Классификация и ассортимент ювелирных изделий. Ювелирный словарь: учимся читать бирки украшений правильно Линия и темпоритм в металлоизделии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЮВЕЛИРНОЙ ТЕХНИКИ:

I. СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) - ажурные или напаянные на металличес­кий фон узоры из гладкой проволоки, скрученной из двух-трех нитей, затем сплющенной в ленточки.

Различают следующие виды филиграни:

1. Ажурная - кружевной узор с насквозь просматриваемым рисунком.
2. Фоновая - филигрань, напаянная на специально подготовленный фон.

Элементы ажурной и фоновой филиграни:

Гладь - круглая проволока различной длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм.
Зернь - мелкие металлические шарики размером от 0,2 до 2 мм.
Колечко - круглый элемент с внешним диаметром не более 3 мм из плоской и круглой глади, круглой или плоской веревочки. В основном используются для набора фона фоновой филиграни.

Филигрань бывает плоской и объемной. Плоская ажурная филигрань

Броши или фигурки животных. Объемная ажурная филигрань - вазы, кубки, шкатулки, а фоновая - кулоны, серьги конусных или цилиндриче­ских форм.

В плоской ажурной филиграни выделяют многоплановую филигрань

Сканная композиция, состоящая из многих узоров, напаянных один на другой и находящихся при этом в различных плоскостях, то есть изде­лие приобретает объем.

II. ЭМАЛЬ - особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалью покрывают тонким слоем металлические изделия и закрепляют на них обжигом, в результате чего она превраща­ется в блестящую поверхность с устойчивыми яркими цветами.

Виды эмалей:

Выемчатая - эмаль, наносимая в углубления изделий. Углубления под эмаль могут быть подготовлены литьем или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. В этом приеме применяются как прозрач­ные, так и непрозрачные эмали.
Перегородчатая - на пластинку устанавливают или напаивают пере­городки из плоской вальцованной проволоки. Пространства между ними заполняются эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контура­ми рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.
Живописная эмаль - пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

III. ЧЕРНЕНИЕ - имеет много общего с эмалированием. Черная смесь серебра, меди, свинца и серы (чернь) при прокаливании вплавляется в углубления рисунка, выгравированного на поверхности изде-лия, и образует плоский цветовой контраст.

ВИДЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ:

Золочение и серебрение - это гальваническое покрытие стойкими металлами менее стойких металлов для придания изделиям нарядного вида и защиты от коррозии. Слой золочения или серебрения может быть различным в зависимости от вида изделия и его назначения. Для серег, брошей и медальонов, изготовленных из серебра, толщина золочения составляет 1 мкм, для цепочек - 2 мкм.

Родирование - процесс нанесения слоя родия на серебряные изделия с целью их предохранения от потускнения.
Оксидирование - декоративное покрытие поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных частей темным налетом с плавным переходом к светлому тону на выпуклых участках.
Алмазная грань - вид декоративной обработки, при которой алмазным резцом наносится регулярный геометрический орнамент.
Полировка - операция чистовой обработки металла. Изделие приобретает зеркальный блеск. Ручная полировка предпочтительнее механической.
Матирование - одна из операций чистовой обработки. В результате обработки изделие приобретает шероховатую поверхность. Сочетание матовой поверхности с зеркальной, придает изделиям особую привлекательность.
Сатинирование - производится круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке. Тонкие продольные риски придают изделию матированную поверхность.
Микрочеканка - производится посредством мелких ударов чеканом по поверхности изделия для придания переливчатого эффекта.
Современная тенденция - использование двух-трех видов финишной обработки поверхности в одном изделии. Такой прием используется для контраста и выразительности.

Драгоценные металлы группы платиновых не распространены в природе в чистом виде. Все металлы проходят сложный технологический процесс обработки, который называется аффинажем.

Аффинаж – металлургический процесс получения драгоценных металлов последствием очистки их от загрязняющих примесей. Процесс аффинажа сложен по своему принципу, поэтому его проводят на специальных предприятиях по всему миру.

Процедура аффинажа состоит из нескольких этапов:
- химическая очистка металла (металлы платиновой группы проходят очистку растворением в минеральных кислотах и дальнейшим выделением из раствора специальными реагентами).
- физическая шлифовка металла.
- дальнейшая обработка металла концентрированными растворами, необходимая для достижения наивысшего качества очищенного металла.

Преимущественно для процедуры аффинажа используют концентраты с приисков драгоценных металлов, а также драгоценные металлы, которые подвергаются вторичной переработке.

Для проведения процедуры аффинажа таких материалов как золото и серебро используют «сухой» и «электролитический» методы аффинажа. Этот метод более простой, так как золото и серебро имеют несложную схему растворения.

Для группы платиновых металлов преимущественно используется «мокрый» метод аффинажа. Суть этого метода заключается в растворении драгоценных металлов или лома этих металлов в царской водке, которая является катализатором и ускоряет процесс выделения чистого металла из шлакового раствора с применением различных реагентов.

Ювелирные изделия по назначению делят на группы:

— предметы личных украшений;

— предметы туалета;

— предметы сервировки стола;

— предметы для украшения интерьера;

— принадлежности для часов;

— сувениры.

Ювелирные изделия различаются в зависимости от применя-емого материала, а также характеризуются формой и конструк-тивными особенностями, отделкой (изделия могут быть гладкие, гравированные, с чернью, эмалью и др.).

Ювелирные изделия выпускают отдельными предметами и в наборах (гарнитурах).

К предметам личных украшений относят серьги, кольца, бусы, браслеты, кулоны, медальоны, цепочки, колье.

Серьги — распространенный вид украшений; изготавливают их из различных материалов, разнообразных форм и конфигураций. Серьги прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой.

Клипсы — серьги для непроколотых ушей изготавливают из недорогих металлов.

Кольца изготавливают из золота, серебра и сплавов меди. Коль-ца из металла называют обручальными, а кольца со вставками — декоративными.

Бусы — вид женских украшений. Изготавливают из драгоцен-ных, полудрагоценных и поделочных камней, из стекла, кости, дерева, пластмассы. Бусы красиво дополняют одежду и должны с ней гармонично сочетаться.

