничным блюдом, их пекут также на свадьбу, на новоселье, в поминальные и другие торжественные дни. Широкое распространение в послевоенные годы получили покупаемые в магазинах треска, морской окунь, а также различные рыбные консервы.

Увеличилось потребление молочных и мясных продуктов. Из молока делают творог, простоквашу. С молоком приготовляют яичницу из куриных яиц. Из мяса, кроме жидких мясных блюд, делают студень; готовят кушанья из жареного мяса. Коми-пермяки очень любят и часто приготовляют, в особенности по праздникам, пельмени, причем иногда мясную начинку заменяют капустой или вареным картофелем. От коми-пермяков, по всей вероятности, и получил распространение термин «пельмени», они называют свое традиционное кушанье пелънянъ, т. е. «хлеб, имеющий форму уха».

Большое место в питании коми-пермяков занимает картофель, его варят, жарят, пекут, кладут в тесто, добавляют в суп, используют как начинку для пирогов и шанег. У коми-пермяков появились помидоры и огурцы, которых раньше они почти не знали. В округ завозятся фрукты в свежем, сухом и консервированном виде.

Устойчиво сохраняются традиционные напитки. Далеко не все коми- пермяки любят и пьют чай, но зато в каждом доме имеется овсяная теплая брага. По праздникам варят пиво.

Во всех рабочих поселках и во многих деревнях работают столовые. Летом для колхозников во время работ организуется общественное питание на полях.

Комплектование коллекции одежды коми-пермяков восходит к рубежу 1910-х - началу 1920-х гг. Первым собирателем ее был П. И. Субботин-Пермяк (1886-1923), когда он возглавлял созданную им в Кудымкаре художественную мастерскую. Предметы декоративно-прикладного искусства и быта он расценивал как явление, на основе которого должно развиваться новое искусство народа.

ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКЦИИ ОДЕЖДЫ

Увеличить

Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка известен как музей истории и культуры коми-пермяков. Чрезвычайно важно, что в его наименовании запечатлено новое и прежнее название народа. Коренное население Пермского края издавна именовало себя пермяками. Как ощущение связи с корнями народа, первый профессиональный художник коми-пермяцкого народа и один из основателей музея П. И. Субботин взял это слово в качестве дополнения к своей настоящей фамилии. Вскоре, как только на карте России появился национальный округ (1925), «Национальный краевой музей» в Кудымкаре, основанный 30 июля 1921 г., получил наименование, которое соответствовало новому названию народа, принятому в связи с получением национального статуса. В 1945 г. музею было присвоено имя П. И. Субботина-Пермяка.

Самый значительный вклад П. И. Субботин-Пермяк внес в изучение искусства узорных (набивных) тканей. Он и его ученики выявили более 500 образцов набойки, представив их в рисунках, а также и в подлинных предметах - в образцах тканей и деревянных досок, с помощью которых создавались художественные ткани.

Дальнейшее пополнение коллекции продолжилось силами научных сотрудников музея с целью создания постоянной экспозиции. Большую собирательскую работу провела Е. И. Субботина, руководившая музеем с 1923 по 1928 гг. Ее результатом стало создание в 1926 г. одной из первых экспозиций музея «Искусство пермяка».

В 1930-е - 1950-е гг. фонд народной одежды увеличился за счет научных экспедиций Г. А. Нечаева, А. Г. Анисимова, Ф. П. Будкевича и единичных даров жителей округа: П. М. Ярковой (д. Прудор Кудымкарского района), В. Ф. Боталовой (д. Савина Юсьвинского района), С. А. Сурановой (с. Кочево), А. Ф. Кониной (д. Дубровка Юрлинского района), П. Р. Мизовой (д. Верх-Лупья Гайнского района), П. В. Поповой (с. Коса), Н. М. Кургановой (с. Коса) и др.

Источником поступлений в конце 1950-х - 1960-е гг. стали выезды передвижного музея по районам округа. Сотрудники музея побывали во многих отдаленных деревнях и селах, занимаясь сбором экспонатов. Так поступила в музей коллекция одежды охотников северных коми-пермяков, головные уборы, отдельные предметы женского костюма и пояса.

Большой вклад в музейное собрание внесла В. В. Кривощекова, заведующая фондами с 1975 по 1995 годы. Занимаясь изучением и научной обработкой коллекции одежды с большим знанием и умением, она дополнила ее не только отдельными вещами, но и цельными комплексами. Ей удалось сформировать полные костюмы праздничной одежды северных и южных коми-пермяков конца XIX - начала ХХ в., свадебный женский костюм первой половины ХХ в., а также существенно дополнить собрание поясов, обуви, пестряди.

Накопление коллекции народной одежды шло за счет приобретения предметов от мастеров ручного ткачества, создавших их в 1960-е - 1990-е гг.: А. И. Корепиной, А. Е. Климовой, М. В. Орловой, А. П. Цыбиной, А. Е. Шумковой, Н. И. Бражкиной, Л. В. Гусельниковой, Г. Н. Казанцевой и др.

Обогащалась коллекция одежды различным иллюстративным материалом. В музее хранятся фотографические изображения коми-пермяков в национальных костюмах, датируемые концом XIX - начала ХХ в., а также работы современных фотохудожников М. В. Егорова, Ю. И. Сыстерова, Г. И. Цуканова, созданные во время фольклорных праздников и фестивалей. По подбору графических материалов одной из лучших выглядит серия зарисовок П. И. Субботина-Пермяка, выполненная в начале ХХ в. в Кудымкаре и Пожве. Лучшим примером служит графика современных художников А. В. Мошева и В. Н. Онькова.

В настоящее время собрание одежды пополняется путем закупа, отдель-ных даров и ежегодных историко-этнографических экспедиций по районам округа (руководитель Л. В. Караваева). За последние пять лет в кол-лекцию поступило более 150 предметов народной одежды. Наибольший интерес из них представляют юбки середины ХХ в., ситцевые сарафаны 1930-х - 1970-х гг., кожаная обувь: бахилы, коты, сапоги и женские ботинки начала ХХ в.

Сейчас коллекция коми-пермяцкого костюма состоит более чем из 1300 предметов. Самыми многочисленными являются коллекции: тканые пояса - более 400, сарафаны - 120, женские рубахи - 90, мужские рубахи - 75, фартуки - 55, верхняя одежда - 50, обувь - 80, холстов - 150 и др.

Большая часть этих предметов изготовлена во второй половине XIX - начале ХХ в. Предметов, имеющих более раннее происхождение, немного: кокошники и шамшуры, вышитые серебряными и золотными нитями, головные полотенца. Поздние предметы в собрании относятся к концу ХХ в., среди которых наибольший интерес представляют тканые пояса Г. А. Казанцевой - лучшей мастерицы г. Кудымкара.

Уникальной является коллекция набойных досок, основанная П. И. Субботиным-Пермяком. В ней более 200 досок, которые использовались мастерами в конце XIX - начале ХХ в. (см. о них ниже).

Таким образом, Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. П. И. Субботина-Пермяка является обладателем значительных и разнообразных предметов коми-пермяцкого национального костюма. Они лучше всего освещают национальный костюм северных и южных коми-пермяков, чем тех групп коми-пермяков, которые живут за пределами округа.

Предметы из коллекции одежды экспонируются в постоянной экспозиции музея и на выставках в Кудымкаре, Перми, Кирове, Москве. Единичные предметы коллекции опубликованы в сборниках, альбомах и научно-популярных изданиях, однако большая часть их ждет своих исследователей.

Рассказать друзьям