К предметам туалета относят пудреницы, зажимы для галсту-ков, зеркала в оправе, шкатулки, флаконы для духов и др.

Предметы сервировки предназначены для оформления стола. К ним относятся посуда и приборы, выполненные из драгоцен-ных и цветных металлов. Изделия выпускаются в виде отдельных предметов, в виде сервизов и приборов.

В ассортимент предметов для украшения интерьера входят скульптуры малых форм, настенные украшения, вазы для цветов, шкатулки, камнерезные изделия и др.

К принадлежностям для часов относят браслеты, бортовые цепочки — ремни для часов и др. Бортовые цепочки предназна-чены для крепления карманных часов к борту жилета. Длина бор-товых цепочек — 300 мм. Сувениры — изделия, отражающие национальные или регио-нальные особенности культуры, а также памятные даты, дости-жения в спорте и др.

По назначению ювелирные изделия подразделяют на следующие группы: предметы личных украшений, предметы сервировки стола, предметы украшения интерьера, предметы туалета, принадлежности для часов, письменные принадлежности, курительные принадлежности, сувениры.

По материалу изготовления различают золотые, серебряные, платиновые, мельхиоровые, нейзильберовые и другие ювелирные изделия. Ювелирные изделия из сплавов драгоценных металлов классифицируют по пробам. Изделия из сплавов золота подразделяют по оттенку цвета на изделия из белого, желтого, розового, зеленого и голубого золота. По способу производства выделяют литые, штампованные, монтированные ювелирные изделия; по отделке — позолоченные, посеребренные, анодированные, филигранные, гравированные, черненные. инкрустированные и др.; по наличию и виду вставок — изделия без вставок и со вставками из природных и искусственных камней и другим признакам. Изделия со вставками различают по виду вставок, огранке, способу закрепления в изделии.

Предметы личных украшений — самая распространенная группа ювелирных изделий, которая включает предметы украшения головы, шеи и платья, рук, других частей тела, а также гарнитуры.

К предметам украшения головы относятся серьги и диадемы. К предметам украшения шеи и платья — цепочки, бусы, гривны, колье, кулоны, броши, медальоны, ожерелья.

По форме звеньев и конструкции цепочки подразделяют на панцирные, якорные, ленточные, фантазийные и др.

Бусы представляют собой шейное украшение в виде элементов любой формы, нанизанных на нить или соединенных проволочными звеньями.

Гривна — это шейное украшение в виде жесткого обруча с подвесками или без них.

Шейное украшение, декоративные элементы которого зафиксированы в его центральной части, называется колье, а украшение, декоративные элементы которого зафиксированы по всей его длине — ожерельем.

Кулоны и медальоны относятся к шейным украшениям в виде подвески. Используются в сочетании с цепочкой, шнуром или лентой.

К предметам украшения рук относят кольца и браслеты. Кольца изготовляют гладкие без вставок (обручальные) и декоративные со вставками. Кольца различают по форме, ширине и внутреннему диаметру шинки (ободка). Размеры (номера) колец определяют по внутреннему диаметру шинки в миллиметрах — от 15 до 22,5 с интервалом в 0,5 мм.

Браслеты по конструкции бывают жесткие и мягкие. Они могут иметь подвески и вставки из различных материалов. Выпускают их длиной от 130 до 195 мм с интервалом в 5 мм.

Гарнитуры представляют собой группу разных по назначению предметов личных украшений, имеющих единое художественное решение. Гарнитуры обычно состоят из серег, броши и кольца или серег, колье, браслета и кольца, изготовленных из одного материала, имеющих одинаковые фасон, отделку, вид и цвет вставки.

К предметам сервировки (оформления) стола относятся художественно оформленные приборы и посуда, изготовленные из сплавов драгоценных или цветных металлов и имеющих покрытие из золота и (или) серебра. Ассортимент их представлен в виде отдельных предметов или наборов, предметы которых имеют единое художественное оформление.

К столовым приборам относят ложки (столовые, десертные, чайные, кофейные, для специй, для заварки чая и др.), вилки (столовые, десертные, сервировочные), ножи, лопатки сервировочные и другие предметы.

К столовой посуде относятся чайники, кофейники, молочники, сахарницы, сливочники, подстаканники, креманки, вазы, подставки для столовых приборов, рюмки, бокалы и другие изделия.

К предметам украшения интерьера относятся изделия, эстетически обогащающие интерьер помещения — вазы для цветов, настенные панно из цветных камней, скульптуры, настенные декоративные блюда.

Ассортимент предметов туалета включает пудреницы, расчески, шкатулки, зеркала в оправе, имеющей ювелирное исполнение, булавки для шляп и галстуков, заколки для волос, запонки, зажимы для галстуков, пряжки для ремней.

К принадлежностям для наручных и карманных часов относят браслеты и бортовые цепочки.

Принадлежности для письма включают перьевые ручки с золотым пером, чернильницы из цветных камней (яшмы, малахита, мрамора), ножи для резки бумаги, подставки для ручек.

К курительным принадлежностям относятся предметы для хранения табака и табачных изделий (портсигары), для держания табачных изделий (мундштуки, трубки курительные), для высекания огня (зажигалки), пепельницы и машинки для набивки папирос.

К сувенирным ювелирным изделиям относятся изделия, отражающие национальные или региональные особенности культуры и искусства, памятные даты или обозначающие какой-либо образ: кинжалы, сабли, скульптуры, брелоки и т. п.

Вопрос классификации ювелирных товаров сложен, поскольку до настоящего времени точно не определено, какие именно виды изделий входят в ювелирную группу.

Так, по классификации, представленной в учебниках по товароведению советского периода (С. А. Селиванкин, В. Д. Логинов, Э. И. Орловский), главным признаком, на основе которого изделия относились к группе ювелирных товаров, являлся сырьевой. Все изделия, в составе которых присутствовали драгоценные металлы и ювелирные камни, относились к ювелирным товарам. В эту же группу были включены и часы.

Выделение, в первую очередь, сырьевого признака может быть объяснено тем, что применение золота, как сырья, строго регламентировалось государством. В настоящее время основные запреты сняты, и драгоценные металлы стали широко использовать для декорирования самых разнообразных изделий. Можно прогнозировать, что данная тенденция будет развиваться, и тогда все большее количество изделий, имеющих чисто утилитарное назначение, будет выполняться с применением драгоценных металлов (сплавов) и драгоценных камней, и группа ювелирных товаров будет неоправданно расширяться - тогда по рассматриваемой классификации, основанной на сырьевом признаке, к ювелирным могут быть отнесены изделия, которые не несут совсем никакой эстетической функции.

Ряд авторов выделяет способ производства и отделки, как определяющий классификационный признак при классификации ювелирных товаров. На основе этого признака в группу ювелирных могут быть отнесены все изделия, производимые

с применением техники ювелирного дела (ювелирного литья, филиграни, гравировки, чернения, художественного эмалирования и т. д.), но отстоящие достаточно далеко от понятия «драгоценный». Примером могут служить столовые приборы из мельхиора и нейзильбера, крайне популярные у потребителей в 70-80-х г.г., а также металлическая галантерея.

Другая распространенная классификация, известная еще в Древней Греции, в качестве определяющего классификационного признака принимает функциональное назначение и подразделяет все ювелирные изделия на три большие подгруппы:

Личные украшения;

Изделия для сервировки стола;

Однако в настоящее время древнегреческая классификация устарела, поскольку не охватывает всю номенклатуру изделий. Так, например, изделия для сервировки стола входят в данную классификацию, а подсвечники, люстры, бра, охотничьи ружья и ножи высокохудожественной отделки, очки в золотой оправе и многие другие изделия ювелирного исполнения оказываются за пределами классификации.

В общероссийском классификаторе продукции (ОКП), предназначенном для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в таких сферах деятельности, как стандартизация, систематизация, сертификация продукции, статистический анализ, проведение маркетинговых исследований, используется своя классификация, удобная для названных целей.

В группе 96 «Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности» выделена подгруппа 96 4000 «Изделия ювелирные, галантерея ювелирная и металлическая, изделия ритуально-обрядовые, награды, монеты». Далее в соответствии с иерархической системой классификации вся продукция поделена на 8 разделов по сырьевому признаку:

96 4100 Изделия ювелирные из золота;

96 4200 Изделия ювелирные из платины и палладия;

96 4300 Изделия ювелирные из серебра;

96 4400 Галантерея ювелирная и металлическая;

96 4500 Изделия ювелирные из ювелирного неметаллического минерального и органического сырья (в т. ч. в сочетании с металлами);

96 4600 Футляры для ювелирных изделий;

96 4800 Камни природные, синтетические и выращенные, янтарь для ювелирной промышленности;

В ТН ВЭД выделен раздел XIV «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, металлы, плакированные драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты». В раздел входит одна единственная группа 71, название которой полностью повторяет название раздела. Кроме того, имеется группа 96 «Разные готовые изделия», где в позиции 9601 попадают изделия из янтаря, кораллов, перламутра, сепиолита, гагата и некоторых других ювелирных материалов.

Группа 71 разделяется на 3 подгруппы:

Жемчуг природный или культивированный и драгоценные или полудрагоценные камни;

Драгоценные металлы; металлы, плакированные драгоценными металлами;

Ювелирные изделия, изделия золотых и серебряных дел мастеров и другие изделия.

В первой подгруппе выделены позиции

7101 - Жемчуг,

7102 - Алмазы (незакрепленные),

7103 - Драгоценные и полудрагоценные камни (кроме алмазов);

7104 - Искусственные и реконструированные камни;

7105 - Крошка и порошок.

Во второй подгруппе выделены позиции:

7106 - Серебро;

7107 - Металлы недрагоценные, плакированные серебром;

7108 - Золото;

7109 - Металлы недрагоценные или серебро, плакированные золотом;

7110 - Платина (и металлы платиновой группы); 7111 - Металлы недрагоценные, серебро или золото, плакированные платиной;

7112 - Отходы и лом.

В третьей подгруппе выделены позиции:

7113 - Ювелирные изделия (и их части);

7114 - Изделия золотых и серебряных дел мастеров (и их части);

7115 - Прочие изделия;

7116 - Изделия из природного или культивированного жемчуга, драгоценных и полудрагоценных камней;

7117 - Бижутерия;

7118 - Монеты.

Внутри позиций применяются следующие классификационные признаки: степень обработки, назначение, проба (для сплавов).

Классификация ТН ВЭД удобна для регулирования внешнеторговых операций и начисления ввозной таможенной пошлины, но не удобна для использования в оптовых и розничных торговых предприятиях, а такде, например, при определении рыночной стоимости конкретного ювелирного изделия (или партии). Кроме того, классификация нуждается в некоторой переработке, связанной с тем, что на рынке ювелирных товаров появляются новые материалы, новые технологии и т. д. Например, не понятно, куда попали синтетические (выращенные в лаборатории) вставки, а также облагороженные природные минералы. Возможно, классификация составлялась раньше, чем такие изделия в большом количестве появились на рынке, поскольку ни в одну позицию ТН ВЭД они не попадают.

В сфере обращения, где всё имеющееся предложение рассматривается как товар (то есть объект купли-продажи), первым признаком классификации удобнее всего принимать степень переработки, поскольку правила совершения сделок с определенными товарными подгруппами различны. В соответствии с этим классификационным признаком ювелирные товары будут подразделяться на:

Первичное сырье;

Стандартные слитки драгметаллов;

Ограненные ювелирные вставки;

Ювелирные изделия.

К ювелирным изделиям будут относиться украшения, выполненные из драгоценных металлов (сплавов) и ювелирных камней с использованием техники ювелирного дела. То есть определяющим признаком классификации ювелирных изделий является назначение (эстетическая и художественная функции), а дополнительными - сырьевой состав и способ изготовления. Типовая торговая классификация ювелирных изделий представлена на рисунке.

Типовая торговая классификация ювелирных изделий.

Из торговой классификации видно, что по назначению ювелирные изделия разделяют на три основные группы: личные украшения, изделия для сервировки стола и украшения интерьера; монеты, медали, ордена, памятные знаки.

В свою очередь, личные украшения могут быть разделены на нательные и украшения для одежды. Нательные, в свою очередь, подразделяются по зонам носки на украшения для головы (серьги, диадемы), шеи и груди (бусы, колье, ожерелья, цепочки, подвески), рук и ног (кольца, браслеты). Далее каждая подгруппа может быть разделена с использованием различных классификационных признаков: более узкое назначение, используемый металл или сплав, материал вставки, модельноконструктивные особенности изделия и т. д. В конечном итоге, на последнем уровне классификации окажутся конкретные изделия с признаками, которые отличают каждое наименование от всех других изделий (артикул).

К изделиям для сервировки стола относят столовые приборы, чайные и кофейные сервизы, подносы, блюда различного назначения, судки для специй, салатницы, соусницы, подставки для яиц и др.

К предметам украшения интерьера комнат относят вазы разнообразного назначения, ларцы и шкатулки, рамки для картин и фотографий, оправы для зеркал, скульптурные и барельефные изображения и т. п.

Изделия, выполненные из драгоценных металлов и с применением техники ювелирного дела, но имеющие скорее утилитарное, чем художественное и эстетическое назначение, предлагается относить к тем группам товаров, к которым они принадлежат по функциональному признаку. Так, письменные приборы, ручки и карандаши в золотой и серебряной оправе, золотые перья, блокноты и бювары - к принадлежностям для письма. Портсигары, сигаретницы и сигарницы, пепельницы, спичечницы, мундштуки, трубки - к принадлежностям для курения. Кинжалы, охотничьи ножи с инкрустацией золотом и ювелирными камнями, ружья с отделанным ложем - к охотничьим товарам.

Необходимо отметить, что предлагаемая торговая классификация не идеальна. Существует ряд изделий, в которых трудно определить, что более влияет на их потребительскую оценку: эстетическая ценность или же возможность применения по функциональному назначению. Например, мужские запонки, зажимы для галстука, шпильки, булавки, зажимы для волос и другие.

Кроме того, в предлагаемую торговую классификацию не вошли часы и сувениры.

Часы являются хронометрическим прибором, их основное назначение - измерение текущего времени суток. В зависимости от потребительского назначения, конструктивных особенностей, точности суточного хода и внешнего оформления часы объединяются в следующие группы: карманные, наручные, часы-кулоны, настольные, настенные, напольные, будильники, часы-ходики гиревые, шахматные, секундомеры и башенные. Часы могут иметь отношение к ювелирным изделиям тогда, когда они выполняют роль вставки в ювелирное изделие (браслет, кулон).

Сувениры, по своему определению, «подарок на память», являются предметом декоративно-прикладного искусства и могут быть не связаны с группой ювелирных товаров ни по материалу изготовления, ни по художественной ценности. Сувениры делятся на личные и общие.

Личный сувенир - это предмет природного происхождения или созданный человеком, напоминающий отдельному, конкретному человеку о каком-то значимом только для него событии, месте или другом человеке. Этот сувенир может быть подарен, куплен, найден или взят на память.

Общезначимым сувениром может быть предмет, выполненный в национальных традициях какой-то конкретной страны, района или местности; предмет, отображающий какое-либо знаменательное событие; сувенир-игрушка и т. п.

В следующих разделах будут подробно рассмотрены классификация и ассортимент ювелирных украшений, а также дана краткая характеристика некоторых изделий, не относящихся к данной группе, однако выполняемых с применением драгоценных металлов и техники ювелирного дела.

Отделка ювелирных изделий - это окончательная обработка поверхности, доведения их до состояния товарного вида. Отделочные операции можно классифицировать по трем видам: механическая отделка - полирования, чеканка, гравирование: декоративно-защитные покрытия - эмалирование, чернение; химическая обработка - оксидирование и гальванопокрытия.

Полирование. Сущность процесса полирования заключается в удалении с поверхности металла микронеровностей, чем достигается высокий класс чистоты и зеркальность поверхности. Ювелирные изделия могут подвергаться полированию перед оксидированием, перед покрытием слоем другого металла. В основном применяют два вида полирования ювелирных изделий: механическое и электрохимическое. Механическим называют поштучное полирование изделий с абразивом и без него. Массовые же способы полирования - в барабанах и контейнерах, несмотря на то, что они фактически тоже механические, называются гальванической и виброобработкой.

Электрохимическое полирование - это анодное травление изделий в среде электролитов под действием электрического тока.

Чеканкой называют вид художественной обработки металлов специальными пуансонами-чеканами, в результате чего заготовка принимает неверное изображение. Сущность процесса чеканки заключается в том, что в результате оказанного на чекан давления (ударом молотка) на металле останется след по форме рабочей части чекана. Многократными ударами различных чеканов выбивают заданный рисунок.

Различают ручную и машинную чеканку. Чеканка считается ручной, если процесс выколотки изображения производится вручную. Машинная чеканка -это штамповочная операция, производящаяся на прессах с помощью штампов. Современное оборудование позволяет получать изображение высокого качества, поэтому штамповка в значительной мере сократила применение ручной чеканки в изготовлении ювелирных изделий. Чеканку следует рассматривать не как вид художественного оформления, а как самостоятельный вид изготовления изделий, занимающий большое место в художественной промышленности.

Гравирование - вид художественной обработки изделия, который заключается в вырезании рисунка на изделии штрихелями. В ювелирной практике применяется ручное двухмерное (плоскостное) гравирование - сложный и трудоемкий процесс, требующий от исполнителя большого мастерства, выдержки и сосредоточенности.

Эмалированно - один из видов декоративной обработки ювелирных украшений. Эмаль представляет собой легко плавкое стекло сложного состава, предназначенное для наплавления на металл сложный состав эмали необходим для прочности сплавления с металлом. По химическому составу эмали представляют собой соли кремниевой кислоты, а компонентами сплава являются окиси свинца, кремния, калия, бария, натрия, сурьмы и окиси красящих металлов. Цвет эмалей самый разнообразный и достигается за счет введения в сплав соответствующих красителей. Различают эмали, наносимые на изделия посредством обжига.

Чернение - как один из видов декоративной обработки ювелирных изделий применяют с давних пор. Изделия с чернью, обнаруженные на территории нашей страны. Сущность процесса чернения заключается в нанесении на заданные участки изделия легкоплавкого сплава черного цвета - черни. Чернью декорируют ювелирные изделия из серебра. Чернь представляет собой сплав сульфидов серебра, меди, свинца, серы. В некоторых рецептах свинец можно заменять оловом и вводить в состав сплава буру, хлористый алюминий, висмут.

Оксидирование ювелирных изделий предназначено для защиты их от потускнения. Сущность процесса оксидирования заключается в напылении на поверхность изделий химически стойкой защитной пленки, позволяющая повысить их декоративные качества и коррозионную стойкость. Оксидирование проводят двумя способами: химическим и электрохимическим. При этом различают цветное оксидирование и бесцветное пассивирование.

Гальванические покрытия - процесс представляет собой осаждение одного металла на другой в среде электролита. В ювелирной промышленности в качестве гальванических покрытий используют золото, серебро, реже радий. Цель таких покрытий - придать изделиям определенный декоративный вид, повысить их механическую характеристику. Процессы золочения и серебрения известны давно, радирование стало применяться в последние годы.

Покрытия, полученные в процессе гальванизации, отличаются высокой прочность, а сам процесс - экономичностью. В качестве электролитов при гальванизации используются растворы солей и кислот.

Отделка ювелирных и художественных изделий производится для улучшения их декоративных свойств, повышения коррозионной стойкости, долговечности. Отделке как заключительной операции изготовления изделий предшествует обработка деталей: галтовка, крацовка, шлифовка, термическая обработка, травление, виброобработка и пр.

Обработку выполняют с использованием специального инструмента, станков, материалов, которые позволяют эффективно и качественно подготавливать поверхность изделий для художественной отделки. Механическая обработка деталей во вращающихся барабанах, шлифование абразивными кругами или шкуркой, полирование с использованием всевозможных паст давно уже применяются в ювелирной промышленности. В последнее время находят применение новые технологические процессы. Так, наряду с традиционными способами обработки на ряде предприятий внедрена виброобработка для шлифовки и полировки поверхности изделий в вибробарабанах тороидального типа. Установки обеспечивают качество обработки изделий на операциях шлифования и полирования и устраняют недостатки, присущие методам ручной обработки и галтовки.

Для защиты от коррозии, улучшения декоративного вида обработанные изделия подвергают заключительной художественной отделке: шлифовке с полировкой, золочению, серебрению, хромированию, воронению, анодированию, лакированию. Полировку осуществляют механическим способом, реже химическим или электрохимическим. Изделия после полировки приобретают зеркальный блеск. Анодирование и воронение производят для получения на поверхности стойкой оксидной пленки с широкой цветовой гаммой. Хромирование, меднение, золочение, серебрение-процессы нанесения химическим или электрохимическим способом декоративного и коррозионностойкого покрытия.

В декоративных целях применяют следующие виды отделки: зернь, матование, эмаль (финифть), роспись по эмали, чеканку, гравировку, накатку, насечку, чернь, травление. Все указанные виды отделки применимы к изделиям, различающимся как по виду металла и сплава, так и по способу их изготовления.

Изделия из медных сплавов, изготовленные методом точного литья по выплавляемым моделям, не требуют существенных затрат по обработке и отделке поверхности. Основные виды художественной отделки можно ограничить несколькими: полированием, осветляющим отжигом, гальваническими, оксидными и лаковыми покрытиями.

Для получения коррозионностойких защитно-декоративных покрытий на изделиях из нейзильбера и латуни применяют гальваническое серебрение. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо получить поверхности с высокой коррозионной стойкостью. Для предотвращения растворения небольших количеств меди с поверхности изделий или сохранения высококачественной отделки (в том числе серебряных покрытий), может возникать необходимость в лакировании. Наряду с другими видами отделки, широко применяется оксидирование поверхности ювелирных и художественных изделий как из нейзильбера, так и из латуни, бронзы (рис. 90).

При получении защитных покрытий предъявляются повышенные требования к подготовительным операциям с использованием механических и химических (электрохимических) методов обработки поверхности изделий. Шероховатость поверхности, на которую наносят защитно-декоративное покрытие, должна соответствовать R Z >2,5 мкм. Для получения поверхности необходимого качества наряду с галтовкой в ювелирной промышленности широкое применение находит виброобработка деталей и изделий с использованием в растворе поверхностно-активных веществ. Перед заключительным процессом получения защитного покрытия на изделиях из сплавов меди проводят операции обезжиривания, травления и активации.

Обезжиривание выполняют как в щелочных растворах, так и в растворах специальных ПАВ, а также щелочных растворах с добавкой ПАВ. Наиболее высокая степень очистки поверхности обеспечивается электрохимическим обезжириванием. Для электрохимического обезжиривания используют те же вещества, что и для химического, только в меньших концентрациях. Для сплавов меди при электрохимическом обезжиривании применяют следующий раствор, г/л : едкий натр 30...40, тринатрийфосфат 50...60, углекислый натрий 20...30, жидкое стекло 8...10, синтанол ДС - 10 1...2. Обезжиривание катодное. Плотность тока составляет 3... 10 А/дм 2 , температура 50...60 °С.

*1 (Мыло хозяйственное. )

*2 (Метилсиликат натрия. )

*3 (Триполифосфат натрия. )

Для химического обезжиривания в табл. 38 приведены варианты электролитов (растворов), а также режимы обработки сплавов меди различного состава .

Кроме электрохимического и химического обезжириваний, эффективно использовать также растворы для ультразвуковой очистки (обезжиривание) меди и латуни состава, г/л: едкий натр 5...10, карбонат натрия 15...30, тринатрийфосфат 30...60, моющее средство "Прогресс" 5...7.

Травление - удаление с поверхности оксидов: окалины и продуктов коррозии металлов, входящих в состав сплава. В настоящее время широко применяется совмещенный процесс обезжиривания с травлением в специальных растворах .

Для химического травления медных сплавов используют раствор серной кислоты концентрации 130... 170 г/л. Температура процесса 50...60 °С, продолжительность 3...5 мин . При химическом травлении оксиды металлов растворяются в серной кислоте по реакции: MeO + H 2 SO 4 = MeSO 4 + H 2 O, где Me - ион двухвалентного металла, например меди или цинка.

Сплавы меди с небольшим оксидным слоем травят в серной кислоте. Так, свинцовую латунь ЛC59 -1, латуни Л68 и Л63 травят в 15%-ной H 2 SO 4 при температуре 70...80 °С в течение 0,5...2; 0,5 и 1 с соответственно .

Активирование (декапирование) - удаление с поверхности оксидов-тончайших оксидных пленок, которые образуются на поверхности даже при непродолжительном хранении. Для активации изделий из медных и медно-никелевых сплавов используют 5...10%-ный раствор серной или соляной кислот, либо их смесь той же концентрации.

Промывочные операции имеют большое значение для качества покрытий. Назначение промывок - удаление с поверхности изделий растворов и продуктов реакций. Плохая промывка приводит к образованию дефектов покрытий.

Техник обработки материалов для украшений существует множество. Рассмотрим основные:

Азотирование – термическое окрашивание металла в газовой среде. Применяется для декорирования художест­венных и ювелирных изделий.

Аллохроматические окраски камней

В некоторых ми­нералах окраска связана с радиационным эффектом. Из­менение цвета происходит в результате нарушений крис­таллической решетки, вызванных действием излучения.

Анодирование – электрохимическая обработка поверх­ности украшений из алюминия для получения прозрач­ной и прочной оксидной пленки, поддающейся проника­ющему окрашиванию и полировке. В результате анодиро­вания украшения из алюминия могут быть окрашены в золотистый, серебристый и другие цвета.

Вальцовка – прокатка слитков металла через вальки. Производится на специальном стане. При этом получают листы, полосы или прутки металла желаемой толщины и формы – круглой, овальной, квадратной и т. д.

Волочение – один из процессов заготовки материа­лов для производства ювелирных изделий. Слиток круг­лого сечения до определенного размера протягивают через проволочные вальцы, периодически отжигая. Затем полученную проволоку протягивают через отверс­тия волочильных досок до желаемого диаметра. Для по­лучения тонкой золотой проволоки применяют алмазные фильтры.

Воронение – нагревание изделий в щелочном раство­ре или масляной эмульсии для образования оксидной пленки сине-фиолетового, коричневого или красновато-бурого цвета. Кроме защиты от коррозии воронение вы­полняет и декоративную роль.

Галтовка – очистка поверхности ювелирных изделий путем вращения их в барабанах, загруженных стальными шариками, кожаными обрезками и песком или другими абразивными материалами.

Гальванопластика – тиражирование художественных изделий электролитическим путем, т. е. посредством на­ращивания металла в формы (гипсовые, восковые, гра­фитовые), подвешиваемые в растворе электролита и на­ходящиеся под воздействием электрического тока. При обработке художественных изделий гальванопластикой используют чистую медь, цинк, серебро.


Глиптика (греч. gliptike, от glyph? – вырезаю) – ис­кусство резьбы по камню. Искусство резьбы на само­цветных камнях – один из самых древних видов обра­ботки камня. Здесь ценится не столько сам камень, сколько мастерство его обработки. Техника глиптики за­ключается в том, что камень помещают на каменную плиту, а затем железными резцами или острыми осколка­ми больших твердых минералов наносят на него желае­мый рисунок.

Глубокое травление – заключается в получении раз­личных плоско-рельефных изображений на украшениях из металла путем электрохимической обработки.

Глухая закрепка (в обжим) – заключается в том, что камень крепится в каст, без крапанов и специаль­ным закрепочным пояском обжимает камень по всей ок­ружности.

Гнутье – упрощенная разновидность ковки. Вы­полняется склепыванием гнутых элементов заготовки.

Горельеф (франц. haut-relief – высокий рельеф) Представляет собой скульптурные изображения или орнамент, выступающие на плоской поверхности более чем на половину толщины изображаемого предмета.

Гравировка – нанесение на поверхность ювелирных и художественных изделий, на предметы бижутерии из ме­талла, кости и др. материалов неглубоких узоров с помо­щью штихелей (стальных резцов длиной 100 – 120 см). Различают два вида гравировки по металлу: под гля­нец (при котором углубления и поверхностная часть узора открыты для просмотра), и подчернь (когда вы­гравированный узор предназначается для заливки чер­нью). Гравировка по кости заключается в том, что внача­ле на пластинке делают рисунок, затем гравировальной иглой (шикселем) наносят линии различной глубины.

Гравировка может быть: штриховой (рисунок выпол­няется контурными линиями и штрихами) и рельеф­ной (когда производится выборка фона и рельефная разделка деталей изображения).

Гризантная закрепка – заключается в том, что верх­няя часть каста плотно обжимается и ободок, кото­рый удерживает камень, отделывается мелкой насечкой (гризантом).

Декорирование украшений – один из процессов про­изводства ювелирных изделий, цель которого – прида­ние украшениям высоких эстетических свойств. Способы декорирования: золочение, серебрение, окси­дирование, анодирование, гравировка, чернение, нанесение эмали, чеканка и др.


Дифовка (выколотка) – древний прием холодной об­работки листового металла толщиной не более 2 мм. Производится ударами молотка непосредственно по ме­таллу, в результате чего он тянется, изгибается и приоб­ретает нужную форму.

Заготовка материалов для изготовления украшений – один из основных процессов производства ювелирных изделий, в т.ч. украшений. От него во многом зависит качество готовых изделий. Осуществляется путем плавки, вальцовки, волочения.

Закрепка камней – закрепка камней в ювелирных из­делиях играет важную роль. От того, как ювелир поста вит камень, какой выберет способ его закрепки, во многом зависит эстетическая ценность изделия.

Различают следующие способы закрепки:

  • крапановая закрепка;
  • кармазиновая закрепка.

Закрепка в кернер заключается в том, что камень крепится не в отдельную оправу (каст), а в само изделие для этого на поверхности изделия высверливают отверстие, вставляют в него камень и специальным резцом («штихелем») надвигают по ободку частицы металла на камень, на котором образуется удерживающий ободок.

  • Закрепка на клею, применяется для крепления вставок из пластмассы, граненых камней из стекла, граненых ку­сочков белого металла (марказитов) и др.;
  • гризантная закрепка;
  • глухая закрепка;
  • закрепка на штифтах с клеем используется для крепления вставок из жемчуга или коралла, которые при креплении не имеют полых отверстий в зернах;
  • закрепка в зеркальную оправу, применяется для уси­ления эффекта блеска камня. Его вставляют в зеркаль­ную оправу, т. е. в узкий отполированный металлический ободок (зеркало), который окружает камень.

Зернь – украшение отдельных элементов ювелирных изделий кернерами (напаянными металлическими шариками диаметром от 0,5 до 3-4 мм). Используют для декорирования филигранных изделий в сочетании с филигранью.

Золочение – покрытие украшений из менее стойких металлов стойкими для придания изделиям нарядного вида и защиты их от коррозии. Производится обычно электролитическим путем. Процесс заключается в осажде­нии на поверхности изделий слоя металла из водного рас­твора соли. В ванну, наполненную раствором осаждаемого металла (электролитом), подвешивают изделие, подлежа­щее золочению, пропускают через ванну постоянный ток и из раствора, находящегося в ванне, выделяется золото, которое осаждается на поверхности изделия. Слой золочения может быть различным в зависимости от вида укра­шения и его назначения. Например, для серег, брошей, медальонов, изготовленных из серебра, толщина слоя зо­лочения составляет 1 мкм (микрон равен 0,001 мм), для цепочек – 2 мкм.

Инкрустация (лат. incrustatio) – украшения из кусков различного материала (кости, дерева, перламутра, стекла, камня и пр.), врезанных в поверхность ювелирного изде­лия. Украшения с инкрустацией изготовляют на пред­приятиях художники художественных промыслов России.

Интарсия (итал. intarsio) – деревянная отполирован­ная инкрустация, составленная из разноцветных кусочков дерева различных пород.

Иризация – нанесение тончайших слоев металличес­ких окислов, дающих эффект радужной побежалости та­кого же вида, какой получается от пятен нефти на воде. Получила название от лат. слова «ирис» – радужная обо­лочка (глаза), поскольку по цветовому спектру она подобна радужным цветам, особенно ясно проявляющимся на трещинах и изломе камней при солнечном свете. Ос ирризации упоминал еще Агрикола (1546). В ювелирном деле иризация достигается обработкой поверхности изделий парами хлористого олова.

Ковка – один из древнейших видов обработки метал­лов. Заключается в пластической обработке металла путем плющения ударами молотка, прессом, изгибания, скручивания и т. д. Существует два вида ковки: с пред­варительным нагреванием заготовки и без нагревания (холодная). Ковку слитков или заготовок драгоценных металлов чаще всего производят в холодном состоянии. Из элементов кованых заготовок можно выполнить любое украшение: кольцо, серьги, брошь и др.

Крацовка – один из видов отделочных операций при изготовлении ювелирных изделий, связанный с обработ­кой поверхности изделий. Крацовку производят круглы­ми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке, чтобы придать изделию необхо­димую матированную поверхность.

Крапановая закрепка – наиболее распространенный вид закрепления камней в изделии. Применяется чаще всего при закрепке прозрачных драгоценных и полудра­гоценных камней. Она позволяет лучше показать мине­рал и дает ему больше света, чем любая другая оправа. Недостатком является то, что камень в ней держится не очень надежно. При крапановой закрепке оправа изделия имеет овальную или круглую форму с лапками (крапанами).

Литье – формование ювелирных изделий и бижуте­рии из расплавленного металла. Существует несколько способов художественного литья: отливка изделий в одно- или двустороннюю земляную форму с применени­ем опок (металлических рам с высокими прямоугольны­ми стенками, заполняемых формовочной смесью); литье по выплавляемым моделям; в кокиль (кокильное литье); в металлическую разъемную форму; в цельные земляные формы, получаемые путем заформования и последующей выплавки восковых моделей (применяется при отливке уникальных изделий сложной конфигура­ции), в оболочковые формы, когда поверхность изделий предварительно покрывается силикатной оболочкой, обеспечивающей чистоту отливки (прецизионное литье).


Литье по выплавляемым моделям – наиболее прогрес­сивный способ изготовления тонкостенных и сложных по конфигурации изделий из сплавов золота и серебра. Для изготовления ювелирных изделий этим способом приме­няют сплавы золота 582 и 750 проб и серебра 875 и 916 пробы. Характерной особенностью литья по выплав­ляемым моделям является использование специальных пресс-форм, вспомогательных материалов и принудитель­ное заполнение литейной полости форм жидким метал­лом под действием центробежных сил и вакуумного вса­сывания. Данный метод дает возможность значительно расширить ассортимент украшений и увеличить выпуск изделий из сплавов золота и серебра, а также повысить их качество.

Матование – обработка поверхности украшений из металла струей сухого песка или абразивной эмульсией с помощью пескоструйных аппаратов. Применяется как де­коративная отделка для получения мелкозернистой мато­вой фактуры в сочетании с филигранью.

Накатка – нанесение рельефного рисунка на изделие концентрической формы. Заготовку изделия закрепляют на токарном станке. Вращаясь, она соприкасается со стальным колесиком, на котором выгравирован соответ­ствующий узор.

Насечка – способ получения узора инкрустацией по стали или слоновой кости серебром, золо­том или медью. Заключается в выборке штихелем углуб­лений на поверхности украшений и забивке металличес­кой проволоки или пластинок из материалов, применяе­мых для инкрустации.

Оксидирование (патонирование) – способ ускоренного образования естественной оксидной пленки на поверх­ности медных, серебряных украшений путем их обработ­ки смесью сульфидов, кислот и других реагентов.

Пайка – один из процессов производства ювелирных изделий. Пайку производят специальными припоями, ко­торые состоят из сплавов металлов, соответствующих пробе изготовляемых изделий. Припой по цвету не должен отличаться от цвета изделия. Наиболее трудоем­ким является процесс ручной пайки цепочек, звенья ко­торых должны быть прочно соединены между собой, тщательно припаяны, без зазоров и следов припоя. Пайка звеньев осуществляется на паяльных автоматах с применением порошкообразного припоя сложного соста­ва. После пайки изделия подвергают дальнейшей обра­ботке – опиловке, очистке, шлифовке, при необходи­мости отжигу и т. д.

Пескоструйная обработка – отделочная операция для придания шероховатой поверхности украшениям. Песко­струйную обработку ведут сухим песком, который под давлением из сопла (суживающейся конической насадки) направляют на изделие.

Плавка – одна из операций в процессе производства ювелирных изделий. Ее цель – получить сплав опреде­ленной пробы. Плавка драгоценных металлов с ли­гатурными материалами производится в графитовых тиглях в электропечах, а также в газовых, нефтяных и коксовых печах (золото и серебро). Техни­чески более совершенным является способ плавки в электропечах. Сначала плавят тугоплавкие металлы, затем вводят легкоплавкие. Для получения соответствующих за­готовок (в виде полос или проволоки) расплавленный металл разливают в подогретые стальные или чугунные изложницы. Полученные слитки проковывают специаль­ным молотком для уплотнения структуры металла и уве­личения его пластичности.

Полировка – отделочная операция в производстве ху­дожественных изделий, придающая им глянец и зеркаль­ный блеск. Вручную изделия полируют гладилами из стали и гематита. Изделия, имеющие форму тел вращения, полируют на специальных станках с помощью кругов из хлопчатобумажной ткани с применением по­рошков – крокуса, трепела. Широко применяют электролитическое полирование и отделку поверхности золотых и серебряных изделий алмазными резцами.

Сварка – соединение деталей ювелирных изделий в процессе создания формы. Различают точечную контакт­ную (конденсаторную) сварку и микроплазменную.

Конденсаторной сваркой можно получить стыковые, точечные и др. виды соединений деталей малых толщин металлов драгоценных (золото, платина, серебро) и не­драгоценных. Для точечной конденсаторной сварки, на­пример, сплава золота 583 пробы, в качестве электродно­го материала используют кадмиевую бронзу и медь, медь с присадкой серебра, медь и бронзу с содержанием не­значительного количества хрома (0,25-0,45%), циркония (0,03-0,08%) и титана (0,04-0,08%).

Микроплазменная сварка производится на специаль­ном аппарате, разработанном Институтом электросварки им. Е. О. Патона. Плазма представляет собой смесь электрически нейтральных молекул газа и электрически заряженных частиц – электронов и ионов. Она может быть получена различными способами, самым простым и распространенным из которых является нагрев газа в ду­говом разряде. Для предотвращения взаимодействия сва­рочной ванны и зоны термического влияния с атмосфе­рой соплом подается защитный газ. Применяемые за­щитные газы (аргон, гелий, водород, азот и углекислый), помимо защиты свариваемого шва от окисления, способ­ствуют интенсивному обжатию дуги и получению стаби­лизированного устройства в пространстве столба дуги малого диаметра.

Серебрение – покрытие серебром изделий из метал­лов, для придания им нарядного вида и защиты от кор­розии. Обычно серебрение производят электролити­ческим путем. Процесс заключается в осаждении на по­верхности изделий слоя металла из водного раствора его соли. В ванну, наполненную раствором осаждаемого се­ребра (электролитом) подвешивают изделие, подлежащее серебрению, пропускают через ванну постоянный ток и из раствора, находящегося в ванне, выделяется серебро, которое осаждается на поверхности изделия. Слой сереб­ра может быть различным в зависимости от вида изде­лия.

Торевтика (греч. toruo – вырезываю, чеканю) – ис­кусство ручной рельефной обработки художественных из­делий из металла – чеканка, тиснение, отделка литых изделий. Зародилось в глубокой древности. До нас дошли тончайшие украшения, пышно декорированные кубки и чаши, из золота, серебра, электры (природного сплава золота и серебра), сделанные за несколько тысячелетий до н. э.

Чеканка – получение сложного рельефного рисунка на поверхности ювелирных и художественных изделий из металлов. Осуществляется разными способами: оса­живанием металла на подкладной матрице; нанесени­ем плоскорельефного рисунка специальными штампиками; свободным формированием рельефа на пластинча­той подкладке из резины, свинца, смолы. Для образова­ния рельефного рисунка в этом случае применяют набор различных инструментов, имеющих форму при­туплённых зубилец, которые помещают между молотом и изделием.

Шлифовка украшений – применяется для создания ровной поверхности изделий. Осуществляется с помощью вращающихся шлифовальных войлочных, фетровых или бязевых кругов и порошков – пемзы, наждака.

Штамповка (вырубка, выдавливание) – один из ос­новных процессов массового изготовления украшений. Штамповкой получают отдельные детали и целые изде­лия. Осуществляется стальными штампами. Штампами вырубают плоские изделия или заготовки для дальней­ших операций, а также получают пустотелые изделия из пластин путем их вытяжки. Процесс вытяжки состоит в том, что пластину обрабатываемого металла кладут на матрицу, а сверху давят пуансоном, в результате пластина прогибается и принимает форму матрицы и пуансона. На штампах для вытяжки выгравировывают рисунок, кото­рый и выпрессовывается на изделиях в процессе прессо­вания. Изделия сложных форм штампуют в несколько приемов на разных штампах с промежуточными отжига­ми, чтобы избежать перенапряжения металла и разрыва заготовок. Прогрессивным методом изготовления обру­чальных колец является получение их из заготовок-шайб. Шайбы вначале отжигают в специальной термической печи при температуре 680 0 С и путем нескольких последо­вательных штамповочных операций на прессах с различ­ными по форме штампами получают заготовку в виде цилиндра. Затем эту заготовку подвергают дальнейшей обработке на подрезном и раскаточном станках. Полу­ченные кольца калибруют по размерам внутреннего диа­метра, клеймят именником предприятия, а в инспекции пробирного надзора – пробой, после чего оконча­тельно полируют и глянцуют на шлифовальном станке.

Штриховая закрепка – выполняется в кольцах и дру­гих ювелирных украшениях, недорогих по стоимости. Осуществляется путем поднятия из тела оправы с помо­щью резца тонкой стружки; она и удерживает в касте камень (но обычно стекло или пластмассу).

Рассказать друзьям